Краткая выдержка содержания торы

Обновлено: 05.07.2024

комментарии к недельным главам здесь

Тора (учение) для нас – детоводитель ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал.3:24) .

Тора – это начало Танаха – пять первых книг Библии, пять книг Моисея.

Инструкция (Тора) была дана для того, чтобы человек знал, как жить на земле. Творец Земли сообщил людям Свои правила "техники безопасности":

Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я Господь. (Левит 18:5).

Тору (и религию Израиля) в ветхозаветных книгах нередко называют " путь жизни" – " Дерех хаИм" . ПУТЬ Жизни , или образ жизни, ведущий к жизни вечной.

Так говорит Господь:

остановитесь на путях ваших и рассмотрите,

и расспросите о путях древних,

где путь добрый, и идите по нему,

и найдете покой душам вашим. (Иер.6:16)

Апостол Павел говорит, что "Тора (учение) для нас – детоводитель к Христу" (Гал.3:24) , т.е. воспитатель, педагог. Педагог в том смысле, в каком это слово употреблялось в древности: человек, отводящий ребёнка в школу и приводящий его после школы домой, чтобы ребёнок не свернул куда-нибудь по дороге.

Так же, как детям необходимы воспитатели-детоводители, прежде чем они смогут ходить самостоятельно, нам нужно знать дорогу, ч тобы придти к Христу – к жизни в помазании.

Тора – компас в духовном мире, позволяющий определить направление к источнику жизни.

Тора, переданная нам Моисеем, – это дух, облечённый в слова. Чтобы понять Учение и жить по не му, необходимо воспринять дух Торы.

" Я есмь ПУТЬ, ИСТИНА и ЖИЗНЬ ; никто не приходит к Отцу, как только через Меня".

Дело в том, что Свиток Торы состоит из трех частей: рулон с текстом Пятикнижия и два валика . Его с древности называют тремя словами: ПУТЬ, ИСТИНА и ЖИЗНЬ.


1. Правый валик, при помощи которого открывают начало текста, называется ПУТЬ . Он открывает дорогу к познанию Истины.

2. ИСТИНА – это собственно текст откровения Всевышнего (Торы) .

3. Левый валик, к которому прикреплен конец текста, называется ЖИЗНЬ , так как познание ИСТИНЫ делает человека свободным. иметь жизнь с избытком!

Н едельная глава פרשת השבוע


Пять книг Моисея (Тора) разделены на 54 части, или на 54 недельные главы.

٭ Для ашкеназских / сефардских общин

Существуют три субботы, в которые должны читаться определенные главы Торы, и на основании этого решают, сдваивать ли недельные главы в другие субботы:

· Глава Бемидбар всегда читается перед праздником Шавуот

· Глава Дварим всегда читается перед Девятым Ава

· Глава Ницавим (иногда вместе с главой Ва-илех) всегда читается в последний шаббат месяца Элул перед Рош-А-Шана.

Рамбам в предисловии к своему комментарию на Мишну делит содержание Устной Торы на пять частей.

1. Принятые объяснения стихов Танаха.

2. Законы, полученные Моше на горе Синай.

3. Законы, выведенные на основании логики.

5. Законы и постановления, основанные на соглашении людей между собой.

Принятые объяснения стихов и законы, полученные Моше на горе Синай, передавались Высшим Иерусалимским Судом каждого поколения потомкам. Заново выведенные на основании

Авторитет Устной Торы

Из этого абзаца мы видим, что в письменной Торе Верховному Иерусалимскому Суду предоставляются полномочия выносить окончательное решение по любому вопросу в области еврейского закона.

Необходимость Устной Торы

Каждый разумный человек понимает, что Устная Тора необходима для понимания многих заповедей, и без нее мы не имели бы о них ни малейшего представления.

Так что нет нужды продолжать доказывать, насколько необходима, истинна и укоренена в еврейском народе Устная Тора. Вышеприведенные факты говорят сами за себя.

Мудрость, заключенная в Торе

Основное раскрытие Устной Торы во времена Второго Храма

Мудрость Торы: совершенство человека

Давайте объясню без фанатизма, что такое Тора, Танах и Талмуд

Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. В этой статья я расскажу, что такое Тора, Танах, Талмуд и Мишна.

Библиотеки при синагогах довольно популярное место. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.

Что такое Танах

Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.

Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:

- Тора (Пятикнижие);
- Невиим (Пророки);
- Ктувим (Писания).

В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.

Что такое Тора

У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.

Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.

Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.

Что такое Талмуд

Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.

Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.

тора

Тора (или “Хумаш”, также “Пятикнижие Моисеево” в христианских переводах) – важнейшая книга для еврейской религии. Книги Пророков, Писаний и даже Мишна являются закономерным продолжением Торы и невозможны были бы без нее.

Как устроена Тора?

Тора состоит из пяти книг, которые, в свою очередь, поделены на главы. Это деление в определенной степени условно. Оно сделано для того, чтобы “навигация” по книге была удобной и можно было легко отыскать нужное место.

Есть талмудическое правило: “Нет более раннего и более позднего в Торе”. Это означает, что в Торе порядок изложения событий не всегда совпадает с их последовательностью. Однако определенная последовательность, конечно же, есть:

Первая книга, “Берешит”, охватывает события от сотворения мира до ухода семьи праотца Яакова в Египет.

Вторая книга, “Шмот”, описывает пребывание евреев в египетском рабстве, рассказывает об Исходе из Египта, Синайском Откровении и эпизоде с созданием Золотого Тельца, а заканчивается описанием сооружения переносного Храма – Мишкана.

Третья книга, “Ваикра”, в основном посвящена законам жертвоприношений и обязанностям коэнов, а также законам ритуальной чистоты.

Четвертая книга, “Бемидбар”, содержит изложение множества важных законов, а также рассказывает о том, что происходило с еврейским народом в пустыне до перехода реки Иордан.

Пятая книга, “Дварим”, большей частью представляет собой обращение Моше к народу перед входом в Землю Израиля. Завершается книга описанием смерти Моше и перехода руководства народом к Йегошуа Бин-Нуну.

Как читать Тору?

Мудрецы талмудической эпохи и позднего времени, указывают на то, что лучше всего читать Тору на иврите, ибо любой перевод, по сути, является интерпретацией текста и не в состоянии передать всю полноту его смыслов. Однако все сходятся в том, что если человек не знает иврита, он должен изучать Тору на любом понятном ему языке. На нашем сайте мы предлагаем вам перевод, выполненный под ред. проф. Д.Йосифона.

Паршат-а-шавуа (Недельный раздел Торы)

Помимо деления на книги, о котором мы упоминали, Тора поделена на главы. Принято в течение года каждую неделю читать по главе (иногда две главы объединяют - это зависит от того, високосный год или нет). Такая глава называется “паршат-а-шавуа” - недельный раздел. Порядок чтения у евреев во всем мире общий: начинают цикл чтения в праздник “Симхат Тора” и читают каждую неделю по главе. В синагоге каждый понедельник и четверг читают по свитку Торы фрагменты из недельной главы, а в Шабат – всю главу целиком. Изучение “паршат а-шавуа” - важная часть еврейской интеллектуальной жизни. Многие еврейские газеты, журналы и интернет-издания обязательно публикуют обзоры недельной главы с комментариями ведущих раввинов или ученых. Вокруг недельной главы обычно строятся и проповеди раввинов во всех синагогах мира.

Внутри каждой главы есть еще деление на семь частей. – по числу дней недели и по числу вызываемых к Торе в Шабат людей (более подробно о процедуре чтения Торы в синагоге – см. здесь). Распространенный способ индивидуального изучения “паршат-а-шавуа” – изучать по одному такому отрывку каждый день в какое-то установленное для себя время.

Но, конечно, можно изучать Тору с любого места и в любом объеме – главное, делать это как можно чаще, учат наши мудрецы.

Самостоятельное изучение

Для тех, кто только приступает к изучению главной Книги иудаизма, начать стоит со знакомства с русским переводом. Очень важно для ваших будущих штудий знать все основные сюжеты и последовательность их расположения в Торе, ориентироваться в описываемых событиях и действующих лицах. Это окажет вам неоценимое подспорье при чтении любых еврейских книг.

Здесь мы предлагаем вам текст письменной Торы. Но существует еще и большое количество комментариев к Торе, созданных еврейскими мудрецами на протяжении многих веков еврейской истории. Они поясняют почти все “непонятности” текста – содержательные, лингвистические, исторические. На русский язык переведен классический комментарий РаШИ (рабейну Шломо Ицхаки), также есть очень хороший и адаптированный для современного читателя комментарий “Сончино”. Но, подчеркнем, самым эффективным способом изучения Торы во все времена оставался и остается классический Бейт-Мидраш: исконно еврейская интерактивная форма учебы во главе с педагогом и в группе дружных учеников. В уютной обстановке, имея возможность обменятся мнениями, задать самые сложные вопросы и вместе отыскать к ним ответы, вы сразу почувствуете значительный прогресс. В нашей синагоге есть различные занятия. С расписанием занятий Вы можете познакомиться здесь.

Читайте также: