Краткое содержание два бойца

Обновлено: 05.07.2024

Фронтовой сценарий

Простая, как показалось драматургу история рассказывает о том, как между неразлучными друзьями Сашей Свинцовым и Аркашей Дзюбиным возникает конфликт.

Стрижка помогла

Борис Андреев был утвержден на роль Саши Свинцова сразу – режиссер Леонид Луков хорошо его знал. А вот на роль Дзюбина Луков долго не мог подобрать исполнителя. Нужен был исполнитель еще недостаточно известный, чтобы взрастить в фильме оригинальный и свежий характер, предложенный в сценарии. Предпочтение было отдано Марку Бернесу.

Визитная карточка

И все же, несмотря на блестящий актерский состав, визитной карточкой картины стала песня.

Кстати когда вышла пластинка, то весь первый тираж был забракован по техническим соображениям, ОТК не пропустило. Ведь пластинки делают так: сначала изготавливается восковая матрица, а потом уже с нее печатают основной тираж. Так вот работница граммофонной фабрики, которая пластинки выпускала, слушала песни и плакала, одна слезинка попала на матрицу, на звуковую дорожку, песня зашуршала и из-за этого забраковали весь тираж. Убыток для государства, но мне это, как автору, было очень приятно.

2015 год в России, Год литературы, посвящался 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Мы чествовали и вспоминали фронтовиков и тружеников тыла, рассказывали о судьбах земляков – участников битв, публиковали истории создания песен дорог войны – песен, помогавших выстоять, выжить и победить!

2016 год объявлен Годом российского кино. Принимая эстафету истории, мы вспомним наши лучшие фильмы, их сюжеты, их героев, их песни. Расскажем о создателях кинокартин и, конечно, об актёрах. Всё это важно знать именно сегодня, когда в судьбах России, её граждан так много перемен. Чтобы помнить и уважать историю страны, запечатлённую и в её кинофильмах.

Год создания – 1943. Советская военная драма с актёрами Борисом Фёдоровичем Андреевым (1915 – 1982) и Марком Наумовичем Бернесом (1911 – 1969) в главных ролях, поставленная кинорежиссёром Леонидом Давыдовичем Луковым (1909 – 1963).

Евгений Габрилович вспоминал:

После премьеры фильма его режиссер Леонид Луков писал:

В массовых сценах в картине были заняты курсанты Ташкентского пехотного училища.

Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте, и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.

Из воспоминаний Никиты Богословского:

После первого издания на грампластинках в 1943 году Леонид Утёсов записал ещё несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1958 годах), так и на магнитных записях (в 1958 и 1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интерпретации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.

Они вышли на улицу, когда над городом уже занялась заря, и остановились потрясенные: какие-то люди, очевидно работники киностудии, уже напевали их только что рождённую песню.

Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила.
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней не раз мы встречались в степи.
Вот и сейчас надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!

Из воспоминаний композитора Никиты Богословского:

ШАЛАНДЫ, ПОЛНЫЕ КЕФАЛИ

Ташкентская киностудия, 1943 г. Сценарий Е. Габриловича. Режиссёр Л. Луков. Оператор А. Гинзбург. Художник В. Каплуновский. Композитор Н. Богословский. В ролях: М. Бернес, Б. Андреев, В. Шершнева, Я. Жеймо, М. Штраух, Л. Масоха.

Славин создал запоминающиеся характеры. И очень привлекательные — храбростью, верностью, прямодушием, чистотой бескорыстной мужской дружбы.

Режиссёр Леонид Луков, прочитав повесть, решил, что она может стать основой интересного, а главное — нужного фильма. Луков настоял, чтобы сценарий поручили Евгению Габриловичу, опытному кинодраматургу, а в то время и военному корреспонденту.

Когда сценарий запустили в производство, Борис Андреев был сразу же приглашён и утверждён на роль Саши Свинцова.

Не зная, на ком остановить свой выбор, режиссёр устроил конкурс претендентов, коих насчитывалось около двадцати.

Бернес получил пробу, как он сам рассказывал — вымолил её у режиссёра. А затем, к удивлению работников киностудии, благодаря настойчивым требованиям Лукова был утверждён на роль. Вряд ли обнадёживали Лукова результаты проб, скорее убеждала в правильности выбора творческая страсть Бернеса.

Когда Свинцова тяжело ранило и он попал о госпиталь, Аркадий пытается помириться, посылает от его имени тёплые письма Тасе. Поправившийся от ран Свинцов, случайно встретив в городе Тасю, узнает о благородстве Аркадия. Вернувшись на фронт, в жарком бою, рискуя жизнью, он спасает от гибели своего верного друга…

Войти в образ — это задача актёра. Марк Бернес постоянно ходил в военной форме, но никак не мог почувствовать себя солдатом Дзюбиным. Месяца через полтора после начала съёмок на студии стали поговаривать: картину надо спасать, надо заменить актёра. Луков же не спешил с выводами.

То, что ему нужно было для его героя, Бернес искал в общении с фронтовиками. Приятелю-документалисту, вернувшемуся в Москву с фронта, писал письма, выспрашивая: правда ли, что солдатам велят пришивать к гимнастёркам белые воротнички? В Ташкенте на этом настаивают…

Композитор Н. Богословский вспоминает:

«В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришёл ко мне режиссёр картины Леонид Луков и сказал: „Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни“. И так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую ещё песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию „Тёмной ночи“. Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни… Поэт В. Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку.

«Я принял Андреева сердцем, как только увидел, принял и эту неповоротливость жеста, и крепкость, и кротость улыбки, и эту массивность ног, не торопясь двигающихся по земле. Это был образ, точно и резко очерченный, без игровых завитушек, без актёрских безделиц и баловства, рождённый актёром сильным, предельно русским.

Борис Андреев и Марк Бернес были награждены боевыми орденами Красной Звезды — как участники работы над фильмом, как участники Великой Отечественной войны. Их герои шли с бойцами рука об руку по фронтовым дорогам.

Два бойца кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Два бойца (1943): смотреть онлайн
Два бойца (1943): смотреть онлайн

информация о фильме

Леонид Луков

Евгений Габрилович

Александр Гинцбург

Никита Богословский

Владимир Каплуновский

Марк Бернес , Борис Андреев , Вера Шершнёва , Янина Жеймо , Максим Штраух , Иван Кузнецов , Степан Крылов , Лаврентий Масоха

Читайте также: