Концепция школы живой культуры в д шадриков
Обновлено: 05.07.2024
Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.
Л.Н. Толстой
Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую систему – метатехнологию подготовки подрастающих поколений к жизни, труду, к дальнейшему профессиональному образованию, к включению в общественную жизнь, к социальному функционированию. Эти цели достигаются с помощью воспитания и обучения
Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается специалистами – педагогическими работниками.
В советский период воспитание в школе было чрезвычайно заидеологизированным. Признавалась только партийная точка зрения, не допускалось никакого инакомыслия. Новое правительство России провозгласило деидеологизацию воспитания, и школа вступила на позиции плюрализма и демократии.
– Национальная доктрина образования Российской Федерации;
– Закон об образовании;
– Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе;
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы;
– Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;
– Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы;
– Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы.
В этих документах определены принципиально новые взгляды на воспитание:
– воспитание понимается не как политическая, а, прежде всего, как культурно-историческая ценность;
– воспитание провозглашается важнейшей составной частью целостного процесса образования;
– воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности;
– ребенок, его развитие и самоосуществление ставится во главу угла в процессе воспитания; субъект-субъектные отношения рассматриваются как определяющие в этом процессе;
– основными ориентациями в воспитании провозглашается развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности;
– большое место в воспитании отводится ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка.
В российской научной педагогике сегодня сформировался ряд принципиальных подходов к процессу воспитания: функциональный (И.С. Марьенко, Н.Е. Щуркова, А.И. Кочетов) личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Л. Соловейчик, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман), деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев), дифференцированный (В.В. Фирсов), системный (Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, П.И. Пидкасистый), средовой (Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, В.Г. Бочарова), амбивалентный (Л.И. Новикова), синергетический (И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), природосообразный (философско-антропологический) (Л.М. Лузина, В.В. Кумарин, А.М. Кушнир), комплексный (И.П. Иванов, В.А. Караковский), индивидуально-персонифицированный (В.Д. Шадриков, М.И. Башмаков), региональный (М.И. Рожков).
концепция гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
концепция всестороннего развития личности (В.М. Коротов, З.А. Малькова);
концепция воспитания национальной самобытности личности, освоения традиций русской национальной культуры (И.Ф. Гончаров);
концепция воспитания практичной социализированной личности, способной решать реальные жизненные проблемы (Е.В. Бондаревская);
концепция воспитания свободной личности (свободного выбора жизнедеятельности –С.Т. Шацкий, М.А. Балабан, О.М. Леонтьева);
концепция стратегии воспитания как процесса формирования отношений человека к миру (И.А. Зимняя);
концепция физического и валеологического воспитания (Л.Г. Татарникова);
концепция гражданского воспитания (А.Б. Резник).
Одним из важнейших воспитательных средств являются школьные коллективы. От их интегративных характеристик (сплоченность, ценностные ориентации, общественное мнение, психологический климат и др.) в огромной мере зависят результаты воспитания детей.
концепция воспитания детей в общественных организациях (Е.Е. Чепурных, М.И. Рожков, В.В. Волохов, С.В. Тетерский);
концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова);
концепция системно-уровневого построения процесса воспитания (Е.Н. Степанов);
концепция сотрудничества (В.М. Матвеев, С.Л. Соловейчик и др.);
концепция педагогики проживания (В.П. Бедерханова).
концепция воспитания учащихся путем включения в различного рода творческую деятельность (И.П. Волков, З.А. Малькова, Г.Н. Прозументова, В.А. Петровский, Е.Ю. Сазонов);
концепция системно-ролевого воспитания – освоения ребенком различных социальных ролей: в семье, в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере (Н.М. Таланчук);
концепция трудового воспитания (П.Р. Атутов, П.Г. Шаповаленко);
концепция развития субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса (Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский);
концепция экологического воспитания;
концепция включения школьников в современные формы хозяйствования (Д.М. Зембицкий);
концепция воспитания с помощью диалогового общения, рефлексии (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов);
концепция эстетического воспитания средствами искусства (Б.М. Неменский, Квятковский).
концепция развивающей среды (Л.И. Новикова, В.Д. Семенов);
концепция организации воспитывающей культурно-досуговой деятельности (Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, О.С. Газман);
концепция воспитательного пространства (Н.Л. Селиванова);
концепция информационно-воспитательной среды (М.И. Башмаков).
концепция личностно-ориентированного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская);
концепция индивидуализации воспитания (Н.Н. Верцинская, О.С. Гребенюк, Ю.Н. Орлов);
концепция формирования образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова);
концепция педагогической поддержки (О.С. Газман);
концепция воспитания в адаптивной школе (Н.П. Капустин, А.В. Ямбург);
концепция индивидуальных воспитательных программ (В.Д. Шадриков);
концепция тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева);
концепция инерархичности коллективных и индивидуальных воспитательных воздействий (Е.Н. Степанов);
концепция самовоспитания, самостроительства, саморазвития личности (Л.И. Рувинский, А.И. Кочетов, Г.К. Селевко, П.П. Осипов, В.П. Созонов, К.Я. Вазина).
Воспитательный процесс подчиняется следующим общим закономерностям:
• воспитание – категория идеологическая, его характер и содержание определяются общественно-историческими условиями;
• воспитание детерминировано культурой общества;
• характер и содержание воспитания определяются общественно-историческими условиями;
• воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;
• эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;
• эффективность и результативность воспитания зависят от применяемой технологии – гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: целей, концептуальной платформы, содержания, форм, методов и средств – от применяемой технологии.
В данной главе рассматриваются следующие воспитательные технологии.
15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
Воспитание в первые годы Советской власти
Школы-коммуны 20-30 гг. ХХ века
Коммунистическое воспитание в 50-80 гг.
Израильские киббуцы
Воинская педагогика
Воспитательная технология (система) Ф.Ф. Брюховецкого
Социальная реабилитация Г.Х. Кофода
Городищенская сельская школа Белгородской обл.
Опыт последователей А.С. Макаренко
15.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
Технология совместного творческого воспитания
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)
Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Газман)
15.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
15.5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова)
● Модель самоуправления в ученическом коллективе
Школа для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского
Школа-коммуна им. III Интернационала
Школа как самоорганизующаяся (синергетическая) система
15.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
Шоу-технологии
15.7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
15.8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания
● Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман)
● Модель тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева)
● Технология нейролингвистического программирования
Нравственно воспитывающее обучение
Парная педагогика
Поло-ролевая дифференциация
Соционический подход
15.9. Воспитание в процессе обучения
Планирование воспитательных целей (Ю.К. Бабанский)
Воспитательные проблемы в зарубежной школе
15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову
Концепция стимулирования самовоспитания учащихся (П.Н. Осипов, г. Казань)
Педагогика успеха (Е.И. Казакова)
Технология самосовершенствования личности школьника А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко
15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения
Концепция сознательной веры и духовного совершенствования (Л.И. Рувинский)
15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
Религиозное образование в зарубежной школе
Негативные отклонения
15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
● Модель формирования субъектной активности личности подростка в деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО)
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ)
Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина
Скаутское движение
Общественно-активные школы
Рекомендуемая литература
Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. – М.: Пед. поиск, 2002.
Барышникова Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996.
Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998.
Бондаревская Б.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – №1.
Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.; Ростов н/Д., 1999.
Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000.
Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.
Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории. – М., 1997.
Воспитательные системы современной школы: Опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995.
Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е.И. Соколова. Под общ. ред. И.Л. Селивановой. – М., 1998.
Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.
Карпюк И.А. Школа национальной культуры // Воспитательные системы современной школы: Опыт, поиски, перспективы. – М., 1995.
Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Пед. общество России, 2002.
Обсуждаем проблемы воспитания / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: СФЕРА, 2003.
Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.
Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994.
Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.: Пед. общество России, 2001.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. – М., 2000.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.
Современные концепции воспитания: Материалы конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М., 1986.
Степанов. Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Метод. пособие. – М., 2004.
Степанов. Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2002.
Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991.
Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. – М., 1997.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 1999.
Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. – М., 2000.
66 стр.
68 стр.
78 стр.
1 стр.
1 стр.
1 стр.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе
Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.
В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.
Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.
Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.
В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.
Способности индивида представляют биологическую организацию человека. Они являются свойствами функциональных систем и выполняют познавательную и адаптивную функции.
Развитие операционных механизмов в деятельности свидетельствует о появлении способностей субъекта деятельности, которые формируются на основе способностей индивида. Под влиянием требований деятельности происходит отбор приемов переработки информации, формируются новые, необходимые для повышения эффективности данной деятельности интеллектуальные операции. В процессе конкретной деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к содержанию деятельности (оперативность). Благодаря оперативности общие способности трансформируются в специальные.
![]() В.Д. ШАДРИКОВ - профессор, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора |
Образование – это особая сфера, работа в образовании – особая стезя. Тот, кто это понимает и отдает себя полностью этой работе, становится настоящим подвижником. Служение делу образования становится смыслом жизни. Но и человек, посвятивший свою жизнь такому служению, становится незаурядной Личностью, достойной восхищения.
Энергичен, по-спортивному подтянут. Живой взгляд, приветливая улыбка. Искренний интерес, пытливый ум. Стремительным шагом входит в зал Аккредитационной коллегии Рособрнадзора Владимир Дмитриевич Шадриков. 15 лет он постоянный член коллегии. Сменилась должность, меняются установки и технология аккредитации – не меняется он, деятельный и внимательный ко всему, что касается принятия решений и их последствий для образования.
Вся жизнь Владимира Дмитриевича Шадрикова – в образовании и для образования. От простого сельского учителя до директора школы и инспектора районного отдела народного образования, от старшего преподавателя кафедры психологии до ректора Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. И еще полтора десятка лет – руководитель федерального органа управления образованием. Далеко не каждый чиновник такого ранга имеет столь значительный опыт и знание средней и высшей школы и далеко не каждому удается реализовать их так эффективно.
На его долю выпал период кардинальной трансформации всей системы образования в период перестройки. На него как на заместителя министра были возложены право и ответственность принимать судьбоносные решения по изменению структуры и содержания образования.
Все это вехи истории образования новой России, уже вошедшие в учебники. Все это факты, ставшие общепринятыми, безотносительно к личности человека, кто поддержал и инициировал эти реформы. Все это деяния, которые можно обсуждать и даже осуждать, но то, что они стимулировали бурное развитие образовательной системы – неоспоримо.
Совершенно новым явлением в истории российского образования стали и процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, которые предоставили учреждениям образования широкие возможности для самостоятельного развития.
Общение с ним – школа высокой культуры и интеллекта, уважения и такта к другим ученым, корректности к научным результатам, объективности и обоснованности решений.
Гармоничное сочетание ученого и организатора, ответственности и требовательности к себе и другим позволяет ему сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлечь их своей неиссякаемой творческой энергией, смелыми замыслами и идеями.
18 ноября Владимир Дмитриевич отметил свое 70-летие.
ГОСТ
Общие представления об индивидуальности
В психологии индивидуальность рассматривают на двух уровнях:
- объектный, в рамках которого индивидуальность является объектом целостной структуры человека совместно с другими подструктурами (индивид, субъект и личность), которые формируются в результате жизненного пути. Это наше мировоззрение, ценностный профиль. На этом уровне индивидуальность - это интегральный уровень проявления физиологических, психологических и социальных особенностей человека уникальным и неповторимым способом. Индивидуальность такого уровня выражается в профилях черт, типологиях, крайних диспозициях и редких чертах личности.
- субъектный, в рамках которого человек проявляет свою индивидуальность через активные и авторские решения, проявляет себя как субъект. На этом уровне индивидуальность реализуется через жизненные выборы (моральные, личностные, экзистенциальные). Индивидуальность на данном уровне формируется в результате саморазвития, самодетерминации, самоактуализации.
Помимо этих двух уровней, индивидуальность может проявляться как уникальность каждого из нас (в силу отличия индивидуальных черт, особенностей, ценностей и мировоззренческих позиций). А может проявляться как уникальность единичного человека, отражающего многообразие его жизненных выборов.
Так или иначе, индивидуальность отражает уникальный способ бытия человека во всей взаимосвязи его как индивида, субъекта и личности.
От индивида к индивидуальности: концепция В. Д. Шадрикова
В. Д. Шадриков понимает индивидуальность в рамках школы Б. Г. Ананьева как интеграцию свойств субъекта деятельности и личности, способствующих реализации природных свойств человека как как индивида. Индивидуальность для автора - это проявление внутреннего мира человека.
Внутренний мир человека - это субъективный образ внешнего мира, который включен в жизнь человека, обеспечивает ему выживание и является ее частью. Это информационно-потребностная субстанция человека. Внутренний мир человека обладает определенными особенностями:
Готовые работы на аналогичную тему
- Внутренний мир развивается по законам отражения внешнего мира, это субъективное отражение внешнего мира, которое выражается в мотивационно-потребностных особенностях личности, ценностных ориентациях, установках.
- Развитие внутреннего мира носит статистический характер: на развитие индивидуальности может повлиять как цепочка событий, а может - одно, но очень сильное событие. Такая неустойчивость создает возможности для творческих преобразований внешнего мира, новых мыслей и состояний.
- Внутренний мир человека - самоорганизующаяся система, ориентированная на адаптацию к изменяющимся условиям, а также способная влиять на эти изменения.
- Необратимость состояний внутреннего мира: человек не может быть таким, каким он уже был, как бы он к этому ни стремился. Каждое изменение абсолютно новое.
По В. Д. Шадрикову внутренний мир первичен по отношению к внешнему, так как развивается с начала переживания ребенком своих внутренних потребностей, ребенок замкнут на своих органических потребностях, а предметы внешнего мира имеют для него определенную эмоциональную окраску в отношении к его внутренним потребностям. Дальнейшее развитие внутреннего мира происходит благодаря взаимодействию ребенка и взрослого через совместную деятельность. Взрослый помогает ребенку реализовать его внутреннюю потребность через предоставление условий вовне для этого. Соответственно, предметная деятельность взрослого и ребенка дополняет внутренний мир ребенка внешними условиями, способствуя опредмечиванию потребностей ребенка.
Таким образом, большое значение в развитии индивидуальности играет деятельность, причем осмысленная деятельность, направляемая мотивом, целью и конкретными результатами. Деятельность должна иметь для человека личностный смысл, чтобы в ее процессе проявлялась и формировалась индивидуальность. Однако решающее значение, для формирования индивидуальности играют поступки, как пишет В. Д. Шадриков, а не просто деятельность. Здесь на первый план выступают именно отношения с другими людьми, которые формируют ценностные аспекты внутреннего мира, нормы поведения.
Интегральная концепция индивидуальности
Интегральность концепции В. Д. Шадрикова состоит в том, что она отражает разные аспекты во взаимосвязи. Автор освещает происхождение индивидуальности, ее становление, критерии ее определения, структурные уровни индивидуальности:
Владимир Дмитриевич Шадриков (1939) — советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член АПН СССР — РАО.
В 1985–1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988–1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993–1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996–1998 годах первый заместитель министра, в 1998–2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года — министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995–1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999–2001) при Президенте России.
Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.
Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989–1990). Действительный член АПН СССР — РАО (с 1990).
Книги (17)
В книге рассматриваются современные представления об эмоциях и чувствах, даются их определения как ключевых категорий психологической науки. Раскрываются нейропсихологические механизмы эмоций. Характеризуется процесс развития эмоций и чувств от простых к сложным, дается их симптоматика.
«Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех направлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.
В монографии определена сущность духовных способностей, показано место духовной составляющей в структуре общих способностей, установлена связь между духовными способностями и нравственными качествами личности, рассмотрено значение духовных состояний в духовных способностях, проведен анализ отношения морали и духовных состояний.
Рассматриваются конкретные формы проявления духовности: веры, любви, совести. Анализируются проблемы воспитания и развития духовности и духовных способностей в школьный период. Намечены пути построения образовательного процесса, отвечающего на запросы бытия ребенка.
Книга предназначена для специалистов в области философии, психологии и педагогики, представляет также интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования.
В книге дается системное описание способностей человека. Показывается, что содержательно способности можно определить с учетом трех измерений: индивида, субъекта деятельности и личности.
Прослеживается развитие способностей от природных к духовным. Выход на способности субъекта деятельности и способности личности переводит проблему развития способностей в более широкий контекст ментального развития человека. Показывается, что ментальное развитие детерминируется с внутренней стороны развитием природных способностей человека и с внешней стороны средой развития, требованиями деятельности и духовными ценностями личности.
Предлагается авторская модель интеллекта. Отражается, что развитие интеллекта идет за счет освоения интеллектуальных операций, формирования ментальных навыков и накопления ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.
Соавтор: Кузнецовой И.В.
Материалы методики были подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций; методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий; обсуждение результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации.
Освещаются возникновение и развитие внутреннего мира человека. Раскрываются его структура и функции, дается периодизация формирования. Выдвигается положение о том, что внутренний мир человека — особого рода потребностно-эмоционально-информационная субстанция, которую можно рассматривать как человеческую душу.
Анализируются мотивация, эмоции, чувства и воля, показывается их место в структуре внутренней жизни человека. Излагаются вопросы формирования личностных качеств, проблема сознательного и бессознательного во внутренней жизни и поведении.
Рассматривается мысль как основная категория неокогнитивной психологии. Раскрываются структура и содержание предметной мысли, процессы ее порождения. Показываются существенные различия между мыслью и информацией, которая положена в основу современной когнитивной психологии. Исходя из предложенного понимания мысли предлагается новый) взгляд насущность основных когнитивных процессов и понятий. Анализируются эволюция предметной мысли и развитие мышления. Дается картина внутренней жизни человека и показывается место когнитивных процессов в этом мире. Обосновывается вывод о том, что когнитивная психология стоит на пороге нового этапа своего развития.
Учебное пособие целесообразно рассматривать как дополнение к существующим учебникам.
Основная его цель заключается в том, чтобы показать, как можно использовать общепсихологические закономерности, а также знания о способностях ученика при организации учебной деятельности школьников и собственной деятельности учителя с позиции новой педагогической парадигмы, согласно которой ученик является (и становится) субъектом учебной деятельности, а учитель помогает ему в этом.
В монографии вводится понятие психологической системы деятельности, выделяются основные компоненты ее структуры, раскрывается их содержание и закономерности формирования и функционирования.
Раскрывается психологическая сущность освоения профессии. Рассматриваются основные уровни и схемы психологического анализа профессиональной деятельности как системы.
Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.
С позиций системно-деятельностного подхода излагается методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Дано описание профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, и конкретного диагностического инструментария для их оценки.
Даны рекомендации о применении этого инструментария для мониторинга качества подготовки выпускников педагогических вузов, а также аттестации педагогов при подтверждении соответствия занимаемой должности и с целью присвоения первой и высшей квалификационных категорий.
Для руководителей и сотрудников органов управления образованием, высших педагогических учебных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Может использоваться региональными экспертами и комиссиями по аттестации педагогических кадров.
Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями, проанализированы место и значение способностей в системе деятельности как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры профессиографического описания деятельности, исследованы отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, перечислены возможности разработки профессионального стандарта. Кроме того, рассказано о развитии общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.
Психологическая диагностика способностей при индивидуализации обучения.
В сборнике содержатся результаты работы коллектива сотрудников лаборатории психологии способностей факультета начальных классов МПГУ им. В.И.Ленина, выполненной под руководством академика РАО В.Д. Шадрикова в течение 1995 года. Цель работы состояла в создании психодиагностического обеспечения индивидуализации обучения в средней школе.
Статьи представленные в сборнике как результаты теоретических и экспериментальных исследований, так и практические рекомендации.
Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности.
Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.
Соавтор: Нижегородцева Н.В.
Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.
Пособие содержит подробные сведения об особенностях детей старшего дошкольного возраста и различных сторонах готовности к школе, простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по их развитию и коррекции, игры и упражнения, названия книг и пособий, которые могут быть использованы психологами, педагогами и родителями для организаци занятий с детьми по подготовке к школе и преодолению трудностей в обучении.
Это первое пособие по готовности детей к школе, в котором органично сочетаются теория и практика.
Сборник научных трудов V всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль.
Рассмотрена одна из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека — совесть. Показаны становление этого понятия в античной философии и в христианстве, его разработка в отечественной и зарубежной психологии. Предпринята попытка выделить инстраиндивидуальную структуру, определяющую совесть человека, представлены методические рекомендации по её воспитанию.
Для ученых и специалистов в области психологии, философии, педагогики, других гуманитарных наук. Представляет интерес для широкого круга читателей, стремящихся к осмыслению проблем нравственности и духовного развития личности.
В книге на основе анализа научных источников и эмпирических материалов, полученных автором и его учениками, предлагается теория способностей и одаренности человека. В предложенном подходе способности рассматривается в трех измерениях: способности индивида, субъекта деятельности и личности. Показано, что развитие способностей идет на определенной природной основе (способности индивида), достраиваясь интеллектуальными операциями и способами их реализации (способности субъекта деятельности) и находясь под контролем и направляющим воздействием мотивации и нравственных качеств (способность личности).
На основе предложенной теории разрешается психофизиологическая проблема в отношении способностей, раскрывается сущность способностей, показываются эффективные пути развития способностей и формирования интеллекта. Высказывается гипотеза о возможных механизмах вовлечения способностей в систему деятельности, формируются критерии различения способностей знаний и навыков.
Устанавливается связь между способностями и психическими процессами, показываются механизмы формирования одаренности на основе способностей, обосновывается положение о том, что одаренность может рассматриваться как функциональное метасистемное качество субъекта деятельности.
Комментарии читателей
Мария / 20.02.2017 Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где я могу найти книгу Шадриков В.Д. " психология развития способности человека"?
Шадриков Андрей Витальевич / 30.05.2008 Здравствуйте !
Я студент 3-ко курса АГТУ(Астраханского Технического Университета)
Мне нужна ваша психологическая помощь !
Читайте также: