Краткое содержание хребет дьявола

Обновлено: 05.07.2024

Гильермо дель Торо, именитый и знаменитый мексиканский режиссёр, внешне совершенно не выглядит чудовищем, снимающим фильмы про эпичных чудовищ. Бородатый кругляш в очёчках, с милой улыбкой и добрым взглядом. Два "Оскара" в копилке за "Форму воды", две номинации на "Оскар" за "Лабиринт Фавна". Вот только самым, на наш взгляд, лучшим фильмом дель Торо является "Хребет дьявола". И сейчас расскажем, почему мы так считаем.

Мы - это я, автор ПроСмотра, и писатель-фантаст Лев Вишня, автор закрученного, как сюжет фильмов Гильермо, цикла романов "Психокуб" . И ниже будет рассказ о том, почему "Хребет дьявола" - лучший фильм дель Торо.

На самом деле, далеко ходить не нужно - фильм шедевр только потому, что в нём показаны самые жестокие чудовища в мире. Люди. А никаких других монстров не видно. Но это только иллюзия - дель Торо наполнил "Хребет дьявола" огромным количеством аллюзий и отсылок, о части которых и будет рассказ.

Если помните, то сюжет начинается с того, что в разгар гражданской войны в Испании на небольшой приют для мальчиков в центре страны падает авиабомба. По идее эта бомба могла уничтожить все здание со всеми его обитателями, но вместо этого она застыла торчком в земле и не разорвалась. Она превратилась в еще одного молчаливого обитателя приюта: огромная и смертоносная. Другим таким обитателем детского дома и в тот же день стал призрак.

Так вот, это и есть два первых символа.

Авиабомба, упавшая на приют – в данном случае выглядит как божья длань. Судьба. Символ необратимого. Нельзя предотвратить то, что начертано самой судьбой. Но длань эта занесена, но не опущена, зависла, как предупреждение роду людскому.

Призрак Санти – это ангел-хранитель детей, своего рода спаситель их от Хасинто и его банды. Он защищает мальчиков, поскольку в реальном мире других защитников у них нет. И это тоже Судьба, только её другая сторона.

Дети по сюжету слабы, женщины слабы и старики тоже слабы. А сильные в фильме мужчины и все они поголовно - лодеи. Главный антагонист этого киношедевра, молодой и крепкий Хасинто – негодяй, мечтающий любой ценой заполучить золото, что хранится где-то в приюте и принадлежит республиканцам. Ради этого золота он и расправляется со своей первой жертвой - маленьким Санти, что застукал его за попыткой вскрыть сейф. Именно Санти и становится призраком, читай - ангелом.

И вот вам ещё две аллюзии:

В финале Хасинто все-таки находит золото. Но, как и предначертано, оно его и губит. Благодаря помощи Санти дети заманивают Хасинто в ловушку и затем сталкивают в бассейн, где того утягивает на дно злополучное проклятое золото. Хасинто расстаётся с жизнью в объятиях поквитавшегося с ним Санти, а выжившие дети покидают разрушенный приют.

И снова сцена наполнена символизмом.

Бассейн – вот истинный Грааль, чаша справедливости. В него Хасинто скидывает Санти и тот перерождается, становится защитником детей. И в нём же Хасинто остаётся сам, рядом с зависшей над ним дланью бога.

Сам Хасинто – современный дьявол. Он бросает вызов своему приёмному отцу Касаресу и уничтожает созданный им мир, пытаясь найти ложное богатство. Не понимает, что именно этот вызов и сами поиски обрекают его на падение и смерть.

В фильме множество других аллегорий, которые перечислять смысла нет. Фильм очень глубокий и заставляющий задуматься, откуда в человеке берётся зло, что есть выбор совести, как возникает тоталитарная система и даже куда катится мир. Тут все это подается тонко и очень грамотно. Профессионально.

Перевешивает хотя бы потому, что "Лабиринт" исполнен в жанре мистического реализма, а "Хребет" - жёсток и беспощаден именно как максимально реалистичный фильм. Вот только его мистическая составляющая значительно шире и глубже тайн "Лабиринта".

Смотрели? Есть что высказать в комментариях? Не смотрели? Ставьте лайк и.

Исследования и потерянный город

Четверо молодых геологов занимаются обычными исследованиями. По странной причине их внимание привлекло место, которого нет на карте. В семидесятых годах прошлого века здесь был шахтерский городок Шукимхиллс, который якобы сгорел дотла.

За помощью парни обратились к молодой девушке по имени Ариана. Стоит отметить, что девица не совсем проводник. Она тоже здесь никогда не была, но имеет опыт, необходимый для попадания в такие места. В общем, Ариана вычислила место, где когда-то находился Шукимхиллс.

Местные жители не просто не рады исследователям. Они открыто говорят, чтобы те отсюда уезжали. Но геологи все-таки умудряются проникнуть на нужную им территорию, хоть она и огорожена забором под напряжением. Здесь они находят все еще целое шахтерское поселение.

Американский ответ нашей сверхглубокой

Один из геологов Шон демонстрирует совсем не научные взгляды. Он уверен, что шахта с Шукимхиллс это ответ русскому колодцу в ад, как иногда именуют Кольскую сверхглубокую. Так вот, американцы решили повторить эксперимент и на глубине также услышали какие-то звуки.

На самом деле как раз у Шона самый правильный подход. Он не только доверяет науке, но и прислушивается к народным мифам и легендам. Только это сочетание может дать понимание, что и почему происходит. И отмахиваться от того, что говорит народ совсем не стоит. В таких сказках сокрыты истинные знания и реальные истории.

Если бы наука больше прислушивалась к легендам, было бы лучше. Потому как местным жителям реально не до шуток и не до сказок. И ограда под током стоит не столько от тех, кто хочет проникнуть внутрь, сколько от тех, кто может вырваться из глубин.

Некоторые тайны приходится хранить…

Собственно, цель исследования понять, почему происходит возгорание в шахтах. Ну и конкретно в этом месте — что такого произошло, что исчез целый город. Хотя позже оказалось, что руководителем группы двигал исключительно меркантильный интерес.

Почему местным так не нравится присутствие компании геологов? Ну подумаешь, посмотрят, что тут такого? Увы, если те что-то раскопают, они обязательно это обнародуют. А дураков, которые захотят просто так приехать и посмотреть есть много. В общем, некоторые вещи лучше действительно держать в секрете для безопасности самих же людей.

Город геологи нашли, но только кажется у американских кинематографистов совсем плохо с реалистичностью. Шукимхиллс заброшен десятки лет назад, а все выглядит так, как вроде место обитаемо и активно используется. Даже пылью не удосужились присыпать. Или в Америке нет пыли? Но шахта горит, пепел-то есть.

Долгожданная находка и смертельная опасность

По началу в шахту спустили анализатор и моментально нашли, что искали — самый лучший уголь под названием антрацит. Геологи обрадовались, и тут веревка чудесным образом обмотала ногу Терри, и что-то утащило его внутрь шахты. Ариане и Джейми пришлось спускаться вниз. А тут еще подоспел местный житель, которому было приказано группу уничтожить.

У оставшихся хватило ума быстро смыться с места, вот только они умудрились проколоть колесо и застрять. Так что теперь по лесу придется идти пешим ходом. Конечно же, на ночь глядя. А судя по тому, что местный Дейл очень напрягся, когда увидел шахту открытой, то теперича за нашими героями явно кто-то будет охотиться. Так и вышло, в итоге твари загнали людей в шахту.

Странное поведение Арианы и поземный муравейник

А вот тут поразил тупизм Арианы. Они вдвоем с Дареном оказались в каких-то пещерах, вкруг кровожадные чудовища, но она оставляет Дарена одного, говоря, что приведет помощь. Какую, блин, помощь, если единственное, что можно сделать, это заблокировать входы и выходы, чтобы еще больше зубастых существ не вылезло наружу.

Какой вообще смысл был оставлять Дарена в шахте, я так и не поняла. Да, он был морально раздавлен, но ходить-то мог. Видимо, это было сделано для того, чтобы показать, что твари делают с людьми. Ведь по словам Шелби, местные этого не знают. А может это повторение истории — она опять бросила своего клиента.

В общем, Ариана буквально попала в плен к шахтным чудовищам. Здесь она увидела все еще живых Дарена и Шона. Шон-то и сказал, что эти чудовища некий вид живых существ. Примитивных, живущих под землей и образующих колонии по типу муравейника или пчелиного роя. У них даже матка есть. Так что в итоге в живых осталась только Ариана.

Впечатления от просмотра фильма

А вот выбор Арианы мне понравился. Действительно, как жить дальше, зная, что совсем рядом есть живые существа, которые вполне способны истребить человечество? Да, скорее всего, уничтожить их не получится, но можно хотя бы сдержать распространение по поверхности. Ну и защитить тех, кто еще попытается найти потерянный город Шукимхиллс.

Описание сюжета фильма

Фильм начинается с воспоминаний 1970-х годов. Владелец угольной шахты в маленьком городке в Аппалачах беспомощно наблюдает, как его сына утаскивает и искалечивает таинственный, быстро движущийся двуногое существо. Затем фильм переносится в наши дни, в которых пять исследователей направляются в поисках небольшого шахтерского городка под названием Шукум-Хиллз. По пути они обсуждают странный случай старого шахтерского городка, который внезапно исчез вместе с более чем тысячей жителей много десятилетий назад. Их главная причина попытаться определить местонахождение города — это проверить слухи о пожарах на угольных шахтах, которые горят десятилетиями. Руководитель и организатор экспедиции Даррен Аткинс уверен, что все странные явления указывают на то, что в шахтах находится чрезвычайно редкий и ценный материал.

Достигнув места, где раньше находились Холмы Шукум, они ищут остатки города, а также шахту. Когда команда наконец находит вход в одну из подземных пещер, у нее есть элементарное, но электрифицированное укрытие, которое они отключают и опускают в нее зонд. Пока они слушают показания зонда, Дейла втягивают в подземную пещеру. Остальная часть команды пытается спасти его, а главная леди Арианна даже спускается за ним, но безуспешно.

Команда сбегает, ее подбирают местные жители и приводят на встречу со Шуттманом, который, кажется, является фактическим лидером группы жителей, работающих над удержанием монстров, содержащихся в Шукум-Хиллз. Теперь команда понимает, что они совершили серьезную ошибку, открыв подземный вход, и довольно скоро их окружают монстры. В классическом стиле ужасов выживания членов команды убивают один за другим, пока не выживут только Арианна и Даррен, но оба попадают в плен к монстрам и доставляются к их подземному лжецу.

Что происходит с Дарреном и Арианной?

Когда она собирается покинуть Шукум-Хиллз, чтобы рассказать внешнему миру о монстрах, Шуттман просит ее остаться и помочь им сразиться с монстрами. Поначалу скептически настроенная, она в конце концов соглашается и присоединяется к нему в его грузовике. Когда они уезжают, мы видим ворота ограждения, окружающего весь город Шукум-Хиллз, в котором находятся и монстры, и они сами. Ворота заперты на многочисленные замки.

Почему Арианна остается в Шукум-Хиллз?

С самого начала фильма Арианну описывают как одинокую путешественницу. Позже мы узнаем, что она травмирована воспоминанием о том, что ей пришлось освободить своего партнера во время альпинистской экспедиции, чтобы спасти свою жизнь. Кажется, она считает, что она всегда бросает свою команду, чтобы выжить. Поэтому, когда Шуттман предлагает ей остаться, она решает сломать свой шаблон и на этот раз остаться с группой.

Кроме того, уверенное утверждение Шуттмана, когда она спрашивает его, верит ли он, что они могут победить монстров, дает Арианне больше причин, чтобы отступить.

Откуда пришли монстры?

Что случилось с жителями Шукум-Хиллз?

На вопрос, изначально заданный в фильме о том, что случилось с тысячью с лишним жителей Шукум-Хиллз, так и не было дано ответа. Когда команда осматривает один из домов, Даррен отмечает, что жители уехали в спешке и без всякого планирования. Это могло означать, что как только опасность монстров стала известна, большинство людей сразу же убежали. Однако это кажется маловероятным, так как не упоминаются сбежавшие из Шукум-Хиллз выжившие. Более вероятно, что монстры смогли захватить большую часть жителей своей скоростью и парализующими способностями. Также гигантский подземный монстр кормится людьми. Поскольку в городе оставалось так мало людей и не появлялись новые люди, это, кажется, указывает на тот факт, что большинство жителей были схвачены и использованы в пищу монстрами.

Вернется ли когда-нибудь в норму Шукум-Хиллз?

Даже Шон сравнивает монстров с муравьями и пчелами прямо перед тем, как его поглотит большой монстр, за которым, похоже, ухаживают все меньшие. Означает ли это, что у монстров, как и у колоний муравьев и пчел, есть вожак? Это, безусловно, поможет избавиться от них, поскольку Паттон и его команда могут сосредоточиться на уничтожении этого лидера колонии в качестве своего главного приоритета. Мы видели, что монстров можно ранить обычным оружием. Одна из возможностей может заключаться в том, что Арианна, которой удается разбить большого монстра в кульминационном моменте, первая, кто это делает, возвращается и передает идею Шутману.

Однако мы должны помнить, что, поскольку они десятилетиями пытались сразиться с монстрами и до сих пор не добились успеха, у монстров должно быть что-то, что могло бы помешать попыткам Шуттмана и его команды убить их.


Страшно, когда погибают дети. Ещё страшнее, когда дети выносят смертный приговор преступнику и приводят его в исполнение. Потому что, кроме них, сделать это некому. И помочь им никто не может, разве только мёртвые.

1939 год, гражданская война в Испании. Кажется, она далеко, в дне пути от приюта Санта-Люсия. А в приюте безопасно - каменные стены, похожие на крепость, куда враг не сможет пройти. Поэтому сюда и привозят мальчишек, чьи отцы сражаются на войне. Правда, посреди двора торчит страшным напоминанием о войне, вкопавшаяся в землю и невзорвавшаяся авиационная бомба. Если приложить к ней ухо, услышишь тиканье – бомба жива, она спит, она ждёт своего часа…

12-летнего Карлоса (Фернандо Тилве) - интеллигентного, воспитанного, умного и отнюдь не трусливого мальчика - судьба забрасывает в Санта-Люсию. И преподносит ему нелёгкие испытания. Но прежде всего он должен найти общий язык с ребятами, некоторые из которых покалечены войной и озлоблены. Особенно Хайме – главарь местной шпаны. А ещё Карлосу предстоит разобраться, чего от него хочет трудно уловимый призрак мальчика Санти, который всё время его беспокоит, но не может выразить свою волю.

Скоро станет ясно, что война – не там, где люди собираются в войска. Не только там. Она везде, где зло, безнравственность, жестокость, страх противостоят добру, милосердию, беззащитности и любви. И каждому из выживших детей придётся решать, что делать: стать покорной жертвой или сражаться.

И ребята, и взрослые играют в этом фильме превосходно, создавая очень живой эмоциональный фон. Особенно мне понравился парнишка, исполняющий роль Хайме (Иниго Гарсес) – персонаж очень сложный: тонкий, ранимый, и в то же время озлобленный, независимый, гордый, способный и на великодушный поступок и на кровавую месть. И хотя образ у него противоречивый, он очень цельный и симпатичный герой.

Взрослые в картине тоже совершенно неоднозначны, даже самые положительные – воспитатели: директриса Кармен (Мариса Паредес) и доктор Касарес (Федерико Луппи) совершают непростительные ошибки, но остаются верны себе и своим идеалам.

Нужно упомянуть, кстати, о том, почему фильм так называется. «Хребет дьявола – это физическое уродство, шипастые позвонки, выступающие над кожей. Эмбрионы с хребтом дьявола, законсервированные в банках с ромом, хранятся в кабинете доктора. В народе этот ром популярен – говорят, он исцеляет импотенцию и многие болезни. А дети с таким изъяном – нежеланные дети, они никому не нужны.

Есть ли надежда для Карлоса, Хайме, Совы и остальных выживших ребят, или они навечно останутся с неразорвавшейся в душе авиационной бомбой, только и ждущей своего часа? – это вопрос, на который Гильермо дель Торо не даёт прямого ответа.

"Хребет дьявола" смотреть обязательно. Хорошо перетряхивает душу и надолго оставляет замечательное послевкусие.


В разгар гражданской войны в Испании на небольшой приют для мальчиков в центре страны падает авиабомба. По идее эта бомба могла уничтожить все здание со всеми его обитателями, но вместо этого она застыла торчком в земле и не разорвалась. Она превратилась в еще одного молчаливого обитателя приюта: огромная и мертвая. Другим таким обитателем детского дома и в тот же день стал призрак.


Дети слабы, женщины слабы и старики тоже слабы. А сильные в фильме мужчины и все они поголовно злодеи. Главный антагонист этого киношедевра, молодой и крепкий Хасинто – конченый поддонок и мразь, мечтающий любой ценой заполучить золото, что хранится где-то в приюте и принадлежит республиканцам. Ради этого золота он убивает сначала маленького Санти, что застукал его за попыткой вскрыть сейф. Именно Санти и становится тем призраком. Затем Хасинто устраивает в приюте взрыв хранящихся в здании емкостей нитроглицерина. Этот взрыв убивает служанку, жену директора приюта и еще 14 детей. Умирает также от ранений и сам директор приюта очень умный и образованный доктор Касарес. Спустя несколько дней Хасинто возвращается в приют, но уже с двумя подельниками, по пути убив вторую служанку, свою любовь в начале фильма, молодую и красивую Кончиту. У Кончиты был выбор либо идти дальше с Хасинто и искать вместе золото, либо умереть со всеми.



Далее Хасинто пытается убить оставшихся детей, но те прячутся от него. Им помогает призрак маленького Санти.

В финале Хасинто все-таки находит золото, но правда его подельники, разочаровавшись в предприятии, уже успели уйти. Это только радует нашего злодея, однако… работа незавершенна. Нужно еще убить оставшихся в приюте детей, поскольку эти свидетели могут рассказать республиканцам или даже франкистам кто забрал золото (хоть в том, хоть в другом случае сие угрожает Хасинто расстрелом).



Благодаря помощи Санти дети заманивают Хасинто в ловушку, ранят его заостренными палками и затем сталкивают в бассейн, где того утягивает на дно злополучное проклятое золото. Хасинто умирает в объятиях поквитавшегося с ним Санти, а выжившие дети покидают разрушенный приют.


Авиабомба, упавшая на приют – в данном случае выглядит как божья длань. Судьба. Символ необратимого. Нельзя предотвратить то, что начертано самой судьбой.

Призрак Санти – это ангел-хранитель детей, своего рода спаситель их от подонка Хасинто и его банды. Он защищает мальчиков, поскольку в реальном мире других защитников у них нет.

Золото -ложный Грааль, тот, что не спасает, а губит. Лживое богатство.

Бассейн – истинный Грааль. В него Хасинто скидывает еще живого Санти и тот перерождается после своей смерти. Становится защитником детей.

Доктор Касарес – свергнутый бог. У меня была ассоц и ац и я с Одином. Он построил прекрасный мир и не учел в нем одной маленькой детали, а именно Хасинто. Бог умер в данном сюжете.

Убитая Хасинто его юная невеста Кончита – дева Мария данного сюжета. Символ женского благородства.

Сам Хасинто – современный дьявол. Бросает вызов своему приемному от цу Касаресу и уничтожает созданный им мир, пытаясь найти ложное богатство. Не понимает, что именно этот вызов и сами поиски обрекают его на падение и смерть.


Читайте также: