Костанов дмитрий григорьевич буран краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Дмитрий Костанов родился 9 мая 1912 года в ауле Бжедугхабль (ныне Красногвардейский район Адыгеи) в семье крестьянина-бедняка.

Окончил филологический факультет Краснодарского государственного педагогического института.

Д.Г. Костанов был главным редактором и директором Адыгейского книжного издательства, работал научным сотрудником, учёным секретарём Адыгейского научно-исследовательского института, неоднократно избирался депутатом Адыгейского областного и Краснодарского краевого Советов народных депутатов.

Будучи и литературоведом, и критиком, и очеркистом, и переводчиком, и публицистом, и писателем, – он щедро адресовал весь (насыщенный революцией и войной) жизненный опыт своему перу.

Создаваемые им впоследствии образцы малой художественной прозы являют собой результаты размышлений военного корреспондента, самолично погруженного во все им описываемое и потому честного в своих эмоциях и искреннего в своих призывах, интенсивно распространяемых им на соратников.

Д.Г. Костанов являлся членом Союзов писателей СССР с 1941 года. Умер в 1985 году.

Из кре­сть­ян. Окон­чил Крас­но­дар­ский пе­да­го­гический иниверситет (1934 год). Ра­бо­тал учи­те­лем, со­труд­ни­ком Ады­гей­ско­го НИИ куль­тур­но­го строи­тель­ст­ва. Уча­ст­ник Великой Отечественной вой­ны.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков адыгейской про­зы и литературной кри­ти­ки. Де­бю­ти­ро­вал в пе­чати в 1932 году.

Со­ста­вил пер­вый учеб­ник по адыгейской литературе для стар­ших клас­сов. Пе­ре­во­дил на адыгейский язык про­из­ве­де­ния Моль­е­ра, М. Горь­ко­го, А.А. Фа­дее­ва и др.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы – составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Программа состоит из следующих разделов:
I. Произведения устного народного творчества .
II. Адыгейская литература .
Основные линии программы:

1. Развитие творческой деятельности.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4. Развитие речевых умений;

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

Важнейшими умениями являются следующие:

Восьмой класс (68 часов)

I. Произведения устного народного творчества (3 ч.)

Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое
разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов,

пристрастий, вкусов и поверий народа.

Герои сказания, их облик и поступки. Сила и отвага богатырей в борьбе со

злом. Насрен и Прометей. Сравнение. Перекликание темы в адыгейском фольклоре и греческой мифологии.

Изображение человека в фольклоре и литературе.

Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Современный подход к знакомым сюжетам. Решение нравственных проблем. Теория. Фольклорная и литературная сказки.

Средство создания характера в сказке.

Обличение хвастовства и мораль сказки.

Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа. Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России. Особенности языка художественной литературы.

Ахмед Джанхотович Хатков

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.
Продление жизни своим трудом, творчеством.

Лирический герой. Мир его чувств. Развёрнутый ответ на вопрос: Почему

старость не смогла победить поэта?

Тембот Магометович Керашев

Быт и нравы народа. Герой повести и его судьба. Образ Зары - готовность к самопожертвованию. Психологизм произведения. Творческое задание.

Ибрагим Салехович Цсй

Тяжелый исторический путь адыгейского народа, заполненный
предательством, угнетением и жуткими преступлениями. Беззащитность и
одиночество.

Композиция. Сюжетные линии повести. Основной конфликт произведения.

Композиция и сюжет художественного произведения.

Речи и поступки как средство характеристики героя. Сюжет и герой стихотворения. Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Басня как эпический жанр. Образ рассказчика. Особенности интонации. Композиция. Аллегория. Мораль.

Басенный стих. Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Аскер Кадырбечевич Евтых

Рассказ о прошлом. Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской Земли.

Выражение мыслей и чаяний маленького адыгейского народа о дружбе с великим русским народом устами старца. Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Исследовательский литературоведческий поиск.

Дмитрий Григорьевич Костанов

Система художественных образов в рассказе.

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Образ героя в фольклоре и литературе

Сафер Махмудович Яхутль

Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и автор.

Анализ стихотворения. Заучивание стихотворения наизусть (по желанию учащихся).

Поэт воспевает свой город. Приемы создания поэтического образа. Символ.

Сочинение-миниатюра о своем городе (селе, деревне).

Аскер Магамудович Гадагатль

Литературная баллада как лироэпический жанр. Национально-тематическое многообразие баллад. Автор баллады. Нравственное воздействие баллады на читателя.

Создание балладного сюжета.

Исхак Шумафович Машбаш

Тема Великой Отечественной войны в лирике Машбаша. Поэтические средства, помогающие автору создать образ погибшего солдата. Творческое задание. Чтение и обсуждение стихотворения.

Хазрет Ахметович Ашинов

Сюжет и герои рассказа. Хапач и Бачир. Обычаи и традиции народа в воспитании человека. Нравственные ценности в рассказе. Творческое задание. Самостоятельный анализ рассказа.

Гисса Кагирович Схаплок

Специфика драматических произведений.

Теория литературы. Драма как род литературы, ее особенности. Описание событий войны по живым следам воинов. Творческая мастерская. Как создается сценарий?

Сафер Ильясович Панеш

Нальбий Юнусович Куек

Героическое прошлое народа — борьба с иноземными захватчиками. Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя.

Юнус Гарунович Чуяко

Основные сюжетные линии. Обычаи народа в воспитании человеческих качеств. Осуждение народом поведения Шэуая. Теория литературы. Стиль писателя. Творческий практикум. Сюжет для повести.

III. Развитие речи (4 ч.)

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Сочинение в лирическом жанре.

(2 ч. в неделю. Всего 68 ч. в учебном году.)

I. Произведения устного народного творчества

Жанровое разнообразие фольклорных произведений.

Творческая мастерская. Сочиняем современные сказки.

II. Адыгейская литература (61 ч.)

Адыгейская литература как национальное достояние адыгейского народа.

Роль адыгейской литературы в художественной культуре народов России.

Особенности языка художественной литературы.

А.Д. Хатков. Стихотворение.Старость.

А.Д. Хатков. Стихотворение. Живи, человек.

Сравнительная характеристика двух миров и воспевание новой жизни.

Творческий путь Т.М.Керашева.

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(1 часть)

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(2 часть)

Т.М.Керашев. Повесть .Абрек.(3 часть)

Быт и нравы народа.

Образ Зары - готовность к самопожертвованию.

Творческий путь И.С.Цея.

И.С.Цей. Повесть. Одинокий.

Сюжетные линии повести.

М.С.Паранук. Стихотворение .Дерево Тлимафа.

Автор и герой. Благородство как нравственная категория.

М.С.Паранук. Басня.Начальник Лев и хитрая Лиса.

Значение басни в обогащении языка афоризмами и пословицами.

Творческая мастерская. Инсценирование басни.

А.К.Евтых. Рассказ. Священная река.

Историческая основа и сюжет.

Преклонение перед памятью полководца-освободителя русского народа — Александра Невского.

Творческий практикум. Исследовательский литературоведческий поиск.

Д.Г. Костанов. Рассказ. Буран

Суровые испытания, раскрывающие характер и сущность героев.

Творческий практикум. Образ героя в фольклоре и литературе.

Творческий путь С.Ф.Яхутля.

Искусство изображения картин природы в различных жанрах.

С.Ф.Яхутль. Стихотворение. Город мой.

Сочинение-миниатюра о своем селе.

А. М.Гадагатль. Баллада. Подвиг.

Литературная баллада как лироэпический жанр.

И.Ш.Машбаш. Стихотворение. Суровая память.

Тема Великой Отечественной войны в лирике И.Ш. Машбаша.

Образ погибшего солдата.

Х.А. Ашинов. Рассказ.Деревья на ветру.

Сюжет и герои рассказа.

Обычаи и традиции народа в воспитании человека.

Г. К.Схаплок. Драма. Даут.

Специфика драматических произведений.

Драма как род литературы, ее особенности.

Обобщающий урок. Стихотворения о ВОВ.

Обобщающий урок. Рассказы о ВОВ.

Поэты и писатели Адыгеи. Повторение.

Герои и события сказочной повести.

Н. Ю. Куек. Рассказ.Мать абадзехов.

Образ матери, потерявшей в бою мужа и семерых сыновей.

Обычаи народа в воспитании человеческих качеств.

Осуждение народом поведения Шэуая.

Отзыв о самостоятельно прочитанной повести.

Поэты Адыгеи. Повторение.

Писатели Адыгеи. Повторение.

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

1. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта (адыгейский язык, литература, адыгейская литература на русском языке, адыгэ хабзэ). Министерство образования и науки Республики Адыгея. М., АРИПК, 2006.

2. Б.К. Кубов, А.А. Шаов. Стилистика адыгейского языка. - М., 1979.

3. Ю.А. Тхаркахо. Адыгейско-русский словарь. - М., 1991.

4. Ю.А. Тхаркахо. Русско-адыгейский словарь. В 2 томах. - М., 2004.

5. М.Х. Шхапацева. Сопоставительная грамматика русского и адыгейского языков. - М., 2005.

6. Ю.А. Тхаркахо. Стилистика адыгейского языка. - М., 2003.

7. А.Б. Чуяко. Русско-адыгейский разговорник. - М., 2006.

8. Адыгейский язык на современном этапе и перспективы его развития. Материалы научно-практической конференции, посвященной Дню адыгейского языка и письменности. - М., 2004.

10. Комплексная работа с текстом. Из опыта работы учителя адыгейского языка и литературы АРГ Блягоз М.А. - М., 2003.

1. Н. И. Кесебежева, Н.А. Киярова. Адыгейская литература 7-9.Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7-9 класс. - М., адыг. респ. кн. изд., 2005.

2. Пер. с адыг. Ш. Х. Хута и М. И. Алиевой. Сказания и сказки адыгов. М., Современник, 1987.

3. Ш. Х. Хут. Сказочный эпос адыгов. М., отд. кн. изд., 1981.

4. Адыгские сказания. М., адыг. кн. изд., 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адыгейской литературе для 2 класса
Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 3 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 4 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 5 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 6 класса.

Рабочая программа по адыгейской литературе для11 класса

Рабочая программа по адыгейской литературе для 11 класса.


Рабочая программа по адыгейской литературе. 8 класс.

Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 8 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком .


Родившийся ровно сто лет назад (9 мая 1912 г.) в крестьянской семье адыгского аула Бжедугхабль Дмитрий Григорьевич Костанов фактически посвятил словесному продуцированию более полувека. Будучи и литературоведом, и критиком, и очеркистом, и переводчиком, и публицистом, и писателем, – он щедро адресовал весь (насыщенный революцией и войной) жизненный опыт своему перу. Подобного рода фактическая мотивация (тем более в условиях строгой власти) не могла породить особого внимания к личности и ее

психологии.Большинство авторских произведений дововенных, военных и послевоенных лет были документальными и научными: очерки, статьи и заметки защитника Родины, размещавшиеся в прессе тех лет.

В силу того, что время тогда было советским, порой расцвета той идеологии, данные черты характера, искрящиеся в советском защитнике, не удивляют современного читателя и представляются вполне закономерными для прозы тех лет. Идеализм, возможно, – нет, а вот патриотизм и ненависть, – эти качества можно смело предположить реально действующими в самом писателе, стремившемся защитить Родину (ту же, что и его герои) и яростно ненавидящем ее обидчика (того же, что и в его рассказах).

Однако все недавно происшедшее с героем на фронте остается действовать на страницах повести в полную силу. И потому композиционная структура указанной повести Дм.Костанова содержит два элемента. Первый сюжетный компонент включает рассказ о том, как возглавлявший некую группу советских солдат воин Каплан сумел героически победить противника, захватившего определенную территорию. Перекликающаяся в этом случае с воспоминаниями писателя сюжетная линия воспоминаний Каплана, освещающая происходящие на далекой Украине события, еще раз иллюстрирует утверждаемую нами документальную обусловленность художественной прозы писателя.

Второй из выделяемых в повести Дм.Костанова сюжетных компонентов уже более приближен к мирной реальности, той самой виртуальной, но порой и действительной (в лице природных недругов борющегося с бурьяном колхозника). Активный и убежденный герой Каплан здесь также побеждает завоевавшего территориальную позицию недруга, сумев задавить бурьян сапогами.

В рассказе обозначаются те противопоставления, которые приобретут силу в адыгских повестях и романах 50 – 60-х годов ХХ в.. Но художественное воплощение заявленных напряженных вопросов, в силу того же (признанного в своей заданности) соцреализма, здесь не выбивается за границы обязательного схематизма. В данном случае, как и в большинстве писавшегося в начале и в середине прошлого века произведений, отсутствует реально ощущаемый конфликт, не вздымаются драматичные, резкие проблемы мирной жизни, заданные и непосредственно войной, и послевоенной государственной стратегией.

2. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. – Тбилиси: Мецниереба, 1978.

4. Теучеж Ц.А. Стихотворения и поэмы: в 2-х кн. – Майкоп. Адыгейское республиканское книжное издательство, 2005.

Хуако, Ф.Н. Писатель, литературовед, переводчик (к 100-летию со дня рождения Дм.Костанова): [Текст] / Ф.Н.Хуако // Лит. Адыгея. – 2012. – № 2. – С. 142-144.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Почему молодежь любила захаживать к Карбечу?

а) в ауле Карбеч считался лучшим знатоком сказок;

б) Карбеч прославился как лучший коневод;

в) Карбеч был родовитым и богатым князем в ауле.

а) чтобы расхвалить Карбеча;

б) узнать секреты коневодства;

в) легче всего удавалось расшевелить старика, когда речь заходила о прошлом.

За какие заслуги цари награждали князей?

а) за преданность и службу;

б) за высокие показатели при обработке аульских земель;

в) за боевые заслуги.

В чем выражалась эта награда?

а) дар земельных участков;

б) награждение медалью;

в) повышение по службе.

Кто собирался в кунацкой князя?

а) аульская молодежь;

б) представители царской власти;

в) княжеские подпевалы, питавшиеся объедками с его стола.

а) работа на пополнение царской казны;

б) совместная работа, объединение тягла и орудий для совместной обработки земли;

в) самостоятельная работа крестьянина на своем земельном участке.

Ту получил фамилию Пшипиев. Какую фамилию он носил до событий, описанных в тексте?

Для чего Карбеч рассказал историю о князе и Ту?

а) позабавить молодежь;

б) чтобы опровергнуть утверждения людей о доброте и человечности князей и орков;

в) рассказать о традициях гостеприимства адыгов.

Индивидуальный вопрос на развитие речи. Форма ответа - устная или письменная (на усмотрение учащегося). Ответ должен быть развернутым с выводами . (При формулировке ответа допускаются ссылки на выдержки из текста.)

Варианты индивидуальных вопросов

Дайте характеристику князю (его характер, поступки, образ жизни).

Что такое Кут? Что о нем известно читателю?

Почему князь заявил права на Кут? Как отнёсся к этому Ту и те, кто были с ним?

Опишите поведение князя в кунацкой (его внешнее и внутреннее состояние).

Почему князь боялся встречи с Ту? Каким был результат этой встречи?

Вопрос: После заключительных слов Карбеча относительно этих слов, с ним никто не стал спорить. Почему?

Прочитайте отрывок из текста:

«… Теперь кажется удивительным, как все это сносили люди! Не знаю, почему они, собравшись гуртом, не избили его! Им, видно, это в голову не приходило, и они терпеливо вели беседу, часами выстаивая на ногах. В кунацкой собралось много княжеских подпевал, питавшихся объедками с его стола. Подлые и хитрые были эти люди. Правда, некоторые из них обладали даром слагать песни, но и песни их были продажны.

Вопрос: Чем рассказы Большой бороды нравились князю? Почему подобных гостей предпочитал видеть у себя князь?

Прочитайте отрывок из текста:

«…— Этот парень, видно, хорошо знает вашу храбрость,— улыбнулся князь.— Вернитесь сейчас же к нему! Скажите, что я зову его, приведите ко мне. Идите!

Вопрос: По данному отрывку проанализируйте, как это характеризует князя?

Прочитайте отрывок из текста:

«…Резко повернувшись, князь вышел. Люди устремились за ним.

У коновязи стояло несколько оседланных лошадей одинаковой вороной масти. Как только князь показался во дворе, два молодых орка вывели из конюшни светло-серого коня с блестящей на солнце шерстью, маленькой сухой головой, нетерпеливо переступавшего тонкими ногами, с круглыми маленькими копытами, похожими на рюмки.

Князь, даже не взглянул на коня, направился к воротам, будто собирался в дорогу пешком, и вдруг остановился. Орки подвели к нему коня, бережно поддерживая стремена в ожидании князя. Князь, не спеша, взялся за луки седла и, не глядя, вставил ногу в стремя - да чего ему было глядеть, когда парень ловко, привычным движением надел стремя на носок? С неожиданной легкостью князь оторвал свое крупное тело от земли, на лету подвернул под себя полу черкески и уселся в седло. Вслед за ним сели на коней и орки.

Вопрос: О каком орке идет речь? Какую роль играл он в жизни князя?

Прочитайте отрывок из текста:

«… Тык опомнился, выхватил револьвер и побежал к реке.

— За ним! — крикнул он остальным. Следом пустились еще трое орков, но пока они достигли берега, Ту переплыл реку и скрылся в лесу.

Читайте также: