Концепция преподавания изобразительного искусства в школе

Обновлено: 07.07.2024

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных концепций обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Основные задачи программы:

Ø овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

Ø развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий:

Ø рисование с натуры (рисунок, живопись);

Ø рисование на темы и иллюстрирование (композиция);

Ø декоративная работа;

Ø аппликация с элементами дизайна;

Ø беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные задачи программы:

Ø формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков;

Ø создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы:

Ø основы художественного изображения;

Ø орнамент в искусстве народов мира: построение и виды;

Ø народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения;

Ø художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариации, импровизации), беседы по искусству[1].

Эта концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опытпредыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20—30-е гг. (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы:

Ø формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

Ø формирование художественно-творческой активности;

Ø овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например, I класс - Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя; II класс -Ты и искусство; III класс - Искусство вокруг нас; IV класс - Каждый народ — художник и т. д.

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

Вне зависимости от того, какая программа реализуется, учитель должен ориентироваться на достижение планируемых результатов обучения изобразительному искусству, которые зафиксированы в ФГОС ООО и примерной программе.

Ø роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества;

Ø духовно-нравственные проблемы жизни и искусства;

Ø язык пластических искусств и художественный образ;

Ø виды и жанры изобразительного искусства;

Ø изобразительная природа фотографии, театра, кино.

Таким образом, школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Ключевым моментом образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (метапредметных результатов): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Таким образом, ФГОС основной школы определяет, что результатом изучения изобразительного искусства является:

1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

В настоящее время современные учебные заведения находятся на этапе модернизации и обновления содержания образования. На сегодняшний день основной стратегической целью образования является создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. На духовное становление человека, на формирование его культуры существенно влияют занятия искусством, которые могут служить механизмом развития культурного потенциала общества, его художественно-творческой элиты. Однако осуществление главной стратегической цели образования через занятия искусством связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, к которым относятся:

  • недооценка в социальной практике роли
  • эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического развития общества;
  • культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
  • усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер;
  • второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании на всех его ступенях;
  • распространение платных форм обучения, на фоне низкого уровня жизни основной части населения, невозможность приобретения специальных инструментов, современных технических средств и материалов, что становится препятствием на пути получения образования в области искусства части одаренной молодежи;
  • чрезвычайно слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность художественного образования, особенно в рамках общеобразовательного процесса.

В соответствии с возникшими проблемами модернизации образования, в том числе и художественного, возникла необходимость в новых подходах к преподаванию в общеобразовательных учреждениях. Реализация принципов и задач современной школы предполагает не только изменение взглядов на содержание, формы и методы учебной деятельности школьников, но и радикальное преобразование деятельности учителя. Личность учителя и его профессиональная подготовка занимают центральное место в системе общего и педагогического образования. Актуальность проблемы определяется тем, что без существенных изменений отношения учителя к педагогической деятельности и ее компонентам, к себе и к другим субъектам этой деятельности, качественного обновления системы школьного образования, не произойдет.

Целью данного исследования является определение роли изобразительного искусства в процессе духовно-нравственного воспитания личности младшего школьника. На наш взгляд роль изобразительного искусства в современном понимании содержания образования следует определять через решение следующих задач:

  • выявление главной цели преподавания изобразительного искусства в школе;
  • анализ современных концепций преподавания изобразительного искусства в начальной школе;
  • определение условий успешного формирования духовного мира младшего школьника и тактики деятельности учителя изобразительного искусства.

Как известно, содержание образования — это социальный опыт, то есть опыт деятельности человечества за всю историю его развития. И. Я. Лернер называет четыре основных элемента содержания образования: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

В современной концепции художественного образования эти четыре компонента выступают в неразрывном единстве, но в обратной последовательности их значимости в художественном развитии личности школьника. Таким образом, для младших школьников наиболее актуальным в процессе преподавания изобразительного искусства является опыт чувств, переживаний, интересов, потребностей; социально-нравственных и духовных отношений.

Художественное развитие в концепции рассматривается как путь к гуманизации школы. Поэтому главной целью художественного образования детей является воспитание в них эстетического отношения к жизни.

Эстетическое отношение к жизни — это особое качество личности, которое необходимо для ответственного существования человека в мире. Оно выражается в следующих способностях:

  • непосредственно ощущать себя неотъемлемой частицей бесконечного окружающего мира;
  • видеть в окружающем мире своё продолжение;
  • чувствовать сопричастность к другому человеку и к человеческой истории и культуре в целом;
  • осознавать неутилитарную ценность всего в мире;
  • осознавать свою ответственность за всё в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Развитие именно этого качества создает прочную основу для нравственного, экологического, патриотического и других традиционно выделяемых видов воспитания.

Эстетическое отношение к миру лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин. Преподавание искусства должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе. На всех этапах художественного образования педагогический процесс должен основываться на психологических особенностях возраста школьников и дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности и мировоззрения, а что необходимо будущим профессионалам.

В период начального художественного образования в процессе реализации главной цели, то есть воспитания эстетического отношения к жизни, акцент в преподавании делается на развитии:

  • эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира;
  • первичных форм художественного воображения;
  • способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственно творческая практика младших школьников должна преобладать над работой по восприятию искусства, которая постепенно и неуклонно расширяется. Общее для всех видов искусства должно преобладать над специфическими особенностями отдельных его видов.

В условиях вариативного обучения важно отметить некоторую общность поставленных задач изучения изобразительного искусства. Изобразительное искусство в начальной школе призвано обеспечить приобщение школьников к миру пластических, формирование художественно-образного мышления, развитие творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах изобразительной деятельности, приобщение к наследию отечественного и мирового искусства и другие.

К настоящему времени сложились и действуют на практике несколько основных направлений обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.

Основные задачи программы по изобразительному искусству: овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В содержание предмета входят эстетическое восприятие действительности и искусства, практическая художественная деятельность учащихся. Эти компоненты содержания изобразительного искусства подразделяются на основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка; аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основной задачей программы по изобразительному искусству является создание художественного образа в различных видах и жанрах изобразительного искусства средствами графической грамоты.

Изобразительная грамота наполнилась новым содержанием, идущим от специфики художественно-изобразительного языка, от способов создания художественного образа. Способы создания художественного образа предполагают разнообразные виды учебной деятельности: изображения на плоскости, в объеме (лепка), в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению, на основе фантазии и воображения, а также эстетическое восприятие окружающей действительности и искусства. А специфика художественно-изобразительного языка изучается в процессе решения следующих учебных проблем: форма, пропорции, конструкция; цвет и освещение; пространство и объём; композиционная организация изображения; работа с художественными материалами; развитие художественного восприятия и эстетической отзывчивости.

Эта концепция стала настоящим новаторским открытием. Впервые за много лет искусство в школе стало пониматься как предмет художественно развивающий и художественно воспитывающий. Теория Б. П. Юсова послужила основой для создания последующих концепций.

Третья концепция приобщения к мировой художественной культуре разработана в начале 70-х годов XX века проблемной группой НИИ художественного воспитания и эстетического совета Союза художников СССР под руководством народного художника РСФСР Б. М. Неменского. Ее главная идея — формирование художественной культуры как части духовной культуры. Она вобрала в себя богатый теоретический и практический опыт предыдущих концепций, в том числе и теорий художественного воспитания, разработанных в 20-30-е годы (теоретическое наследие Л. П. Блонского, А. В. Бакушинского, С. Шацкого, П. И. Выготского и др.), а также опыт художественного образования в других странах. Художественный образ здесь является средством формирования художественной культуры учащихся, а личность ребенка выдвигается на первый план.

Основные задачи программы: формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности; овладение образным языком

изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.

Содержание предмета определяется здесь общими темами для определённого года обучения, или определённой четверти. Например:

Общение с искусством через постижение специфики его языка происходит в различных видах художественной деятельности — изобразительной, декоративной, конструктивной.

Четвёртая концепция приобщения к народному искусству как к художественному творчеству особого типа. Основоположником этой концепции является доктор педагогических наук, профессор Т. Я. Шпикалова. Народное искусство изучается здесь во взаимодействии всех типов художественного творчества в системе национальной и мировой культуры. Художественный образ в данной концепции рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, художественными национальными традициями народа. Эта концепция позволяет осуществлять региональный подход в преподавании изобразительного искусства в школе.

Основные задачи программы: формирование мировоззрения и нравственной позиции через развитие исторической памяти, которая позволит школьнику ощущать свою принадлежность к многовековому человеческому опыту, опыту своих предков; создание художественного образа вещи через овладение необходимыми навыками, изучение вещей-типов разных школ народного мастерства и развитие творчески активной личности.

В содержании предмета выделены следующие разделы: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира: построение и виды; народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Каждый из разделов включает в себя следующие виды учебно-творческой деятельности: экспериментирование (упражнения-опыты), учебная практика (упражнения-повторы, учебные задания), творческие работы (композиции, вариа-

ции, импровизации), беседы по искусству

  • во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа —внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
  • во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
  • в-третьих, была бы разработана именно как целостная система — от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
  • в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

По эстетическому циклу в этом направлении работают коллективы под руководством Б. М. Неменского и О. А. Куревиной. Авторами программы по изобразительной деятельности являются О. А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Она направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Задачами курса являются: расширение художественно-эстетического кругозора; приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства; освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов; создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики; освоение простейших технологий дизайна и оформления; воспитание зрительской культуры.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Шестая концепция построена Полуяновым Ю. А. в рамках системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Эта система разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы N° 91 Российской академии образования. Особенностью этой психолого-педагогичес-кой концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала происходит на уроках.

Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но малосущественными сведениями. В результате обучения по системе Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению различных дисциплин. Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом качественном уровне.

В первый год обучения дети знакомятся с теми видами изобразительной и трудовой деятельности, которые по технологии им доступны. Курс первого класса является вводным и переходным от дошкольных занятий к занятиям школьным, построенным на принципах системы развивающего обучения. Содержание занятий по видам учебной и творческой работы представлено следующими разделами: линии — пятна — силуэты, общность и различия, мера величины и формы, соединение по замыслу; скульптурная лепка; краски и цвет; декоративная роспись; художественное конструирование; архитектура и монументальная роспись; художественное шитье.

Содержание второго года обучения изобразительному искусству и художественному труду включает пять разделов: гармония сочетания цветов, гармония и выразительность цвета, ритм в жизни и в искусстве, симметрия в жизни и в искусстве, очертания предметов и изображений. Все эти разделы взаимосвязаны между собой и направлены к единой задаче: формированию у детей умения видеть не только отдельные изображения и части изделий, а отношения между ними, что невозможно без развития способности обобщенного восприятия цвета, пространства, формы того, что они изображают.

Главная задача третьего года обучения: создание условий для формирования и успешной реализации учащимися новых творческих интересных замыслов. Такая задаче реализуется через изучение следующих разделов курса: композиционное и конструктивное равновесие, динамичное и статичное равновесие композиции и конструкции, контрасты — аналогии, пропорции изображения и композиции, рисунок пером, очертания — форма — пропорции изображений.

На четвёртом этапе главная задача обучения заключается в такой перестройке уже сложившихся представлений детей, при которой у них включается пространственное воображение об окружающем мире и способах его изображения. Поэтому содержание обучения включает в себя такие разделы как: пространственные планы композиции; объемные изображения; наблюдение и изображение деревьев; искусство акварели; конструирование объемных форм из плоского листового материала; ритм в живописи, графике, скульптуре; конструкция объемных художественных изделий, наш город (село, деревня) в разное время года.

Анализ задач и содержания программы Ю. А. Полуянова показывает, что каждый способ художественного изображения, будучи введен (не пройден, не заучен, а именно введен в изобразительную деятельность детей) на каком-то из этапов обучения, затем постоянно включается во все последующие занятия, разворачиваясь перед учениками все новыми и более богатыми возможностями. Вместе с тем при знакомстве с каждым из этих способов и практических пробах каждого из них у детей должно сложиться новое и очень важное умение смотреть и видеть.

Итак, представленные здесь концепции и программы преподавания изобразительного искусства в школе являются разнообразными и не одинаково предлагают реализовывать главную цель формирования эстетического отношения к жизни. Руководствуясь основными положениями непрерывного художественного образования в общеобразовательной школе, учителю начальных классов, преподающему изобразительное искусство, следует ориентироваться на ту учебную программу по изобразительному искусству, которая реализуется в основном звене общеобразовательной школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дьяченко Т.А.

Концепция художественного образования в РФ и практическая реализация

ее основных положений в преподавании учебного предмета

Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Эта Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства:

право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям;

свободу литературного и художественного видов творчества, преподавания, охрану интеллектуальной собственности;

обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Концепция определяет стратегические направления государственной политики в этой сфере, указывает на перспективы развития художественного образования в единстве целей, задач и путей их достижения. Практическая реализация этой сверхзадачи должна опираться на исторически сложившуюся в России систему художественного образования, которая включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование.

Цели и задачи художественного образования

Целями художественного образования на современном этапе являются:

· обеспечение реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации;

· повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;

· сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства. Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:

· формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения;

· создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

· подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

· сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

· приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

· реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

· широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества;

· формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

· использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

· привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;

· вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков;

· выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.

Осуществление вышеперечисленных целей и задач связано с необходимостью решения современных проблем в области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые российским обществом трудности в экономике и социальной сфере.

Искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.

Работая учителем изобразительного искусства, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что искусство не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.

- всестороннее развитие, образованных членов общества;

- эстетическое воспитание детей, развитие их художественного вкуса;

- познании окружающего мир, развивать наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать виденное;

- развитие пространственного мышления, образное представление и воображение.

Одной из ведущих технологий, используемой на уроках изобразительного искусства, является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. О методе проектов надо говорить как об учении через деятельность.

Несмотря на уже существующие примеры индивидуального выполнения некоторых проектов, все-таки в моей работе я чаще сталкиваюсь с групповыми проектами. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорить, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.

Метод учебного проекта — это одна из личностно - ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.

Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных. Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства:

использование медиа-ресурсов как источника информации;

компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;

организация проектной деятельности учащихся.

В ходе педагогической деятельности выяснила, что использование медиа-ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.

Также в своей педагогической практике, веду активное использование игровых педагогических технологий. Реализация игровых приемов и ситуаций на уроках изобразительного искусства проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические и др.

Таким образом, я считаю, что применение игровых педагогических технологий на уроках изобразительного искусства следует организовать на основе компетентного подхода, который утверждает приоритетную роль компетентностей в качестве важнейших показателей качеств образования.

На своих уроках я применяю такие личностно-ориентированные методы, как метод диалога, когда учитель и ученик – собеседники; метод сравнений и ассоциаций, когда каждый ученик может высказать свою ассоциацию по данной ситуации; придумывание образа или ситуаций; индивидуальная работа.

Таким образом, применение в моей педагогической практике всех вышеизложенных образовательных технологий, опирающихся на содержание Концепции художественногообразовани, позволит выявить и развить у учащихся художественные способности, умения по выполнению оригинальных творческих заданий, а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности.


Приглашаем к обсуждению указанного проекта учителей, методистов, преподавателей педагогических учебных заведений, ученых, представителей творческих союзов и других специалистов. Данная концепция одновременно стала предметом разговора на Всесоюзном научном семинаре при Президиуме АПИ СССР по проблемам целостной системы эстетического развития учащихся.

Ход и результаты обсуждения проблем художественного образования учащихся будут публиковаться в последующих номерах журнала.

Гуманизация образования — дело непростое и длительное, поэтому чрезвычайно важно выбрать в нем ту область, в которой результаты могут сказаться быстрее, чем в других, которая сегодня могла бы стать ведущей в воспитании личности ребенка, его духовно-нравственных ценностей, эмоциональной отзывчивости, творческого и ответственного отношения к жизни.

Большинство школьных предметов, считающихся основными, в настоящее время не могут целенаправленно воспитывать личность. И дело не столько в дефектах преподавания этих предметов, сколько в направленности их содержания, в первую очередь на познание сугубо объективных фактов и закономерностей внешнего мира. В этой области возможности гуманизации связаны сегодня лишь с созданием благоприятных условий обучения (воздействие личности учителя, принципы педагогики сотрудничества), а не с перестройкой содержания, которое остается вне личностным. Очевидно, это положение в ближайшем будущем сохранится; гуманизация содержания этих предметов, которая придала бы им воспитательную функцию, не может быть осуществлена с той стремительностью, какой требует время.

Искусство — важнейшее средство приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе. Поэтому художественные дисциплины по самой сути своей должны быть направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Этим и определяются особые возможности художественного цикла на пути гуманизации школы. Он должен стать ведущим в структуре образования, стать точкой роста новой, очеловеченной системы образования. Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. Ведь долгие годы преподавание искусства в школе являлось в лучшем случае бесплодным с воспитательной точки зрения. Оно велось неадекватными методами, без понимания цели и специфики эстетического воспитания и художественного образования и было основано на многократной недооценке реальных возможностей детей. Для того, чтобы эти предметы раскрыли свой воспитательный потенциал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в школе, где уроки искусства хотя и включены в программу, но, по многим причинам, не открывают учащимся двери в художественную сокровищницу человечества, а, напротив, нередко полностью отбивают охоту общаться с искусством. Педагогика не осознает, что искусства способны вводить ребенка в мир природы и истории, человеческих характеров, в мир людей разных эпох и народов. И делают это лучше и легче, чем это могут сделать научные дисциплины, т.к. дают картину миру в слитности чувства и мысли.

Главной целью художествецного развития должно быть пробуждение у детей неотчужденного и ответственного отношения ко всемуf что окружает их в жизни. Такое отношение лежит в основе искусства, художественного освоения мира человеком, и может быть развито у детей в процессе преподавания художественных дисциплин.

В основе преподавания художественных дисциплин должно лежать приобщение ребенка, подростка, юноши к великому духовному и эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов Земли, через полноценное творчество и сотворчество детей, восприятие и создание художественных образов. Следствием этого станет развитие художественных способностей детей, художественно-образного творческого мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений.

Преподавание искусства (предметов художественного цикла) должно начинаться с детского сада, непрерывно продолжаясь в средней общеобразовательной школе и в вузе, независимо от профиля. В детском саду и у шестилеток в школе художественное развитие должно начинаться с курса, не расчлененного по отдельным видам искусства.

В возрасте подготовительной группы детского сада и первого класса четырехлетней начальной школы искусство должно стать преобладающим средством познания окружающего мира и всех других предметов (чтения, математики, природоведения, русского языка и т.д.). А импровизация, игра, драматизация, интонирование и другие разнообразные формы творчества и общения с искусством могут стать доминирующими в педагогическом воспитательно-образовательном процессе.

Требуется дифференцированный подход к содержанию художественного образования. Важно различать то, что необходимо всем как фактор становления личности, мировоззрения, и то, что необходимо будущим профессионалам.

Из истории вопроса

В художественном образовании укоренилась бессистемность, отсутствие творческой деятельности детей, единых принципов преподавания. Не понимая целей художественного образования, советская школа из года в год сворачивала преподавание искусств в учебных планах. На изобразительное искусство и музыку в современной начальной школе отводится 7% учебного времени, а в последующих классах — 3%. В старших классах (в период нравственных исканий, активного формирования мировоззрения и самосознания, обострения потребности в идеалах) — этих предметов вообще нет. Уроки литературы с 4 по 10 класс занимают 8,8% общего количества часов, причем с 1940 года по 1986 год курс сокращен на 182 часа (приблизительно на треть).

Главный, принципиальный порок школьного художественного цикла, основная причина его бесплодности заключалась в том, что искусство преподавалось не как искусство. Природа и сущность художественного освоения мира человеком ускользает под давлением такого понимания содержания и методов преподавания, которое заимствовано из области естественных наук. В этих условиях духовный опыт, который хранит искусство, оказывается недоступным школьнику, и сами занятия искусством оказываются лишенными для огромного большинства детей всякого личностного смысла. Поэтому даже примитивные умения и навыки, которым, казалось бы, учебные программы уделяют преобладающее внимание, практически не осваиваются детьми.

В результате выпускники школы (кроме немногих, кто специальными занятиями устранил брак общего образования) остаются эстетически неразвитыми.

Содержание художественного образования.

Целью художественного образования в массовой школе не может быть развитие частных способностей, связанных лишь со спецификой того или иного вида искусства. Это — лишь средства. Цель не может также заключаться в решении чисто воспитательных задач с навязчивым привлечением материала искусства как наглядного пособия, как иллюстрации.

Любая школьная программа должна центрироваться на ребенке, на становлении его духовного мира, тем более когда речь идет о педагогике искусства.

Цель её — в таком воздействии искусства на растущего человека, которое формировало бы его как целостную личность, воспитывало качества, необходимые для ответственного человеческого существования в мире,— и в то же время вытекало из специфики искусства и природы художественного освоения мира человеком. Таким качеством является особое, целостное отношение человека к миру, которое можно определить как эстетическое отношение.

Развитие эстетического отношения несет с собой осознание неутилитарной ценности в значимости всего в мире и чувство своей сопричастности и ответственности за все в жизни, начиная со своего ближайшего окружения.

Наряду с главной целью — развитием у детей эстетического отношения к жизни — назовем в качестве более частных, но чрезвычайно важных задач следующие: развить у школьников способность восприятия искусства и потребность в общении с ним; дать школьникам опыт полноценного художественного творчества, что будет способствовать развитию художественно-образного мышления, воображения, творческого отношения к жизни, ряда способностей сенсорного плана, а для некоторых детей станет началом профессионального пути в искусстве.

Необходимо подчеркнуть, что содержанием преподавания предметов художественного цикла следует считать не список изучаемых произведений искусства (музыки, литературы, живописи), не освоение терминологии, понятий и умений*, а те особые мысли, чувства, отношения к жизни и к искусству, которые ребенок открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов.

Дифференцированный подход к преподаванию художественного цикла

Фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать построенное на указанных основаниях преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребенка. Однако на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане, с учетом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. В общих чертах эти этапы можно охарактеризовать следующим образом.

Эстетическое отношение к жизни является общей основой для всех видов художественного творчества, как бы единым корнем, из которого произрастает многоствольное древо искусств. Поэтому начальный этап обучения должен представлять собой не отдельные исторические обособившиеся виды искусства, а целостный курс общеэстетического развития. Этому курсу должен быть отдан первый год обучения (шестилетки), после чего он трансформируется в преподавание отдельных художественных дисциплин. Эта дифференциация необходима, в частности, потому, что лишь специалисты в конкретных областях искусства могут компетентно руководить творческой работой детей, знакомя их, по мере возникновения интереса, с необходимыми профессиональными приемами.

Однако задача развития у младших школьников эстетического отношения к миру должна оставаться стержневой и в процессе преподавания отдельных предметов цикла.

В этот период акцент в преподавании художественных дисциплин делается на развитии эмоционально-эстетической отзывчивости при восприятии окружающего мира, на развитии первичных форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемых образах.

Собственная творческая практика ребенка преобладает на этом этапе над работой по восприятию искусства, которая постепенно, но неуклонно расширяется; общее для всех видов искусства преобладает над специфическими особенностями отдельных его видов.

В этом возрасте уже возможно сознательное овладение культурными способами художественной деятельности, средствами выражения художественного замысла в словесном, музыкальном, живописном, графическом, декоративном, конструктивном образе, как в собственном творчестве, так и в процессе сотвор-ческого восприятия произведений искусства.

На данном этапе творческая практика и восприятие искусства уравновешены и активно взаимодействуют.

В этот период обучения уделяется равное внимание и моментам, общим для всего искусства (выражение идейно-эмоционального содержания в чувственном материале), и специфике языка, средств, техники отдельных его видов. Таким образом, не утрачивается общий стержень преподавания художественных дисциплин, не нарушается, а, напротив, конкретизируется и обогащается представление ученика о художественном освоении мира, об искусстве как единой в своем многообразии области человеческой культуры.

Подросток должен иметь возможность на удовлетворяющем его уровне, соотносимом с культурными образцами, испытать себя в разных видах художественной практики (творчестве и восприятии).

Ведущей целью эстетического воспитания в юношеском возрасте является помощь старшеклассникам в решении собственных мировоззренческих проблем, таких, как поиски смысла жизни, нравственных ориентиров, идеалов, своей индивидуальности.

В этом возрасте для большинства школьников преобладающим видом художественно-творческой деятельности становится восприятие искусства — углубленное, индивидуальное. Понимание и оценка явлений художественной культуры, соотнесение выраженных в них идеалов и мировоззренческих позиций формируется на основе собственного опыта практического твррчества, приобретенного ранее.

В старших классах разные виды искусства вновь интегрируются в единый предмет, позволяющий школьникам осмыслить мировую художественную культуру как целое. Однако этот курс должен быть дополнен обязательными практическими занятиями по выбору — дизайном, изобразительным искусством, музыкой и т.д. Что касается более серьезной специализации старшеклассников в области того или иного искусства, то об этом будет сказано ниже.

При изложенном подходе отдельные художественные предметы образуют органически единый цикл, внутри которого различия видов искусства обогащают и конкретизируют эту целостность, и в то же время остаются вторичными по отношению к тому общему, что свойственно всем видам художественного освоения мира и лежит в основе преподавания всех отдельных видов искусства.

Художественный цикл выступает как прообраз возможной интеграции различных дисциплин в других областях знаний и как предвестник переориентации образовательной системы на цели воспитания личности школьника.

Предлагаемый подход позволяет дифференцировать не просто объем, но, главное, характер того содержания, которое должен усвоить в школьные годы каждый человек, и того, которое необходимо учащимся, намеренным специализироваться в области искусства.

В обязательной для всех учебной программе, охватывающей все годы обучения ребенка в школе, главный акцент делается на том целостном духовно-нравственном, формирующем личность воздействии, которое оказывает искусство на растущего человека. Конечно, в результате этих занятий развиваются и творческие способности ребенка, он овладевает определенной суммой специальных знаний, умений и навыков — настолько, насколько он сам испытывает в этом необходимость для решения художественных задач.

Наряду с этим, уже в средних классах нужно предусмотреть для желающих широкие возможности испытать себя, занимаясь различными видами искусства в творческих кружках и студиях, по свободному выбору. В этой деятельности будут выявляться интересы и способности школьников, их готовность овладевать более основательно, чем это требуется от всех, специальными знаниями и умениями. Эта форма свободного творческого поиска возможной специальности, вольнопоисковая деятельность, по-видимому, должна достигать апогея именно в средних классах.

В результате в старших классах выделится группа учащихся с особыми способностями и устойчивым интересом к тому или иному виду искусства. Для этих школьников, наряду с обязательными курсами, должна быть создана возможность углубленных занятий одним или несколькими видами искусства в специализированных классах или школах.

Можно предвидеть по меньшей мере две возможные формы таких занятий:

Изложенный выше подход к проблеме дифференциации обучения можно представить следующей схемой:

Не только в искусстве, но и в других областях образования необходимо различать те содержательные моменты, которые строят мировоззрение, мироотноше-ние школьника и потому необходимы всем, и те, которые нужны, главным образом, для реализации специальных способностей и интересов, проявившихся благодаря свободному поиску школьника. На этой основе и следует строить дифференцированное обучение тому или иному предмету.

Ближайшие задачи

Изменение места и роли художественного цикла в образовании потребует серьезных мер. В первую очередь — материального обеспечения всех форм и этапов работы (кабинеты, слайды, видео, инструменты, краски, учебники и т.д.).

Необходимо принципиальное изменение эстетического кругозора всех преподавателей, разрушение косных представлений о сущности искусства, о целях эстетического воспитания и возможностях детей. Педагог по любому предмету, как и учитель младшей школы, должен иметь представление о художественной культуре в целом, о неотъемлемом месте искусства в культуре, в жизни человечества, а также о школьном художественном цикле как органическом и ничем не заменимом целом.

Вполне возможно, что на этой основе в дальнейшем будут внесены определенные коррективы в существующую педагогическую специализацию. Гораздо разумнее, например, сочетать преподавание изобразительного искусства не с черчением, а с каким-либо другим видом художественного творчества. Да и учитель литературы должен был бы ясно видеть то в своем предмете, что роднит его с музыкой, пластическими искусствами, театром.

Искусство в жизни ребенка

Итак, предметы художественного цикла имеют свое особое предназначение, выполняют прежде всего гуманистическую, нравственную функции. Мир художественных образов должен стать неотъемлемой частью в жизни ребенка, подростка, юноши, одним словом, растущей и развивающейся личности.

История художественной культуры — это и история развития^ Человека, его представлений о красоте, о прекрасном, о искусстве, о жизни. Во все времена подлинное искусство оказывало особое, ничем не заменимое влияние на человека, преобразуя его внутренний мир.

Чрезвычайно важно, что искусство воздействует на неосознанные пласты человеческой психики, на надсознание, подсознание, чем незаметно, ненавязчиво и активно формирует отношение человека к миру. Именно поэтому художественная культура, творчество должны проникнуть во все сферы детской жизни, создавая такой психологический климат, при котором все разнообразие психических состояний (эмоциональных, волевых, интеллектуальных и др.) регулировалось бы под благоприятным воздействием исцеляющей и одухотворяющей силы искусства.

Читайте также: