Краткое или полное содержание отдельных фрагментов разделов глав параграфов страниц информации

Обновлено: 30.06.2024

Рассмотрим правила оформления содержания в проектной, проектно-исследовательской работы

Содержание является второй страницей в любой школьной и студенческой проектной работе. Оформляется как автоматически с использованием возможностей WORD, так и самостоятельно, при самостоятельном создании содержания документа может применяться скрытая таблица (примеры создания обоих вариантов содержания приведены ниже).

Слово СОДЕРЖАНИЕ располагается по центру, записывается прописными буквами полужирным шрифтом.

Требования к заголовку содержания:

  • шрифт: Times New Roman;
  • размер: 14 pt;
  • выравнивание: по центру;
  • цвет текста (как и во всем документе): черный;
  • отступ: слева и справа: 0 см, первая строка отступ: 0 см;
  • интервал: перед и после: 0 пт, междустрочный интервал: 1,5 (полуторный);
  • дополнительно: выделяется полужирным, курсив и подчеркивание не применяются.

Оформление основного текста в содержании

Основной текст на странице представлен названиями всех структурных элементов проекта: введение, название глав, параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.

Требования к основному тексту содержания следующие:

  • шрифт: Times New Roman;
  • размер: 14 pt;
  • выравнивание: по левому краю;
  • цвет текста (как и во всем документе): черный;
  • интервал: перед и после: 0 пт, междустрочный интервал: 1,5 (полуторный);
  • дополнительно: курсив, полужирный и подчеркивание не применяются.

Текст набирается строчными буквами с первой прописной.

Названия параграфов начинаются с отступом от начала строки на 2 знака (0,5 см), пример оформления параграфов в содержании проектной работы приведен ниже.

Правильное оформление параграфов в содержании

Оформление параграфов в содержании

Названия пунктов начинаются с отступом в 4 знака от начала строки (1 см), пример оформления пунктов в содержании проекта указан ниже.

Правильное оформление пунктов в содержании

Оформление пунктов в содержании

Автоматическое создание содержания в проектной работе

Для формирования автоматического содержания перед началом редактирования всего документа (или сразу при написании проекта), необходимо указать, какой именно тест является заголовком главы, а какой параграфа, для этого в WORD существуют стили, которые и позволяют отделить просто текст от заголовков (остальные возможности использования стилей в данной статье затронуты не будут).

  • введение;
  • главы;
  • заключение;
  • список использованных источников;
  • приложения.

Применение стилей к заголовкам

Применение стилей к заголовкам

Создание настраевоемого содержания

Создание настраевоемого содержания

В открывшемся окне необходимо применить следующие настройки:

Ниже представлено, как должно выглядеть окно для формирования правильного содержания.

Окно с настройками для создания содержания

Окно с настройками для создания содержания

Если все было сделано правильно, то на странице содержания должны появиться все названия заголовков проектной работы с указанием начальной страницы. После этого необходимо отредактировать текст содержания в соответствии с требованиями, приведенными в начале статьи.

Положительной стороной такого подхода к созданию содержания в проектной работе является легкость обновления начальных страниц, заголовки в содержании всегда будут соответствовать заголовкам в тексте проекта, отточие формируется автоматически.

Создание содержания самостоятельно или с использованием скрытой таблицы

Пример созданного содержания копированием заголовков

Пример созданного содержания копированием заголовков

Создание таблицы для содержания

Создание таблицы для содержания

Способы объеденения ячеек таблицы

Создание таблицы для содержания

Пример таблицы с объединенными ячйками

Пример таблицы с объединенными ячйками

Как скрыть границы таблицы для содержания

Как скрыть границы таблицы для содержания

Ниже представлен пример созданного содержания с использованием скрытой таблицы.

Пример готового содержания созданного в таблице

Пример готового содержания созданного в таблице

Если описанное создание содержания с использованием скрытой таблицы показалось Вам сложным, то Вы можете скачать уже готовое содержание и заполнить его своими данными.

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

После скачивания файла не забудьте заменить данные на свои

Оглавление и содержание.

Оглавление — перечень всех входящих в издание частей, разделов, глав и параграфов с указанием номеров страниц, на которых они начинаются; содержание — перечень всех разделов, статей или отдельных произведений, помещенных в издании, также с указанием номеров страниц начала каждой статьи. Они являются составной частью почти всех книжных и журнальных изданий. Оглавление или содержание размещают в самом начале или в самом конце издания (по выбору издательства).

Оглавление раскрывает внутреннее строение произведения в его отдельном издании (на какие главы или другие рубрики оно делится) или только внутреннее строение сборника (если в него вошли лишь заголовки разделов, в которые произведения сборника сгруппированы, без заглавий самих произведений). Содержание раскрывает состав книги (какие произведения она содержит).

У оглавления и содержания три основные задачи:

— справочно-поисковая — упростить и убыстрить розыск основных частей книги (глав, разделов, статей, рассказов, примечаний, приложений и т. д.);

— информационно-пояснительная — дать читателю общее представление о тематическом содержании книги, о структуре одного или ряда произведений (т. е. об освещаемых в каждом темах и связях между ними), что важно для восприятия текста, для выборочного его изучения, а также для того, чтобы помочь читателю быстро восстановить в памяти прочитанное, когда чтение было прервано;

— рекламно-пропагандистская — завлечь читателя, усилить интерес к просматриваемой книге, выявить желание прочитать ее, что особенно необходимо для книг, которым еще предстоит за воевать читателя.

Традиционное место оглавления (содержания) в конце книги. Но если конец книги перегружен вспомогательными и другими элементами выходных данных, или если этого требует замысел художника — оглавление (содержание) переносят в начало книги.

Вспомогательные указатели к содержанию книги

Главная задача вспомогательных указателей — помочь тем, кто использует книгу выборочно, а не читает всю. Они помогают читателю быстро разыскать внутри сплошного текста сведения об интересующем его лице, событии, теме, предмете, учреждении, произведении и т.д. Таким образом, в отличие от оглавления (содержания), которое призвано ориентировать читателя в рубрицированных частях книги (произведения, раздела, главы, параграфа и т. д.), указатель — это поисковый аппарат; путеводитель по относительно мелким элементам содержания книги, которые могут быть объектом вероятного читательского поиска.

Указатель превращает книгу, которой он оснащен, в своеобразный словарь. Отсылая к страницам, где содержится информация об интересующем читателя объекте, он перестраивает текст книги, не прикасаясь к нему. Каждая из ссылок, собранных в одной рубрике, замещает определенную часть книжного текста, которая освещает ту или иную грань темы, обозначенной в заголовке рубрики. Все же фрагменты материала книги, к которым отсылают ссылки рубрики, образуют подборку материала данной книги на тему рубрики. Только содержание этих материалов замещено номерами страниц, на которых они напечатаны.

В зависимости от объекта поиска указатели бывают следующих видов:

- предметные (предмет — это отраженное в слове или словосочетании вещь, событие, факт, их свойства, стороны, качества или тема микроэлемента текста);

- тематические (тема отличается от предмета большей широтой охвата материала); -

- имен (лиц, персонажей, мифологических существ);

- названий (географических, учреждении, растений, животных, заглавий изданий и произведений и т. д.);

- нетекстовых элементов книги (иллюстраций, таблиц, диаграмм и т.п.);

- выделяемых элементов текста (документов, цитат, аббревиатур, символов, формул и т. п.)

Это перечень указателей лишь основных объектов, он может пополняться в зависимости от характера текста, разнообразия его элементов и запросов читателей.

Колонтитулы

Колонтитул — справочная строка над текстом страницы (иногда сбоку от него и редко под ним), определяющая содержание страницы: какое произведение какого автора на ней напечатано в сборнике; какой параграф какой главы — в моноиздании; какая статья или какие статьи — в словаре; о каком событии, предмете, лице ведется речь — в мемуарах. Колонтитул, отражающий содержание текста страницы, позволяет читателю быстро находить фрагмент на конкретную частную тему, не просматривая текст и не вчитываясь в него.

К сожалению, колонтитулы применяются не часто. Объясняется это тем, что при верхнем колонтитуле уменьшается площадь полосы под текст, по крайней мере, на две строки. Это часто и останавливает издателя. Чтобы избежать потерь площади, можно использовать нижний колонтитул. Он входит в строку с колонцифрой (номером страницы), а она ставится за пределами полосы, которая при этом не уменьшается. Можно помещать колонтитул только на одной стороне разворота, что уменьшит потери вдвое. Есть и другие способы уменьшить потери площади, каждый издатель сам должен подумать какой из них выбрать.

Нецелесообразно использовать в книге постоянный (мертвый) колонтитул, так как он не несет никакой функциональной нагрузки: каждый помнит, какую книгу он читает и кому она принадлежит. Потеря бумаги из-за постоянных колонтитулов ничем не оправдана.

Кроме постоянных (бесполезных) колонтитулов существуют переменные, которые различаются:

— по объекту на странице, который служит основой для формулирования колонтитула:

- рубрикационный — в основе лежит заголовок подраздела, текст который расположен на странице;

- текстовой — в основе лежит содержание текста страницы, когда он не расчленен заголовками или расчленен заголовками нумерационными, немыми, графическими, т. е. не определяющими тему подразделов;

— по принципу смены одного колонтитула другим:

- прерывистый — меняется только с началом нового подраздела;

- скользящий — меняется с каждой новой страницей или даже колонкой.

Виды колонтитулов по их внешним особенностям: по месту на развороте — левый (на левой полосе разворота) и правый (на правой стороне разворота); по месту на полосе — верхний (над текстом), боковой (на боковом наружном поле), нижний (в строке с нижней колонцифрой), оборонный (врезан в текст полосы сверху или снизу).

Выбор колонтитула зависит от особенностей произведения и книги и задач самого колонтитула.

Списки и указатели иллюстраций

Списки и указатели иллюстраций нужны читателям по нескольким причинам:

- Они в концентрированном виде дают представление о составе и содержании помещенных в книге изображений.

- Они служат читателям средством выборочного поиска: помогают быстро узнать, есть ли в книге то или иное изображение, и где именно оно напечатано (на какой странице).

- Они избавляют читателей от потерь времени, когда по ходу чтения им надо взглянуть на иллюстрацию, которая оправданно отдалена от читаемого текста.

- В них легко включать детальную характеристику изображений, для которой может не быть места ни в тексте, ни в подписях к иллюстрациям: о времени создания картины, о том, где она хранится (город, музей), какого размера в натуре и т. д.

Предисловие

Предисловие - это предуведомление читателя о том, что им надо принять во внимание, читая, или изучая, или просматривая книгу. Предисловие содержит материал о: значении темы книги; особенностях содержания и формы произведения или издания; источниках сочинения; принципах отбора материала; принципах построения произведения и книги; нерешенных и неосвещенных проблемах и темах (чтобы читатель не рассчитывал на то, чего в книге нет); отличиях от книг на ту же тему или близкие темы.

Предисловие нельзя путать с введением — вступительной частью произведения автора, где начинает раскрываться тема, т. е. не служебной, вспомогательной частью, как предисловие, являющееся частью аппарата книги.

Вступительная статья

Вступительная статья - это относительно самостоятельное сочинение, в котором широко трактуется творчество автора или издаваемое произведение как часть этого творчества, чтобы помочь читателю глубже, лучше, тоньше воспринять содержание книги, разобраться в ее сложностях, познакомиться с ее историей, читательской судьбой и переменами в оценках. Она особенно необходима в сложных книгах, в содержании которых нелегко разобраться без дополнительных сведений, а также в тех, что толкуются очень по-разному.

Послесловие

По цели послесловие близко к вступительной статье и отличается от нее тем, что помещено за текстом книги то ли потому, что издательство не хочет влиять на восприятие произведения читателем до его знакомства с ним, то ли потому, что само толкование творчества автора и его произведения невозможно без хорошего знания его читателем, наконец, потому, что требуется дополнить материалы новыми и свежими данными.

Примечания и комментарии

Библиографический аппарат

В библиографический аппарат, как правило, входят:

- библиографические ссылки — описания источников цитат, заимствований, упоминаемой и рекомендуемой литературы, диктуемых содержанием текста тем или иным способом связанные с его фрагментами (знаками сносок или выносок, фамилией автора и годом издания);

- прикнижные библиографические списки и указатели — тематически отобранные описания источников, связанные с текстом.

В литературно-художественных книгах, где трудно обойтись без библиографических ссылок, библиографический аппарат в основном принадлежит тексту вступительной статьи и комментариям. Желателен в этих книгах и список рекомендуемой литературы о жизни и творчестве автора.

В научных и производственных книгах обязательны ссылки на источники цитат и, как правило, необходим список литературы на тему произведения, но не использованной, а той, что составляет активный фонд для изучения темы.

Научно-популярные и учебные книги обязательно должны иметь рекомендательные списки литературы.

Выпускные данные.

Это основные данные об издании, включающие в себя сведения о лицах, подготовивших и выпустивших издание, в частности, для книжных изданий — фамилии, имена и отчества всех авторов, фамилии редактора, художника, технического редактора, корректоров, даты подписания книги в набор и печать, количественные показатели издания (формат бумаги и доля листа, объём в печатных и учетно-издательских листах, тираж), а также полные названия и адреса издательства и типографии, номер заказа.

Надпись в начале книги, в которой автор указывает лицо или группу лиц, которым данное произведение посвящается.

Цитата из сочинений известных авторов, пословицу или афоризм, выражающий основную мысль книги, её отдельной части или главы.

Внутренний титул книги — отдельную полосу, где размещают заголовок части, раздела или главы книги, а иногда отдельных произведений, входящих в сборник. Шмуцтитул содержит обычно одну или несколько строк текста, иногда номер раздела, фамилию автора.

Краткое изложение содержания и назначения книжного издания или журнальной статьи.

Содержание – это удобный перечень глав, параграфов, разделов, подразделов со ссылкой на страницу, откуда берет начало конкретная часть документа. Благодаря грамотно оформленному содержанию у пользователя есть общее представление о структуре работы и возможность быстро переходить к тому или иному пункту.

Обычно в реферате, курсовой, диссертации и любом другом документе содержание составляется в самом конце – после того, как работа завершена в соответствии с планом. Это связано с тем, что необходимо указать не только последние версии названий всех разделов и подразделов, но и актуальные номера страниц. Несмотря на интуитивно-понятный интерфейс Microsoft Word, у многих пользователей с оформлением содержания возникают проблемы.



Зачем нужно делать содержание?

Содержание – это удобный перечень глав, параграфов, разделов, подразделов со ссылкой на страницу, откуда берет начало конкретная часть документа. Благодаря грамотно оформленному содержанию у пользователя есть общее представление о структуре работы и возможность быстро переходить к тому или иному пункту.

Можно с каждой новой строки печатать названия, до края строки проставлять точки и в конце ставить порядковый номер страницы. Однако это очень долго и неудобно, к тому же у такого метода главными недостатками являются неровный край и необходимость постоянного редактирования.

Лучше всего воспользоваться встроенными инструментами Microsoft Word.

Как создать содержание вручную

В случаях, когда документ небольшой или к заголовкам не применяется специальное форматирование, можно сделать содержание вручную.

Происходит это в несколько этапов:











При малейших изменениях в документе обновлять оглавление приходится тоже в ручном режиме.

Как создать автоматическое содержание

Более эффективный и эргономичный способ. При этом обязательно выполнение одного условия – документ должен быть разбит на разделы с заголовками. Следует выполнить следующие шаги:








Оглавление будет меняться по умолчанию при редактировании названий разделов, подразделов, их последовательности и номеров страниц.

Самый простой способ перехода к нужному разделу без пролистывания нескольких десятков страниц – открыть страницу с оглавлением, зажать клавишу Ctrl и щелкнуть левой кнопкой мышки по определенной главе.

Если переход не работает, следует включить гиперссылки через параметры:







Как отформатировать?

Если внешний вид стандартного содержания по какой-то причине не устраивает, можно настроить его самостоятельно:








Как обновить?

Часто в процессе проверки текста требуется отредактировать названия заголовков. Чтобы автоматически обновить оглавление, следует:





OpenOffice

В OpenOffice оглавление создается так же просто, как и в Microsoft Word, но при этом настройки более разнообразные и обширные.

В первую очередь нужно применить соответствующие стили к названиям разделов, которые будут в содержании:



  • Или выделить название и использовать комбинацию клавиш – Ctrl и цифру уровня заголовка (до 10). Например, Ctrl+1, Ctrl+2.

Когда заголовки подготовлены:













Для перехода к нужному разделу без пролистывания нескольких десятков страниц следует зажать клавишу Ctrl и щелкнуть левой кнопкой мышки по определенной главе.

Содержание – это удобный перечень глав, параграфов, разделов, подразделов со ссылкой на страницу, откуда берет начало конкретная часть документа. Благодаря грамотно оформленному содержанию у пользователя есть общее представление о структуре работы и возможность быстро переходить к тому или иному пункту.

Обычно в реферате, курсовой, диссертации и любом другом документе содержание составляется в самом конце – после того, как работа завершена в соответствии с планом. Это связано с тем, что необходимо указать не только последние версии названий всех разделов и подразделов, но и актуальные номера страниц. Несмотря на интуитивно-понятный интерфейс Microsoft Word, у многих пользователей с оформлением содержания возникают проблемы.



Зачем нужно делать содержание?

Содержание – это удобный перечень глав, параграфов, разделов, подразделов со ссылкой на страницу, откуда берет начало конкретная часть документа. Благодаря грамотно оформленному содержанию у пользователя есть общее представление о структуре работы и возможность быстро переходить к тому или иному пункту.

Можно с каждой новой строки печатать названия, до края строки проставлять точки и в конце ставить порядковый номер страницы. Однако это очень долго и неудобно, к тому же у такого метода главными недостатками являются неровный край и необходимость постоянного редактирования.

Лучше всего воспользоваться встроенными инструментами Microsoft Word.

Как создать содержание вручную

В случаях, когда документ небольшой или к заголовкам не применяется специальное форматирование, можно сделать содержание вручную.

Происходит это в несколько этапов:











При малейших изменениях в документе обновлять оглавление приходится тоже в ручном режиме.

Как создать автоматическое содержание

Более эффективный и эргономичный способ. При этом обязательно выполнение одного условия – документ должен быть разбит на разделы с заголовками. Следует выполнить следующие шаги:








Оглавление будет меняться по умолчанию при редактировании названий разделов, подразделов, их последовательности и номеров страниц.

Самый простой способ перехода к нужному разделу без пролистывания нескольких десятков страниц – открыть страницу с оглавлением, зажать клавишу Ctrl и щелкнуть левой кнопкой мышки по определенной главе.

Если переход не работает, следует включить гиперссылки через параметры:







Как отформатировать?

Если внешний вид стандартного содержания по какой-то причине не устраивает, можно настроить его самостоятельно:








Как обновить?

Часто в процессе проверки текста требуется отредактировать названия заголовков. Чтобы автоматически обновить оглавление, следует:





OpenOffice

В OpenOffice оглавление создается так же просто, как и в Microsoft Word, но при этом настройки более разнообразные и обширные.

В первую очередь нужно применить соответствующие стили к названиям разделов, которые будут в содержании:



  • Или выделить название и использовать комбинацию клавиш – Ctrl и цифру уровня заголовка (до 10). Например, Ctrl+1, Ctrl+2.

Когда заголовки подготовлены:













Для перехода к нужному разделу без пролистывания нескольких десятков страниц следует зажать клавишу Ctrl и щелкнуть левой кнопкой мышки по определенной главе.

Читайте также: