Концепция школы живой культуры в д шадриков

Обновлено: 05.07.2024

Все яснее вижу, что ключ ко всему – в воспитании. Там развязка всего. Это самый длинный, но верный путь.

Л.Н. Толстой
Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую систему – метатехнологию подготовки подрастающих поколений к жизни, труду, к дальнейшему профессиональному образованию, к включению в общественную жизнь, к социальному функционированию. Эти цели достигаются с помощью воспитания и обучения

Школьное воспитание представляет ту часть процесса социализации, которая организуется, целеполагается, планируется, осуществляется и отслеживается специалистами – педагогическими работниками.

В советский период воспитание в школе было чрезвычайно заидеологизированным. Признавалась только партийная точка зрения, не допускалось никакого инакомыслия. Новое правительство России провозгласило деидеологизацию воспитания, и школа вступила на позиции плюрализма и демократии.

Национальная доктрина образования Российской Федерации;

Закон об образовании;

Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года;

Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы;

Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы.

В этих документах определены принципиально новые взгляды на воспитание:

воспитание понимается не как политическая, а, прежде всего, как культурно-истори­чес­кая ценность;

воспитание провозглашается важнейшей составной частью целостного процесса образования;

воспитанию отводится приоритетная роль в процессе социализации личности, а также в развитии ее индивидуальности и самобытности;

ребенок, его развитие и самоосуществление ставится во главу угла в процессе воспитания; субъект-субъектные отношения рассматриваются как определяющие в этом процессе;

основными ориентациями в воспитании провозглашается развитие личности, гуманность и демократия, духовность и творчество; создание условий для воспитания этих качеств у растущего человека видится как глобальная задача общества, семьи, школы, самой личности;

большое место в воспитании отводится ориентации на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие ребенка.

В российской научной педагогике сегодня сформировался ряд принципиальных подходов к процессу воспитания: функциональный (И.С. Марьенко, Н.Е. Щуркова, А.И. Кочетов) личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Л. Соловейчик, Е.В. Бонда­рев­ская, О.С. Газ­ман), деятельностный (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев), дифференцированный (В.В. Фир­­­сов), системный (Л.И. Новикова, Ю.П. Со­коль­ников, П.И. Пидкасистый), средовой (Л.И. Новикова, Ю.С. Ма­нуй­лов, В.Г. Бочарова), амбивалентный (Л.И. Новикова), синергетический (И. Пригожин, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов), природосообразный (философско-антрополо­ги­ческий) (Л.М. Лу­­зи­на, В.В. Кумарин, А.М. Кушнир), комплексный (И.П. Иванов, В.А. Караковский), индивидуально-пер­со­нифицированный (В.Д. Шадриков, М.И. Башмаков), региональный (М.И. Рожков).


  • концепция гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Вы­гот­ский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ле­он­тьев);

  • концепция всестороннего развития личности (В.М. Коротов, З.А. Малькова);

  • концепция воспитания национальной самобытности личности, освоения традиций русской национальной культуры (И.Ф. Гончаров);

  • концепция воспитания практичной социализированной личности, способной решать реальные жизненные проблемы (Е.В. Бондаревская);

  • концепция воспитания свободной личности (свободного выбора жизнедеятельности –С.Т. Шацкий, М.А. Балабан, О.М. Леонтьева);

  • концепция стратегии воспитания как процесса формирования отношений человека к миру (И.А. Зимняя);

  • концепция физического и валеологического воспитания (Л.Г. Татарникова);

  • концепция гражданского воспитания (А.Б. Резник).

Одним из важнейших воспитательных средств являются школьные коллективы. От их интегративных характеристик (сплоченность, ценностные ориентации, общественное мнение, психологический климат и др.) в огромной мере зависят результаты воспитания детей.


  • концепция воспитания детей в общественных организациях (Е.Е. Чепурных, М.И. Ро­жков, В.В. Волохов, С.В. Тетерский);

  • концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Но­викова, Н.А. Селиванова);

  • концепция системно-уровневого построения процесса воспитания (Е.Н. Степанов);

  • концепция сотрудничества (В.М. Матвеев, С.Л. Соловейчик и др.);

  • концепция педагогики проживания (В.П. Бедерханова).

  • концепция воспитания учащихся путем включения в различного рода творческую деятельность (И.П. Волков, З.А. Малькова, Г.Н. Прозументова, В.А. Петровский, Е.Ю. Сазо­нов);

  • концепция системно-ролевого воспитания – освоения ребенком различных социальных ролей: в семье, в коллективе, в обществе, в мире, в Я-сфере (Н.М. Таланчук);

  • концепция трудового воспитания (П.Р. Атутов, П.Г. Шаповаленко);

  • концепция развития субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культуротворческого процесса (Н.Б. Крылова, А.Н. Тубельский);

  • концепция экологического воспитания;

  • концепция включения школьников в современные формы хозяйствования (Д.М. Зембиц­кий);

  • концепция воспитания с помощью диалогового общения, рефлексии (Е.В. Бондаревская, Б.З. Вульфов);

  • концепция эстетического воспитания средствами искусства (Б.М. Неменский, Квятковский).

  • концепция развивающей среды (Л.И. Новикова, В.Д. Семенов);

  • концепция организации воспитывающей культурно-досуговой деятельности (Б.П. Би­ти­нас, В.Г. Бочарова, О.С. Газман);

  • концепция воспитательного пространства (Н.Л. Селиванова);

  • концепция информационно-воспитательной среды (М.И. Башмаков).

  • концепция личностно-ориентированного воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бонда­­рев­ская);

  • концепция индивидуализации воспитания (Н.Н. Верцинская, О.С. Гребенюк, Ю.Н. Орлов);

  • концепция формирования образа жизни, достойной человека (Н.Е. Щуркова);

  • концепция педагогической поддержки (О.С. Газман);

  • концепция воспитания в адаптивной школе (Н.П. Капустин, А.В. Ямбург);

  • концепция индивидуальных воспитательных программ (В.Д. Шадриков);

  • концепция тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева);

  • концепция инерархичности коллективных и индивидуальных воспитательных воздействий (Е.Н. Степанов);

  • концепция самовоспитания, самостроительства, саморазвития личности (Л.И. Ру­вин­ский, А.И. Ко­че­тов, Г.К. Селевко, П.П. Осипов, В.П. Созонов, К.Я. Вазина).

Воспитательный процесс подчиняется следующим общим закономерностям:

воспитание – категория идеологическая, его характер и содержание определяются общественно-историческими условиями;

воспитание детерминировано культурой общества;

характер и содержание воспитания определяются общественно-историческими условиями;

воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включенностью его в самовоспитание;

эффективность и результативность воспитания зависят от применяемой технологии – гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: целей, концептуальной платформы, содержания, форм, методов и средств – от применяемой технологии.

В данной главе рассматриваются следующие воспитательные технологии.
15.1. Технология коммунистического воспитания советского периода

Воспитание в первые годы Советской власти

Школы-коммуны 20-30 гг. ХХ века

Коммунистическое воспитание в 50-80 гг.

Израильские киббуцы

Воинская педагогика

Воспитательная технология (система) Ф.Ф. Брюховецкого

Социальная реабилитация Г.Х. Кофода

Городищенская сельская школа Белгородской обл.

Опыт последователей А.С. Макарен­ко

15.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова

Технология совместного творческого воспитания

Технология индивиду­ального рефлексив­ного самовоспитания (О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий)

Технология индивиду­альной педагогической поддержки в воспитании (О.С. Га­з­ман)

15.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского

15.5. Технология воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Ка­ра­ковский, Н.Л. Селиванова)

Модель самоуправления в ученическом коллективе

Школа для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского

Школа-коммуна им. III Интернационала

Школа как самоорганизующаяся (синергетическая) система

15.6. Технологии воспитания в современной массовой школе

Шоу-технологии

15.7. Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)

15.8. Технологии индивидуализированного (персонифицированного) воспитания

Модель психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман)

Модель тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева)

Технология нейролингвистического программирования

Нравственно воспитывающее обучение

Парная педагогика

Поло-ролевая дифференциация

Соционический подход

15.9. Воспитание в процессе обучения

Планирование воспитательных целей (Ю.К. Бабанский)

Воспитательные проблемы в зарубежной школе

15.10. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову

Концепция стимулирования самовоспитания учащихся (П.Н. Осипов, г. Казань)

Педагогика успеха (Е.И. Казакова)

Технология самосовершенствования личности школьника А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко

15.11. Технологии воспитания духовной культуры молодого поколения

Концепция сознательной веры и духовного совершенствования (Л.И. Рувинский)

15.12. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания

Религиозное образование в зарубежной школе

Негативные отклонения

15.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека

Модель формирования субъектной активности личности подростка в деятельности Союза пионерских организаций - Федерации детских организаций (СПО-ФДО)

Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ)

Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ле­нина

Скаутское движение

Общественно-активные школы

Рекомендуемая литература

  1. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание сельского школьника. – М.: Пед. поиск, 2002.

  2. Барышникова Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. – СПб., 1996.

  3. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. – М., 1998.

  4. Бондаревская Б.В. Смыслы и стратегия личностно ориентированного воспитания // Педагогика. – 2001. – №1.

  5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.; Рос­тов н/Д., 1999.

  6. Воронов В.В. Технология воспитания: Пособие для преподавателей вузов, студентов и учителей. – М.: Школьная Пресса, 2000.

  7. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1997.

  8. Воспитательная система школы: проблемы управления: Очерки прагматической теории. – М., 1997.

  9. Воспитательные системы современной школы: Опыт, поиски, перспективы / Сост. Л.К. Балясная. – М., 1995.

  10. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  11. Гуманистические воспитательные системы вчера и се­годня / Ред.-сост. Е.И. Соколова. Под общ. ред. И.Л. Селивановой. – М., 1998.

  12. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. Воспитание – проблема современного образования в России. – М., 1998.

  13. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2000.

  14. Карпюк И.А. Школа национальной культуры // Воспитательные системы современной школы: Опыт, поиски, перспективы. – М., 1995.

  15. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.

  16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

  17. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.: Пед. общество России, 2002.

  18. Обсуждаем проблемы воспитания / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. – М.: СФЕРА, 2003.

  19. Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  20. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. – М., 1994.

  21. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Н.Л. Се­ли­ва­новой. – М.: Пед. общество России, 2001.

  22. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспита­тельного процесса в школе: Учеб. пособие. – М., 2000.

  23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

  24. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002.

  25. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

  26. Современные концепции воспитания: Материалы конференции. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.

  27. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М., 1986.

  28. Степанов. Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Метод. пособие. – М., 2004.

  29. Степанов. Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Сфера, 2002.

  30. Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. – М., 1991.

  31. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. – М., 1997.

  32. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. – М., 1999.

  33. Ямбург Е.А. Школа на пути к свободе. Культурно-историческая педагогика. – М., 2000.


66 стр.


68 стр.


78 стр.


1 стр.


1 стр.


1 стр.

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

Рассматривая сущность способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что они относятся к категории свойства. Но не любого свойства вещи, а функционального, которое проявляется в процессе функционирования и обеспечивает эффективность реализации некоторой функции. Соответственно, психические способности можно рассматривать как свойства мозга, в частности, функциональных систем, выполняющих различные психические функции. Таким образом, способности – это свойства функциональных систем, реализующих определенную психическую функцию, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности освоения и выполнения деятельности.

В концепции В. Д. Шадрикова структура способностей рассматривается как интеграция трех типов механизмов – функциональных, обусловленных биологическим развитием человека, прижизненно формирующихся операционных механизмов и мотивационных (регулирующих) механизмов.

Например, функциональные механизмы мнемических способностей составляет генотипически обусловленная функциональная система памяти. Операционные механизмы мнемических способностей – это способы обработки запоминаемого материала, которые ведут к повышению продуктивности памяти: группировка, опорные пункты, мнемический план, перекодирование, ассоциация, достраивание, сериация, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, систематизация, мнемотехнические приемы, повторение.

Развитие мнемических способностей происходит следующим образом: развитие функциональных механизмов; появление и развитие операционных механизмов; развитие связей между функциональными и операционными механизмами; появление и развитие регулирующих механизмов; развитие системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

В теории В. Д. Шадрикова способности рассматриваются в трех аспектах – как способности индивида, субъекта деятельности и личности.

Способности индивида представляют биологическую организацию человека. Они являются свойствами функциональных систем и выполняют познавательную и адаптивную функции.

Развитие операционных механизмов в деятельности свидетельствует о появлении способностей субъекта деятельности, которые формируются на основе способностей индивида. Под влиянием требований деятельности происходит отбор приемов переработки информации, формируются новые, необходимые для повышения эффективности данной деятельности интеллектуальные операции. В процессе конкретной деятельности происходит тонкое приспособление операционных механизмов к содержанию деятельности (оперативность). Благодаря оперативности общие способности трансформируются в специальные.


В.Д. ШАДРИКОВ - профессор, научный руководитель факультета психологии ГУ-ВШЭ, директор Института содержания образования ГУ-ВШЭ, член Аккредитационной коллегии Рособрнадзора

Образование – это особая сфера, работа в образовании – особая стезя. Тот, кто это понимает и отдает себя полностью этой работе, становится настоящим подвижником. Служение делу образования становится смыслом жизни. Но и человек, посвятивший свою жизнь такому служению, становится незаурядной Личностью, достойной восхищения.

Энергичен, по-спортивному подтянут. Живой взгляд, приветливая улыбка. Искренний интерес, пытливый ум. Стремительным шагом входит в зал Аккредитационной коллегии Рособрнадзора Владимир Дмитриевич Шадриков. 15 лет он постоянный член коллегии. Сменилась должность, меняются установки и технология аккредитации – не меняется он, деятельный и внимательный ко всему, что касается принятия решений и их последствий для образования.

Вся жизнь Владимира Дмитриевича Шадрикова – в образовании и для образования. От простого сельского учителя до директора школы и инспектора районного отдела народного образования, от старшего преподавателя кафедры психологии до ректора Ярославского государственного педагогического института им. К.Д. Ушинского. И еще полтора десятка лет – руководитель федерального органа управления образованием. Далеко не каждый чиновник такого ранга имеет столь значительный опыт и знание средней и высшей школы и далеко не каждому удается реализовать их так эффективно.

На его долю выпал период кардинальной трансформации всей системы образования в период перестройки. На него как на заместителя министра были возложены право и ответственность принимать судьбоносные решения по изменению структуры и содержания образования.

Все это вехи истории образования новой России, уже вошедшие в учебники. Все это факты, ставшие общепринятыми, безотносительно к личности человека, кто поддержал и инициировал эти реформы. Все это деяния, которые можно обсуждать и даже осуждать, но то, что они стимулировали бурное развитие образовательной системы – неоспоримо.

Совершенно новым явлением в истории российского образования стали и процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, которые предоставили учреждениям образования широкие возможности для самостоятельного развития.

Общение с ним – школа высокой культуры и интеллекта, уважения и такта к другим ученым, корректности к научным результатам, объективности и обоснованности решений.

Гармоничное сочетание ученого и организатора, ответственности и требовательности к себе и другим позволяет ему сплотить вокруг себя единомышленников и учеников, увлечь их своей неиссякаемой творческой энергией, смелыми замыслами и идеями.

18 ноября Владимир Дмитриевич отметил свое 70-летие.

Гост

ГОСТ

Общие представления об индивидуальности

В психологии индивидуальность рассматривают на двух уровнях:

  • объектный, в рамках которого индивидуальность является объектом целостной структуры человека совместно с другими подструктурами (индивид, субъект и личность), которые формируются в результате жизненного пути. Это наше мировоззрение, ценностный профиль. На этом уровне индивидуальность - это интегральный уровень проявления физиологических, психологических и социальных особенностей человека уникальным и неповторимым способом. Индивидуальность такого уровня выражается в профилях черт, типологиях, крайних диспозициях и редких чертах личности.
  • субъектный, в рамках которого человек проявляет свою индивидуальность через активные и авторские решения, проявляет себя как субъект. На этом уровне индивидуальность реализуется через жизненные выборы (моральные, личностные, экзистенциальные). Индивидуальность на данном уровне формируется в результате саморазвития, самодетерминации, самоактуализации.

Помимо этих двух уровней, индивидуальность может проявляться как уникальность каждого из нас (в силу отличия индивидуальных черт, особенностей, ценностей и мировоззренческих позиций). А может проявляться как уникальность единичного человека, отражающего многообразие его жизненных выборов.

Так или иначе, индивидуальность отражает уникальный способ бытия человека во всей взаимосвязи его как индивида, субъекта и личности.

От индивида к индивидуальности: концепция В. Д. Шадрикова

В. Д. Шадриков понимает индивидуальность в рамках школы Б. Г. Ананьева как интеграцию свойств субъекта деятельности и личности, способствующих реализации природных свойств человека как как индивида. Индивидуальность для автора - это проявление внутреннего мира человека.

Внутренний мир человека - это субъективный образ внешнего мира, который включен в жизнь человека, обеспечивает ему выживание и является ее частью. Это информационно-потребностная субстанция человека. Внутренний мир человека обладает определенными особенностями:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Внутренний мир развивается по законам отражения внешнего мира, это субъективное отражение внешнего мира, которое выражается в мотивационно-потребностных особенностях личности, ценностных ориентациях, установках.
  2. Развитие внутреннего мира носит статистический характер: на развитие индивидуальности может повлиять как цепочка событий, а может - одно, но очень сильное событие. Такая неустойчивость создает возможности для творческих преобразований внешнего мира, новых мыслей и состояний.
  3. Внутренний мир человека - самоорганизующаяся система, ориентированная на адаптацию к изменяющимся условиям, а также способная влиять на эти изменения.
  4. Необратимость состояний внутреннего мира: человек не может быть таким, каким он уже был, как бы он к этому ни стремился. Каждое изменение абсолютно новое.

По В. Д. Шадрикову внутренний мир первичен по отношению к внешнему, так как развивается с начала переживания ребенком своих внутренних потребностей, ребенок замкнут на своих органических потребностях, а предметы внешнего мира имеют для него определенную эмоциональную окраску в отношении к его внутренним потребностям. Дальнейшее развитие внутреннего мира происходит благодаря взаимодействию ребенка и взрослого через совместную деятельность. Взрослый помогает ребенку реализовать его внутреннюю потребность через предоставление условий вовне для этого. Соответственно, предметная деятельность взрослого и ребенка дополняет внутренний мир ребенка внешними условиями, способствуя опредмечиванию потребностей ребенка.

Таким образом, большое значение в развитии индивидуальности играет деятельность, причем осмысленная деятельность, направляемая мотивом, целью и конкретными результатами. Деятельность должна иметь для человека личностный смысл, чтобы в ее процессе проявлялась и формировалась индивидуальность. Однако решающее значение, для формирования индивидуальности играют поступки, как пишет В. Д. Шадриков, а не просто деятельность. Здесь на первый план выступают именно отношения с другими людьми, которые формируют ценностные аспекты внутреннего мира, нормы поведения.

Интегральная концепция индивидуальности

Интегральность концепции В. Д. Шадрикова состоит в том, что она отражает разные аспекты во взаимосвязи. Автор освещает происхождение индивидуальности, ее становление, критерии ее определения, структурные уровни индивидуальности:

Шадриков В.Д.

Владимир Дмитриевич Шадриков (1939) — советский и российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Доктор психологических наук, профессор. Действительный член АПН СССР — РАО.

В 1985–1988 годах заместитель министра просвещения СССР. В 1988–1992 годах первый заместитель председателя Государственного комитета СССР по народному образованию — Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1992 году заместитель председателя Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики России. В 1993–1996 годах заместитель председателя Государственного комитета России по высшему образованию. В 1996–1998 годах первый заместитель министра, в 1998–2001 годах заместитель министра общего и профессионального образования России (с 1999 года — министра образования России). Помимо прочего занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. Был членом Советов по русскому языку (1995–1997) и по взаимодействию с религиозными объединениями (1999–2001) при Президенте России.

Заведующий кафедрой психологии младшего школьника Московского педагогического государственного университета.

Член-корреспондент АПН СССР (1982). Исполняющий обязанности президента АПН СССР (1989–1990). Действительный член АПН СССР — РАО (с 1990).

Книги (17)

В книге рассматриваются современные представления об эмоциях и чувствах, даются их определения как ключевых категорий психологической науки. Раскрываются нейропсихологические механизмы эмоций. Характеризуется процесс развития эмоций и чувств от простых к сложным, дается их симптоматика.

«Предлагаемая читателю работа выполнена на стыке трех направлений: психологии способностей, психологии деятельности и проблемы развития.

В монографии определена сущность духовных способностей, показано место духовной составляющей в структуре общих способностей, установлена связь между духовными способностями и нравственными качествами личности, рассмотрено значение духовных состояний в духовных способностях, проведен анализ отношения морали и духовных состояний.

Рассматриваются конкретные формы проявления духовности: веры, любви, совести. Анализируются проблемы воспитания и развития духовности и духовных способностей в школьный период. Намечены пути построения образовательного процесса, отвечающего на запросы бытия ребенка.

Книга предназначена для специалистов в области философии, психологии и педагогики, представляет также интерес для широкого круга читателей, интересующихся проблемами образования.

В книге дается системное описание способностей человека. Показывается, что содержательно способности можно определить с учетом трех измерений: индивида, субъекта деятельности и личности.

Прослеживается развитие способностей от природных к духовным. Выход на способности субъекта деятельности и способности личности переводит проблему развития способностей в более широкий контекст ментального развития человека. Показывается, что ментальное развитие детерминируется с внутренней стороны развитием природных способностей человека и с внешней стороны средой развития, требованиями деятельности и духовными ценностями личности.

Предлагается авторская модель интеллекта. Отражается, что развитие интеллекта идет за счет освоения интеллектуальных операций, формирования ментальных навыков и накопления ментального опыта, включения в интеллектуальную деятельность всего внутреннего мира человека.

Соавтор: Кузнецовой И.В.

Материалы методики были подвергнуты общественно-профессиональному обсуждению и апробации в условиях реальной аттестации педагогических работников. Они содержат описание оснований для разработки методики: профессионального стандарта и педагогических компетенций; методы оценки уровня квалификации при установлении соответствия занимаемой должности и требованиям первой (высшей) квалификационных категорий; обсуждение результатов присвоения квалификационной категории; комментарий к методике: ответы на типичные вопросы, возникающие в процессе аттестации.

Освещаются возникновение и развитие внутреннего мира человека. Раскрываются его структура и функции, дается периодизация формирования. Выдвигается положение о том, что внутренний мир человека — особого рода потребностно-эмоционально-информационная субстанция, которую можно рассматривать как человеческую душу.

Анализируются мотивация, эмоции, чувства и воля, показывается их место в структуре внутренней жизни человека. Излагаются вопросы формирования личностных качеств, проблема сознательного и бессознательного во внутренней жизни и поведении.

Рассматривается мысль как основная категория неокогнитивной психологии. Раскрываются структура и содержание предметной мысли, процессы ее порождения. Показываются существенные различия между мыслью и информацией, которая положена в основу современной когнитивной психологии. Исходя из предложенного понимания мысли предлагается новый) взгляд насущность основных когнитивных процессов и понятий. Анализируются эволюция предметной мысли и развитие мышления. Дается картина внутренней жизни человека и показывается место когнитивных процессов в этом мире. Обосновывается вывод о том, что когнитивная психология стоит на пороге нового этапа своего развития.

Учебное пособие целесообразно рассматривать как дополнение к существующим учебникам.

Основная его цель заключается в том, чтобы показать, как можно использовать общепсихологические закономерности, а также знания о способностях ученика при организации учебной деятельности школьников и собственной деятельности учителя с позиции новой педагогической парадигмы, согласно которой ученик является (и становится) субъектом учебной деятельности, а учитель помогает ему в этом.

В монографии вводится понятие психологической системы деятельности, выделяются основные компоненты ее структуры, раскрывается их содержание и закономерности формирования и функционирования.

Раскрывается психологическая сущность освоения профессии. Рассматриваются основные уровни и схемы психологического анализа профессиональной деятельности как системы.

Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.

С позиций системно-деятельностного подхода излагается методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Дано описание профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, и конкретного диагностического инструментария для их оценки.

Даны рекомендации о применении этого инструментария для мониторинга качества подготовки выпускников педагогических вузов, а также аттестации педагогов при подтверждении соответствия занимаемой должности и с целью присвоения первой и высшей квалификационных категорий.

Для руководителей и сотрудников органов управления образованием, высших педагогических учебных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Может использоваться региональными экспертами и комиссиями по аттестации педагогических кадров.

Освещена связь профессиональных способностей с общими способностями, проанализированы место и значение способностей в системе деятельности как ведущей детерминанты успешности. Приведены примеры профессиографического описания деятельности, исследованы отношения способностей и компетентности субъекта деятельности, перечислены возможности разработки профессионального стандарта. Кроме того, рассказано о развитии общих и профессиональных способностей в учебной и трудовой деятельности.

Психологическая диагностика способностей при индивидуализации обучения.

В сборнике содержатся результаты работы коллектива сотрудников лаборатории психологии способностей факультета начальных классов МПГУ им. В.И.Ленина, выполненной под руководством академика РАО В.Д. Шадрикова в течение 1995 года. Цель работы состояла в создании психодиагностического обеспечения индивидуализации обучения в средней школе.

Статьи представленные в сборнике как результаты теоретических и экспериментальных исследований, так и практические рекомендации.

Рассматривается система объективных закономерностей, которые характеризуют индивидуальную деятельность, ее теоретические начала, а также психологическая сущность обучения как процесса формирования психологической системы деятельности.

Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.

Соавтор: Нижегородцева Н.В.

Пособие для практических психологов, педагогов и родителей.

Пособие содержит подробные сведения об особенностях детей старшего дошкольного возраста и различных сторонах готовности к школе, простейшие способы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по их развитию и коррекции, игры и упражнения, названия книг и пособий, которые могут быть использованы психологами, педагогами и родителями для организаци занятий с детьми по подготовке к школе и преодолению трудностей в обучении.

Это первое пособие по готовности детей к школе, в котором органично сочетаются теория и практика.

Сборник научных трудов V всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2011 г., г. Ярославль.

Рассмотрена одна из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека — совесть. Показаны становление этого понятия в античной философии и в христианстве, его разработка в отечественной и зарубежной психологии. Предпринята попытка выделить инстраиндивидуальную структуру, определяющую совесть человека, представлены методические рекомендации по её воспитанию.

Для ученых и специалистов в области психологии, философии, педагогики, других гуманитарных наук. Представляет интерес для широкого круга читателей, стремящихся к осмыслению проблем нравственности и духовного развития личности.

В книге на основе анализа научных источников и эмпирических материалов, полученных автором и его учениками, предлагается теория способностей и одаренности человека. В предложенном подходе способности рассматривается в трех измерениях: способности индивида, субъекта деятельности и личности. Показано, что развитие способностей идет на определенной природной основе (способности индивида), достраиваясь интеллектуальными операциями и способами их реализации (способности субъекта деятельности) и находясь под контролем и направляющим воздействием мотивации и нравственных качеств (способность личности).

На основе предложенной теории разрешается психофизиологическая проблема в отношении способностей, раскрывается сущность способностей, показываются эффективные пути развития способностей и формирования интеллекта. Высказывается гипотеза о возможных механизмах вовлечения способностей в систему деятельности, формируются критерии различения способностей знаний и навыков.

Устанавливается связь между способностями и психическими процессами, показываются механизмы формирования одаренности на основе способностей, обосновывается положение о том, что одаренность может рассматриваться как функциональное метасистемное качество субъекта деятельности.

Комментарии читателей

Мария / 20.02.2017 Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где я могу найти книгу Шадриков В.Д. " психология развития способности человека"?

Шадриков Андрей Витальевич / 30.05.2008 Здравствуйте !
Я студент 3-ко курса АГТУ(Астраханского Технического Университета)
Мне нужна ваша психологическая помощь !

Читайте также: