Краткое содержание движение биология 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

У позвоночных животных от тканевой жидкости отделяется кровь. Она движется по кровеносным сосудам и служит посредником между тканевой жидкостью и внешней средой. Кровь непрерывно приносит каждой живой клетке кислород и питательные вещества, а уносит образующиеся в клетках углекислый газ, излишки воды, ненужные продукты обмена веществ.

Кровь позвоночных животных, в том числе и человека, состоит из жидкой кровяной плазмы и находящихся в ней форменных элементов: эритроцитов, тромбоцитов и лейкоцитов. Эритроциты участвуют в процессе дыхания, красный цвет им придает железосодержащий белок гемоглобин. Он участвует в переносе кислорода. Лейкоциты выполняют в организме животных и человека защитные функции, уничтожая проникших в организм бактерий и вирусов. У животных гемолимфа и кровь являются основными переносчиками питательных веществ и кислорода, а также средством удаления из организма продуктов обмена. Движение гемолимфы и крови по сосудам обеспечивает специальный орган — сердце. Оно работает как насос.

У дождевого червя функции сердца выполняют несколько толстых кольцевых сосудов, расположенных в передней части тела. У насекомых спинной сосуд разделен на камеры. Он сообщается с полостью тела через отверстия с клапанами, которые пропускают кровь только в одном направлении (вперед) и закрываются при обратном движении крови.

Рыбы имеют сердце, состоящее из двух мышечных камер. Они по очереди сокращаются и с силой прогоняют кровь к жабрам.

Птицы и звери имеют более сложное сердце, состоящее из четырех камер — двух предсердий и двух желудочков.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративный, репродуктивный.

Ход урока

1. Проблемный вопрос: Почему движение важный признак всех живых организмов?

Вопрос: Какие признаки живых организмов вы знаете?

Ответ: Признаками живых организмов являются: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

Вопрос: Знаете ли вы живые организмы, которые абсолютно неподвижны?

Ответ: Растения не способны на активное перемещение, но движутся листья и стебли к солнцу. Движутся все живые организмы, даже самые мелкие – бактерии, простейшие, но их движения заметны только в сильный микроскоп.

– Давайте посмотрим, как же двигаются животные.

Демонстрация видеороликов на мультимедийном проекторе: движение амебы, инфузории-туфельки.

Вопрос: Какие приспособления к движению имеются у одноклеточных организмов?

Ответ: У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутики, ложноножки, реснички.

– Движется даже цитоплазма внутри клетки.

Демонстрация движения хлоропластов внутри клетки.

2. Проблемный вопрос: С чем связано многообразие приспособлений к передвижению у животных?

Демонстрация: передвижение животных в почве, воде, воздухе, наземной среде. Заполнение таблицы по мере демонстрации способов передвижения.

Таблица: “Способы передвижения организмов в различных средах”

Среда обитания Способ передвижения организмы
почва Сокращение мускулатуры Дождевой червь
вода Сокращение мускулатуры

– Назовите особенности различных сред обитания.

– Назовите особенности строения органов передвижения, связанные со средой обитания.

– А сейчас рассмотрим подробнее движение наземных животных.

Большинство наземных животных – “ходильные” животные, т.е. при ходьбе они опираются на конечности – ноги. У насекомых их три пары, и проблема устойчивости перед ними не стоит. У пресмыкающихся, например, у крокодила, две пары ног располагаются по бокам тела так, что бедро параллельно поверхности земли и перпендикулярно голени.

Демонстрация изображения крокодила, варана.

Таким образом, достигается устойчивость тела, но скорость передвижения небольшая. У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

  • стопоходящие
  • пальцеходящие
  • копытные

Вопрос: Почему копытные животные двигаются быстрее стопоходящих?

Ответ: Копытные животные передвигаются на кончиках одного или двух пальцев, что уменьшает площадь соприкосновения с землей и увеличивает скорость перемещения.

Демонстрация на экране различных животных.

– Расскажите, каким способом передвигаются эти животные.

Выполнение теста:

1. Инфузория передвигается с помощью:

А) ложноножек;
Б) ресничек;
В) жгутика;
Г) сокращения мышц.

2. Реактивный способ движения используют:

3. У земноводных для передвижения в воде используют:

А) перепонки;
Б) плавники;
В) реактивное движение;
Г) ласты.

Изучить Раздел 16, составить план рассказа об особенностях движения животных.

Урок биологии в 6 классе (концентрическая модель) по теме "Движение".

ВложениеРазмер
Движение 6 класс презентация 796.82 КБ
план-конспект урока 6 кл Движение 18.95 КБ
приложение к уроку1 13.78 КБ
приложение к уроку2 12.95 КБ
приложение к уроку3 13.69 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

  • Образовательные: познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания.
  • Развивающие: развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, эстетическое воспитание и любовь к природе.

Тип урока – урок-получение новых знаний (ознакомительный).
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, электронная доска, раздаточный материал, учебник.
Методы обучения: проблемное изложение, самостоятельная работа с текстом, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ.

Структурные компоненты урока:

Приветствие учащихся, знакомство, отмечает отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на урок, готовят все необходимые принадлежности к уроку. Знакомятся, называют отсутствующих.

1. - Вспомните, какие признаки характерны всем живым организмам?

-Давайте посмотрим видеофрагмент, а вы подумайте, какое свойство мы сегодня изучим более подробно. (видеоролик) – мотивационный компонент.

- О каком свойстве видеоролик? (о движении ) Сформулируйте тему урока.

Тема нашего урока: Движение .

2 . - Как вы думаете, что такое движение? ( движение – это одно из главных свойств живых организмов необходимое для его перемещения и распространения)

- Что вы уже знаете о движении?

- Как организмы передвигаются? С помощью каких органов?
-Что будет целью нашего урока? (Познакомиться с разными способами движения организмов).
3.1. Посмотрите на слайд, кого вы видите? (амеба, инфузория туфелька, эвглена зеленая, хламидомонада).
У одноклеточных организмов приспособлениями к движению являются жгутик или жгутики (эвглена и хламидомонада, некоторые бактерии, однокл.водоросли), ложноножки (амеба), реснички (инфузория).

Амеба двигается за счет ложноножек , как бы перетекая с одного места на другое.
Тело инфузории туфельки покрыто ресничками , которыми она ловко двигает (30 взмахов в секунду) и из-за этого она может пройти достаточно большое расстояние (25мм – в 10-15 раз превышающее ее длину тела).
Движение жгутика сложнее, чем перетекание амебы или взмахи ресничек у инфузории. Жгутик работает как гребной винт, совершая вращательные движения, он как бы ввинчивает тело животного в воду и тянет его за собой.

3.2 . Поговорим о движении многоклеточных животных . (показ видеофрагмента с дождевым червем).
-Где обитает дождевой червь?

-Как происходит движение дождевого червя? (сокращение мышц, сжимание и удлинение сегментов)

Т.е. движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью. Показ слайда с заданием про червя.

3.3. Учитель раздает на парту один из трех текстов для прочтения и дает на это время. Ставит задачу – прочитать текст про способ движения в той или иной среде обитания, чтобы потом ответить на вопросы.

- Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?

-Какие приспособления имеют водные животные?

-Что кроме крыльев помогает летать птицам?
-Почему таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися?
-К какой группе животных относятся кошка и медведь. Почему?

3.4. Как вы считаете, а растения могут двигаться? Если да, то как? В чем отличие движения животных от движения растений?

Отвечают на поставленные вопросы, смотрят видео, настраиваются на тему урока.

Выполняют задание на слайде.

Читают текст. Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, делятся своим синквейном.

Параграф в учебнике и вопросы после параграфа. Понаблюдать за движениями домашних животных (или животных, которых встретите на улице) и описать их.

Записывают дз, задают вопросы.

Выставление оценок за работу на уроке. Рефлексия.

Предварительный просмотр:

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения . Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник : изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост , это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах . У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев .

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения . Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник : изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост , это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах . У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев .

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения . Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник : изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост , это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах . У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев .

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершают волнообразные движения . Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник : изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост , это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах . У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев .

Предварительный просмотр:

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло . Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете .

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло . Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете .

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло . Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете .

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы, а также рукокрылые (летучие мыши).

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло . Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете .

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Предварительный просмотр:

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли . Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих , при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение 1 (для учеников).docx

Фамилия, имя ___________________________________________________________

Распределите живые организмы на группы в зависимости от типа их скелета

Земноводные Млекопитающие

Тема урока ____________________________________________________________________

Задание 1. Заполните таблицу.

Одноклеточные

Задание 2. Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, у них есть ________________________мышцы.

Подсказка (кольцевые, щетинки, тоньше, длиннее, продольные, почва.)

Первая группа. Движение животных в воде

Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

Плавательные перепонки, ласты

Реактивный способ движения

Волнообразные изгибания тела

Рассказать как двигаются животные в воде.

Ответь на вопросы:

- Чем различаются хвостовые плавники рыб и китов?

Фамилия, имя ___________________________________________________________

Распределите живые организмы на группы в зависимости от типа их скелета

Земноводные Млекопитающие

Тема урока ____________________________________________________________________

Задание 1. Заполните таблицу.

Одноклеточные

Задание 2. Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, у них есть ________________________мышцы.

Подсказка (кольцевые, щетинки, тоньше, длиннее, продольные, почва.)

Вторая группа. Движение животных в воздухе

Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

Крылья с перьями

Крылья из кожистой перепонки

Ответь на вопросы:

- Какие животные могут летать?

Закончите предложение: Летают ________ и ______________ , потому что…

- Чем можно объяснить, что птицы лучшие летуны, чем насекомые?

Закончите предложение: Птицы лучшие летуны, потому что …

Фамилия, имя ___________________________________________________________

Распределите живые организмы на группы в зависимости от типа их скелета

Земноводные Млекопитающие

Тема урока ____________________________________________________________________

Задание 1. Заполните таблицу.

Одноклеточные

Задание 2. Вставить пропущенные слова:

Черви обитают в _____________________. Когда червь вытягивается, тело становится _________________и ________________________. Это происходит, потому что у червя есть _____________________________________мышцы. На брюшке у них есть колючие ______________________, которые толкают тело червя вперед. Чтобы подтянуть хвост, у них есть ________________________мышцы.

Подсказка (кольцевые, щетинки, тоньше, длиннее, продольные, почва.)

Третья группа. Движение животных в наземной среде

Напротив каждого названия животного ставьте галочку в квадрате, соответствующем его способу движения

2 пары ног по бокам тела

2. Ответьте на вопросы:

- Почему таких животных, как крокодил, ящерица, варан, называют пресмыкающимися?

- Почему у животных организмов существуют такие разнообразные способы передвижения?

- К какой группе животных относятся кошка и медведь. Почему?

Я – вам знакомая амёба,

При движенье то и дело

Я выпячиваю тело.

И движенья совершаю,

Словно я «перетекаю.

А я – туфелька, друзья.

Вы же знаете меня!

За секунду 30 взмахов

Могу ими совершать

И на четверть сантиметра

Вперёд тело продвигать.

Зелёная эвглена я,

Ножек нету у меня –

Просто жгутик свой вращаю,

Им я воду рассекаю.

Он у меня как винт гребной –

Меня тянет за собой.

Выбранный для просмотра документ Приложение 2 (тексты).docx

Первая группа

Движения всех многоклеточных животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью.

Движения дождевого червя связаны с попеременными сокращениями кольцевых и продольных мышц. При этом сегменты тела то сжимаются, то удлиняются. Движения червя начинаются с сокращения кольцевых мышц в переднем конце тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через все тело. Щетинки — плотные выросты на брюшной стороне тела червя — выпячиваются. Тело становится толще, и червь, опираясь щетинками заднего конца о почву, проталкивает передний конец тела вперед. Затем сокращаются продольные мышцы, и волна сокращений вновь пробегает по всему телу. Опираясь на щетинки переднего конца, червь подтягивает заднюю часть тела.

Текст 2. Движение животных в воде

За счет сокращения мускулатуры многие животные совершаю волнообразные движения. Так плавают некоторые черви, выдры, угри, морские змеи; волнами извивается тело ползущей змеи.

Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Их легко узнать по обтекаемой форме тела и специальным органам движения, назначение которых — с силой отталкиваясь от воды, продвигать тело животного вперед.

У рыб таким органом является прежде всего хвостовой плавник: изгибая его в стороны, рыба плывет вперед.

Киты и дельфины в своем движении тоже используют хвост, это их главный орган движения. Только, в отличие от рыб, он расположен у них в горизонтальной плоскости. Это позволяет китам как быстро погружаться в воду, так и всплывать.

Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки на пальцах. У утки-кряквы они находятся между тремя передними пальцами. При плавании перепонки растягиваются и работают, как лодочные весла. Другие птицы, например пингвин, плавают с помощью крыльев.

Вторая группа

Движения всех многоклеточных животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью.

Движения дождевого червя связаны с попеременными сокращениями кольцевых и продольных мышц. При этом сегменты тела то сжимаются, то удлиняются. Движения червя начинаются с сокращения кольцевых мышц в переднем конце тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через все тело. Щетинки — плотные выросты на брюшной стороне тела червя — выпячиваются. Тело становится толще, и червь, опираясь щетинками заднего конца о почву, проталкивает передний конец тела вперед. Затем сокращаются продольные мышцы, и волна сокращений вновь пробегает по всему телу. Опираясь на щетинки переднего конца, червь подтягивает заднюю часть тела.

Текст 2. Движение животных в воздухе

Животных, которые летают, значительно меньше. Это прежде всего насекомые и птицы.

Полет возможен благодаря подъемной силе. Эту силу создает крыло. Давление воздуха под крылом больше, чем давление воздуха, проходящего над крылом. Эта разница в давлении и создает подъемную силу крыла, которая удерживает животное в полете.

Самые лучшие летуны — птицы. Крупные перья их передних конечностей образуют самый совершенный летательный аппарат. Кроме крыла, у птицы есть целый ряд других приспособлений к полету. Это обтекаемая форма тела, легкий скелет (большинство костей полые!), хорошо развитые летательные мышцы, воздушные мешки, уменьшающие вес тела и обеспечивающие лучшее поступление кислорода в легкие во время полета.

Третья группа

Движения всех многоклеточных животных, как бы ни были они разнообразны, связаны с мышечной деятельностью.

Движения дождевого червя связаны с попеременными сокращениями кольцевых и продольных мышц. При этом сегменты тела то сжимаются, то удлиняются. Движения червя начинаются с сокращения кольцевых мышц в переднем конце тела. Эти сокращения захватывают сегмент за сегментом, волной проходя через все тело. Щетинки — плотные выросты на брюшной стороне тела червя — выпячиваются. Тело становится толще, и червь, опираясь щетинками заднего конца о почву, проталкивает передний конец тела вперед. Затем сокращаются продольные мышцы, и волна сокращений вновь пробегает по всему телу. Опираясь на щетинки переднего конца, червь подтягивает заднюю часть тела.

Текст 2. Движение животных в наземной среде.

У млекопитающих бедро и голень составляют одну линию, перпендикулярную поверхности земли. Такое расположение ног позволяет им быстро двигаться.

Движения млекопитающих разнообразны: они могут ходить, бегать, прыгать, плавать, а некоторые, например летучие мыши, — даже летать. Среди ходильных млекопитающих в зависимости от того, как они опираются на стопу, различают стопоходящих, при ходьбе опирающихся на всю стопу (так ходят человек, медведь), пальцеходящих , при ходе и беге опирающихся на пальцы, что значительно повышает скорость их бега (так двигаются кошки, собаки), и копытных , которые бегают на кончиках одного или двух пальцев — они бегают быстрее всех (лошади, олени, косули).

Выбранный для просмотра документ самоанализ урока.docx

Самоанализ урока

Цель урока: сформировать представление о движении как одном из важнейших свойств живого; познакомить с разными способами движения организмов.

Образовательные:

познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания, нахождения путей решения проблем.

Развивающие:

развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре фрагментов фильма об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитательные:

способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, уважение к одноклассникам, эстетическое воспитание и любовь к природе .

Тип урока : комбинированный.

Уровень развития и сформированности учебных умений и навыков учащихся позволяет провести урок в режиме самостоятельного добывания знаний, используя групповую работу, а от учителя требуется создать условия для осуществления этого процесса.

Мотивация учебной деятельности проведена в форме просмотра видеоролика, после просмотра которого учащиеся сформулировали тему урока. Совместно с учителем была определена цель урока.

Работая в группах учащиеся решают проблему: Какие черты приспособления к среде обитания появляются у организмов в связи с движением?

Работа учащихся в группах с информационными листами позволяет ребятам самостоятельно знакомиться с новым материалом, работая с текстом, анализировать его, выделять главное в содержании, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе изучения нового материала учащиеся узнают, как происходит движение в разных средах обитания (в воде, в воздухе, наземной среде), различные приспособления у животных, обитая в разных средах обитания.

Работая в группах ребята изучают часть темы, а далее капитаны групп по очереди объясняют свою часть материала другим группам, двигаясь по часовой стрелке. Таким образом, на уроке учащиеся изучают полностью весь материал, обучая друг друга.

На этапе закрепления материала учащиеся совместно с учителем беседуют по вопросам темы, формулируют выводы. Составляют синквейн на тему урока.

На этапе рефлексии обучающиеся д ополняют предложения: Что я узнал….. Что меня удивило……. Я понял……… Что хотел бы узнать……….

Стратегия проведения занятия:

Организация самостоятельной деятельности по изучению материала и его систематизации через групповую и индивидуальную работу, работу с интерактивной доской, показом видеофрагментов.

Методы обучения: репродуктивный, частично–поисковый (эвристический), самостоятельная работа с текстом, самостоятельная работа по заданному образцу, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, индивидуальная работа, использование ИКТ, проблемный.

Читайте также: