Конкурс экологическая тропа для начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Экологическая игра – путешествие для начальной школы

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, и все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку.

Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие детей в развитии сюжета игры и их желание получить результат: что-то узнать, чему-то научиться. Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании.

Условия и требования к организации игр-путешествий:

- темы игр должны отвечать потребностям, интересам, запросам детей;

- необходимо предоставить каждому ребенку возможность активно участвовать в игре;

- организовывать игры-путешествия предпочтительно по группам, чтобы, во-первых, охватить всех детей, а во-вторых, осветить разные стороны избранной темы;

- главное в игре-путешествии — познание, а не соревнование;

- в играх-путешествиях желателен сюжет, его придумывание развивает творчество детей.

Класс разбивается на две команды по 10—15 человек. У каждой команды своя эмблема.

Ведущий.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Проходит представление команд.

Под широкой темной елью

Прошлогодней пахнет прелью.

Подойдешь ты к ней — иголки

Под подошвами скользят,

Ведь в обычае у елки

Круглый год менять наряд,

Ель знакома нам всем с детства. Без нарядной елки и праздника нет. Круглый год ель зеленая, А почему? Да потому, что листок-иголка живет 2 — 3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года. Одни иголки опадают, а другие растут.

Ель любят птицы, И медведь чаще всего строит свою берлогу под елью. Живет ель до 200 лет.

Люблю березку русскую —

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Издавна полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Береза — одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол ее даже в жаркие дни остается холодным. До сорока литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают мебель, фанеру. А береста — готовая природная бумага.

1. Назвать пять пород лиственных деревьев.

2. Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

1. Назвать пять пород хвойных деревьев.

2. Чем отличается ель от сосны?

Ведущий.

Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы —

Нет под шапкой головы.

Берем по лукошку —

И скорее в путь-дорожку

Разбежались по полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить (грибы из бумаги). Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются — лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор и другие?

Капитанам предлагается угадать, от кого поступила жалоба.

Все-все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед и кто делает яд!

Из отдельных разрезанных частей картинки нужно собрать портрет животного. Приглашаю по одному человеку от команды.

Команды составляют из предложенных букв названия животных. Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных (можно инсценировать сказки про животных).

Ведущий.

Так весело в густом лесу!

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Ведущий. Для этого конкурса члены каждой команды провели исследования, результатом которых стали интересные факты из жизни природы. Сейчас вы узнаете, что.

1. Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых — жук-носорог? (картинка) Сам весом 14 г, а может тащить груз в 1 кг 580 г.

2. Знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1 т хлеба?

3. Знаете ли вы, что 1 га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода?

1. Знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц?

2. Знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветков?

3. Знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

Первый ребенок.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

Третий ребенок. Природа гибнет и просит у нас защиты, многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц. Четвертый ребенок.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы —

Опустеют все поляны и не будет красоты.

В заключение исполняется песня о природе (по выбору организаторов).

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологическая игра ежегодно проводимая в летнем пришкольном лагере, носит комплексный характер. Она требует от участников не только знаний по основам экологии, биологии и природоведению, но и умения ориентироваться в разнообразном мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь и действовать по сигналам тревоги.

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Распределить участников на 5 команд. Команды получают маршрутные листы.

СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

Примеры экологических “кричалок”

1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь.

2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг!

5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Участники получают вопросы на карточках:

1. Зачем зайцу большие уши?

2. Зачем страус голову в песок прячет?

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?

4. Почему дрожит мышка?

5. Зачем белке хвост?

СТАНЦИЯ 3: ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

  1. Любитель зимнего плавания. (Морж.)
  2. Промежуточная опора моста. (Бык.)
  3. Пешеходный переход. (Зебра.)
  4. Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
  5. Автобусный безбилетник. (Заяц.)
  6. Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
  7. Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
  8. Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
  9. Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
  10. Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)
  11. Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
  12. Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
  13. Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)
  14. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)
  15. Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)

СТАНЦИЯ 4: КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

Задание – вспомните, как “разговаривают” следующие птицы и звери и покажите пантомиму. (Каждая команда по очереди вытягивает по 3 карточки и 3 минуты готовится к пантомиме.)

– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– пчела… (жужжит, гудит).

СТАНЦИЯ 5: ЗАГАДКИ

(Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые сходу отвечают)

1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (Лук)

2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный. (Кабачок)

3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)

4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (Картофель)

6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска)

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

8. С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь. (Капуста)

9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким. (Перец)

10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет.
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы. (Свекла)

СТАНЦИЯ 6: УГАДАЙ-КА

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг 14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)
Шарик (пес)
Мурка (корова)

СТАНЦИЯ 7: РЫБНАЯ

Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Кто больше?

тапвол (плотва); балакам (камбала);
ёгмас (сёмга); дукса (судак);
торёс (осётр); арьсак (карась);
щел (лещ); щаук (щука);
ганава (навага); секрат (треска);
шкарюко (корюшка); куала (акула).

СТАНЦИЯ 8: ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

Расшифруй кроссворд, назови известные тебе овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. (ПРОПОЛКА). Команды получают лист с рисунками-подсказками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интеллектуальная игра

“ Путешествие по экологической тропе”

Учитель начальных классов: Яруллина Ольга Николаевна

Цель: формировать познавательный интерес к науке- экологии.

Задачи: развивать умение логически мыслить, проявлять смекалку и находить верное решение при работе в группе; расширять знания о природе родного края; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Постановка цели.

- Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие по экологической тропе! Что такое экология? (природа)

-Может кто-то мне скажет, годом чего объявлен 2017 год в России? (экологии). Вот по этой причине мы проводим нашу сегодняшнюю игру. Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери. Зелёной от лесов, синей от океанов, жёлтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от рождения жизни до грядущих судеб человечества.

Мы речь свою ведем о том

Что вся Земля наш общий дом

Наш добрый дом просторный дом

Мы все с рожденья в нем живем

Еще о том ведем мы речь

Что мы наш дом должны беречь

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Природа – это дом, в котором мы живем

И в нем шумят леса, текут и плещут реки

Под сводом голубым под светом золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Взрослые и дети!

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Она ответит тем же.

Вы только помогите!

Все что нас окружает: растения, животные, насекомые, воздух, вода- это и есть экология. Школьный двор и будет нашей экологической тропинкой, по которой вы пройдёте 10 этапов. Последовательность прохождения этапов показана в маршрутной карте. После каждого пройденного этапа команды получают определённый жетон: красный-5 баллов, зелёный-4 балла, коричневый-3 балла.

В завершении игры по количеству набранных жетонов мы сможем определить победителей. Желаю вам удачи!

Игра на природе.

Девиз: «Природы верные друзья! Дружны мы, как одна семья!

Девиз: «Мы ваш отдых охраняем,

Станция “ Жалобная книга природы ”

Мы с вами хорошо знаем, что всё, что надо для жизни, человек берёт у природы. К сожалению, сам человек часто забывает об этом и, не задумываясь, обижает природу. Вот так у природы появилась своя жалобная книга. Я вам сейчас её почитаю, а вы попробуйте догадаться, о ком идёт речь:

Я – самое трудолюбивое насекомое. Ни минуты не могу сидеть без дела. За 1 день я уничтожаю до 300.000 вредных насекомых. Но дети часто топчут меня ногами, разрушают моё жилище палками, а ведь мне больно. Пожалейте меня, я ведь приношу много пользы. / Муравей/.

Я – цветок, обитаю в воде. По мне можно определять время: раскрываюсь ровно в 7 часов утра, а закрываюсь в 5 часов вечера. Люди безжалостно рвут меня за красоту, когда катаются на лодках. А потом выкидывают на берег. А ведь я занесена в Красную книгу. /Белая кувшинка/.

Я – представитель семейства рептилий. Очень подвижна, могу изменять направление своего бега. За это прозвали меня прыткой. Мальчишки часто ловят меня и сажают в банку. А кому понравится сидеть в банке. Если я хочу убежать от врагов, я отбрасываю свой хвост. /Ящерица/.

“ Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят, глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. / сова /

Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. / лягушка /

Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. / волк /

Известно, что комнатные растения очень тонко чувствуют настроение человека, реагируют на ласковые слова и другие знаки внимания. Целебное действие деревьев имеет свое научное название. Это, так называемая древотерапия. Обнимание деревьев способствует более быстрому усвоению знания, лучшему запоминанию, улучшает настроение и придает энергии. Лучше всего действующим на человека деревом является… а вот какое дерево, попробуйте отгадать загадку

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.

Обнимая дерево, человек, как правило, испытывает положительные эмоции, это также позволяет почувствовать единство и гармонию с природой. Найдите это дерево на нашей площадке и обнимите его.

Станция “ Экологический светофор ”

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

Ребята наблюдают за муравьями. (с)

Дети оставили костёр в лесу. (ч)

Ребята огородили муравейник. (с)

Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)

Ребята срезают грибы ножиком. (к)

Ученики очищают парк от мусора. (с)

Ребята увидели гнездо в траве. (к)

Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)

Дети сильно шумят в лесу. (ч)

Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)

Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)

Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)

Дети вешают кормушку. (с)

Станция “ Логическая цепочка ”

Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово.
1. Корень, стебель, цветок, букет, лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб, небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, сосна, ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Голубь, воробей, дятел, скворец, синица – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза, лиственница – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей, соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

Станция “ Где чей дом ?”

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, лес, болото.

Ответственный за этот этап называет животных и растения. Воробей, кувшинка, цапля, медведь, щука. Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей-небо, цапля-болото)

Отдыхательная пауза

Физкультминутка – игра – “Да, нет”.

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги - это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

Станция “ Экологический показ мод ”

В нашем показе главное- не название и предназначение костюмов, а то, из чего они изготовлены. Изготовить костюм из утильсырья, из мусора (старые газеты, полиэтилен, бутылочные пробки, фантики и шоколадные обёртки, природный материал и т.д.) и его презентовать нам. Для этого у вас 5 минут времени.

Мы приглашаем вас на демонстрацию новых моделей из коллекции “Эко-мода”. Изготовлены все модели из того, что сначала было чем-то, потом стало утильсырьём, а потом возродилось из мусора в новом качестве.

6. Станция “Экомячик”

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

- Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу.

Станция “ Зелёная аптека ”

Вопросы и загадки о травах, которые применяются для лечения различных заболеваний.

Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Ответ: подорожник)

Подорожник — лекарственное растение. Еще в стародавние времена подорожник называли “Матерью всех трав” за его умение лечить раны и болезни. С помощью подорожника можно остановить кровотечение, он умеет заживлять раны, лечить разные заболевания. Если вы натерли мозоль – приложите чистый лист подорожника, и вам легче будет идти. А все потому, что в листьях есть витамин К. Подорожник – друг путешественников.

Только тронь
Отдёрнешь ладонь:
Обжигает трава
Как огонь.
(Ответ: крапива)

В народной медицине употребляют листья, корни с корневищами, плоды. Крапива умеет останавливать кровотечения, лечить некоторые болезни. А еще крапиву используют в шампунях для волос. Волосы, вымытые с использованием крапивы, лучше растут, блестят, избавляются от перхоти.

То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел!
(Ответ - одуванчик)

Используют корни, понижает температуру, желчегонное и слабительное средство.

Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Ответ: берёза)

Березовый сок – полезный напиток, хорошее общеукрепляющее средство, как мочегонное средство при заболевании сердца и почек.

8. Станция “Знатоков песен о природе”

По очереди команды поют пару строчек из песен о природе. Та команда, которая последняя исполнит песню и выигрывает в этом конкурсе.

Задание: каждая команда должна сделать с помощью шишек, веточек, желудей и любого природного материала какое - либо очень необычные животное, и придумать ему название

(дополнительное задание: охарактеризовать животное: размер, место обитания, питание (травоядное, хищник) и т.д.

10. Станция “Друг природы”

Я знаю, вы умеете отлично рисовать.

Свои таланты можете сейчас вы показать.

А для этого вам понадобятся цветные мелки.

Жду от вас красивых, ярких рисунков на экологическую тему и их обосновать.

1. Мы с тобой всегда должны беречь природу,

Чтоб поднимались чувства к небосводу,

Чтоб всегда водилась в наших реках рыба,

2. Мы хотим, чтоб всюду бабочки порхали,

Чтоб они луга собою украшали,

Чтоб чистый дождик поливал из тучи,

Чтоб сад весною пеной цвел кипучей!

3.И пускай цветет моя Земля,

И леса, и реки, и поля.

Мы за все сейчас в ответе,

Если жить хотим на планете!

Подведение итогов.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Три команды учащихся представляют свою команду: название , девиз, художественный номер. В ходе игры команды показывают свои знания о природе. Жюри оценивает работу команд.Выявляется победитель-знаток природы.

ВложениеРазмер
igra-sorevnovanie_na_ekologicheskoy_trope.docx 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

  • способствовать общему развитию детей;
  • расширять знания о родной природе;
  • продолжать учить формулировать свои мысли;
  • активизировать познавательную деятельность;
  • воспитание взаимоуважения, терпимости, умению выслушивать других, а не только говорить самому

У учащихся будут сформированы :

  • стремиться воспитывать в себе положительное отношение к природе;
  • понимать, что такое экология;
  • понимать цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия при выполнении заданий ;
  • осуществлять оценку результатов выполнения заданий.

Учащиеся могут научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении заданий;
  • самостоятельно давать оценку результатов выполнения заданий;
  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  • использовать полученную на уроках и во внеурочной деятельности необходимую информацию ;
  • выполнять задания, применяя навыки групповой работы, полученные на уроках;
  • совместно обсуждая задания и делая выводы.

Учащиеся могут научиться:

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении заданий

Подготовка к игре : участвуют 3 команды, каждая готовит свой девиз, придумывает название команды, эмблему, исходя из названия команды, готовит художественный номер, шапочки птиц, зверей, цветов, разучиваем частушки о природе.

Оформление классной доски : записан девиз , по ходу игры вывешиваются по проложенному маршруту названия станций

/. Вступительное слово ведущего об игре (тема, цели и задачи).

//.Представление команд .Каждая команда готовит:

1. Название команды

2. Девиз команды.

3. Художественный номер, который обыгрывает название каждой команды:

Мы талантливые , дружные и смелые,

Мы в игре покажем Вам

Какие мы умелые,

День игры настал,

Мы к нему готовились,

Нас врасплох он не застал,

Вот мы и построились

Представляет свой девиз и танец цветов, стихи о цветах.

///.Слово ведущего (ознакомление с содержанием игры, представление жюри)

- Команды представились. Мы можем начать игру. Во время путешествия мы побываем на многих станциях. Названия станций записаны на доске. Вы видите, что маршрут не указан, вы будете выбирать его сами. Для этого капитаны команд выбирают станцию из ларца (представляется ларец, и капитаны вытягивают из него листок с названиями станции)

Конкурс имеет 2 этапа. 6 баллов

1 этап: по описанию угадать лекарственное растение и вписать в карточку.

1. Он растёт везде: на лесной опушке, в городе, на поляне, на городском газоне. В его жизни несколько страниц. Первая – зелёная , когда растение ещё не успело зацвести. Затем открывается замечательная жёлтая страница. Но вот цветки отцвели-корзиночка закрылась. Пройдёт какое-то время и она развернётся белым шаром.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Данная разработка требует от участников знания по основам экологии, биологии и окружающего мира.

Игра для начальных классов "Экологическая тропинка"

Составила: Полякова М.А. – учитель начальных классов

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологическая игра ежегодно проводимая в летнем пришкольном лагере, носит комплексный характер. Она требует от участников не только знаний по основам экологии, биологии и окружающего мира, но и умения ориентироваться в разнообразном мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь и действовать по сигналам тревоги.

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Распределить участников на 5 команд. (начальные классы). Команды получают маршрутные листы.

СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

Примеры экологических “кричалок”

1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь.

2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг!

5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Участники получают вопросы на карточках:

1. Зачем зайцу большие уши?

2. Зачем страус голову в песок прячет?

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?

4. Почему дрожит мышка?

5. Зачем белке хвост?

СТАНЦИЯ 3: ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:

Любитель зимнего плавания. (Морж.)

Промежуточная опора моста. (Бык.)

Пешеходный переход. (Зебра.)

Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)

Автобусный безбилетник. (Заяц.)

Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)

Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)

Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)

Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)

Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)

Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)

Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)

Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)

Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)

Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)

СТАНЦИЯ 4: КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

Задание – вспомните, как “разговаривают” следующие птицы и звери и покажите пантомиму. (Каждая команда по очереди вытягивает по 3 карточки и 3 минуты готовится к пантомиме.)

– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– пчела… (жужжит, гудит).

СТАНЦИЯ 5: ЗАГАДКИ

(Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые сходу отвечают)

1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (Лук)

2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный. (Кабачок)

3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)

4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (Картофель)

6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска)

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

8. С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь. (Капуста)

9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким. (Перец)

10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет.
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы. (Свекла)

СТАНЦИЯ 6: УГАДАЙ-КА

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил)
Рикки-Тикки-Тави (мангуст)
Каа (удав)
Людвиг 14 (лисенок)
Матроскин (кот)
Серая шейка (утка)
Шушара (крыса)
Торила (черепаха)
Балу (медведь)
Шарик (пес)
Мурка (корова)

СТАНЦИЯ 7: РЫБНАЯ

Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Кто больше?

тапвол (плотва); балакам (камбала);
ёгмас (сёмга); дукса (судак);
торёс (осётр); арьсак (карась);
щел (лещ); щаук (щука);
ганава (навага); секрат (треска);
шкарюко (корюшка); куала (акула).

СТАНЦИЯ 8: ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

Расшифруй кроссворд, назови известные тебе овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. (ПРОПОЛКА). Команды получают лист с рисунками-подсказками.




СТАНЦИЯ 9: ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ (команды получают листочки с задачами)

Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?

Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?

100 – 8 = 92 случая

Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?

Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?

300 / 60 = 5 деревьев

За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?

1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна

СТАНЦИЯ 10. ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)

У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)

У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)

У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)

У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)

У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)

У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)

У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)

У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)

Читайте также: