Конференции для учащихся школ по экологии

Обновлено: 05.07.2024

Ход мероприятия:
1. Организация деятельности обучающихся. Самоопределение к деятельности.
Слуховой режим.
Добрый день. Сегодня мы собрались на пресс - конференцию.
Актуализация знаний.
Человек - часть природы, находится с природой в постоянном взаимодействии. Человек оказывает положительное и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры положительного влияния человека на природу? Какое отрицательное влияние оказывает человек на природу?
Загрязнение природы влияет на здоровье человека. Погубив природу люди, могут погибнуть сами.

2. Целеполагание.
Прочитайте стихотворение Марка Львовского и скажите
чему посвящена пресс - конференция?
Люби природу, паренёк,
И девочка, люби,
От загрязнений защищай,
Её ты не губи!
Не отравляй полей и рек,
Морей, лесов и гор,
Ты в них отходы не сливай,
Вредителям - позор!
Люби природу, человек,
Её ты охраняй,
Картину выжженной земли,

Живя, не оставляй!
Ответьте на вопрос и сформулируйте тему пресс - конференции. Вопрос: как называются проблемы в области охраны природы? Сформулируйте цель. Узнать больше об отрицательном влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека.
Задачи (выбрать): выяснить, какие существуют экологические проблемы, причины их возникновения, последствия экологических проблем, пути решения экологических проблем.
3. Работа по теме.

Ведущий: План работы на пресс - конференции:
1. Выступления по основным вопросам.
2. Дополнения.

Экологическая конференция как форма учебного процесса не нова, но очень эффективна и полезна при преподавании экологии. Это большое и значимое событие для школы. Экология — относительно новый учебный предмет, недостаточно разработанный в методическом отношении. Он имеет сложный, порой запутанный научный язык и тонкие межпредметные связи. Случается, что учитель невольно “засушивает” этот живой, насыщенный актуальными примерами предмет. Кроме того, существует еще одна проблема, которая решается с помощью конференции.

По мнению автора, увлечение сугубо частными практическими исследованиями под руководством преподавателей без теоретических обобщений приводят к тому, что юный исследователь перестает понимать главное: какой смысл в его работе.

Необходимость теоретических обобщений в процессе подготовки к конференции заставляет ее участников задуматься над основными экологическими закономерностями, учит их мыслить и рассуждать.

Конференция ярко показывает, насколько глубоко экология проникает во все сферы нашей жизни. Кроме того, она запоминается школьникам, потому что для большинства из них – это ценный опыт публичного выступления и открытой дискуссии.

Очень важно, чтобы эта работа регламентировалась школьным положением о конференции, в котором прописаны права и обязанности всех участников, а также способы стимулирования их работы.

Не научно-практическая, а учебная

В данной работе представлен опыт проведения конференций по экологии в обычной средней школе. К конференции мы начинаем готовиться в ноябре, а проводим ее в апреле, посвящая Дню Земли. Критерии для выборы тем: темы должны быть интересны для выступающих, актуальны, связаны с нашей повседневной жизнью, достаточно хорошо разработаны в литературе, иметь острый дискуссионный характер. Мы называем конференцию не “научно – практическая”, а “учебная”, чтобы подчеркнуть, что на этом этапе мы учимся искать информацию, ее обрабатывать, рассказывать доступно и интересно большой аудитории (30-40 человек) о сложных экологических проблемах, отвечать на вопросы. И хотя элементы научности при обработке результатов присутствовали во многих школьных работах, но это только элементы.

О жюри и слушателях-экспертах

В начале учебного года необходимо выбрать компетентное жюри в количестве 7-9 человек из числа учителей и приглашенных специалистов. Оценивают докладчиков также все присутствующие на конференции школьники. Мы их называем слушатели – эксперты. В начале конференции каждый слушатель и каждый член жюри получает карточку для оценивания и критерии для оценки выступлений, которую он заполняет в течение конференции (образец такой карточки приведен ниже). Необходимость заполнения карточки создает деловую атмосферу в школьной аудитории, так как каждый, находящийся в зале – не пассивный зритель, а активный участник процесса, эксперт по оценки качества выступлений. После конференции производится математическая обработка всех карточек, которую выполняют сами школьники (счетная комиссия). Это позволяет расположить докладчиков по рейтингу успеха и наградить лучших.

О ведущем и появлении новых тем

Для успешного проведения конференции чрезвычайно важна личность ведущего. У него непростая роль: с одной стороны он должен жестко следовать регламенту, с другой стороны, уметь оперативно “раскрутить” обсуждение после доклада (обсуждение совершенно необходимо после каждого выступления!). На обсуждение можно потратить не более 7-8 минут. Вопросы, которые “зависли”, по причине недостатка информации или времени, но являются интересными для аудитории, полезно записывать. Для этого мы выбираем секретаря конференции из числа старшеклассников. Вновь возникшие темы в процессе дискуссии – золотой фонд конференции, банк ее новых идей и будущих тем.

Практическая часть

Предварительная подготовка к конференции

При оказании помощи в выборе тем и подготовке к конференции мы разработали некоторые правила и рекомендации научным руководителям и школьникам, которые готовятся к выступлению. Основная форма работ, представляемых на конференции – реферат. (Хотя и не единственная).

Ниже представлены алгоритмы различных этапов подготовки, защиты и оценки этой формы академической работы.

Программа для научного руководителя, который готовит
учащихся к конференции

Итак, если вы хотите провести конференцию в апреле, начинать подготовку нужно с ноября.

  1. Ознакомление учащихся с этапами подготовки реферата.
  2. Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ. Обучение умению точно формулировать цели и задачи реферата.
  3. Обучение аналитическому чтению.
  4. Обучение способам сбора информации.
  5. Обучение составления библиографического списка.
  1. Ознакомление учащихся со способами сжатия текста. (Исключение подробностей. Не сокращая мысль, сократить ее запись. Необходимость обобщений).
  2. Повторение сведений о научном стиле речи. (Строгая логичность, точность, научный язык, объективность изложения фактов).
  3. Ознакомление учащихся со структурой реферата, со спецификой его основных частей: введением, заключением, основной частью; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением.
  4. Ознакомление учащихся со спецификой оформления работы.
  5. Проверка черновика, правка. Выдача рабочей рецензии.
  6. Проверка чистовика.
  1. Обучение приемам публичного выступления.
  2. Хронометраж выступления.
  3. Заготовка “шпаргалок” для выступления.
  4. Обогащение речи языковыми клише, характерными для научного стиля.
  5. Тренировочная защита.

Советы для учащегося,
который готовится к выступлению на конференции

  1. Выбор темы и ее осмысление:
  • выбирайте интересную для себя тему;
  • тема должна быть актуальной не только для Вас лично, но и для других людей;
  • по выбранной теме должно быть достаточное количество источников;
  • не спешите при выборе темы;
  • чаще думайте о выбранной теме, старайтесь разглядеть ее в окружающем мире.
  1. Сбор информации:
  • информацию систематизируйте по смысловым блокам, используйте ресурсы компьютера;
  • информацию по теме ищите везде: в книгах, журналах, газетах, в радио— и телепередачах, в интернете, беседах со специалистами, взятом интервью и т. п.
  1. Постановка проблемы (близко – цель реферата) и выбор эпиграфа:
  • сформулируйте основную идею реферата;
  • выбирайте такой эпиграф, который кратко отразит основную идею Вашей работы.
  1. Конструирование содержания (плана):
  • изучите всю собранную Вами информацию, разбейте содержание на блоки и озаглавьте их;
  • в плане предусмотрите такие пункты:

ВВЕДЕНИЕ(постановка проблемы, история вопроса, литературный обзор);
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, которая должна быть выдержана в научном стиле, а именно:

— строгая логичность в изложении;
— выводы, вытекающие из фактов;
— объективность изложения фактов;
— употребление неопределенно-личных местоимений вместо местоимения “я”;

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ (основной вывод, пути решения проблемы, прогнозирование);
  • ПРИЛОЖЕНИЯ (графики, рисунки, таблицы. Не забудьте дать названия и написать обозначения);
  • СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.
  1. Написание черновика.
  • если у Вас есть собственные исследования, то они должны занимать львиную долю всего содержания;
  • не уходите в сторону от своего содержания;
  • заголовки разделов в тексте должны соответствовать пунктам содержания;
  • если реферат получился слишком объемным, удалите все, что не раскрывает тему. Работайте над приемами сжатия текста!
  1. Написание чистовика.
  • обязательно наличие следующих блоков: титульный лист, содержание (оглавление), собственно текст, список источников информации по типам и по алфавиту, сноски на термины и источники, перечень сокращений, приложения (если есть);
  • рисунки, графики и таблицы должны быть четкими и понятными и иметь соответствующие пояснения.
  • отдайте готовый черновик специалисту на рецензию.
  1. Общие рекомендации:
  • говорите эмоционально. Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров;
  • излагайте логично. Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего;
  • употребляйте только понятные аудитории термины;
  • больше рассказывайте. Рассказ воспринимается лучше, чем чтение текста;
  • ваше выступление выиграет, если Вы будете максимально использовать наглядный материал;
  • постарайтесь предупредить возможные вопросы.
  1. Техника подготовки:
  • проведите предварительный хронометраж (засеките время) своего выступления и, избавляясь от второстепенных деталей, доведите его до нужного отрезка времени;
  • заготовки шпаргалок: выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, разложите их по порядку или сделайте компьютерную презентацию;
  • заранее продумайте составляющие своего рабочего места;
  • приготовьте четкую и красочную наглядность;
  • проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  • начните свое выступление с приветствия жюри и аудитории;
  • огласите название Вашего реферата, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы;
  • не забывайте об уважении к слушателям в течение всего выступления (не поворачивайтесь к аудитории спиной, говорите внятно);
  • поблагодарите слушателей за внимание, а научного руководителя – за помощь; старайтесь ответить на все вопросы аудитории.

Программа одной из конференций, критерии для оценки выступления, карточка для оценивания выступления

  1. Планета земля и Россия.
  2. Выборг и выборгский район.
  3. Экологические проблемы повседневной жизни”.

Первый день

  1. Ноосфера: светлое или трагическое будущее?
  2. Демографическая ситуация в России в начале 3-го тысячелетия.
  3. Проблема захоронения радиоактивных отходов на территории России.
  4. Экологические проблемы Балтийского моря.
  5. Увеличение концентрации токсинов в пищевых цепях.
  1. Современные проблемы утилизации мусора в Выборге.
  2. Балтийская трубопроводная система. Строительство порта в Приморске.
  3. Охраняемые территории Выборгского района.

Второй день

  1. Действие радиации на организм человека. Радиационный фон в нашей жизни.
  2. Какую воду мы пьем.
  3. Экологическая проблема синтетических моющих средств.
  4. “Экологическая аура” персонального компьютера.
  5. “Совы”, “жаворонки”, “голуби” среди нас.

Анализ и итоги конференции

Награждение участников происходит после обработки оценок (методика обработки приведена ниже) на общешкольной линейке. Лучшие докладчики награждаются по оценкам жюри и по оценкам учащихся отдельно. Победивший в шкале “ученики” получает приз зрительских симпатий. Перед линейкой проводится короткий круглый стол: жюри собирает всех выступающих для краткого анализа всех выступлений. Это мероприятие для выступающих – самое волнительное, именно потому, что они шли к конференции долго и вложили в выступление свой творческий потенциал.

Критерии для оценки выступления

  • Автор должен показать глубокие знания по своей теме;
  • максимальное время выступления -10 минут;
  • можно пользоваться либо текстом реферата, либо заранее подготовленным планом выступления.

При оценке выступления учитывается (данные критерии вывешиваются на большом плакате в аудитории, где проходит конференция):

1. Содержательный блок (полнота раскрытия темы, соответствие между темой и содержанием, логика и убедительность изложения, выводы, наличие основной идеи).

2. Научный блок (умение вычленить проблему и рассмотреть ее с разных сторон; владение языком науки; умение оперировать фактами, умение делать выводы, прогнозировать).

3. Степень владения материалом (умение обходиться без текста во время выступления; умение отвечать на вопросы; активный, самостоятельный поиск информации в процессе подготовки).

4. Использование наглядного материала (разборчивые слова и цифры на плакатах, экране и т. д.; соответствие представленных изобразительных средств содержанию).

5. Уважение к аудитории (четкая, понятная речь; соблюдение регламента; правильное распределение времени на введение, основную часть, заключение; увлекательность изложения; поведение автора во время выступления).

Каждый блок оценивается по 10-балльной системе.

Работа с карточками. Обработка результатов. Подведение итогов конференции

Такая карточка для оценивания выступления выдается всем участникам и членам жюри.

Карточку заполнил (а)___

В карточках могут быть исправления; счетная комиссия учитывает только последний результат. После конференции все слушатели сдают заполненные карточки счетной комиссии. Счетная комиссия состоит из 3 – 5 старшеклассников, которые считают среднее арифметическое по каждой фамилии. (Например, Андрею Иванову каждый слушатель выставил разное количество баллов. Все баллы по графе “Итого” суммируются, результат делится на количество карточек, в которых выставлены оценки Андрею Иванову). После подсчетов на плакате выписываются имена и фамилии всех выступающих и их средний балл от высшего к низшему. Так выстраивается рейтинг успеха на конференции. Интересно посчитать оценки, выставленные членами жюри и учениками отдельно, и выписать две колонки результатов для докладчиков:

Имя, фамилия докладчика Шкала “жюри”
Оценивает жюри
Шкала “ученики”
Оценивают ученики
Андрей Иванов 49 40

Такая обработка дает полную картину конференции и позволяет легко выделить призовые места и провести награждения. Очень полезно для школы выпускать печатное издание с опубликованными в нем рефератами.

Заключение

В данном разделе представлены Конференции по экологии в 2022 году (Россия). Чтобы просмотреть 1056 конференций, где прием тезисов еще открыт, перейдите на главную страницу каталога конференций. Чтобы просмотреть все 62781 конференции 2009-2022 годов, перейдите в другие отраслевые подразделы.

В данном разделе представлены Конференции по экологии в 2022 году (Россия). Чтобы просмотреть 1056 конференций, где прием тезисов еще открыт, перейдите на главную страницу каталога конференций. Чтобы просмотреть все 62781 конференции 2009-2022 годов, перейдите в другие отраслевые подразделы.


Экологические конференции стали проводиться в нашей школе после исследовательских летних практик, поисковых работ, походов на природу.

Цели конференций: развитие интереса учащихся к вопросам взаимоотношения общества и окружающей среды, формирование интереса к экологии как к науке, овладение методами работы с научной литературой, возможность общения детей с людьми близкими по духу, обмен опытом исследовательской работы в области экологии и, в конце концов, формирование самооценки у учащихся, это поможет скорректировать личные качества.

На конференциях решаются также следующие задачи:

− способствовать через научно-практические конференции формированию исследовательских умений и навыков;

− научить школьников оценивать решения в области охраны природы и природопользования;

− сформировать определенную систему знаний и умений по экологии (сбор материалов, анализ исследовательских работ, оформление стендовых отчетов).

В нашей школе, экологическое образование ведется через урочную систему (факультативы по экологии, экологические компоненты естественных предметов), а также через внеклассную работу (исследовательская летняя практика, походы на природу, экскурсии). Все эти виды экологических работ ведутся с исследовательской деятельностью школьников. Каждый школьник готовится к выступлению на школьных конференциях.

В соответствии с программой экологизации учебных предметов в системе образования РС (Я) и планом работы, в школе с 2006 года проводятся экологические конференции, названные экологическими чтениями. В конференциях в течение 7 лет участвовало 23 учащихся 6–11-х классов.

Работа конференций ведется в 2-х секциях — гуманитарного и естественно-научного цикла. На заседаниях секций конференции обсуждались проблемы охраны природы, связанные с исследовательскими работами учащихся и реферативными работами. В первой части конференции заслушиваются лучшие работы, победители олимпиад, городских экологических конференций. Во второй части конференции проводится выставка творческих работ учащихся (рисунки, наброски, выполненные во время походов в летнею практику, экскурсий в музеях).

Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией научных материалов, зарисовок, чертежей, схем, таблиц, диаграмм, графиков, гербарий растений луга, коллекции насекомых, простейших приёмов слежения за состоянием окружающей среды (мониторинг), а также данными по проведению анализа воздуха, воды, почвы. Практический материал, наработанный в ходе летних практик, поисковых работ, походов на природу, с большим интересом воспринимается младшими школьниками, используя его на различных тематических линейках, посвящённых компонентам природы, выставках и классных часах. В финале конференции — развлекательная часть: концерт, показ одежды, сшитой из отходов — полиэтиленовых мешочков, пластиковых упаковок.

По итогам конференций обязательно проводится информационная линейка, где учащиеся награждаются грамотами и призами.

Приглашаются также учащиеся из других школ Лискинского района, так гостями конференции неоднократно были учащиеся Копанищенской школы, желающие поделиться своим опытом с единомышленниками. Это одна из основных форм учебно-воспитательной работы, способствующая воспитанию и становлению гражданственности. На таких конференциях ребята фактически ощущают связь разных наук — географии, биологии, экологии, физики, математики.

Ежегодные экологические чтения дают учащимся знания о методах исследования: наблюдении и эксперименте, а также фотографировании, описании, при этом происходит тесная связь научного подхода и практики при изучении экологического состояния жилья, окружающей среды.

Основные термины (генерируются автоматически): конференция, окружающая среда, работа, учащийся, часть конференции, школа, экологическое состояние.

Читайте также: