Коррекционные возможности режимных моментов в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Щетинина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Детский сад № 6 "Автошка" города Димитровграда Ульяновской области"
Населённый пункт: город Димитровград
Наименование материала: статья
Тема: Тема "Использование режимных моментов для закрепления и дальнейшего развития речевых навыков и умений у детей с ТНР"
Раздел: дошкольное образование

Щетинина Тамара Николаевна- воспитатель

высшей квалификационной категории

города Димитровграда Ульяновской области

Тема «Использование режимных моментов для закрепления и дальнейшего развития речевых

Режимные моменты (подготовка к приему пищи, одевание на физкультурные занятия,

прогулку, подготовка к занятиям, дежурство по столовой, в экологическом уголке, прогулки,

труд на участке и т.д.)и по значению и во временном плане занимают большое место в жизни

дошкольников, посещающих детский сад.

Организованной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе

отводится всего шестая часть времени, в течение которого ребенок пребывает в детском

Использование режимных моментов для воспитания внутренних потребностей

детей в общении и для закрепления и дальнейшего развития речевых и неречевых навыков и

умений полученных детьми на коррекционном обучении и организованной непосредственно

В коррекционных мероприятиях в процессе режимных моментов могут участвовать

разные сотрудники детского сада, поэтому нужно осуществлять специальную подготовку в

Режимные моменты нужно насыщать целенаправленным общением детей между собой,

а так же общением между детьми и персоналом. И поскольку следует использовать не только

коррекционный материал, который в данный период прорабатывался логопедом, но и тот,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Особенности коррекции речевых нарушений специалистами ДОУ.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Ребёнок 6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и будут препятствовать гармоничному развитию личности.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

· недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений;

· слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная, бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы;

· недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов);

· бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль;

· снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет развитие и коррекцию всех сторон речи на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Но очень важно, чтобы речевое развитие не сводилось только к специализированным занятиям. Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков - должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Для этого в деятельности педагогов ДОУ должны быть учтены и реализованы следующие задачи:

· развитие общей и мелкой моторки, координации движений;

· развитие мимики, самомассаж лица;

· развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности;

· развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание), воздушной струи;

· развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного и звуко-слогового анализа;

· развитие речевого внимания и речеслуховой памяти;

· обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова;

· развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)

БЛОГ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП, РОДИТЕЛЕЙ.

четверг, 17 ноября 2011 г.

Коррекционные возможности режимных моментов

Руководство коррекционной работой по формированию правильной речи у дошкольников осуществляется учителем-логопедом. Основной этап взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей предполагает динамическое наблюдение и контроль состояния речи детей, осуществление коррекционно-педагогической работы, раннее определение неблагоприятных факторов, препятствующих коррекционному воздействию. Коррекционно-развивающее направление предусматривает преодоление речевых нарушений и включает: работу по практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка; развитие связной речи.

В течение всего дня педагог обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах:

- вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? – Я мою руки.;

- выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;

- заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки;

Необходимо оречевление ваших действий, которые вы и дети выполняют. Во время проведения режимных моментов, т.е. во время одевания и еды, педагог многократно проговаривает названия предметов (шуба, шапка, ложка, чашка . ), произнося диалог - образец, в процессе которого педагог спрашивает и сам отвечает. Названия предметов произносятся медленно и четко. Например: Что мы достали? Шубу. Что это такое? Шуба. Что сейчас мы надели? Шубу. Такие прямые инструкции как "Скажи", "Повтори!" не используются. Больше читаем вслух, рассказываем и показываем.

Таким образом, в работе педагога в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь. Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога, составления простых предложений и, в итоге, короткого рассказа.

• создание воображаемых ситуаций через имитацию речевых и неречевых звуков в процессе подражания животным и копирования действий взрослого;

• совместное обсуждение с учителем-логопедом темы ближайших занятий с учётом уровня речевого развития детей;

• приёмы по формированию умения вслушиваться в речь, понимать её содержание. Развитие восприятия речи осуществляется во все режимные моменты; в процессе наблюдения, экскурсий.

Закрепление усвоенных речевых умений у детей с тяжёлыми нарушениями речи вне занятий проводится педагогом во время режимных моментов: одевание после сна на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание или мытьё рук перед каждым приёмом пищи, во время наблюдений в уголке природы и на прогулке, игр и т. д. Во всех ситуациях разговор с детьми организуется по вопросам воспитателя с учётом этапа обучения и индивидуальных особенностей детей. Например, когда дети умываются, педагог говорит о том, что они моют (лицо, шею, уши, руки), чем моют (водой, мылом, щёткой), какое мыло (душистое, белое, розовое, туалетное), чем вытираются (полотенцем белым, чистым, с полосками…).

В процессе игры педагог развивает умение взаимодействовать со сверстниками, учит подчинять или ограничивать свои желания в соответствии с правилами игры, осуществлять самоконтроль за своей речью и действиями.

У детей с ТНР встречаются как трудности с ответами, так и ошибочные ответы. В этих случаях педагог не делает замечания, которые вызывают негативную реакцию. Возможны такие варианты исправления ошибок, как:

Одним из условий повышения качества коррекционно-педагогической работы является заинтересованность педагога в её результатах, желание и постоянная готовность оказать помощь ребёнку. Дети с ТНР очень чувствительны не только к содержанию обращенной речи педагога, но и к её интонационному оформлению. Речь педагога должна быть спокойной, без раздражения, нормального темпа, с соблюдением пауз между вопросом, заданным ребёнку, и его ответом.

Речь — великий дар природы, который позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень мало времени: ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи и закладывается фундамент для письменных форм речи. Ребёнок 5-6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен, т. к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям при обучении в школе, трудностям в общении, снижению самооценки и препятствуют гармоничному развитию личности. Уровень развития речи детей сегодня можно признать, как неудовлетворительный. ПРИЧИНЫ: психосоматические (недоразвитие высших психических функций) и социальные.

Речевое развитие находится под контролем педагогов ДОУ, но оно не должно сводиться к специализированным занятиям. Цель: развитие речи и коррекция ее недостатков, должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Основным условием для правильного речевого развития детей является создание единого речевого пространства:

  • окружение детей правильной и богатой речью взрослых
  • создание предметно-развивающей среды
  • организация системы активизации речи детей (создание речевых ситуаций).

2. Речь является средством познания мира.

Успешная работа по развитию речи во многом зависит от усилий логопеда, но деятельность воспитателей и других специалистов в этом направлении не менее важна.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

  • недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  • слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы.
  • нарушения звукопроизношения
  • недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов)
  • бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль.
  • снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Для решения данных проблем все педагоги ДОУ должны ставить и реализовывать в своей деятельности следующие задачи:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Работа по развитию речи

Создание активной речевой ситуации

Автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда), речевые игры (звукоподражание, развитие лексико-грамматического строя речи, звукоразличение и др.)

Развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук, упражнения на отработку воздушной струи, ознакомление с малыми формами художественного слова (потешки, пословицы, поговорки, стихотворения)

Перед приемом пищи

Артикуляционная гимнастика, элементы логоритмики

Развитие связной речи

Развитие речевого внимания, ознакомление с худ. словом.

Развитие общей и мелкой моторики, самомассаж лица и кистей рук, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами художественного слова

Читайте также: