Краткое содержание белый шарик матроса вильсона

Обновлено: 06.07.2024

Эта повесть из знаменитого цикла `В глубине Великого Кристалла` — история преданной дружбы Стасика, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном, и Белого шарика, маленькой звезды, которая научилась превращаться в мальчика. Верные друзья преодолевают вместе не одну опасность. Владея обыкновенным `звездным` умением творить чудеса и помогать тем, кто в беде, кому одиноко, больно и трудно, Шарик-Яшка стремится сделать Вселенную лучше, чтобы всем в ней было хорошо. Его способности удивительны,но он еще слишком мал. И все-таки честный и самоотверженный Яшка не сдается: силой своей любви к другу он совершает подвиг и спасает Стасика от гибели. Просто потому, что должен.

Лингвистический анализ текста:

Приблизительно страниц: 197

Активный словарный запас: средний (2778 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)

Доступность в электронном виде:

Каролина Мира, 5 апреля 2021 г.

strannik102, 6 сентября 2020 г.

Сказка о дружбе и недружбе

А если уйти от проблем Мироздания и спустится к жизни простого сибирского мальчонки Стасика Скицина по кличке Матрос Вильсон, то перед нами будет простая история о дружбе и недружбе (спасибо братьям Стругацким за формулировку) — дружбе Стасика и Белого шарика (Яшки) и недружбе его с несколькими откровенными негодяйскими хулиганами и хулиганскими негодяями. Повесть простая и одновременно пронзительная и трогательная.

Necrov, 7 ноября 2020 г.

Ведь у юной звезды и человеческого ребёнка может оказаться так много общего. Например, занудные взрослые с их указками: то не делай, делай это, не так делаешь, делай вот так. И какая разница, будет это передача импульсов на огромные расстояния или же обязательное утреннее причёсывание. Всё равно и тому, и другому бывает грустно. И тому и другому хочется поговорить с тем, кто на самом деле понимает твои проблемы, а если и не понимает, то всё равно, когда выговоришься и получишь порцию сочувствия, становится легче. А ещё очень не хочется взрослеть. Ведь после очередного возрастания, которое приблизит тебя к волшебной музыке сфер, ты забудешь о своём маленьком и далёком друге.

Повесть оставила достаточно противоречивые впечатления.

С одной стороны, прекрасно написанная история о дружбе, о далёкой эпохе первых послевоенных лет. С другой.

После того, как я прочитал в эпилоге (снова забыл о том, что он напечатан в томе с примечаниями к собранию сочинений),

mmg, 15 декабря 2019 г.

saddlefast, 3 июня 2009 г.

Микрокосм — это мир человека, показаный через невзгоды и радости простого уральского пацана, живущего в непростое поствоенное время. Это, отчасти, сколок с жизни самого писателя, а отчасти — и дань его вкусу к историческим изысканиям. Он сам так описывает мир поствоенного СССР, что отчетливо видно, что это — ушедшая, иная цивилизация, с совсем не знакомыми нам уже традициями, стилями и моделями поведения, иной социальной практикой.

В этой части книга — смотрится почти как небольшое исследование по археологии обыденности. Но, написанное ясным и трогающим за душу языком, когда этот мир предстает перед нами как описание живого, непосредственного опыта того, уральского пацана. Особенно сильно смотрятся описания страхов и маний того подростка, чего стоит описание его навязчивых представлений о появлении Человека с Замотанным Бинтом Лицом. Цель вселенной людей — становление Гармонии сталинского режима, установление идеального общества, однако несладко живется в таком мире герою повествования.

Макрокосм — это мир жизни космических объектов, звезд и галактик, имеющих свою, сложную внутреннюю жизнь. Находящиеся на ином уровне бытия, на верхних ступенях лейбнициански понимаемого в романах Крапивина мироздания, они имеют свое развитое представление о целях собственного существования. Это — установление всеобщей Гармонии, когда все грани бесконечного кристалла вселенной, бесчисленные, отраженные друг в друге миры, — смогут достичь вершины своего развития.

И в макромире, и в микромире есть место одиночеству и боли. И два одиночества находят друг друга. Один из шаров-звезд, совсем молодая звезда, звезда-пацан, —

Жизнь людей далека от гармонии, сколь бы ее не приближали. Жизнь звезд тоже далека от гармонии. И все идет к тому, что эта дружба обречена на гибель. Но, оказывается, что нет более прекрасной гармонии, чем гармонии самоотверженности и преданности другу. Именно эта связь — самая прочная. И парень-звезда и парень-просто человек — по жизни пройдут вместе, как лучшие друзья, и их встреча окажется завязкой ешё одной истории, не менее удивительной.

Thunder08, 14 февраля 2016 г.

В детстве эта повесть казалась более захватывающей чем сейчас. Дело в том, что благосостояние людей изменилось и по сегодняшним меркам описанное в книги — совершенная безнадёга. Какие-то бараки, избушки, КГБ, безлюдные окраины, смертельно больной ребёнок, отчим, которого пристрелили КГБшники. Тут единственный луч надежды — это волшебный мир разумных звёзд, в который время от времени окунается герой рассказа между ударами жизни. Заканчивается повесть не очень оптимистично, главный герой пропадает без вести, а его коллега впадает в стазис.

Вероятно книга основана на биографии самого автора, местность и некоторые события описаны так, словно взяты из жизни.

jdeep, 16 декабря 2011 г.

Как по мне, очень сильная повесть. О Дружбе, о Надежде, о Человечности и о Самопожертвовании. И если в большинстве произведений Крапивина главными героями выступают обычные (ну или не совсем) дети, люди, то в этой повести мы наблюдает превращение холодной отстраненной, занятой проблемами мироздания, звезды в человека, со всеми как говорится вытекающими. Мне кажется не напрасно Яшка получился похожим не только на Лотика, которого он собственно и хотел скопировать, но и на всех главных героев цикла. В нем пожалуй собраны лучшие черты всех мальчишек и девченок, что так или иначе влияли и влияют на Великий Кристалл. И я признаться был очень рад финалу, так хотелось чуда, и настоящий друг детей Владислав Крапивин мне его дал.

Златая, 1 марта 2012 г.

Читала в детсве, а потом чёртову уйму лет искала, где купить эту книга заново:) Но она будто заговореная! Наконец-то у меня есть большой сборник.

Крапивин пишет удивительные вещи.

tanny, 28 декабря 2012 г.

Книга мрачная, гнетущая. Читать ее тяжело и хорошего настроения она не добавляет. Из книги в книгу, где он пишет об отчиме-злодее, я переношу ненависть к этому персонажу. Это какая-то злая нездоровая сила, которая портит существование. И раздражает мамаша мальчишки, которая привела в дом это зло, отравила жизнь детям.

Эспери Ахэ, 3 июня 2009 г.

billtalent, 17 августа 2011 г.

BARBARYAN, 21 января 2010 г.

Это самая первая книга автора которую я прочел.И до сего дня она остается одной из любимых мною книг.:super::super::super:

Kosh, 1 ноября 2009 г.

anchel, 13 июля 2008 г.

Это удивительно сильное произведение. Крапивин мастерски доказывает те простые истины, которые так хорошо известны детям. И которые взрослые зачастую забывают.

darkina, 12 декабря 2007 г.

Читала в детстве. Помню — подробно. Это о чем-то говорит!:super: Это повесть, в которой удивительно переплетены надежда и отчаяние, реальность жизни и вера в чудо. Многие моменты описаны настолько ярко, что до сих пор стоят перед глазами. Прошло время, и прочла детям эту историю. Она затронула их так же, как и меня много лет назад. Я считаю, что именно это показатель, что написан шедевр.

Владислав Крапивин - Белый шарик Матроса Вильсона

Владислав Крапивин - Белый шарик Матроса Вильсона краткое содержание

Белый шарик Матроса Вильсона - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Белый шарик Матроса Вильсона - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Владислав Крапивин

v 1.1 - вычитка - Anonymous

Владислав Крапивин. Белый шарик Матроса Вильсона Центрполиграф Москва 2002 5-227-01847-2

Белый шарик Матроса Вильсона

Пролог. В ГЛУБИНЕ ВЕЛИКОГО КРИСТАЛЛА

Но пришел час, и ощущение чего-то постороннего коснулось его щекочуще и беспокойно (позднее Шарик узнал, что это был импульс Большого Белого шара). В ответ Белый шарик непроизвольно ощетинился лучами мгновенных импульсов. Так насекомое, очнувшееся в темной коробочке, усами и лапками щупает картонные стенки. Шарик ощупал импульсами ближнюю часть пространственно-временного континуума. Даже этот маленький кусочек мира показался ему пугающе громадным. Но страх беспредельности растаял, когда Белый шарик понял, что одиночество ему не грозит.

Шаров было множество. Разной величины и разного цвета. (Цвет — это частота и длина импульсов особого рода, таких медленных, что они не годятся для общения и активных воздействий на мир, а служат чаще всего только оболочкой.)

Но великую россыпь дальних шаров Белый шарик воспринимал отрешенно и вначале ни с кем из них не общался. А его соседями и наставниками оказались четверо. Вернее, пятеро, но Желтые близнецы жили так тесно друг с другом, что Шарик всегда воспринимал их как нечто единое. А кроме Близнецов были: Большой Белый шар, Красный шар и Темно-красный шарик. Если соединить их прямыми линиями, то образовывалась трехгранная пирамида — и каждый шар на своей вершине (а Желтые близнецы, естественно, вместе). Белый же шарик висел в центре этой пирамиды, на перекрестке импульсов нарастающей информации, от которой порой кружилась голова…

— Мы тоже были не всегда, — снисходительно разъяснял Большой Белый шар. — У всякого явления в Великом Кристалле есть свое начало.

О том, что у всякого явления бывает и конец, Белому шарику пока не говорили, чтобы не огорчать раньше срока.

— А как это все вокруг и вы тоже… как это могло быть, если я вас не ощущал? — удивлялся Белый шарик.

— Тоже мне, пуп Кристалла… — ворчал Темно-красный шарик. Он был хотя и маленький, но с могучей массой, потому что был старше всех не только в этой пирамиде, но и вообще в обозримых пределах. Он редко что-нибудь объяснял и обычно лишь излучал недовольство и осуждение.

Красный шар весело восклицал:

— Ай да малыш! В таком возрасте уже начинает копать проблемы бытия! — И достаточно понятно объяснял, что существование Кристалла не зависит от восприятия того или иного отдельного шара. Шары могут быть или не быть, а Великий Кристалл был, есть и будет всегда.

Желтые близнецы добавляли:

— Ты узнаешь об этом после. Все должно постигаться в свое время.

Эту странность выдал ему Большой Белый шар. Он рассказал, что миг рождения Шарика лежит на темпоральном векторе где-то впереди, примерно в двух микродолях общего временного оборота данной кристаллической грани.

В цикле статей я постараюсь опубликовать полный перечень повестей и рассказов написанных Командором, а также аннотации к ним.

Пожалуй, самым известным циклом Владислава Петровича можно считать цикл о Кристалле Вселенной — "В глубине Великого Кристалла". Цикл, написанный в смешанном жанре: здесь и приключения, и фантастика, и психологическая драма, и острая "социалка", и сказка. Цикл, впрочем, не изолирован от других произведений автора — его главные атрибуты: Кристалл Вселенной, Дорога, параллельные миры и альтернативная история появляются в произведениях автора задолго до написания цикла и встречаются в других повестях и рассказах, не связанных напрямую с циклом.

Всего в цикл входят семь основных повестей: "Выстрел с монитора", "Гуси, гуси, га-га-га", "Застава на Якорном Поле", "Крик петуха", "Белый шарик Матроса Вильсона", "Сказка о рыбаках и рыбках", "Лоцман". Но помимо этих произведений с циклом соотносятся и немало "сопутствующих" повестей и рассказов.

В глубине Великого Кристалла.

Основной подцикл.

Наша Вселенная — это кристалл, Великий Кристалл Вселенной… И каждая его грань — целый мир. В этих параллельных мирах история развивается чуть-чуть по-разному, но это не мешает юным жителям разных граней. Мальчишки и девчонки с лёгкостью преодолевают грани, меридианы для того, чтобы дружить и помогать друзьям в беде…
(В скобках указаны альтернативные названия произведений и циклов, под которыми они выходили в разных издательствах)

Цикл фантастических произведений Вл. Крапивина , объединённых идеей о том, что наша Вселенная — это бесконечный кристалл со бесконечным множеством граней, каждая из которых — отдельный мир. Чем ближе эти параллельные миры друг к другу, тем более похожи их история, география и пр. Границы же между ними преодолимы, но при определённых условиях. Цикл пересекается с циклом "Легенды и были Безлюдных Пространств" . Признаками Безлюдных Пространств обладают, например, Якорное поле ( "Застава на Якорном поле" ), пустоши у лагеря "Аистёнок" ( "Сказки о рыбаках и рыбках" ), урочище Итта-Даг ( "Крик петуха" ).

Основной подцикл объединяет место действия и герои произведения. Юные путешественники между параллельными мирами: внук директора обсерватории "Сфера" Витька Мохов, маленькие жители посёлка Луговой Филя Кукушкин, Елизавета, Рэм Подгорный, юный князь Юр-Танка, Юкки и его сестрёнка, мальчишка из Реттерберга Цезарь Лот, Матвей Радомир по прозвищу Ёжики и др. с лёгкостью путешествуют по параллельным мирам…

Выстрел с монитора ( Легенда о Хранителях )

Однажды на стареньком пароходе "Кобург" плыли мальчик и старый пассажир. Они так и не узнали имён друг друга. Но старый пассажир рассказал мальчику историю о загадочном городе Реттерхальме и его юном жителе Гальке Тукке, спасшем город от вражеского монитора, несмотря на обиду — ведь город выгнал его, несправедливо обвинив в проступке… Вечером мальчик увидел на обрыве у реки одинокую детскую фигурку. По словам пассажира, это был памятник Гальке. И Павлик Находкин (так звали юного пассажира) непременно захотел увидеть место, где когда-то стоял загадочный город… Так началась его Дорога.

Первая повесть цикла, где впервые звучит история о "койво" — детях с необычными способностями и Командорах, призванных защитить Детство; а также озвучена теория Великого Кристалла Вселенной. Здесь же появляется один из постоянных героев цикла — Юкки, и звучит история кристаллика Яшки, выращенного в Реттерхальме учёной мадам Валентиной в качестве модели Кристалла Вселенной. Повесть является "книгой в книге": внутри основного сюжета звучит история о Реттерхальме и Галиене Тукке (Гальке).

Гуси, гуси, га-га-га

Действие повести разворачивается в недалёком будущем, в параллельном нам мире — на соседней грани Кристалла, куда мадам Валентина перенесла Реттерхальм, ставший городом Ретербергом.
Жизнь Корнелия Гласа была жизнью простого обывателя, пока однажды он не получил письмо… В Ретерберге, как и во всей Северо-Западной Федерации, вся государственная и социальная жизнь основана на биологических индексах, прививаемых детям вскоре после рождения. И наказанием за любой проступок служит смерть… Точнее шанс на смертный приговор: за мелкие — один к миллиону, за крупные — более вероятный. Корнелию Гласу выпал "миллионный шанс", и назавтра он должен быть казнён… По разным причинам казнь откладывалась, и, задержавшись в тюрьме, Корнелий становится воспитателем в тюремной школе, где содержатся дети, не имеющие биоиндексов. От них он и узнаёт легенду о Лугах — счастливом мире, где нет горестей. А вскоре в спецшколу попадает новичок — мальчик Цезарь Лот, у которого загадочным образом исчез индекс. Всё это заставляет Гласа задуматься о себе…
Случай сводит его с бывшим другом детства — Халькой, ставшим служителем Храма Хранителей и бойцом подполья. От него он и узнаёт, что Луга — реальность, и оттуда к ним часто приходит мальчик. Корнелий решает спасти детей. И уводит их туда. Вернее, уводит их Витька Мохов, тот самый "мальчик с Лугов", уводит их в наше пространство, где находится "Сфера". А Глас остаётся, чтобы найти родителей Цезаря и вернуть их мальчику.

Вторая повесть цикла. Далеко не детское произведение, поднимающее серьёзные вопросы. В повести появляются очередные постоянные герои цикла: Витька Мохов и Цезарь Лот (Чек), а так же упоминается обсерватория "Сфера" и научная группа "Кристалл-2". В повести также впервые подробно описываются Хранители и положения теории Кристалла.

Застава на Якорном поле

Действие разворачивается в том же мире, что и в повести "Гуси, гуси, га-га-га" , только в будущем по отношению ко времени повести.
Маленький Матвей Радомир учится в Особом суперлицее для детей с особыми способностями. Почти все лицеисты — сироты, в том числе и Матвей. Мать Ёжики погибла при взрыве такси-антиграва, но Ёжики не верит этому. Катаясь на поезде Кольца, он слушает голос матери, объявляющий станции и однажды слышит новое незнакомое название: "Якорное поле". Выйдя на станции, он попадает на странную поляну с Кронверком, где встречает ребят-пограничников: Филиппа, Лис и Рэма. И мальчик начинает понимать, что его мать жива, а командорская община, которой принадлежит лицей, обманывает его…

Третья повесть цикла. В ней появляется очередные постоянные персонажи — Ёжики (Матвей Радомир) и ребята-пограничники: Рэм Подгорный, Елизавета и Филя Кукушкин. И здесь же рассказано (беседа доктора Клана и Кантора) о Командорах и судьбах Корнелия Гласа и Гальки Тукка. В этой же беседе упоминаются и восстание мальчишек в Морском лицее против "создателей мыслящей галактики" — об этом рассказывается в повести "Мальчик и ящерка" . А так же появляется Яшка — кристалл, выращенный мадам Валентиной в городе Реттерхальме, о котором в повести "Выстрел с монитора" старый пассажир рассказывает Павлику Находкину.

Крик петуха

Петуха звали Кригер, он жил в "Сфере" и однажды пропал во время эксперимента. Кригер попал в посёлок Луговой (расположившейся в нашем пространстве, но в прошлом по отношению к "Сфере"). Новым хозяином петуха стал Филя Кукушкин — мальчик, встреченный Ёжики у Кронверка на Якорном поле. Петя (так мальчик назвал петуха) научил Филю путешествовать по иным пространствам. Так Филя и его друзья познакомились с Витькой и Цезарем. А тем временем в Ретерберге (где над экспериментом по проколу пространства работал отец Витьки) настала эпоха реформ…

Четвёртая повесть цикла, продолжение повести "Гуси, гуси, га-га-га" . В повести рассказывается история посёлка Луговой и ребят-пограничников: Фили Кукушкина, Лис (Елизаветы) и Рэма Подгорного, подробно описывается "Сфера" и рассказывается о судьбе Корнелия Гласа и родителей Цезаря Лота. В повести появляется ещё один постоянный герой — князь Юр-Танка, а так же рассказывается о судьбе Павлика Находкина, героя повести "Выстрел с монитора" .

Белый шарик Матроса Вильсона

Пронзительная и добрая повесть о верной мальчишеской дружбе. Действие повести начинается летом 1947 года. Девятилетний Стасик Скицын по прозвищу Матрос Вильсон, житель сибирского города Турени, мечтает о настоящем друге. И однажды с ним устанавливает контакт некто… Он называет себя Белым Шариком. Белый шарик — юная звёздочка, которая зажглась в небе параллельного мира. Но по характеру Белый шарик просто мальчишка. И однажды он и стал им, сделав выбор между яркой судьбой звезды и обычной земной дружбой.
Когда-то Белый Шарик был кристалликом Яшкой, и его запустил в космос мальчик Ёжики. Так Яшка стал звездой. Но дружба со Стасиком Скициным заставила его посмотреть на себя по другому, и Яшка стал самым обыкновенным мальчишкой. А Стасик обрёл верного друга, о котором мечтал. Они пройдут рука об руку всю жизнь, став учёными, положившими начало теории Великого Кристалла и обсерватории "Сфера".

Пятая повесть цикла. Продолжение повести "Застава на Якорном поле" . В повести рассказывается о дальнейшей судьбе кристаллика Яшки, запущенного Ёжики в космос из ночного лицейского парка. В повести так же рассказывается и о судьбе самого Ёжики, и о детстве Станислава и Якова Скицыных, фактических основателей "Сферы". Здесь же впервые появляется описание Дороги, и вновь озвучивается сюжет с длинной и таинственной улицей посёлка, выводящей на неё (озвученной ранее в повести "Вечный жемчуг" )

Сказка о рыбаках и рыбках (Лунная рыбка)

Действие идёт в параллельном нашему мире (соседней грани Кристалла). Художник Валентин Волынов вынужден был сотрудничать с Ведомством Безопасности. Это постоянно гложет его совесть. Однажды он приезжает в пионерлагерь "Аистёнок". Рядом с лагерем постоянно происходят аномальные явления: летают НЛО, происходят "чудеса" с пространством. Основную массу ребят эвакуировали. А Волынов (как бывший сотрудник Ведомства) вынужден остаться с несколькими интернатовскими ребятами, оставленными в "карантине" на несколько дней. Но "карантин" оказался лишь предлогом, а ребят должны… уничтожить! И чтобы спасти детей, Волынов уводит их на болотную пустошь, к "пришельцам". А встретившийся им мальчик по имени Юрик рассказывает Волынову о Кристалле и параллельных мирах.

Шестая повесть цикла. В повести действуют постоянные герои цикла: Юр-Танка (Юрик) и Юкки. В повести также упоминается "Сфера", Луговой, Башня и упоминаются другие постоянные герои цикла.

Лоцман
Хроника неоконченного путешествия

Писатель Решилов сбежал из больницы, где лечился от последствий лучевой травмы. Сбежал он в Овражки, маленький городок по соседству с Краснохолмском, городом детства Решки (как звали писателя в детстве). Там он знакомится с необычным мальчишкой — Сашкой, который умеет ходить по параллельным мирам. Сашка предлагает Решилову побывать в Подгорье, странном городе, скрытом внутри Горы — плоскогорья в окрестностях Овражков. Знакомство с Сашкой заставляет Решилова пересмотреть свои взгляды на жизнь и мнение о себе…

Седьмая повесть цикла, продолжение повести "Белый шарик Матроса Вильсона" : в повести рассказывается о судьбе межпространственного корабля "Даблстар", на котором ушёл в экспедицию Станислав Скицын (Матрос Вильсон) и его сводный брат Яков (Яшка), герои предыдущей повести. Повесть является "книгой в книге": внутри основного сюжета звучат наброски повести, написанной героем основной повести писателем Решиловым.

Произведения, "сопутствующие" циклу ( Грани Великого кристалла )

Этот цикл условный. Поклонники и исследователи творчества Вл. Крапивина объединяют в него произведения, не входящие в основной цикл, но объединённые звучащими в них идеями о Великом Кристалле Вселенной и атрибутами основного цикла: путешествиями в параллельных мирах, многомерными пространствами, Дорогой и пр.

Великий кристалл Вселенной, параллельные миры, Дорога и пр. атрибуты цикла упоминаются и в других произведениях автора: "Синий треугольник" , "Дети синего фламинго" , трилогиях "В ночь большого прилива" и "Голубятня на жёлтой поляне" , цикле "Легенды и были Безлюдных Пространств" и др.

Ампула Грина
Повесть о песчинках времени

У 12ти летнего Гриши Ковальчука (Грина) тяжелая судьба — мать умерла, а отца арестовали. За то, что собрал архив документов о запрещённой (но поддерживаемой правительством Империи) организации "Жёлтый волос", цель которой — ликвидировать "ненужных обществу" жителей Империи. И Грина не оставляют в покое — власти уверены, что в письме, которое мальчишка получил от отца, содержится пароль для доступа к его архиву. Для того, чтобы окончательно "считать информацию", Гришу везут в спецклинику, а чтобы мальчишка не сбежал, ему сделали инъекцию темпотоксина: если ровно через месяц не сделать второй — Грин умрёт. По дороге поезд застревает в Инске, где Гриша теряется. Инск — необыкновенный город, это сразу бросается в глаза и Грину, и приехавшему в город курсанту-спасателю Валерию Зубрицкому: город как будто постоянно меняет свои очертания, а власти уверены, что Инска попросту не существует. И самое главное — в нём нет зла… И здесь Грин, благодаря Валерию и своим новым друзьям, наконец обретает счастье.

Повествование частично ведётся от первого лица (от лица Грина).
Повесть примыкает к циклу "В глубине Великого Кристалла": действие происходит на "параллельной грани", упоминаются здесь и Информаторий ( "Застава на Якорном поле" ), и Красные пески ( "Оранжевый портрет с крапинками" , "Лоцман" ), а упоминаемые в повести пустоши и "зелёные дворы" Инска напоминают по свойствам Безлюдные Пространства (цикл "Легенды и были Безлюдных Пространств" ). В романе есть и другие параллели. Сам Инск по свойствам напоминает Пространства Институтских Дворов ( "Топот шахматных лошадок" ) и похож на таинственный Город, упоминаемый во многих произведениях автора. Среди горожан Инска при этом существует мнение, что изначально Инск был игрушечным городом, но постепенно ожил. Этот сюжет напоминает повесть "Лето кончится не скоро" , где игрушечный песчаный Город строят Митька и Андрюшка, и который "оживляет" Шурка Полушкин. Начало "зелёных дворов" напоминает стадион, с которого началось путешествие Алёшки с Зелёным билетом ( "Лётчик для Особых Поручений" ). В повести упоминаются пауки-мохнатки ( "Мальчик девочку искал" ), а рассуждения Лыша о энергии Времени напоминают аналогичные рассуждения героев романа "Рыжее знамя упрямства" . Побег Грина из "бункера" напоминает побег Егора из "таверны" ( "Наследники" ), идеи "Жёлтого волоса" о ликвидации беспризорников напоминают "взгляды" садиста Полоза ( "Кораблики" ), а упоминание о "песчинках времени", из которых состоят Красные пески, и которые содержат в себе информацию о разных временах, напоминает о "волшебных песчинках", которыми наполняли "бормотунчиков" ( "Голубятня на жёлтой поляне" ) и "поющих песчинках" из романа В. Щербакова "Семь стихий"
Позднее из глав о Грине была "собрана" повесть "Ампула" , напечатанная в журнале "Если" (№10 - 2006г.)

Кораблики, или Помоги мне в пути ( Чёрные пароходы )

Действие повести начинается в 1950 г. У маленького Петьки Викулова прекрасный голос. Мальчику кажется, что жизнь обернулась к ему спиной: отец не вернулся с войны, сестра умерла в младенчестве, мать погибла в железнодорожной катастрофе… Ещё и из пионеров выгнали. Осталась только нелюбимая тётка, да увлечение пением. И однажды — на волне вдохновения — Петька непостижимым образом попадает на сто лет вперёд, в будущее. И встречает себя… Пятидесятилетнего учёного, члена экипажа межпространственного корабля "Игла". Вместе они начинают выяснять причины этого чуда, и оказывается, что они… разные люди! А маленький Петька попал не просто в будущее, а в параллельный мир, где история идёт по другому. И всё благодаря негодяю и садисту Полозу, руководителю детского хора, решившему заполучить себе талантливого солиста из прошлого. Но всё же, не смотря ни на что, Петьке удаётся вернуться домой, в свой мир и своё время. Постарался Конус — мозг "Иглы". И даже вернуться чуть раньше, сумев изменить свою историю: и сестрёнка жива, и мама не поехала в тот роковой день на поезде.

Повесть связана с циклом действием в параллельных мирах и упоминанием в тексте теории Великого Кристалла Вселенной. Повесть ведётся попеременно от первого лица Петьки-мальчика и Петьки-взрослого из параллельного мира.

Оранжевый портрет с крапинками

Юля Молчанова приехала на практику в библиотеку Верхоталья. И встретила там рыжего мальчишку, Фаддейку Сеткина. Фантазёр Фаддейка придумал историю о марсианских воинах — иттах. Вот только фантазии ли это?

Повесть связана с циклом описанием марсиан-иттов, часто упоминаемых в повестях цикла.

Топот шахматных лошадок

Однажды двенадцатилетняя Белка (Элизабетта) Языкова, гуляя по городу, забрела на Институтские дворы (так здесь называли территорию Института альтернативной физики и математики). И подружилась с компанией игравших здесь ребят. Дворы оказались удивительной территорией: здесь никто не дрался; большие ребята играли вместе с малышами; мальчишки вместе с девчонками, не деля игры на "девчачьи" и "мальчишечьи"; по вечерам дети собирались вместе со студентами на посиделки у костра. Оказалось, что здесь совершенно уникальная структура пространства. А доброта этого места… Просто Дворам повезло: дети, первыми открывшие для себя Дворы, зарядили их позитивной энергией. А чтобы ничего не нарушилось, недалеко от дворов крутится в старом заводском корпусе колесо Гироскопа…

Ампула

У 12ти летнего Гриши Ковальчука (Грина) тяжелая судьба — мать умерла, а отца арестовали. За то, что собрал архив документов о запрещённой (но поддерживаемой правительством Империи) организации "Жёлтый волос", цель которой — ликвидировать "ненужных обществу" жителей Империи. И Грина не оставляют в покое — власти уверены, что в письме, которое мальчишка получил от отца содержится пароль для доступа к его архиву. Для того, чтобы окончательно "считать информацию", Гришу везут в спецклинику, а чтобы мальчишка не сбежал, ему сделали инъекцию темпотоксина, если ровно через месяц не сделать второй — Грин умрёт.

Повесть представляет собой "выборку" "глав Грина" из романа "Ампула Грина", напечатанная в журнале "Если" (№10 - 2006г.). В отличие от романа, где история Грина (Гриши Ковальчука) имеет счастливое завершение, в повести конец "обрублен" (исчезла последняя часть о возвращении Грина домой, в Инск) и имеет хоть и оставляющий надежду, но всё же трагический конец.

Рецензия на книгу Белый шарик матроса Вильсона

Однажды Белый шарик, маленькая звезда Великого Кристалла, почувствовал импульс, от которого буквально затрепетал. Сигнал тревоги, печали и одиночества пробил пространственно-временные грани Вселенной. Просьба о сочувствии была такой силы, что Белый шарик первый раз в жизни совершил немыслимый поступок - откликнулся на импульс. Он вступил в контакт с тем, кто его послал, - существом из непонятного мира, где иное пространство, измерение и время. Им оказался девятилетний мальчик Стасик Скицын из сибирского городка Турень, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном. Но отчего он в таком отчаянии и как далёкая звезда может помочь ему? И сработает ли здесь общая для всех миров Великого Кристалла формула "Один и один - не один"?Так начинается история преданной дружбы Стасика и Белого шарика, научившегося превращаться в мальчика Яшку."Белый шарик матроса Вильсона" - пятая книга фантастического цикла "В глубине Великого Кристалла".Для среднего школьного возраста.Книга издана в серии "Избранное. Книги Крапивина Владислава Петровича", куда вошли лучшие произведения писателя. Ранее книга выходила в серии БИСС Владислава Крапивина. Показать

Имеющий уши, да услышит!

Белый шарик матроса Вильсона - пятая книга из серии "в глубине Великого Кристалла" Владислава Крапивина.

В больших сериях (а эта состоит из 7 книг) часто бывает так, что интенсивность повествования снижается от книги к книге. Но не в этом случае: "белый шарик" моя любимая история вселенной Кристалла.

Книга повествует о девятилетнем мальчике Стасике Скицыне из сибирского городка Турень, которого за мечту стать моряком прозвали Матросом Вильсоном. События развиваются в 40ых годах прошлого века. Время для страны тяжёлое. Но дело не только в этом.

Буллинг. Слово тогда неведомое, но от того что слова этого еще не знали, издевательства не были безобиднее.

Стасик Скицин - худенький недокормыш - был жертвой буллинга и жизнь его была беспросветной от черного тягучего горя. От горя и одиночества.

Немой крик о помощи, посланный в никуда, без всякой надежды на что-то был услышан молодой звездой (Белым Шариком).

Вы знаете, есть такая библейская фраза:" имеющий уши, да услышит". Человек написавший эту фразу прекрасно понимал, что уши далеко не главное - главное желание услышать.

Это ужасно, что никто из окружающих не смог услышать Стасика. И слава богу, что далёкая звезда смогла и захотела не только услышать, но и помочь.

И в этом ведь весь Крапивин: детство и его сохранение - самое главное. Дела Вселенной могут подождать!

Хотя слово "захотел" не совсем верное. Белый шарик просто не мог иначе, он нуждался в этом мальчишке так же как Стасик в нем:" В чем смысл! Если бы Белый шарик знал! Он искал не смысл, а Стасика. Потому что Стасик был ему нужен! Вот и всё!"

Звёздочка научилась превращаться в мальчика Яшку и заставила работать общую для всех миров Великого Кристалла формулу "Один и один - не один". С этого началась история преданной дружбы Стасика и Белого шарика, превратившегося в мальчика Яшку.

При этом повесть скрывает в себе много больше, чем просто детское фэнтези. Здесь поднимается много фундаментальных философских вопросов: кто я? Что я? Зачем я? В чем смысл жизни и где мое место в ней? У книги маркировка 12+, но я не уверенна, что подросток сможет понять все посылы книги.

Скажу честно, я читаю серию не первый раз, историю Белого Шарика матроса Вильсона уж точно пятый, но каждый раз открываю для себя что-то новое.

О чем все же эта книга? Я каждый раз отвечаю себе по-разному, но сегодня сказала бы так: она о невидимых связях между нами и о том, как важно слышать друг друга. И о том, что если звезды зажигаются, то это нужно!

Читайте также: