Консультационная служба в школе
Обновлено: 05.07.2024
Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.
Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.
Целями Службы является:
- содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
- содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
- оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи Службы:
- психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
- психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
- содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
- содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:
Основные направления работы психолога в средней школе
Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативно-просветительская работа;
Диагностическая работа психолога в школе
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
- психологическое обследование школьников;
- анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.
Коррекционно-развивающая работа психолога в школе
Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.
Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.
Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:
Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.
Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:
- С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
- Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.
- С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
- С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.
- С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
- 6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.
Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.
Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.
Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).
Консультативно-просветительская работа психолога в школе
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
- Консультирование и просвещение педагогов.
- Консультирование и просвещение родителей.
- Консультирование и просвещение школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;
Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1. Консультирование и просвещение педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления.
1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.
Консультирование в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.
Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.
Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций.
Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.
В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:
- организовать эффективный процесс обучения школьников;
- построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
- осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
2. Консультирование и просвещение родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
3. Консультирование и просвещение школьников
Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Приложение к приказу № _266___
Положение о консультативном пункте
по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям)
1. Общие положения
1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Консультативного пункта, функционирующего в муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ школы № 6
1.2. Консультативный пункт является структурным подразделением Учреждения, реализующего общеобразовательную программу начального, основного общего и среднего образования.
1.3. Консультативный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей.
1.4. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 7 до 18 лет, обучающихся в МОУ школе № 6.
2. Цели и задачи функционирования Консультативного пункта
2.1.Консультативный пункт создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, посещающих образовательные учреждения.
2.2. Основными задачами Консультативного пункта являются:
-оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;
-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;
-проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
-обеспечение взаимодействия между МОУ школы № 6 и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
3. Организация деятельности Консультативного пункта
3.1. Организация деятельности Консультативного пункта и общее руководство возлагается на директора образовательного учреждения.
3.2. Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом директора МОУ школы № 6.
3.3. Директор МОУ школы № 6 организует работу Консультативного пункта, в том числе:
-организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей), индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей).
- изучение запросов семей, обучающих детей школьного возраста на дому, на услуги, предоставляемые Консультативным пунктом;
-утверждает годовой план работы Консультативного пункта, который разрабатывается на основе запросов семей и согласовывается на педагогическом совете МОУ школы № 6, и контролирует его исполнение;
-определяет функциональные обязанности специалистов Консультативного пункта;
-обеспечивает дополнительное информирование населения через средства массовой информации о работе в МОУ школе № 6 Консультативного пункта;
3.4. Консультативный пункт может осуществлять консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:
-возрастные, психофизиологические особенности детей;
-профилактика различных отклонений в поведении и развитии детей;
-выбор образовательной программы;
-социальная защита детей из различных категорий семей.
3.5. В целях оказания помощи семье специалисты Консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.
3.6. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.
3.5.Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, заместителей директора по УВР и других специалистов.
3.6.Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
3.7. Права, социальные гарантии и льготы педагогов определяются законодательством РФ, трудовым договором.
3.8.Для фиксирования деятельности Консультативного пункта необходимо ведение следующей документации:
- Положение о Консультативном пункте в МОУ школе № 6;
-журнал учета оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет;
- план работы Консультативного пункта;
- график работы Консультативного пункта;
- анализ работы Консультативного пункта за год;
Ведение документации в Консультативном пункте выделяется в отдельное делопроизводство.
3.9. Для открытия Консультативного пункта требуется:
- наличие достаточного количества помещений, отвечающих санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и требованиям пожарной безопасности,
- приказ Начальника Управления по образованию, опеке и попечительству г.о.Жуковский;
- приказ директора школы;
- план-график работы Консультативного пункта;
4. Права и обязанности сторон
4.1 . Специалисты консультативного пункта обязаны:
-активно распространять педагогические знания среди родителей;
-осуществлять практическую помощь семье в воспитании детей;
-вовлекать родителей в педагогическую деятельность КП;
-проводить диагностическую и коррекционную работу с детьми;
4.2. Родители обязаны:
-соблюдать режим работы консультативного пункта;
-выполнять рекомендации специалистов КП.
4.3 . Специалисты КП имеют право:
-разрабатывать программу занятий с детьми на основе индивидуально-ориентированного подхода;
-использовать в работе необходимую методическую литературу и пособия;
-составлять план работы КП;
-привлекать родителей к активному участию в работе с детьми;
-выбирать программы и методические пособия для работы с детьми и их родителями.
4.4. Родители имеют право:
-участвовать в работе КП;
-присутствовать на занятиях с детьми;
-посещать Консультативный пункт на базе МОУ школы № 6;
-получать необходимую помощь в воспитании и образовании ребенка;
-давать рекомендации, выступать с предложениями по работе КП.
Директор МОУ № 6
приказ № 266 от 24.10.19г.
План-график оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет
Тема / план работы
Форма работы
Ответственные
1.Утверждение годового плана работы консультативного пункта на 2019 – 2020 учебный год, графика работы специалистов
2.Консультирование по вопросам диагностирования проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших нарушений 1-5 классы.
Консультации по запросу родителей
Директор МОУ № 6
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь по вопросам диагностики проблемных зон у детей, испытывающих трудности в обучении
2. Консультирование по вопросам образования и воспитания с различными формами девиантного поведения
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1.Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь по вопросам диагностики проблемных зон у детей, испытывающих трудности в обучении.
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Консультирование по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей.
2. Консультирование по вопросам адаптации детей МОУ школы № 6
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям по вопросам формирования эффективных навыков взаимодействия с детьми.
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Консультирование по вопросам зачисления в МОУ школу № 6
2. Педагогическое и психологическое просвещение по различным вопросам воспитания, развития и образования
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям по вопросам формирования эффективных навыков взаимодействия с детьми
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Консультирование по вопросам подготовки детей к государственной итоговой аттестации.
2. Педагогическое и психологическое просвещение по различным вопросам воспитания, развития и образования
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
1. Консультирование по вопросам зачисления в МОУ школу № 6
2. Консультирование по вопросам получения образования в различных формах, определения дальнейшего образовательного маршрута
Консультации по запросу родителей
Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР
учета оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет,
Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений.
Вложение | Размер |
---|---|
konsultirovanie_v_shkole_avtor_shmatova_s.v.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений. Для личностного роста, развития и реализации творческого потенциала, необходимо знать особенности консультирования в общеобразовательном учреждении для дальнейшей разработки стратегий успешного преодоления возникающих трудностей [3, с. 38].
В практике работы психологи сталкиваются с множеством трудностей в их осуществлении. Связаны они с недостаточным пониманием методологических подходов, порой не вполне осознанным и потому не всегда адекватным использованием методов психологической коррекции, что в свою очередь приводит к низкой эффективности работы, скептическому взгляду на возможность получения результатов в психокоррекции вообще и разочарованию в частных методиках, а иногда и к ухудшению состояния решаемой проблемы [4, с. 5].
Целью данной работы является рассмотрение вопросов и особенностей психологического консультирования в школе.
Вопросы, требующие психологического консультирования в школе
В психологическом консультировании в условиях образовательной организации встречается ряд вопросов, требующих внимания. Одной из сложных задач является создание мотивации у родителей и педагогов на получение консультаций психолога, а также поддержание этой мотивации с целью дальнейшего взаимодействия для решения вопросов обучения и развития детей. Принятие и выполнение родителями и педагогами рекомендаций психолога, рентная установка при обращении к психологу, запросы не переделывание детей, отказ от признания существования проблемы и соответственно необходимости ее решения, запрос на моментальное решение сложных проблем, и др. отмечают психологи как затруднения в психологическом консультировании.
Набор этих проблем, возникающих в деятельности педагога-психолога, является достаточно стандартным, но зачастую они становятся не разрешимыми и приводят к профессиональному выгоранию специалистов. Причины таких последствий кроются в специфике консультирования в образовательных организациях, которая состоит, в частности, в делегировании высокого уровня ответственности и нереальных ожиданий по отношению к действиям психолога, запрос на экстренную и краткосрочную помощь не зависимо от сложности случая, перекладывании ответственности на психолога [1, с. 102].
Педагоги-психологи, стремясь соответствовать таким ожиданиям, расплачиваются размыванием границ своих профессиональных обязанностей и возможностей, эмоциональным выгоранием, а порой и нарушениями профессиональной идентичности.
Общие трудности в консультировании родителей и педагогов сводятся к следующим ситуациям: отсутствие самостоятельного запроса на консультацию; обесценивание работы психолога; закрытая позиция; восприятии психолога как представителя администрации и сокрытие информации; ожидание готовых решений; перекладывание ответственности на специалистов; формулирование сложных запросов, в решении которых психолог не компетентен; игнорирование рекомендаций психолога; нацеленность на быстрое решение проблемы и др. [2, с. 58].
Для решения вышеуказанных проблем, необходимо иметь соответствующий инструментарий, иными словами, знать особенности психологического консультирования в школе, которые будут рассмотрены в пункте 2 настоящей работы.
Особенности психологического консультирования в школе
Консультации психологи образовательных организаций проводят преимущественно с детьми и родителями, педагоги редко попадают в эту область деятельности психолога. Успешной психологи считают консультацию в том, случае, если психолог удовлетворяет запрос клиента и сам получает удовлетворение от достигнутого результата.
Предметом профессиональной деятельности психолога образования является психическое здоровье детей и школьников; возрастные особенности психического развития детей и школьников (отклонения и задержка психического развития − норма − одаренность); индивидуальные особенности психического развития детей и школьников [1, с. 30].
Объекты профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения: ребенок и детский коллектив; родители и другие члены семьи; педагогический коллектив и администрация [1, с. 31].
Для организации психологического консультирования в школе педагогам – психологам необходимо прояснение в понимании ее сути и целей, а также знание и четкое следование процедуре психологического консультирования.
Процедура психологического консультирования в школе состоит из пяти этапов:
1. Подготовительный этап (заочное знакомство). На данном этапе составляется медицинская анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником; составляется описание социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей; составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком; составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.
2. Адаптационный этап, которые предполагает знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.
3. Основной этап, на котором проводится тестирование.
4. Интерпретационный этап. На данном этапе происходит составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
5. Заключительный этап. На заключительном этапе педагог-психолог обрабатывает результаты: констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями); составляет рекомендации родителям и учителям [1, с. 56].
Таким образом, степень эффективности работы педагога-психолога зависит от верного выявления проблемы и четкого следования процедуре психологического консультирования в школе с целью психокоррекции и гармоничного развития личности ребенка.
Для успешного оказания психологического консультирования в школе, необходимо придерживаться общеустановленных этапов: подготовительный этап, адаптационный этап, основной этап, интерпретационный этап, заключительный этап. Каждый этап имеет свою специфику, которая подробно рассмотрена в пункте 2 данной работы.
Успешное оказание психологического консультирования в школе возможно лишь в том случае, когда педагог-психолог верно определил проблему, над которой необходимо работать и четко следует процедуре психологического консультирования в образовательном учреждении.
Консультационный пункт
Цели создания Консультационного пункта:
обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;
оказание методической, психоло-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам;
поддержка всестороннего развития личности детей.
Основными задачами Консультационного пункта являются:
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
оказание содействия в социализации детей;
проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;
оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).
Помощь в Консультационном пункте оказывается родителям (законным представителям) по следующим направлениям:
Посетив наш Консультационный пункт, Вы сможете получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердиться или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на обучающихся.
Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Консультирование проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.
Специалисты Консультационного пункта:
Заместитель директора по ВР – Пирожкова Мария Игоревна;
Педагог-психолог – Никитина Елена Владимировна
Волкова Наталья Валентиновна
Харина Ирина Ивановна ;
Учитель-логопед – Арсланова Марина Юрьевна;
Учитель-логопед – Зыкова Светлана Михайловна;
Учитель-дефектолог – Баталова Анна Ивановна;
Социальный педагог – Санникова Светлана Валерьевна.
На консультацию к специалистам можно записаться по телефону:
8 (342) 297 57 25;
8 908 25 90 192
понедельник – пятница с 9.00 до 17.00
Порядок записи на консультацию по телефону:
По просьбе сотрудника школы назвать свою фамилию, имя, отчество, номер телефона (для обратной связи), фамилию, имя, отчество своего ребенка, его дату рождения. Кратко сформулировать свою проблему, вопрос, назвать специалиста, с которым вы хотели бы проконсультироваться.
После регистрации обращения, сотрудник школы согласует дату и время консультации со специалистом и перезвонит Вам.
Родители могут получить помощь специалистов в дистанционной форме (через электронную почту заявителя):
Порядок оказания помощи специалистами в дистанционной форме:
Заполнить бланк в электронном виде (формат Word бланк)
После получения Вашей анкеты специалисты Консультационного пункта подготовят консультацию и отправят ее электронной почтой, по адресу, указанному в анкете.
Для получения очной консультации специалистами Консультативного пункта заявитель (родитель, законный представитель) должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность с подтверждением статуса родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка (паспорт гражданина РФ).
Читайте также: