Краткое содержание капитан лаперуз который плыл от несчастья к несчастью

Обновлено: 08.07.2024

Книга посвящена отважным мореплавателям прошлого: Джемсу Куку, Лаперузу, Ивану Крузенштерну, Юрию Лисянскому, Рутерфорду, Дюмону Дюрвилю. Это увлекательное и яркое повествование о судьбе прославленных моряков, их жизни, полной героических путешествий и великих открытий.

Только смелым покоряются моря.

Если мы заглянем в энциклопедию, то узнаем, что фрегатом в парусном флоте именовалось военное трёхмачтовое судно с полным парусным вооружением с одной или двумя (открытой и закрытой) орудийными палубами. Они считаются предшественниками крейсеров, использовались в военных целях и в дальних экспедициях.

Книга Николай Чуковского была одной из самых любимых в моем детстве, по степени увлекательности она соперничала с лучшими романа Жюля Верна, но за счёт документальности изложения с элементами художественных отступлений формировалось ощущение подлинности описываемых событий, что делало чтение еще увлекательнее.

Книга состоит из пяти частей, каждая из которых по своему интересна и стоит отдельного упоминания.

Начинается сборник с главы, а по сути, с повести - "Капитан Джеймс Кук и три его кругосветных плавания". Про Кука тогда - в 1977 году, когда читал книгу, - я уже знал и не только из песни Высоцкого, которая была у нас на гибкой подпольной пластинке. Красочное описание трёх кругосветных путешествий - Кук стал первым человеком, обогнувший земной шар трижды - завораживало. Я вместе с писателем и главным героем переживал волнующие приключения, раскачиваясь на борту сначала "Индевора" (первое путешествие), затем "Резолюшн" (два следующих). Австралия, Новая Каледония, остров Пасхи, Гавайи. Помню, как я уличил Высоцкого в ошибке, в его песне Кук подплывал к берегам Австралии, чтобы быть съеденным аборигенами, а на самом деле он погиб на Гавайях.

Вторая повесть - "Капитан Лаперуз, который плыл от несчастья к несчастью". Если с Куком я был знаком до чтения книги, то Лаперуз стал неожиданным открытием. Хотя слово такое "Лаперуза" я уже слышал и тоже в песне: "А я бросаю камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза". И вот теперь я узнал, почему так называется пролив между нашим Сахалином и японским Хоккайдо. Французский мореплаватель, отправившийся в Тихий океан с целью систематизировать открытия Джеймса Кука, ввязался в труднейшее мероприятие, ему пришлось бороться не только со стихией, но и с невезением. Порадовал визит Лаперуза в русский Петропавловск-Камчатский, откуда он и отбыл на юг - в район Соломоновых островов, где без вести пропала вся экспедиция.

Третья часть-повесть - "Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские капитаны, которые обошли вокруг света" И снова, начиная чтение повести я припомнил песню: "Когда паруса Крузенштерна шумят над твоей головой". Я уже знал, что именем мореплавателя назван парусник, который используется в качестве учебного судна. Я не знал, что построен он был в фашистской Германии, и достался СССР по репарации, но это к делу отношения не имеет. Описание первой русской кругосветки на "Неве" и "Надежде" тоже впечатляло, освещался и конфликт Крузенштерна с Рязановым, который был оставлен в Японии в качестве первого русского посла.

Безумно интересной оказалась четвертая повесть сборника - "Матрос Рутерфорд в плену у новозеландцев", Потрясающая судьба Джона Рутерфорда, 20-летнего моряка, попавшего в плен к воинственным маори, которые к тому же были людоедами. Они убили и съели 11 спутников Джона, попавших в плен вместе с ним, но ему удалось завоевать доверие вождя Эмаи. За 10 лет, проведенных в Новой Зеландии, он превратился в настоящего маори и даже стал вождем. Вернувшись в Англию, он тосковал по новой родине и, скорее всего, вернулся туда снова, канув в безвестности. Был полностью татуирован и в этом плане послужил прообразом для Паганеля, тоже попавшего в плен к маори в романе "Дети капитана Гранта".

Замыкает книгу повесть "Капитан Дюмон-Дюрвиль и его запоздавшая находка". Она отправляет нас ко второй повести сборника. Дело в том, что француз Дюмон-Дюрвиль сумел найти следы пропавшей экспедиции своего соотечественника Лаперуза, но случилось это спустя 47 лет после её исчезновения. Это открытие мореплаватель сделал во время своего второго кругосветного путешествия, а всего их у него было три, как и у Куку, но погиб он не в желудках аборигенов, а в самой первой крупной железнодорожной катастрофе. "Се ля ви!" как говорят его соотечественники.

По морям, по волнам, - нынче здесь, завтра там!

Велик океан. Прекрасен, но суров и очень требователен к тем, кто дерзает исследовать его тайны. Сложна жизнь мореплавателя и сухопутному человеку кажется магией. Вот как управится с фрегатом, паруса которого состоят из двухсот отдельных частей, если нет у тебя на службе тысячи сказочных пикси? Как вскарабкаться по мачте на самый верх, если ты не человек-паук? Не представляю. Могу только восхищаться теми, кто раз за разом отправлялся за укрытый туманами горизонт. Хорошо еще, что на каждого романтика, мечтающего приоткрыть полог неведомого, приходится пара десятков прагматиков, отправившихся на поиски кузькиной матери, чтобы поднять уровень жизни, прикупить домик в деревне, содержать семью. Совместными усилиями эти люди не только совершали удивительные открытия, но и возвращались назад (в большинстве случаев).

Капитан Джемс Кук и три его кругосветных плавания.
Если в молодости, будучи юнгой, не пить по кабакам и не играть в карты, то можно закончить как Кук. В двадцать два года стать капитаном и поплыть наблюдать Венеру на тихоокеанский остров Таити. Три раза отправляться в путь, имея планов громадье и открыть кучу всего, кроме того, за чем посылали - ни южного материка, ни северо-западного прохода. СЗП, похоже, не только место, но и карма. Потому что быть британцем и найти его не было возможности. Возмездие за беспощадность по отношению к простым морякам? Если верить автору, совсем там плохо было морским пролетариям - бежали с кораблей как крысы, при малейшей возможности. Но Кук был редким исключением - от него не сбегали. Человеком он оказался добрым, справедливым, заботливым. Много общался с туземцами, даже хотел подружиться. Но те его путали своим поведением. То бусики им нравятся, то не нравятся. То на зеркальце меняться будут, то только на топоры и гвозди. Вот такие непостоянные. А еще каннибальствуют потихонечку и чтобы отучить их от этой вредной привычки, Кук решил им подогнать овечек (пока Даррелл не видит). Конечно, такое не могло закончится счастливо. Не пренебрегайте бокалом хорошего вина, не дайте туземцам себя облапошить.

Капитан Лаперуз, который плыл от несчастья к несчастью.
Про этого доблестного француза раньше ни разу не слышала и, возможно, если бы не книга, так и прозябала бы в невежестве. Так что, спасибо Николаю Чуковскому за своевременный ликбез. Жаль было бы пропустить такие увлекательные приключения. Открытия, совершенные Куком, не давали французам спать спокойно. Не могли они допустить, чтобы Англия все себе захапала и послали Лаперуза совершать подвиги. Ох и напутешествовались мы. Сплавали к испанцам на Тенериф, потом в богатую португальскую колонию (Бразилия которая). Тоже поискали северо-западный проход. Хоть Кук и говорил, что его не нашел. Но разве можно верить англичанам? Нашли и скрывают ото всех. Надо тоже найти для Франции и присвоить себе. И побыстрее. Пока великая французская, которая зреет, не смешала все карты. Побывать в Патагонии. Изумиться истории о переехавшем Консепсионе. Снова отметиться на острове Пасхи, вслед за Куком. На островах, хочу я заметить, надо бдить во всю. А то там воруют. у Шпака магнитофон у Кука - овец, у Лаперуза - шляпу и ведро. Да они даже мундир из-под спящего уведут. Виртуозы. Не повторяйте ошибок французов - носите облегающую одежду, а шляпу приклеивайте на скотч!

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские капитаны, которые обошли вокруг света.
Если уж Франция волновалась, что ей после Англии ничего не достанется, то что уж про Россию говорить.

На протяжении XVIII века русский военный флот выиграл много сражений и в Балтийском море, и в Черном, и в Средиземном, но все это были воды Северного полушария, сравнительно близкие. Еще ни один русский корабль ни разу не пересек экватор, не совершил плавания вокруг земного шара.

Там, в тропических и южных морях, в далеких океанских просторах, плавали корабли Англии, Голландии, Франции, Испании, Португалии, но не России. Англичане, французы, голландцы, испанцы, плавая по этим южным морям, покоряли далекие земли, грабили их, обращали жителей в рабство и торговали рабами. Из-за этих земель они постоянно ссорились между собой и старательно оберегали их от иностранцев.

Да, мы проснулись "к шапочному разбору". Все тропические острова с аборигенами разобрали и нам осталась Антарктида. Хоть что-то успели открыть - спасибо Беллингсгаузену. Но это за скобками романа. Нашим же героям досталось проложить морской путь в Русскую Америку. Чтобы оценить всю важность такого маршрута, достаточно ознакомится с альтернативным способом передвижения - без содрогания сухопутные мытарства купцов читать не возможно. Вот и подсуетились купцы Российско-Американской компании на счет экспедиции. И поплыли мы снова по знакомым местам. Пик Тенерифа - я туда столько раз заруливала, что испанские пограничники стали узнавать меня в лицо и пропускали на берег без документов. Еще раз в богатую португальскую колонию бабочек смущать. Смахнуть пыль с истуканов острова Пасхи. Гавайские острова. Камчатка. Удивительная Япония. Чудно у них - двери сдвигаются, мебели нет, подарки для императора доставляют на руках. Особо порадовал подаренный слон. Я представляю шок бедного слоника, когда его взяли на ручки и понесли в неизвестном направлении. Берегите животных - не отнимайте у них свободу передвижения!

Одолевшим три части книги, посвященных гигантам мореплавания, бонусом достанется самая художественная часть - похождения матроса Рутерфорда в плену у новозеландцев. Душевные люди эти туземцы, как выясняется, ради них можно даже многочасовой поход в тату салон вытерпеть, но есть у них один существенный недостаток - человеченку любят. Не смог отважный матрос с таким примириться.

Заключительная часть книги знакомит с капитаном Дюмоном Дюрвилем, отправившемся искать следы исчезнувшего сорок лет назад Лаперуза. Жаль, что выражение "Лучше поздно, чем никогда" к результатам его экспедиции не очень подходит.

В меру увлекательно для книги о реальных людях и событиях. Крайне познавательно, особенно если ты - ребенок и в голове еще есть место для новых знаний. Достаточно подробно и всеобхватно. И никакой морской болезни.

Книга прочитана в рамках игр Вокруг света и Игра в классики.
За отличное настроение во время путешествия благодарю Полину LiseAlice

Тихий океан вмещает почти половину всех земных вод.

Почти половина земного экватора проходит по Тихому океану.

Найди Тихий океан на глобусе, и ты увидишь, что он занимает почти целое полушарие.

Когда на одном берегу Тихого океана день, на противоположном – ночь. Когда на одном берегу утро, на противоположном – вечер.

Ветры, не встречая на пути препятствий, по целым месяцам дуют в одном направлении. Громадные длинные волны катятся, не зная преград. Бутылка, брошенная в океан, может плыть столетия и не доплыть до берега.

Из вод этого безмерного океана поднимаются тысячи островов. Они покрыты густым тропическим лесом и похожи на плавучие цветущие сады.

Громадные океанские просторы лежат между этими островами.

Первым европейцем, увидевшим Тихий океан, был испанец Бальбоа. В 1513 году Бальбоа с небольшим отрядом высадился на атлантическом побережье Центральной Америки и пошел в глубь страны. Он поднялся на горный хребет и увидел впереди неведомое море. Бальбоа спустился к этому морю и, не снимая доспехов и лат, вошел в его волны. Стоя по грудь в воде, он торжественно принял весь океан, о размерах которого не знал ничего, во владения короля Испании.

Семь лет спустя, в 1520 году, Магеллан, командовавший эскадрой испанских кораблей, обогнул Американский материк с юга и вступил в Тихий океан. Много месяцев плыл он по Тихому океану, не встречая никакой земли. Несколько раз он пытался измерить лотом глубину, но лот не достигал дна. Да и как Магелланов лот мог достигнуть дна, если глубина Тихого океана во многих местах равна десяти километрам!

Магеллан пересек Тихий океан от Южной Америки до Филиппинских островов. Он был убит в сражении с филиппинцами.

Из эскадры Магеллана только один корабль вернулся в Испанию. Этот корабль, плывя сначала по Индийскому океану, потом по Атлантическому, вернулся в Европу, совершив, таким образом, первое в истории человечества кругосветное путешествие.

В течение следующих двухсот лет испанцы, голландцы и англичане не раз проходили по пути, проложенному Магелланом. Но новые путешественники не решались отклоняться в сторону от знакомой дороги, и поэтому исследование Тихого океана почти не подвигалось вперед.

Смелее других был капитан Абель Тасман, голландец.

Отойдя от Магелланова пути к югу, Тасман в 1642 году открыл Австралию, Тасманию и Новую Зеландию.

В первой половине XVIII века исследованием Тихого океана занялись русские. По указу императора Петра, капитан Беринг снарядил на Камчатке экспедицию, чтобы плыть на восток и узнать, соединяется ли Азия с Америкой. Он пересек ту северную часть Тихого океана, которая теперь носит название Берингова моря, и открыл Аляску. Возвращаясь с Аляски, Беринг потерпел крушение и умер от цинги на одном из Командорских островов, который в память этого события теперь называется островом Беринга.

И все же Тихий океан оставался почти не исследованным.

По-настоящему исследовать его европейцам удалось только во второй половине XVIII века.

В поисках удобных торговых путей и стремясь к захвату далеких стран, во второй половине XVIII века европейские моряки совершили ряд героических путешествий в Тихий океан. Большинство этих экспедиций кончилось гибелью их участников. Но благодаря им человечество узнало о множестве дотоле неведомых земель.

Вторая половина XVIII века – это эпоха высшего расцвета парусного флота. Никогда до тех пор искусство строить деревянные корабли и управлять парусами не достигало такого совершенства. Впоследствии, с изобретением пароходов, искусство это утратилось.

Сейчас нам трудно даже вообразить себе всю сложность управления гигантским фрегатом, паруса которого состоят из двухсот отдельных частей. Двести парусов, и у каждого свое назначение! При перемене ветра каждый парус поворачивали. Какой громадный опыт, какую находчивость, какие точные знания нужно было иметь, чтобы не сбиться, не спутаться!

А сколько нужно было отваги, чтобы годами блуждать по неведомым водам, не зная, что ждет тебя за линией горизонта! Деревянные днища кораблей гнили, обрастали корой из ракушек. Порой не хватало продуктов, кончалась пресная вода. Но тысячи миль оставались позади, а все те же волны по-прежнему били в борта, и менялось только расположение созвездий в небесах.

На самой высокой мачте висела корзина, в которой сидел матрос. Волны шатали корабль, и корзина качалась, как люлька. Матрос сидел в корзине, вглядываясь в даль и стараясь заметить землю. Так качался он между водой и небом, ничего не видя, кроме волн. И вот наконец замечал он на горизонте синюю туманную полосу. Стремительно спускался он вниз, на палубу, радостно крича во все горло:

Так мало-помалу люди открывали новые страны. Так все ясней становились очертания исполинского океана. Одни из этих моряков потонули, другие погибли в боях, и только немногим пришлось умереть дома, на родине. Но мир никогда не забудет бесстрашных водителей фрегатов. Вот имена самых прославленных из них: капитан Джемс Кук, капитан Лаперуз, капитан Иван Федорович Крузенштерн и капитан Дюмон Дюрвиль.

О них мы и расскажем.

Капитан Джемс Кук и три его кругосветных плавания.

Мальчик из лавки

Джемс Кук впервые выходит в море

Когда какому-нибудь судну, стоящему в доке города Стэйта, нужно выйти в море, подымается суматоха. Док всегда переполнен, корабли стоят борт о борт, сжатые извилистым каменным молом. С берега мачты кажутся непроходимым лесом – такое их там множество и такая там теснота.

Чтобы вывести одно судно из дока, надо переставить все до единого. А это не легкое дело.

И вот на мол взбегает служащий дока с рупором в руках.

И все приходит в движение.

Наконец освобождается узкая полоска черной воды, по которой готовое к отплытию судно выходит в море.

Капитан Джон Уокер был бородат, угрюм и скуп. Он нисколько не был похож на своего брата Генри Уокера, молодого, веселого человека.

Генри Уокер любил книги о путешествиях и часто подолгу разговаривал в порту со старыми моряками, побывавшими в далеких странах.

Когда город скрылся в сумерках, Генри спустился в трюм посмотреть, хорошо ли сложены мешки с углем, не рассыплет ли их морская качка. Джон остался на палубе. Четверть часа спустя Генри вылез из трюма, ведя за руку оборванного, грязного мальчика.

Мальчику было лет четырнадцать. Сквозь лохмотья просвечивало голое тело, из рваных башмаков вылезали пальцы, жесткие черные волосы торчали во все стороны. Левый глаз его был подбит и превратился в узкую сверкающую щелочку, зато правый смотрел смело и дерзко. Мальчик шагал с таким храбрым, независимым видом, что нельзя было решить, кто кого ведет – он ли Генри Уокера или Генри Уокер его.

– Погляди, Джон, вот так находка! – со смехом проговорил Генри, подводя мальчика к брату. – Он вылез прямо на меня из-за мешка с углем и заявил, что навсегда остается у нас на судне. Я пригрозил выбросить его в море, но он нисколько не испугался. Он мне ответил, что уж лучше лежать на морском дне и видеть, как над тобой проходят корабли, чем вернуться назад в Стэйт, к суконщику Сэндерсону. Видал ли ты когда-нибудь такого чудака? Право, он мне нравится!

Капитан Лаперуз, который плыл от несчастья к несчастью

Повесть, 1929 год

Язык написания: русский

  • Жанры/поджанры: Историческая проза
  • Общие характеристики: Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Мировой океан, моря( В открытом океане | Остров вдалеке от континентов и цивилизации ) | Австралия и Океания )
  • Время действия: Новое время (17-19 века)
  • Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
  • Линейность сюжета: Линейный
  • Возраст читателя: Любой

StasKr, 3 декабря 2013 г.

Как важна в вопросах мореплавания роль удачи! Казалось бы, при подготовке экспедиции Лаперуза был использован весь опыт, накопленный французами при подготовке кругосветных путешествий. Хорошие корабли, опытный капитан, слаженные команды, плеяда талантливых учёных. Множество других экспедиций оснащались гораздо худшим образом, а они возвращались и привозили массу сведений о неведомых землях.


Место и время действия

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Часть первая. Старый пират

Глава 2. Черный пес приходит и уходит

Глава 3. Черная метка

Билли Бон рассказал своему юному другу о Черном Псе и других пиратах, которые решили выкрасть его сундук с ценными бумагами старика Флинта.

Глава 4. Матросский сундук

Глава 5. Конец слепого

Спасение пришло в лице доктора Ливси и таможенных стражников. Слепой Пью был насмерть растоптан под копытами лошадей, остальные пираты успели скрыться. Джим передал бумаги капитана доктору Ливси.

Глава 6. Бумаги капитана

Часть вторая. Судовой повар

Глава 7. Я еду в Бристоль

Глава 9. Порох и оружие

Глава 10. Плавание

Глава 11. Что я услышал, сидя в бочке из-под яблок

Глава 12. Военный совет

Джим немедленно сообщил важное известие капитану, сквайру и Ливси, и на совете было принято решение занять выжидательную позицию, соблюдая осторожность.

Часть третья. Мои приключения на суше

Глава 13. Как начались мои приключения на суше

Глава 14. Первый удар

Глава 15. Островитянин

Часть четвертая. Частокол

Глава 16. Дальнейшие события изложены доктором. Как был покинут корабль

Глава 17. Доктор продолжает свой рассказ. Последний переезд в челноке

Глава 18. Доктор продолжает свой рассказ. Конец первого дня сражения

Оказавшись на суше, искатели сокровищ принялись бежать, преследуемые пиратами, до спасительного частокола. Им удалось добраться до прекрасно укрепленного сруба, из которого можно было без опаски отстреливаться от разбойников. Здесь доктор Ливси и его спутники с радостью встретили Джима, которого считали погибшим.

Глава 19. Опять говорит Джим Хокинс. Гарнизон в блокгаузе

Бен Ганн опасался встретиться с приятелями Джима. Он попросил юношу передать доктору, чтобы тот сам пришел к нему в условленное место.

В гарнизоне Джима встретили с большим радушием. На следующее утро к частоколу подошел Сильвер в компании пирата, который держал в руке белый флаг.

Глава 20. Сильвер-парламентер

Глава 21. Атака

Часть пятая. Мои приключения на море

Глава 22. Как начались мои приключения на море

Глава 23. Во власти отлива

Глава 24. В челноке

На палубе Джим обнаружил раненого боцмана Хендса, который после изрядной дозы выпивки согласился давать мальчику приказы, как вывести шхуну в Северную бухту. Так Джим впервые почувствовал себя настоящим капитаном.

Глава 26. Израэль Хендс

Часть шестая. Капитан Сильвер

Глава 28. В лагере врагов

Глава 29. Черная метка опять

Глава 30. На честное слово

Глава 31. Поиски сокровищ. Указательная стрела Флинта

Сильвер пообещал Джиму не оставлять его в беде, но мальчик уже понял, что пират затеял двойную игру. Взяв все необходимые инструменты, разбойники отправились на поиски сокровищ. Вскоре они наткнулись на скелет, который служил Флинту указательной стрелой.

Глава 32. Поиски сокровищ. Голос в лесу

Глава 33. Падение главаря

Взбешенные неудачей пираты решили было покончить с главарем, но на его счастье в этот миг подоспел доктор Ливси с вооруженными помощниками.

Глава 34. Последняя глава

Осмотр и перевозка сокровищ на корабль заняла несколько дней. Путешественники отправились домой, оставив на острове трех пиратов, милосердно снабдив их порохом и провизией. На родине каждый из участников этого удивительного приключения получил свою долю сокровищ.

Заключение

Главной идеей произведения является изображение силы духа человека, благодаря которой героям удается преодолеть множество препятствий на их пути. Настоящим же сокровищем являются дружба, доброта, верность и порядочность.

Повсюду говорили о неслыханных богатствах тихоокеанских земель.

Но больше всего беспокойств, волнений и досады вызвала эта весть при дворе французского короля Людовика XVI.

Франции не везло с колониями. Большинство французских колоний в Америке захватила Англия. Французские владения в Индии были невелики и со всех сторон окружены владениями Англии. А тут еще англичанин Кук открыл новые острова, которые тоже, вероятно, достанутся Англии.

Во Франции не хотели с этим мириться.

И вот летом 1785 года, через пять лет после возвращения кораблей Кука, маршал де Кастри, морской министр Франции, вызвал к себе в министерство капитана Лаперуза.

— Итак, — сказал министр, — мы решили, наперекор англичанам, тоже послать научную экспедицию в Тихий океан. Бесспорно, открытия капитана Кука огромны. Но Кук — англичанин, и Франция не может вполне доверять ему. Ходят слухи, что английское Адмиралтейство самые ценные открытия Кука держит в секрете, чтобы мы не могли ими воспользоваться. В Тихом океане остались еще области, совершенно неведомые европейцам. Что нам известно о той части океана, которая лежит между островом Пасхи и Гавайским архипелагом? Ничего! Что мы знаем о том огромном пространстве, которое лежит между Калифорнией и Китаем? Ничего! А известно нам что-нибудь о таинственной стране Маньчжурии, лежащей между Кореей и русскими владениями на Дальнем Востоке? Ничего не известно! Ведь еще ни один европеец не был в Японском море. Но, конечно, важнейшим открытием нашей предстоящей экспедиции будет открытие Северо-Западного прохода.

— Но ведь Кук доказал, что Северо-Западный проход не существует! — воскликнул капитан Лаперуз. — Нельзя найти то, чего нет.

— Не верьте Куку, — проговорил министр. — Кук — англичанин. Если бы англичане нашли Северо-Западный проход, они не сказали бы нам о нем ни слова. Ну что ж, мы найдем его сами. Северо-Западный проход должен быть найден!

Помолчав, министр продолжал:

Голос министра звучал торжественно. Министр приближался к самому важному месту своей речи.

— Глава такой опасной и трудной экспедиции должен быть не только первоклассным моряком, но и отличным географом и способным администратором. Он должен уметь вести и войну и торговлю. Нам нужен человек, которому мы могли бы без страха доверить жизнь людей. Трудно было найти такого человека. Но теперь он найден. Мой выбор пал на вас, капитан Лаперуз.

— На меня! — вскричал Лаперуз, вскакивая.

— Да, на вас, — повторил министр. — Разве это вас удивляет? Вы нам известны как лучший моряк французского флота. Ваши исследования Гудзонова залива блестящи. Ваше бегство из плена во время последней войны с Англией достойно удивления. Как администратор вы показали себя во время своей деятельности в наших канадских колониях. Вы здоровы и находитесь в самом цветущем возрасте — вам сорок лет…

— Да, — перебил его Лаперуз. — Но я слышал, что министерство собиралось назначить главой экспедиции адмирала д’Антркасто…

— Эти слухи он сам распускает, — сказал министр со смехом. — Адмирал д’Антркасто предлагал нам свои услуги в качестве главы экспедиции, но мы от них отказались. Я, конечно, не отрицаю достоинств адмирала д’Антркасто. Он отлично справился с восстанием негров-рабов, когда был губернатором Иль-де-Франса, острова в Индийском океане. Он высек двенадцать тысяч человек. Но поручить экспедицию ему мы не можем. Если матросов сечь, как негров, они подымут бунт.

— Капитан Лаперуз, — сказал он, — поезжайте в Брест и примите начальство над обоими фрегатами. Я предоставляю вам самому выбрать себе подчиненных. Прощайте.

Выйдя из кабинета министра, Лаперуз встретился в приемной с высоким надменным человеком в треугольной адмиральской шляпе.

Это был адмирал д’Антркасто.

Лаперуз холодно поклонился.

Адмирал д’Антркасто побледнел. Рука его опустилась на рукоятку шпаги. Он стиснул губы и не ответил на поклон.

Читайте также: