Консультирование детей и подростков по школьным проблемам

Обновлено: 05.07.2024

Консультирование подростков
по проблемам
отношений с родителями

Важность школьной психологической службы сейчас уже не подвергается сомнению. Необходимость участия психолога в учебно-воспитательном процессе была многократно доказана в психологической литературе.
Но какую роль играет школьный психолог для самого ребенка, учащегося школы? В чем специфика позиции психолога среди тех взрослых, которые окружают ученика?

ПО ЗАПРОСУ УЧЕНИКА

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Консультирование подростков по поводу их отношений с родителями имеет, на наш взгляд, ряд особенностей.

Возрастная специфика

Особенностями, влияющими на процесс консультирования, являются, с одной стороны, недостаточный уровень развития рефлексии, реакция эмансипации (по А.Е. Личко), чувство взрослости, что затрудняет осознание ситуации, мешает взглянуть на происходящее с точки зрения другого участника (родителя), а с другой — возрастающий интерес к собственному внутреннему миру, стремление разобраться в явлениях психологической природы, что способствует успешности консультативного процесса. Подростки редко бывают настроены на длительную работу, но вместе с тем проявляют искреннюю заинтересованность в самом процессе консультирования и его результатах.

Отношения консультант — клиент
Воздержаться от морализаторства
Привлечение родителей

Зачастую возникают сложности с привлечением родителей к консультативному процессу. Многие подростки категорически возражают против этого, хотя, возможно, работа с детско-родительской парой была бы гораздо более эффективной. Иногда этого не хотят и сами родители. Следовательно, консультирование становится не столько работой с отношениями между подростком и его родителями, сколько с отношением подростка к родителям, с его восприятием родителей.
Возникает вопрос: насколько необходимо настаивать на привлечении родителей к процессу консультирования? Мы полагаем, что однозначного ответа дать нельзя. В некоторых случаях на том или ином этапе (иногда достаточно быстро) возможен переход к работе с парой, но бывает и так, что такой переход невозможен.
Для нас основным (а зачастую единственным) критерием возможности такого перехода является желание самого подростка. Если подросток на предложение о встрече отвечает категорическим отказом, мы предпочитаем не настаивать, поскольку уважаем право подростка на собственное мнение. В тех же случаях, когда подобное предложение вызывает заинтересованную реакцию, мы подробно рассказываем подростку о преимуществах такой встречи и предлагаем поэкспериментировать. Но даже если переход к взаимодействию в паре не состоялся, работа с самим подростком тоже может быть весьма продуктивной.

СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ

Как же построить работу с подростком с учетом названных особенностей?

Безоценочное принятие

В этом случае психолог выражает девочке понимание и сочувствие, что способствует установлению контакта, помогает получить максимум информации.
Исключительно важно не ограничиваться этим шагом! Безусловно, сам по себе опыт принятия для подростка исключительно ценен. Но если остановиться на этом, то подросток оказывается в позиции жертвы, а психолог — в позиции утешителя. Психолог становится человеком, который всегда пожалеет и приголубит, не высказывая никаких критических замечаний.
Мы полагаем, что подобная позиция является неконструктивной как для подростка, так и для психолога. Результатом первого этапа работы, на наш взгляд, должно стать формирование доверительных отношений между консультантом и подростком, причем отношений делового, рабочего характера. Для того чтобы избежать превращения консультирования в сплошные утешения и выражение сочувствия, необходим переход к следующему этапу.

Формулирование представлений
о возможном результате работы
с психологом

ПРИМЕР

Женя, 14 лет, обратился к психологу со следующей проблемой: родители ограничивают время его прогулок, требуют, чтобы он возвращался домой слишком рано, по мнению Жени.

Психолог. Итак, родители не дают тебе гулять столько, сколько ты хочешь.
Женя. Ну да. Все время заставляют рано возвращаться!
П. Жень, а как бы тебе хотелось, чтобы они относились к твоим прогулкам?
Ж. Ну. А чтобы вообще не спрашивали, куда я пошел и когда вернусь! Пусть сколько хочу, столько и гуляю!
П.
(с легкой иронией). Действительно, какая разница, где ты гуляешь и когда придешь! Женя, а почему они волнуются?
Ж. Так сейчас же опасно. мало ли кого встретишь.
П. Ну и что, ты уже взрослый человек, ничего с тобой не случится.
Ж. Так они же родители. волнуются.
П. А могут они совсем перестать волноваться, как ты думаешь?
Ж.
(задумчиво). Да нет, наверное.
П. Тогда, наверное, им не может быть все равно, когда ты придешь.
Ж. Наверное. А может, мне попробовать с ними договориться, чтобы разрешали подольше гулять?

Ответственность подростка
за отношения с родителями
Обучение способам взаимодействия

ПРИМЕР

Сережа, 12 лет, обратился к психологу со следующей проблемой. У него возникли трудности в школе, и он не знает, как сказать об этом маме.

Сережа. Вы понимаете, я получил двойку за диктант. Я ее обязательно исправлю, я уже договорился с учительницей. Но в дневнике-то она стоит! И мама будет кричать и ругаться. Как ей так сказать об этом, чтобы она не очень сердилась?
Психолог. Сережа, я хочу предложить тебе маленький эксперимент. Давай ты побудешь твоей мамой, а я — тобой, и я попробую тебе объяснить ситуацию.
С. Давайте.
(Меняет позу, садится более расслабленно.)
П.
(в роли Сережи). Мам, здравствуй.
С.
(в роли мамы). Здравствуй, здравствуй. Какие оценки получил?
П. Мам, ты знаешь, мы сегодня писали диктант. Помнишь, я вчера к нему готовился?
С. Ну, помню. И что получил?
П. Двойку.
С. Как! Опять! Сколько можно!
П. Мама, я тоже очень расстроен и обязательно ее исправлю!
С. Исправишь! Да когда ты ее исправишь! Ты вообще об оценках не думаешь!
П. Я уже договорился с учителем и завтра буду переписывать диктант.
С. Завтра! Что ты меня все завтраками кормишь!
П. Мама, я говорю тебе честно: завтра я расскажу тебе, что я получил.
С.
(выходя из роли, задумчиво). Да, я бы, наверное, давно взорвался и наговорил бы всего. ну, вы понимаете.
П. Сережа, ты как мама поверил мне, что я исправлю свою оценку?
С. Вообще-то да. Давайте теперь вы будете моей мамой, а я попробую с вами поговорить.

Этап обучения навыкам конструктивного общения может явиться завершающим этапом работы или послужить началом перехода к работе в паре подросток—родитель, но может возникнуть необходимость вернуться на один из предыдущих этапов.

С МЫСЛЯМИ О БУДУЩЕМ

ЛОВУШКИ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Психологическое консультирование детей и подростков, Монина Г.Б., 2011.

Учебник знакомит с историей становления, предметом и современными методами консультирования детей раннего и дошкольного возраста, младших школьников и подростков. Автор рассматривает консультирование данных категорий с позиции возрастно психологического подхода, представляет различные модели консультирования и собственные подходы, которые определяют выбор методов и техник в практической деятельности.
В учебнике подробно характеризуется процесс консультирования детей и подростков, их родителей, семейного консультирования, а также диагностическая и коррекционная работа. Раскрыты особенности консультирования разных категорий детей и подростков. Актуальные проблемы данной научно практической области освещаются с учетом современных достижений психологической науки.
Издание адресовано студентам и аспирантам педагогических и психологических специальностей, практикующим психологам, социальным работникам, преподавателям высшей и средней школы.

Понятие психологического консультирования.
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого бы то ни было давления при принятии им решения [198]. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [197].

Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Основы оказания психологической помощи детям и подросткам
1.1. Психологическая помощь и психологическое консультирование
1.2. Понятие психологического консультирования
1.3. История становления консультирования детей и подростков
1.4. Особенности консультирования детей и подростков
1.5. Современные аспекты консультирования детей и подростков
1.6. Формы консультирования детей и подростков
ГЛАВА 2. Взаимодействие психолога с детьми и подростками в процессе консультирования
2.1. Возрастно-психологический подход к консультированию детей и подростков
2.2. Индивидуализация в процессе консультирования детей и подростков
2.3. Выбор методов работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.4. Техники консультирования детей и подростков
2.5. Организация работы с детьми и подростками в процессе консультирования
2.6. Диагностика в консультировании детей и подростков.
2.7. Психокоррекционная работа в процессе консультирования детей и подростков
ГЛАВА 3. Взаимодействие психолога с родителями детей и подростков
3.1. Общие принципы консультирования родителей
3.2. Организация работы консультанта с родителями
3.3. Первичная консультация с родителями
3.5. Заключительная встреча психолога-консультанта с родителями
ГЛАВА 4. Консультирование семьи
4.1. Оказание психологической помощи семье
4.2. Модели семейного консультирования
4.3. Специфика семейного консультирования
4.4. Этапы семейного консультирования
4.5. Психодиагностика в консультировании детей и подростков
ГЛАВА 5. Консультирование отдельных категорий детей и подростков
5.1. Консультирование агрессивных детей и подростков
5.2. Консультирование тревожных детей и подростков
5.3. Консультирование застенчивых, замкнутых детей и подростков
5.4. Консультирование гиперактивных детей и подростков
5.5. Консультирование аутичных детей и подростков
5.6. Консультирование одаренных детей и подростков
5.7. Консультирование детей и подростков по проблеме школьной неуспеваемости
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

консультирование детей

Психологическое консультирование детей и подростков – это работа психолога, направленная на решение широкого спектра проблем, с которыми они могут столкнуться: проблемы в учебе, в поведении, сложности в отношениях с родителями и сверстниками, эмоциональные проблемы, кризисы трех и семи лет, а также кризис подросткового возраста, внутриличностные конфликты и многое другое.

Большинство психологических проблем, которые возникают в детском и подростковом возрасте, со временем полностью проходят. Однако при отсутствии должного внимания к ним и своевременной психологической помощи они могут усугубиться, приобрести более сложную форму и негативно влиять на развитие личности ребенка в целом. Часто нерешенные детские психологические проблемы эхом отражаются уже во взрослой жизни.

Давайте знакомиться!

Ниже хочу рассказать вам о специфике психологического консультирования детей, подростков, а также их родителей.

Психологическое консультирование детей

Консультирование детей имеет свои специфические особенности, отличающиеся от работы со взрослыми людьми.

консультирование детей

Психологическое консультирование детей ориентировано на решение следующих проблем:

  • сложности сепарации (психологическое отделение от матери);
  • проблемы в поведении (истерики, вранье, драки, отказ посещать детский сад или школу, плохая успеваемость и т.д.);
  • конфликты с братьями, сестрами и другими детьми;
  • появление в семье еще одного ребенка;
  • нарушение сна (плохое, беспокойное засыпание, ночные кошмары);
  • энурез (недержание мочи);
  • работа с чувствами (повышенная агрессивность, тревожность, страхи и т.д.);
  • переезд на другое место жительства, смена школы или детского сада и сложности в адаптации на новом месте;
  • развод родителей;
  • смерть близких и др.

Психологическое консультирование подростков

консультирование подростков

С подростками индивидуальная работа чуть больше смещена именно на проработку их личных проблем. Иногда подростки сами говорят родителям о том, что хотят пойти к психологу. Возможно, они чувствуют некоторые ограничения в отношениях с мамой или папой, не все темы доступны для обсуждения или по каким-то другим причинам родители не могут (не хотят, не знают как) помочь им. Работа с подростками чуть меньше ориентирована на семью, и иногда мне бывает достаточно поговорить с мамой, папой или другим опекуном по телефону, чтобы начать работать с подростком.

Подростковый возраст является сложным периодов развития человека. В это время с подростком происходят сильные изменения, которые касаются не только его тела и внешности (быстрый рост, гормональная перестройка, половое созревание), но и внутреннего мира. В этот период подросток ищет себя, свое место в мире, экспериментирует с внешностью и задается вопросами: Кто Я? Какой Я? Что я умею? Что мне нравится? Как я выгляжу? Как меня воспринимают другие? Подростки стремятся к приобретению самостоятельности и статуса взрослости.

Становление самооценки у подростков происходит под влиянием группы сверстников. Подросток дорожит мнением своих сверстников, предпочитая находится в их обществе, а не обществе взрослых людей, критика которых всячески отвергается. Если по каким-то причинам он не принимается своими сверстниками, у него нет друзей, то подросток чувствует себя одиноким, непонятым и непринятым. Он оказывается один на один с возникающими трудностями: в учебе, в отношениях, с самоопределением. Ему трудно справится с эмоциями, которые у него возникают, он часто не понимает сам себя и никак не может понять, чего хочет.

Подросток, вовремя попавший на консультацию к психологу, сможет получить поддержку и понимание. Вместе со специалистом ответить на волнующие вопросы (о себе, своем теле, отношении с другими людьми), а также почувствовать себя, попытаться обнаружить свои желания, научиться справляться с переживаниями.

Консультирование родителей

консультирование семьи

Часто психологическая помощь требуется родителям, ведь они тоже переживают непростой период. Не сразу удается найти общий язык с ребенком, понять его, поддержать в трудный момент и разделить переживания. Дети часто конфликтуют с родителями, отношения между ними постоянно претерпевают изменения, к которым бывает сложно приспособиться.

Ко мне на консультацию приходят родители, имеющие детей дошкольного (3-6 лет), младшего школьного (7-10 лет) и подросткового возраста (11-17).

Записывайтесь ко мне на прием и я помогу Вам решить возникшие проблемы!

Психологическое консультирование детско-родительских пар, а также отдельно родителей, подростков и детей – это один из наиболее востребованных на сегодняшний день видов психологической помощи!

Телефон для связи со мной 89036543686 (Viber, WhatsApp)

На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Психологическое консультирование подростков и старших школьников

Психологическое консультирование подростков и старших школьников
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

консультирование психолога

Как начать беседу с подростком или старшим школьником?

Для многих психологов начало беседы с подростком или старшим школьником - это одна из сложных ситуаций. В том случае, если ученика к психологу привели родители или учитель, в первые минуты беседы молодой человек либо испытывает чувства неудобства и сопротивления ("Зачем меня привели к психологу? Что я - ненормальный?") либо демонстрирует безразличное отношение ("О чем мне разговаривать с психологом? У меня и так все в порядке").

Методический прием "Давай думать вместе!"

Перед психологом - подросток или старший школьник с пассивной установкой. Чтобы нейтрализовать устремление школьника на получение готового совета и активизировать его поведение, психолог начинает консультацию следующими словами: "Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение.
Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей. Анализируя твои проблемы, я могу также испытывать сложности, как и ты. Правда, у меня есть профессиональные знания и жизненный опыт. Я постараюсь помочь тебе. Но решение необходимо принимать тебе самому.

Методический прием "Психологический контакт"

Обстановка беседы должна располагать учащегося к общению и способствовать тому, чтобы он действительно почувствовал себя психологически равноправным со взрослым. Если же психолог начинает беседу словами: "Ну, что у тебя опять случилось?' произнесенными "учительским голосом", со строго-формальным выражением лица, у клиента "сработает" установка взаимоотношений типа "учитель-ученик" и психологической беседы не получится. Для налаживания начального эмоционально-положительного психологического контакта желательно задать подростку или старшему школьнику несколько нейтральных вопросов (о новом музыкальном ансамбле, кинофильме и др.). С первых же минут встречи необходимо показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного собеседника.

Методический прием "Человечек"

Психологическая консультация, если школьники пришли "не по своей воле", а их привели взрослые, обычно в какой-то степени травмирует ребят. Дело в том, что во время школьного обучения ученик находится среди одноклассников, "в массе коллектива" и это положение для него привычно. На консультации, чувствуя себя в центре внимания взрослого, он начинает волноваться, ждет подкрепления своей самооценки, теряется в ответах.
В этом случае эффективен прием "Человечек". На листке бумаги консультант рисует стилизованную фигурку человечка и говорит: "Смотри! Это твой ровесник. Зовут его, например, Игорь. Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем".
В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке, юноше Игоре. Как правило, основная информация взята из конкретной ситуации реального клиента, сидящего перед психологом. Напряженность нашего клиента заметно снижается: рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике. И хотя он понимает символизм данного действия, тем не менее беседа становится более динамичной и открытой. Снижению внутренней напряженности способствует и тот момент, что школьник понимает: аналогичные трудности довольно часто встречаются в жизни его ровесников. А если это так, необходимо не стыдиться и зажиматься, а обсуждать, чтобы решать их.

Методический прием "Проблемная ситуация"

В качестве одного из эффективных средств активизации внимания и позиции подростка или старшего школьника на консультации может быть использовано постоянное подчеркивание со стороны психолога того факта, что не только ученик, но и он сам в данный момент находятся в проблемной ситуации. Такое положение дел вполне естественно, поскольку на консультации решаются действительно сложные вопросы.

При этом психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы клиента и анализируются возникшие трудности. Консультант и школьник находятся в предметной, содержательной "плоскости" беседы.
При возникновении в разговоре "тупиков", недомолвок, нарушений во взаимопонимании полезно перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы. Он может задавать такие вопросы: "Какие проблемы нам с тобой удалось обсудить и что осталось за пределами нашей беседы?", "Почему ты тогда согласился со мной, а сейчас нет?", "Тебе нравится, как протекает наша беседа?", "Тебе интересно?", "В чем ты видишь пользу от нашего разговора?"
По существу, вторая фаза беседы - рефлексивная: обсуждаются вопросы, связанные с протеканием самой консультативной беседы, наличием или отсутствием понимания между психологом и его клиентом, выявляются точки зрения, препятствующие взаимопониманию. Другими словами, анализируется организационно-коммуникативный "слой" психологической консультации и обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога по принципу "здесь и теперь".
Такое построение консультативной беседы способствует развитию у подростка или старшего школьника коммуникативных навыков, умений посмотреть на себя "со стороны", а также стремлений к взаимопониманию с партнером по общению.

Методический прием "Зеркало"

Несмотря на то что начало консультации всегда связано с определенными сложностями, в наиболее трудное положение попадает психолог, если его клиент вообще отказывается разговаривать. Недоверчивый и находящийся в постоянном состоянии "защиты от взрослых", подросток говорит психологу: "Что ВЫ меня все время спрашиваете? Меня мать заставила прийти к вам, ее и спрашивайте!"
"Да не знаю я ничего!'. - говорит подросток, а сам думает: "Скорее бы все это кончилось!"
"Сам не понимаю, почему я это сделал!" - разводит руками девятиклассник, и поверьте, часто это действительно так - импульсивный поступок.
"Что вы со мной все возитесь? Ведь я просто дурак! Мне так учительница по математике все время говорит! " - улыбается десятиклассник и испытующе смотрит вам в лицо. Он уже привык к тому, что взрослые его не понимают и оценивают весьма низко. Вы, как взрослый, такой же, как другие, или нет?

Итак, с самого начала - либо молчание, либо "коммуникативный тупик", который иногда труднее самого молчания.
В таком случае довольно эффективным может стать методический прием "Зеркало". Основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в главных чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Искусство психолога здесь состоит в том, чтобы к месту и тактично использовать в своем рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика. Кроме этого, направленность такого рассказа способствует тому, чтобы школьник спонтанно, незаметно для себя подключился к рассказываемой психологом истории: что-то начал подправлять, дополнять, с чем-то согласился, а что-то поставил бы под сомнение.
Несмотря на то что психолог и школьник сочиняют рассказ "о ком-то другом", подросток, юноша или девушка, сможет в "этом другом" увидеть самого себя, как в своеобразном психологическом "зеркале". Такое "отзеркаливание" поможет молодому человеку лучше понять самого себя, отстраниться от своих проблем и увидеть их более спокойными и "объективными глазами".
Планируя повторную консультацию, можно предложить школьнику самому придумать историю о своем ровеснике и рассказать ее при новой встрече с психологом. В этом случае консультант может попросить своего клиента более подробно охарактеризовать ситуацию в семье персонажа, его успехи в школе, описать взаимоотношения с друзьями, родителями. Кроме фактической стороны жизни главного героя, психолог может попросить ученика оценить поступки и решения героя своего рассказа.

Методический прием "Вербальное пространство"

Перед психологом - подросток или старший школьник, которые привыкли, что взрослый в беседе с ними обычно много говорит, а им приходится чаще всего слушать и поддакивать ("Взрослый всегда прав, даже тогда, когда он и не прав вовсе" - так сказал мне один подросток). Действительно, учитель или родитель, организуя воспитательную беседу с подростком или старшеклассником, говорят о том, как надо делать или что не надо делать из того, что совершил их юный воспитанник или сын (дочь). В результате все "вербальное пространство" занимает взрослый, разговор строится как монолог взрослого, в котором изначально нет места для выражения позиции юным человеком. Физически присутствуя в пространстве беседы, психологически юноша или девушка просто выключены из нее.
Психолог должен следить за собой и стараться не соскальзывать на "глобальный монолог". Необходимо добиваться того, чтобы "вербальное пространство", имеющееся между консультантом и его клиентом, по времени участия в нем психолога и школьника было поделено как бы на равные половины.

Для этого психолог должен уметь:

  1. не говорить слишком много и долго;
  2. вовремя задавать своему клиенту вопросы;
  3. уметь держать паузу, т.е. ждать и молчать, когда ученик сам найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном;
  4. избегать менторского тона в беседе;
  5. не прибегать к психологическому давлению, используя свой авторитет взрослого;
  6. аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего юного собеседника.

Источник: "Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997"

Читайте также: