Красный мак юрий скворцов краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Трагическая история любви знаменитой красавицы и актрисы китаянки Тао Хоа к советскому капитану.
Всё это происходит на фоне классовой борьбы.

Первые годы Советской власти после революции. Дружба Советских докеров с Китайскими. Танец яблочко, наделавший много шума в кругах критиков.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО учителя: Васильева Лариса Дмитриевна

Предмет: Литература

Раздел: Литературный процесс 1970-1980-х годов

Тема урока: Сила первой любви (по повести Ю.И.Скворцова „Красный мак”)

Тип урока: комбинированный урок

Технологии: работа в группе, фронтальный опрос, развитие критического мышления, технология здоровьесбережения.

личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви;

метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

предметных:

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

знание содержания произведения и ее нравственно-ценностного влияния на формирование личности;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Методы: вопрос –ответ, составление кластера, работа с диаграммой Венна, составление Цветка Блума, чтение текста, устные выступления, дискуссия

Наглядный материал: презентация к уроку, видеоролик,музыкальное оформление, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку: Любовная трагедия в юности - это то, что нужно. Первое страдание дает юному человеку зрелость и новые глаза. Не познав первого поражения, трудно двигаться дальше.

Приключения дрянной девчонки

Организационный момент.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему я в начале нашего урока показала вам этот фильм?

Учитель. Спасибо. Теперь открываем тетради и записываем тему и цели урока.

2. Введение в тему.

Учитель . О первой любви много сказано мастерами слова. Какие произведения вами вспоминаются из чувашской, русской , мировой литературы?

Мелодия 1(лиричная)

Учитель. Юная влюбленность — что за тончайшая паутинка! Даже точки ее опоры — то, на чем держится ее кружевная сеть, — почти незаметны. Чуть-чуть соприкоснутся кончики пальцев, встретятся взоры синих и темных очей, останется неоконченной фраза, слегка порозовеют щеки, еле заметно дрогнут губы. Материалом для этой паутины служат мечтания и неясная радость, тяготение одной жизни к другой, манящий призрак совершенства, безотчетное доверие.

Мелодия 2(тревожная)

Учитель. Однако реальность более сурова и не так романтична, как мы хотим ее видеть. Любовь без взаимности в жизни встречается очень часто, первая любовь – она практически всегда односторонняя, а это приводит к определенным последствиям для человеческой психики, а иногда и еще к более плачевному завершению сказки.

Учитель. Аналогичную историю прослеживаем мы и в произведении Ю.Скворцова. Исходя из этого, я подобрала следующие слова для эпиграфа к уроку:

Любовная трагедия в юности - это то, что нужно. Первое страдание дает юному человеку зрелость и новые глаза. Не познав первого поражения, трудно двигаться дальше.

Конец формы

3. Проверка домашнего задания

Учитель. Прежде тем, как приступить к текстовому анализу, давайте вспомним об авторе. Какие сведения вы узнали о нем?

Учащиеся делятся полученными знаниями о Ю.И.Скворцове.

Учитель. Какую небольшую аннотацию вы написали по прочитанному тексту? Кто хочет озвучить?

Учащиеся зачитывают свои аннотации.

Образец аннотации:

б) литературный диктант ( на листочках учащиеся сразу пишут ответы на вопросы учителя по содержанию текста )

1. В каком классе учится Тамара? (9)

2. Кем приходится Тетушка Варук Тамаре? (мать)

3. Какой предмет преподает любимая учительница Тамары Вера Федоровна? (физику)

4. Как зовут юношу, в которого влюблена Тамара? (Валентин Сорокин)

5. Почему Тамара перестала ходить в школу? (из-за безответной любви)

6. Чем заболела Тамара Голубева? (воспалением легких)

7. С кем делится Тамара своими любовными переживаниями ? (с Валей)

8. Кто такой Геннадий Васильевич? (молодой учитель, практикант)

9. В ком Тамара нашла родственную душу? (в Володе)

10. Куда поехали выпускники всем классом? (на сенокос, на луга)

Взаимопроверка диктантов. Слайд 4.

Листочки собираются учителем.

4. Изучение нового материала

Работа с текстом.

Учитель. События в произведения разворачиваются вокруг Тамары Голубевой. Давайте, подробнее узнаем главную героиню.

Учащиеся работают группами(4-5 человек в группе)

Предполагаемый вариант работы по данной технологии:

9 класса, девушка, испытывающая первые чувства любви

Чем Тамара отличается от сверстников?

Она добрая, ранимая, доверчивая, окрыленная любовью, мечтательная, мечтает поступить в вуз,ее чувства хрупкие, отчаянная

Какие положительные (отрицательные) качества видите в героине?

Смелая, оптимистично смотрит на жизнь, целеустремленная ( цель – стать студенткой),добрая, готовая прийти всегда и всем на помощь, любящая дочь, верная подруга, способна на глубокие чувства…

Отчаянная, упрямая, временами наивнаядействует наперекор, совершает необдуманные поступки, в сложных ситуациях способна теряться, слишком доверчива, торопится взрослеть…

Ты бы как поступил?

Сегодня может случиться с подростками такое? Ты бы как поступил на месте Тамары?

Что бы случилось ?

Что бы случилось с Тамарой , если на ее пути не появился Володя?

С появлением на пути Тамары соседского парня Володи жизнь ее изменилась, окрасилась новыми красками. Новые чувства спасли Тамару. В Володе она нашла родную душу. Даже судьбы у них схожи. На жизнь смотрят они в одном направлении, смотрят смело, с надеждой на счастье.Без такого друга Тамаре бы было сложнее выбраться из этого тупика, куда ее загнали первые чувства, непонимание со стороны матери, некоторых учителей и свое упрямство.

Вопрос для объяснения.

Как ты относишься к главной героине? Почему?

Мне понравилась Тамара. Потому что…

Дискуссия по вопросам таблицы.

Учащиеся демонстрируют умение излагать свои мысли, отстаивать личную точку зрения.

5. Релаксация.

Учитель. Говорят, дождь смывает все следы – следы усталости, следы печали и тревог… Попробуем и мы сделать это. Закрываем глаза и слушаем шум дождя, представляем, как с каплями дождя очищаются наши мысли, наши души.

Мелодия шума дождя. Слайд 5.

Учитель. И кто же виноват в проблемах Тамары?

Учащиеся (возможные ответы): Валентин, мама девочки, учителя, …любовь

Учитель. Давайте, рассмотрим каждый из предложенных вами вариантов:

В чем они виноваты?

Составление учащимися диаграммы Венна .Слайд 6.

Предполагаемый вариант:

Бросил Тамару

признался, что любит другую

Постоянно ругается

Не пытается понять дочь

Нет доверительных отношений между ними

Требуют одно, делают другое

Резка с Тамарой, при одноклассниках оскорбляет

Из каких побуждений их действия : желают добра девушке!

Учитель. Есть ли вина самой Тамары в сложившейся ситуации?

Учащиеся . Высказывают свои ответы.

Учитель . А в чем ее вина? Ее неопытность можно считать за ее вину?

Учащиеся . Высказывают свои ответы

Учитель. А кто протягивает Тамаре руку помощи?

Учащиеся . Высказывают свои ответы.

помощь

Выслушивает ее, дает советы

Геннадий Васильевич

Спасает от верной гибели от переохлаждения

Возвращает в школу

Вера Федоровна

Володя

Понимает ее, проводит с нею время

Возвращает радости жизни, любит

Комсорг

Навещает больную Тамару, наперекор ее воле

Учитель. Итак, мы видим, что Тамара не осталась одна со своей бедой. А вы, ребята, как бы помогли ей?

Учащиеся. Высказывают свои ответы.

Учитель. Сегодня бы можно было посоветовать ей обратиться к опытным психологам.

Учитель. Давайте, послушаем наших психологов. Какими советами они помогут героине Ю.Скворцова?

Ранее приготовленные учащиеся (творческая группа) делятся психологическими советами.

Главное не уходить в себя, не думать о том, как вам сейчас плохо, и что этот мир вообще не стоит того, чтобы в нем жить. Нужно попытаться найти позитив, начать жить полной жизнью.

Забудьте о свободном времени, самый верный способ вытащить из головы дурные мысли, занять ее другими хорошими мыслями. Ни на минуту не оставляй голову свободной. В том случае, если ты ученица, то погрузись в учебу, отдай ей большую часть своего времени. Если ты работаешь, то ищи больше работы. Все это не только пойдет на пользу в будущем, но и позволит не думать о больной любви.

Если все же у тебя остается время, то самое лучшее - найди любое другое занятии по душе, которое направит мысли в другом направлении.

Вечером перед сном, разложи все по полочкам, что за прошедший день ты сделала полезного для своей дальнейшей жизни?

Спустя некоторое время, вы с трудом будете узнавать себя. Вы не только приобретете много положительного для себя, но и станете самодостаточной личностью, будете уверенно чувствовать себя среди окружающих, идти по улице с поднятой головой.

Время не стоит на месте, и в один прекрасный момент вы конечно же встретите того принца, который проявит к вам взаимные чувства. Этот мужчина с радостью и умилением будет смотреть в твои глаза, а это считается лучшим противодействием уже в прошлом безответной любви.

Учитель. Спасибо нашим психологам.

6. Рефлексия.

Учащиеся. Таким образом, Юрий Скворцов в своем произведении показал непредсказуемую силу любви: любовь может разрушить человека, и любовь может вернуть его к жизни. В случае Тамары, мы видим: первые хрупкие чувства к Валентину, оказавшись без взаимности сломили ее, свернули с верного пути. Любовь же, уже прочная, ( в лице Володи) вытаскивает Тамару из пропасти. Любовь всесильна!

Учитель. А вы согласны со словами эпиграфа к уроку?

Любовная трагедия в юности - это то, что нужно. Первое страдание дает юному человеку зрелость и новые глаза. Не познав первого поражения, трудно двигаться дальше.

Приключения дрянной девчонки

Учащиеся. Да. Каждый человек преживает эти чувства. В первый раз они приходят в столь юном возрасте, что не всегда подросток в силах осмыслить их, распознавать искренние чувства от фальши. Страдания неизбежны. Ибо не бывает вообще любви без страданий. Но любовная трагедия в юности делает человека сильнее, острожнее.

Хочется верить, что Тамара Голубева, обжегшись однажды, не сделает в жизни более глупостей. Он непременно будет счастлива в любви.

Учитель. Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю работу. Я думаю , вы сегодня на примере вашей литературной героини-сверстницы получили и для себя урок. Я желаю, чтобы вы смогли уберечь свои хрупкие, как красный мак, чувства первой любви.

Учитель. У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился урок: это было актуально, полезно, интересно – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца).

Изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Чтение повести „Красный мак“. Анализ, определение художественного своеобразия, методы и приемы описания и повествования в повести.

ВложениеРазмер
plan_uroka_dlyasayta.docx 19.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Вид урока: комбинированный урок.

Цели: А) воспитательная: воспитание чувства уважения и любви к человеку, чувства ответственности за совершенные поступки, воспитание навыков рефлексии (самоанализа).

В) развивающая: развитие у учащихся умения и навыка диалогического и монологического мышления

Методы и приемы: слово учителя, эвристическая беседа. использование эпиграфа, анализ текста, составление кластера (таблицы), тестовое задание.

Словарная работа: мистические символы; психологизм; антитеза; художественное время и пространство.

Оборудование: портрет Юрия Скворцова

Эпиграф к уроку: В метель всегда начинает казаться, будто на свете нет врагов и вражды. В метель ветер может дуть с ураганной силой, но он чистый и белый, и воздух полон вихревой белизны, и все кругом меняет свой облик, а когда ветер стихнет, наступает тишина и неподвижность.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мыс вами завершаем изучение жизни и творчества замечательного чувашского писателя Юрия Илларионовича Скворцова. Вашим домашним заданием было прочитать повесть „Красный мак“. Сегодня на уроке мы займемся ее анализом, определим художественное своеобразие, методы и приемы описания и повествования в повести. Но доэтого давайте закрепим знания полученные на прошлом уроке.

II. Повторение изученного материала:

1) Когда родился Ю. Скворцов?

2) Место рождения писателя?

3) Где получил образование?

4) Какие проблемы затрагивает писатель в своих произведениях?

5) Какие произведения писателя вы знаете?

6) Когда и где умер Ю. И. Скворцов?

III. Изучение новой темы

1. Слово учителя: Тема сегодняшего урока „Художественное своеобразие повести „Красный мак“ Юрия Скворцова. Как мы уже гоаворили, и как вы уже могли заметить, во многих произведениях Юрия Скворцова много различных мистических символов, элементов психологизма, что и придает его творчеству особый калорит. Юрий Скворцов стремился максимально полно раскрыть духовно-нравственные качества героев, их внутренний мир и мечты. Давайте дадим определение терминам символ, психологизм.

Символ – происходит от греческого слова symbolon, что означает, „условный язык“. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий какого-либо явления. Символ заключает в себе тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать писатель.

Психологизм – (от греч. Phych – logos – понятие, слово) – способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении воссоздание внуиренней жизни персонажа, ее динамика, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

2.Работа с текстом. 1) Вопросы:

1) Итак, ребята, какие символы, символические образы вы заметили в произведении? Почему повесть называется „Красный мак“?

2) Объясните символику бурана и метели в начале произведения.

3) Слово учителя: Пожалуй, одно из важнейших проблем во всем творчестве Скворцова можно считать проблему человек и природа. Точнее, это даже не проблема, а органический пласт авторского мироощущения. Герои писателя почти все без исключения живут в гармонии с природой. Незабываемое чувство окружения природы, извечная тоска по ней является главной духовной опорой для героев Скворцова.

Итак, давайте найдем и прочитаем в тексте описания природы, соотнесены их с самочувствием и душевным состоянием главных героев.

4) Объясните функции пейзажов в произведении.

5) Вчем выражается „нетипичность“ характеров персонажей в произведении?

6) Какие проблемы затрагивает автор?

7) Как выражается авторская позиция в повести?

8) Как вы думаете, что послужило причиной подобного поведения Тамары? Отчего она слегла?

3. Проверка знания содержание повести. Тестовое задание.

1. К какому жанру можно отнести произведение Ю. Скворцова „Красный мак“?

1) Роман / 2) Повесть / 3) Рассказ.

2. Какие приемы использованы автором в произведении?

1) Внутренний монолог / 2) Дневниковые записи / 3) Исповедь / 4) Психологический анализ / 5) Все вышеперечисленные

3. Перечислите мистические символы, использованные Ю. Скворцовым в своем творчестве

4. Что побудило главной героине Тамаре вышить полотенце с необыкновенными узорами?

1) Симпатия к Валентину / 2) Уважение к Геннадию Васильевичу / 3) Болезнь

5. Что предвещает красный мак?

1) Счастье, любовь / 2) Удачу, везение / 3) Пророчество

6. Чем были похожи отцы Тамары и Вали?

1) Оба тяжело болели / 2) Были пьяницами / 3) Оба одинаково не любили своихдочерей

7. За какой поступок мать избила Тамару?

1) За оскорбление матери / 2) За то, что отрезала свои косы / 3) За ленивость

8. Что собиралась делать главная героиня после окончания школы?

1) Поступить в институт / 2) Уехать на край света / 3) Остаться работать в колхозе вместе с подругой

IV. Подведение итогов вместе с учениками.

Книга Легенда о морском параде

В студенческие годы всем нам хочется любви, как в сказке, но не часто она бывает именно такой. Этот краткий рассказ переносит нас во времена СССР и рассказывает о том, какой красивой может быть любовь и каким внезапным может быть ее финал в реальности.


Книга очень понравилась! Развивается вроде бы неспешно, но постепенно вовлекает в мир переживаний героя и захватывает нарастающей интригой к концу. Тема работы в мире высоких технологий мало освещается в современной литературе и поэтому узнаешь этот мир от первого лица. Много юмора и самоиронии, короче читайте и получите удовольствие!


Великолепнейшая книга. Огромное количество информации про правильное выстраивание отношений с девушками. Подойдёт любому мужчине: как подросткового возраста, так и взрослым мужикам. Читается она легко и просто - язык простой и понятный. Много глубоких мыслей. Рекомендую каждому, кто хочет улучшить свои навыки общения с прекрасным полом!


Честно говоря не ожидал, что мне так понравится данная книга. Читал не отрываясь, очень понравился легкий стиль автора, все просто, понятно, систематизировано. Полученые знания ещё не успел применить на практике, но проанализировав свой прошлый опыт отношений понял где совершил ошибки. Книгу однозначно рекомендую всем представителям мужского пола.


Увлекательная книга о духовном поиске главного героя с захватывающими приключениями и глубокими мыслями о жизни и мироздании


Читайте также: