Костюнин младший брат краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Дорога из Коломбо идёт вдоль океана. На водной глади качаются первобытные пироги, на шёлковых песках, в райской наготе, валяются черноволосые подростки. Казалось бы, зачем этим лесным людям Цейлона города, центы, рупии? Разве не всё дают им лес, океан, солнце? Однако, взрослея, они торгуют, работают на плантациях, ловят жемчуг, возят европейцев.

На левую руку рикш англичане, хозяева острова, надевают бляху с номером. Счастливый седьмой номер достаётся старику-рикше, живущему в одной из лесных хижин под Коломбо.

У старика жена, сын и много маленьких детей, которых надо кормить. Сам старик седой, очень худой, сморщенный, невзрачный, похожий на маленькую обезьянку. Старик хочет для сына счастья и тяжело работает. Английского он не знает и часто бежит наугад, пока большой, одетый в белое европеец не осаживает его палкой по спине. Но и немало лишних центов получает старик, жалостно морщась и выкидывая сложенные ковшиком тонкие руки.

Прибежав однажды домой в неурочное время, в самый жар полдня, старый, измученный непосильным трудом рикша умирает в своей хижине.

Так и не дошёл до него голос Возвышенного, призывавший к отречению от земной любви, и за могилой ждала его новая скорбная жизнь, след неправой прежней.

Жена старика всю ночь оплакивает его, а их сын стоит рядом. Он вечером видел свою невесту, круглолицую тринадцатилетнюю девочку из соседней деревни, и волнения любви пересиливают в его душе страх перед смертью.

Сын старика, красивый и легконогий, надевает на руку отцовскую медную бляху и отправляется в город. Сперва он только бегает за опытными рикшами, запоминая английские названия улиц; потом сам начинает зарабатывать, готовясь содержать свою семью.

Однажды, прибежав домой, он слышит страшную весть: невеста его ушла в город и пропала. Отец невесты, полный и сытый старик, три дня разыскивал её и, должно быть, что-то узнал, потому что вернулся успокоенный. Лукавый, как все торговцы, он вздыхает, выражая притворную покорность судьбе. От него нельзя добиться правды, а женщины слабы, и молодой рикша понимает это.

Просидев двое суток дома, не притрагиваясь к пище, только жуя бетель, он, наконец, приходит в себя и бежит в Коломбо. Словно забыв о невесте, он бегает, жадно копит деньги, и непонятно, во что он больше влюблён: в свою беготню или в те монетки, что получает за неё. Благополучно и с виду даже счастливо работает он так с полгода.

Возле старого голландского здания они останавливаются. Англичанин уходит пить чай и курить сигару, а рикша садится у дерева дожидаться его. О чем думает этот юноша, уже вкусивший самой сильной отравы — любви к женщине?

Мара ранит, но Мара и залечивает раны; Мара вырывает что-то из рук человека, но Мара и разжигает человека снова схватить отнятое.

Рикша сопровождает англичанина до пароходной конторы, а затем бежит обратно к отелю. Так он работает, одурманенный бетелем, дешёвыми сигаретами и виски.

Весь оставшийся день рикша возит пьяного англичанина, который не знает, как убить время до вечера. Ночью юноша везёт англичанина к большому ярко освещённому двухэтажному дому. Высадив пассажира, он несётся вокруг дома, чтобы попасть во двор, к другим рикшам, и вдруг видит в окне второго этажа свою невесту, нарядную и увешанную золотом.

Юноша долго смотрит на стоящую в раме окна, пока она не уходит. Затем он хватает оглобли и пускается бежать, на этот раз твёрдо зная, куда и зачем.

Рикша бежит в хижину старика — укротителя змей и выходит оттуда с большой коробкой от сигар, в которой что-то шуршит и стучит в крышку тугими кольцами. Он прибегает на пустой плац и садится не на землю, а на скамью, смело, как белый человек. Затем он выпускает из коробки купленную за фунт змею — маленькую, смертоносную, сказочно красивую и необыкновенно злобную после заточения в деревянной коробке. Змея кусает юношу, и жгучая боль пронзает его тело, заставляя выгнуться колесом. Он теряет сознание, затем снова ненадолго приходит в себя, расставаясь с жизнью, памятью, зрением, болью, радостью, ненавистью и любовью.

И когда этот делёж придёт к концу, когда в мире воцарится какой-нибудь новый Рим, английский или немецкий, тогда повторится Апокалипсис.

Англичанин рассказывает буддийскую легенду о вороне и слоне, в которой слон бросается в океанские волны. Ворон, томимый голодом, летит за ним. Слон тонет, и ворон начинает жадно клевать его тушу. Насытившись, ворон видит, что его отнесло далеко в море, и кричит жутким голосом, тем, которого так чутко ждёт Смерть.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

libking

Александра Анненская - Младший брат краткое содержание

Повесть рассказывает о капризной и эгоистичной девочке Вере, которая после смерти матери привязывается к крохотному младшему брату, такому же одинокому, как она сама. Фактически заменив малышу мать, Вера находит смысл жизни в заботе о близких.

Младший брат - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Александра Никитична Анненская

— Как несносно ездить куда-нибудь с девочками! — недовольным голосом заметил тринадцатилетний гимназист, Митя Петровский, расхаживавший давно уже нетерпеливыми шагами по просторной столовой комнате. — Посмотри, — обратился он к младшему брату, занимавшемуся, за неимением лучшего дела, лазаньем на стол и под стол, — уже три четверти шестого; тетя просила приехать не позже шести, a они все еще изволят заниматься своим туалетом!

— Известное дело, девчонки! — вскричал Боря, шумно соскакивая со стола, — пока они наденут по десять юбок, да расправят разные кантики, бантики, — умный человек может десять раз сойти с ума от скуки.

— Наконец-то! — вскричал Боря.

— Да я давно готова, это все Веру не могли причесать, как следует, — отвечала девочка.

— A ведь ты, Жени, прехорошенькая! — заметил Митя, оглядывая девочку с ног до головы.

Братья редко говорят подобные комплименты своим сестрам, но надобно заметить, что Жени вполне заслуживала лестное замечание брата. Трудно было себе представить более прелестную детскую головку, более изящную детскую фигурку. Голубое барежевое платьице как нельзя более шло к ее нежному, беленькому личику, ее ясным голубым глазкам, и длинным светло-русыми волосами.

— Ну, a я, Митя, какова? — раздался сзади нее голос, и Мите волей-неволей пришлось сравнивать двух сестер. Какая противоположность! Самый снисходительный судья не мог бы назвать бедную Верочку хорошенькой. Она была двумя годами старше сестры, и, несмотря на то, равного с ней роста; правое плечо ее было сильно поднято вверх, a правая лопатка выпячивалась назад; на длинном, худощавом лице ее очень некрасиво выдавался большой нос и широкий рот; смуглая, желтая кожа ее казалась еще желтее и смуглее от голубого цвета ее платья и от голубых бантов, украшавших ее темные жесткие волосы.

— Ты какова? — вскричал Боря, не дав брату времени ответить на вопрос сестры, — ты две капли воды похожа на лягушку!

— Гадкий! Злой мальчишка! Как ты смеешь так говорить! — закричала Вера, и сердитое выражение лица сделало ее еще некрасивее прежнего.

— Дети, дети, опять вы ссоритесь! Как вам не стыдно! — раздался кроткий голос Софьи Павловны Петровской, входившей в эту минуту в комнату вместе с мужем.

— Да, мама, Боря меня называет лягушкой; как он смеет! — тотчас же обратилась с жалобой к матери обиженная девочка.

— Борис, ты вечнo дразнишь сестер, — строго заметил отец, — тебя стоит в наказание за это оставить дома!

— Ну, полно, друг мой, — успокоительно заметила Софья Павловна, боявшаяся, чтобы муж действительно не подверг мальчика слишком строгому наказанию; — он ведь это сказал в шутку, не со злости; они беспрестанно ссорятся и мирятся, — не стоит обращать на это внимания. Одевайтесь скорей, дети, — карета приехала, мы и так опоздали.

Боря, взглянув на отца, увидел по глазам его, что он не намерен противоречить матери, и в восторге, что грозившая беда миновала, быстро перекувырнулся вверх ногами, так же быстро поцеловал руку матери, и в один миг очутился в передней, куда за ним последовали все остальные.

Закутавшись в теплые шубы, теплые сапоги и теплые шарфы, семейство уселось в карету. Был второй день рождественского праздника, на дворе стоял сильный мороз, но дети не чувствовали холода; Боря с Жени находили даже, что в карете слишком душно и упросили отца позволить опустить одно стекло. Они оба были в самом возбужденном, веселом расположении духа; наперебой сочиняли разные глупости, хохотали, болтали, не умолкая ни на минуту. Митя принимал участие в их веселье, насколько ему позволяло его достоинство гимназиста второго класса. Софья Павловна с улыбкой удовольствия поглядывала на детей, и даже отец терпеливо переносил, что маленькие ножки Жени беспрестанно толкали его, a Боря чуть не сбил ему шапку с головы, бросившись смотреть на елку, зажженную в окне одного дома, мимо которого они проезжали.

Правда, детям было отчего радоваться: они ехали к своей тетке, Варваре Андреевне Баймаковой, на елку, и не только на елку, но еще на детский бал, который должен был начаться с восьми часов, когда елка погаснет. Да сих пор дети никогда еще не бывали на детских балах; они думали, что балы даются только для взрослых, и вдруг оказывается, что баловница-тетя устраивает бал для детей, — настоящий бал: с оркестром музыки, с угощением, с ужином. Тут было от чего придти в восторг, от чего было и волноваться, и радоваться!

Одна только Вера не разделяла этого веселья. Девочка сидела в углу кареты, молча и надувшись: она все еще не могла забыть обиды, нанесенной ей братом.

Карета ехала очень быстро и скоро остановилась перед домом Варвары Андреевны. Варвара Андреевна была женщина богатая, веселая, щедрая, никогда не жалевшая денег для удовольствия своих трех детей: Зои, Жоржи и маленькой Ади. Племянников она также очень любила, но особенной любимицей ее была хорошенькая Жени, хотя и к остальным детям она всегда была до баловства добра.

В этот раз y нее должно было собраться довольно многочисленное общество; не считая взрослых и совсем маленьких детей, приятелей четырехлетней Ади, танцоров и танцорок от семи до семнадцати лет приглашено было человек двадцать пять.

Войдя в переднюю, Петровские тотчас заметили по веселому гулу, доносившемуся до них из других комнат, что гостей собралось уже много. И в самом деле, все приглашенные на елку съехались, ожидали только их, чтобы засветить дерево.

Митя держал себя, как следует благовоспитанному гимназисту, и, стараясь скрыть свое нетерпеливое ожидание предстоявших удовольствий, любезно раскланивался и разговаривал с гостями; зато Боря и Жени до того ясно выказывали свое волнение, что едва отвечали на поцелуи Зои и Жоржи и чуть не забыли поздороваться с теткой.

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством Костюнина, развивать коммуникативные умения и навыки, развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся, умение работать над анализом художественного произведения; способствовать формированию нравственных черт характера, духовного здоровья и позитивного восприятия мира.

Оборудование: текст произведения, атрибуты судьи.

  1. Подготовить биографию писателя.
  2. Знать сюжет произведения.

Достоинства человека определяются тем,

каким путем он идет к цели,

а не тем, достигнет ли он ее.

Репортер. А мы попытаемся ответить на эти вопросы вместе с участниками суда. Как вы понимаете, судить человека очень сложно. Итак, начинается суд, и я прерываю свой репортаж.

Встать, суд идет!

  • Председатель суда
  • Государственный обвинитель
  • Защитник (адвокат)
  • Подсудимый
  • Секретарь суда будет вести протокол (напишет тезисный план)
  • Свидетели со стороны обвинения и защиты.

Выбор есть у каждого. Мы сами избираем свой путь. Обвинение считает, что подсудимый сам выбрал себе дорогу и за данный выбор он должен быть наказан.

Судья: Что вы на это скажете?

Подсудимый: Я не считаю себя виновным. В том, что у своих родителей я был любимым сыном, я не виноват. Это они виноваты в том, что сильно меня опекали. Я не сделал ничего плохого, чтобы меня судили.

Обвинитель: Я хочу пригласить свидетеля, который может подтвердить виновность Игоря.

Обвинитель: А еще у нас имеются результаты экспертизы, где указано, что лапка, которая была найдена под кроватью Игоря, принадлежит чайке, найденной на пустыре далеко за сараями. Чайка висела, подвешенная за горло, невысоко над землёй. Прямо под ней лежала прозрачная кишечная оболочка, набитая мелкими гвоздями. Рядом – пёстрая скорлупа от яиц. Одна лапка отрезана…

Разрешите вызвать ветеринара, который обследовал чайку.

Ветеринар: Чайка пронзительно кричала, вырывалась, царапалась, потом лишь хрипела и билась всё тише и всё слабее.

Судья: Спасибо. А теперь обратимся к защите. Что вы можете сказать о подзащитном? Есть ли у вас свидетели?

Защитник: Мы хотим пригласить сестру подсудимого.

Репортер: А какова позиция автора? Чему учит рассказ? Человек должен оставаться человеком в любых ситуациях. Он не должен искать выгоду, если при этом страдают другие. И как заметил рассказчик:

Судьбину брата, его непутёвую, неудобную мне жизнь я мысленно пытался отрезать от своей. Силился навсегда вычеркнуть его из памяти, души, судьбы.

Словно горемычная часть меня самого бродила где-то неприкаянно. Страдала. Сносила боль, унижение, голод-холод, страх, разлуку, потерянность, одиночество. Я места себе не находил…

Судья: Мы выслушали обе стороны, а теперь слово предоставляется обвиняемому.

Ученик 1. Игорь – жестокий человек, ради достижения своей цели идет даже на преступление.

Ученик 2. Жестокость – это отрицательная черта характера, делающая людей безжалостными, бесчеловечными.

Ученик 3. Родные Игоря – мудрые, честные люди, пытающиеся изменить его к лучшему.


Алеша Карамазов с любопытством наблюдает за группкой что-то затевающих школьников в возрасте от 9 до 12 лет. Алеше нравится детвора, ему интересно с ней общаться. Он видит, что у мальчишек в руках камни. А за канавкой, у забора, стоит в одиночестве еще один мальчик лет девяти, явно враг этим ребятам. Бледный, болезненного вида, но со сверкающими гневом черными глазами. Он первый начинает обстрел. Смуров, белокурый румяный мальчишка-левша, отвечает ему камнем.

2. Надрыв в избе

3. Коля Красоткин

13-летний умный, отчаянный, самолюбивый любимец матери-вдовы Коля Красоткин умеет дружить, пользуется уважением ребят. В арифметике и истории он так силен, что мог сбить с толку самого учителя Дарданелова. Коля шалун, и любит поразить воображение друзей. Но держит себя в рамках приличий. Любит казаться взрослым, но обожает возиться с малышами, и переживает из-за небольшого роста.

Илюша смертельно болен. Он считает это наказанием за то, что дворовую собаку Жучку накормил хлебом с булавкой. За это с ним и старший друг Коля Красоткин поссорился. Илюше пришлось одному обороняться от мальчишек, терпеть презрение Коли и мучиться раскаянием. Теперь Коля пришел навестить Илюшу. И не один, а с Перезвоном. Той самой Жучкой! Он нашел ее и обучил смешным трюкам. Специально для Илюши. Перед встречей с умирающим мальчиком Коля с удовольствием беседует с Алешей. Тот относится к нему как к взрослому. От Алеши Коля узнает, как дорог Илюше. И как все ждут Жучку.

5. У Илюшиной постельки

Коля при встрече с Илюшей делает вид, что Жучки больше нет. А потом зовет лохматого, дымчатого Перезвона. Илюша мгновенно узнает в нем Жучку. Она осталась жива! Потрясение счастьем слишком велико. Илюша обнимает собачку.

Илюша в избытке чувств обнимает дорогих для себя людей – папу и Колю. Потом просит отца после его смерти взять в семью другого, хорошего мальчика. А его похоронить у камня, к которому они вместе ходили во время прогулок. Коля, скрывая слезы, уходит домой.

7. Похороны Илюшечки. Речь у камня

Убитый горем Снегирев украшает гроб сына морем цветов. Несут гроб мальчишки. Снегирев несет корочку хлеба. Илюша просил покрошить ее на могилке, чтобы созвать воробушков. Алеша видит вокруг себя милые, светлые лица школьников, говорит прощальную речь. О том, что никто из них не забудет этого дня, похорон бедного, храброго, доброго мальчика, который так жалел своего папу. И это чувство родства, общего горя, делает всех лучше. Надо брать пример друг с друга: быть великодушными, как Илюша, умными, как Коля, милыми, как мальчонка Карташов. Воодушевленные его словами, ребята чувствуют любовь к Алеше и бедному, храброму Илюше.

Сюжет

Кучка школьников забрасывает камнями бедного, но смелого 9-летнего Илюшеньку Снегирева. Они наказывают его за то, что оцарапал ножиком 13-летнего Колю Красоткина, популярного, независимого и умного мальчика гимназии. Юноша Алеша Карамазов заступается за Илюшу. Но Илюша швыряет камни и в него. Получив камнем в грудь, мальчик убегает. Алеша пытается узнать, чем провинился перед ним, мальчик лезет в драку, кусает его за палец. Постепенно выясняется правда: брат Алеши Дмитрий при хохочущей толпе унизил, таскал за бороду его отца, штабс-офицера Снегирева. Илюша целовал Дмитрию руки, умолял сжалиться, но зря.

После пережитого потрясения, а также от чувства вины за злой поступок (Илюша по наущению плохого человека накормил собачку Жучку хлебом с булавкой внутри), потерявший дружбу Коли Красоткина, получивший камнем в грудь, Илюша хворает. Он уже при смерти, когда Коля приводит к нему обученную трюкам собачку Перезвона. Илюша с радостью узнает в ней Жучку. Ребята хоронят Илюшу, и у камня, возле которого он любил гулять с отцом, клянутся вместе с Алешей быть добрыми, честными, беречь в памяти день похорон и чувство родства, единства между собой.

Отзыв

Володя Дубин был обычным мальчишкой. Но началась война, Крым оккупирован фашистами. Мальчик помогает партизанам и трагически погибает, до последнего проявляя истинное мужество и героизм.

За минуту

Находясь в Керчи, рассказчик видит на одном из домов название улицы — им. Володи Дубина. Заинтересовавшись, чем прославился мальчик, автор узнает его историю.

Володя рос любознательным, непоседливым мальчишкой. Каждое лето он проводил у дяди, в Старом Карантине. Однажды здесь дети нашли тоннели, которые раньше были частью каменоломни.

Немцы пытаются выбить партизан из тоннелей. Когда у них ничего не выходит, они заливают штольни водой. Володе удается выбраться через маленький лаз. Он узнает, что город освобожден и приводит людей на помощь партизанам. Выход из штолен разминирован.

Но по трагической случайности Володя подрывается на мине, помогая саперам в разминировании города.

Читайте также: