Консультационная служба в школе

Обновлено: 05.07.2024

Современное состояние общества, обусловленное ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе, обществе и семье, показывает острую необходимость психологической помощи человеку на всех этапах его развития.

Развитие в детстве, отрочестве и юности происходит очень динамично, поэтому как нигде актуальной является работа психолога в школе. Применение научных достижений психологии в практике народного образования помогает педагогам решать проблемы индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса школы.

Целями Службы является:

  • содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
  • содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры, достижения успеха в жизни;
  • оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Задачи Службы:

  • психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития личности;
  • формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
  • психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
  • участие совместно с органами управления образованием и педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
  • содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
  • содействие в обеспечении деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Основными функциями работы психолога в школе являются следующие:

Основные направления работы психолога в средней школе

Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим направлениям:

  • диагностическая работа;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • консультативно-просветительская работа;

Диагностическая работа психолога в школе

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.

Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:

  • составление социально-психологического портрета школьника;
  • определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
  • выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:

Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т.д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:

  • экспертные опросы педагогов и родителей;
  • структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
  • психологическое обследование школьников;
  • анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.

2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.

3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.

В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

Коррекционно-развивающая работа психолога в школе

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности.

Психологическая профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дезадаптации детей, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата и разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Коррекционно-развивающая работа предполагает активное воздействие на личность с целью формирования у нее ряда индивидуально-психологических особенностей, необходимых для дальнейшего становления и развития личности. Цели коррекционно-развивающей работы с детьми определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым.

Поскольку понятие психологической коррекции тесно связано с понятием нормы психического развития (при этом понятие нормы зачастую трактуется исследователями по-разному), то при осуществлении коррекционной работы реализуются две основные стратегии:

Психокоррекционная работа проводится в двух основных формах — групповой и индивидуальной. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.

Психокоррекционная работа с подростками и старшеклассниками имеет ряд специфических особенностей. Это связано:

  1. С активным развитием интеллектуальных способностей учащихся, формированием у них теоретического, или словесно-логического мышления.
  2. Со снижением мотивации к обучению у подростков и избирательностью учебной мотивации у старшеклассников.
  3. С ростом нестабильности эмоциональной сферы, а также с интенсивным переживанием новых глубоких чувств.
  4. С расширением сферы межличностных отношений и социальных контактов учащихся, развитием способностей диадического общения.
  5. С интенсивным развитием личности ребенка, ростом внутриличностных противоречий.
  6. 6. С необходимостью профессионального самоопределения учащихся.

Каждый из указанных факторов может стать основой для проведения коррекционной работы.

Таким образом, коррекционная работа в средней школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы, с развитием мотивации обучения; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутриличностных противоречий и с оказанием помощи в профессиональном самоопределении.

Особое внимание в психокоррекционной работе с подростками и старшими школьниками должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности его родителям. Взаимодействие психолога с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом (Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г, Возрастно-психологическое консультирование. М. МГУ, 1990).

Консультативно-просветительская работа психолога в школе

Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:

  1. Консультирование и просвещение педагогов.
  2. Консультирование и просвещение родителей.
  3. Консультирование и просвещение школьников.

В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.

Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

Консультативная деятельность – это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.

Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.

В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задачу возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Указанная общая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:

1. Консультирование и просвещение педагогов

В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:

В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления.

1) Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны методические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.

2) Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения.

Консультирование в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой – по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

Консилиум как коллективный метод изучения учащихся выполняет ряд функций.

Диагностическая функция консилиума заключается в изучении социальной ситуации развития, определении доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей учащихся, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.

Воспитательная функция консилиума включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителям, ученическому активу и т. д. По характеру эти меры могут носить лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.

3) Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.

В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем – совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий, в которых они могли бы получить необходимые психолого-педагогические знания и навыки, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:

  • организовать эффективный процесс обучения школьников;
  • построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

2. Консультирование и просвещение родителей

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации подобной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя по поводу оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.

3. Консультирование и просвещение школьников

Одной из форм психологического просвещения школьников является руководство кружком или факультативом по психологии. Урок по психологии совмещает в себе и информационную часть, и тренинговую, и др. Учитывая возрастные особенности учащихся средних и старших классов, (высокий авторитет сверстников, стремление к самопознанию и саморазвитию и др.), педагог-психолог может использовать такие занятия и в коррекционно-развивающих целях, организуя групповую работу с детьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение к приказу № _266___

Положение о консультативном пункте

по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям)

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение регулирует деятельность Консультативного пункта, функционирующего в муниципальном общеобразовательном учреждении МОУ школы № 6

1.2. Консультативный пункт является структурным подразделением Учреждения, реализующего общеобразовательную программу начального, основного общего и среднего образования.

1.3. Консультативный пункт является одной из форм оказания помощи семье в воспитании и развитии детей.

1.4. Консультативный пункт создается для родителей (законных представителей) и детей в возрасте от 7 до 18 лет, обучающихся в МОУ школе № 6.

2. Цели и задачи функционирования Консультативного пункта

2.1.Консультативный пункт создается в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, посещающих образовательные учреждения.

2.2. Основными задачами Консультативного пункта являются:

-оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) в обеспечении условий для развития детей;

-оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка;

-проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

-обеспечение взаимодействия между МОУ школы № 6 и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

3. Организация деятельности Консультативного пункта

3.1. Организация деятельности Консультативного пункта и общее руководство возлагается на директора образовательного учреждения.

3.2. Консультативный пункт работает согласно графику работы, утвержденному приказом директора МОУ школы № 6.

3.3. Директор МОУ школы № 6 организует работу Консультативного пункта, в том числе:

-организация лекториев, теоретических и практических семинаров для родителей (законных представителей), индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей (законных представителей).

- изучение запросов семей, обучающих детей школьного возраста на дому, на услуги, предоставляемые Консультативным пунктом;

-утверждает годовой план работы Консультативного пункта, который разрабатывается на основе запросов семей и согласовывается на педагогическом совете МОУ школы № 6, и контролирует его исполнение;

-определяет функциональные обязанности специалистов Консультативного пункта;

-обеспечивает дополнительное информирование населения через средства массовой информации о работе в МОУ школе № 6 Консультативного пункта;

3.4. Консультативный пункт может осуществлять консультативную помощь родителям (законным представителям) по следующим вопросам:

-возрастные, психофизиологические особенности детей;

-профилактика различных отклонений в поведении и развитии детей;

-выбор образовательной программы;

-социальная защита детей из различных категорий семей.

3.5. В целях оказания помощи семье специалисты Консультативного пункта могут проводить работу с детьми с целью получения дополнительной информации в форме беседы, проведения диагностических исследований, организации наблюдения за детьми и др.

3.6. Работа с родителями (законными представителями) и детьми в Консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, индивидуальных.

3.5.Организация психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: педагога-психолога, социального педагога, классных руководителей, заместителей директора по УВР и других специалистов.

3.6.Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.

3.7. Права, социальные гарантии и льготы педагогов определяются законодательством РФ, трудовым договором.

3.8.Для фиксирования деятельности Консультативного пункта необходимо ведение следующей документации:

- Положение о Консультативном пункте в МОУ школе № 6;

-журнал учета оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет;

- план работы Консультативного пункта;

- график работы Консультативного пункта;

- анализ работы Консультативного пункта за год;

Ведение документации в Консультативном пункте выделяется в отдельное делопроизводство.

3.9. Для открытия Консультативного пункта требуется:

- наличие достаточного количества помещений, отвечающих санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и требованиям пожарной безопасности,

- приказ Начальника Управления по образованию, опеке и попечительству г.о.Жуковский;

- приказ директора школы;

- план-график работы Консультативного пункта;

4. Права и обязанности сторон

4.1 . Специалисты консультативного пункта обязаны:

-активно распространять педагогические знания среди родителей;

-осуществлять практическую помощь семье в воспитании детей;

-вовлекать родителей в педагогическую деятельность КП;

-проводить диагностическую и коррекционную работу с детьми;

4.2. Родители обязаны:

-соблюдать режим работы консультативного пункта;

-выполнять рекомендации специалистов КП.

4.3 . Специалисты КП имеют право:

-разрабатывать программу занятий с детьми на основе индивидуально-ориентированного подхода;

-использовать в работе необходимую методическую литературу и пособия;

-составлять план работы КП;

-привлекать родителей к активному участию в работе с детьми;

-выбирать программы и методические пособия для работы с детьми и их родителями.

4.4. Родители имеют право:

-участвовать в работе КП;

-присутствовать на занятиях с детьми;

-посещать Консультативный пункт на базе МОУ школы № 6;

-получать необходимую помощь в воспитании и образовании ребенка;

-давать рекомендации, выступать с предложениями по работе КП.

Директор МОУ № 6

приказ № 266 от 24.10.19г.

План-график оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет

Тема / план работы

Форма работы

Ответственные

1.Утверждение годового плана работы консультативного пункта на 2019 – 2020 учебный год, графика работы специалистов

2.Консультирование по вопросам диагностирования проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших нарушений 1-5 классы.

Консультации по запросу родителей

Директор МОУ № 6

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь по вопросам диагностики проблемных зон у детей, испытывающих трудности в обучении

2. Консультирование по вопросам образования и воспитания с различными формами девиантного поведения

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1.Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь по вопросам диагностики проблемных зон у детей, испытывающих трудности в обучении.

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Консультирование по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей.

2. Консультирование по вопросам адаптации детей МОУ школы № 6

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям по вопросам формирования эффективных навыков взаимодействия с детьми.

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Консультирование по вопросам зачисления в МОУ школу № 6

2. Педагогическое и психологическое просвещение по различным вопросам воспитания, развития и образования

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям по вопросам формирования эффективных навыков взаимодействия с детьми

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Консультирование по вопросам подготовки детей к государственной итоговой аттестации.

2. Педагогическое и психологическое просвещение по различным вопросам воспитания, развития и образования

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

1. Консультирование по вопросам зачисления в МОУ школу № 6

2. Консультирование по вопросам получения образования в различных формах, определения дальнейшего образовательного маршрута

Консультации по запросу родителей

Педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, заместители директора по УВР

учета оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), имеющим детей, в том числе детей в возрасте от 7 до 18 лет,

Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений.

ВложениеРазмер
konsultirovanie_v_shkole_avtor_shmatova_s.v.docx 18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное консультирование является частью процесса психологического сопровождения детей в общеобразовательном учреждении. В настоящее время педагоги-психологи встречаются со множеством проблем, касающихся индивидуальных особенностей детей и требующих своевременной коррекции с целью получения позитивных изменений. Для личностного роста, развития и реализации творческого потенциала, необходимо знать особенности консультирования в общеобразовательном учреждении для дальнейшей разработки стратегий успешного преодоления возникающих трудностей [3, с. 38].

В практике работы психологи сталкиваются с множеством трудностей в их осуществлении. Связаны они с недостаточным пониманием методологических подходов, порой не вполне осознанным и потому не всегда адекватным использованием методов психологической коррекции, что в свою очередь приводит к низкой эффективности работы, скептическому взгляду на возможность получения результатов в психокоррекции вообще и разочарованию в частных методиках, а иногда и к ухудшению состояния решаемой проблемы [4, с. 5].

Целью данной работы является рассмотрение вопросов и особенностей психологического консультирования в школе.

Вопросы, требующие психологического консультирования в школе

В психологическом консультировании в условиях образовательной организации встречается ряд вопросов, требующих внимания. Одной из сложных задач является создание мотивации у родителей и педагогов на получение консультаций психолога, а также поддержание этой мотивации с целью дальнейшего взаимодействия для решения вопросов обучения и развития детей. Принятие и выполнение родителями и педагогами рекомендаций психолога, рентная установка при обращении к психологу, запросы не переделывание детей, отказ от признания существования проблемы и соответственно необходимости ее решения, запрос на моментальное решение сложных проблем, и др. отмечают психологи как затруднения в психологическом консультировании.

Набор этих проблем, возникающих в деятельности педагога-психолога, является достаточно стандартным, но зачастую они становятся не разрешимыми и приводят к профессиональному выгоранию специалистов. Причины таких последствий кроются в специфике консультирования в образовательных организациях, которая состоит, в частности, в делегировании высокого уровня ответственности и нереальных ожиданий по отношению к действиям психолога, запрос на экстренную и краткосрочную помощь не зависимо от сложности случая, перекладывании ответственности на психолога [1, с. 102].

Педагоги-психологи, стремясь соответствовать таким ожиданиям, расплачиваются размыванием границ своих профессиональных обязанностей и возможностей, эмоциональным выгоранием, а порой и нарушениями профессиональной идентичности.

Общие трудности в консультировании родителей и педагогов сводятся к следующим ситуациям: отсутствие самостоятельного запроса на консультацию; обесценивание работы психолога; закрытая позиция; восприятии психолога как представителя администрации и сокрытие информации; ожидание готовых решений; перекладывание ответственности на специалистов; формулирование сложных запросов, в решении которых психолог не компетентен; игнорирование рекомендаций психолога; нацеленность на быстрое решение проблемы и др. [2, с. 58].

Для решения вышеуказанных проблем, необходимо иметь соответствующий инструментарий, иными словами, знать особенности психологического консультирования в школе, которые будут рассмотрены в пункте 2 настоящей работы.

Особенности психологического консультирования в школе

Консультации психологи образовательных организаций проводят преимущественно с детьми и родителями, педагоги редко попадают в эту область деятельности психолога. Успешной психологи считают консультацию в том, случае, если психолог удовлетворяет запрос клиента и сам получает удовлетворение от достигнутого результата.

Предметом профессиональной деятельности психолога образования является психическое здоровье детей и школьников; возрастные особенности психического развития детей и школьников (отклонения и задержка психического развития − норма − одаренность); индивидуальные особенности психического развития детей и школьников [1, с. 30].

Объекты профессиональной деятельности психолога образовательного учреждения: ребенок и детский коллектив; родители и другие члены семьи; педагогический коллектив и администрация [1, с. 31].

Для организации психологического консультирования в школе педагогам – психологам необходимо прояснение в понимании ее сути и целей, а также знание и четкое следование процедуре психологического консультирования.

Процедура психологического консультирования в школе состоит из пяти этапов:

1. Подготовительный этап (заочное знакомство). На данном этапе составляется медицинская анамнеза на основе анализа специальной документации и беседы с медицинским работником; составляется описание социально-бытовой характеристики жизнедеятельности ребенка на основе анкетирования родителей; составление педагогического анамнеза (педагогической характеристики) на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующими с ребенком; составление семейного анамнеза на основе бесед с родителями и значимыми в жизни ребенка взрослыми.

2. Адаптационный этап, которые предполагает знакомство с ребенком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализа продуктов детского творчества.

3. Основной этап, на котором проводится тестирование.

4. Интерпретационный этап. На данном этапе происходит составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).

5. Заключительный этап. На заключительном этапе педагог-психолог обрабатывает результаты: констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями); составляет рекомендации родителям и учителям [1, с. 56].

Таким образом, степень эффективности работы педагога-психолога зависит от верного выявления проблемы и четкого следования процедуре психологического консультирования в школе с целью психокоррекции и гармоничного развития личности ребенка.

Для успешного оказания психологического консультирования в школе, необходимо придерживаться общеустановленных этапов: подготовительный этап, адаптационный этап, основной этап, интерпретационный этап, заключительный этап. Каждый этап имеет свою специфику, которая подробно рассмотрена в пункте 2 данной работы.

Успешное оказание психологического консультирования в школе возможно лишь в том случае, когда педагог-психолог верно определил проблему, над которой необходимо работать и четко следует процедуре психологического консультирования в образовательном учреждении.


Консультационный пункт

Цели создания Консультационного пункта:

обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания;

оказание методической, психоло-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

поддержка всестороннего развития личности детей.

Основными задачами Консультационного пункта являются:

оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

оказание содействия в социализации детей;

проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей;

оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям) и детям, в обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;

обеспечение взаимодействия между образовательным учреждением и другими организациями социальной и медицинской поддержки детей и родителей (законных представителей).

Помощь в Консультационном пункте оказывается родителям (законным представителям) по следующим направлениям:

Посетив наш Консультационный пункт, Вы сможете получить ответы на свои вопросы, развеять тревоги и сомнения, утвердиться или, наоборот, скорректировать свои воспитательные воздействия на обучающихся.

Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной мере. Консультирование проводится одним или несколькими специалистами одновременно, в зависимости от сути проблемы.

Специалисты Консультационного пункта:

Заместитель директора по ВР – Пирожкова Мария Игоревна;

Педагог-психолог – Никитина Елена Владимировна

Волкова Наталья Валентиновна

Харина Ирина Ивановна ;

Учитель-логопед – Арсланова Марина Юрьевна;

Учитель-логопед – Зыкова Светлана Михайловна;

Учитель-дефектолог – Баталова Анна Ивановна;

Социальный педагог – Санникова Светлана Валерьевна.


На консультацию к специалистам можно записаться по телефону:

8 (342) 297 57 25;

8 908 25 90 192

понедельник – пятница с 9.00 до 17.00

Порядок записи на консультацию по телефону:

По просьбе сотрудника школы назвать свою фамилию, имя, отчество, номер телефона (для обратной связи), фамилию, имя, отчество своего ребенка, его дату рождения. Кратко сформулировать свою проблему, вопрос, назвать специалиста, с которым вы хотели бы проконсультироваться.

После регистрации обращения, сотрудник школы согласует дату и время консультации со специалистом и перезвонит Вам.

Родители могут получить помощь специалистов в дистанционной форме (через электронную почту заявителя):

Порядок оказания помощи специалистами в дистанционной форме:

Заполнить бланк в электронном виде (формат Word бланк)

После получения Вашей анкеты специалисты Консультационного пункта подготовят консультацию и отправят ее электронной почтой, по адресу, указанному в анкете.

Для получения очной консультации специалистами Консультативного пункта заявитель (родитель, законный представитель) должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность с подтверждением статуса родителя (законного представителя) несовершеннолетнего ребенка (паспорт гражданина РФ).

Читайте также: