Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях

Обновлено: 12.06.2024

  • не чувствуют, что они состоятельны в деятельности учения,
  • не чувствуют себя нужными — не состоятельны в совместной деятельности,
  • не уверены в себе, когда общаются со сверстниками.

Наш первый шаг — помочь им осознать себя состоятельными в деятельности учения — ведущей деятельности школьников.

Стратегии педагогического воздействия, которые помогают ученикам чувствовать себя состоятельными в учении, могут быть сгруппированы следующим образом:

Первые три техники уместны и эффективны именно в работе с детьми, избегающими неудачи, последние - универсальны, их можно использовать в работе со всеми, поскольку абсолютно все дети нуждаются в поддержке как мотивирующей к учебе силе.

Стратегия 1. Изменение методов объяснений учебного материала

Использование осязаемого материала.Еще в 1930-е годы Мария Монтессори обратила внимание на тот факт, что неуспеваю щие дети отличаются от своих успешных сверстников именно тем, что не усваивают абстрактный материал. Однако их можно научить, если тот материал, на котором учат, удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Привлекательность.Детям нравятся яркие, цветные и интересные материалы.
  2. Понятность.Детям хочется иметь дело с материалами, которые как бы сами подсказывают им, как ими пользоваться.
  3. Самоконтроль. Дети осознают, что ошибки — простительное и нормальное явление при обучении новому, если материал позволяет только им одним знать, сколько ошибок они сделали.
  4. Возможность повторного использования.Дети обучаются практическим навыкам, пока не достигнут мастерства. И затем тот же материал может быть использован опять, чтобы дети испытали радость от безошибочного и легкого выполнения.

Принципы отбора учебного материала М. Монтессори актуальны и сегодня. Особенно если они воплощены вкомпьютерных программах. Конечно, компьютерные программы не позволяют пощупать материал, но они привлекательны, понятны, позволяют осуществить самоконтроль и повторно использовать навык. Поэтому ученики, которые не хотят даже взять в руки ручку в классе, могут часами сидеть за компьютером и учиться базовым навыкам.

Введение дополнительных методов обучения. Для этого:

Стратегия 2. Коррекция требований — обучение в один момент времени только чему-то одному


Учеников, боящихся неудачи, очень легко испугать, подавив, например, количеством нового материала или его сложностью. Учите их маленькими шажками, используя максимально развернутые алгоритмы, позволяющие совершать действия предельно простые, зато безошибочно. Ребенок должен получать обратную связь по поводу каждого своего шага. Любой, даже маленький, успех должен быть заметен, а каждая маленькая ошибка должна с легкостью исправляться, тогда безошибочным будет и конечный результат.

В отечественной педагогической психологии есть направление исследований, отвечающих указанным требованиям. Это теория поэтапного формирования умственных действий, созданная П.Я. Гальпериным, Н.Ф. Талызиной и их учениками. Конкретные формирующие методики для детей разного возраста, пожалуй, только сегодня могут быть оценены по достоинству. Среди наиболее известных — методики обучения внимательному письму, классификации и другим элементарным логическим приемам, понятиям меры и числа, запоминанию стихотворений, опознанию зрительных объектов по существенным признакам и др.

Стратегия 3. Обучение детей умению позитивно рассказывать о себе и о том, что они делают

Просите его повторять это перед сложным заданием или когда вы видите признаки подступающей неуверенности. Положите карточку с текстом заклинания ему на парту вместе с карточкой-заданием.

Стратегия 4. Формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлением

Стратегия 6. Концентрация внимания учеников на прошлых успехах


  • Рассказывайте о возможных, типичных ошибках.
  • Показывайте ценность ошибки как попытки выполнить задание. (Отрицательный результат — тоже результат.)
  • Минимизируйте последствия от сделанных ошибок.

Каждый ученик имеет в своем опыте переживание успеха, хотя оно может быть зарыто где-то очень глубоко. Найти такие примеры переживания успеха у учеников, страшащихся неудачи, очень важно. Это воспоминание может стать фундаментом для новых достижений. Используйте такие приемы, как:

  • Анализ прошлого успеха.
  • Повторение и закрепление прошлого успеха.

Стратегия 5. Формирование веры в успех

Помогайте ученикам поверить в успех. Они должны поверить, что способны не только решить задачу по предмету, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень. Для этого используйте такие приемы:

  • Замечайте любые улучшения.
  • Объявляйте о любом вкладе ученика в общую деятельность
  • Раскрывайте ученикам их сильные стороны.
  • Демонстрируйте веру в учеников.
  • Признавайте трудность ваших заданий.

Подробнее об этом — в следующей главе.

Таблица 7. Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи

Нажмите, чтобы узнать подробности

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ

Причины демонстрации несостоятельности: постоянная критика в адрес ребенка; авторитарность семьи; частые сравнения с лучшим; пренебрежение со стороны окружающих; психологическая травма, физическая или сексуальная.

Рекомендации:

Полностью прекратить критиковать ребенка. Если не удастся избежать критики, то на одно критическое замечание похвалите ребенка не менее 10 раз в течение 8 часов (данные специалистов НЛП).

Для таких детей очень важно дробить задания на мелкие части, чтобы они могли выполнить их успешно. Ребенку, чтобы почувствовать себя успешным, необходимо приобрести опыт.

С таким ребенком важно работать пошагово: сначала показать ему, как выполнять задание, потом сделать вместе с ним, а в конце предложить выполнить задание самостоятельно. Не забывайте, что задания для самостоятельного выполнения , особенно вначале, должны быть небольшими.

Постоянно и бесконечно поддерживать, подбадривать и ободрять ребенка. Это требует большого самоконтроля от взрослого.

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний ребенок получает аплодисменты всей группы. Эта игра — одна из самых любимых практически во всех возрастных группах.

Инструкция: Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем своим телом, душой, как приятное волнение. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты звучат сначала тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Игра проходит так. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает. Он подходит к кому-нибудь из ребят и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего ребенка, который тоже получает их аплодисменты, — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче.

Цель: уменьшить количество негативных мыс лей, ослабить эмоциональное напряжение, способствовать поиску эффективных решений в сложных ситуациях.

Ведущий объединяет участников в группы. За ограниченное время участникам необходимо изменить предложенные негативные записи на карточках на позитивные. Презентация наработанного в группах.

Материал для обсуждения

Негативные мысли, которые углубляют стресс

Положительные мысли, которые помогают сохранить самоконтроль

Упражнение "Ладошка"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми, возможности выражать позитивные эмоции.

Каждый обводит на листе бумаги контур ладони.

В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится в себе самом.

Затем лист передают соседу справа, он в течение 30 секунд пишет на листе (снаружи ладони), что-то, что нравится в человеке, хозяине ладони. Так через весь круг.

Хозяину лист возвращается в перевернутом виде.

Упражнение “Подари камешек” (цветочек, сердечко и т.д.)

Цель: повышение самооценки ребенка.

Ведущий предлагает детям взять из коробки по одному или по два разноцветных камешка и подарить их тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе камешки, потому что ты самый…(сказать о том, что тебе нравится в этом человеке).

Тем детям, которым никто не подарит камешек, это нужно сделать ведущему, который обязательно отмечает лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.



Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать, начиная с самого раннего детства. Ребенок в большей степени подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, порождающих неудачу, эмоционально неустойчив и психологически не готов к преодолению трудностей, поэтому крайне важно научить его безболезненно переживать неудачи, а для этого необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями. Как научить ребенка переживать неудачи не причинив ему вреда, вы узнаете из этой статьи.

Вопрос обучения ребенка преодолению собственных неудач сегодня стоит как нельзя остро. В современном мире нужно уметь преодолевать трудности, двигаться вперед для достижения цели, поэтому работу с ребенком следует начинать с формирования мотивации и развития его личностных качеств.

Неудачи ребенка, как правило, связаны либо с его личными убеждениями, что свидетельствует о заниженной самооценке и мотивации, либо с влиянием внешних факторов: гиперопека родителей, непринятие в коллективе сверстников.

С поступлением ребенка в школу к уже существующим факторам возникновения неудачи добавляется новый — оценочный. Плохая отметка способна вызвать негативные эмоции, истерику, отвержение, протест. Учителю следует учитывать этот нюанс при оценке способностей ученика.

Не следует забывать и о том, что смена деятельности с игровой на учебную — своеобразный мини-стресс для ребенка. Грамотно выстроенная работа учителя — это половина успеха.

Значительная роль в обучении школьника преодолению ситуации неудачи отводится родителям. Без плодотворного сотрудничества родителей, учителя и психолога все усилия будут напрасны.

Распределение ролей

Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.

Родители

В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.

Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым.

Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.

Учитель

Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.

Школьный психолог

Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.

На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей. С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам. Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.

Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата.

В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:

  • Родительские гостиные;
  • Творческие мастерские;
  • Диалог поколений и другие.

На что стоит обратить внимание

Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.

Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели. Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания.

Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.

Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.

Советы для родителей

Для формирования самооценки несовершеннолетнего, уверенности в своих силах и способностях к противостоянию неудачам родителям следует проявлять к ребенку:

  • доверие;
  • уважение личности и достоинства;
  • честность.

Кроме того, следует придерживаться определенных постулатов:

  • помогать только по просьбе ребенка;
  • позитивно относится к разрешению возникающих трудностей, демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере; ;
  • воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки.

Об авторе: Коростик Надежда Владимировна, г. Минск, Республика Беларусь, педагог-психолог, образование высшее.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Престижная мотивация и ситуация избегания неудачи

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и встречается реже, чем мотивация достижения. Она встречается чаще у детей с ярко выраженными лидерскими качествами. Престижная мотивация заставляет ребенка учиться лучше других, выделяться среди одноклассников, быть всегда на первых ролях. Если престижной мотивации соответствуют хорошие способности, то она будет отличным стимулом для развития ребёнка, который будет изо всех сил добиваться наилучших результатов в учебе и общественной жизни. Если у ребенка средние и низкие способности, то в условиях престижной ситуации возникают непредсказуемые реакции на ситуацию неуспеха. У таких детей развивается мотивация избегания неудачи. Учащиеся стараются избегать плохих отметок, а так же последствий их получения: недовольства учителя и наказания от родителей. К 4 классу мотивация избегания неудачи усиливается. Она сопровождается тревожностью, страхом при оценивании и придаёт учению отрицательную эмоциональную окрашенность.

Некоторые ученики так боятся повторить неудачу, что предпочитают ничего не делать. Детям кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей или своим собственным чрезмерным завышенным требованиям. Причины ориентации ученика на избегание неудач проявляются в отношении взрослых: слишком высокие требования, упор на соревнование. Учащиеся не справляются с заданиями и предпочитают оставаться в изоляции. Примером избегания неудач являются уход с урока, прогулы, откладывание на потом, незавершенность дела, ссылки на болезни.

Что же необходимо делать учителю, чтобы не возникала ситуация избегания неуспеха:

· изменить методы обучения так, чтобы ученик мог достичь успеха, создавать ситуацию успеха для каждого ученика, используя дифференцированный подход;

· создать возможность повторного изучения материала;

· для слабых учеников использовать конкретный материал, изучать каждый аспект отдельно;

· практиковать работу в парах – успевающие и отстающие ученики, устраивать консультации;

Ученики, нацеленные на избегание неудач, хотят быть значительными, достигать высоких результатов, а в каком-то деле быть непревзойденными. Их самооценка может быть катастрофически неадекватной, поэтому они нуждаются в поддержке.

К концу 4 класса у некоторых учащихся может проявляться компенсаторная мотивация. Дети пытаются найти применение своим способностям в других областях: в спорте и творчестве. Здесь необходима поддержка со стороны родителей . Так как возможность самоутвердиться в какой-то области не делает низкую успеваемость источником тяжёлых переживаний ребёнка.

- Не разговаривайте с учеником отстраненно и безразлично. Старайтесь видеть в нем собеседника, а не только ученика.
- Направляйте свою активность на то, чтобы с каждым школьником возникал психологический контакт. Узнавайте интересы ребят, вникайте в их проблемы.
- Помните, что младшему школьнику очень нужны любовь, поддержка и забота. Подросток стремится к равноправию. Юноша ждет уважения.

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Принятие
Внимание
Уважение
Одобрение
Теплые чувства

Ты хороший
Я вижу тебя
Спасибо тебе за.
Я знаю о тебе что-то замечательное
Ты мне нравишься

Я хороший
Я что-то значу
Мои усилия замечены
Я — состоятелен
Кто-то заботится обо мне

В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Х. Хекхаузен — один из основателей этой теории — отмечал, что у человека существуют по отношению к деятельности два разнонаправленных мотива: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.

УВЕРЕННОСТЬ
И НЕУВЕРЕННОСТЬ

ЗАВИСИТ
ОТ ВЗРОСЛЫХ

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
РИСУНОЧНОЙ
МЕТОДИКИ

Плюсы:
· комплексность;
· быстрота процедуры обследования ребенка и обработка результатов (10–15 мин);
· сведение к минимуму социально желаемого результата.

Минусы:
· неоднозначность выводов, для правильной интерпретации необходима практика (впрочем, как и при использовании любого другого метода);
· необходимость учета внимания, памяти, моторики и др.

Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями (см. образец А и образец Б), каждую — на 1 мин.
За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы затем уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — 14 х 14 см).

Образец А.
Образец Б.

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа, которая подробно описывается далее. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов. Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКОВ, ВЫПОЛНЕННЫХ РЕБЕНКОМ

Римскими и арабскими цифрами, а также строчными буквами обозначены категории содержательного анализа. Каждая из них описывается текстуально, и в дополнение к соответствующему тексту приводятся графические иллюстрации. Одновременно указывается, каким образом оценивается соответствующая деталь рисунка в баллах.
Стрелки, имеющиеся справа от графических иллюстративных примеров, отделяют сами рисунки от того количества баллов, которым они оцениваются.

I. ДИСКРЕТНОСТЬ — СОЕДИНЕННОСТЬ ЛИНИЙ РИСУНКА

1а. Каждая отдельная, не объединенная с другими в группу линия оценивается в +1 балл.
1б. Каждая линия, объединенная, сгруппированная с другими, получает оценку –1 балл.
Примеры:

2а. Каждая группа параллельных линий, состоящая из трех или более одиночных линий, оценивается в +1 балл.
2б. Каждая группа соединенных друг с другом или пересекающихся линий, состоящая из трех и более отдельных линий, получает оценку –1 балл.
Примеры:

Замечание. Основное отличие одиночных линий от смешанных состоит в том, что, изображая первые, ребенок вынужден для рисования каждой линии отрывать карандаш от бумаги, в то время как вторые обычно рисуются без отрыва карандаша от бумаги. Следовательно, для того чтобы решить, имеем мы дело с дискретными или соединенными линиями, необходимо посмотреть, объединены ли друг с другом концы соответствующих линий.

Так, например, рисунок типа оценивается в +1 балл, а рисунок типа в –1 балл.

3а. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что общая длина такой линии не менее чем в три раза превышает ее высоту, и при условии, что зигзаги и волны друг с другом не пересекаются, оценивается в +1 балл.
3б. Каждая зигзагообразная или волнистая линия, состоящая из двух или более зигзагов или волн, при условии, что ее общая длина равна высоте или меньше чем в три раза превышает ее, а также при условии, что зигзаги или волны пересекаются друг с другом, оценивается в –1 балл.
Примеры:

4. Каждая геометрическая или напоминающая геометрическую фигура на рисунке ребенка оценивается в +1 балл. Сюда, например, относятся круги, прямоугольники, треугольники, спирали, звезды и иные замкнутые фигуры, не содержащие в себе крестообразных или пересекающихся линий типа или .
Примеры:

5. Каждая группа, состоящая из трех или более геометрических фигур, включенных одна в другую или сгруппированных друг с другом, оценивается в +1 балл.
Примеры:

(по поводу двух кружков см. пункт 4).
6а. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных линий, имеющих в центре пустое пространство, оценивается в +1 балл.
6б. Каждая группа кольцеобразных, многократно повторенных концентрических линий, не имеющих в центре пустого пространства, оценивается в –1 балл.
Примеры:

Замечание. Этот случай необходимо отличать от случая, описанного в пункте 5, где концентрические фигуры не касаются друг друга.

7а. Каждая отдельно расположенная точка оценивается в +1 балл.
7б. Каждая увеличенная против своего естественного размера или сдвоенная точка оценивается в
–1 балл.
Примеры:

8а. Каждая группа, состоящая из трех или более отдельных точек, получает оценку +1 балл.
8б. Каждая группа, включающая в себя соединенные друг с другом точки, оценивается в –1 балл.

Общие замечания к описанной части процедуры анализа рисунков
1. Группа определяется как три или более параллельные линии, изображенные примерно одинаковым образом и расположенные на приблизительно одинаковом расстоянии друг от друга. Так, например, линии типа:

определяются как группа, и каждая из таких групп оценивается отдельно в +1 балл. Однако линии следующего типа:

II. НЕИСПОЛЬЗОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
III. ДИАГОНАЛЬНЫЕ КОНФИГУРАЦИИ

Диагональными конфигурациями называются линии (фигуры), состоящие из отрезков прямых линий, соединенных друг с другом под углом от 15° до 75° по отношению к горизонтали. В ходе анализа учитывается каждая диагональная конфигурация независимо от того, является она отдельной или соединенной с другими аналогичными фигурами.
Диагональная линия, которая является частью другой целостной фигуры, в расчет не принимается и не расценивается как диагональная конфигурация. Так, например, в фигуре:

линии AB и CD не принимаются в расчет как диагональные конфигурации, поскольку они являются составными элементами другой фигуры — параллелограмма. По той же самой причине не учитываются и отдельно не оцениваются линии AB, BC, CD и DE в следующей конфигурации:

Замечание. Выделяется и отдельно оценивается каждая диагональная конфигурация, а не каждая отдельная диагональная линия. Например: оценивается в +1 балл;
оценивается в +1 балл, также оценивается в +1 балл. Однако линия оценивается в +2 балла, так как соответствующая фигура состоит из двух отдельных конфигураций.

IV. S-ОБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Все линии, состоящие из двух изломов, при условии, что каждый из них задает как бы противоположное направление продолжения линии, принимаются в расчет и оцениваются отдельно. Так, каждая из следующих линий:

анализируется и оценивается отдельно от остальных, получая +1 балл.
В том случае, когда S-образная линия выступает как часть другой фигуры, она не подлежит отдельной оценке и рассматривается в соответствии с критериями, представленными в пунктах 1—4.
Например:

Эта фигура не оценивается в соответствии с критерием IV.

Замечание. В отличие от случая с диагональными конфигурациями каждое появление подобного рода линий расценивается отдельно.

V. МНОЖЕСТВЕННЫЕ ВОЛНООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ

Каждая линия типа

состоящая из двух или более волн, распространяющихся в одном и том же направлении, оценивается отдельно, причем все эти линии подлежат независимой оценке в +1 балл.
В том случае, когда волнообразная линия является частью другой фигуры, она не рассматривается по критерию V и о ней судят на основании критериев, представленных в разделах I—IV. Например, фигура:

не относится к случаю V.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

1. Появление каждой линии в рисунке ребенка расценивается отдельно.
2. Все линии должны оцениваться или как отдельные, или как смешанные. Кроме того, каждая из этих линий может оцениваться как диагональная, S-образная или волнистая. Таким образом, одна и та же линия одновременно может расцениваться по двум категориям или только по одной. Но ни одна из линий не может быть отнесена более чем к двум категориям, так как критерии III, IV и V являются взаимоисключающими.
Общая сумма баллов, набранная ребенком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач.
Если эта сумма, полученная путем алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребенка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребенка преобладает стремление к избеганию неудач.
В первом случае от ребенка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или ее потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причем соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребенка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

ЗАМЕЧАНИЯ ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА

Рис. 1а
Рис. 1б

1. Обе потребности достаточно сильны. В этом случае можно констатировать у ребенка конфликт мотивационных тенденций, в соответствии с одной из которых он постоянно будет стремиться к успехам, а с другой — избегать неудач. Для такого ребенка будут характерны сильные эмоциональные переживания, которые будут возникать в ситуациях, связанных и с успехами и с неудачами, а также долгое время продолжаться после них.
Типичные рисунки (см. 1а, 1б): лист полностью зарисован, но много лишних деталей. Рисунки импульсивных, эмоциональных детей, как правило, крупные, больше образца, штриховка небрежная, размашистая, заходящая за контуры деталей. Нажим неравномерный, но чаще сильный.

Рис. 2а
Рис. 2б
Рис. 3а
Рис. 3б

Типичные рисунки (см. 4а, 4б): рисунок тревожного, неуверенного в себе ребенка. Деталей мало, все они мелкие, сосредоточены в какой-либо одной части листа (только внизу, или только вверху, или сбоку). Много свободного места. Такие дети любят пользоваться ластиком, обводить линии несколько раз. Штриховка обычно тщательная, иногда до полного закрашивания.
Типичные сочетания личностных качеств ребенка в зависимости от направленности мотивации представлены в таблице.

Рис. 4а
Рис. 4б

ПРИМЕЧАНИЕ
Эти рекомендации по оцениванию нельзя понимать буквально, ведь личностные качества детей могут сочетаться. Например, импульсивные дети могут быть тревожными, а безразличные часто скрывают за этим неуверенность.

Читайте также: