Консультация уголок природы в детском саду
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ОБОРУДОВАНИЕ УГОЛКА ПРИРОДЫ
Составила : Бормотина В.Р.
Уголок природы в детском саду
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. И представляет собой современный дизайн групповых и раздевальных комнат, эстетично оформленные стенды, тематические уголки, прогулочные участки, спортивные и музыкальные залы. Для того, чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.
В каждой группе детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиНа не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием и схему наблюдения и составления описательного рассказа о растении.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:
В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами.
В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев.
В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
Виды растений с учетом возрастных особенностей детей:
1 младшая группа
Фикус, фиалка, герань, традесканция, сансевьера.
2 младшая группа
Примула,Бегония,Герань,Колеус,Бальзамин,Кливия,Аспидистра,Фикус,Традесканция,Рейнекия,Драцена(4-5 видов по 2-3 экземпляра)
Средняя группа
Драцена, Хлорофитум, Агава, Аспарагус (4-5 видов по 2-3 экземпляра)
Старшая группа
2 вида Бегонии, 2 вида Герани, Колеус, Плющ, Комнатный виноград, Традесканция, Амараллис и др. Растения, имеющие различные виды стеблей, различную форму, величину, окраску листьев и цветов.
Схема наблюдения за растением
Высота растения - высокое, низкое
Прямой, вьющийся, стелющийся
Форма листовой пластинки -
овальные, круглые, треугольные
Ширина листовой пластинки
Цвет листовой пластины
Поверхность листовой пластины
тонкие, толстые, опушенные
Края листовой пластинки
ровные, с зубчиками
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:
Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточек деревьев.
Весной – ящики с рассадой , букеты весенних первоцветов.
Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку снаружи приклеить обои с изображением подводного мира, изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других), на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.
В уголке природы должны быть календари наблюдений:
- за ростом и развитием живых существ.
- календарь наблюдений за птицами.
- календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды . Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
В 1 младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
В младшей группе календарь природы должен быть не сложным по представленному материалу, ярким.
На планшете помещаются картинки с изображением времени года, в центре укреплена подвижная стрелка. Рядом с календарём природы обязательно ставится кукла с комплектом одежды по каждому сезону.
В средней группе календарь должен быть так же не сложным по представленному материалу, ярким. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в
календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.
На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (до 6—7) условных изображений погодных явлений.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов ДОУ "Уголок природы в детском саду" | 64 КБ |
Памятка для педагогов по оформлению уголков природы в разных возрастных группах | 1.65 МБ |
Презентация "Уголок природы в детском саду" | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Афимьина Виталина Сергеевна
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Познакомить детей с природой, привить любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
Воспитателю следует приучать детей по окончанию работы вымыть всё, чем они пользовались, налить в лейки воды и убрать всё на место; затем проверить, всё ли сделано так, как надо. Это важно при оценке труда дошкольников, формируя, таким образом, навыки культуры труда.
Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен сам показать пример. При уходе за обитателями уголка помнить, что его отношение и действия являются образцом, которому подражают дети.
Требования к отбору растений для уголка природы:
1. Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения неприхотливые в уходе.
3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными , способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений ; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения должны быть абсолютно безопасны , не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Растения уголка природы младшей группы ( 3 -4 года).
При подборе растений уголка природы для младших групп детского сада педагоги учитывают особенности восприятия детьми предметов – ребенок, прежде всего, обращает внимание на самые яркие и красивые из них.
В уголке природы младших групп размещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель и листья) и красиво, обильно и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, камелия, китайская роза). Заинтересовываю детей и растения с пестро окрашенными листьями. Они также имеют четко выраженный стебель и листья, на которых можно учить детей несложным приемам поддержания растений в чистоте.
Из названных видов растений воспитатель подбирает на год 3 – 4 экземпляра. При этом в уголке природы имеется два экземпляра одного вида растений: дети учатся находить и узнавать одинаковые растения.
Растения уголка природы в средней группе.
В средней группе у детей формируется умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов , и их частей: дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые узнают и называют дети. В процессе ухода вместе с воспитателем дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная их поливка. Пополняется уголок природы новыми растениями. Подбираются комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев.
Дети овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте, обливание их из мелко сетчатой лейки или опрыскивание из пульверизатора растений с мелкими листьями, обтирание листьев влажной тряпочкой или щеткой, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опущенные листья.
При этом детей учат определять зависимость способа ухода за растениями от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости.
В средней группе кроме растений для уголка природы младших групп помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющие зазубрины по краям), бегонию - рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опущенными листьями)
В уголке природы средней группы может бать до 6-8 видов растений . Имеются разные виды растений одного семейства (зональная и душистая герань, несколько видов гераней).
Растения уголка природы старшей группы.
Знания детей старшей группы получат существенные дополнения. Дети узнают, что растения для своего роста нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании . Если что – то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям объясняется, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги, одни хорошо растут при ярком освещении, другие в тени, одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко. Закрепляется умение определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).
В уголок природы вносится дополнительный ряд растений (при этом часть растений убирается или передается в младшую или среднюю группу).
Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелящиеся), имеющие луковицы, клубнелуковицы : 2 – 3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, 1 – 2 вида кактуса, цикламен, примула, амараллис, кливия. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.
Растения уголка природы подготовительной к школе группы.
Основная задача: знакомство детей с природой – формирование у детей элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы.
Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.
В этой группе продолжается знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода за растениями и сам характер организации труда (вводится дежурство по уголку природы). Дети учатся видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим в организации уголка природы обращается внимание на разнообразие растений не только по их внешнему виду, но и по их потребностям в определенных условиях среды.
В уголок природы подготовительной группы помещаются растения, резко отличающиеся по своим потребностям: папирус, который 10 месяцев растет в очень влажной почве, и кактус, требующий не большого и редкого полива, примула и традесканция с большой потребностью во влаге и узамбарская фиалка , поливать которую следует весьма умеренно.
В подготовительной группе детей знакомят с листовым черенкованием таких растений, как узамбарская фиалка, бегония – рекс, сансевьера : размножение луковицами ( гемантус , амараллис ), размножение делением куста ( аспидистра, циперус, аспарагус).
Таким образом, тщательный подбор растений с учетом особенностей их внешнего вида, своеобразия требований к среде, способов размножения, позволяет проводить наблюдения и труд в природе более интересным, содержательным и увлекательным.
Очень важную роль в уголке природы следует отводить календарям наблюдений . Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, - показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, - в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность , в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Как же должен выглядеть календарь погоды
в разных возрастных группах?
Работа по созданию макета календаря природы в возрастных группах
В младшей группе календарь природы представляет собой картинки из четырех времен года, так же могут присутствовать картинки, характеризующие деятельность детей в соответствующее время года.
В средней группе к выше сказанному добавляется детский рисунок и отмечается погода карточками с условными обозначениями.
В старшей группе календарь природы усложняется: теперь здесь присутствует название одного времени года, иллюстрация с указанным временем года, детский рисунок, календарь погоды, в котором ежедневно отмечается погода за день.
Еще один вид календаря – это рисунки , отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
В каждой возрастной группе должны находиться:
1. Таблички к комнатным цветам.
2. Комнатные растения располагать на подоконнике, на тумбах возле уголка природы, чтобы они не мешали, не затеняли детям свет. Растения с длинными побегами (нефролепис, хлорофитум, бегонии, традесканции и др.) ставить высоко от пола, чтобы дети не смогли достать листья руками. Ядовитые цветы (диффенбахий, кактусы, молочай, и др.) убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
3. Календарь природы (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно)
4. Паспорт на каждое растение (если нет экологической комнаты в детском саду)
В уголке природы:
1. Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей).
2. Карточки с изображением природы, животных, насекомых.
3. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников.
4. Рисунки, книжки детей о природе.
5. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.
6. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
Вывод: Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен оборудованием, находится в чистоте, соответствовать возрасту детей.
Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к отбору растений для уголка природы: Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста Растения должны быть внешне привлекательными Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений Растения должны быть абсолютно безопасны Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения
Растения уголка природы в разных возрастных группах
Комнатные растения младшей группы
Комнатные растения средней группы
Комнатные растения старшей группы
Комнатные растения подготовительной группы
Уголок природы в младшей группе
Уголок природы в средней группе
Уголок природы в старшей группе
Уголок природы в подготовительной группе
Другие виды календарей Наблюдение за луком (свет-тень) Наблюдение за луком (вода-почва) Наблюдение за веточкой
В каждой возрастной группе должны находиться: Таблички к комнатным цветам Комнатные растения Календарь природы (со старшей группы дети заполняют его самостоятельно) Паспорт на каждое растение
В уголке природы: Гербарии, муляжи овощей и фруктов (в соответствии возрасту детей). Карточки с изображением природы, животных, насекомых. Альбом, книжки, картины времени года, также и известных художников. Рисунки, книжки детей о природе. Орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки. Оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
Удачных наблюдений Вам и Вашим детям
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Предлагаю вам консультацию, которую я подготовила для выступления на педсовете. В ней я кратко и доступно изложила о необходимых атрибутах и условиях для оформления уголка в детском саду. .
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Консультация для воспитателей детских садов "Уголок природы в детском саду" по новым стандартам ФГОС.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возр.
Консультация для воспитателей "Уголок природы в детском саду"
Одно из условий, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой .
Консультация для педагогов " Уголок природы в детском саду "
Консультация для воспитателей "Календари природы в детском саду"
Консультация для воспитателей "Календари природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями".
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.
В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).
Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.
Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:
* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,
* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,
* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,
* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.
• обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,
• подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.
Уголок природы как средство
экологического воспитания
в разных возрастных группах
В младших группах при подборе обитателей уголка природы учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Наблюдая за животными, малыши учатся узнавать их по внешним ярким признакам: частям тела, характеру движения, издаваемым звукам и т. д.
Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, такие как:
- обыкновенная (или зональная) герань,
- китайский розан и др.
Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья,
- аукуба ("золотое" или "колбасное" дерево),
Аукуба и китайский розан (небольших размеров), кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода и за фикусами.
Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.
Во второй группе младшего возраста в уголке природы помещают аквариум с рыбкой. Для малышей, исходя из особенностей их восприятия, надо подобрать рыбку ярко окрашенную, ведущую в течение большей части года активный образ жизни, охотно поедающую корм. Это обыкновенная золотая рыбка, золотистый и серебристый караси. Они имеют типичную форму пресноводных рыб, привлекательны по окраске, достаточно подвижны.
В младших группах детского сада можно содержать птиц. Желательно, чтобы птица имела яркое оперение, веселый нрав, была неприхотлива к пище, пела в неволе. Для этого более всего подойдет канарейка.
Содержать млекопитающих постоянно в уголках природы младших групп вряд ли целесообразно. Млекопитающие, даже мелкие, требуют значительно большего внимания, чем другие животные (обильное и частое кормление, ежедневная уборка клеток и т. п.). На участке можно содержать кролика. Клетку с кроликом, белкой или морской свинкой, хомячком изредка приносят в группу малышей для эпизодического, кратковременного наблюдения.
Уголок природы в средней группе
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т. д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает.
Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи - зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.
В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.
В аквариуме содержатся два вида рыб, отличающихся по внешнему виду и повадкам: медлительный прудовой карась и юркие подвижные верхоплавки; разновидности золотой рыбки — вуалехвост, телескоп и одновременно (в другом аквариуме) рыбки из местных водоемов. Различия во внешнем виде и повадках названных рыб достаточно заметны и могут быть обнаружены детьми при наблюдении. В уголке природы средней группы можно содержать тех же канареек.
Как постоянных обитателей в уголке природы средней группы можно содержать и млекопитающих. Дети этого возраста вполне могут овладеть несложными навыками ухода за ними. Так, целесообразно поместить в уголке интересных по своим повадкам морскую свинку и хомячка. Уход за ними прост, они дружелюбны, у них легко вырабатываются рефлексы на разнообразные сигналы — время, обстановку.
Уголок природы в старшей группе
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т. д. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу — обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
В аквариумах хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий и др. Не меньший интерес у детей вызовет и наблюдение за вьюном. Эта маленькая рыбка местных водоемов — своеобразный барометр: перед наступлением ненастной погоды у нее повышается двигательная активность.
Из птиц следует отдать предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому.
В уголок природы старшей группы хорошо поместить черепаху (любой вид). Обычно это животное впадает зимой в непродолжительную спячку. Если черепаха живет в уголке несколько лет, то спячки может и не быть, тогда в этот период черепаха становится вялой, неохотно берет корм. (Понять причину такого состояния и создать соответствующие условия для жизни животного могут только старшие дошкольники.)
Разнообразнее и подбор млекопитающих. Кроме морской свинки и хомячка может быть белка. Белка в большей степени, чем другие млекопитающие уголков природы, меняет свой образ жизни по сезонам. Белка осенью чаще прячет остатки пищи в свою кладовую, зимой менее подвижна, кроме того, она два раза в год линяет. Эти изменения связаны с условиями жизни животных в природе, о чем старшие дошкольники должны знать.
Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.
Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении — это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.
Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.
В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:
- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
- развивать умение видеть связи между явлениями,
- формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
- воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Оборудование уголка природы в группах содержит:
- календарь природы,
- комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
- инвентарь для ухода за ними ( ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
- оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
- природные зоны (макеты),
- дидактические игры по экологии, презентации о природе,
- уголок дежурств (начиная со средней группы),
- наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года , животных, насекомых, растений и т. д.)
- природный материал для поделок,
- образцы семян растений, гербарии,
- аудиозаписи звуков природы,
- природоведческая литература (методическая и детская),
- материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).
Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.
При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:
- растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
- растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
- растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.
Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.
В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).
В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.
В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.
Читайте также: