Краткое содержание и назначение расписания по тревогам

Обновлено: 08.07.2024

Судовые расписания определяют распорядок дня, правила поведения на судне, порядок повседневной службы на каждом судне с учётом его назначения и эксплуатационных особенностей, а также расстановку людей, принимаемые меры и действия в случае возникновения опасной либо аварийной обстановки. Знание каждым лицом своих обязанностей, предписанных судовым расписанием, и их безупречное исполнение является обязательным требованием. На судах должны быть предусмотрены и введены в действие следующие расписания:

· Судовое штатное расписание;

· Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна;

· Расписание по заведованиям;

· Расписания по швартовым операциям;

· Расписание по распорядку жизни экипажа, его размещению и правилам поведения на судне;

· Расписание по судовым тревогам;

· Другие судовые расписания.

Судовое штатное расписание является основным судовым финансово-распорядительным документом, который разрабатывается, согласовывается с ведущими службами и вводится в действие судовладельцем для каждого типа судов.

Судовое штатное расписание с учётом требований международной конвенции по минимальному составу утверждает численный состав экипажа, способный, по мнению судовладельца, обеспечить нормальную эксплуатацию судна, указывает список конкретных должностей, устанавливает должностные ставки и надбавки к ним.

Расписание по безопасности пассажиров и экипажа судна разрабатывается старшим помощником капитана в соответствии с требованиями международной конвенции по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и утверждается капитаном судна.

В расписании по безопасности должны предусматриваться меры по предотвращению незаконных актов против пассажиров и экипажа на борту судна, поведение экипажа во время нападения, чтобы не стать жертвой насилия, порядок и средства оповещения, источники информации и помощи.

Расписание по заведованиямопределяет лиц экипажа судна, ответственных за надёжную работу, должное техническое обслуживание и постоянную готовность к действию судовых технических средств и оборудования, сохранность судового имущества и рациональный расход средств материально-технического снабжения.

На расписании по заведованиям основывается организация учёта и хранения на судне материальных ценностей. Расписания по заведованиям составляется и корректируются старшим помощником капитана старшим механиком и утверждаются капитаном судна.

Расписания по швартовым операциямпредусматривают различные варианты швартовок судна, а также расстановку лиц командного состава и рядового состава на палубе и в машинном отделении в период швартовых операций и плавания судна в районах и местах повышенной навигационной опасности (вход и выход из порта; шхеры; узкости;каналы; проливные зоны и т.д.).

Расписания по швартовым операциям, технологические карты и схемы разрабатываются старшим помощником капитана с учётом технической оснащённости судна, соблюдения правил техники безопасности и охраны труда и утверждаются капитаном судна.

Распорядок жизни экипажа, его размещение и правила поведения на судне,а также другие вопросы повседневной службы устанавливаются соответствующим судовым расписанием. Расписание предусматривает порядок комплектования и условия пользования судовыми спасательными, дежурными и рабочими шлюпками (катерами), хранения и осмотров индивидуальных спасательных гидротермокостюмов, систему осмотра служебных, жилых помещений и помещений общего пользования, порядок доступа в отдельные запираемые на ключ помещения, график работы лиц, входящих в состав службы быта, обеспечения санитарного состояния судна и другие стороны деятельности судового экипажа.

Расписание разрабатывается старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

Расписания по судовым тревогам основа организации борьбы экипажа за живучесть судна. Их вывешивают на видных местах в обще­доступных помещениях судна. При составлении расписаний по судовым тревогам руководствуются следующими основными руководящими документами:

- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море, 1974 г. (SOLAS - 74) с поправками;

- Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения - МКУБ-93. Резолюция А.741 (18) ИМО. 04.11.93г.

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов, 1973/78 г. (MARPOL -73/78) с поправками;

Расписания по судовым тревогам составляются и корректируются старшим помощником капитана и утверждаются капитаном судна.

1. В расписании по тревогам должны содержаться подробное описание общесудового сигнала тревоги, предписанного правилом 3/50, а также действия членов экипажа и пассажиров по этому сигналу. В расписании по тревогам должно быть также указано, каким образом будет дана команда об оставлении судна.

2. В расписании по тревогам должны быть указаны обязанности различных членов экипажа, включая:

- закрытие водонепроницаемых и противопожарных дверей, клапанов, шпигатов, иллюминаторов, световых люков и других подобных отверстий на судне;

- пополнение снабжения в спасательных шлюпках, спасательных плотах и других спасательных средствах;

- подготовку и спуск на воду спасательных шлюпок и плотов;

- общую подготовку других спасательных средств;

- использование средств связи;

- комплектование аварийных партий по борьбе с пожаром;

- специальные обязанности, связанные с использованием противопожарного оборудования и водоотливных средств.

3. В расписании по тревогам должны быть указаны лица командного состава, ответственные за обеспечение того, чтобы спасательные и противопожарные средства содержались в хорошем состоянии и готовности к немедленному использованию.

4. В расписании по тревогам должны быть указаны заместители лиц, занятых на наиболее ответственных участках, которые могут оказаться выведенными из строя, учитывая при этом, что аварийные различные ситуации могут потребовать действий различного характера.

5. В расписании по тревогам указываются обязанности членов экипажа по отношению к пассажирам в случае аварии. Эти обязанности должны включать:

- наблюдение за тем, чтобы пассажиры были надлежащим образом одеты и чтобы на них были правильно надеты спасательные жилеты;

- вывод пассажиров к местам сбора;

- обеспечение порядка в коридорах и на трапах, а также общее регулирование движения пассажиров;

- обеспечение подачи в спасательные шлюпки и плоты запаса одеял.

6. Расписание по тревогам должно быть составлено старшим помощником капитана и утверждено капитаном до выхода судна в море. Если после составления расписания происходят какие-либо изменения в составе экипажа, требующие внесения в расписание по тревогам изменений, капитан должен либо внести в него исправления, либо составить новое расписание. Экземпляры расписания должны вывешиваться на ходовом мостике, машинном отделении, жилых помещениях судового экипажа.

7. Форма расписания по тревогам для пассажирских судов должна быть одобренного типа.

При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партий (группы), утверждаемое капитаном. Расписание ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов судового экипажа на борту судна и состава вахты и вывешивается на видном месте у трапа. Лица, включенные в расписание, должны быть извещены о их обязанностях в случае тревоги.

Устанавливаются следующие расписания по судовым тревогам:

· Расписание по общесудовой тревоге (в том числе по борьбе с пожаром, водой, утечкой аммиака из судовых рефрижераторных установок и т.д.);

· Расписание по шлюпочной тревоге при оставлении судна;

Для отработки практических навыков судового экипажа по действиям в аварийных ситуациях на судах должны регулярно проводиться учебные тревоги (учения) по борьбе с пожаром, водой, по оставлению судна.

Порядок проведения тревог, подаваемые сигналы, расстановка и действия людей, осуществление организационно-технических мероприятий и принимаемые при этом действия (меры), предусмотрены соответствующими международными конвенциями и национальными нормативно-распорядительными документами. Тренировки и практические учения экипажа должны проводиться с учётом их требований и рекомендаций.

Другие судовые расписания.Капитан судна в целях безопасности, если сочтёт нужным, может вменить дополнительные обязанности отдельным лицам, либо всему экипажу, по осуществлению определённых, по его мнению наиболее эффективных мер на случай нахождения судна в опасном для плавания районе (навигационные опасности, зона военных действий, районы неблагополучные в отношении незаконной миграции местного населения и т.д.), или на случаи пребывания судна в экстремальных условиях (шторм, обледенение, выпадение химических или радиационных осадков и другие), либо на любой другой непредвиденный случай (остановка главного двигателя, подвижка груза, необходимость осуществления спасательных операций и другие).

Каждый член экипажа судна должен иметь каютную карточку - выписку из Расписания по тревогам, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой каж­дого члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты. Формат каютной карточки 210x197 мм.

У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из каждой пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора пассажиров по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой закреплены пассажиры кают по шлюпочной тревоге; иллюстрированная краткая инструкция по приемам надевания спасательных жилетов с указанием места их постоянного хранения и пользованию спасательными кругами.

Каютные карточки должны быть выполнены на русском и анг­лийском языках (или на другом языке, если судно занято пере­возкой пассажиров одной национальности). Формат каютной карточки пассажиров 297 x 420 или 210 x 297 мм.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно, вывешивается на видном месте у трапа, оно определяет обязанности и действия состава стояночной аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, утечкой газа и т.п.

Каютная карточка (образец) Обязанности по тревогам Судовой номер:__28____ Место сбора:__СП 4 КОРИДОР САН. КАЮТЫ Каюта №______
Виды тревог Обязанности по тревогам
Общесудовая тревога СП 4 Коридор сан. каюты. Санитар
При пробоине СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При пожаре СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При прорыве аммиака Санитар. Действую по по приказанию
При оставлении судна Плот №12 Доставляю на плот продовольствие и воду
Тревога “Человек за бортом” Санитар. Действую по по приказанию

Старший помощник капитана:_______________________________________________

Судовая пожарная тревога

Судовая пожарная тревога

Основой организации борьбы за живучесть судна является Расписание по тревогам.

В нем определены обязанности членов экипажа при аварии и место их сбора по тревогам.

Существуют типовые формы Расписания, зависящие от числааварийных партий.

В свою очередь число аварийных партий определяется численностью экипажа:

при численности свыше 100 чел.- 3 аварийные партии (носовая, кормовая и аварийная партия машинного отделения);

при численности 40 - 100 чел. - 2 (носовая и кормовая) и аварийная группа машинного отделения;

при численности 15 - 40 чел. - одна и аварийная группа машинного отделения;

при численности менее 15 чел. ни аварийных партий, ни групп на судне не создается;

борьба за живучесть ведется всем экипажем согласно Расписанию по тревогам.

На стоянке в порту, когда часть экипажа увольняется на берег, на судне ежедневно создают стояночную аварийную партию (группу). Главными задачами аварийных партий являются: борьба с водой, исправление поврежденных технических средств, эвакуация людей из аварийных помещений.
Кроме аварийных партий, на судах создают санитарную группу, а на пассажирских судах, кроме того, - партию охраны порядка и безопасности (ОПБ).

До выхода судна в первый рейс Расписание должно быть вывешено в нескольких местах судна. При изменениях в составе экипажа его своевременно корректируют. Каждый член экипажа должен иметь выписку из Расписания (каютную карточку) с указанием в ней сигналов тревог, места сбора и обязанностей по тревогам.
Каютные карточки пассажиров, выполненные на русском и английском языках, кроме того, должны содержать краткую иллюстрированную инструкцию по использованию спасательных жилетов и кругов. Карточки прикрепляют над койкой или на видном месте при выходе из каюты.

При условие сохранения структуры и полноты содержания типовой формы в Расписании допускаются некоторые уточнения и дополнения применительно к особенностям судна. Стояночное расписание по тревогам ежедневно вывешивают на видном месте у трапа.

Порядок объявления судовых тревог следующий

Общесудовую тревогу объявляет вахтенный помощник в аварийных случаях (пробоина, взрыв, пожар и т. п.) и в случае необходимости своевременной подготовки судна к отражению какой-либо опасности.

Шлюпочную тревогу объявляют по указанию капитана в случае угрозы гибели судна.

Обязательным условием подготовки к борьбе за непотопляемость является отличное знание каждым членом экипажа своего судна, а также умение применить на практике средства и способы борьбы с водой.
Это может быть достигнуто путем систематического проведения занятий, тренировок и учений, в результате которых выучка экипажа должна стать такой, чтобы в самой сложной аварийной обстановке (ночь, шторм, отсутствие освещения) все действия по борьбе за непотопляемость приносили бы максимальный эффект.
На занятиях изучают устройство судна, организацию и средства борьбы с водой на других судах и т. п. Очень важное значение придается тренировкам экипажа по борьбе с водой, которые должны проводиться в разное время суток.

Этим же целям, но в большем масштабе и в более сложных условиях служат учения, которые могут быть частными и общесудовыми.

Частные проводят непосредственно командиры аварийных звеньев, обычно без объявления учебной тревоги. После твердого усвоения экипажем обязанностей по тревогам проводят общесудовые учения, всегда предваряемые объявлением учебной общесудовой тревоги.

Учения по общесудовой и шлюпочной тревогам должны проводиться не реже одного раза в неделю на пассажирских судах и не менее одного раза в месяц - на остальных. На учениях по шлюпочной тревоге, проводимых как в море, так и на рейде, шлюпки спускают на воду поочередно, чтобы каждая из.них спускалась не реже раза в 4 мес.

8.6. В судовом расписании по тревогам должны содержаться описания сигналов тревоги, действий каждого члена экипажа судна по сигналам тревоги и место сбора в случае тревоги.

8.7. В судовом расписании по тревогам должны быть определены командиры и их заместители аварийных партий (групп), коллективных спасательных средств и указаны обязанности членов экипажа судна по отношению к пассажирам (если есть на борту) в случае аварии. В расписании по тревогам должна предусматриваться взаимозаменяемость членов экипажа судна.

8.8. Судовое расписание по тревогам составляется старшим помощником капитана и утверждается капитаном судна до выхода судна в море. Если после составления судового расписания по тревогам происходят изменения в составе экипажа судна, требующие внесения изменений в судовое расписание по тревогам, то судовое расписание по тревогам должно быть откорректировано или составлено заново. Судовые расписания по тревогам должны быть вывешены на ходовом мостике, в машинном отделении и жилых помещениях экипажа судна.

8.9. При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партии (группы), утверждаемое капитаном судна. Расписание аварийной партии (группы) ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов экипажа судна на борту судна и состава вахты и вывешивается у трапа. Члены экипажа судна, включенные в расписание аварийной партии (группы), должны быть ознакомлены с их обязанностями в случае тревоги.

8.10. На судне устанавливаются следующие виды и сигналы тревог:

1) общесудовая тревога (борьба с пожаром, борьба с водой) - семь или более коротких звуков и следующий за ними один продолжительный звук. При пожаре во время стоянки в порту сигнал общесудовой тревоги дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

2) тревога "Человек за бортом" - три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность сигнала 5 - 6 секунд), сигнал повторяется 3 - 4 раза;

3) шлюпочная тревога - семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3 - 4 раза.

Сигналы тревог дублируются голосом по трансляции с указанием вида тревоги. На пассажирских судах при наличии иностранных пассажиров сигналы тревог дублируются на соответствующих иностранных языках. В случае пробоины, утечки газа или пожара указывается их место (по возможности).

При выходе из строя звонка громкого боя сигналы подаются паровым свистком, тифоном или сиреной.

Расписание по тревогам определяет роль каждого члена экипажа в чрезвычайной ситуации, поэтому оно должно быть вывешено на видном месте.

Где вывешивается и хранится расписание по тревогам

Расписание по тревогам должно быть вывешено на видном месте в помещениях общего пользования (столовых, клубах, коридорах и т. п.), а также в других доступных местах судна по усмотрению капитана, один экземпляр должен находиться у вахтенного помощника капитана.

Кто и когда составляется расписание по тревогам

Расписание по тревогам составляется старшим помощником капитана при участии Главного (старшего) механика и помощника капитана по производству (на плавбазах и т.д.) и утверждается капитаном судна. Расписания составляются в строгом соответствии с типовыми расписаниями для каждого типа судна, согласованными с органами Главгосрыбфлотинспекции.

Расписание по тревогам составляется до выхода судна в море. Экземпляры этого расписания вывешиваются в установленных местах судна. А его копия должна храниться на ГКП в документах по борьбе за живучесть судна.

Расписание по тревогам должно постоянно совершенствоваться и корректироваться в части уточнения обязанностей отдельных членов экипажа по тревогам, а дляподменного экипажа или при большом количественном изменении экипажа или необходимости внесения существенных изменений оно должно быть составлено вновь.

Семь коротких и один продолжительный гудок судовым тифоном, звонком громкого боя и звуковой сигнализацией.


Общесудовая тревога объявляется вахтенным помощником капитана при:

1) при взрыве, возникновении пожара либо обнаружении его первых признаков, дыма и запаха гари;

2) при обнаружении поступления забортной воды внутрь судна или распространения ее по судну;

3) при других аварийных случаях, создающих угрозу судну и экипажу.

Тревога "Человек за бортом" объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или обнаружении человека (людей) за бортом.

“Шлюпочная тревога” (тревога по оставлению судна) объявляется капитаном судна либо лицом, его заменяющим по судовой трансляции или передается через связных. Сигналом тревоги являются семь коротких и один продолжительный (5 – 6 сек.) звук звонком громкого боя (судовым свистком или сиреной), повторяемых 3 - 4 раза.

По этому сигналу все пассажиры и члены судового экипажа в спасательных жилетах должны прибыть в установленные места сбора. Расписанные члены судового экипажа должны:

- обеспечить выход пассажиров к местам сбора,

- контролировать судовые помещения на предмет отсутствия в них пассажиров,

- осуществлять организованную и безопасную посадку людей.

Должны быть взяты и включены аварийные радиобуи подачи сигнала бедствия через спутник типа "КОСПАС-АРБ" (спутниковый аварийный радиобуй "КОСПАС-САРСАТ") и радиолокационный ответчик, позволящие летательным аппаратам обнаружить спасательные шлюпки и плоты.

Только в случаях, не терпящих отлагательства, командир спасательной шлюпки (плота) может самостоятельно дать команду на спуск. После спуска па воду спасательная шлюпка должна отойти от борта аварийного судна па безопасное расстояние.

Стояночное расписание, кем, когда составляется и где вывешивается

При стоянке судна в порту составляется стояночное расписание аварийной партий (группы), утверждаемое капитаном. Расписание ежедневно корректируется старшим помощником капитана с учетом наличия членов судового экипажа на борту судна и состава вахты и вывешивается на видном месте у трапа. Лица, включенные в расписание, должны быть извещены о их обязанностях в случае тревоги.

Стояночное расписание по общесудовой тревоге составляется ежедневно, вывешивается на видном месте у трапа, оно определяет обязанности и действия состава стояночной аварийной партии (группы) по борьбе с пожаром, водой, утечкой газа и т.п..

Все о каютной карточке

Каждый член экипажа судна должен иметь каютную карточку - выписку из Расписания по тревогам, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой он закреплен по шлюпочной тревоге.

Каютная карточка должна быть прикреплена над койкой каж­дого члена экипажа или на видном месте при выходе из каюты. Формат каютной карточки 210x197 мм.

У спальных мест пассажиров или на видном месте при выходе из каждой пассажирской каюты должна быть вывешена каютная карточка, в которой указаны: значение сигналов тревог; обязанности и место сбора пассажиров по тревогам; номер и место нахождения спасательной шлюпки, за которой закреплены пассажиры кают по шлюпочной тревоге; иллюстрированная краткая инструкция по приемам надевания спасательных жилетов с указанием места их постоянного хранения и пользованию спасательными кругами.

Каютные карточки должны быть выполнены на русском и анг­лийском языках (или на другом языке, если судно занято пере­возкой пассажиров одной национальности). Формат каютной карточки пассажиров 297 x 420 или 210 x 297 мм.

Каютная карточка (образец) Обязанности по тревогам Судовой номер:__28____ Место сбора:__СП 4 КОРИДОР САН. КАЮТЫ Каюта №______
Виды тревог Обязанности по тревогам
Общесудовая тревога СП 4 Коридор сан.каюты. Санитар
При пробоине СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При пожаре СП 4 (санитарная группа). По приказанию с ЦПР
При прорыве аммиака Санитар. Действую по по приказанию
При оставлении судна Плот №12 Доставляю на плот продовольствие и воду
Тревога “Человек за бортом” Санитар. Действую по по приказанию

Старший помощник капитана:_______________________________________________

3.3.1. Расписание по тревогам является документом, определяющим обязанности и место сбора по всем тревогам членов экипажа судна.

3.3.2. Расписание по тревогам составляется старшим помощником капитана при участии главного (старшего) механика и помощника капитана по производству (на плавбазах и т. д.) и утверждается капитаном судна. Расписания составляются в строгом соответствии с типовыми расписаниями для каждого типа судна, согласованными с органами Главгосрыбфлотннспекции.
При незначительном изменении численности экипажа расписание по тревогам корректируется, при значительном изменении — составляется заново.

3.3.3. Типовые формы расписания по тревогам в зависимости от количества аварийных партий на судне даны в приложениях 11, 12 и 13. В зависимости от конструктивных особенностей судна и штатной численности экипажа допускаются соответствующие уточнения и дополнения типового расписания по тревогам.

3.3.4. При нахождении судна в порту у причала или на рейде ежедневно составляется расписание по тревогам для минимума членов экипажа, находящегося на борту, по форме расписания для палубной аварийной партии. Расписание должно быть вывешено на видном месте, а один экземпляр должен находиться у вахтенного помощника капитана.

3.3.7. При распределении обязанностей между членами экипажа в расписании по оставлению судна должно быть уделено особое внимание:
• назначению соответственно подготовленных командиров спасательных шлюпок из числа лиц командного состава судна, старшин и квалифицированных матросов;
• наличию на каждой шлюпке специалистов, умеющих пользоваться навигационными средствами, средствами радио- и визуальной связи и другим специальным оборудованием шлюпок;
• выделению достаточного количества экипажа для спуска (сбрасывания) спасательных шлюпок и плотов.

3.3.8. Расписание по тревогам должно быть вывешено на видном месте в помещениях общего пользования (столовых, клубах, коридорах и т. п.), а также в других доступных местах судна по усмотрению капитана.

Читайте также: