Концепция уральской инженерной школы

Обновлено: 05.07.2024

Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

ВложениеРазмер
Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образо 22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.

Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором LEGO, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т.д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим мы считаем актуальным использования LEGO-технологий в образовательном процессе.

В программу STEM-образование входят такие модули:

Данный модуль направлен на формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного и младшего возраста.

Данный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями в процессе исследовательской деятельности.

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов. Благодаря разработчикам компании LEGO System на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте приобщать детей с основами строения технических объектов.

Я прошла увлекательные курсы по робототехнике и лего -конструированию. Я настолько была удивлена и поражена набором Lego WeDo. Мне хотелось скорей поделиться своими впечатлениями со своими ребятами, но мне казалось, что для них знакомство с наборами Lego WeDo будет сложным. Ещё меня беспокоило, то, как понятно и легко познакомить детей с датчиками, моторами и, конечно же, программированием.

И вот наш детский сад получил долгожданные наборы Lego WeDo и моя работа по обучению робототехнике детей старшего дошкольного возраста началась.

Причины выбора данного модуля в том, что робототехника дает возможность решать с ее помощью задачи:

  • развитие мелкой моторики за счет работы с мелкими деталями конструкторов;
  • навыки математики и счета;
  • первый опыт программирования;
  • навыки конструирования, знакомство с основами механики;
  • развивать способность к планированию деятельности, а также анализу, выполненной работы
  • работа в команде.

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна, и можно с легкостью найти еще десяток занятий, ее решающих, но робототехника удивительным образом их все в себе соединяет. Причем все это делается в игровой форме.

Как проходят занятия по робототехнике. Детям выдаются наборы конструкторов и инструкция, по которой нужно собрать определённую фигуру (собачку, слона, змею, машину и др.) Затем начинается самая ответственная часть работы – выстраивается алгоритм выполнения модели. Ребята смотрят на образец поэтапной работы и начинают процесс. Если же ребенок упустил какую-либо деталь или неправильно собрал, то робот может не заработать и тогда работу нужно будет начинать сначала.

Первые мои наблюдения за детьми, когда они знакомились с набором конструктора Lego WeDo и нетбуком оказались положительными. Детям очень понравился яркий конструктор, да к тому же детали для них были знакомы. Что касается нетбука, то ребята очень серьёзно и с огромным интересом отнеслись к работе на нём . Так что хорошее начало нашего совместного с детьми путешествия в робототехнике было положено .

Темы занятий очень разнообразны и проходят все не похоже друг на друга, индивидуально и групповые.

Принимая участие в различных конференциях, проектах для себя я получила много новых знаний, опыта , а так же делилась своим.

Реализация работы по лего-конструированию и робототехнике в детском саду способствует:

- реализации одного из приоритетных направлений образовательной политики;

- обеспечению работы в рамках ФГОС;

- формированию имиджа дошкольной образовательной организации;

- удовлетворённости родителей в образовательных услугах детского сада;

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов в конкурсах различных уровней;

- участию воспитанников ДОО в фестивалях робототехники.

В результате организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO-конструирования и робототехники создаются условия не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности, востребованных в развитии региона.

ГУБЕРНАТОР СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 октября 2014 года N 453-УГ

О проекте "Уральская инженерная школа"

В целях обеспечения условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 44 Устава Свердловской области, постановляю:

1. Одобрить проект "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2034 годы (прилагается).

2. Правительству Свердловской области (Д.В. Паслер) в срок до 01 ноября 2014 года:

3) предусмотреть при формировании проекта областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 - 2017 годов финансирование первоочередных мероприятий проекта "Уральская инженерная школа" на 2015 год.

3. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Свердловской области Д.В. Паслера.

г. Екатеринбург
6 октября 2014 года
N 453-УГ

К Указу
Губернатора Свердловской области
от 6 октября 2014 г. N 453-УГ

ПРОЕКТ "УРАЛЬСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА" НА 2015 - 2034 ГОДЫ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Промышленность Свердловской области оказывает определяющее воздействие на социально-экономическое состояние региона. Свердловская область относится к числу десяти основных регионов с высокой концентрацией производства, на долю которых приходится 45 процентов производимой в Российской Федерации промышленной продукции. Доля промышленного комплекса составляет около 30 процентов в структуре валового регионального продукта Свердловской области.

Промышленность региона представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в структуре которого отмечается высокий удельный вес базовых отраслей - черной и цветной металлургии, машиностроения.

Обеспеченность предприятий промышленного комплекса достаточным количеством высококвалифицированных инженерных кадров является залогом и непременным условием стабильного развития реального сектора в регионе.

Устойчивое функционирование и развитие промышленного сектора экономики, как в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке, так и с учетом задачи обеспечения импортозамещения в промышленности и потребительском секторе, требует поиска путей для существенного повышения эффективности производства уже освоенной продукции и для опережающей разработки новых инновационных технологий производства и изделий, выпускаемых на их основе. Решение этой задачи невозможно без наличия достаточного количества инженерных и рабочих кадров требуемой квалификации.

На данный момент в промышленном секторе Свердловской области имеется дефицит квалифицированных инженерных кадров по ряду специальностей. Наиболее остро работодатели испытывают потребность в работниках следующих специальностей: инженер металлообработки, инженер промышленной электроники, инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер-сварщик, наладчик станков с числовым программным управлением, химик-технолог, инженер-лаборант. Существует острая нехватка подготовленных специалистов в области разработки и проектирования металлургических процессов.

Доля специалистов высшего уровня квалификации составляет лишь 5 процентов от заявленной работодателями потребности.

Указанный дефицит приобрел затяжной характер вследствие сложности процесса инвестирования в человеческий капитал, причем нехватка квалифицированных специалистов наблюдается на всех стадиях воспроизводства жизненного цикла промышленной продукции, начиная с технической подготовки производства и заканчивая эксплуатацией оборудования.

На данный момент промышленные предприятия Свердловской области укомплектованы инженерами, конструкторами и технологами лишь на 70 процентов. Обстановка обостряется тем, что средний возраст высококвалифицированного инженерно-технического персонала составляет 53 года и выше.

Проблема усугубляется сформировавшимся разрывом между квалификационными требованиями работодателей и образовательными стандартами, возросла диспропорция между спросом и предложением квалифицированных инженерных кадров на рынке труда.

Несмотря на сохраняющуюся в последние годы в Свердловской области тенденцию выбора экзамена по физике в рамках государственной итоговой аттестации не менее 25 процентами учащихся 11-х классов, общая численность абитуриентов, готовых поступать в высшие учебные заведения (далее - ВУЗ) Свердловской области для обучения по инженерным специальностям, а также численность выпускников ВУЗов, готовых прийти на предприятия Свердловской области для работы в качестве инженеров и конструкторов, не удовлетворяет запросам работодателей и ВУЗов Свердловской области.

Существенной корректировки требует качество знаний абитуриентов по предметам естественно-научного цикла и математике, подтверждением чему является показатель среднего балла по итогам сдачи Единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ).

В предшествующем периоде, благодаря введенной в Свердловской области трехэтапной системе подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, обеспечена четкая положительная динамика показателей сдачи ЕГЭ практически по всем предметам, в результате чего средний балл ЕГЭ по предметам естественно-научного цикла в Свердловской области опережает общероссийские показатели. Тем не менее, средние баллы по итогам сдачи ЕГЭ школьниками Свердловской области по физике (48 баллов), математике (46 баллов), химии (61,3 балла) свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер по повышению качества обучения.

Необходим комплекс мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей и повышению качества подготовки специалистов непосредственно в системе среднего профессионального и высшего образования.

В настоящее время на региональном уровне имеются положительные примеры реализации совместных частно-государственных проектов образовательных организаций и хозяйствующих субъектов в области образования.

Перспективными организационными формами партнерства бизнеса и образования в данной сфере являются инновационно-образовательные кластеры, ресурсные центры на предприятиях, учебно-производственные комплексы, научно-образовательные центры, центры развития компетенций, базовые кафедры высших учебных заведений, заводы-втузы. Такие структуры призваны решать задачу совместной реализации программ среднего профессионального образования, прикладного бакалавриата, проектной и технологической магистратуры, широкого спектра программ переподготовки и повышения квалификации технологической направленности.

В частности, собственную корпоративную образовательную систему, которая может стать основой инновационно-образовательного кластера, формирует Уральская горно-металлургическая компания (далее - УГМК). С целью подготовки персонала, отвечающего требованиям современного производства, УГМК совместно с федеральным государственным автономных образовательным учреждением высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина" создал корпоративный "Технический университет УГМК". Университет не дублирует государственную систему образования, а дополняет к базовым профессиональным знаниям конкретные практические навыки. Образовательные программы "Технического университета УГМК" разрабатываются на основе реальных производственных потребностей и корпоративных профессиональных стандартов.

На территории Первоуральского новотрубного завода построен Образовательный центр группы ЧТПЗ, включающий экспериментальный и лабораторный корпуса общей площадью 2000 кв. метров. Образовательный центр обучает 400 студентов Первоуральского металлургического колледжа, используя самые современные учебные технологии и принципы дуальной системы образования. Более половины учебного времени учащиеся проводят на ключевых участках производства, перенимая навыки работы на конкретных станках и оборудовании. Для общего развития вводятся дополнительные курсы по истории, культурологии, религии.

Кроме того, в регионе созданы и функционируют учебные центры на базе машиностроительных предприятий и образовательных учреждений области. На сегодняшний день подготовку и переподготовку специалистов по востребованным специальностям осуществляют на площадях общества с ограниченной ответственностью "Уральская машиностроительная корпорация "Пумори", открытого акционерного общества "Уралмашзавод", федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально-педагогический университет", открытого акционерного общества "Машиностроительный завод им. М.И. Калинина", открытого акционерного общества "НПК "Уралвагонзавод".

Несмотря на реализуемые в рамках частно-государственного партнерства промышленных предприятий и образовательных учреждений отдельные проекты в области подготовки востребованных инженерных кадров, сократить в масштабах региона разрыв между спросом и предложением квалифицированных работников на рынке труда пока не удается.

В этой связи задача по обеспечению экономики Свердловской области квалифицированными рабочими и инженерными кадрами требует системного решения на основе программно-целевого подхода.

Проект "Уральская инженерная школа" (далее - Проект) определяет основные концептуальные подходы к развитию системы подготовки рабочих и инженерных кадров для экономики Свердловской через создание системы непрерывного технического образования, включающей уровни общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования, является основой для формирования соответствующих разделов в структуре государственных программ Свердловской области и призван обеспечить возрождение и развитие уральской инженерной школы.

Глава 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Целью Проекта является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учетом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импортозамещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.

Достижение поставленной цели обеспечивается за счет решения основных задач:

1) формирование у обучающихся осознанного стремления к получению образования по инженерным специальностям и рабочим профессиям технического профиля;

2) создание условий для получения обучающимися качественного образования по рабочим профессиям технического профиля и инженерным специальностям;

3) формирование условий для поступления молодых рабочих и инженерных кадров на промышленные предприятия Свердловской области и максимально полной реализации творческого потенциала молодых специалистов.

Глава 3. СРОКИ, ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация Проекта планируется в период 2015 - 2034 годов и предусматривает 4 этапа.

Первый этап: 2015 - 2016 годы - "пилотный" этап.

Апробация отдельных мероприятий Проекта, преимущественно на условиях частно-государственного партнерства для оценки соответствия фактической эффективности мероприятий ожидаемым результатам. Проект реализуется преимущественно на уровне отдельных образовательных организаций в 1 - 3 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и является основой для перехода к реализации на уровне региона в целом.

Второй этап: 2017 - 2018 годы - распространение опыта реализации пилотного этапа в системе образования Свердловской области.

О проекте "Уральская инженерная школа", одобренном Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ

Мы живем в век высоких технологий, который диктует необходимость в профессиях, требующих навыки работы с инновационными программируемыми устройствами, которые поступают на производство. Однако в современной России существует проблема недостаточной обеспеченности инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Назрела проблема ввести популяризацию профессии инженера.

Подготовка инженерных кадров, квалификация которых отвечает сегодняшним и перспективным потребностям промышленных предприятий Свердловской области является задачей государственной важности.

В целях обеспечения условий для устойчивого экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития , реализуется проект "Уральская инженерная школа", одобренный Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ.

Целью Программы является обеспечение условий для подготовки в Свердловской области рабочих и инженерных кадров в масштабах и с качеством, полностью удовлетворяющим текущим и перспективным потребностям экономики региона с учётом программ развития промышленного сектора экономики, обеспечения импорт замещения и возвращения отечественным предприятиям технологического лидерства.

Поскольку интерес к техническому творчеству наиболее ярко выражен у детей, то начинать готовить будущих инженеров необходимо уже с детского сада, затем в школе, в тесной связке должна работать система среднего и высшего профессионального образования и конкретные производства.

Участие МАОУ СОШ № 10 в реализации проекта "Уральская инженерная школа", одобренного Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ, в 2020 году

Школа включена в число получателей субсидий из областного бюджета на обеспечение условий реализации программ естественно – научного цикла и профориентационной работы.

Ведутся работы по согласованию перечней современного оборудования для кабинета физики и для 3D-моделирования.

Участие МАОУ СОШ № 10 в реализации проекта "Уральская инженерная школа", одобренного Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ, в 2020 году

1) организация сетевого взаимодействия по использованию специализированного кабинета физики в рамках внеурочной деятельности по ФГОС и через систему дополнительного образования;

3) профориентационная работа с учащимися;

4) п роведение дней открытых дверей на Предприятии с предоставлением школьникам возможности ознакомления с производственным оборудованием и технологическим процессом производства;

5) формирование информационной базы о специальностях и направлениях подготовки для Предприятия;

Приобретение оборудования и средств обучения для кабинета физики и 3D-моделирования будет производиться летом 2020 года.

Участие МАОУ СОШ № 10 в реализации проекта "Уральская инженерная школа", одобренного Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ, в 2020 году

В рамках проекта "Уральская инженерная школа" был заключен договор на сумму 2 800 000 рублей на приобретение оборудования и средств обучения для кабинета физики, а также оборудования для 3D-моделирования. Срок поставки - до 1 августа 2020 года.

Участие МАОУ СОШ № 10 в реализации проекта "Уральская инженерная школа", одобренного Указом Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 №453-УГ, в 2020 году

Открытие кабинета физики планируется на 30 сентября 2020 года. В 2020/2021 учебном году планируется проведение различных мероприятий по реализации образовательных программ естественно-научного цикла и профориентационной работы, а именно:

1. Реализация образовательных программ в сетевой форме:

2. Проведение мероприятий, направленных на повышение качества образования обучающихся:

3. Проведение мастер-классов для родительской общественности городского округа Сухой Лог по использованию 3D- технологии.

4. Создание продуктов собственной деятельности в 3D-мастерской и их презентация.

Как в Свердловской области популяризируют техническое образование среди молодежи


Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ / купить фото

Старость пришла на заводы

Ситуация осложняется тем, что средний возраст высококвалифицированного инженерно-технического персонала составляет выше 53 лет. Кроме того, даже тот малый поток молодых специалистов, который поступает на предприятия, не является качественным из-за высокого разрыва между компетенциями выпускников образовательных учреждений и требованиями работодателей.

Решение только комплексное


Фото: Елена Елисеева, Коммерсантъ

По итогам реализации всего проекта, регион должен достигнуть важных показателей. Среди них, в частности, увеличение доли выпускников технической направленности, трудоустроенных по полученным профессиям и специальностям в течение года после окончания обучения — с 53% в 2014 году до 80% в 2030 году. Кроме того, с 17,5 тыс. человек в 2014 году до 36,5 тыс. человек в 2020 году должно увеличиться количество детей, получающих дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Программа показывает результаты

Первоклассный план

Первоклассный план


Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Федеральное признание

Реновация патриотизма

Реновация патриотизма


Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Синергетический эффект

Технологическое будущее

Читайте также: