Конфликты в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

По мнению некоторых авторов, таких как В.И. Андреева, Х. Бродаль и других, причины конфликтов находятся в прямой зависимости от следующих факторов:

- возрастные особенности младшего школьника;

- специфика организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;

- отношение младших школьников к конфликту, которое включает: понимание термина конфликт, причин возникающих конфликтов, действия в случае возникновения конфликтов.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Причины конфликтов в начальной школе можно разделить на две группы: эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины, связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

Способы решения конфликтов в начальной школе

Рассмотрим основные пути разрешения и профилактики конфликтов. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько существующие пути разрешения и профилактики конфликтов могут быть использованы учителями младших классов в целях формирования опыта корректных взаимоотношений учащихся.

В этой связи выделяем три аспекта:

- управление конфликтной ситуацией / конфликтом;

- непосредственно пути разрешения конфликта;

Согласно формуле В.И. Андреева, конфликт это проблема + конфликтная ситуация + участники конфликта + инцидент. Следовательно, чтобы разрешить конфликт необходимо внести изменения в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация, как известно, перейти в конфликт без инцидента не может, поэтому, изменив ситуацию, предшествующую конфликту, можем предупредить конфликт.

Таким образом, если конфликт - это следствие определенной конфликтной ситуации, то прежде всего необходимо провести правильную диагностику конфликтной ситуации, то есть по возможности определить наличие проблемы и потенциальных участников возможного конфликта, их позиции и тип отношений между ними.

По мнению Х. Бродаля существует пять основных аспектов диагноза:

2) биография конфликта, то есть его история и фон, на котором он прогрессировал;

3) стороны конфликта, будь то личности или группы;

4) позиция и отношения сторон, формальные и неформальные; их взаимозависимости, их роли, личные отношения и тому подобное;

5) исходное отношение к конфликту - хотят ли стороны решить конфликт сами, каковы их надежды, ожидания, условия.

Следовательно, педагогу в конфликтной ситуации необходимо выявить ее основные структурные элементы, объективно оценить возникшую конфликтную ситуацию, чтобы в случае возникновения конфликта найти правильное конструктивное разрешение конфликтной ситуации, включая и возможные пути предупреждения или погашения конфликта, а, значит, установить такие взаимоотношения в среде, которые будут способствовать выполнению учебно-воспитательных целей и задач.

Таким образом, при устранении конфликтной ситуации еще не возникший конфликт можно считать разрешенным.

Разрешение конфликта В.И. Андреевым определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, автор в своих исследованиях приводит следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Разрешение конфликта - это заключительная стадия развития конфликта.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение.

Исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов и конфликтных ситуаций в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

Конфликты в начальной школе — большие проблемы маленьких людей [электронный ресурс].- Режим доступа:



В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.


Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото: Екатерина Афанасьичева.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст


Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта

0 Спам

10 tataevs19 • 13:58, 18.11.2021

Жаль что у самих преподавателей нет желания разрешить конфликт. Им дана власть над детьми, они что хотят, то и делают, это самые жестокие люди, по моему мнению. Они ломают и травмируют души детей намеренно. Вы даже не представляете, что творится за закрытыми дверями школы и не каждый ребенок придет домой и расскажет.

0 Спам

8 olga892913 • 05:12, 15.01.2020

У моего сына конфликт с другим учеником. Он очень сильно переживает каждый раз, плачет. Я волнуюсь и не знаю как правильно поступить, как ему помочь. Боюсь, что неприязнь может принять угрожающий масштаб для обоих мальчиков.

0

9 Екатерина_Пашкова • 20:46, 15.01.2020

avatar

0

7 pro100rakpopo • 19:07, 13.02.2017

0

6 larakhasanova2014 • 12:44, 24.12.2016

Статья явно написана каким-либо преподавателем, который стоит на страже своих интересов: правы преподаватели, а родители и дети должны знать свое место. Мол; я-начальник, ты-драк, ты-начальник, я-лурак.

0

4 rafrail • 09:57, 28.09.2016

Статья замечательная, но далека от действительности. В статье пишется, как пытаться заинтересовать ребенка, который не успевает в желании подтянуться, но что Вы можете сказать, если успешная ученица за месяц скатилась у УЧИТЕЛЯ ГОДА 2014 из отличницы в троечницу, причем любое старание в виде поднятия руки и уже решения двумя способами, принимается учителем по математике. как засчитанную ошибку идущую сразу в журнал. Если учитель года 2014 по математике по методике нового преподавания, вчера перечеркивала вычисления над схемами, а сегодня требует чтоб эти вычисления все таки делались, при чем засчитывает как ошибку.( Как в анекдоте ; каждый день чебурашку били за то почему он в шапке или почему без шапки)
За одну помарку или описку тут же четыре, пять только один раз получила возле доски, после этого не вызывал учитель, хоть рука постоянно поднята., т.к. понятно что ученик на все вопросы уверенно отвечает.
Уже не знаем как угодить учителю уже пытаемся и в двух вариантах решать, но ЭТО ТОЖЕ оказывается ОШИБКА,
Пытались разговаривать, стало только хуже, началась травля.
Ребенок за десять пятнадцать минут решает десять сложных примеров.(одна-две машинальнай ошибки бывает). За пятнадцать минут три четыре задачи. Дома каждые день занимаемся по три, четыре часа сами, потому как пока мы сами в состоянии в 5 классе проверить(есть и такие родители, которые репетируют у этого учителя, но их дети так быстро решать как моя все равно не могут).
Мы заставляем ребенка всегда думать и вникать. В последнее время ребенок теряет интерес к математике, потому как кроме как замечаний и придирок и плохих оценок по предмету математике все равно не видит.
В наше время всегда было важно главное логически рассуждать и понимать предмет, вычислять, решать задачи, зачем нужно добиваться сей час идеального выполнения работы, без особого внимания на понимания предмета?

Если это методика современного учителя, то пусть ОГНЕМ ОНА ГОРИТ-ЭТА МЕТОДИКА
С круглой отличницы скатилась за месяц в троечницу, с новым учителем года 2014, дочь теряет интерес к предмету
Всегда считаю, что прежде чем сводить не понятно за что счеты с учеником, нужно сто раз подумать преподавателю, хотя бы потому, что во первых ЭТО ДЕТИ, а во вторых это неприемлемо в правовом современном государстве.

Автор: Соловьёва Алена Александровна

Организация: МАОУ СОШ № 8

Населенный пункт: Краснодарский край, Красноармейский район, ст–ца Марьянская

Цель:

профилактика бесконфликтного поведения среди обучающихся 3-4 классов.

Задачи:

- актуализировать знаний, обучающихся о конфликте;

- ознакомление эффективными вариантами общения;

- выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию;

- формирование умения находить взаимопонимание с людьми;

- отработка навыков бесконфликтного поведения.

Психолог предлагает детям улыбнуться как:

- кот на солнышке;

- вам учитель сказал, что вы за контрольную работу получили 5-ку;

- вас похвалили родители;

- вам помог ваш лучший друг;

- вы наконец-то помирились с тем, с кем ругались.

Улыбка передаёт нервные импульсы в эмоциональный центр мозга. Результат – чувство радости и расслабления.

Правила занятия:

- не обижать друг друга

- не осуждать другое мнение

- стремиться быть активным

- иметь право высказать свое мнение по любому вопросу

- стремиться слушать говорящего, стараясь не перебивать

Предлагается детям посмотреть на слова, написанные на доске и предложить варианты слова, обозначающие тему сегодняшнего занятия.

Психолог помогает детям. Затем психолог предлагает детям проверить – правы они или нет, и предлагает прочитать заглавные буквы в каждом слове, соединить их.

Психолог: А что такое конфликт? (высказывания)

Конфликт – это когда дерутся.

Конфликт – это непонимание.

Конфликт – это когда люди кричат друг на друга.

Конфликт – это когда люди что-то не поделили.

Конфликт – это когда люди спорят.

Конфликт – это разногласие между людьми, столкновение разных мнений и интересов.

А как вы думаете, почему случаются разногласия? Чтобы это понять мы с вами сейчас выполним следующее упражнение.

Психолог: главное условие этого упражнения: работать молча. Вы постепенно получите инструкцию, которой должны следовать:

  • Возьмите листок бумаги
  • Сложите его пополам
  • Оторвите правый верхний угол
  • Сложите ещё раз пополам
  • Ещё раз оторвите правый верхний угол
  • Ещё раз сложите пополам
  • И ещё раз оторвите правый верхний угол

Теперь можно развернуть листок и показать получившуюся снежинку одноклассникам (примечание: желательно, чтобы ведущий тоже сделал свою снежинку по данной инструкции). В обсуждении получается, что если бы все были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты – это не только плохо, но и хорошо. Главное – чтобы они не были разрушительными для хороших отношений с людьми. Мы все разные – поэтому и ссоримся. Но надо учиться понимать друг друга, чтобы в вашем классе было как можно меньше конфликтов.

Цель: актуализация участников относительно понятия конфликта.

- Какие ощущения были у вас во время рисования?

- Понравился ли вам рисунок?

Цель: уменьшение психологической нагрузки участников.

Психолог предлагает встать всем участникам повторять движения:

- в Австралии поднялся ветер (ведущий потирает ладони);

- начинает капать дождь (хлопки ладонями по груди);

- начинается настоящий ливень (хлопки по бедрам)

- а вот и град, настоящая буря (топот ногами);

- капли падают на землю (щелчок пальцами);

- тихий шелест ветра (потирание ладоней);

- солнце (руки вверх).

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Выбрать 2 команды, с помощью расчета на первый, второй. На полу из листов бумаги делается мостик. Два человека должны одновременно перейти через мостик так, чтобы ни кто из них не упал в пропасть. По мосту навстречу друг другу могут переходить две группы детей. Чтобы не упасть, дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать, найти удобный друг для друга способ передвижения, то есть компромисс.

Рассмотрите рисунки, какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?

- Похоже ли поведение осликов на поведение людей в разнообразных ситуациях?

- Как люди примиряются, приходят к согласию?

Но ребята каждый конфликт можно предотвратить и решить все мирным путем, вы согласны со мной ребята?

Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?

- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? (юмор, уступка, компромисс - это согласие на основе взаимных уступок). Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Уступать,

разгневаться,

промолчать,

договориться,

ударить,

упрямиться,

понять.

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

Давайте выведем несколько правил, которыми необходимо пользоваться, если попал в неприятную ситуацию. (Детям раздаются карточки со словосочетаниями, они обводят зеленым цветом правила и читают правильные фразы)

Правила выхода из конфликта.

Уступать друг другу

Уважать друг друга

Уметь ставить себя на место другого

Кричать друг на друга

Правила бесконфликтного общения.

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  3. В споре будь сдержан и тактичен.
  4. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  5. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Психолог каждому ребенку раздает шляпу определенного цвета: красную, желтую и синюю.

Желтая шляпа отвечают на вопрос – достигнута ли цель сегодняшнего занятия, докажите?

Красная шляпа отвечают на вопрос - какой способ разрешения конфликтной ситуации ты будешь использовать?

Зеленая шляпа – какое упражнение запомнилось больше всего?

Спасибо вам ребята мне очень понравилось с вами сегодня работать, а сейчас выберите смайлик, с каким настроением вы уходите с нашего занятия – поднимите смайлик вверх.

Нажмите, чтобы узнать подробности

11. Преобладание игровой деятельности, как одного из средств формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли учебной деятельности.

Предварительно был проведен опрос учащихся. Результаты анкетирования:

Что такое конфликт? Ученики ответили, что конфликт – это непонимание друг друга, ссора, спор, драка.

Можно ли прожить без конфликтов? Большинство четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защищать себя.

Что чаще всего для вас является причиной конфликта? Ссора, спор, непонимание друг друга, драка за одну вещь, зависть, плохое настроение, несогласие между людьми, поведение людей, неумение общаться.

Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию? 90% опрошенных ответили да, 10% - нет.

С кем возникали конфликтные ситуации? С друзьями, родителями, соседями, соседом по парте, одноклассниками.

Пути разрешения конфликтов – убежать, извиниться, мирно согласиться с остальными, поговорить, найти общее решение, пойти на уступку.

- Почему не любили гадкого утенка?

- Гадкого утенка не любили за то, что он был не похож на остальных, за то, что он был другой! Он был отвергнут всеми. Такое бывает подчас и в жизни, когда человек или ребенок становится изгоем, потому что его не понимают, не принимают его взглядов или просто считают что он не такой как все, или имеет другую национальность, чем большинство, окружающих в этот момент людей. Терпимее друг к другу нужно быть, добрее! Мы разные, но все мы при этом равные!
Во время игры “Горящая река и лодочки” ученики воспользовались такими продуктивными приёмами выхода из конфликтных ситуаций как сотрудничество, компромисс.
Игра “Горящая река и лодочки” 2 команды по 4 человека. Каждой команде даётся по 2 альбомных листа - лодки. Всей команде надо перебраться на другой берег. Если на лодке никого нет, то она сгорает, т.к. река горящая. Попробуйте решить эту проблему, не доводя дело до конфликта. Суть игры в том, чтобы две команды объединились и перебрались на другой берег одновременно навстречу друг другу.

Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Давайте послушаем русскую народную сказку “Два козлика”.

Два козлика.
Жили-были два козлика. Один козлик был белый, а другой - чёрный. И до того упрямые были, ну никогда ни в чём друг другу не уступали. Как-то встретились эти упрямые козлики на узком мостике, переброшенном через ручей. Сразу двоим перейти ручей было невозможно.
- Уступи мне дорогу, - сказал белый козлик.
- Вот ещё, какой важный барин, - ответил чёрный козлик.
- Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
- Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
- Ни за что! - кричал белый козлик.
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.

- Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией? Как бы вы поступили на месте козликов? Дети сделали вывод о том, что уступка – один из выходов из конфликта.

В заключение были предложены 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения – правила Карнеги .

1. Единственный способ одержать верх в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
3. Если вы не правы, признайте это.
4. С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.
5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам "да".
6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7. Пусть собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.
8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
9. Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.
10. Взывайте к более благородным мотивам.
11. Драматизируйте свои идеи.
12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

Таким образом, можно говорить о том, что такие мероприятия нужны и должны проводиться уже в начальной школе. Ведь именно там закладываются основы взаимоотношений и формируется классный коллектив.
Закончить свое выступление мне хочется словами:
Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решения окажется верным.


Интерес к теоретическому и практическому изучению конфликтов в настоящее время объясняется усилением конфликтности и напряженности в различных сферах жизни. Возникло определенное противоречие между запросами практики по управлению конфликтами и теоретическими и практическими возможностями современной психологии по осмыслению происходящих явлений и разработке практических подходов и рекомендаций по работе с конфликтами.
В современном мире все сферы жизнедеятельности людей пронизаны противоречиями, которые создают основу для различного рода конфликтных ситуаций. Их число неуклонно возрастает в условиях перманентного кризиса, в котором находится российское общество. Конфликты и конфликтные ситуации в системе образования во многом обусловлены авторитарной системой управления педагогическим процессом. Происходящие экономические и социальные преобразования меняют содержание и функции образования.
Начальная школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность данной работы обусловливает то, что одной из наиболее интенсивно развивающихся областей современного теоретического знания и практической деятельности является конфликтология, представляющая собой междисциплинарный подход к пониманию, описанию и управлению конфликтными явлениями разного уровня и поведению субъекта в конфликтной ситуации.
Анализ специальной литературы, изучение практического состояния проблемы позволяют утверждать, что на сегодняшний день процесс подготовки будущего учителя к предупреждению конфликтов в его многообразных аспектах до сих пор не стал предметом комплексного исследования. Учителя в основном имеют отвлеченное представление о методах работы с конфликтами в различных системах взаимоотношений, как в качестве участника, так и в качестве посредника и нуждаются в дополнительных знаниях и подготовке к разрешению конфликтов.
Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между:
а) современным уровнем развития науки конфликтологии и недостаточной разработанностью теории педагогических конфликтов;
б) осознанием будущими специалистами важности и значимости овладения умениями предупреждения конфликтных ситуаций и отсутствием опыта их предупреждения в педагогическом общении;
в) потребностью в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций и недостаточной разработанностью педагогических технологий в данной области.
Выделенные противоречия определяют следующую проблему исследования: недостаточная разработанность педагогических технологий в области разрешения конфликтов и малое количество литературы по данной теме приводит к тому, что молодые специалисты недостаточно готовы как к решению конфликтных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе, так и развитию у школьников умений не создавать конфликтов; какими технологиями необходимо овладеть для эффективного разрешения возникших противоречий?
Цель: изучить типичные конфликтные ситуации, рассмотреть основные условия развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Объект: процесс педагогического общения.
Предмет: условия развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Задачи.
1. Выявить состояние проблемы конфликтов в психолого – педагогической литературе.
2. Определить основные условия для успешного разрешения конфликта.
3. Классифицировать методы развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Методологическая основа. Конфликт в различных его аспектах, многофакторность и сложность этого явления изучает конфликтология: общетеоретические положения отечественных психологов современного наукознания, позволяющие раскрыть сущность межличностного конфликта, его детерминант, содержания, структурно-динамических и функциональных характеристик (А.Я.Анцупов, Н.В,Гришина, Г.В.Грызунова, Н.И.Леонов), его влияние на личностные и межличностные отношения (А. Я. Анцупов, Е. Е. Вендеров, Е. М. Дубовская, А. А. Ершов, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. А. Кричевский), психологический климат, эффективность деятельности, а также пути регулирования конфликтного взаимодействия развития (Н. В. Гришина, личности Н. И. Леонов, Б. Г. Ананьев, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Э. Эриксон); отечественные исследования И. Кон, (К. А. Абульханова, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, В. И. Слободчиков, В. В. Столин, Г. А. Цукерман, Э. Эриксон и др.); исследования механизмов межличностной перцепции (А. А. Бодалев, Б. Борисенко, Т. П. Гаврилова, В. Гмарин, К. Е. Данилин, В. К. Зарецкий, Р. Мэй, Е. Р. Новикова, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, Л. А. Петровская, Е. И. Рогов, К. Роджер, И. Н. Семенов, Ю. Степанов, А. Б. Холмогорова, И. М. Юсупов и др.); типология личности студентов (Б. Г. Рубин, Ю. Колесников).
Методы исследования: использовались теоретические методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение и систематизация знаний;
Теоретическая значимость результатов исследования: уточнено понятие межличностного конфликта, возникающего в ходе межличностного взаимодействия школьников; расширено понятие условий регуляции межличностных конфликтов и представление о способах влияния на увеличение спектра продуктивных стратегий поведения субъекта в конфликте, за счет развития понимания и восприятия конфликтной ситуации; систематизированы формы и методы развития у школьников умений не создавать конфликтных ситуаций.
Практическая значимость результатов исследования: изученный и систематизированный материал будет использован при написании выпускной квалификационной работы и в практической деятельности студента.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1.2 Виды конфликтов в учебном процессе
Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая сфера представляет собой совокупность всех видов целенаправленного формирования личности, а ее сутью является деятельность по передаче и освоению социального опыта. Поэтому именно здесь необходимы благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
В сфере образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик - ученик; ученик - учитель; ученик - родители; ученик - администратор; учитель - учитель; учитель - родители; учитель - администратор; родители - родители; родители – администратор [26; 260].
Рассмотрим конфликты между школьниками. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех школьников с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса [38; 78].
Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями. Личностный стиль общения и педагогическая тактика "сотрудничества" обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик ("диктат" или "опека"), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах "авторитарных" учителей и в старшем школьном возрасте.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению М.М. Рыбаковой, между учителем и учеником возникают разные конфликты.
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще [7;52].
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.
Известно, что в ходе конфликта происходит снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата, возникает представление о "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих", о побежденных и победителях как о врагах. После завершения конфликта уменьшается степень сотрудничества, сложно восстанавливаются доверительные отношения, взаимное уважение.
Поведение учащихся, обусловленное особенностями их личности, как причина школьных конфликтов. Академик И.С. Кон усматривает главное препятствие на пути к взаимопониманию учителей и учащихся в абсолютизации ролевых отношений. "Учитель, озабоченный, прежде всего, учебной успеваемостью, не видит за отметками индивидуальности учащегося". Идеальный ученик в его понимании тот, кто более всего соответствует социальной роли ученика - дисциплинированный, активный, любознательный, трудолюбивый, исполнительный. Одна из главных причин непонимания и возникновения конфликтных отношений между учителями и учащимися заключается в том, что отношение ученика к учителю гораздо более личностное, эмоциональное, между тем как у учителей преобладает "деятельностный" подход к ученикам (оценка по результатам деятельности), то есть функциональное отношение. В профессиональной работе педагога проблема конфликта приобретает особую сложность, потому что развитие ребенка происходит через преодоление объективных (не нами и ими созданных) противоречий. Способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение конфликтов - одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога [2;75].
Для школьника младших классов характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний, если, конечно, речь идет не о глубоких потрясениях и постоянных угнетающих ребенка раздражителях. Эмоциональная переключаемость и высокая степень комфортности способствуют защищенности психики младшего школьника. Для детей начального школьного возраста свойственна потребность в защите со стороны взрослых и прежде всего учителя. В любой стрессогенной ситуации он устремляет свой взор в сторону учителя и ждет от него помощи, поддержки. Тем сильнее потрясение, если его ожидания не оправдываются, если его оставляют с переживанием один на один. И еще хуже, когда вместо помощи от учителя ребенок получает противоположное.
Кроме внезапных конфликтов происходят и такие, характер и протекание которых типичны. Здесь в опыте учителя обычно уже имеются более или менее отработанные сценарии реагирования. Остается лишь откорректировать их в связи с данной ситуацией.
Наконец, в поле зрения учителя должны быть ситуации, где предстоит создать направленный конфликт, вовлечь своих подопечных в его разрешение и этим обеспечить продвижение вперед.
Стрессогенные события, в процессе обучения младших школьников, по существу не отличаются многообразием. Доминирует три группы взаимоотношений ученик-учитель, где возникают психотравмы школьников. Происходят они на уроке и касаются не методики в ее собственном значении, а поведения учителя, то есть его тактики, стиля, реакции на поступки учащихся. Вторую группу конфликтогенных ситуаций в начальных классах образуют поступки учителей, которые могут объединяться термином "дискриминация" по отношению к учащимся. Формы их проявления не отличаются разнообразием. Дискриминационные формы общения учителей начальных классов с детьми достаточно живучи. И это особенно важно для тех, кто намерен сократить или исключить из своего стиля работы с малышами психотравмирующие формы общения.
Таким образом, успешное разрешение конфликтов, включает цикл, состоящий из определения проблемы, ее анализа, действия по ее разрешению и оценке результата. В любой конкретной ситуации следует выявить источник конфликта до того, как заняться разработкой политики по их разрешению.
В следующем параграфе будут рассмотрены индивидуально-психологические причины конфликтов.

Выводы по первой главе
Бытует мнение, что конфликт всегда нежелателен, что его надо немедленно разрешать, поскольку он разрушает человеческие взаимоотношения, а, следовательно, отрицательно сказывается на результатах совместной работы. Однако многие ученые (А.Я.Анцупов, Н.В,Гришина, Г.В.Грызунова, Н.И.Леонов, Вендеров, Е. М. Дубовская, А. А. Ершов, Г. Зиммель, Л. Козер, Р. А. Кричевский Б. Г. Ананьев, Л. А. Петровская, Б. И. Хасан, Э. Эриксон, И. Слободчиков, В. В. Столин, Г. А. Цукерман, Э. Эриксон и др.) считают, что с точки зрения эффективного управления некоторые конфликты могут быть не только полезны, но и желательны. Конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив. Это делает процесс выработки решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить свои потребности. Это также помогает более эффективно выполнять планы, проекты и в результате создает условия для интенсивного развития. Конфликт изначально предполагает противоборство. Разница заключается лишь в том, что является источником противоборства. Под конфликтом, например, в психологии понимают столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Педагогика же определяет конфликт, как напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных позиций, стремлений, мотивов людей, выливающееся в борьбу сторон.
Межличностные конфликты можно рассматривать как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. Такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.).
Основная первичная причина конфликта - это противоборство, борьба мнений по поводу какой-либо проблемы. Естественно, что межличностный конфликт может выступать с конструктивной и деструктивной позиции, являясь сигналом к саморазвитию, либо самосовершенствованию, либо к разрушению всего того, что было создано конфликтующими до начала конфликта. При трансформировании понятие конфликт и межличностный конфликт, следует делать упор на индивидуальные и возрастные особенности с использованием основных указанных характеристик конфликта.
Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, развивать необходимые умения и навыки общения. Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей. Одним из путей решения данной проблемы является организация обучения учащихся нормативному и эффективному общению.

Выводы по второй главе
Для того, чтобы младшие школьники сами могли успешно разрешать конфликты, а лучше всего - вообще не создавать подобных ситуаций, нужно их этому постепенно учить: проводить классные часы, беседы (лучше в игровой форме), тренинги, которые учат, как выходить из конфликтной ситуации, чтобы обе стороны были удовлетворены, как уступать друг другу, прощать, просить прощение, признавать свои ошибки. Сближает детей совместный отдых родителей и детей, выход на природу, поездки. Учитель твёрдо убежден, что только совместная работа учителя и родителей поможет ребёнку адаптироваться в социальной среде, безболезненно выходить из конфликтных ситуаций.
Организация педагогического процесса направленного на разрешение конфликтов младших школьников, способствует снижению конфликтного поведения учащихся класса. Однако, чтобы добиться наиболее высоких результатов такую работу следует проводить систематически.

Читайте также: