Краеведческий уголок в коррекционной школе должен состоять из следующих разделов

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Т.А. Свищёва, О.К. Николаева

Ключевые слова: краеведение, исследовательская деятельность, поисковая работа, направления деятельности краеведческого уголка, формы работы педагогов.

В настоящее время, когда педагогическая концепция общества принципиально переосмысливается, центральное значение в педагогике приобретают идеи гуманитаризации и гуманизации образования и воспитания, приобщения ребенка к культуре, к национальным и общечеловеческим ценностям, обогащения его духовного мира.

В многообразном процессе освоения ребенком культуры музей занимает особое место. Одной из основных функций музея с момента превращения его в общественный институт стала образовательно-воспитательная функция. Благодаря открытости и доступности музей создает особые условия для педагогического воздействия на аудиторию.

В современных условиях развития общества возникает угроза размывания этнокультурного слоя народов, проживающих в России. Одним из выходов в данной ситуации является сохранение музеями образцов самобытной российской культуры, обеспечивающих преемственность поколений.

В ажным фактором воспитания гражданственности и патриотизма молодежи являются музеи и краеведческие уголки образовательных учреждений. Именно они дают возможность воспитывать у молодёжи такие качества, как духовность, патриотизм, общественную активность.

Для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю. В любом случае, возросшее внимание к краеведению – явление положительное, способствующее духовному возрождению России, восстановлению утраченных страниц ее истории, которые ранее считались малозначительными. В техникуме действует краеведческий уголок, который является не только хранителем истории родного края, но и одним из эффективных средств обучения и воспитания студентов.

Целью создания краеведческого уголка в 2001 году явилась необходимость создания условий для расширения воспитательного пространства через призму исторического прошлого родного края для развития навыков исследовательской работы студентов, поддержке их творческих способностей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Более десяти лет назад были определены задачи краеведческого уголка, которые не потеряли своей актуальности и сегодня – прививать интерес к истории родного края, используя элементы народной культуры; формирование уважения к народным традициям, желание познать новое через исторические события прошлого; воспитание любви к родному краю, уважения к людям труда, истории своего народа; развитие творческой самостоятельности и общественной активности студентов в процессе сбора, исследования, обработки и оформления и пропаганда источников по истории родного края.

Приоритетными направлениями работы краеведческого уголка:

1. Прошлое и настоящее родного края.

2. Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

3. Создание базы для проведения учебных экскурсий по истории и краеведению.

На сегодняшний день, краеведческий уголок имеет богатый опыт работы по воспитанию гражданско-патриотических качеств подростков. Основной фонд уголка образуют подлинные предметы, вещественные и письменные памятники - орудия труда, предметы быта и домашняя утварь, одежда, личные вещи, ксерокопии рукописных документов, личное дело ветерана ВОВ и др.

Собранный краеведческий материал - это результат совместной многолетней поисково-собирательной и исследовательской деятельности актива краеведческого уголка, в который входят педагоги и студенты техникума.

Обучение примерами живой преемственности - из рук в руки, а не по книжкам - особенно ценны и важны в развитии традиционного народного творчества, в формировании духовно-нравственной личности.

Работа в этом направлении - шаг к духовному единению, которого так не хватает сейчас и нам, и нашим детям, и которое в народной традиции лежало в основе уклада жизни. Крестьянский быт меняется. И уже почти забыли прялку, соху, туесок. Но полностью похоронить традиции невозможно, ведь они - часть духовной культуры и не исчезнут, пока мы их помним, пока есть народные мастера, пока живет в нас духовная потребность видеть прекрасное рядом.

Образовательно-воспитательными направлениями в работе краеведческого уголка являются:

- военно-патриотическое, которое предполагает участие педагогов и студентов в республиканских и городских акциях, посвящённых годовщине Победы в ВОВ 1941-1945 гг.; проведение внеклассных мероприятий, связанных с боевыми событиями времён ВОВ и современного периода истории; участие в республиканских играх юнармейского движения; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла, участниками военных конфликтов; организацию тематических (передвижных) выставок.

- социально-педагогическое, основная задача которого формирование социальной компетентности подрастающего поколения. Реализация данного направления проходит через участие в поисковой работе; встречи с интересными людьми, которые помогают студентам узнать историю и проблемы родного края изнутри; исследовательскую деятельность; овладение основами экскурсионной работы, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий; коллективную деятельность, которая учит выбирать своих лидеров, аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, решения.

Всё это должно обеспечить вариативность и личностную ориентацию образовательно-краеведческого процесса в техникуме, возможность выбора студентами привлекательной для них формы деятельности.

Восстановление вечного духовного движения круга жизни зависит от того, продолжаем ли мы линию своего рода или нет, дорожим ли местом, где родились и живем.

Эстетико-нравственные идеалы в фольклоре являются эффективным средством воспитания любви к своему народу, стремления стать патриотом малой Родины и России, формирования особой духовно-нравственной среды. В краеведческом уголке собрана коллекция льняных полотенец, украшенных вышивкой в различной технике - гладь, вышивка крестом; рисунок представляет собой растительный орнамент .

К предметам материальной культуры относятся также и денежные знаки.

Безмолвно лежат в тишине краеведческого уголка экспонаты, пока к ним не прикоснуться ветераны или юные экскурсоводы. Тогда они оживают, унося всех нас в прошлое, вслед за героической историей страны, за бессмертными подвигами ее участников.

Фотографии, пожелтевшие от времени фронтовые письма и газеты, потрескавшаяся кожа командирского планшета, нагрудные медали. Много хранит наш уголок. Здесь можно услышать рассказ участника войны, прошедшего с боями до Берлина. Здесь бывают родственники солдат, не вернувшихся с войны.

Краеведческий уголок продолжает пополняться, хотя в последние годы остается все меньше живых свидетелей самых ярких и памятных страниц прошедшего века, тем более ценными становится каждая встреча с ними, каждое сказанное ими слово.

Краеведческий уголок – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы актива уголка.

Человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может лишь память, которая одна побеждает время. Наша задача, задача руководителей краеведческих уголков и музеев, заключается в том, чтобы как можно эффективнее использовать весь уникальный, информационный потенциал музейных предметов с пользой для дела – для воспитания и образования подрастающего духовно-нравственного поколения граждан России.

Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.

Во время наблюдений за погодой, практических работ на местности, реке, озере, в окрестностях школы, экскурсий и походов под руководством учителя дети собирают коллекции, делают зарисовки, записи, фотографируют местные достопримечательности. Все материалы, связанные с краеведением, обобщаются и поступают в краеведческий уголок.

Уголок может помещаться в коридоре школы, вестибюле. В нем должно быть все, принесенное детьми. В организации краеведческого уголка могут оказать помощь и родители, и шефы.

Краеведческий уголок во вспомогательной школе должен состоять из трех разделов.

1. Календарь погоды.

2. Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица (что ты знаешь о тех местах, где живешь и учишься?).

3. Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду (за несколько часов, на следующий день).

Эти разделы размещаются на трех листах фанеры или картона, которые могут висеть на стенe рядом или быть скрепленными в виде гармошки. Если они стоят на полу (на ножках), возле них должен находиться стол или полочки для экспонатов.

§ термометр с подвижным окрашенным стержнем, картонным или резиновым;

§ флюгер—кружок с обозначенными на нем сторонами горизонта и стрелкой, один конец которой окрашен красной краской. Стрелка показывает направление ветра;

§ квадрат, снимающийся с гвоздика. На одной стороне его нарисованы две черные точки (дождь), на другой — снежинки (снег). С его помощью фиксируется наличие осадков;

§ квадрат голубого цвета, закрытый двумя створками, окрашенными с внешней стороны серой краской, а с внутренней — голубой. Если день ясный, створки открыты, при частичной облачности прикрывается одна створка, при сплошной — обе. Этот прибор условно обозначает состояние облачности.

Материалы по родному краю располагаются на второй части стенда. Его тематику определяют коллективно на педсовете. Можно начать с изучения природы своего микрорайона, парка или пришкольного участка. Материалы краеведческого характера время от времени меняются, дополняются. Собирать их надо умело и целенаправленно. В составлении характеристики своего города, села, района, микрорайона, улицы можно использовать такие темы:

Можно осветить в уголке общественно полезный труд школьников, например посильное участие в охране и восстановлении природы, в озеленении (охрана зеленых насаждений от поломки, вытаптывания, от насекомых-вредителей, помощь поврежденным деревьям, полив растений и т. п.). Указать, кто участвует в оформлении и размещении местного материала, ухаживает за экспонатами, выполняет обязанности экскурсовода (VII — VIII класс), отвечает за чистоту и порядок в уголке.

ЛИТЕРАТУРА

Во время наблюдений за погодой, практических работ на местности, реке, озере, в окрестностях школы, экскурсий и походов под руководством учителя дети собирают коллекции, делают зарисовки, записи, фотографируют местные достопримечательности. Все материалы, связанные с краеведением, обобщаются и поступают в краеведческий уголок.

Уголок может помещаться в коридоре школы, вестибюле. В нем должно быть все, принесенное детьми. В организации краеведческого уголка могут оказать помощь и родители, и шефы.

Краеведческий уголок во вспомогательной школе должен состоять из трех разделов.

1. Календарь погоды.

2. Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица (что ты знаешь о тех местах, где живешь и учишься?).

3. Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду (за несколько часов, на следующий день).

Эти разделы размещаются на трех листах фанеры или картона, которые могут висеть на стенe рядом или быть скрепленными в виде гармошки. Если они стоят на полу (на ножках), возле них должен находиться стол или полочки для экспонатов.

§ термометр с подвижным окрашенным стержнем, картонным или резиновым;

§ флюгер—кружок с обозначенными на нем сторонами горизонта и стрелкой, один конец которой окрашен красной краской. Стрелка показывает направление ветра;

§ квадрат, снимающийся с гвоздика. На одной стороне его нарисованы две черные точки (дождь), на другой — снежинки (снег). С его помощью фиксируется наличие осадков;

§ квадрат голубого цвета, закрытый двумя створками, окрашенными с внешней стороны серой краской, а с внутренней — голубой. Если день ясный, створки открыты, при частичной облачности прикрывается одна створка, при сплошной — обе. Этот прибор условно обозначает состояние облачности.

Во время наблюдений за погодой, практических работ на местности, реке, озере, в окрестностях школы, экскурсий и походов под руководством учителя дети собирают коллекции, делают зарисовки, записи, фотографируют местные достопримечательности. Все материалы, связанные с краеведением, обобщаются и поступают в краеведческий уголок.

Уголок может помещаться в коридоре школы, вестибюле. В нем должно быть все, принесенное детьми. В организации краеведческого уголка могут оказать помощь и родители, и шефы.

Краеведческий уголок во вспомогательной школе должен состоять из трех разделов.

1. Календарь погоды.

2. Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица (что ты знаешь о тех местах, где живешь и учишься?).

3. Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду (за несколько часов, на следующий день).

Эти разделы размещаются на трех листах фанеры или картона, которые могут висеть на стенe рядом или быть скрепленными в виде гармошки. Если они стоят на полу (на ножках), возле них должен находиться стол или полочки для экспонатов.

§ термометр с подвижным окрашенным стержнем, картонным или резиновым;

§ флюгер—кружок с обозначенными на нем сторонами горизонта и стрелкой, один конец которой окрашен красной краской. Стрелка показывает направление ветра;

§ квадрат, снимающийся с гвоздика. На одной стороне его нарисованы две черные точки (дождь), на другой — снежинки (снег). С его помощью фиксируется наличие осадков;

§ квадрат голубого цвета, закрытый двумя створками, окрашенными с внешней стороны серой краской, а с внутренней — голубой. Если день ясный, створки открыты, при частичной облачности прикрывается одна створка, при сплошной — обе. Этот прибор условно обозначает состояние облачности.

Материалы по родному краю располагаются на второй части стенда. Его тематику определяют коллективно на педсовете. Можно начать с изучения природы своего микрорайона, парка или пришкольного участка. Материалы краеведческого характера время от времени меняются, дополняются. Собирать их надо умело и целенаправленно. В составлении характеристики своего города, села, района, микрорайона, улицы можно использовать такие темы:

Можно осветить в уголке общественно полезный труд школьников, например посильное участие в охране и восстановлении природы, в озеленении (охрана зеленых насаждений от поломки, вытаптывания, от насекомых-вредителей, помощь поврежденным деревьям, полив растений и т. п.). Указать, кто участвует в оформлении и размещении местного материала, ухаживает за экспонатами, выполняет обязанности экскурсовода (VII — VIII класс), отвечает за чистоту и порядок в уголке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краеведческий уголок в коррекционной школе должен состоять из следующих разделов:
• Наш край или город, район, микрорайон, наше село или наша улица
• Календарь погоды
• Основные народные приметы, по которым можно предсказывать погоду

2. Прибор для точного определения направления на север называется:
• Флюгер
• Барометр
• Географический циркуль
• Гномон

3. Прибор для определения направления ветра называется:
• Радар
• Барометр
• Гномон
• Флюгер

4. Курс элементарной географии в коррекционной школе представляет широкие возможности коррекции:
• воспитания ученика
• психики умственно отсталого ученика
• познавательной деятельности ученика
• физического здоровья ученика

5. Отметьте специфические (не общие) обстоятельства, обуславливающие особую важность изучения краеведения детьми с нарушениями интеллекта:
• Большинство коррекционных школ имеет интернаты, а проживающие в них дети не имеют возможностей передвижения по местности.
• Краеведение - это важная дисциплина в современном образовании
• Выпускники коррекционных школ почти всегда остаются жить и работать в тех местах, где учились.
• Каждый школьник должен знать свой город, заботиться о его благоустройстве и чистоте.

6. В каком классе предполагается первоначальное изучение детьми с нарушениями интеллекта таких понятий как: река, пруд, ледоход, снежинки, заморозок на поверхности почвы, проталины, ручьи, облака, прилет грачей?
• 5
• 7
• 1
• 3

7. Педагогическая ценность предметных уроков географии заключается в том, что:
• ученики знакомятся с предметом со слов учителя, исключая непосредственное восприятие его органами чувств
• познание учащимися окружающей действительности, которое проходит в неразрывной связи с формированием у них речи как средства общения, подготавливает детей к овладению системой теоретических знаний курса географии и дает богатый материал, необходимый им в практической деятельности.
• дети сравнивают предметы, устанавливают отношения между ними, причинно-следственные зависимости, что способствует развитию у школьников логического мышления.
• ученики приобретают знания благодаря непосредственным наблюдениям

8. Укажите верные утвеврждения в отношении демонстрации учебных фильмов на уроках географии:
• Замечания и реплики учителя по ходу фильма оказывают отрицательное влияние на запоминание учениками сведений, так как они отвлекаются и теряют мысль.
• Демонстрация фильмов обязательно требует пояснения учителя.
• Демонстрация фильмов не требует пояснения учителя.
• Замечания и реплики учителя по ходу фильма оказывают положительное влияние на запоминание учениками сведений.

9. Одно из 32 делений по кругу компаса называется:
• Градус
• Радиан
• Румб
• Картушка

10. Для обобщения данных за предыдущий сезон на уроках географии используются следующие приемы:
• пословицы
• экспонаты, собранные во время экскурсий
• репродукции картин с изображением изучаемого времени года
• детские рисунки, сочинения
• научные профессиональные статьи
• календари природы
• стихи

11. Укажите верные утверждения:
• Контурные карты отдельных частей света, предназначенные для учащихся массовой школы, в коррекционной школе могут использоваться только выборочно.
• Контурные карты отдельных частей света, предназначенные для учащихся массовой школы, не могут использоваться в коррекционной школе.
• Контурные карты отдельных частей света, предназначенные для учащихся массовой школы, могут точно так же использоваться в коррекционной школе.

12. Межпредметные связи географии проявляются в отношении следующих дисциплин:
• естествознание
• рисование
• технология
• история

13. К объемным наглядным пособиям относятся:
• картины
• гербарии
• коллекции полезных ископаемых
• макеты
• фотографии
• модели

14. Изучение какой темы в географии способствует формированию у умственно отсталых детей пространственных представлений и навыков ориентировки, необходимых в жизни?
• Формы поверхности Земли и вода
• План местности
• План и карта
• Ориентирование на местности

15. Укажите верные утверждения:
• В один урок следует давать больше одного-двух несложных и обычно схематичных рисунков, поясняющих объяснение учителя.
• Работа по картине связывается с картой.
• Вычерчивание на доске картосхем, контуров не является эффективным средством обучения на уроках географии, так как картинка не может получиться точной при таком способе изображения.
• В работе с картиной у учащихся развивается мышление, внимание, наблюдательность.

16. Задача учителя на предметных уроках состоит в том, чтобы:
• научить детей применять полученные знания на практике
• научить детей выделять существенные признаки предмета
• научить детей выражать свою мысль верными словами
• научить детей наблюдать и сравнивать предметы
• показать детям предмет и рассказать о нем
• социализировать детей посредством знакомства с новым предметом

17. Укажите верное утверждение:
• Основной дидактической задачей учителя географии является формирование у учащихся на основе представлений географических понятий о свойствах географических объектов, о связи между ними и явлениями с выделением самого главного в изучаемом и суждений, которыми эти понятия приводятся в систему.
• Одной из задач учителя географии является проведение словарной работы.
• Изучение географии практически несовместимо с трудовым обучением.
• Изучение географии предполагает и занятия общественно полезным трудом.

18. Для стимулирования интереса к географии в коррекционной педагогике подходит использование:
• учебных фильмов
• опытов
• экскурсий
• практических работ

19. Воспроизведение в сознании ученика образа географического объекта - это:
• географическая мысль
• географическое поведение
• географическое знание
• географическое представление

20. При ознакомлении учащихся с географией своей местности применяется следующие дидактические приемы построения изложения на уроках:
• от неизвестного к известному
• от известного к неизвестному
• от близкого к далекому
• от далекого к близкому

Читайте также: