Краткое содержание гришка расстрига

Обновлено: 05.07.2024

Кем был на самом деле этот человек, навсегда осталось загадкой. Официальная историография, путаясь в противоречиях, склонна считать его беглым монахом из галицких дворян Григорием Отрепьевым.

Первый раз он признал самозванца настоящим Дмитрием, тем самым перечеркнув даже сам факт смерти царевича, в другой раз, уже низвергнув и погубив названого Дмитрия, он заявлял, что настоящий Дмитрий был убит по повелению Бориса Годунова, а не убил сам себя в припадке падучей, как гласили выводы следственного дела. Несомненно, что Шуйский знал истину лучше, чем кто бы то ни было, но какое из трех его показаний - правда, а какие два - ложь?

… Сын Ивана Грозного и Марии Федоровны Нагой (это был седьмой брак царя, заключенный без церковного разрешения) родился в Москве 19 октября 1583 года. Первым именем его было Уар, в честь святого мученика Уара, чья память отмечается православной церковью 19 октября. При крещении младенец был наречен Дмитрием.

Полгода спустя Иван Грозный скончался. В своих предсмертных распоряжениях он завещал Дмитрию и его матери в удел город Углич и вверил воспитание царевича своему любимцу - боярину Богдану Яковлевичу Вольскому.

Хитрого Вольского в боярском кругу не любили и всерьез опасались, как бы ловкий интриган в союзе с родственниками царевича. Нагими, не попытался затеять смуту, объявив Дмитрия наследником Ивана Грозного. Поэтому уже в первую же ночь после смерти царя царицу-вдову с юным царевичем, ее отца, братьев и ближайших родственников в сопровождении многочисленных стольников, стряпчих, слуг и почетного стрелецкого конвоя торжественно отправили в Углич - фактически в ссылку.

Но царевич продолжал оставаться постоянным фактором российской внутренней политики, не считаться с которым было нельзя. Потомства у правящего царя Федора не было, и вопрос престолонаследия не без основания беспокоил умы. В Москве было несколько весьма и весьма честолюбивых личностей, которые в тайных своих думах мысленно уже примеряли на себя заветную шапку Мономаха. И одной из таких личностей был энергичный ближний боярин царя Борис Годунов.

Вместе с Битяговским в Углич приехали его сын Данила и племянник Никита Качалов. Здесь их уже ждали подкупленная Волохова, мамка царевича, и ее сын Осип, также посвященный в обстоятельства готовящегося покушения.

15 мая 1591 года в субботу, в шестом часу дня, царица с сыном возвратились из церкви и готовились обедать. Слуги уже носили кушанья, как вдруг, непонятно зачем, мамка Волохова позвала Дмитрия гулять во двор. Царица якобы собралась идти с ними, но замешкалась. Кормилица не отпускала царевича, но Волохова силой (!) вывела Дмитрия вместе с кормилицей из горницы в сени и к нижнему крыльцу. Тут перед ними предстали Осип Волохов, Данила Битяговский и Никита Качалов. Воло-хов, взяв Дмитрия за руку, зловеще сказал:

Волохов выхватил нож и попытался ударить им царевича в шею, но нож выпал из его рук. Закричав от ужаса, кормилица обхватила своего питомца, но Данила Битяговский и Никита Качалов вырвали ребенка из рук женщины и хладнокровно зарезали его. Бросив агонизирующего царевича, они кинулись бежать. Как раз в это время на крыльцо вышла царица…

Так самоубийство или убийство?

Афанасия Нагого в день убийства в Угличе не было, и сыскная комиссия даже не привлекала его к допросу в качестве свидетеля. Откуда же уже спустя шесть часов он знал все подробности трагедии? Очевидно, что от кого-то, срочно приехавшего из Углича. А не было ли с этим загадочным посланцем… раненого или измученного дорогой царевича Дмитрия, ради спасения которого и просил среди ночи Афанасий Нагой у Горсея целебный бальзам?

…16 октября 1604 года в пределы Московского государства вступил небольшой отряд наемного войска во главе с человеком, называвшим себя законным наследником русского престола царевичем Дмитрием Ивановичем, спасшимся от смерти. Перепуганные власти опубликовали сразу две (!) разительно отличавшиеся друг от друга версии того, что мнимый Дмитрий есть некий Григорий Отрепьев, беглый монах-расстрига.

Внезапная смерть Бориса Годунова открыла Дмитрию дорогу в столицу. Москва встречала его восторгом по поводу обретения истинного государя. Помазанный на царство патриархом Московским и всея Руси Иовом под именем царя Дмитрия Ивановича, этот царь вызывал удивление и страх у современников и продолжает вызывать неподдельный интерес историков.

Много позже из исторической памяти народа составились песни о Гришке-богохульнике, который ругается над православными святынями:

В другой песне чародей Гришка мастерит себе волшебные крылья, на которых пытается улететь от ворвавшейся в царский дворец толпы:

В день, когда тело бывшего царя, привязав к лошади, поволокли к Серпуховским воротам, по Москве пронеслась ужасная буря, на Кулишах сорвала кровлю с башни и повалила деревянную стену у Калужских ворот. Тут же припомнили, что такая же буря была при торжественном въезде Лжедмитрия в Москву…

Эта статья — о беглом монахе. О самозванце, который может являться этим человеком см. Лжедмитрий I.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Отрепьев.

Григо́рий Отре́пьев

Установленные факты[ | ]

Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича[1]. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин,

Происхождение, образование

Предки Григория принадлежали к знатному, но обедневшему роду, а прибыли в российские земли из Литвы. Часть их обосновалась в Галиче, другие осели в Угличе – там как раз находилась резиденция погибшего Дмитрия Ивановича. В 1577 г. Богдан Отрепьев, которому на тот момент было 15 лет, вместе со своим старшим братом получил поместье в Коломне. Несколько лет спустя у Богдана родился сын Юрий – приблизительно в это время появился на свет и царевич Дмитрий Иванович.

Отец Юрия, когда сын был еще совсем мал, погиб в пьяной драке. За его воспитание взялась мать – она научила сына читать Священное Писание, потом его отправили к родственникам в Москву, где он продолжил обучение. Зять Отрепьевой, приказной дьяк Семейка Ефимьев, обучил Юрия каллиграфическому почерку. Кстати, он оказался весьма хорошим учеником и усваивал знания с поразительной легкостью – по этому поводу еще говорили, будто он общается с нечистой силой.

Проблема отождествления[ | ]

в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию[9].

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

LiveInternetLiveInternet

Лица истории


Григорий Отрепьев, он же Лжедмитрий I (около 1580-1606), происходил из старого рода Отрепьевых и обладал немалым опытом в политических делах. Его предки происходили из Литвы и жили в Галичской и Угличской землях. Сам Григорий прославился тем, что выдавал себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия — погибшего в 1591 году сына Ивана IV Грозного. Некоторое время при поддержке польских феодалов являлся русским царем (с 20 июля 1605 по 16 мая 1606 года).

За свою короткую жизнь (он прожил чуть больше 25 лет) Лжедмитрий успел побывать царским стрельцом, монахом в нескольких монастырях, переписчиком книг на патриаршем дворе, дьяконом, придворным патриарха, кухонным слугой, самозванцем-царевичем, зятем польского воеводы Ежи Мнишека и, наконец, российским царем. И все это время Григорий оставался великим авантюристом.

Отец Григория служил стрелецким сотником и погиб еще в молодости, поэтому сына воспитывала в основном мать. Собственно, мальчика звали Юрием, а Григорием он стал позже, постригшись в монахи. В детстве Юрий весьма успешно постигал грамоту. Мать научила его читать по Ветхому и Новому Заветам. На этом домашнее образование закончилось, и Юрия послали в Москву, где жили родственники Отрепьевых. Там мальчик обучился писать, и, проявив настоящий талант к наукам, быстро освоил каллиграфическое письмо, без которого он не смог бы стать позже переписчиком священных книг. Все давалось Юрию чрезвычайно легко, и некоторые недоверчивые люди подозревали, что ему помогала нечистая сила.

Закончив образование, Юрий Отрепьев поступил на службу при царском дворе, а именно при Михаиле Романове, которого все считали наследником престола. Отрепьев стал, по родовой традиции, стрелецким командиром, но прослужил недолго: в результате стычки между стрельцами и романовской охраной в 1600 году стрельцов постигла опала, и всех их ждала смертная казнь. Однако Юрию, не только удачливому, но и сообразительному, удалось спастись. Он знал, что монастырь спасает от наказаний, и постригся в монахи. Так Юрий Отрепьев стал послушником Григорием.

В Москве Григорий снова жил некоторое время послушником, определившись в Чудов монастырь в Кремле. Там он занялся литературным трудом и вскоре был переведен в келью архимандрита, поскольку последний довольно быстро разглядел в юноше необыкновенные способности. Григорий удостоился сана дьякона и приобрел известность в церковной среде: теперь он являлся не только простым переписчиком, но и сам сочинял каноны святым. А вскоре стал и помощником патриарха Иова.

Как видим, церковная карьера Григория продвигалась необычайно быстро. Но в то же время он проявлял отнюдь не послушническую дерзость, заявляя, что может стать царем. Борис, настоящий к тому времени царь, быстро прознал об этом и велел отослать монаха подальше, в Кириллов монастырь. Григорий, вовремя узнав о предстоящей ссылке, скрылся от преследования и в 1602 году бежал из России. Средства для побега Отрепьев и его сообщники (Варлаам и Мисаид) нашли так: в течение трех недель собирали деньги на строительство захолустного монастыря, собранное же серебро присвоили и с ним бежали в Киев, а затем в Литву.

Во время пребывания в Литве (а может, и раньше) Григорий начал выдавать себя за царевича. Но, по всей видимости, везде терпел неудачу: где-то самозванцу указывали на дверь, где-то попросту выталкивали взашей. По крайней мере, об этом периоде его жизни мы знаем как об одном из самых неудачных. Мнимый царь опустился до того, что прислуживал на кухне у пана Хойского.

Эту легенду, вероятно, самозванец заранее продумал до мелочей, поскольку его рассказ изобиловал правдоподобными деталями и бьл лишен противоречий. По словам Григория получалась следующая картина. В детстве его спас воспитатель, узнав, что его питомцу грозит смерть. Он будто бы вынес мальчика из его комнаты, а в постель царевича подложил другого ребенка, его сверстника, который и был зарезан в кровати во время сна. Подмены якобы не заметила даже мать царевича, потому что после смерти черты лица мальчика сильно исказились. Спасение Дмитрия было скрыто от всех, в том числе и от его собственной матери.

После этого царевич, по его легенде, долго жил скрываясь, и только недавно объявил, кем он является на самом деле. Отрепьев называл много подробностей, которые могли бы подтвердить, что он на самом деле царевич (ведь долгое время Григорий служил при дворе), но в то же время не всегда упоминал точные даты и имена, чтобы его не могли проверить.

Но в одном из богоугодных заведений в нем будто бы опознали царевича, и он был вынужден скрыться, потому-то и бежал в Польшу.

Лжедмитрий, почувствовавший реальную поддержку, начал активно действовать. Прежде всего он привлек на свою сторону запорожских казаков, которые давно выражали недовольство русским царским правительством. На Запорожской Сечи формировалась настоящая повстанческая армия, состоявшая из донских и днепровских казаков.

Борьба правительства Бориса Годунова против самозванца оказалась весьма тяжелой. Армия была вверена дворянству, которому пришлось руководить ситуацией во враждебной обстановке, многие не выдерживали и самовольно покидали службу. А популярность Лжедмитрия все росла, некоторые южные крепости сдавались ему без боя, и на его стороне уже находилась мощная военная сила.

Годунов очень боялся Лжедмитрия и предпринимал попытки устранить самозванца. Несколько раз безуспешно засылал к нему наемных убийц, вызывал к себе мать настоящего, убитого, царевича Дмитрия и выпытывал у нее, на самом ли деле царевич мертв. А через некоторое время Борис умер. Поговаривают, что это было самоубийство: царь не выдержал сильного нервного напряжения. По другой версии, причиной смерти явился апоплексический удар. А Лжедмитрий тем временем медленно, но верно двигался к Москве.

Вначале в Москву вступили его посланцы — Гаврила Пушкин и Наум Плещеев — и объявили всему народу (от крестьян до бояр) милости нового царя. Тем временем, настоящий царь, Федор, вместе с матерью и сестрой в панике прятались в Кремле. Лжедмитрий же, водворившись на троне, приказал задушить всех представителей царской семьи, а сестру Федора — Ксению — сделал своей любовницей. Позже ей пришлось постричься в монахини. Пострадал и патриарх Иов, у которого несколько лет назад служил Григорий Отрепьев: Иова с позором сослали в монастырь. На его место был назначен ставленник Лжедмитрия — грек Игнатий, который и венчал самозванца на царство. Василий Шуйский с приближенными пытался протестовать против воцарения Григория, но за это его приговорили к смертной казни. Впрочем, через некоторое время новый царь помиловал Шуйского.

Лжедмитрий вводил государственные преобразования в основном по польскому образцу: появились должности мечника, подчашия, подскарбия. Сам царь стал именоваться императором, или цезарем. Возобновились дипломатические отношения с Польшей и Римом. Но в то же время Лжедмитрий вел себя довольно независимо и никак не хотел подчиняться требованиям польских князей. Вместо обещанных земель он предложил выплатить деньги. Поляки горько разочаровались в своем протеже. Это не помешало, впрочем, Григорию в ноябре 1605 года жениться на Марине Мнишек, дочери польского воеводы. Свадьба эта повлияла на то, что в Москве появилось огромное количество иноземцев поляков, украинцев, литовцев, белорусов, что очень не нравилось москвичам.

Григорий Отрепьев в роли царя, по всей видимости, не устраивал русский народ. Иностранцы в Москве, новые обычаи, жена-полька, сам царь — католик… Недовольством народных масс воспользовались Василий Шуйский и его свита. В ночь с 16 на 17 мая 1606 года они совершили государственный переворот, ворвавшись в Кремль.

Закончилась жизнь Юрия-Григория Отрепьева, Лжедмитрия I, очень печально. При попытке к бегству во время восстания Лжедмитрий, спускаясь из окна по лесам, упал и сильно повредил ногу. Его поймали, но Григорий пытался сопротивляться и вырвался из рук преследователей. Затем он бежал к стрельцам и отсиживался у них некоторое время. Но стрельцы, являвшиеся некогда его союзниками, выдали самозванца под давлением боярских угроз, и он снова был схвачен. Тело Григория было сожжено, его прахом зарядили пушку и выстрелили в ту сторону, откуда и пришел Лжедмитрий. После этого народу было объявлено, что царь оказался самозванцем.

Лжедмитрий I: народные волнения и боярский заговор привели к его свержению и смерти

ЛЖЕДМИТРИЙ I (год рождения неизвестен — 1606) — самозванец, авантюрист, выдававший себя за русского царя Дмитрия Ивановича, убитого еще ребенком. По официальной версии Лжедмитрий — это беглый монах Григорий Отрепьев.

Лжедмитрий сумел захватить трон и правил Русским государством около года. Но народные волнения и боярский заговор привели к его свержению и смерти. Суммируя летописи и воспоминания очевидцев, современный историк так воссоздает картину смерти Лжедмитрия.

«…Заговорщики, располагая небольшими силами, не были уверены, что им сразу удастся сломить сопротивление дворцовой стражи. Поэтому они и разработали запасной план действий, выполнить который взялся Осипов. Дьяк должен был потихоньку пробраться в царскую спальню и убить там Лжедмитрия еще до того, как начнется общий штурм дворца. Осипову удалось выполнить только первую часть плана. Как повествует один из царских телохранителей, злоумышленник проник через все караулы (а всего во дворце было пять дверей с караулами) и добрался до спальни, но тут был убит Басмановым. Судя по разным источникам, Осипов успел выбранить царя, назвав его недоноском. По русским источникам, он произнес целую речь против еретика и расстриги. На самом деле у него попросту не было времени для такой речи.

Прикончив Осипова, Басманов тут же велел выбросить его труп из окна на площадь…

Толпа москвичей продолжала расти. И заговорщики, опасаясь вмешательства народа, решили покончить с самозванцем. Решительнее всех в толпе, окружившей самозванца, действовал московский купец Мыльник. На повторные просьбы Отрепьева дозволить ему говорить с народом с Лобного места купец закричал: «Нечего давать еретикам оправдываться. Bот я тебе дам благословение!”. С этими словами он разрядил в него свое ружье…

Заговорщики спешили довершить дело. Они набросились на окровавленного, бившегося в агонии Отрепьева как стаи воронья и продолжали рубить распростертое на полу тело и стрелять в него даже после того, как оно перестало обнаруживать признаки жизни”.

Примечания[ | ]

И снова бегство

Неизвестно, что тогда было у Гришки Отрепьева на уме, но он начал, как бы невзначай, выспрашивать у окружающих о подробностях гибели царевича Дмитрия, интересовался правилами придворного этикета. Также он открыто утверждал, что может стать царем России. Вскоре эти слухи дошли до Бориса Годунова, на тот момент правившего страной, и тот приказал сослать зарвавшегося инока в Кириллов монастырь. Однако Григория успели предупредить об этом, поэтому он покинул столицу.

Поскитавшись по стране, беглый монах Григорий Отрепьев в 1602 г. вновь вернулся в Москву, где оставался недолго, а уходя, прихватил с собой еще двух монахов. Вместе они спокойно путешествовали, ведь на монахов никто не обращал внимания. Беглецы побывали в Киево-Печерском монастыре, занимались сбором денег якобы на строительство монастыря, однако забрали их себе. В конце концов они пришли в Брачин, к литовскому князю Адаму Вишневецкому.

Значение трагедии

Такое построение сюжета и трактовка делают произведение народным. Пушкин раскрывает не только трагедии отдельных героев, но и русского народа, который ничего не получает от правителя Бориса, самозванца и бояр, поддерживая их в решающий момент борьбы за власть.


Несмотря на то что произведение носит такое название, трагедия не заканчивается смертью самого Бориса. Царь появляется только в 6 сценах. Главным героем трагедии и поставленной по ней оперы Мусоргского стал русский народ, который выступает судьей власть имущих. Только народная поддержка становится решающим фактором в борьбе за российский трон.

В данном произведении А.С. Пушкин описывает период Смутного времени в России на тот момент, когда пришел конец эпохе правления династии Рюриковичей. Престол переходит в распоряжение семьи Романовых. Образ и характеристика Григория Отрепьева в трагедии Пушкина ‹‹Борис Годунов›› с цитатами является центральным. Григорий известен тем, что смог занять царский трон, выдавая себя за законного наследника.

Григорий Отрепьев

– самозванец. Беглый инок. Исторический прототип – Лжедмитрий I.

Установленные факты[ | ]

Григорий Отрепьев родился в волости Борок, Галичской области (около 1581) и принадлежал к небогатому роду Нелидовых, один из представителей которого, Давид Фарисеев, получил от Ивана III нелестную кличку Отрепьев. Считается, что Юрий был на год или два старше царевича[1]. Отец Юрия, Богдан, имел поместье в Галиче (Костромская волость) недалеко от Железно-Боровского монастыря, величиной в 400 четей (около 40 гектаров) и 14 рублей жалования за службу сотником в стрелецких войсках. Имел двоих детей — Юрия и его младшего брата Василия. Для того чтобы прокормить семью и обеспечить, как ему было предписано по должности, коня с саблей, пару пистолей и карабин,


Самозванец

Различные свидетели тех событий рассказывают разные версии происходящего. Достоверно известно, что князь Вишневецкий, поддержкой которого наконец-таки смог заручиться самозванец, в 1603 г. оповестил Сигизмунда III, правителя Речи Посполитой, о новоявленном наследнике российского престола – его эта история весьма заинтересовала. С течением времени у Гришки Отрепьева стали появляться новые покровители, и даже находились те, кто якобы узнавал в нем царевича. Впрочем, некоторых из них мало волновал тот факт, что Григорий Отрепьев – это настоящее имя новоявленного царевича.

Проблема отождествления[ | ]

в то время называли монахов не обязательно пожилого возраста).

Уже многие современники (разумеется, в расчёт принимаются только те, кто считал Дмитрия самозванцем, а не настоящим царевичем) не были уверены в том, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев — одно лицо. В историографии новейшего времени этот вопрос дискутируется с XIX в. Решительным защитником отрепьевской версии выступил Н. М. Карамзин. Вместе с тем, например, Н. И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича того времени, а не костромского дворянина, знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Кроме того, Отрепьева, как секретаря Патриарха Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Костомаров сообщает и ещё одну интересную подробность из жизни Димитрия (Лжедмитрия I). Когда Лжедмитрий I наступал на Москву, то возил вместе с собой и всенародно в разных городах показывал лицо, называвшее себя Григорием Отрепьевым, тем самым разрушая официальную версию о том, что он тождественен Григорию[9].

В. О. Ключевский придерживался следующего мнения: «Важна не личность самозванца, а роль, им сыгранная, и исторические условия, которые сообщили самозванческой интриге страшную разрушительную силу

С. Ф. Платонов писал так: «Нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также утверждать, что Отрепьев им не мог быть: истина от нас пока скрыта

Дискуссия между представителями обеих точек зрения активно продолжалась и в XX в.; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношение Лжедмитрия I к Романовым. Историк Руслан Григорьевич Скрынников придерживается мнения о тождестве личности Отрепьева и Лжедмитрия. В подтверждение этой гипотезы он приводит большое количество доказательств.

Аргументы сторонников официальной версии

Известный специалист по истории России 16-17 веков Р. Скрынников отмечал, что московские власти объявили Лжедмитрия Отрепьевым не на пустом месте, а на основания данных расследования. Но базе показаний родственников Григория были собраны подробные сведения о его похождениях.

Упомянутый историк отмечает, что родовое гнездо Отрепьевых располагалось рядом с селом Домнино, костромской вотчиной Романовых. Это объясняет, почему молодой провинциальный дворянин оправился на их московское подворье. Происхождение давало ему возможность надеяться на должность конюшего или дворецкого. Но после начала преследований против Романовых Отрепьева ждала тяжелая участь. Страх перед казнью привел молодого дворянина в монастырь.

Косвенно тождество самозванца и Отрепьева подтверждают автографы Лжедмитрия. Палеографический анализ писем последнего показал, что Лжедмитрий был великороссом, плохо знавшим польский язык, но свободно писавшим по-русски. Почерк его имел особенности, характерные для московских приказных канцелярий, что объясняет, почему патриарх взял его к себе в качестве секретаря.

Примечания[ | ]

Появление новой силы

Многие из тех, кто поддержал Отрепьева, были влиятельными аристократами Польши и Литвы, к ним также присоединились и братья Хрипуновы, бежавшие из Москвы в 1603 г. В Запорожье началось формирование повстанческой армии. Помимо этого, с именем царевича Дмитрия многие связывали возможность освобождения от крепостнического режима.

Дальновидный Григорий Отрепьев понимал, что у него появилась уникальная возможность возглавить народное восстание, но он мало доверял простому люду, а потому предпочел вступить в сговор с заклятыми врагами России – католиками, давно жаждавшими подчинить православную Русь Святому Престолу.

В марте 1604 г. по указанию самого Сигизмунда III Отрепьева доставили в Краков. Там он дал королю и другим своим покровителям массу всевозможных обещаний, например, когда он займет российский престол, то должен будет ввести на Руси католичество, а также передать литовским магнатам некоторые земли. Таким образом, самозванец стал готовиться к походу на российскую столицу.

Дальнейшее развитие ситуации

Царь Борис Годунов всерьез боялся самозванца. Известно, что он засылал к тому наемных убийц и даже пытался выяснить у матери Дмитрия Улицкого правду о ее сыне. 13 апреля 1605 г. Годунов ушел из жизни. Поговаривали, будто он принял яд, но официально было объявлено, что причиной смерти стал апоплексический удар.

В это время Григорий Отрепьев, набравшись сил, продолжил наступление на Москву. Он посылал в столицу посланников, возвещавших о возвращении законного царя, отчего Москва стала похожей на улей – люди готовились встречать наследника Ивана Грозного, многие взяли в руки оружие, а семья Годуновых с сохранившими им верность боярами заперлась в Кремле. Когда толпа заполнила Красную площадь, царские стрельцы уже не смогли ей противостоять. Бояре, предавшие Годуновых, отперли крепостные ворота, толпа ворвалась в Кремль и принялась громить дворы царской семьи.

Поход на Москву

В дальнейшем Сигизмунд III, обещавший выступить против России, под давлением польских политиков отказался от этой идеи и всего-навсего предоставил в распоряжение Григория двухтысячную армию наемников. С таким войском о походе на столицу не стоило и думать. И хотя самозванца поддержали донские казаки, в целом вторжение в Россию не удалось. Армия наемников была разбита под стенами Новгород-Северского, и лишь вооруженная помощь поляков помогла Лжедмитрию продержаться первое время.

Голод, свирепствовавший в те годы, привел к массовым восстаниям по всей южной границе страны, что сыграло на руку самозванцу. Простые люди были согласны встать под знамена новоявленного царя, на которого многие возлагали большие надежды. Таким образом самозванец Григорий Отрепьев смог сформировать из стекавшихся к нему посадских людей и казаков новую армию, помимо этого, он еще и вооружал крестьян.

Тем не менее в начале 1605 г. войско самозванца было снова разбито воеводами царя. У них даже была возможность преследовать Лжедмитрия, изгнать его из страны или вовсе захватить, но в условиях враждебного отношения к ним значительной части населения они так и не воспользовались этим шансом.

Биография Борис Годунов

Борис Федорович Годунов – русский правитель, демократически избранный на царство и сменивший династию Рюриковичей после их 700-летнего пребывания на троне. В эпоху его царствования был внедрен ряд прогрессивных инноваций и реформ, укрепивших государство и самодержавную власть.

Портрет Бориса Годунова


Портрет Бориса Годунова

Личная жизнь Бориса Годунова: женщины, дети

Мария - первая жена Бориса Годунова


Мария — первая жена Бориса Годунова

Старший сын пары умер в младенчестве. В 1582 году после долгого лечения супруги у них появилась дочь Ксения и через 7 лет – сын Федор. Современники отзывались о нем как о прекрасно образованном и талантливом юноше.

Борис Годунов с детьми


Борис Годунов с детьми

Детство и семья

Борис Годунов появился на свет в 1552 году в семье помещика Федора Ивановича по прозвищу Кривой, имевшего поместья под Вязьмой и родовую земельную собственность в Костроме. По одной из версий, он был потомком ордынского военачальника Чета, служившего в Москве у князя Ивана Калиты, по другой, более вероятной по мнению историков, происходил от костромского боярина Дмитрия Зерно. Мать Бориса звали Степанида Ивановна. В конце 1570-х она приняла постриг, а в 1585-м ее уже не было в живых.

Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь


Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь

В их семье был также старший сын Василий (он умер в 1571г.) и младшая сестра Бориса Ирина, будущая жена царевича Федора. Во второй половине XVI века дядя Бориса занимал достаточно высокое положение при дворе, благодаря чему Годунов уже в детские годы был вхож в царские палаты. Он стал грамотным молодым человеком, но так и не освоил Священное писание (книги, написанные Апостолами и Пророками), поэтому считался слабо образованным.

Ну что же, пора увязывать воедино всю историю с походом первого Лжедмитрия.

Краткое содержание предыдущих серий заметок:

В 1591 году в Угличе умирает царевич Дмитрий , младший сын Ивана Грозного. В 1598 году умирает Федор , старший сын Ивана Грозного, и среди бояр начинается борьба за власть . В результате побеждает Борис Годунов, который начинает гонения на бояр Шуйских и Романовых . Все они друг другу приходились в той или иной степени родственниками или породнились в результате браков.

В 1600 году Борис Годунов отказался заключить с Польшей "вечный мир" на условиях передачи Польше Смоленска и Чернигово-Северской земли. В этом же году началось сильное похолодание, и в России начался пятилетний голод, вылившийся в массовые крестьянские бунты .

В 1603 году в Польше внезапно обнаруживается не то чудесно воскресший, не то вообще сбежавший раньше покушения "царевич Дмитрий", которого в нынешней историографии принято отождествлять с Григорием Отрепьевым , человеком, близким к дому Романовых.

15 августа 1604 года этот Лжедмитрий - впоследствии ему дадут порядковый номер "1", потому что будут другие, - двумя войсками пересек границу Русского государства. Моравск сдался сразу, в Чернигове воевали не столько с поляками, сколько между собой, и в результате Лжедмитрий захватил город. Серьезное сопротивление поначалу оказал Новгород-Северский , но в это время сдался Путивль вместе с городской казной, и в нем Лжедмитрий остановился на зиму.

В Путивле Отрепьеву пришлось осваивать пока еще непривычную для него роль доброго царя, царя-избавителя. Сама идея воевать с Годуновым без помощи иностранцев на первых порах Отрепьеву не улыбалась. Поэтому он пытался натравить на Москву каких-нибудь иностранцев, отправляя послов то к крымскому хану, то в Ногайскую орду. И лишь потерпев на дипломатическом поприще полное поражение, понял, что рассчитывать он может лишь на антигодуновское восстание.

Читайте также: