Краткое содержание если был бы я девчонкой

Обновлено: 07.07.2024

Замечательное стихотворение Э.Успенского "Если был бы я девчонкой". Суть которого заключается в том, что необходимо помогать близким независимо мальчик ты или девочка. От того и настроение у себя же самого будет лучше.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya._esli_byl_by_ya_devchonkoy._2_klass.doc 94 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Система: Школа России

Содержательная: углубить знания учащихся о жизни и творчестве Э. Успенского.

Деятельностная: формирование умения определять идею произведения.

1.Развиваить умение понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение).

2.Развивать умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.

3.Развивать умение осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями.

1.Развивать умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2.Развивать умение соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения.

3.Развивать умение определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради.

4.Формировать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

5.Развивать умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

6.Развивать умение прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.

1.Формировать интерес к творчеству Е. Успенского.

Предметные: (образовательные задачи)

1.Умение понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение).

2.Умение читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора.

3.Умение осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями.

Личностные: (воспитательные задачи)

1.Интерес к творчеству Е.Успенского.

Метапредметные: (развивающие задачи)

1.Умение отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы.

2.Умение соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения.

3.Умение определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради.

1.Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2.Умение читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).

1.Умение прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои.

Оборудование: слайды презентации, портреты писателей, книги автора, иллюстрации к рассказу.

Образовательный ресурс: Учебник: Литературное чтение 2 класс 1 часть Климанова, Горецкий, Школа России Просвещение, 2011. (Школа России) стр. 144.

1.2.Работа с пословицей

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение сведений о литературных героях Э.Успенского

2.3.Работа с авторскими текстами

3. Этап выявления места и причины затруднение

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

4.3. Формулирование задач урока

5. Этап реализации построенного проекта

5.1.Чтение текста наизусть учителем

5.2.Проверка первичного восприятия текста

6. Этап анализа произведения

6.1.Чтение произведения учащимися

6.2. Беседа после прочтения

6.3.Характристика главного героя

6.4.Подготовка к выразительному чтению

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности

(Помним: 1-5 этапы - это первичный синтез; 6 этап - анализ; 7 – вторичный синтез)

Этапы урока, их задачи

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

-Здравствуйте, меня зовут Наталья Викторовна, и сегодня урок литературного чтения, проведу у вас я.

1.2.Работа с пословицей

-К нашему уроку я подобрала вот такую пословицу.

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

-А какой бывает труд? Какие дела вы можете делать?

-Вот сегодня мы с вами немного об этом и поговорим.

Но сегодня к нам в гости пришли такие вот интересные перонажи.

-Рассуждения детей над пониманием пословицы.

-Кто любит труд, то всегда найдет, чем себя занять.

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Повторение сведений о литературных героях Э.Успенского

-Посмотрите на слайд. (На слайде Чебурашка, Дядя Фёдор, Кот Матроскин, Пёс Шарик и др.)

-Вы знаете этих персонажей? Откуда они?

-Про какого персонажа вы уже читали?

-А кто написал все эти произведения?

-Я буду читать вам вопрос, а вам необходимо быстро ответить на него, но главное, чтобы было правильно:

1.Где жил Чебурашка?

-в тропическом лесу

2.Кто даёт имена зверям?

3.Чебурашка забрался в ящик с чем?

4.Сколько апельсинов он съел на завтрак?

5.Куда погрузили апельсины вместе с Чебурашкой?

6.Где оказались ящики после долгого плавания?

-в продовольственном магазине

-во фруктовом магазине

-в хозяйственном магазине

7.Пчему Чебурашка не мог сидеть на столе и стуле?

8.Кто назвал его Чебурашкой?

9.Где Чебурашка стал жить?

-в телефонной будке

2.3.Работа с авторскими текстами

-Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто хочет узнать об этом замечательном авторе.

(На слайде изображена фотография Э.Успенского)

-Я вам расскажу немного об этом авторе.

Произведения Эдуарда Николаевича пользуются популярностью среди читателей по всему миру. Рассказы Успенского переведены более чем на 20 языков мира, активно издаются и переиздаются спустя много лет после появления. Внимание автору уделили в Швеции – там сочинения мужчины обрели такую популярность, что герои появлялись и на телевидении, и в журналах, а сам Эдуард Успенский был приглашен в Союз писателей Швеции.

-А сейчас вы сами немного почитаете. На столах у вас лежат карточки белого цвета, у каждого ряда есть свой интересный факт про Э.Успенского. Прочитайте, пожалуйста, его, а затем вы расскажите друг другу, что вы узнали.

-Слушайте внимательно, ведь я потом задам несколько интересных вопросов.

3. Биография Эдуарда Николаевича началась 22 декабря в Егорьевске. Родители будущего автора не имели отношения к литературе. Отец Николай Михайлович работал кинологом в охотничьем отделе, поэтому в доме водилось много животных. Возможно, профессия отца послужила поводом к появлению в качестве главных персонажей в произведениях Эдуарда, именно животных.


Эдуард Успенский
Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,

Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!

  • Прочитай стихотворение. Выпиши, что сделал бы мальчик, если бы был девчонкой.

Он зря время не терял бы, а помогал маме: не стал бы прыгать на улице, постирал бы рубашки, вымыл в кухне пол, подмёл бы в комнате, п еремыл чашки, ложки, сам начистил бы картошки, расставил бы свои игрушки по местам.

  • Определи, мальчик какой. Подчеркни нужные слова.

Хвастун, лентяй , весёлый , трудолюбивый, любящий маму , заботящийся о маме, умный, хитрый, злой, плаксивый.

  • Рассмотри внимательно рисунки. Определи, какие дела можно делать вместе. Составь рассказ по одному из рисунков.

Можно вместе убираться в комнате, распределить поровну тяжёлые сумки, вместе собирать урожай или покрасить и отремонтировать старую скамейку во дворе.

Вместе работа спорится

-Хорошо. А в какие игры любят играть девочки? А мальчики?

(девочки в куклы, салон красоты; мальчики в машинки, строители, ремонтная мастерская).

-А дома вы помогаете маме и папе? Как?

-Сегодня я бы хотела прочитать вам стихотворение Эдуарда Успенского, которое называется "Если б я был девчонкой!"

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

— Молодчина ты, сынок.

-Почему мальчик сожалеет о том, что он не девочка? (он хотел помочь маме).

-А разве только девочки могут помогать мамам?

-А как наши мальчики помогают мамам?

-Конечно, ребята, и мальчики могут вымыть пол, убрать свои игрушки, помыть посуду. Но чаще всего это делают девочки, потому что они будущие мамы. А мальчики помогают папам что-нибудь чинить и строить, так как они в будущем станут мужчинами.

-Так какие же виды деятельности характерны для девочек? Что делают девочки по дому? (накрывают на стол, моют посуду, поливают цветы.)

-А мальчики? (помогают маме нести сумку, папе чинить машину).

- Какое стихотворение мы сегодня читали? Кто его написал?

-А моет ли мальчик стать девочкой? А девочка мальчиком?

-Ребята, мальчик никогда не станет девочкой, как и девочка не станет мальчиком. кем мы родились, тем мы и останемся - это неизменно!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогическая цель

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Понимать особенности юмористических произведений; анализировать заголовок, характер, поступки героя произведения, понимать нравственное содержание прочитанного.

Личностные результаты

Понимание важности и необходимости бережного отношения к формированию понятий о добре и зле; умение высказывать свою точку зрения; умение оценивать свою работу на уроке.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: контроль, коррекция; волевая саморегуляция; самостоятельно формировать тему и цель урока.

П ознавательные: умение структурировать знания; построение высказывания; обобщение ранее изученных знаний; чтение грамотно; получать информацию из читаемого материала и осмыслять ее; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: владение монологической речью; планирование учебного материала в сотрудничестве с учителем; оформлять свои мысли в устной форме с учетом ситуации.

Основные понятия и термины

Юмористическое произведение, герои юмористического произведения, настроение стихотворения, рифма.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник литературного чтения 2 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В; презентация, видеоролик, карточки с тестом, карточки с текстом стихотворения.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I . Организационный момент.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация субъективного опыта учащихся .

Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

II. Речевая разминка

Цель: подготовка артикуляционного аппарата к чтению

Упр. в отработке дыхания

- Ребята, встаньте со своих мест. Сейчас мы проведем дыхательную гимнастику.

Завели машину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш, (Выдох.)

Накачали шину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш, (Выдох.)

И поехали быстрей, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Выдох.)

Организует выполнение дыхательной гимнастики.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Упр. в отработке дикции

- А теперь выполним упражнение для отработки дикции. Прочитаем скороговорку.

Жаба в лужице сидела,
Жадно на жука глядела.
Жук жужжал, жужжал, жужжал,
И на ужин к ней попал.

- Прочитаем хором, а теперь быстрее прочитает первый ряд, второй ряд - медленно, а третий опять быстро.

Подготавливает речевой аппарат к чтению.

Читают скороговорку с целевой установкой

III. Проверка домашнего задания

Цель: выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Организует проверку домашнего задания в виде теста.

Воспринимают установку учителя. Выполняют тест по прочитанной сказке.

IV . Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока

Определение темы и задач урока

- Сейчас вы посмотрите видеоролик и скажите, что любят девочки, а что любят мальчики. Но сначала скажите, что любите вы, девочки и мальчики.

- А теперь слушайте и смотрите очень внимательно.

- Так что же любят девочки, а что мальчики?

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач

V . Изучение нового материала

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Первичное восприятие текста сказки

- Поставьте пальчик в начало стихотворения и внимательно следите.

(Чтение стихотворения учителем)

Дает целевую установку перед первичным восприятием стихотворения.

Воспринимают целевую установку. Слушают образец чтения учителя.

Проверка первичного восприятия

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем это стихотворение? (о мальчике, который мечтал стать девочкой, чтобы помочь маме делать домашнюю работу)

- Как вы думаете, а какие чувства передаются в этом стихотворении грусть? Радость? Веселье? (веселье)

- Можно ли назвать это стихотворение юмористическим? ( Да, оно заставляет нас улыбнуться и посмеяться )

Осуществляет проверку первичного восприятия стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Повторное чтение и анализ произведения

(под рук. учителя)

- Прочитайте еще раз стихотворение и ответьте на вопрос обязательно ли быть девочкой, чтобы помочь маме?

- Найдите в тексте стихотворения слова, которые помогают нам представить, что было бы, если бы мальчик стал девчонкой? (Если был бы я девчонкой, я бы время не терял. Я б на улице не прыгал, я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне пол, я бы в комнате подмел. Перемыл бы чашки-ложки, сам начистил бы картошки. Все свои игрушки сам я б расставил по местам.)

- Что бы сделал мальчик, если бы был девочкой?

- Как вы думаете, на самом ли деле мальчик хочет помочь своей маме?

- Обязательно ли быть девочкой, чтобы помочь своей маме?

- Как это характеризует мальчика? (Он любит, когда его хвалят, но не любит помогать маме, совершать полезные дела, а только мечтает).

- Расскажите о мальчике. Какой он? (ленивый, хитрый, фантазёр)

- А как вы помогаете своей маме?

Организует повторное чтение и анализ стихотворения.

Повторно читают стихотворение, анализируют его вместе с учителем.

Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения

- Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до своих читателей автор этого стихотворения?

(главная мысль в том, что не обязательно быть девочкой, чтобы выполнять домашнюю работу и помогать маме . )

- Какой же урок можно вынести из этого стихотворения?

( И девочки и мальчики должны помогать маме ).

Задает вопросы, исправляет ответы

Отвечают на вопросы учителя

- Ребята, составьте устный рассказ о том, как вы помогаете своей маме.

- Обратите внимание на слайд. Вам даны опорные слова для составления рассказа:

Когда мама просит меня помочь ей, то я …

Я помогаю маме тем, что я …

Когда я помогаю маме, она …

Дает целевую установку.

- А теперь немного отдохнем.

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись.

А теперь чуть - чуть попрыгай,

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

предотвращает рассеянность, невнимательность детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VI . Закрепление изученного

Цель: систематизировать знания учащихся, закрепить ранее изученный материал.

Подготовка к выразительному чтению.

- А сейчас мы с вами подготовимся к выразительному чтению стихотворения.

- Возьмите в руки карандаши, у вас на столах у каждого лежит текст стихотворения.

- Сейчас мы с вами в тексте стихотворения расставим паузы, логические ударения, выделим главные слова.

Подготавливает учащихся к выразительному чтению стихотворения.

Готовятся к выразительному чтению стихотворения, отвечают на вопросы учителя.

Упражнение в выразительном чтении текста стихотворения

- Прочитайте это стихотворение выразительно, соблюдая паузы, логические ударения.

Если был бы я девчонкой ,/

Я б на улице не прыгал ,/

Я бы вымыл в кухне пол ,/

Я бы в комнате подмел .//

Перемыл бы чашки-ложки,/

Сам начистил бы картошки.//

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам .//

Отчего ж я не девчонка ,/

Я бы маме так помог .//

Мама сразу бы сказала :/

Организует выполнение у пражнения в выразительном чтении текста стихотворения

Выразительно читают стихотворение

VII . Итог урока

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий.

- С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
- Кто автор стихотворения?
- Чему учит нас это стихотворение?

Проводит обобщающую беседу с учащимися.

Отвечают на вопросы учителя.

Читайте также: