Конкурс ко дню птиц в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою! БАБКИНА И.

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины
Поёт на солнышке, сверкая…
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны…

Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов,

Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд! БАЗАНОВА А.

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери - зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад -

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.

Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород. ЖАКСАЛИКОВА Л.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет –

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель: Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года на экологической тропе, наблюдая за птицами.

(Отгадав загадку, дети должны определить место обитания птицы и обосновать свой ответ.)

1. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля.)

Ответ: Цапля - это птица водоемов. У нее длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Это дает ей возможность ловить корм, не намокая.

2. Кто в беретке ярко-красной?

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

Ответ: Дятел - это птица леса. Имеет укороченные крылья, цепкие пальцы ног. Клюв тонкий и острый, что позволяет доставать насекомых и их личинок из небольших трещин коры.

3. Угадайте, что за птичка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Ответ: Ласточка - это птица открытых воздушных пространств. У ласточек длинные узкие крылья, раздвоенный хвост- руль. Короткий клюв с широким ртом, которым они ловят на лету насекомых.

4. На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу,

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу. (Орел.)

Ответ: Орел - хищник. У него крепкий крючковидный клюв и острые загнутые когти. Когтями они схватывают добычу, убивают и удерживают ее, а клювом разрывают ее на части.

Задание 2. Разминка.

Учитель. Я задаю вопросы, отвечает та команда, которая первой подняла руку, за каждый правильный ответ даю жетон.

1. У какой птицы самый длинный язык - 15 см. (Дятел.)

2. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (Синица-ремез.)

3. Самые быстрые птицы? (Сокол - 300 км/ч, стриж - / 70 км/ч).

4. Какая птица не высиживает яйца? (Кукушка.)

5. Самая крупная птица в Европе? (Лебедь.)

6. У какой птицы самое большое гнездо? (Орел.)

7. Птица-рыболов? (Цапля, пеликан, чайка, орлан.)

8. У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? (Иволга.)

9. По чему птицы летают? (По воздуху.)

10. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птиц? (Подождать,

когда она улетит.)

Задание 3. Четвертый лишний

Учитель зачитывает вопросы, дети выбирают правильный ответ.

1. Какие из перечисленных птиц зимующие , а какие перелетные? ( Синица , снегирь, дятел ; грач.)

2. Среди этих птиц одна не певчая. (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас .)

3. Одна из этих птиц не хищная. (Ястреб, стриж , гриф, сокол.)

4. Эта птица не обитает в Саратовской области. (Дрофа, щегол, скворец, колибри .)

Задание 4. Узнай птицу (по описанию).

Это задание для капитанов команд.

1. Птица эта имеет серое оперение туловища, но голова, крылья и хвост у неё черные. Клюв у неё длинный, прямой. Голос грубый и резкий. Она относится к наиболее распространенным птицам нашей области.

2.Спинка у неё голубовато-зеленая, а брюшко рыжее. Величиной с воробья, толстенькая бесхвостая, зато нос длинный и прямой. Отличный рыболов.

3. Какой он нарядный! Головка и спинка черные, на затылке ярко-красное пятно, а на черных крыльях белые пятнышки. Весь пестрый.

4. Величиной она поменьше воробья, головка и спинка серенькие. На лбу и над глазами - белая полоска. Горлышко ярко-черное, грудка - красноватая. Хвост у неё длинный и совсем рыжий, освещенный солнцем, он вспыхивает, горит, как огонёк.

5. Величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнёзда не вьет.

6. Сверху она вся черная, только над самым хвостом белое пятнышко. Грудка и брюшко белые. Хвост короткий и немного раздвоенный, будто рогатинка.

7. Головка в черной шапочке. На шее и груди длинный черный галстучек. Спинка, крылья и хвост - темные. Грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась.

8. Верх головки серенький, грудка и брюшко тоже серенькие. Спинка и крылья темно-коричневые. Под шейкой большое черное пятно.

Приметы (на карточках. Дети собирают. Первая команда)

1. Жаворонок к теплу, а зяблик к стуже.

2. Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает,

5. Воробьи дружно зимой расчирикались к оттепели.

Пословицы (на карточках. Дети собирают. Вторая команда)

1. Соловья баснями не кормят.

2. За обедом соловей, а после обеда воробей.

3. Одна ласточка весны не делает.

3адание 6. Форма клюва птицы.

(По форме клюва определи, чем питается птица, название птицы.) Ответы:

1. Длинный клюв (помогает извлекать насекомых из трещин и щелей. Дятел, ).

2. Короткий и прочный (позволяет раскапывать твердые семена и орехи. Клёст, синица).

3. У хищной птицы клюв крепкий, изогнутый, (им удобно отрывать куски мяса. Орёл, сокол).

3адание 7. Разгадай загадки.

1. Угадайте, что за птичка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

2 . Озорной мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крошки собирает. (Воробей.)

3. Врач лесного царства

Лечит без лекарства. (Дятел.)

4. Всю ночь летает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

5 . Серое пёрышко –

Золотое горлышко. (Соловей.)

7. Известно с давних нам времён,

Что эта птица, почтальон. (Голубь.)

6. Умывается росой,

Крылья с жёлтой полосой.

Он наряден, а не гол –

Птица певчая. (щегол).

8. Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо.)

9. Эта хищница болтлива,

А зовут её . (сорока).

10. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач.)

- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите.

Задание 1 -й команде:

1. Могучий, как. (орел).

2. Вольный, как. (птица).

3. Мудрый, как. (ворон).

4. Вороватый, как. (сорока).

5. Важный или спокойный, как. (гусь).

6. Важный или надутый, как. (индюк).

7. Верность. (лебединая).

8. Любовь и нежность. (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как. (павлин).

10. Длинноногий, как. (журавль).

11. Большеглазый, как. (филин).

12. Желторотый, как. (птенец, цыпленок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у. (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у. (сокола).

3. Нос с горбинкой, или. (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или. (утиный).

5. Шея красивая, или. (лебединая).

7. Плыть (идти плавно). (лебедушкой).

8. Болтать или трещать, как. (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как. (воробей, птичка)-

10. Ворковать, как. (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как. (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как. (дятел).

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да.)

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление - щиток из перьев, которое называется седло? (Нет.)

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет.)

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица - это королек? (Нет.)

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет.)

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да.)

Задание 10 . Конкурс актерского мастерства

Капитаны тянут карточки с заданием - изобразить:

- пение кукушки (для одной команды);

- крик петуха (для другой команды). (Задание выполняет один игрок.)

Награждение победителей и игроков.

Учитель : Наше мероприятие хотелось бы закончить

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивала птица.

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят.

Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо,

А море без рыб - не море,

А земля без зверей - не земля.

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навеки должники природы!

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий урока окружающего мира "Что мы знаем о птицах"для учащихся1 класса
Сценарий внеклассного мероприятия ко Дню птиц "Здравствуй,птичья страна!"

Конспект мероприятия ко Дню птиц, для учащихся 2-го класса. Цель : экологическое воспитание, расширение кругозора, проверка знаний и эрудиции.

Сценарий праздника "День птиц"

Сценарий содержит стихи о птицах, викторину/ игры, презентацию.

Сценарий праздника "День птиц"

Весёлое детское мероприятие, направленное на воспитание любви к окружающему миру, птицам.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного Дню птиц

Праздник День птиц стал в нашей школе уже традиционным. Дети и учителя готовятся к его проведению. Может быть, наш опыт поможет создать такую же традицию и в Вашей школе.


Сценарий "День птиц"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сценарий праздника

расширять знания учащихся о птицах;

закрепить знания о том, какие звуки издают птицы;

развивать у детей внимание, познавательную активность;

закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения;

воспитывать заботливое отношение и интерес к птицам;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Участники: ученики начальных классов.

Оформление зала: зал украшается детскими рисунками и плакатами о птицах. На столах устраивается выставка скворечников.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором и экраном, карточки-задания, фотографии и рисунки птиц. Для проведения праздника выбирается жюри (учителя или старшеклассники), которые оценивают участие команд, в конце праздника подводят итоги и объявляют победителя.

(На экране презентация весны № 2)

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

В наш край идет весна!

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей глазурию живой,

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Ведущий: Опять весна на белом свете! И дышится как-то по-особому, и на душе светло! Сегодня – необычный день! Сегодня – день птиц! Весной к нам возвращаются перелетные птицы, которые своим пением поднимают нам настроение.

Лишь дыханье весны над землёй пролетит,

Нежным пухом оденется лес,

Чья-то звонкая песня незримо звучит,

Из лазури прозрачных небес.

Побежали ручьи, запестрели цветы,

И навстречу румяной весне

Льётся чистая песня певца красоты

И гремит, и звенит в вышине.

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнёзд понавьют – посмотри.

Что за звуки, за песни польются

День- деньской, от зари до зари.

Ведущий: Ребята, Мы получили телеграмму от специальных лесных корреспондентов. В ней сообщается, что прилетели грачи, скворцы. Лед и снег растаяли, глухари токуют, дятлы барабанят. Значит - весна наступает. Давайте её встречать.

Ведущий: Для этого мы создали две дружные команды. И в дружеском соревновании весело проведём время.

Ведущий: Все готовы? (да)

Тогда, мы начинаем!

Для того, чтобы наша игра проходила интереснее, мы будем играть двумя командами, поэтому сейчас каждая из команд представит свое название, девиз и поприветствует соперника по игре.

Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.

1 Команда вам предоставляется слово

Наш Девиз: Соловей поет с утра, всем желает он добра.

Спасибо первой команде.

2 Команда вам предоставляется слово

Наш Девиз: Мы соперников уважим,

Наш девиз не унывать!

Дружно будем все играть

Выше голову держать!

Цель у нас совсем простая

Все хотим о птицах знать!

Ведущий : Вот мы и познакомились с нашими участниками. Давайте дружно еще раз поприветствуем друг друга аплодисментами.

Ведущий : Птицы – наши друзья. Их нельзя обижать, нужно беречь. Вспомните, как мы подкармливали синичек и воробышков зимой. Без нашей помощи им бы пришлось туго. Птицы приносят пользу, являются украшением природы. И очень красиво поют.

Давайте прослушаем голоса птиц, и вспомним как же это прекрасно.

ВИДЕО В КОНТАКТЕ №3

Предлагается в форме презентации прослушать голоса птиц и рассмотреть иллюстрации

РАУНД 2 (СЛАЙД 2)

Мы проверим, как вы подготовились к встрече с птицами. Вам Необходимо выразительно, красиво прочитать стихи о птицах.

Предлагаю вам коротенькие стихи. Ваша задача: каждой команде в течение трёх минут подготовить чтецов и выбрать иллюстрации с изображением соответствующей птицы.

(Предлагаются напечатанные на листах бумаги стихи о птицах)

У обочины дороги
Ходит аист длинноногий.
Самый лучший из отцов
Ищет пищу для птенцов.

К нам с ветрами прилетели
Стайки ярких свиристелей.
Прилетели свиристели,
Песню севера запели.

Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.

Курица и петух

Зяблик согрелся

Зяблик: – Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся –
Зяблик согрелся!

Ливень, ливень льет везде.
Рады птенчики в гнезде:
Мама дома посидит,
Hикyда не yлетит!

Филин ухает, хохочет,
Напугать в лесу всех хочет.
У меня от этой пташки
По спине бегут мурашки.

Жаворонок полевой,
Нет певца чудесней!
В чистом поле – домик твой.
В ясном небе – песня.
Выступление команд.

Чтецы от каждой команды читают стихи и показывают иллюстрации.

Ведущий 2: С приходом весны все оживает кругом. Начинает зеленеть травка. Ярче светит весеннее солнышко. Становится теплей с каждым днем. Весело журчат ручейки. Звонкие трели заводят птицы. Перелетные птицы возвращаются домой. Они боялись холодов, поэтому пришлось улетать в теплые края.

РАУНД 3(СЛАЙД 3)

Каждая команда поочередно вынимает из мешочка бочонок с номером вопроса.

Всех перелетных птиц черней

Чистит землю от червей

Вдоль по пашням мчится вскачь

А зовется птица ……(грач)

Какая птица дольше всех живёт? ( ворон, около 800 лет)

Какая птица быстрее всех летает? (стриж )

В синем небе голосок,

Будто крошечный звонок . (Жаворонок)

В воде купался, а сух остался . (гусь)

Шпоры носит, а верхом не ездит . (петух)

Птица, строящая свое гнездо под крышей. (Ласточка)

Лучший пернатый Российский певец. (Соловей)

Дышит ли цыплёнок в яйце? (да)

Крупная ночная птица. (Сова)

Ведущий 1: Молодцы, ребята! С загадками вы справились хорошо.

Ведущий: А теперь мы немного поиграем.

До 1 апреля осталось совсем немного времени. А кто знает какой праздник мы отмечаем 1 апреля? (правильно)

Вот сейчас мы и посмеёмся. От каждой команды приглашаю выйти по 1 участнику.

Вам Задание такое . Изобразить :

Пигвина, который потерял яйцо.

Бешеного петуха, который кричит утром на заборе.

Молодцы ребята, вот мы и повеселились немного.

Вернувшись, домой, птицы сразу же начинают наводить порядок в своем жилище и строят новое. Представьте себе, жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Зяблики селятся в парках, в садах, в лесу. Целыми днями птицы трудятся. Ведь скоро они сядут в гнездах высиживать своих птенцов. Вот тогда в лесу совсем нельзя шуметь. Ходить тихо, не кричать, чтоб не вспугнуть птиц с гнезд. Иначе яйца и маленькие птенцы могут погибнуть. А еще птицы защищают деревья и посадки от плохих и вредных жучков и гусениц.

Послушайте, какое с тихотворение приготовила ____________________

Целый день всё тук, да тук –

Раздаётся странный звук.

Мастер Дятел так стучит,

Сойке домик мастерит.

Приходи на новоселье,

То-то будет здесь веселье!

Пёстрый Дятел всем вокруг

Славный доктор, добрый друг.

Всех вредителей он съест,

От врагов очистит лес.

Может, ты и нас устроишь,

Всем по домику построишь?

Ведущий 2: Вот такое замечательное стихотворение. Поблагодарим _______ и продолжаем нашу программу.

РАУНД 4 (СЛАЙД 4)

Команды получают карточки.

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Музыка тихая. №4, или №5

А ТЕПЕРЬ ВСЕ ВМЕСТЕ ПРОВЕРИМ ОТВЕТЫ. ЗА ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 БАЛЛ

Ответы : гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

РАУНД 5 (СЛАЙД 5)

(Конкурс капитанов)

А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку и по их делам?

Капитаны команд получают карточки. Вы можете сесть за другой стол.

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

Птица – рыболов соловей

Птица – плотник ласточка

Лесная кошка поползень

Птица – строитель баклан

Птица – акробат иволга

Пернатый солист кукушка

Ночной хищник дятел

Легкомысленная мамаша сова

А пока капитаны заняты мы немного отдохнем.

Птица – рыболов (баклан).

Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Птица – плотник (дятел).

Лесная кошка (иволга).

Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица – строитель (ласточка).

Самым искусным строителем считают ласточку.

Птица – акробат (поползень).

Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей).

Ночной хищник (сова).

Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Кукушка подбрасывает свои яйца в гнёзда других птиц.

РАУНД 6 (СЛАЙД 6)

“ Живые синонимы”.

Задание . Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.

Могучий как … (орёл)

Вороватый как … (сорока)

Важный как … (гусь)

Взгляд хищный как … (у ястреба)

Зоркий как … (сокол)

Болтать как … (сорока)

РАУНД 7 (СЛАЙД 7)

Для 1 команды.

Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки ( стрижи)

Самая маленькая птица ( королек, колибри)

Какая птица выводит птенцов зимой (клест)

Какая птица носит название писателя (гоголь)

Где гнездятся скворцы кроме скворечников (в дупле)

Где водятся пингвины (в Антарктиде)

Какие птицы самые быстрые (стрижи)

Самая крупная птица в России (дрофа)

Какая птица переносит птенцов в лапах (вальдшнеп)

Какая птица поет хвостом (бекас)

Какая птица барабанит (дятел)

Из чего делают гнезда наши ласточки ( из грязи и слюны)

Какая птица носит название насекомого (мухоловка)

Какая птица делает гнездо из рыбьих костей (зимородок)

Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге (нет)

Птица, поющая только высоко в небе ( жаворонок)

Имя, какой птицы связано с лошадью? (Конёк)

Какие птицы называются так же, как и ядовитые грибы? (Поганки)

Какая птица бегает под водой? (Оляпка)

Какая птица носит название танца ? (Чечётка)

Какая птица носит название каши? (Овсянка)

Какая утка носит название цитруса? (Мандаринка)

Какие птицы издают звуки похожие на смех человека? (Филин.)

Самая большая птица в мире? (Страус.)

У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла.)

Для 2 команды.

Кто является родоначальником домашней утки? (Кряква.)

У каких птиц самки сильнее самцов ( у хищных)

Какие птицы не летают (страус, нанду, эму, пингвины)

Какая птица может летать хвостом вперед (колибри)

Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег (тетерева, рябчики)

Какого цвета ворон (черный)

Какая птица двигается по стволу дерева вниз и вверх головой (поползень)

Какая птица весной запевает раньше всех (горихвостка)

Какая птица – символ мира (голубь)

Какая птица может свить гнездо на крыше (аист)

Что для птиц страшнее голод или холод (голод)

Какая птица носит хвост в форме музыкального инструмента (лирохвост)

Почему птицы, попадая в глубокий колодец погибают ( не могут лететь вверх по прямой )

Когда температура тела у птиц выше зимой или летом? (одинаковая).

Какая птица после гибели долго не гниёт? (клёст).

Кто из птиц лучший танцор? (журавль).

Как поведет себя сорока, увидев в лесу волка? (будет издавать тревожные звуки).

Почему у журавля 1 птенец, хотя яиц 2? (птенцы дерутся, пока один

не убьет другого).

Зачем страус прячет голову в песок? (освобождается от паразитов).

Крупная розовая птица? (фламинго).

У каких птиц есть детские сады? (пингвин).

У какой птицы гнездо размером с половины скорлупки грецкого ореха? (колибри).

Самое морозостойкое животное в мире? (гусь=-110).

У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана)

Черный ящик

Ведущий 2:
Сейчас из этого черного ящика–грамматейки выскочат 12 букв. Вы должны за ВРЕМЯ составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, Сколько правильных слов напишите, столько и очков.

П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е

(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)

Пока команды выполняют задания, предлагаем вам зажигающий танец ОТ КОМАНДЫ СОЛОВЬИ

Итак, давайте проверим, сколько птиц они нашли

Команда соколы

Команда соловьи

Ведущий: Ну, вот и закончились ВАШИ испытания.

Время подошло подводить итоги.

КАПИТАН КОМАНДЫ ВОЗЬМИТЕ ВСЕ СВОИ ФИШКИ И ПОДОЙДИТЕ К ЗЕМФИРЕ НАЗИФОВНЕ.

Ведущий1:
Сегодня в нашей школе праздник – День птиц. Почему без птиц нам не обойтись расскажут РЕБЯТА.

6 ученик : На нашей планете живут

Они летают и поют

И землю свято берегут.

Можно жить без птиц на свете?

Что случится, если птицы

На земле вдруг пропадут?

7 ученик: Букашки, жучки, червячки

На деревья нападут

И съедят кору, листочки,

Обглодают ветки, почки.

Если птицы, если птицы,

8 ученик: И не будет щебетанья,

Дивных трелей соловья,

И сороки стрекотанья,

9 ученик: Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на Белом свете!

Ведущий 2: Птицы – друзья нашего детства. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Берегите птиц! Птицы – наши друзья! Птицы – это красота и тайна. Они – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов.

Ведущий . А сейчас жюри объявит итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги, команды награждаются грамотами.

Закончим праздник дружной песней

Ее нам девочки споют

Нет на земле краев чудесней

Чем те, что в песне мы поем!

МЫ ХОТИМ, ЧТОБ ПТИЦЫ ПЕЛИ
Мы хотим, чтоб птицы пели, чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась, чтобы бабочка резвилась
И на ягодах сверкала хрусталем роса.

Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела,
И под ёлкой жил смешной колючий ёж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый золотистый дождь.

Мы хотим, чтоб на планете были счастливы все дети.
Ах, как хочется со всеми нам дружить!
Будем в школах мы учиться, будем к звездам мы стремиться
И сады в краю любимом будем мы растить!

Ведущий. Ребята, мы надеемся, что сегодняшний праздник вам понравился, и вы узнали много нового и интересного о птицах. Мы благодарим команды за хорошую игру. А чтобы слово не расходилось с делом, внесем свой вклад в общее дело охраны птиц и привлечем их на территорию нашей школы - развесим скворечники, которые вы изготовили сами. А помогут вам в этом старшеклассники. (Дети идут на улицу для того чтобы развесить скворечники)


- А сейчас послушайте интересные сведения из жизни птиц.
1) Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток.
2) Самая маленькая птичка наших хвойных лесов - королёк, уничтожает от 8 до 10 млн. мелких насекомых в год.
3) Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4) Семья ласточек - около миллиона насекомых.
5) Мухоловка за 2 месяца уничтожает не менее 50 тысяч мух.
6) Ушастая сова способна съесть за день 10 полёвок, а сова-сивуха съедает в год 1200 грызунов. Если учесть, что одна мышь в год съедает 2-3 килограмма зерна, а суслик - 16, то каждая сова спасает тонны хлеба.
7) Сарыч (ястреб) питается мышами и полёвками: за 50 дней съедает не менее 265 грызунов.
8) Жаворонки, овсянки, зеленушки, щеглы склёвывают семена и плоды сорняков, тем самым снижая засорённость полей.
- А теперь, дорогие ребята, разобьемся на команды. Каждая команда должна выбрать себе командира, придумать название команды и эмблему, связанные с темой. Получите маршрутный и оценочный листы. Итак в путь! Всем желаю удачи!




Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда она идет на нерест.
Птица – плотник (дятел).




Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка).



Самыми искусными строителями считают иволгу и ласточку. Гнезда ласточек – саланган или стрижей – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Птица – акробат (поползень).



Поползень лазает по деревьям. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами.
Пернатый солист (соловей).




Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает. Хотя некоторые виды кукушек сами высиживают яйца.


(Ответ: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.)

- Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи). Оценивание проходит на усмотрение учителя от1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.


Всё стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая …
(Сорока)
На песочке у реки,
Словно снежные комки,
Что за птица, угадай-ка!
Догадаться просто-…
(Чайка)
Алый низ и чёрный хвост,
Воробья побольше рост,
Толстый клюв раздался вширь –
До чего красив…
(Снегирь)
Хрипло птенчики кричат,
Клювы их в гнезде торчат,
Скрыла их густая крона,
Проживает здесь …
(Ворона)
Ночью в рощах и лесах
Уханье наводит страх,
Страшен дикий крик и силен,
Так кричит огромный…
(Филин)
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
(Грач)
Щиплет за пятки —
Беги без оглядки.
(Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.
(Петух)
Явился в желтой шубке —
Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
(Воробей)
Слышен дальний грустный зов,
Повторение двух слогов.
Лес берёзовый, опушка,
На сучке сидит …
(Кукушка)
Синих крылышек красу
Разглядеть нельзя в лесу,
По сучкам порхает бойко
С резким хриплым криком…
(Сойка)
С ледоходом прилетает,
Чёрным хвостиком мотает,
Чёрный с белым хвостик узкий
У изящной…
(Трясогузки)
На репье он очень ловко
Треплет цепкие головки,
Сыплет семечки на пол
Птичка бойкая…
(Щегол)
Воздух режут без усилья,
Как серпы кривые крылья.
Промелькнёт – не разглядишь,
Так летает только…
(Стриж)
Тает снег, летят грачи,
Всем глаза слепят лучи,
Что звенит, как будто склянка?
Песенку поёт… (Овсянка)


Получается слово орнитология.


Примечание. Данная работа может быть использована как полностью, так и частично, по выбору учителя.

Традиционно в школах проводится Неделя Птиц. Целью этого экологического праздника является пополнение знаний учащихся о роли птиц в природе и жизни человека. Учитель биологии должен заранее подготовить учеников средних и старших классов: предоставить или подсказать необходимые литературные источники, из которых дети узнают новый, интересный, дополнительный материал о птицах. Обо всех мероприятиях Недели Птиц учитель должен заблаговременно сообщить в программе Недели - оформить газету, стенд или плакат, где также нужно указать все задания для учащихся. Например, объявить конкурс:

Неделю можно начать с проведения праздника Птиц в младших классах. Здесь учитель с помощью старшеклассников организует игры, конкурсы. Необходимо делать акцент на полезных для человека птицах, видах, занесенных в Красную книгу и находящихся под охраной.

Примерный сценарий Дня Птиц для младших школьников:

Судьбы твоей пройдут дороги
Через пустыни и сады;
Отроги жизненной гряды
Круты порой, порой пологи.
Но если строги будут боги
И вкус почувствуешь беды
Не унывай, не жди подмоги,
Не плачь, не обивай пороги,
Взгляни внимательно под ноги:
Кругом - следы, следы, следы.

Ведущий (2): Хорошо ли мы знаем животных, обитающих с нами по соседству? Какие повадки у зверей и птиц? Я думаю, что на эти и многие другие вопросы затруднятся ответить большинство детей и взрослых. Дело в том, что увидеть в природе животных, а тем более наблюдать за ними задача трудная, требующая специальной подготовки, навыков, терпения, увлеченности и неограниченного времени. Ребята, а как вы думаете, почему без птиц не обойтись? (Птицы - друзья нашего детства; вестники радости, приносящие весну; верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов; птицы - это красота и тайна.)

Ведущий (1): Птицы - единственные животные с перьями. Они являются одним из самых больших Классов позвоночных животных.

Ведущий (2): Птицы вьют гнёзда и выводят птенцов из яиц. Большинство птиц умеют летать. Не летают киви, пингвины и страусы.

Ведущий (3): На Земле более 9000 видов различных птиц. Птицы живут в открытом море, в арктической зоне, в тропиках и даже в пустынях.

Ведущий (4): Есть домашние птицы, которых человек разводит для питания - куры, утки, индейки. Есть декоративные птицы – голуби, попугаи, канарейки, которых люди держат в доме.

Ведущий (1): Птицы - теплокровные животные, у большинства из них температура тела около 40 градусов. Для поддержания высокой температуры тела птицам требуется много энергии, которую они получают исключительно из пищи.

Ведущий (2): А какую пользу приносят птицы людям? За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.

Ведущий (3): А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ведущий (4): Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 – 3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий (1): Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, и наш праздник сегодня посвящен именно этим обитателям планеты Земля. А сейчас мы с вами поиграем.

2. Кто больше. Как игра в города, только вместо городов говорят названия птиц. Например: ястреб – беркут – тетерев и так далее.

3. Красивая птица. Выходят 6 желающих из команды. Их задача – изобразить птицу с большим размахом крыльев. По сигналу игроки каждой команды начинают снимать с себя одежду и связывать в линию. У кого длиннее размах крыльев, тот и выиграл. 5 – 8 млн. лет назад существовала хищная птица, вес которой 100 кг, а размах крыльев – 8 метров.

4. Боевые петухи. На полу чертят круг. По одному петуху от команды в круг. Петухи, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга, или же заставить противника встать на обе ноги.

5. Курочки и петушки. Три представителя от команды в течение одной минуты собирают зерна, разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

6. Охотники и утки. Играющие делятся на две команды: одна – охотники, другая – утки. Чертится большой круг, за которым становятся охотники, а утки – внутри. По сигналу охотники стараются попасть волейбольным мячом в уток, которые, бегая внутри круга, уворачиваются от мяча. Игрок, осаленный мячом, выбывает из игры. Когда все утки будут выбиты, команды меняются местами. Игра на время.

7. Коршун. Коршун и наседка, все остальные – цыплята, которые становятся за наседкой в колонну по одному и держат друг друга за пояс. Коршун старается схватить последнего цыплёнка в колонне. Наседка старается помешать этому. Коршун может схватить только последнего цыплёнка. Если он схватил, то становится наседкой. Наседка становится последним цыпленком. Коршун выбирается.

(Жюри подводит итоги, объявляет результат.)

Вопросы для блицтурнира:

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

3. Какая птица делает подстилку в гнезде из рыбьих костей? (Зимородок.)

4. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

5. Какая птица бегает за кормом по дну реки? (Оляпка.)

6. Какая птица в течение года имеет три различных окраски? (Белая куропатка.)

7. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

8. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

9. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

10. У какой птицы самки зелёные, а самцы жёлтые? (У иволги.)

11. Птица, питающаяся падалью? (Сип.)

12. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

13. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

14. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

15. Водоплавающая птица, уничтожающая большое количество рыбы? (Баклан.)

16. Хищная птица, не вьющая гнёзд? (Сапсан.)

18. Каких птиц называют альбиносами? (Птиц, которые не имеют пигмента.)

19. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

20. Как зовут птицу, которая питается змеями? (Змееед.)

21. У какой птицы плавучее гнездо? (У чомги.)

22. У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? (У синицы-ремеза.)

23. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.)

24. Дайте название птице: длинные ноги - ходули (ходуличник); лысинка на голове (лысуха); зелёная с головы до ног (зеленушка); гузкой трясёт (трясогузка); бровки белые (белобровка); ножки белые (белоножка).

25. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

26. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

27. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

28. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

29. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

31. Птичка, похожая на мышку, умеет пищать? (Пищуха.)

33. Какие птицы - единственные среди куриной родни – являются перелётными? (Перепела.)

34. У каких птиц точно такое же название, как и у грибов? (Поганки.)

35. Ползающие птицы? (Поползень.)

36. Какая птица поёт хвостом? (Бекас.)

37. Назовите пять певчих птиц? (Например, соловей, жаворонок, зяблик, синица, дрозд.)

38. Какая птица любит есть незабудки? (Зяблик.)

40. Какая птица очень красива, но каркает как ворон? (Райская птица.)

41. Как кричит жар-птица? (Квакает как лягушка.)

42. Какая птица к зиме белеет? (Белая.)

43. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

44. У каких птиц самцы красные, а самки зелёные? (У клестов.)

45. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

46. Назовите птицу, которую используют для охоты на лис, зайцев, волков в Казахстане и Киргизии? (Беркут.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)

1. Три из перечисленных здесь птиц - зимующие, а одна перелетная. Найдите её. (Синица, снегирь, дятел, грач.)

2. Среди указанных здесь птиц одна не певчая. Какая? (Соловей, горихвостка, пеночка, бекас.)

3. Три птицы обитают в смешанных лесах, одна в степях. Укажите её. (Глухарь, зяблик, красавка, свиристель.)

4. Одна из этих птиц - не хищная. Какая? (Ястреб, гриф, сокол, стриж.)

ВЕДУЩИЙ: Пока команды выполняют задание, я проведу игру с болельщиками.

1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)

2. Какое народное название у вороны? (Карга.)

3. Какая птица обладает способностью спать в полёте? (Аист.)

5. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)

2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)

3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)

4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)

5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)

6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)

7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)

8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)

9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)

10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)

11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)

12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)

13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди. (хорошую погоду.)

14. Днём сова кричит. (К дождю.)

(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)

Это задание команды готовили заранее, и никто не знал, что придумала каждая из них. Посмотрим, что у них получилось! (Каждая команда показывает или рассказывает, в форме стихотворения или песни, то есть как можно оригинальнее, роль в природе и жизни человека птицы, находящейся под охраной.)

(Жюри оценивает выступления команд.)

Ведущий: Мы начинаем игру.

1. Сколько видов птиц известно человеку? (Более 8500 видов.)

2. Какая птица нашей страны самая большая? (Пеликан.)

3. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус – длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

4. Во сколько раз зрение орлов, ястребов, грифов острее человеческого? (В 8 раз.)

5. Какая птица может нырять глубже всех? (Императорский пингвин, на глубину 200 метров.)

6. Сколько раз в секунду во время полёта взмахивает крыльями колибри? (До 55 раз.)

7. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)

8. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

9. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)

10. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)

11. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)

12. Какие птицы на Земле наиболее многочисленные? (Куры.)

13. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

14. Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинакова.)

15. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

16. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - до 15см.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

1. . как-то раз в желудке одного страуса нашли 4кг монет, пуговиц, гвоздей (Да.)

2. . цапля пудрится (Да.)

3. . ква-ква это лягушка (Нет, это птица из отряда аистообразных.)

4. . птица может убить крокодила (Да, бразильский ябиру.)

5. . яйцо бескрылой гагарки стоит как автомобиль (Да.)

6. . среди отряда воробьиных есть те, кто весит 1,5кг и крошки менее5 грамм (Да.)

7. . грачи питаются ящерицами, жабами, лягушками (Нет.)

8. . попугай и ворона относятся к одному и тому же отряду птиц (Нет.)

9. . ворон может досчитать до пяти (Да.)

10. . чижи обитают и в тропических лесах (Нет.)

11. . ласточки чаще ходят по земле пешком, чем летают (Нет.)

12. . есть птица шалашник, которая строит шалаш (Да.)

13. . журавли любят танцевать (Да.)

14. . гнездо у колибри величиной с половину грецкого ореха (Да.)

Ведущий: Кто пытается одевать сандалии вместо шубы? (Слово уходящему игроку.)

1. Удивительный ребёнок! Только вышел из пелёнок, может плавать и нырять, как родная его мать! (Утёнок.)

2. Что за весенняя чёрная птица - любит за плугом ходить и кормиться? (Грач.)

3. Живёт в глуши лесной, и летом и зимой – старательный работник, лесной носастый плотник. (Дятел.)

4. Днём спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)

5. Какая птица ходит под водой? (Оляпка.)

6. Пингвин - птица или нет? (Птица.)

7. Стали братья на ходули, ищут корма по пути, на бегу ли, на ходу ли - им с ходулей не сойти. (Журавли.)

8. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка.)

9. Какая птица носит фамилию писателя? (Гоголь.)

10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

11. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.)

12. Прилёт каких птиц означает начало весны? (Грачей.)

Ведущий: Кто ещё не разобрал дома новогоднюю ёлку и оставил её до 1 мая? (Слово уходящему игроку.)

1. У какой птицы мешок под клювом? (Пеликан.)

2. Кто умеет точно находить дорогу домой? (Голубь.)

4. По повадкам какой домашней птицы можно определить погоду? (Гусь.)

5. Какая хищная птица гнездится на скалах? (Орёл.)

6. Кто из птиц с древних времён служит символом красоты и нежности? (Лебедь.)

7. Кто селится на крышах домов и, по приданию, приносит счастье? (Аист.)

8. Кто подражает человеческой речи? (Попугай.)

9. Наряд какой птицы напоминает черный костюм с белой рубашкой? (Пингвин.)

10. У какой птицы длинная шея? (Журавль.)

11. Какая птица является символом мудрости? (Сова.)

12. Какая птица по дереву клювом весь день стучит? (Дятел.)

1. На ласточку похож – так же пригож. (Стриж.)

2. Конечно же, узнали вы, кто близкий родственник совы. (Филин.)

3. Пестрая крякушка ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочку? (Утка.)

4. Без рук, без топорёнка построена избёнка? (Гнездо.)

5. Явился в желтой шубке – прощайте две скорлупки! (Цыплёнок.)

6. Ловко ныряет, словно матрос, в волны морские рыбак… (Альбатрос.)

7. Пролетят через границы стран любых без визы … (Птицы.)

8. Сало и зернышки, хлеба горбушка – птиц угощает зимою… (Кормушка.)

9. Не забудет никогда птица первого… (Гнезда.)

10. Ей зерна насыпь скорей-ка, кушать просит … (Канарейка.)

11. Песен звонких не жалей нам весною… (Соловей.)

12. Грозных бурь морских предвестник, над волнами - … (Буревестник.)

13. Птица большая – большая трусиха: голову прячет в песок… (Страусиха.)

Вот так в школе отмечается День Птиц.

2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.

Читайте также: