Конкурсы чтецов в доу зачем

Обновлено: 08.07.2024

Настоящее положение о смотре-конкурсе чтецов разработано в целях повышения качества воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению, использованию детской книги для их познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.

Содержимое публикации

Методическая разработка положения

смотра ­конкурса чтецов

среди воспитанников МБДОУ

Разработал старший воспитатель

Земскова Рената Викторовна

2019-2020 учебный год

смотра ­конкурса чтецов

среди воспитанников МБДОУ

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение о смотре-конкурсе чтецов разработано в целях повышения качества воспитательно-образовательной работы по приобщению детей к чтению, использованию детской книги для их познавательного, речевого и художественно-эстетического развития.

1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса чтецов среди воспитанников МБДОУ (далее – смотр-конкурс).

1.3. Смотр-конкурс проводится в соответствии с годовым планом работы учреждения

2. Цель и задачи:

повышение качества образовательной работы с детьми дошкольного возраста по использованию поэтического слова в познавательно - речевом и художественно-эстетическом развитии.

Основные задачи смотра-конкурса:

создать условия для познавательного, речевого и художественно-эстетического развития детей;

воспитать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к произведениям детской художественной литературы;

сформировать навыки выразительного чтения, артистические умения;

выявить лучших чтецов среди детей, предоставить им возможность для самовыражения.

3. Участники смотра – конкурса.

В смотре-конкурсе принимают участие воспитанники младшей, средней, старшей, подготовительной групп ДОО.

4. Организация смотра-конкурса

4.1. Подготовку, организацию и общее руководство смотром - конкурсом осуществляет организационный комитет в составе :

4.2. Организационный комитет предоставляет аналитическую справку по результатам смотра - конкурса до …..

5.Условия и порядок проведения конкурса

5.1. Смотр ­ конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ проводится в период с ……

5.2. Смотр ­ конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ проводится в два тура: отборочный и заключительный.

5.3. Старший воспитатель организуют консультирование по всем вопросам, относящимся к организации смотра – конкурса.

5.4. Воспитатели проводят отборочный тур в группах и определяют чтецов для дальнейшего участия в смотре-конкурсе.

5.5. От группы в смотре-конкурсе должны исполняться не менее 4 произведений.

5.6. Воспитатели, до начала заключительного тура, сообщают членам жюри смотра-конкурса количество участников, названия и авторов произведений, которые они будут исполнять (подает заявку в свободной форме).

5.7. Для исполнения рекомендуются произведения следующей тематики:

патриотической (включает в себя исполнение произведений посвященных Адмиралу Ушакову, Военно-Морскому Флоту, выдающимся флотоводцам, морякам, героическим событиям);

посвященной году театра (передача образов персонажей с помощью выразительных пластических движений, разнообразной интонацией, используя диалоги и монологи и т.д.)

посвященной народному творчеству (передача образов персонажей с помощью выразительных пластических движений, разнообразной интонацией, используя диалоги и монологи и т.д.)

5.8. В программу конкурсного выступления включаются поэтические и прозаические произведения русских, советских авторов, соответствующих теме.

5.9. Поэтические произведения, которые включаются в сценарий, должны быть доступны, интересны детям, вызывать эмоциональный отклик.

5.10. Продолжительность выступления:

- стихи – не более 5 минут

- проза – не более 7 минут

6. Номинации смотра - конкурса:

лучший исполнитель стихов среди детей младшего дошкольного возраста;

лучший исполнитель стихов среди детей среднего дошкольного возраста;

лучший исполнитель стихов среди детей старшего дошкольного возраста.

7. Критерии оценки смотра - конкурса:

7.1. Члены жюри оценивают уровень исполнения поэтического произведения по следующим критериям:

Показатели смотра – конкурса

Соответствие выбранного произведения тематике смотра - конкурса

Выразительность и грамотность прочтения (динамика, выражаемая в ударениях; интонация, выражаемая в движении голоса по звукам разной высоты; темп и ритм, выражаемые в длительности звучания и остановках; эмоциональная окраска речи, определяющая характер произведения);

Правильное литературное произношение

Эмоциональность, артистичность, сценическая манера исполнения (мимика, позы, жесты, движения)

Индивидуальность исполнительской манеры

Соответствие костюма, атрибутов содержанию исполняемого произведения.

7.2. Параметры оцениваются по 5-балльной шкале.

7.3. Победитель в каждой номинации определяется по набранной сумме баллов в соответствии с максимальным баллом для данной возрастной группы.

7.4. Члены жюри смотра-конкурса могут выбрать не более двух победителей в каждой номинации.

8. Подготовка к мероприятию.

8.1. Мероприятие организуется в соответствии со сценарием смотра-конкурса чтецов.

8.2. Ответственным за сценарий и проведение праздника является воспитатель …………

9. Подведение итогов.

9.1. Победители номинаций награждаются дипломами.

9.2. Всем участникам конкурса, не получившим дипломы, вручаются сертификаты участника.

9.3.По итогам проведения смотра-конкурса оформляется фотоотчет, который размещается на сайте ДОО.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конкурс чтецов , читательская грамотность.doc

Конкурс чтецов, как один из приемов формирования читательской грамотности

Шелехова Нонна Павловна

Слайд 2. Грамотный читатель—это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформированная душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приёмами прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Тяга к книге появляется у детей, как правило, в раннем детстве. Интерес к книге возникает потому, что она даёт возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Слайд 3. По мере взросления ребёнка меняются способы работы с книгой, приобретаются определённые навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, чтение, воспроизведение ранее услышанного текста.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формируется интерес и любовь к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель.

Слайд 4. Следовательно, целью дошкольного образовательного учреждения является - в оспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэтического слова.

Слайд 5. Задачи ДОУ:

Создание условий для познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей;

формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений;

выявление лучших чтецов среди детей, предоставление им возможности для самовыражения

Развивать чувство ритма и рифмы

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус.

Педагог, используя поэтическое слово при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулках, во время наблюдений, экскурсий, при рассматривании картин и во время выполнения режимных моментов ребёнок приобщается к миру прекрасного – поэтическому слову. Слайд 6. Заучивание же стихов является одним из средств умственного, нравственного и эстетического развития. Каждое произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает его словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи, расширяет объём памяти.

Но немало важно не только заучить с детьми стихотворения, но и дать возможность показать свои умения в декламировании поэтических произведений. В нашем детском саду стали уже традиционными литературные праздники и конкурсы чтецов. Они позволяют каждому ребёнку в группе продемонстрировать свои умения в декламировании поэтических произведений.

Особенно заметно это в выступлениях детей на праздниках, участиях в конкурсах чтецов, в исполнении ролей играх драматизациях. Поэтому необходимо выделить основные принципы организации такого вида досуговой деятельности и требования, которыми следует руководствоваться при подготовке к такому празднику (конкурсу).

Это чёткое произношение текста, выразительность речи, эмоциональность. Слайд 7. Выразительность речи дошкольника вырабатываются с помощью таких компонентов, как мелодика, темп, ритм, тембр, логическое ударение. Для этого необходима поэтапная работа, сопровождающая тематикой, подбором литературы, игр-упражнений, игр-этюдов, стихов.

Слайд 8. Первый этап конкурса чтецов. К отбору репертуара конкурсных стихов нужно подходить вдумчиво и серьёзно. Это могут быть произведения одного автора или стихотворения, объединённые одной темой, стараясь подбирать малоизвестные, интересные, небольшие по объёму и понятные детям тексты. Необходимо помнить, что дети должны не только выучить стихи, но и услышать их.

На третьем этапе необходимо провести в группе миниконкурс чтецов, заранее составить сценарий конкурса. (для детей младшего возраста; для родителей). В сценариях всегда присутствует множество игровых моментов побуждающих детей к образному движению, звукоподражанию, подбору рифмы, словотворчеству и тому подобное.

Взрослые принимают активное участие в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, готовят атрибуты и подарки, исполняют роль сказочных персонажей.

Оценивая детей по критериям: чистая, чёткая речь; эмоциональность; оригинальность; творчество. (дети награждаются призами)

Лучшие чтецы из каждой группы - победители предыдущего этапа принимают в заключительном четвёртом этапе, который состоится в театральном зале. (Это целостная система работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития).

В рамках мероприятий, посвященных Году пожарной охраны, в нашем детском саду прошел конкурс чтецов на противопожарную тематику. Слайд 8. Он то и стал толчком для проведения последующих конкурсов чтецов.

На праздник пришли не только дети, но и герои сказок – Незнайка и Спичка, которые не только поиграли с ребятами, но и выучили правила пожарной безопасности. Ребята очень старались донести до каждого присутствующего в зале смысл стихотворения. Многие воспитанники сопровождали свое выступление костюмами, рисунками или мультимедийными презентациями.

Необходимо отметить, что литературные конкурсы занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса. Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге.

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы оптимальные психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития детей.

Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
  • повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
  • изучение состояния устной речи детей;
  • участие родителей в речевом воспитании детей.

Одной из форм работы по развитию речи ребёнка является конкурс чтецов.

С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Дошкольники охотно заучивают стихотворения, однако, не всегда и не у всех детей есть возможность прочесть выученные стихи. Каждому воспитателю приходилось быть в такой ситуации, когда после утренника надо было объяснять раздосадованным родителям, почему именно их малыш не смог прочитать стихотворение на празднике. Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребёнком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

Конкурсы чтецов имеют следующие задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме заучивания стихотворений.
  2. Учить дошкольников выразительно передавать текст, развивать поэтический слух, совершенствовать поэтическое мастерство.
  3. Вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к заучиванию стихотворений.

Организация конкурса должна соответствовать следующим требованиям:

  • в сценарий включаются произведения, которые доступны. Интересны детям, вызывают эмоциональный отклик;
  • необходима тщательная предварительная подготовка, слаженность действий педагогов, детей, родителей, узких специалистов.
  • тщательное продумывание сценария, оптимальное сочетание слушания стихов с двигательными, музыкальными, игровыми паузами; активное участие всех детей группы.

Конкурс может проводиться с детьми разных возрастов, внутри возрастной группы, между детьми параллельных групп. А также внутри сада, между разными группами. Необходимость учёта возраста детей очевидна: дети младшего и среднего возраста не могут длительное время слушать своих сверстников. В связи с этим в сценарии включают разнообразные подвижные, музыкальные, речевые игры; также предлагается разыгрывание диалогов, стихотворений, выполнение разных этюдов, исполнение детьми музыкальных номеров.

Стихотворения к конкурсу подбираются педагогами или родителями, по рекомендации воспитателей. Кроме того, что стихи должны быть интересны детям, соответствовать возрасту, быть высокохудожественными, одним из критериев оценки является их новизна, необычность.

Конкурсы чтецов могут иметь разнообразную тематику: стихи о при роде, весёлые стихи, про игры и игрушки, посвящённые предстоящему празднику; они могут быть построены по произведениям одного или разных авторов. Лучше всего такие конкурсы проводить перед детскими праздниками, чтобы дать возможность всем детям прочесть праздничные стихотворения сверстникам, детям другой группы. Победители получают возможность выступить со своими стихотворениями перед гостями на празднике. Это способствует социализации детей, расширяет границы общения. А также доставляет радость от участия в общем деле.

В состав жюри конкурса должны входить люди, хорошо знакомые детям данной группы, с которыми налажен хороший эмоциональный контакт. В тоже время это должны быть компетентные, независимые эксперты. Членами жюри могут стать воспитатели соседней группы, специалисты, психолог. Особую радость детям доставляет тот факт, что в составе жюри находятся родители. В этом случае необходимо предварительно обговорить с родителями условия конкурса, предположительные номинации, критерии оценки. При подведении итогов оценка должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.

В ходе таких мероприятий дети становятся раскрепощёнными, не боятся публичных выступлений, охотно приглашают взрослых и сверстников на свои конкурсы. С большой благодарностью отзываются о конкурсах и родители. Они принимают участие в подготовке и проведении мероприятия, охотно приходят в детский сад, поддерживают своих детей. Ко многим взрослым приходит понимание того, что важно не только заучить с малышом текст, но и прочитать стихотворение выразительно и эмоционально. Это доставит радость не только слушателям, но и самому чтецу.

Ребёнок смотрит на мир широко раскрытыми глазами, постигает его, учится видеть, слышать, чувствовать, понимать. И мы, взрослые, должны быть помощниками малышам в этом. Яркие, радостные впечатления откладываются в детях на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Дошкольники охотнее усваивают знания и приобретают опыт, когда деятельность проходит в виде игры. Различные конкурсы, соревнования стимулируют интерес детей. Кроме того, проведение таких мероприятий предполагает вступление взрослого в определенный творческий контакт, что очень важно для налаживания коммуникативных отношений. Организованные педагогами литературные конкурсы, досуги занимают важное место при воспитании у детей нравственности и положительных эмоций, направленных на создание у детей стойкого читательского интереса.

Автор: Алясова Ирина Алексеевна

Населенный пункт: Владимирская область, город Муром

В своей работе с детьми по развитию у них компонентов устной речи я выявила несколько проблем:

  • Недостаточное развитие речевых способностей у детей.
  • Недостаточный уровень семейной культуры чтения.
  • Недостаточный уровень информированности родителей в вопросах речевого развития дошкольников.

Для решения проблем была поставлена цель:

Развивать речевые способности детей через организацию конкурсов чтецов, поддерживая инициативу каждого участника.

Были определены задачи:

  • Воспитывать у детей интерес к восприятиюхудожественной литературы.
  • Воспитывать культуру выразительного чтения стихотворений.
  • Развивать звуковую и интонационную культуру речи.
  • Развивать позитивную социализацию.
  • Развивать индивидуальные способности детей; интерес к чтению, к поиску нового.
  • Совершенствовать речевые способности детей.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросе правильного заучивания детьми стихотворений.
  • Содействовать совместному плодотворному сотрудничеству детей и взрослых.

На 1 этапе: подготовительном, провели:

  • Анкетирование родителей.
  • Создание рабочей группы: старший воспитатель, педагог, логопед,музыкальный руководитель, родители.
  • Выбор темы конкурса.
  • Подбор материала.

2 этап: организационный:

3 этап: практический:

  • Проведение конкурса чтецов.
  • Подведение итогов конкурса (жюри).
  • Награждение участников конкурса.

Ежегодно, в зимние каникулы, начиная со средней группы, были проведены конкурсы чтецов: праздник стихов "Здравствуй, гостья-зима"; поэтический вечер "Зимняя сказка"; конкурс "Снежная книга".

Проведенная работа по развитию компонентов устной речи у детей через организацию конкурсов чтецов способствовала:

Читайте также: