Контроль успеваемости учащихся в школе

Обновлено: 05.07.2024

В последнее время в дополнительном образовании детей уделяется особое внимание результативности обучения. Результативность – это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач, которые поставлены в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (далее образовательная программа) педагога.

Осуществление процессов обучения требует оценки, анализа и учёта результатов этих процессов, что обеспечивает текущий контроль успеваемости и аттестация учащихся.

Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения образовательной программы.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение всего учебного периода в целях:

- оценки усвоения учащимися пройденного материала;

- проведения учащимся самооценки, оценки их работы педагогом с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогом дополнительного образования самостоятельно и отражаются в учебном плане образовательной программы.

Аттестация учащихся – это оценка уровня и качества освоения учащимися образовательной программы в конкретной предметной деятельности. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация, когда проверяется уровень усвоения программы, изученной за определенный год обучения, или итоговая аттестация, если этот год является последним годом обучения и проверяется знание всей образовательной программы в целом.

Цель аттестации – выявление промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.

- определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде деятельности;

- соотнесение прогнозируемых и реальных результатов;

- анализ полноты реализации образовательной программы данного объединения;

- выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы, необходимость внесения корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.

В ходе промежуточной аттестации осуществляется оценка уровня достижений учащихся, заявленных в образовательной программе по итогам очередного учебного года.

В соответствии с Положением об аттестации учащихся учреждения дополнительного образования промежуточная аттестация проводится в форме педагогической диагностики знаний, умений, навыков учащихся по уровням (высокому, среднему и низкому).

В ходе итоговой аттестации осуществляется оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы по завершении всего образовательного курса этой программы в целом.

Согласно Положения об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования, итоговая аттестация проводится в форме зачета, защиты творческого проекта или другой формы определения усвоения образовательной программы с учетом профиля объединения и с присвоением соответствующей оценки: отлично, хорошо, удовлетворительно (что соответствует высокому, среднему и низкому уровню соответственно).

Показатели (оцениваемые параметры).

Критерии (критерий - мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы образовательной программой.

(параметры результативности

образовательного процесса)

1.Опыт освоения воспитанниками

теоретической информации (теоретические знания по разделам учебного плана образовательной программы, владение специальной терминологией)

Соответствие теоретических знаний программным требованиям.

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии.

2.Опыт практической деятельности:

освоение способов деятельности, умений и навыков (практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, навыки соблюдения правил безопасности)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям.

Соответствие приобретенных навыков по овладению специальным оборудованием и техникой безопасности программным требованиям.

В образовательной программе должны быть прописаны формы аттестации/контроля и формы оценки результатов учащихся.

Существующие в настоящий момент нормативные документы предоставляют возможность педагогу использовать любые формы аттестации/контроля учащихся, какие он сочтет нужным, но с учётом возраста учащихся, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся. Это могут быть, в зависимости от предмета изучения:

собеседование; игра-испытание; коллективный анализ работ; самоанализ; анкетирование; олимпиада; самостоятельная работа; опрос; презентация творческих работ; демонстрация моделей; выставка; тестирование; викторина; беседа; зачёт; игра; контрольное упражнение; анализ продуктов деятельности; защита реферата, проекта, творческой работы; диагностическая игра; конкурс; анкетирование; выполнение нормативов; отчетные выставки; вернисажи; открытые уроки; отчетные концерты; концертное прослушивание; фестиваль; конференция; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов; экзамен, и другие, предусмотренные образовательной программой.

Инструментом обеспечения объективного анализа достижения образовательного результата служит пакет диагностических методик. Этот пакет является необходимой составляющей методического обеспечения образовательной программы. Самостоятельное проектирование такого пакета обусловлено отсутствием стандартов дополнительного образования, что в свою очередь, определяется большой вариативностью содержания образовательных программ.

Педагог на основании избранных им форм проведения аттестации должен сделать соответствующие разработки. Аттестационная процедура может проходить в любой форме (мероприятие, занятие и т.п.), однако необходимо разработать план ее проведения. То есть, если, например, аттестация проходит в виде тестирования, то составляются тесты; если в форме открытого занятия, то необходим как можно более подробный конспект, где будет обозначена последовательность выполнения заданий, их продолжительность, перерывы и т.д.; если в виде концерта или спектакля, то составляется сценарий их проведения; если это зачёт, то педагог приводит перечень контрольных вопросов (по темам, в которых в учебном плане отведены теоретические часы) и контрольных заданий (по темам, в которых отведены часы практики).

У каждого педагога дополнительного образования должны быть документы, подтверждающие результат (оценку степени и уровня) освоения образовательной программы.

Результаты текущего контроля успеваемости учащихся могут быть представлены в виде таблиц, диаграмм, экранов, дневников, портфолио воспитанников и т.д. То есть, должно быть документальное подтверждение результатов педагогической деятельности.

Результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностические карты. Диагностические карты разрабатываются самими педагогами с учётом критериев и форм проведения аттестации (образцы прилагаются).

Результаты итоговой аттестации учащихся фиксируются в протоколе, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации учреждения.

Протоколы аттестации см. в Положении об итоговой аттестации и выдаче свидетельств об окончании полного курса обучения в учреждении дополнительного образования.

Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотноше­ние между фактически усвоенными знаниями, умениями и об­щим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвое­ния. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисля­ется из соотношения;

где О — оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф — фактический объем усвоенных знаний, умений, П — пол­ный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видим, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100% — полное усвоение информации и 0% — полное отсутст­вие такового.

Для определения оценки по этому критерию необходимо научиться измерять объемы усвоенной и предложенной инфор­мации. Эта задача решена на уровне удобной практической технологии.

Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, по­ложительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успе­хам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повы­шения ее диагностической значимости и объективности.

Важнейшими принципами диагностирования и контроли­рования обученности (успеваемости) учащихся являются объ­ективность, систематичность, наглядность (гласность).Объек-

тивность заключается в научно обоснованном содержании диа­гностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диа­гностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педаго­гов, осуществляющих диагностирование.

Требованиепринципа систематичности состоит в необходи­мости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию под­вергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребы­вания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используют­ся в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливае­мый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравни­мый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обуча­емые судят об эталонах требований к ним, а также об объектив­ности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последова­тельности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как пра­вило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы опре­делить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса

предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным (реабилитаци-онным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начина­ется изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает воз­можность диагностирования усвоения обучаемыми лишь от­дельных элементов учебной программы. Главная функция те­кущей проверки — обучающая. Методы и формы такой про­верки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, кон­кретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема­тической. Параллельно с изучением нового материала учащие­ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способ­ствует упрочению знаний, но не дает возможности характери­зовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагно­стирования.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значитель­ной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование ка­чества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных час­тях курса. Главные функции периодической проверки — систе­матизация и обобщение.

Пятым звеном в организации проверки является итого­вая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завер­шении учебного года. Он не сводится к механическому выведе­нию среднеарифметического балла путем сложения получен­ных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (ка­чества) фактической обученности в соответствии с поставлен­ной на данном этапе целью.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). На­пример, расчет рентабельности птицеводства в личном фермер­ском хозяйстве потребует применения знаний, изучаемых в курсах физики, химии, математики, биологии, географии и дру­гих предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрением интегративных учебных курсов ее зна­чение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедря­ются для того, чтобы преодолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплекс­ной проверки — диагностирование качества реализации меж­предметных связей, практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяс­нять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведе­ний, почерпнутых из всех изученных предметов.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные учителя знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми.

Еще одной причиной необъективной педагогической оцен­ки является недостаточная разработанность критериев оцени­вания.

Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние школьники отдают предпоч­тение компьютерным и тестовым формам контроля с мини­мальным участием педагогов.

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимся работы. Кроме того, необходимо каждый раз объяснять учащимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Проверка - это выявление и измерение знаний, умений. Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученное™ учащегося, но и объема учебного труда последнего.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные (в оценочных суждениях), так и количественные (фиксируются в баллах или процентах) показатели работы учащихся.
Оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.
Принципы контроля:

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений
Систематичность - необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Этапы (виды) проверки знаний:

1) Предварительное выявление уровня знаний обучаемых осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с т.н. компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

2) Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Ее функция - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

3) Повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Эта проверка наиболее эффективна при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

4) Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель -диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Функции периодической проверки - систематизация и обобщение.

5) Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем).

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Необходимо объяснять учащимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность).

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение. Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса, предшествующего учебного года. Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Третьим звеном проверки знаний, умений является повторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний. Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Пятым звеном в организации проверки является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем). Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновывать ее, руководствуясь логикой и существующими критериями.

(все это из нашего учебника по педагогике)

В учебном процессе различают такие виды контроля:

1. Предупредительный — перед изучением нового материала имеет своей задачей обнаружить качество опорных учебных достижений с целью актуализации и коррекции, установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи.

2. Текущий — имеет место в процессе изучения нового материала; его задача — обнаружить уровень усвоения знаний, умений и навыков с целью их коррекции.

3. Тематический — предусматривает проверку, оценивание и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.

4. Итоговый— осуществляется в конце семестра с целью учета успеваемости за данный промежуток времени.

5. Заключительный — осуществляется в конце учебного года с целью учета успеваемости каждого ученика за год. Важным видом контроля есть зачет или экзамен.

Основные функции контроля результатов успеваемости:

1. Образовательная — состоит в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью учеников, изучает результаты этой деятельности и изменяет ее.

2. Диагностическая — суть ее в том, что учитель выясняет причины успехов и неудач в учебных

достижениях учеников и определяет меры по повышению качества обучения, предотвращения и устранения недостатков.

3. Воспитательная — состоит в том, что систематический контроль и оценивание успеваемости оказывают содействие воспитанию у учеников дисциплины, старательности в работе, трудолюбия, чувства ответственности, обязательности, привлечению учеников к взаимоконтролю, оказывают содействие формированию в них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения.

4. Развивающая — обоснование учителями оценки, самооценки и взаимооценки оказывают содействие развитию у учеников логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и систематизировать. В процессе контроля развивается память, совершенствуется умственная деятельность, речь.

5. Стимулирующая — суть ее в том, что правильно обоснованная и справедливая оценка успеваемости учеников является важным стимулом в учебной работе, который переходит в стойкий мотив ответственности.

Все эти функции взаимосвязанные и имеют комплексный характер.

Главные из требований:

1. Индивидуальный характер проверки — необходимо проверять учебные достижения каждого ученика. Во время проверки надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: темперамент, характер, способности, особенности психологических функций.

2. Системность проверки успеваемости.

3. Тематическая направленность проверки

4. Дифференцированный контроль успеваемости — ученики работают неодинаково, по-разному относятся к выполнению учебных задач, проявляют больше или меньше настойчивости в работе, имеют неодинаковые способности.

5. Объективность и обоснованность. Надо, чтобы ученики видели справедливость и доброжелательность учителя.

6. Требовательность учителя — обязательное условие качества знаний. Либерализм учителя часто наносит большой ущерб.

7. Единство требований — во всех учебных заведениях успеваемость учеников оценивают на основе единых требований, установленных Министерством образования.

Актуальность этого вопроса для родителей, имеющих детей школьного возраста, не вызывает сомнений. Воспитание полноценной и развитой личности - задача не только педагогов. Основным моментом здесь является контроль успеваемости учащихся со стороны родителей.

Современный напряженный график жизни диктует свои правила. Процент семейных пар, где работают оба супруга, чрезвычайно высок и, зачастую, на остальную часть жизни, вне работы, остается не так много времени. Пара, решившаяся на такой важный и ответственный шаг, как рождение ребенка, берет на себя ответственность и за его воспитание.

Контроль успеваемости учащихся - забота родителей

Домашний контроль успеваемости и поведения малыша в школе – один из самых значимых факторов в процессе его воспитания. Нельзя перекладывать всю ответственность на плечи педагогов, поскольку не только они формируют интересы и мировоззрение ребенка.

Для осуществления полноценного контроля необходимо соблюдать основные требования, которые учебные заведения на сегодняшний день предъявляют родителям.

Роль родителей в улучшении успеваемости детей

1. Всегда посещайте родительские собрания.

Не стесняйтесь поговорить с учителем об успеваемости, задавайте любые интересующие вас вопросы. Совместно с опытными педагогами найти оптимальное решение не составит труда.

2. Поддерживайте связь с классным руководителем.

Попросите номер домашнего или мобильного телефона. Таким образом, вы сможете предупреждать о причине отсутствия ребенка в школе или узнавать интересующую вас информацию.

Как повысить успеваемость ребенка в школе?

3. Используйте современные ресурсы.

Например, зарегистрируйтесь на популярных сайтах (ВКонтакте или ТикТок), чтобы узнать об окружении и друзьях своего ребенка.

Все школы имеют свои собственные странички или сайты в интернете, а учителя активно используют мессенджеры. Это возможность узнать оценки ребенка, пообщаться с преподавателями, уточнить проведение разнообразных школьных мероприятий, а также посмотреть выставленные работы своего ребенка или других учащихся.

Кроме того, не следует забывать регулярно заглядывать в электронный дневник, существенно упрощающий процесс осуществления контроля успеваемости учащихся.

4. Своевременно оказывайте помощь ребенку.

Проверяйте выполнение домашнего задания, наличие необходимых тетрадей и учебников в портфеле, что особенно важно для обучающихся начальной школы.

низкая успеваемость в школе

5. Интересуйтесь школьной жизнью.

Ежедневно интересуйтесь тем, как ребенок провел свой день в школе, какие моменты ему особенно понравились, и что его тревожит.

Создайте дружескую атмосферу, чтобы у него не было от вас секретов, в противном случае, если вы будете сильно давить или даже повышать голос, ребенок просто замкнется в себе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка получает получить представление об организации систематического и дидактически правильного контроля за успеваемостью на уроках.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ЗА УСПЕВАЕМОСТЬЮ

Основные понятия:

Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Проверка - это выявление и измерение знаний, умений.

Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученное учащегося, но и объема учебного труда последнего.

Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

Основой для оценивания успеваемости учащегося являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные (в оценочных суждениях), так и количественные (фиксируются в баллах или процентах) показатели работы учащихся.

Оценка это не число, получаемое в результате измерений и вычислений, а приписанное оценочному суждению значение. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка - единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у школьников создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам.

Принципы контроля:

Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений

Систематичность - необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь.

Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер.

Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок.

1. Основные функции контроля за учебной деятельностью:

1. Образовательная — состоит в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью учеников, изучает результаты этой деятельности и изменяет ее.

2. Диагностическая — суть ее в том, что учитель выясняет причины успехов и неудач в учебных достижениях учеников и определяет меры по повышению качества обучения, предотвращения и устранения недостатков.

3.Воспитательная — состоит в том, что систематический контроль и оценивание успеваемости оказывают содействие воспитанию у учеников дисциплины, старательности в работе, трудолюбия, чувства ответственности, обязательности, привлечению учеников к взаимоконтролю, оказывают содействие формированию в них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения.

4. Развивающая — обоснование учителями оценки, самооценки и взаимооценки оказывают содействие развитию у учеников логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и систематизировать. В процессе контроля развивается память, совершенствуется умственная деятельность, речь.

5. Стимулирующая — суть ее в том, что правильно обоснованная и справедливая оценка успеваемости учеников является важным стимулом в учебной работе, который переходит в стойкий мотив ответственности.

Все эти функции взаимосвязанные и имеют комплексный характер.

2. Педагогические требования к организации контроля:

Учитель должен сознательно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учащимися работы. Необходимо объяснять учащимся, какая, почему и за что выставляется оценка.

Продуктивность обучения зависит от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования.

1. Индивидуальный характер проверки — необходимо проверять учебные достижения каждого ученика. Во время проверки надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: темперамент, характер, способности, особенности психологических функций.

2. Системность проверки успеваемости.

3. Тематическая направленность проверки

4. Дифференцированный контроль успеваемости — ученики работают неодинаково, по-разному относятся к выполнению учебных задач, проявляют больше или меньше настойчивости в работе, имеют неодинаковые способности.

5. Объективность и обоснованность. Надо, чтобы ученики видели справедливость и доброжелательность учителя.

6. Требовательность учителя — обязательное условие качества знаний. Либерализм учителя часто наносит большой ущерб.

7. Единство требований — во всех учебных заведениях успеваемость учеников оценивают на основе единых требований, установленных Министерством образования.

3. Виды контроля и формы его организации:

1) Предварительное выявление уровня знаний обучаемых осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с т.н. компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

2) Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Ее функция - обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

3) Повторная проверка, как и текущая, должна быть тематической. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Эта проверка наиболее эффективна при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

4) Периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель - диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Функции периодической проверки - систематизация и обобщение.

5) Итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости проводится в конце каждой четверти и по завершении учебного года.

6) Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания, умения для решения практических задач (проблем).

Еше. В учебном процессе различают такие виды контроля:

1. Предупредительный — перед изучением нового материала имеет своей задачей обнаружить качество опорных учебных достижений с целью актуализации и коррекции, установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи.

2. Текущий — имеет место в процессе изучения нового материала; его задача — обнаружить уровень усвоения знаний, умений и навыков с целью их коррекции.

3. Тематический — предусматривает проверку, оценивание и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.

4. Итоговый— осуществляется в конце семестра с целью учета успеваемости за данный промежуток времени.

5. Заключительный — осуществляется в конце учебного года с целью учета успеваемости каждого ученика за год.Важным видом контроля есть зачет или экзамен.

4. Методы контроля обучения:

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы:

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся.

Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащихся вызывают к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задают при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п.

Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, карточек и т.п.

Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений. Они используются и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы; если у ученика речевые дефекты (плохо говорит) или стесняется отвечать публично.

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы. На уроках математики проводят измерительные работы, на других уроках проверяют умения пользоваться приборами, такими, например, как амперметр, вольтметр, микрометр и др.

Ээтот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или сформированность двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности использования контролирующих устройств, применяемых в школе, велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности, из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля. Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или уплотненного контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

Его сущность заключается в том, что к доске для ответа вызывают сразу нескольких учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу у классной доски, часть - выполняют письменные задания по карточкам, а остальные - в опросе. Достоинства этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки нескольких учащихся за небольшой промежуток времени; применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

Выбор методов учителем:

Между различными методами существуют органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

В практической деятельности учитель, выбирая методы педагогической деятельности, обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, учитель сам решает, какие методы взять себе на вооружение. Будет ли это показ трудового умения, положительный пример или упражнение, зависит от многих факторов и условий, и в каждом из них педагог отдает предпочтение тому методу, который считает наиболее приемлемым в данной ситуации.

Метод сам по себе не может быть ни хорош, ни плох. В основу педагогического процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы педагогической деятельности, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащихся. Будучи очень гибким и тонким инструментом прикосновения к личности, метод педагогической деятельности вместе с тем всегда обращен к коллективу, используется с учетом его динамики, зрелости, организованности. Скажем, на известном уровне его развития наиболее продуктивным способом педагогического воздействия является решительное, неукоснительное требование, но неуместными будут лекция или диспут.

Таким образом, выбор методов педагогической деятельности не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цели и конкретные образовательно-воспитательные задачи, содержание и принципы, уровень подготовленности класса и его развитие как коллектива, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, особенности личности самого педагога.

Читайте также: