Конкурс национальных костюмов в школе

Обновлено: 05.07.2024

2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Мы, живущие в 21 веке, имеем богатейшее культурное наследие, оставленное нам, нашими предками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. В огромном многонациональном государстве важно сохранять уникальные народные традиции, искусства и ремесла.

Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за ее пределами, а многие являются негласными символами России.

Основная цель мероприятий в рамках Года народного искусства – поддержка мастеров народных ремесел, популяризация культурных традиций народов и народного искусства, сохранение культурных традиций, памятников истории и культуры народов, населяющих Россию.

Мы приглашаем наших юных участников принять участие в конкурсе-выставке национальных костюмов. На конкурс принимаются фотографии с изображением народных костюмов, изготовленных участником или коллективом. Костюм может быть выполнен как в полный размер, так и представлен на куклах.

Конкурс является открытым: итоги будут подводится два раза в месяц в течение срока приема работ (15 и 31 числа каждого месяца). Дипломы будут доступны для скачивания в личном кабинете.

Работы оцениваются по номинациям: Национальный костюм

Жюри определяет Победителей конкурса, занявших I, II, III места и Лауреатов конкурса. Работы оцениваются только жюри. Количество набранных голосов и отзывов не имеют значения при определении победителей.

Дипломы победителей/лауреатов, а также дипломы педагогов доступны для скачивания в личном кабинете ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ МЕРОПРИЯТИЯ.

Диплом Победителя творческого конкурса

С порядком оформления дополнительных документов можно ознакомиться на сайте в разделе Бесплатные документы, а также в Личном кабинете.

С примерами оформления наградным дипломов можно ознакомиться на сайте в разделе Награды.

Академия Развития Творчества АРТ-талант награждает самых лучших кураторов за их активное участие в развитии творческих способностей детей.

Актуальность.

В условиях национального возрождения Российской Федерации приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Другими словами, мы должны развивать в детях национальное самосознание, которое рассматривается как высший уровень духовного проявления личности.

Эта задача широко раскрывается в “Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года”, где одним из главных приоритетов считается “формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России”.

Сегодняшняя молодежь находится в крайне экстремальных условиях: переворот в социальном укладе, экономический кризис сопровождаются кризисом национального сознания. Нередко подрастающее поколение воспитывается на основе множества негативных субкультур, разрушающих национально-культурную самоидентификацию молодого поколения.

Поэтому важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранение общенационального единства России, духовное оздоровление общества, что невозможно без воспитания у подрастающего поколения национального самосознания.

  • активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
  • способствовать развитию культуры межнационального общения;
  • формировать приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
  • воспитывать уважительное отношение к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

Цель фестиваля национальных культур: формирование у детей уважения к истории и культуре народов России через знакомство с народами, проживающими на территории Российской Федерации, с их традициями и обычаями.

Задачи фестиваля:

- выявление талантливых детей, созданий условий для реализации их творческого потенциала;

- знакомство с культурами народов, населяющих территорию Российской Федерации;

- способствовать развитию в детской среде ответственности и принципов коллективизма, что способствует формированию чувства гражданственности.

В эпоху реформ российской экономики, политики, культуры следует помочь молодому поколению сформировать такой уровень национального самосознания, который позволит ему найти свое достойное место в жизни, преобразовывать национальную и гражданскую действительность, управляя позитивным развитием общества.

При подготовке к фестивалю каждый класс (5-11) выбрал одну национальность, которая проживает на территории России. Провели исследовательские работы с целью познакомиться с бытом, традицией и национальным костюмом данного народа.

Участники конкурса исполняют национальные песни, произведения фольклора на национальном языке, демонстрируют национальные танцы.

Участники конкурса могут выбрать любую номинацию (допускается участие в нескольких номинациях). Продолжительность выступления участников не более 5 минут.

Победители (1-е, 2-е, 3-е места) в каждой номинации фестиваля награждаются почетными грамотами. По итогам фестиваля все участники награждаются благодарностями.

Полученный результат полностью соответствует поставленной цели. Приложение 1

Сценарий проведения фестиваля национальных культур

1 день

Слайд 1. Звучит гимн России

Слайд 2. Фестиваль открывает вокальный коллектив “Фантазия” песней “Ты живи, моя Россия”. Приложение 2

Я люблю тебя, Россия
Я хочу, что б ты цвела
Словно птица в небе синем,
Распахнувшей два крыла
Ты согрела, полпланеты
Сто народов, сто племен
Мы твои родные дети
Пусть синеет небосклон
Немцы, русские, башкиры
И казахи и мордва
Проживают в добром
Мире, как на дереве листва.

Слайд 4. Видеоролик “Россия – многонациональное государство”

Ведущий 2: Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов

Русские, казахи, татары и армяне,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В России — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

Ведущий 2: Различия между народами огромны, разные история, религия, условия жизни, быта, особенности костюма, национальной кухни, традиции и обряды.

Ведущий 1: Готовясь к фестивалю, каждый класс собирал информацию о культуре одного из выбранных им народов, проживающих на территории РФ.

Ведущий 2. Следующий этап нашего фестиваля – это представление собранного материала по шести номинациям.

1. Национальные традиции и обряды

2. Национальный костюм

3. Национальные песни и танцы

4. Декоративно – прикладное творчество

5. Национальная кухня

6. Национальные игры

Ведущий 1: Ну а так, как это программа конкурсная, то оценивать все выступления будет строгое, но справедливое жюри.

Ведущий 2: Желаем удачи всем участникам фестиваля.

Выступление по классам (5-7) (ведущие дают краткую информацию о народе, а классы показывают свою заготовку в одной из номинации).

Слайд 6. Респу?блика Алта?й — столица Горно-Алтайск

Слайд 7. Чувашская республика – Столица Чебоксары

Слайд 8. Корейцы волею судьбы оказались оторваны от исторической Родины. Но, живя в России, они чтят свои обычаи и традиции.

Слайд 9. Республика Башкортостан – столица Уфа

Слайд 10. Жители России армянского происхождения. Согласно переписи 2010 года, в России проживало свыше 1182 тыс.

Слайд 11. Северная Осетия (Алания) – столица Владикавказ

Слайд 12. Республика Татарстан – столица г. Казань

Слайд 13. Удмуртская республика , столица – Ижевск.

Слайд 14. Украинцы в России занимают 3-е место по численности их постоянного населения, фактически в России проживает более 5 млн украинцев.

Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива.
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.

Ведущий 2: Дорогие друзья, первый день нашего фестиваля подошел к концу.

2 день фестиваля.

Слайд 1. Гимн России

Слайд 2 Песня “Звезда Россия”, вокальный коллектив “Фантазия”. Приложение 3

Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.
Один - рубаху носит,
Другой - надел халат.

Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод.
Один - кумыс готовит,
Другой - готовит мёд.

Одним милее осень,
Другим - милей весна.
А Родина Россия у нас у всех одна!

Ведущий 1: Мы продолжаем фестиваль национальных культур.

Слайд 4. Абхазия не входит в состав ни России, ни Грузии. Но подавляющее большинство абхазцев — 80-90 % — являются гражданами России и говорят на русском языке

Слайд 6. Казаки не являются отдельным народом. Это представители сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 11 казачьих обществ, в частности:

1. Забайкальское казачье войско;

2. Терское казачье войско;

3. Всевеликое войско Донское;

4. Волжское казачье войско;

5. Центральное казачье войско;

6. Енисейское казачье войско;

7. Иркутское казачье войско;

8. Кубанское казачье войско;

9. Сибирское казачье войско;

10. Оренбургское казачье войско ;

11. Уссурийское казачье войско.

Слайд 7. НИВХИ, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части).

По данным переписи населения 2002 года в России живет 5 тысяч нивхов.

Говорят на изолированном нивхском языке.

Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.).

Слайд 8. Русские являются наиболее многочисленным народом в Российской Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. №909 “Об утверждении Концепции государственной национальной политики в Российской Федерации”, “межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности”

Слайд 9. Русские цыгане — одна из самых образованных национальностей в России с широким спектром профессий. Заметно отличились они в музыкальной области; стоят у истоков цыганского романса.

Слайд 10. Чеченская республика – столица г. Грозный. Чеченцы знамениты политиками, деятелями культуры и искусства, спортсменами и религиозными деятелями.

Слайд 11. Ведущий 1: Вот и подходит к концу наш фестиваль, целью которого было показать, что культура разных народов дополняет и обогащает друг друга. Все народы должны жить в мире и дружбе, так как все мы происходим от одних корней.

Ведущий 2: А самое главное то, что сегодня мы увидели, как разнообразен мир вокруг нас, что мы так не похожи друг на друга, но в то же время у нас так много общего.

Ведущий 1. И сейчас мы с удовольствием предоставляем слово жюри в номинации:

1. Национальные традиции и обряды

2. Национальный костюм (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).

3. Национальные песни и танцы (награждение + музыкальный номер из лучших номеров, представленных в номинации “Национальные песни и танцы”).

4. Декоративно-прикладное творчество

5. Национальная кухня

6. Национальные игры

В нашем мире наций очень много,
И культура их всегда в цене.
Так пускай обычаи продлятся,
На родимой матушке Земле.

Пусть культура бережно хранится,
Будут благосклонны небеса
К каждой из нетронутых традиций,
Что несут горячие сердца.

Ведущий 1: Мы желаем всем участникам фестиваля, всем присутствующим в зале мира и счастья!

Ведущий 2: Пусть каждый помнит, что . (вместе) Россия – наш общий дом!

Методическая разработка поможет начинающим педагогам познакомить детей с бытом, обычаями, устным народным творчеством, народным костюмом народов Поволжья (чуваш, русских, татар). Подвести детей к пониманию того, что в национальном костюме отображаются представления людей о строении мира и гармонии природы. Развивать интерес к культуре разных народов. Воспитывать уважение к народам, живущим на волжской земле, толерантность.

ВложениеРазмер
prazdnik_natsionalnogo_kostyuma.docx 57.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13 « г. Канаш

чувашского, русского, татарского

http://ds31.detkin-club.ru/editor/2010/images/%D0%A0%D1%8F%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0/.thumbs/6c68c3c4b0f928f13571f9cfbdeab846_0_400_0.jpg

Составила: Васильева М.М.,

воспитатель высшей кв. категории

(входят ведущие одетые в национальные костюмы)

Педагог: Добрый день! Ыра кун пултăр! Исэнмесез!

Ильдус: Я-Ильдус. В переводе с татарского-любящий Родину.

Педагог: Мы приглашаем вас принять участие в телепередаче . Наша передача посвящена празднику народных костюмов Поволжья.

Педагог: Мы начинаем наше увлекательное путешествие по Волге. Чувашское название этой великой реки – Атăл. Волга-символ дружбы и братства народов земли волжской, где живут в согласии и русские, и чуваши, и татары, и марийцы, и мордва. Через много веков до наших дней пронесли эти народы свою богатую культуру, обычаи и традиции. Их уникальность выражена в стихах, песнях, танцах, играх, пословицах, поговорках и народных костюмах. Каждая республика чем-то славится.

Ильдус: Наш первый телемост из Нижнего Новгорода.

Педагог: Предлагаем вашему вниманию репортаж о празднике.

Педагог: Нижний Новгород, вы нас слышите? Итак, встречаем гостей бурными аплодисментами.

(под русскую плясовую выходят дети в русских народных костюмах, выносят хлеб-соль)

Педагог: Мы в Нижнем Новгороде. Здесь открылась ярмарка.

Ребенок: Дорогих гостей встречаем,

Хлебом, солью угощаем,

Круглым, пышным караваем!

Примите наше угощение!

(Преподносят угощение ведущей )

Ребёнок: Наш дом-это Россия!

Родина моя, моя Россия,

Как сказать тебе, что я тебя люблю,

Эту речку, это небо синее,

Эту жизнь в родном краю?

Ребёнок: Наша родина богата,

Широки леса, поля.

И везде живут ребята-

Наши лучшие друзья!

Педагог: Какие вы нарядные! На Вас необычный костюм. Расскажите о нем!

Ребёнок: ( кружится, демонстрируя свой наряд)

На мне русский народный женский костюм: белая блузка, а поверх блузки сарафан. На голове русский народный головной убор-кокошник.

Ребёнок: На мне рубашка-косоворотка, она подпоясана поясом-кушаком. И штаны нарядные. На голове –фуражка, украшена ярким цветком.

Педагог: Я слышу к нам ещё гости торопятся. Давайте их встретим самыми теплыми аплодисментами!

( под веселую народную музыку входят дети в русских народных костюмах:)

Поспеши, налетай, только рот не разевай!

Ребёнок: Здесь вы сушек и баранок вдоволь нагрызете,

А как рты освободятся-песенки споете!

Ребёнок: От души повеселимся на ярмарке нашей,

На других людей посмотрим и себя покажем!

Педагог: Я знаю, что русская детвора, петь частушки –мастера! Спойте нам-ка от души, чтобы ноги в пляс пошли!

Раздача музыкальных инструментов

Ребёнок: Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться,

Тут народу очень много,

Ребёнок: Эх, подружка, дорогая,

Про нас знает весь народ.

Без тебя никто не спляшет,

Без меня не запоёт!

Ребёнок: Это что за поросёнок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

-Это ж братец, кабачок!

Ребенок: Чай пила, пила, пила,

Всю посуду перебила

Ребёнок: На рыбалку я ходил,

Клюнул толстый крокодил,

Ребёнок: Прилетела птичка, села

Прямо на нос петуху.

Петуху обидно стало,

Ребёнок: Я цветочки поливала,

На балконе леечкой.

Почему стал вдруг мокрым,

Дядя на скамеечке…

Ребёнок: Как по саду-огороду

Любит козочка гулять.

После этого похода

Урожая не собрать!

Ребёнок: Как моей подружке

Ей идут сережки

Ну как Бабке-Ёжке!

Все: Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали!

Педагог: Молодцы порадовали нас задорными частушками!

Ребёнок: А теперь игра –не развлеченье,

И всех на игру приглашенье!

Педагог: Молодцы! Дружно похлопаем друг другу в ладоши. Дорогие гости из Нижнего Новгорода! Мы хотим предложить Вам остаться и с нами продолжить принять участие в телепередаче. Вы согласны? (Да) Тогда присаживайтесь на стульчики, будем дальше продолжать наше передачу

Педагог: Весело было на Нижегородской ярмарке! Наш следующий репортаж из Казани.

Педагог: Казань, вы нас слышите? Итак встречаем гостей из солнечного Татарстана!

Мы с Волги, из Казани!

Поит нас волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане

Ребёнок: С народом России мы песни напевали,

Есть вообще в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Педагог : Какие вы красивые! В какой костюм вы одеты?

Дети: Мы одеты в татарский национальный костюм.

Педагог: А как можно узнать татарский национальный костюм?

Ребёнок: На мне кюльмен-широкая рубашка. Поверх рубашки –красивый жилет, украшенный татарской национальной вышивкой. На голове у меня калфак, он из бархата, украшен узором из бисера.

Ребёнок: У меня на голове тюбетейка-это головной убор мужчин. На мне рубашка.А это-шаровары.

Педагог: А что любит татарская детвора?

Ребёнок: Татарская детвора любит веселиться: петь, плясать, играть.

Педагог: А я ребята знаю интересную считалку на татарском языке, вот мы и узнаем кому быть ведущим!

Считалка: 1 алма, 2 алма, 3 алма, 4 алма, 5 алма, 6 алма, 7 алма, 8 алма, 9 алма – 10 кызыл алма !

  • нельзя выталкивать друг друга из кружков;
  • двое играющих не должны находиться в одном кружке;

Педагог: Молодцы, поиграли и нисколько не устали. Скажите пожалуйста, а какое любимое блюдо у татарской детворы?

Чак-чак мы вам преподносим,

Поклонившись, отведать просим!

Примите наше угощенье!

До свидания! Сау бул!

Педагог: Спасибо нашим гостям из светлой Татарии, мы их тоже приглашаем остаться и продолжить наше увлекательное путешествие по Народам Поволжья. Вы согласны? (Да) Тогда присаживайтесь в нашей телестудии на стульчики.

Педагог: Следующий наш репортаж их Чебоксар.Чебоксары-столица нашей Чувашской Республики По чувашски- Шупашкар. Давайте вместе скажем: Шупашкар. Ильдус нам сейчас прочтёт стихотворение

Ильдус: Чувашия, о край ста тысяч песен!

Не зря в тебя поэты влюблены!

Ты жизнь моя, тревога, озаренье,

Ты Родина любимая моя!

Педагог: Чебоксары вы нас слышите? Итак встречаем гостей из Чувашии.

Ребёнок: Славлю я мой край красивый

Славлю край приволжский, милый,

Славлю песен птичьих стай,

Ребёнок: Край чувашский, край ста тысяч песен,

В каждом слове дышит к Родине любовь.

Сколько в каждом слове света и любви,

Словно колокольчик имя Илемпи!

Педагог: Ребята, какие вы нарядные! В каких вы костюмах?

Дети: Мы в чувашских национальных костюмах.

Педагог: Расскажите, пожалуйста о своих костюмах.

Ребёнок: На мне белая рубаха с яркой чувашской вышивкой на рукавах, на подоле, на груди. Ку-шурă кепе. Кунта-тĕрĕ.

Ребёнок: В старину чувашские женщины одевали вот такие белые платья. Белый цвет-символ чистоты. Платья украшали чувашской национальной вышивкой. Поверх платья носили фартуки. Ку-саппун, хĕрлĕ тĕслĕ саппун. На голове у меня налобная повязка-масмак. Он украшен яркой чувашской вышивкой украшался бисером и вышивкой. На него пришивались серебряные монетки, их звон отгонял злых духов и оберега чуваш от болезней. Его передавали из одного поколения в другое: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Он считался очень дорогим подарком.

Воспитатель: Чувашский народ очень любил песни. Авы любите?

Дети: Да , мы тоже очень любим песни.

Ребёнок: Я в Чувашии живу, Я Чувашию люблю.

Любит праздник мой народ,

В праздник пляшет и поет.

Педагог: Молодцы, присаживайтесь все приглашенные гости. Милости просим!

Педагог: Вот и подошла к концу наша телепередача о жизни некоторых народов Поволжья. Сегодня мы побывали на празднике народного костюма в разных городах: в Нижнем Новгороде, Казани, Чебоксарах. На Волге разные народы живут в дружбе и согласии друг с другом, у каждого народа свой национальный костюм. Приглашаем сюда всех участников нашего телемоста.

Ильдус: В светлый праздник, как к друзьям,

Приезжайте в гости к нам!


Описание: мероприятие разработано для школьников 5-9 класса.Текст о костюмах и игру можно разделить по абзацам и организовать самостоятельное проведение игры школьниками. Презентацию следует поручить разработать старшеклассникам, можно подготовить плакаты с костюмами, надеть на учащихся национальные костюмы.
Выполнение заданий не оценивается баллами, так как главное создать ситуацию успеха для каждого участника и заинтересовать культурой других народов. Тем не менее важна общая положительная оценка работы каждого в виде похвал и комплиментов.
Назначение: разработка может использоваться как классный час, беседа в преддверии Дня единства народов Казахстана, коллективное творческое дело класса.

Цель: формирование национальной идентичности и сопричастности к социокультурной среде других народов.
Задачи:
- развитие толерантности и интереса к жизни людей других национальностей, их культуре, обычаям, традициям в одежде,
- развитие коммуникативных навыков: умение и желание помогать друг другу, уважать и ценить отношение между собой.


Наша Республика — это страна разных народов, в Казахстане проживает более ста национальностей. Исторически у каждого народа сложился уникальный по своему внешнему облику национальной костюм. У каждого народа он по своему прекрасен и несет на себе отпечаток предыдущих поколений.

Сегодня мы проверим ваши знания о трех национальных костюмах: казахском, русском и украинском.


Казахский традиционный национальный костюм чаще всего шили из кожи, меха, домотканого сукна из верблюжьей шерсти. Тонкий войлок – также один из древнейших материалов для изготовления одежды у казахов. Позднее шили одежду и из шёлка, парчи, бархата, хлопчатобумажных тканей.

Мужская одежда казахов состоит из нательной рубашки, широких штанов, бешпета (верхняя легкая приталенная одежда на подкладке до колен), шапана (просторный, длинный халат), тюбетейки, одеваемой под войлочную или меховую шапку, кожаных сапог.
Ношение нескольких халатов даже в тёплую погоду подчёркивало богатство хозяина. Зимой носили шубы — тон из кожи с меховой отделкой.
Постоянно, даже дома, мужчины носили головной убор, чаще небольшую, круглую матерчатую шапочку-тюбетейку – такия. Шапка с меховой оторочкой на войлочной основе, снаружи покрытая тканью – борік – носилась как мужчинами, так и девушками. Девичьи шапки были украшены подвесками, пучками перьев филина, цапли или павлина.
На ногах носили легкие сапоги для верховой езды ичиги - маси, украшенные накладками серебряныеми бляшками.


Комплект женской одежды сильно различается в зависимости от возраста и семейного положения женщины.
Девушки носили лёгкое, приталенное платье – косетек, украшенного двумя-тремя оборками –желбезек; нижнюю рубахи из белой ткани – ішкийлек; нижних штанов – дамбал; приталенной бархатной безрукавки – камзол, богато отделанной разнообразной вышивкой.
Завершали девичий костюм такия – маленькая шапочка, расшитая жемчугом, золотистыми нитями, бусинками кораллов и перьями филина; белбеу – кожаный или бархатный пояс; етік – лёгкие сапожки на высоком каблуке из крашеной кожи.



Мужчины носят рубахи, порты, зипуны и кафтаны, овчинные шубы.
Рубахи шили из льняной ткани различных цветов длиной ниже бедер с цельнокроеными рукавами. Их носили навыпуск и подвязывали на талии цветным шнурком или узким ремнем. По праздникам рубаху дополняли расшитыми зарукавьями и круглыми воротниками.
Порты – это мужские штаны, суживающиеся к низу и подвязывающиеся на талии шнурком. Традиционной обувью крестьян (как мужчин, так и женщин) были лапти, вместо носков были онучи, полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. Позднее стали носить сапоги.


Основой русского женского народного костюма являлась длинная рубаха с длинными рукавами, украшенная по горловине вышивкой или полосой ткани контрастного цвета. Рубаху никогда не носили просто так, сверху надевали сарафан, поневу, запону или нагрудник.
Понева – это юбка ниже колен, состоящая из трех прямоугольных кусков ткани, соединенных на талии поясом. Поневы обычно шили из яркой цветной ткани.
Запона представляла собой прямое платье без рукавов с круглым вырезом, с разрезами по бокам от талии донизу. Запону подвязывали шнурком.
Сарафан – это верхнее платье без рукавов на бретелях, с короткими рукавами и круглым вырезом, украшенное по подолу и горловине вышивкой или полосами ткани другого цвета.



Женская традиционная одежда украинцев состоит из вышитой рубахи (вышиванки), жилета, поневы, дерги или запаски. Зимой носили теплые жупаны.
Запаска напоминает фартук, это кусок ткани, к верхним углам которого пришивали тонкие пояски, чтобы закреплять запаску на талии. Одновременно надевались две запаски разного цвета: одна сзади, другая спереди. В такой юбке было удобно двигаться и управляться по хозяйству.
Дерга состояла из трех кусков черной плотной ткани. Длина юбки-дерги 60 – 70 сантиметров, а ширина до трех метров, которые плотно облегали фигуру женщины, а сверху, на талии, связывались широким мягким поясом.
В праздничные дни украинки надевали плахту из шерстяную клетчатую ткань длиной до четырех метров, украшенную вышивкой и тесьмой из шерстяных и шелковых нитей.
Девушки обычно отпускали длинные волосы, которые заплетали в косы, укладывая их вокруг головы и украшая лентами, цветами. Женщины носили различные чепцы, позже — платки.
На ноги одевали сапожки -кожаные чоботы.
Среди украшений очень популярны коралловые бусы, но любят украинки и разноцветные бусы из разных материалов.


Мужской костюм состоял из расшитой сорочки, заправленной в широкие штаны (шаровары), безрукавки и пояса.
Пояса использовали для обвязывания одежды на талии мужчины. Кроме практичного значения, они имели и функцию оберега от злых сил и недобрых людей. Для праздничных костюмов шили длинные, до 4 метров, пояса, которые надо было обмотать вокруг талии несколько раз. Ткани для поясов брали красочные, а оба конца пояса украшались красивыми длинными кистями
Головным убором летом были соломенные шляпы, зимой — шапки. Наиболее распространённой обувью были постолы из сыромятной кожи, лапти, среди зажиточных — сапоги.
В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили свиту и опанчу – разновидности кафтана.


Проверочный тест
1. Как называется расшитая рубаха?
a) рубище
b) косоворотка
c) вышиванка
d) койлек
e) гимнастерка
2. Праздничная женская юбка, длиной до 4 метров, которую заворачивали вокруг талии.
a) Понева
b) дерга
c) передник
d) запаска
e) плахта
3. На голову молодые девушки надевали…
a) платок
b) венок
c) кокошник
d) кику
e) повойник
4. Как называются широкие мужские штаны?
a) шаровары
b) галифе
c) клеш
d) онучи
e) порты

Подведение итога.
Многонациональна наша республика: казахи и русские, украинцы и белорусы, татары и немцы, корейцы и поляки, узбеки и уйгуры, и многие-многие другие – люди всех национальностей живут в мире и согласии. В классах нашей школы учатся дети разных народов, и это нисколько не мешает им дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу.
- Кто пришел к нам с радостью - помашите правой рукой.
- Если вы уверены в своих силах - хлопните в ладоши.
- Считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальности— встаньте.
- Кому понравилось мероприятие - сделайте шаг вперед.
- Кто считаете себя патриотами - поднимите обе руки вверх.
- Давайте поблагодарим друг друга за.
Учитель начинает отмечать успехи, говоря комплименты, учащиеся должны продолжить.

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Можно дополнить игру раскрашиванием изображений людей в национальных костюмах. Шаблоны ниже:

Читайте также: