Краткое содержание история создания

Обновлено: 05.07.2024

I этап. Начало работы над романом

II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.

Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

III этап. Завершающий

На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.

Краткая история создания романа

История создания

За время работы над сатирическим романом писатель несколько раз менял последовательность глав. Второе издание произведения было опубликовано в 1879 году. Третья книга вышла в свет в 1883 году. Эти варианты знаменитого произведения также претерпели некоторые изменения.

И.С. Тургенев придерживался другого мнения. Он посчитал, что книга М.Е. Салтыкова-Щедрина заслуживает высших похвал. Иван Сергеевич отметил, что именно так, как показано в произведении, выглядела сатирическая история общества страны.

История создания “Истории одного города” не просто интересна, но и полезна для понимания композиции романа. В 1869 году в январском номере “Отечественных записок” М. Е. Салтыков-Щедрин напечатал несколько глав своего будущего произведения. Потом работа над романом была приостановлена: автор был занят написанием сказок и статей. Вернувшись к своему детищу, Салтыков-Щедрин встретился с жёсткой цензурой и осуждением критиков, однако это не повлияло на творческий процесс. Идея, творческий замысел и духовная сила талантливого писателя сыграли решающую роль в 1870 году были напечатаны оставшиеся главы романа, а также полная версия произведения – отдельным изданием.

Высокоинтеллектуальная сатира на русскую историю

С первых страниц читателю становится понятно, что роман – это пародия на некие летописные исторические источники. Действительно, автор “смастерил” острую ироническую пародию на “Повесть временных лет”, а также на “Слово о полку Игореве”. Он ставит под сомнения исторические сведения, которые преподносят потомкам эти источники. Очень ярко и своеобразно автор интерпретирует историю своего народа, превращая её в дидактическое пособие для потомков. Многие критики – современники Салтыкова-Щедрина высказали мнение о том, что в романе отразилась современная эпоха: погружение в историю – лишь предлог, чтобы завуалировать глубокий смысл произведения. Другие же называли роман – антиутопией. Возможно, произведение вобрало черты исторической сатиры, доведённой до фантастики и антиутопии с поучительным внутренним содержанием.

Запреты цензуры

Неудивительно, что цензура рассмотрела в романе М.Е. Салтыкова-Щедрина беспощадную сатиру на самодержавие, монархию, бездумное правление, которое не учитывает интересы народа, а пользуется плодами его труда. Картина, которую нарисовал автор настолько плачевна, что некоторые главы кажутся абсурдными, но эта крайность необходима для достижения художественной цели. Писателя обвинили в искажении исторической правды, в немыслимой интерпретации прошлого русского народа. На самом деле Салтыков-Щедрин оказал огромную услугу, создав это произведение, ни только литературе, но и истории. Он показал пороки властей и менталитет простого народа, проанализировал огромный пласт истории творчески, что особенно ценно. Годом написания “Истории одного города” принято считать 1870 год, хотя свой идеальный “облик” книга получила спустя 9 лет.

Окончательный вариант

Писателю пришлось идти на компромисс, правя многие принципиально важные места своего произведения. Только спустя 9 лет, в 1879 году писатель смог издать тот вариант романа, который знаком потомкам. В этой редакции особенно “безжалостно” прорисованы образы градоначальников, тщательно продумана последовательность глав и событий, происходящих в повествовании. Ирония, сарказм автора достигают фантастических масштабов, это позволяет выделять то, что скрыто в исторических документах. Писатель получил неограниченную возможность называть вещи своими именами, донести до читателя самое главное. Русский народ ещё далёк от свободы собственной мысли, он не готов нести ответственность за собственную жизнь: это причина людских бедствий – незрелость самосознания. Именно заключительный вариант романа позволил автору воплотить художественный замысел в полную силу, проявить всю мощь таланта.

Статья будет полезна при подготовке к уроку русской литературы и написанию тестовой работы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина.

История написания

Интересные факты:

Александр Блок

  1. После создания этого произведения Блок признал, что это его наилучшее творение. В своем дневнике он даже называл себя гением.
  2. Но творческая история создания была настолько же революционной, как и особенности содержания поэмы. Восхваление революции не приняли ни большевики, ни окружение писателя. Естественно, со всех сторон посыпалась критика. Непосредственно революционеры не приняли похвал, а только поклеп на борцов за справедливость. То есть революционная музыка была понята лишь писателем.
  3. Однако к концу жизни и сам Блок уже ее не слышал. Он проклял собственное творение и даже хотел перед смертью уничтожить все находящиеся экземпляры. Он сильно раскаивался в создании поэмы.

Жанровое направление

Направление произведения точно определить невозможно. Здесь находятся как черты реализма, так и символизма. Но понятно, что писатель, являясь коренным модернистом, пытался создать новые формы. Это у него получилось: стиль не напоминает ни возвышенный слог Пушкина, ни правду-матку Некрасова. Александр Александрович создал инновационное и уникальное произведение.

Автор одновременно описал и жесткость красноармейцев, и надежду на светлое будущее. Наблюдая полное непонимание с каждой стороны, Блоку пришлось написать обширный комментарий, где было сказано, что он только отдался стихии и никак не оценивал ее порывы.

Суть названия

Также заглавие иногда связывают с поэмой Некрасова, в которой основными персонажами были двенадцать разбойников. В этом плане Блок сравнил красноармейцев с мстительными героями, сеющими вокруг только разруху. Но их главарь Кудеяр через время становится на путь истинный и прощается Господом за все прегрешения, когда убил пана Глуховского — губителя обычных людей, не раскаявшегося в злодеяниях. Вероятно, отряд из двенадцати — это потомки Кудеяра, сбросившие рабские кандалы и получившие от Бога индульгенцию, а поэтому солдат ведет Христос.

Особенности композиции

Произведение состоит из 12 глав, каждая изображает отдельную часть мозаики, в которой читатель угадывает черты Петрограда, багряного от крови. Все композиционные элементы стандартные:

Красноармейцы вспомнили Катьку

В эпилоге возникает образ Иисуса, он становится предводителем отряда красноармейцев и ведет их в новый мир.

Краткое содержание

В зимнем Петрограде, который был разорен революцией, беспокойно, потому город патрулируют двенадцать солдат. По пути им встречаются все представители прошлых сословий: бабка, которая жалеет полотнища на знамена, разоренный буржуй, купчиха, содержанка, жандарм.

Город патрулируют двенадцать солдат

Смысл произведения состоит в неоднозначности революции. Нельзя утверждать, что это повлекло лишь смерть. На руинах прошлого можно построить прекрасное будущее, и Блок верит в это.

Описание персонажей

Невзирая на то, что это поэма, в ней немного героев. Но образ всех персонажей важен для понимания сути и авторского мнения:

Иисус ведет солдат

Тематика и проблематика

Темы произведения отображают все спорные вопросы революции. Блок поднимает следующие тематики:

Читайте также: