Консультация народные праздники и их значение в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Организации и проведению народных праздников в ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать все средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, сохранению ее традиций.

Только воспитание детей дошкольного возраста в духе народных традиций может развивать у них национальное самосознание, уважение к своему народу, кроме того, они будут открыты к изучению и осознанию значимости культуры других народов и уважение к ним.

Поэтому я считаю, что именно организация народных праздников для дошкольников, направленно на всестороннее и гармоничное развитие ребенка.
Актуальностью моей темы является то, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники, а именно: важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции.

Грамотно построенные праздники создают возможности для всестороннего развития личности ребенка, помогают нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое праздничное действие и детей, и взрослых. Народный праздник создает возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным малым фольклорным формам, но и к музыкальному и народному искусству в целом. “Народные праздники имеют функции социальной терапии отношений внутри общности, обыгрывание норм этих отношений” (Д. Фрезер, М. Мид)
Такие народные праздники вызывают у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой, деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Опыт работы в данном направлении показал, что светлое и радостное общение детей и взрослых — важное условие для развития личности ребенка и возрождения народных традиции, и мы должны сохранить народные праздники для себя и потомков, ведь праздники наших прадедов и дедов — это душа народа.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.

Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит это в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Дата поступления работы на конкурс: 06.05.2018г.

Консультация для воспитателей

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живёт во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребёнок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной русской музыки, на Новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтмены. Новый год наступает с приходом иностранца Санта-Клауса и уже в меньшей степени Деда Мороза. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро всегда побеждает зло?

Приобщение детей к народным традициям поможет педагогам воспитать здоровую личность, способную преодолеть жизненные препятствия и сохранить бодрым тело и дух.

Праздники не просто вносят радость в жизнь детей. Они задают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое осеннее многоцветие к Покрову, сияние огоньков и аромат хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка. Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни.

Хочется рассказать о некоторых народных праздниках, которые можно провести в детском саду.

Пришла Коляда накануне Рождества,

С пышками, лепешками, со свиными ножками!

Коляд-коляд-коляда! Ты подай нам пирога!

Подавай да не ломай, а по целому давай:

Масленица – наиболее любимый праздник детворы: шумный, весёлый, с блинами, катанием на лошади. Известно, что Масленица гуляется в конце февраля – начале марта, т.е. в короткий период между Новым годом и праздником 8 Марта. Масленица – это широкий, разгульный праздник. Отмечают Масленицу целую неделю. Главный атрибут этого праздника – блин. Но все ли знают, почему именно блин? По древнему календарю Масленица – рубеж старого и нового года, начало весны. Блин – это знак солнца, символ богатства. До сих пор существует поверье, что чем больше блинов съедено на масленичной неделе, тем щедрее и богаче будет наступивший год. Отсюда и вывод – блины должны быть обязательно, и чем больше, тем лучше. При подготовке к празднику педагоги знакомят детей с лучшими образцами фольклора: приметами, поговорками, закличками, загадками, песнями.

Этот праздник входит в число главных христианских праздников. Он знаменует память въезда Иисуса Христа в Иерусалим на осле. Народ, встречая его с пальмовыми ветками, устилал ими землю на продолжении всего его пути. В память того, что народ использовал пальмовые ветви, православные держат в руках во время заутрени вербные ветки. Использование вербы связано с тем, что это первое дерево, которое оживает у нас после зимы. Распространенным был обычай слегка ударять малых детей вербой и приговаривать: «Верба хлёст, бей до слёз. Не я бью,

Весна насыщена праздничными гуляниями. Пасха – самый большой и светлый православный праздник на Руси. Это праздник победы жизни над смертью, торжества добра над злом. Люди поздравляют друг друга с праздником, обмениваются крашенными яйцами, устраивают всевозможные игры. Любимой пасхальной забавой было катание яиц с бугорочка. Для детей важна не столько суть и понимание этого праздника, сколько его радостная, торжественная атмосфера. Воспоминания о таком празднике, проведенном в детском саду, да ещё совместно с родителями, останутся в памяти ребёнка на долгие годы.

Семик – один из самых главных праздников земледельческого календаря. Его ещё называют Праздник русской берёзки Он приходится на седьмой четверг после Пасхи. Семик открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, праздник прославляющий красоту зеленеющей природы.

Неделя перед днем святой Троицы называется троицко-семицкой – от слова Семик. Ещё её называют зелёными святками или русальной. Так её называли потому, что в народе считалось, что в это время из воды выходят русалки и бродят по берегам рек и озер, заманивая в воду людей, а водяной мутит воду, поднимает её. Для усмирения этой нечистой силы по берегам жглись костры, молодежь пела песни и всячески старалась прогнать русалок. К утру полагали, что нечистая сила ушла, и тогда все начинали купаться, чего нельзя было делать всю русалочную неделю. На Руси этот праздник отмечали весело.

При организации праздников необходимо соблюдать следующие принципы, которые характерны для русского досуга: это душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия, это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа. Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребёнка: он получает знания; знакомится с традициями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья.

Календарные народные праздники – это часть самобытной культуры русского народа. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полнейшей утраты и забвения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Народные праздники

(консультация для родителей)

Россия - большая и красивая страна с долгой и интересной историей. Кроме государственных праздников у русского народа, как и у людей других стран, есть свои народные праздники и традиции. Важнейшие на Руси народные праздники и традиции связаны с жизнью природы в разные времена года и с трудом людей на земле.

Зимой самым любимым праздником было Рождество и наступающие за ним Святки. В эти дни молодые люди и дети наряжались, ходили по домам и пели песни - колядки, в которых славили хозяев, желали им здоровья и богатства. В руках часто несли рождественскую звезду. А детей за колядки угощали разными вкусностями. Следующий праздник, который широко отмечали – Масленица.

hello_html_7f473aba.jpg

Целую неделю праздновали окончание зимы и приход весны. Пекли блины - символ солнца. На ярморочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика: залезали по гладкому столбу за призом, соревновались в кулачном бою. Масленицей называли чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Чучело в конце недели сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму. Этот праздник и сейчас остается одним из любимых в нашей стране. В парках и на площадях проходят праздничные гуляния с представлениями, играми, сжиганием чучела. Во многих семьях пекут самые разные блины: большие и маленькие, толстые и тонкие. Едят их со сметаной, медом, вареньем.

Один из самых любимых праздников на Руси – Пасха. В этот день верующие отмечали воскресение из мертвых Иисуса Христа. Специально для этого праздника готовили особенные угощения. Пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. В пасхальное воскресенье люди посещали церковь, потом вся семья собиралась за праздничным столом. И сейчас традиция празднования Пасхи сохранилась в нашей стране. А что может быть интереснее, чем расписывать пасхальные яйца и украшать куличи.

Праздник Троица соединял весну с летом. Символ праздника – береза. На растущих березах завивали ветви, переплетая их друг с другом, а также с травой, цветами, лентами.

hello_html_m485b0d5d.jpg

Лето время тяжелого труда, поэтому следующие праздники отмечали только после уборки урожая в конце лета и осенью. В середине августа праздновали Яблочный Спас . До этого дня люди не спешили срывать яблоки с веток, давали им погреться на солнышке и созреть. А в день Яблочного Спаса все друг друга угощали тем, что выросло в саду. Пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и компот. И до сих пор считается, что самые вкусные яблоки – это те, которые созрели в августе.

hello_html_m18287115.jpg

Один из осенних праздников, связанных со сбором урожая - Капустница . Этот праздник отмечали, когда люди делали заготовки на всю зиму. Каждая хозяйка назначала день для засолки капусты и приглашала соседей и друзей для помощи. После работы садились за стол, на котором были разные угощения, в том числе и пироги с капустой. В дни народных праздников не работали, готовили вкусное угощение и собирались всей семьей за столом. А дети много играли в разные игры: в жмурки, салки, прятки. Одной из любимых была лапта. Это игра для двух команд с маленьким тряпичным мячом и специальной палкой для его отбивания, которая и называлась лаптой. В эти народные игры интересно поиграть и современным детям. Много еще существовало народных праздников и традиций. Все они помогают людям помнить и сохранять историю своих предков.

Задание для детей.

Предложите ребенку выбрать картинки, которые относятся к разным народным праздникам.

Читайте также: