Краеведческое содержание школьного курса географии в 5 классе

Обновлено: 05.07.2024

Разработанное для общеобразовательных школ в условиях перехода на ФГОС основного общего образование. Где были предусмотренные все необходимые требования к составлению программы и необходимые материалы к данному предмету. При необходимости ее можно опробировать к другим регионам, в которых тоже есть необходимость к курсу краеведения для учебников Летягина география 5 класс, при переходе на ФГОСосновного общего образования.

Руководитель МО, зам. директора по УВР Пальцева Г.П.

Плотицена Н.В.______________ _______________________

Педагогическим советом школы

На 2013-2014 учебный год

учитель географии и

г. Астрахань 2013 г.

В условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, когда география начинает изучаться с 5 класса (1 час в неделю), на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческий курс 5 класса не может качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Данный предмет в ходит в систему предметов естественно-математического цикла общеобразовательных школ.

Необходимость в развитии интересов у учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель краеведческого практикума: создание условий для успешной адаптации и творческой самореализации пятиклассников по месту проживания. Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем ее разнообразии и целостности на практических краеведческих занятиях;

- формировать у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, развивать творческие способности, видеть и понимать окружающую действительность, самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды жизнедеятельности;

- воспитывать эмоционально - ценностное отношение к элементам окружающей среды, усваивать правила безопасного поведения в ней.

Данный учебно–методический комплекс для изучения курса краеведения в 5 классе содержит, кроме учебников, методические пособия, рабочие тетради.

Метод обучения географического краеведения - это определенный способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на достижение поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач. В основе методов обучения лежат объективные законы действительности и соответствующие им способы познавательной деятельности разумного человека. По числу используемых методов краеведение существенно превосходит все другие школьные дисциплины. В этой связи возникает проблема выбора наиболее приемлемого метода (методов) для достижения той или иной поставленной цели.

В методических руководствах методы обучения географическому краеведению традиционно подразделяются по источникам знаний на следующие три группы:

1) словесные методы (живое слово учителя, рассказ, беседа, дискуссия, диспут и т.д.);

2) практические методы (работа с учебником и книгой, работа с глобусом и географической картой, работа с цифровым материалом и др.);

3) наглядные методы (работа с учебными картинами, диафильмы, учебное кино и т.д.) (92,93).

Развитие идей ведущих ученых-педагогов позволяет выделить следующие методы обучения школьной географии:

объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый метод; исследовательский метод.Проблемное обучение – тип обучения, характеризующийся тем, что учащиеся систематически включаются учителем в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем. Необходимым условием проблемного обучения является создание проблемной ситуации.

Проблемная ситуации – это состояние интеллектуального затруднения, явно или смутно осознанное субъектом, пути преодоления которого требуют новых знаний, новых способов деятельности. Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе своей деятельности человек натолкнулся на что-то новое, непонятное. Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение, и принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему. Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к самостоятельному решению.

Понимание взаимосвязи объектов и явлений природы, умение их объяснять и использовать в жизни, в решении практических задач.Овладение навыками исследовательской деятельности в окружающей среде и выполнение посильных проектов.Умение проводить поиск необходимой информации, как на местности, так и других краеведческих источников для выполнения творческих заданий.Решение практических задач по заданным краеведческим проблемам.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использов.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

на методическом совете

Протокол от ________

Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

"Географическое краеведение"

Возраст детей: 10 – 11 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: И. А. Тарасова,

г. Перевоз, 2015 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа занятий внеурочной деятельности "Географическое краеведение" (далее – Программа) разработана на основе требований ФГОС ООО, авторской программы курса "Географическое краеведение. Нижегородская область", авторы-составители: Н. В. Кнутова, И. Ю. Кривдина, А. Б.Кряжев.

Направленность программы: естественнонаучная.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Программа является продолжением урочной деятельности. Она продолжает формировать у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области, своего района. Изучение Нижегородской области в 5 классе направлено на восполнение пробела краеведческих знаниях учащихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края.

Актуальность программы

Переход российского образования на новые Федеральные государственные стандарты, которые соответствуют современным вызовам времени, повышают роль и значение, как школьной географии, так и географического краеведения в воспитании гражданина и патриота России и своего края. В этих условиях требуется выработка консолидированных подходов, обеспечивающих выполнение школьным географическим образованием возложенной на него социально-значимой миссии – формирование у молодежи гуманистического мировоззрения, географической культуры, как части общей культуры человека ХХ I века, повышение интегративных тенденций в школьном образовании средствами географии и географического краеведения. Изучение своего региона способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, познанию взаимосвязей объектов и явлений самой природы, развивает эстетическое восприятие, расширяет кругозор.

Основные принципы реализации программы – гуманизация, научность, доступность, добровольность, субъективность и личностный подходы, преемственность, результативность, творчество и успех.

Цели и задачи

Цель: формирование у школьников первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства; определение места и значения Нижегородской области в масштабах страны; воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к истории и культуре народов своей области, своего района.

формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области, Перевозского района и использование их в хозяйственной деятельности человека;

создание образного представления о природном богатстве, хозяйстве и этнокультурном своеобразии населения родного края;

формирование практических умений наблюдения за природными, производственными и социальными объектами и явлениями и их влиянием на природную среду.

Цель и задачи курса определили выделение в содержании Программы четырех крупных разделов: "Географическое положение", "Природа", "Население и хозяйство", "Историко-культурное наследие.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, разноуровневый, личностно-ориентированный, гуманистический, экологический, культурологический.

Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения Нижегородской области. В содержание курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии Нижегородской области. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с начальным курсом физической географии в 5 классе, а также возрастными особенностями учащихся.

Разноуровневый подход позволяет выделить в изучении курса три уровня: региональный, муниципальный и местный. В каждой теме первая часть посвящена изучению Нижегородской области в целом, а вторая – Перевозскому району, а также ближайшему школьному окружению.

Такое разноуровневое структурирование программы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к изучению Программы, индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем второго и третьего уровня позволит осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего города, района, села, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.

Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы Нижегородской области выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияние на природу своей местности; в раздел "Население и хозяйство Нижегородской области" включены вопросы о заселении и коренных народах Нижегородской области, об особенностях и отличиях образа жизни и хозяйственной деятельности людей в разных типах населенных пунктов; о наиболее ярких отраслях, характеризующих "лицо" области; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.

Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях Нижегородской области, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов природы и его влиянии на здоровье человека, о проблемах озеленения своей местности.

Культурологический подход позволяет проследить историю развития своего края, изучить исторические поселения Нижегородской области, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание заключительного раздела "Историко-культурное наследие" и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты.

Изучение программы внеурочной деятельности предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.

Формы и режим занятий

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение практикумов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, реализации проектов, и т.д.

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д.

Воспитанию активности, развитию самостоятельной деятельности, формированию познавательного интереса учащихся способствуют практикумы, которые являются одной из наиболее распространенных форм реализации краеведческого содержания. Они выполняют функции, которые не могут обеспечить никакие другие формы работы, так как дают возможность системного углубленного изучения учащимися своего края.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю, 36 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания

В связи с методологической установкой, заложенной в программе внеурочной деятельности, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.

В ходе реализации программы "Географическое краеведение" у учащихся должны быть сформированы:

представления о географии своего края, ее роли в освоении планеты человеком, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мира и адекватной ориентации в нем;

представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности своего края и в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края;

овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности;

представления об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях,

умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде своего края.

Планируемые результаты и формы их оценки

Личностные результаты

1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, в том числе за свою малую Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

4) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

5) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

9) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

10) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

11) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

12) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД : – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты:

Учащиеся будут знать: особенности природы, населения, хозяйства Нижегородской области; будут иметь представление о географии своего края, ее роли в освоении планеты человеком, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своего края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; первичные компетенции использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мира и адекватной ориентации в нем; представления и основополагающие теоретические знания о целостности и неоднородности своего края и в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края; представления об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях,

Учащиеся будут уметь: овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; умения и навыки использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности; умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде своего края.

Надредметными результатами освоения программы занятий внеурочной деятельности "Географическое краеведение" являются: формирование представлений о географической науке, еѐ роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, своего края, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из "языков" международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания; создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Формы оценки планируемых результатов реализации программы:

консультация, беседы, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

В программе рассматриваются историко-географическая составляющая, персоналии путешественников, ученых. Мотивация изучения родного края определяется исходя из того, что главной целью обучения и воспитания в школе является формирование всесторонне развитой личности обучающегося, обладающей основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Основные подходы в географическом краеведении – патриотический и геоэкологический. Они предполагают изучение природных условий как среды жизни и деятельности населения и каждого человека в отдельности; изучение состояния природы и местных экологических проблем. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культуры обучающихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населенного пункта, умение объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. В основе географического краеведения лежит простая истина – свое, близкое и родное в природе, человеческой жизни и хозяйстве, понятнее и яснее, чем чужое и далекое. Географическое краеведение построено на изучении природы родного края и всех её элементов (геологии, рельефа, богатства недр, климата, водоемов, почв, растительности, животного мира и их взаимосвязи); населения (этнография, города, сельские населенные пункты и т.д); хозяйства (экономическая жизнь, связь между природой и хозяйством); культурной и духовной жизни и деятельности населения (искусство, фольклер, архитектура,).

Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, когда расширяется кругозор детей, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своей семье. На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие в последствии выбор профессии.

Программа по географии составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образованния по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

- программы развития и формирования универсальных учебных действий;

- программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.

Актуальность

предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания детей о родной крае способствует воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

2. Цели и задачи программы

создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы знаний, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды на основе краеведческого материала.

Формировать субъективный мотив обучающихся, направленный на самостоятельное получение необходимых знаний о своем крае.

Создать условия для развития устойчивого интереса учащихся к географическим процессам и явлениям Тверской области.

Научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Развивать патриотические и гражданские чувства по отношению к Родине.

Вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно обретать новую информацию из различных источников.

Особенности программы .

3. Содержание курса

Введение . Что изучает краеведение. (1 час).

Тема 1 . С чего начинается Родина? (9 час.)

История возникновения Тверской области своего района , населенного пункта . Их именами гордится страна (?). Топонимика, что это такое. Улицы города Твери: происхождение их названий. Геральдика. Символика городов области и города Твери.

Населенный пункт, в котором мы живём: возникновение, развитие, достопримечательности. Роль населенного пункта в жизни области, страны. Профессии, связанные с краеведением.? История исследования Тверской области. Методы научного познания родного края. Классификация методов познания: метод наблюдения, картографический метод, социологический метод, метод измерения, работа с литературными источниками, справочной литературой, сайтами.

Творческие работы. Составление каталога литературы по тематике родного края. Работа с сайтами Интернета.

Тема 2. На какой Земле мы живем? (12 час.)

План и карта. Ориентирование на местности.

Тема 3. Рельеф, строение земной коры и полезные ископаемые. (12 час.)

Литосфера – твердая оболочка Земли. Строение земной коры, формы и методы его изучения. Геологическое строение. Изменение территории по геологическим эпохам. Профессия геолога.

Минералы и горные породы своей местности, особенности их залегания. Восточно-Европейская равнина. Валдайская возвышенность, низины. Рельеф Тверской области, своего района. Топонимика форм рельефа. Особенность рельефа. Профессия землемера. Полезные ископаемые и их хозяйственное использование. Строительные материалы своего района – известняки, доломиты, глина, пески. Сбор собственной коллекции горных пород. Геологические памятники природы: ? Влияние человека на изменение форм рельефа. Изображение рельефа Тверской области в произведениях писателей и на полотнах художников.

Введение. Экскурсия в школьный музей. (1 час)

Тема 1. Воды нашего края (9 час.)

Воды суши: подземные и поверхностные. Внутренние воды и рельеф. Внутренние воды и климат. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Тип питания рек Тверской области. Реки Волжского бассейна и бассейна реки Западной Двины. Реки и речные системы. Волга – главная река области, её значение в хозяйственной деятельности людей. Волга – матушка река в художественных произведениях (стихи, песни). Малые реки, проблемы большие. Водные ресурсы, экологические проблемы. Озера, болота области. Питание озер. Грунтовые воды и их значение для человека Минеральные воды. Профессия гидролога. Гидрологические наблюдения.

Творческие работы . Путешествие по гидрографической карте области. Составление характеристики реки. Определение глубины малых рек.

Тема 2. Погода и климат Тверской области и своего населенного пункта (11 час.)

Атмосфера – воздушная оболочка. Метеорологические элементы. Типичные погоды нашего края. Наблюдение за погодой. Метеорологические станции. Профессия метеоролога. Местные признаки погоды. Средняя температура воздуха за сутки, месяц в населенном пункте. Амплитуда температур. Ветры, господствующие в области. Определение направления ветра с помощью флюгера и по местным признакам. Роза ветров. Осадки, виды осадков. Значение осадков жизни людей. Климат области, своего района, населенного пункта. Влияние климатических условий на образ жизни и здоровье людей. Профессия климатолога. Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы . Обработка и анализ метеорологических наблюдений. Построение диаграмм. Описание погоды за сутки. Предсказание погоды по местным признакам. Составление характеристики климата своего района, населенного пункта.

Тема 3. Растительный и животный мир Тверской области. (2 час.)

Биосфера – оболочка жизни. Растительный и животный мир своей местности. Экологические проблемы. Биологические памятники природы Тверской области. Красная книга Тверской области.

Тема 4. Природные комплексы родного края. (2 час.)

Географическая оболочка. Взаимосвязи между компонентами природы своей местности в разных природных комплексах. Природа родного города, области, растительный и животный мир. Парки, скверы и сады города.

Творческие работы . Составление гербария растений своего края. Сбор образцов листьев и цветов их распознавание. Экскурсия.

Тема 5 . Население и хозяйство Тверской области (10 час.)

Человек на Земле. Заселение края славянами. Тверские карелы.

Численность. Национальный состав. Города Тверской области. Население Калининского района и своего населенного пункта (этнография, города, сельские населенные пункты и т.д.); − . Я и моя семья: история моей семьи. Хозяйство Тверской области (экономическая жизнь, связь между природой и хозяйством); культурная и духовная жизнь и деятельность населения (искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы).

Творческие работы . Составление презентаций о народах, городах области. Составление описания населения своего населенного пункта. Составление генеалогического дерева своей семьи. Презентации о хозяйстве Тверской области и встреча с творческими людьми.

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма.

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, флоры, фауны, проблемы экологии.

Цели:

  1. расширение и обобщение знаний по географии своей местности;
  2. гуманизация естественно-научных знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов её изменения;
  3. экологизация биологических и географических знаний через наблюдение и описание своей территории;
  4. продолжение развития интереса к географии и природе своего города, села, района, области.

Задачи и основные идеи:

  1. создать у школьников представление о системе географических и биологических характеристик территории на основе наблюдений, описаний, картирования своей местности;
  2. научить устанавливать причинно-следственные связи между компонентами своей местности.

Программа

Тема 1. Введение (5 часов)

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина. Границы родного края, их условность, подвижность.

Экскурсии, практические работы на местности:

  1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой; сезонные изменения и животного мира.
  2. Определение форм поверхности и характера залегания пород, особенностей вод, их использование и охрана.
  3. Выявление способов использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности.

Тестирование.

Тема 2. План местности (5 часов)

План участка местности. Условные знаки плана местности. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут.

Практические работы:

  1. Определение на местности направлений, азимутов, расстояний.
  2. Построение плана школьного двора.
  3. Топографический диктант.

Тема 3. Литосфера (5 часов)

Горные породы Белгородской области. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод и деятельность человека.

Практические работы:

  1. Определение горных пород своей местности по образцам; обозначение условными знаками на контурной карте области
  2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Гидросфера (5 часов)

Мировой круговорот воды, реки своей местности, водные ресурсы области и меры по их охране.

Практическая работа:

Экскурсия: Наблюдения за сезонными изменениями на водоеме.

Тема 5. Атмосфера (5 часов)

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Практические работы:

  1. Продолжение работы с календарем погоды.
  2. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков и описание наблюдаемой погоды.

Тема 6. Особенности растительного и животного мира Белгородской области (10 часов)

  1. Особенности видового состава грибов и лишайников Белгородской области
  2. Особенности видового состава водорослей, мхов и папоротников Белгородской области
  3. Особенности видового состава голосеменных и покрытосеменных растений Белгородской области

Экскурсии в природу:

  1. Развитие и смена растительных сообществ
  2. Взаимодействие растений с другими организмами
  3. Редкие и охраняемые виды флоры и фауны Белгородской области

Требования к знаниям и умениям учащихся

Календарно-тематическое планирование составлено с учетом требований к знаниям и умениям учащихся

Читайте также: