Конкурс краеведение в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.

Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать.

Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.

Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Тема: Краеведение через сказку.

Тип проекта: информационно-творческий

Направленный на развитие воображения, фантазии и связной речи.

По характеру содержания: включает ребенка и семью.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: осуществляется внутри одной группы.

По количеству участников: фронтальный.

По продолжительности: долгосрочный.

Цель проекта: Всестороннее изучение родного поселка Максатиха и Тверского края, России. Возрождение семейных традиций.

Задачи проекта: сформировать у детей представления о своей семье, своем детском саде, о своем поселке.

- Познакомить с бытом русского народа, сказками, народными праздниками.

- Дать представления о размерах нашей области и ее природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края.

- Познакомить с историей и современностью поселка Максатиха.

- Способствовать становлению, развитию и укреплению не только детского коллектива, но и семьи.

- Способствовать развитию личностных качеств дошкольников по средством сказки.

Предварительная работа: сбор фотографий о поселке и окрестностей, русский народный костюм, чтение художественной литературы, куклы Пирата и Медведя.

Объект: совместная деятельность детей, воспитателей и родителей.

Предмет инновации: возрождение семейных традиций и ценностей через сказку.

Гипотеза: краеведческое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях и различных праздниках, развлечениях и мероприятиях. Я предполагаю, что сочиняя сказки о родном крае сначала вместе с родителями и педагогами, а потом самостоятельно и выпуская впоследствии свою книгу сказок. Мы возродим тем самым семейные традиции, как семьи, так и общества. Затем сказки дети сочиняют в начальной школе. И эти сказки издаются. Затем в среднем и старшем звене школы. Тем самым мы создаем преемственность детского сада и школы. Сюда можно включить колледжи и техникумы, институты и университеты.

Задачи инновации:

2. Развивать познавательную активность, творческие способности у дошкольников на материале близком, доступном и значимом для воспитания и развития по средством сказки.

3. Повысить и расширить педагогические знания по данному направлению.

4. Объединить педагогов, детей и родителей захватывающим делом – записью неповторимых сказок.

5. Воспитание основ духовно-нравственного развития личности ребенка.

Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.

Этапы проектной деятельности.

1 этап – подготовительный.

Задачи

1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по инновационной деятельности в системе образования.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Разработать программу мониторинга.

5. Наладить связь с социумом.

Прогнозируемый результат 1 этапа.

Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта.

Выявление способов достижения результата: анкетирование, собеседование, наблюдение.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

2. Привлечь родителей к сотрудничеству и реализации программы данного этапа.

3. Определить степень удовлетворенности детей и родителей воспитательным процессом и его результатами.

4. Наладить взаимодействие с социумом.

План работы на 2012-2013 учебный год.

Основное содержание деятельности

Экскурсия по групповой комнате

Ознакомительная экскурсия детей по д/саду

Организация записей сказок родителями и воспитателями

Воспитатели, родители и дети.

Воспитатели, родители, дети

Коллективная работа к 23 февраля

Экскурсия на кухню в д\саду.

Изготовление открыток к 8 марта

Экскурсия в прачечную

Формы работы по проекту

С родителями

С детьми

С сотрудниками д/с

- анкетирование.
- родительская гостиная.
- встречи с сотрудниками детского сада.
- участие в жизни д/с.
-рекомендации: посещение музея

- интегрированные занятия.
- игры.
- праздники.
- экскурсии.
- наблюдения.
- продуктивная деятельность.
- встречи с выпускниками.
- встречи с бывшими сотрудниками детского сада.

- теоретические и творческие отчеты.
- самообразование.
- подбор литературы.
- перспективное планирование.
- изготовление пособий.
- посещение музея.
- совместная деятельность с родителями.
- поиск выпускников и бывших сотрудников детского сада.

Выполнение проекта

Виды деятельности

Формы и методы работы

1. Игровая

1. Дидактические игры:

- “Собери дочку в детский сад”.
- “Чей дом?”
- “Что для кухни, что – для спальни?”
- “Из какой сказки?

2. Сюжетно – ролевые игры:
- “Праздник в детском саду”.
- “Кто работает в детском саду?”

2. Познавательная

- Экскурсия по детскому саду.
- Просмотр иллюстраций, фотографий.
- Встречи с сотрудниками детского сада.
- Познавательные занятия: окружающий мир, история поселка и детского сада, быт, традиции и обычаи, символика района, детского сада и группы.

3. Развитие речи

- Чтение рассказов и стихов, песен, потешек, сказок.
- Рассказы воспитателей, выпускников, ветеранов о д/с.
- Составление сказок, рассказов.

4. Продуктивная

- Создание альбомов “Мой детский сад”.
- Изготовление подарков, пригласительных билетов и открыток.
- Выставка семейных рисунков.

Прогнозируемый результат.

1. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса, реализация планов и мероприятий данного этапа.

3. Мониторинг развития детей.

Способы выявления достижений.

3 этап – оценочный.

Задачи:

1. Сбор аналитического материала (анкет, диагностик, сказок)

2. Оформление опыта работы педагога.

3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок по теме инновации.

4. Повышение уровня квалификации педагога.

Прогнозируемый результат.

Создание единой воспитывающей среды в детском саду и дома.

Установление эмоционально - положительного климата в группе и сотрудничества ребенка, педагога и родителей, обеспечивающей гармонию взаимоотношений ДОУ и семьи.

Эта проектная деятельность активизировала мою работу по приобретению новых знаний и умений. Она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:

- интеграции детской деятельности;

- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через сказку;

- увеличение форм и методов педагогической деятельности.

Модель выпускника

Выпускник ДОУ, прошедший через реализацию инновационного проекта:

- осознает ценности природы и истории родного поселка и края; деятельный гражданин малой Родины, знающий свои генетические корни; знает и любит свой поселок, и край в котором живет, имеющий интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих), любящий и желающий сберечь и преумножить все это;

- умеет эмоционально откликаться на художественные и музыкальные произведения и выражать отношение к ним в чувствах и настроении;

- имеет богатый словарный запас, умеет свободно пользоваться речью;

- физически и психологически здоровый.

Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:

2. Достаточно ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие поселка, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _______________________________________________________________________

3. Какими способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного поселка, края?

4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?____________________________________________________________

5. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного поселка, края?__________________________________________________________________

6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном поселке?

7. Какую литературу, на ваш взгляд, можно использовать при ознакомлении детей с родным поселком и его историей? Назовите известные источники.

8. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?

Нравственно - патриотическое воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Оно осуществляется во всех видах детской деятельности и направлено на воспитание любви к семье, родному городу, дому, краю, Родине. Одно из значимых условий, бех которого невозможно эффективное нравственно - патриотическое воспитание детей - организация предметно - пространственной среды.

С целью поиска новых возможностей и создания необходимых условий для удовлетворения потребностей ребенка, обеспечения условий для творческой профессиональной работы педагогов, отвечающей современным требованиям, в дошкольной организации был организован смотр - конкурс уголков краеведения и патриотического воспитания "Уголок России - отчий дом"

ВложениеРазмер
konkurs.docx 24.07 КБ

Предварительный просмотр:

заведующая МДОУ «Детский сад № 2

Положение о проведении смотра-конкурса

уголков краеведения и патриотического воспитания в ДОУ

Цель конкурса: создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению истории родного города, края, создание оптимальных условий для воспитательно - образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию.

  1. Способствовать пополнению в группах предметно – развивающей среды по патриотическому воспитанию посредством обновления и отбора наиболее доступного и интересного материала для детей.
  2. Содействовать развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора, поисковой деятельности.
  3. Воспитывать у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному краю, стране.
  4. Побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музея, в которых представлены яркие страницы истории нашего города.
  5. Выявить творческие способности педагогов при оформлении уголков по краеведению, использовании новых форм работы с дошкольниками.

Критерии конкурса: разнообразие материала; доступность расположения; соответствие возрасту; эстетичность; степень участия родителей; оригинальность.

Организация и порядок проведения смотра – конкурса:

  1. Сроки проведения конкурса – с 10.03.2019г. по 24.03.2019г.
  2. Конкурс проводится на уровне детского сада в соответствии с настоящим положением.
  3. Участниками смотра являются все возрастные группы детского сада.
  4. Руководство смотром-конкурсом и подведение итогов возлагается на комиссию в составе:
  • Е.А. Пичкурова – заведующая ДОУ.
  • И.А. Моргунова - зам. зав. по ВОД;
  • Т.Н. Новикова – ст. воспитатель;
  • Л.Ю. Симонова – воспитатель
  • Ю.В. Череповская – воспитатель.

Подведение итогов смотра – конкурса и награждение:

  1. Комиссия подводит итоги и определяет три призовых места.
  2. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом совете в марте 2019г.
  3. Победители награждаются дипломами 1, 2, 3 степени. Приложение 1

Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с ближайшим окружением.

1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию :

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры - предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток , кожи и т д.: куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)

Средний дошкольный возраст

Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мой поселок , достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.

1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному воспитанию:

  1. Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.
  2. Элементы государственной символики — флаг, герб.
  3. Элементы краевой символики — флаг, герб.
  4. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
    иллюстраций, тематические папки.

Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Важным для дошкольников является природное краеведение – ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его, это реки и леса, сады и парки, участок детского сада и т. п. Формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки, экскурсии, наблюдения. Наблюдение – один из важнейших путей исследования природы.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Каковы же источники краеведческих сведений?

Формирование у детей любви к родному краю невозможно без приобщения их к культурным традициям. Традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного времени. В качестве традиций выступают нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Обращение к русским традициям, фольклору выступает как непременное условие целостного восприятия ребенком этой тематики. С дошкольниками особенно полезны краеведческие занятия на материале именно народного искусства, позволяющие заложить эмоционально-нравственную основу отношения к истокам культуры своего народа. Кроме того, образный язык декоративно-прикладного искусства ближе детям дошкольного возраста. Тема родины должна звучать интересно, поэтично, красиво.

Богатые краеведческие сведения несут в себе открытки – художественные и фотографические. Они могут быть видовыми – запечатлевшими виды города, природы и предметов быта. Открытки – репродукции с произведениями изобразительного искусства иногда являются единственными источником сведений об исчезнувшем произведении. Открытки дают ценнейший этнографический материал, позволяющий точно установить прежний облик строений и среды, местонахождения памятников истории, культуры и природы, позволяют представить облик городов и сел.

Восстановить утраченный облик родного края помогают и произведения изобразительного искусства. Если есть возможность, для детей организуются встречи с художниками и писателями.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о родном крае. Можно утверждать, что исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет ограниченным, скудным.

Своеобразным хранилищем различных материалов по истории и культуре, природе, экономике и хозяйству края являются музеи: краеведческий, боевой и трудовой славы, музеи школ и предприятий.

Дети в дошкольном образовательном учреждении могут открыть для себя родной город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны обладать знаниями по истории родного края, творчески подходить к передаче этих знаний детям. Дошкольники учатся у педагогов любить свой город.

Знакомя детей с родным городом и страной, необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т. п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Организация краеведческих центров (уголков) в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в центрах, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по Старому Осколу.

Цель создания центров краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

• научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

• пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

• воспитывать уважение к культуре других народов;

• формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

• пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

• развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

• приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

• создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

• практические действия с предметами;

• самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

• хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Уголки краеведения в группах.

Содержание материалов в уголках краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

• Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

• Совместные работы из бросового и природного материала.

• Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).

• Аудио и видеокассеты о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

• Художественная литература (стихи, рассказы).

• Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Старом Осколе”, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному поселку, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).

Традицией в детском саду стало возложение цветов к памятникам героев ВОВ, приглашение ветеранов на празднование Дня Победы.

Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

• Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве

• Фотоальбомы о природе России

• Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях

• Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т. д.

• Портрет президента России

• Портрет президента России

• Символика родного города (Флаг, герб)

• Символика родного поселка, района (Флаг, герб)

• Символика России (Флаг, герб, гимн)

• Символика родного поселка, района (Флаг, герб)

• Символика России (Флаг, герб, гимн)

• Символика города Москвы (Флаг, герб)

• Карта Старооскольского района

• Карта Старооскольского района

• Карта мира, глобус

• Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

• Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

• Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

1. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду, 2003г.

2. Петрова В. И. Нравственное воспитание в детском саду /Программа и методические рекомендации/, 2006г.

Игростудия в детском саду

Игростудия в детском саду Для ребенка основным видом деятельности, является Игра. Для развития этого вида деятельности дошкольников создаются специальные условия,.

Масленица в детском саду

Масленица в детском саду От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами Февралю - помашем, Марту - "здравствуй".

Ширмы в детском саду

Ширмы в детском саду Театральной деятельность в детском саду позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира.

Скалодром в детском саду

Скалодром в детском саду Доброго времени суток, друзья и гости моей странички! Городок, в котором мы живём, лежит среди лесов и гор. Природа сама подсказывает, чем.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной бал в детском саду

Выпускной бал в детском саду Вот и подошёл к концу год. По традиции в нашем учреждении в конце учебного года мы провели выпускной. Выпускной бал - это трогательные.

Выпускной в детском саду

Выпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Содержимое публикации

Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста

Продолжительность– 4 месяца

Возраст детей: 5-6лет

Автор проекта: Ежова Юлия Александровна, воспитатель

Вид проекта: информационный, познавательно-творческий.

Участники– педагоги, дети, родители.

Девиз проекта:

Актуальность темы:

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие ФГОС дошкольного образования, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

- формирование мира и межличностных отношений.

Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через творческий подход решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Цель проекта:

Воспитание нравственно — патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с семейными ценностями, малой и большой Родиной.Формирование позитивных установок в воспитании гражданственности, патриотизма, развитие социально-эмоционального интеллекта в изучении фактов истории родного края.

Задачи проекта:

1.Сформировать позитивную установку в воспитании патриотизма.

2.Помочь детям осознать себя членом семьи.

3.Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, родному городу.

4.Ознакомить детей с символикой родного города , государства.

5.Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

6.Воспитание уважения к труду.

7.Развитие интереса к русской культуре, национальным костюмам.

8.Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

9.Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; расширять знания об его истории.

10. Сформировать желание у детей и родителей принимать участие в мероприятиях патриотического воспитания.

Гипотеза реализации проекта:

Ожидаемые результаты проекта:

У детей

* позитивная установка на восприятие патриотического материала
* владение адекватными способами выражения своего внутреннего состояния.

*осознание патриотического чувства в формировании взаимоотношений со взрослыми и сверстниками

* повышенный интерес к истории своего города Горнозаводска, Горнозаводского района, Пермского края, России

* бережное отношение к природе своего края

* освоение доступных знаний детей в символах родного поселения, района, государства

* ощущение любви к своему родному краю и государству

* осознанное желание быть полезным своей Родине.

* проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, и взрослым наставникам, повышение значимости семьи в своей жизни.

У родителей

активизация участия совместно с детьми в жизнедеятельности ДОУ, в игровой и художественно-творческой деятельности нравственно-патриотического воспитания;

проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса, выход на позиции партнеров.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.

3. Выбрать методы реализации проектной деятельности.

4. Взаимодействие с социумом.

5. Подбор и планирование материала с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

6. Составление перспективного плана с музеем и библиотекой города.

2 этап – практический.

Задачи второго этапа:

- чтение и рассматривание соответствующей литературы;

- беседы по содержанию материала, драматизация произведений;

- беседы, песни, игры о семье, родных;

- дидактические игры, игры - драматизации, игры имитационного характера, игровые задания;

- Взаимодействие с социумом (посещение городского музея и детской библиотеки).

- привлечь родителей к сотрудничеству и реализации проекта.

3-й этап: заключительный (подведение итогов):

- Презентация проекта в ДОУ

Конечные результаты реализации проекта:

-создание комплексной системы использования патриотического воспитания как важнейшего компонента разностороннего развития личности дошкольника;

-презентационный проект о своей семье;

-повышение компетентности и профессионализма педагогов в своей работе;

-качественное изменение условий для социально - нравственного воспитания подрастающего поколения;

-совершенствование системы работы по патриотическому воспитанию у всех участников воспитательно - образовательного процесса ДОУ;

Перспектива развития проекта:

Данный проект имеет широкую перспективу развития т.к. даёт возможность дошкольникам лучше узнать историю своего города, более бережного отношения к его достопримечательностям, уважение к своей семье, родственникам, жителям города.

Полученные знания детьми в процессе работы и после завершения проекта будут постоянно пополняться, т.к. у детей возникает интерес к жизни своего небольшого, но исторически важного для всей страны города. А также желание узнавать о жизни старшего поколения своей семьи и семейных традициях.


Если не мы, то, кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно — не опоздать.

Современные педагоги считают, что базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине — месту, где человек родился. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного региона. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, Отечеству.

Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия краеведением.

Что же такое краеведение? Краеведение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение — социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края — верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Краеведение в дошкольном учреждении является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Цель краеведения в дошкольном учреждении — воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры).

К основным задачам краеведческой работы в ДОУ можно отнести следующие:

– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;

– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;

– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;

– развивать бережное отношение к городу (природа);

– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

– тематические занятия, где у дошкольников формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей;

– беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях, и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

– познавательный рассказ, его необходимо сопровождать наглядным материалом — фотографиями, иллюстрациями, слайдами и т. п.

– экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного города;

– праздники, развлечения — на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край;

– чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края;

– краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе;

– прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

– виртуальные экскурсии, которые позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Использование такого многообразия форм и методов способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, дает возможность почувствовать детям их сопричастность к истории и современной жизни города.

Еще одно важное условие в работе по краеведению — создание предметно-развивающей среды в ДОУ. Организация краеведческих уголков в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Ведь бабушки и дедушки воспитанников — это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его историю, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, воспитание любви, история, малая родина, город, краеведение, Родина.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание дошкольников через.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Тенденции познавательного развития детей старшего. Keywords: cognitive development, preschool age, his native land.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей. детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Похожие статьи

малая Родина, ребенок, детский сад, родной город, город.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников.

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Народное творчествокак средство воспитания любви к родному краю в дошкольном возрасте. Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание дошкольников через.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

родной город, город, малая родина, ребенок. Похожие статьи.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Тенденции познавательного развития детей старшего. Keywords: cognitive development, preschool age, his native land.

Создание условий для формирования краеведческой культуры.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение. Музейная педагогика в системе дошкольного образования.

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей. детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Привитие любви к родному городу — одна из ступеней.

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Читайте также: