Компетентностный подход в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Ключевые (базовые, универсальные) компетенции, в трактовке документов Министерства образования Российской Федерации, -- это готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Неправомерно противопоставлять компетенции знаниям, которые на самом деле являются основой компетенций. Компетентности определяют такое содержание образования, которое было бы ориентировано на развитие практических навыков применения знаний в реальных жизненных ситуациях. Знания, не подкрепленные практическими умениями, ничего не стоят и не ценятся на рынке труда. (слайд 3)

Надо различать понятия компетенция и компетентность. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. (слайд 4)

Ключевыми словами в характеристике компетенций являются слова – искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

Надо заметить, что в начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем. (слайд 5)

В начальной школе на уроке можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т. д. (слайд 6)

Обратите внимание на график количества запоминаемого учебного материала (слайд 7)

Отсюда можно вывести некомпетентностные виды деятельности на уроке:

самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником (или другими пособиями) по заданиям, указанным учителем;

проверочная или контрольная работа, проводимая в традиционной форме, и др.

Всем известна учительская присказка, которую мы часто произносим, говоря об учениках: “Уже и разжевали и в рот положили, проглотить только осталось”. (слайд 8) Компетентностный подход раскрывает другое высказывание – древняя китайская мудрость: “Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. (слайд 9)

Не надо менять программы и учебно–методические комплекты, не надо менять типы и структурные этапы урока. Изменяются функции ученика и его статуса в учебном процессе. Школьник становится не только объектом, но и субъектом обучения.

Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К ним относятся игра, проблемная ситуация, обучение через деятельность, групповая и парная работы.

Все мы сталкиваемся с тем, что материала в учебнике много, всего не успеть. Это дает возможность ребенку выбрать задание по силам и по собственному выбору. Уровень сложности он определяет сам, при этом развивая в себе навыки самоорганизации.

Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищёнными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. (слайд 10)

Например на уроке обучения грамоте или литературному чтению составить рассказ по серии картинок можно предложить в группе. Это дает нам возможность развивать коммуникативную компетентность. (слайд 11)

По математике работа в группе или в паре может применяться на любом этапе. Например при закреплении темы “Прибавление числа 4 с переходом через десяток”, “Решение задач”, где группа получает задание: “Составь задачу”, используя рисунок. (слайд 12)

При организации парной работы по русскому языку очень удобно использовать упражнения в учебнике, помеченные специальным значком.

70 % урока дети должны работать самостоятельно. Самый продуктивный урок, это урок, где учителя мало. Проблемные ситуации, обучение через деятельность, вопросы, требующие доказательств, аргументации – все это позволяет сделать урок динамичным. Если ученик ошибся, не надо его сразу поправлять, пусть выйдет к доске и докажет свой ответ. Это поможет ему самому найти ошибку, развить навыки самоконтроля. (слайд 13)

В конце каждого урока проводится рефлексия, причем вопросы, задаваемые учителем, должны быть направлены на саморазвитие ученика, на умение дать самооценку своей работе. “Что получилось на уроке? Почему? Что не получилось? Почему? Где могут пригодиться полученные знания?” (слайд 14)

Проектная деятельность на уроке может служить хорошим учебно-тренировочным заданием для формирования проблемной компетенции как учащихся, так и педагога.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами) в содержательной области проекта;

специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов лучше начинать реализовывать со 2 класса. (слайд 15 ) В 1-ом классе основное внимание надо уделять развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах. Значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, используется для организации проектной деятельности .

(слайд 16 ) Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности.

Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. (Энциклопедии детские) (слайд 17)

Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? (слайд 1 8 )

Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

-учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

-портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

-портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

-может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

(слайд 19) Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. У такого учителя учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь. Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском, творческой работой, - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным. И в среднем, и в старшем звеньях они не теряют желания учиться. Они учатся также успешно, как и раньше.

Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003, № 10.

Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября" 2003-2004 г.

Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиции компетентностного подхода.

Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. 2004. № 5.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02,2002 № 393.

В настоящее время компетентностный подход является одним из наиболее развивающихся направлений педагогической теории и практики, одним из важнейших оснований обновления образования в начальной школе.

Актуальность темы. Компетентностный подход - это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной начальной школы.

Компетентностный подход требует от учителя начальных классов четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику начальной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности — совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности. От меня, как учителя, требуется научить обучающихся тем знаниям, обучить тем умениям и развить те навыки, которыми современный ученик сможет воспользоваться в своей дальнейшей жизни.

Компетентностный подход предполагает не усвоение обучающимся отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Объектом исследования данной работы является реализация компетентностного подхода обучающихся на уроках в начальной школе в условиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования

Предмет исследования – развитие реализация компетентностного подхода на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.

Цель работы: Создание условий для реализация компетентностного подхода в формировании личности младших школьников на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.

Для достижения поставленной цели определила задачи:

  • Научить учающихся начальной школы компетентности в учебной деятельности на уроках.
  • Совершенствовать приёмы в учебной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода, на уроках в начальной школе в условиях ФГОС НОО.

Речь идет о компетентности, как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентность = знаю + умею + хочу + делаю.

Сегодня перед начальной школой поставлена новая цель: формирование компетентностного подхода.

Компетентностный подход к определению целей школьного образования даёт возможность согласовать ожидания учителей и обучающихся начальной школы, соответствует объективным потребностям обучающихся и позволяет избежать конфликтов между учениками и педагогами, неизбежные при обучении с принуждением. Если раньше цель школьного образования можно было описать, ответив на вопрос: что нового узнает обучающийся в начальной школе? То теперь требуется ответ на вопрос: чему научится ученик за годы обучения в начальной школе.

Компетентностный подход предполагает и новую позицию ученика – он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:
1. Приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами.
2. Организация сотрудничества учителя и учеников.
3. Доброжелательность в общении.
4. Взаимность обратной связи без боязни самовыражения.
5. Содействие успешности учащихся в разных видах деятельности.
6. Взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий.

Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

В своей работе использую задания компетентностного характера:
1. Задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности.
2. Задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации.
3. Задания с элементом поисковой и исследовательской деятельности.
4. Многооперационные задания.

В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат. С первого класса включаю в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.

Многие обучающиеся, имеющие хорошие книги природоведческой тематики в домашних библиотеках, вызываются подготовить реферат или литературный обзор к конкретному уроку. Книги развивают познавательный интерес младших школьников, расширяют их кругозор. Рекомендуется использовать книги о природе И.Акимушкина, В.Бианки, В.Герасимова, Ю.Дмитриева, И.Зверева, Н.Плавильщикова, Н.Сладкова, М.Пришвина и др.

Учу, что каждый ученик мог пользоваться справочниками и определителями для более подробного ознакомления с растениями и животными, за которыми он ухаживает. Занятия открывают широкий простор для проявления их активности, самодеятельности и творчества.

Развитие речи ученика как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить учеников построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.

Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемых в моей работе:

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся часто не понимают самых простых слов.

Поэтому передо мной стоят задачи:
1. Расширить детский словарь.
2. Пассивный словарь сделать активным.
3. Обогатить речь ученика образными словами и выражениями.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах.

Коммуникативные компетенции: навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию. Для обогащения словарного запаса ученика, я использую в работе пословицы и поговорки.

Задания могут быть такими:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.

  1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз (Вьетнам).
  2. Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан).
  3. Маленький горшок хорошо нагревается (Англия).
  4. Сын леопарда - тоже леопард (Африка).
  5. Куда лопата ведет, туда вода течет (Тибет).
  6. После обеда приходится платить (Англия).
  7. Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция).
  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  2. Шило в мешке не утаишь.
  3. Мал золотник, да дорог.
  4. Яблоко от яблони недалеко падает.
  5. Куда иголка, туда и нитка.
  6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
  7. Пуганая птица всего боится.

Эти и другие задания позволяют ученикам хорошо ориентироваться в олимпиадных заданиях по русскому языку и литературному чтению.

  • Интеллектуальная (преобразование текста условия задачи в схему и её дополнение; аналитико-синтетические умения, необходимые для поиска решения).
  • Коммуникативная (анализ условий задач в устной форме. обоснование своего мнения).
  • Оценочная (самооценка выполненной деятельности выражается в проверке решения).

Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:

- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т.д.

Начиная с первого класса у обучающихся начальной школы формирую задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:

- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других учеников.

На занятиях реализию здоровьесберегающие технологии: провожу подвижные физминутки, упражнения, направленные на снятие психологического и физического напряжения.

В своей деятельности по организации учебно-воспитательного процесса я использую:

Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не только за правильный ответ, но и анализируется умение работать с информацией, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:

1. На что направлена организованная мною деятельность ученика?

2. Значимо ли для обучающегося то, что он делает?

Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников в начальной школе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Каменского муниципального района

в обучении учащихся

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Валуйских Татьяна Викторовна

хороший учит её находить

Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении.

Компетентность – это результат образования, выражающийся в овладении учащимися универсальными способами деятельности. Цель школы – формирование ключевых компетентностей.

На школьном методическом объединении мы определили развитие следующих ключевых компетентностей у своих учеников:

Ценностно-смысловая компетентность представляет собой владение учащимися способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение в обществе, умение принимать решения.

Общекультурная компетентность подразумевает, что учащийся должен обладать познаниями и опытом деятельности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни.

Учебно-познавательная компетентность – это опыт учащихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности, в которую входят знание и умение целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях и эвристическими методами решения проблем.

Информационно-коммуникативная компетентность представляет собой умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (электронная почта, Интернет); включает способность и готовность к общению с окружающими.

Цель всех компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Компетенция – это те знания, умения и навыки, которыми младший школьник овладевает в начальной школе и использует их во всех сферах своей дальнейшей жизнедеятельности.

А в наших руках возможность формировать личность:

любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

уважающую и принимающую ценности семьи и общества. Историю и культуру каждого народа;

доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Переход российского образования с традиционной модели на компетентностную уже не тема для обсуждения, а существующая реальность. Именно начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику новые идеи компетентностного подхода.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

В учебных программах деятельностное содержание образования отражается в акценте на способах деятельности, умениях, навыках, которые необходимо сформировать, на опыте деятельности, который должен быть накоплен и осмыслен учащимися, и на учебных достижениях, которые учащиеся должны продемонстрировать.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности.

Компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития;

оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки;

разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На смену ЗУНам пришли надпредметные образовательные результаты. В основе моей системы работы лежит компетентностно-ориентированный подход. Я считаю, что новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. Переосмысливая свою деятельность, приходится осваивать для себя новые позиции в учебном процессе, характеризующиеся новыми функциями: учитель – как собеседник, учитель – исследователь, учитель – человек, создающий условия для ученика, учитель – эксперт. Компетентностный подход предполагает и новую позицию ученика – он выступает субъектом деятельности. Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися заключается в иной организации урока и деятельности на нём, что выражается в следующих характеристиках образовательного процесса на уроке:

приоритет диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

организация сотрудничества учителя и учеников;

доброжелательность в общении;

взаимность обратной связи без боязни самовыражения;

содействие успешности учащихся в разных видах деятельности;

взаимная заинтересованность в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

Убеждена, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных образовательных технологий. Основные методы и способы обучения определяют названия многих образовательных технологий, позволяющих мне реализовать компетентностно-ориентированный подход: технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

В своей работе использую задания компетентностного характера:

задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности;

задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации;

задания с элементом поисковой и исследовательской деятельности;

В своей деятельности по организации учебно-воспитательного процесса я использую:

положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников в ходе урока;

проблемное введение в тему урока;

совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

выдвижение идеи (мозговой штурм);

постановку вопроса (поиск гипотезы);

формулировку предположения (гипотезы);

обоснованный выбор способа выполнения задания;

составление аннотации к прочитанной книге;

поиск дополнительной литературы;

работу с компьютером по подготовке презентаций на заданную тему;

самоанализ и самооценку, рефлексию;

поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Компетентностный подход требует изменения системы оценивания: оценку выставлять не только за правильный ответ, но и анализируется умение работать с информацией, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Оценивание становится более дифференцированным и более прозрачным.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:

На что направлена организованная мною деятельность ученика?

Значимо ли для учащегося то, что он делает?

Востребовано ли это в современном обществе?

Где и в чём выражается применение их сегодняшнего опыта?

Основным результатом своей педагогической деятельности считаю развитие и формирование ключевых компетентностей обучающихся и обеспечение качественной успеваемости по предметам. Улучшение показателей в работе даёт основание считать намеченные пути верными, а используемые методические приёмы и технологии заслуживающими внимания.

Предлагаю памятку по реализации компетентностного подхода в образовании

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.

Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по предмету.

Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностный подход стал результатом новых требований. предъявляемых к качеству образования. Под понятием "Компетентностный подход" имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие универсальных и специальных (предметных) компетентностей личности.

Компетентностный подход в обучении младших школьников

О.К. Дорошенко

учитель начальных классов

При компетентностном подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе начального звена обучения можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

-извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

-точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

-исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

-сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

-планирование действий и времени;

-оценка результатов своей деятельности и т.д.

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Компетентностный подход в обучении связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно действовать по отношению к ним.

Компетентность – это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Поэтому компетенцию следует понимать как заданное требование, норму образовательной подготовки учеников, а компетентность – как реально сформированные личностные качества и минимальный опыт деятельности.

Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

Модель психолого-педагогического сопровождения ученика в системе компетентностного подхода к обучению базируется на представлениях о компетентности как общей способности личности, надпредметное образование, как интегрированный результат обучения, связанный с умением использовать знания и личный опыт в конкретных жизненных ситуациях.

Существует много подходов к определению структуры компетентности ученика. Отмечая, что компетентность является сложным образованием, интегрированным результатом обучения, выделяют виды или направления компетентностей. В начальной школе их можно разделить на две группы: универсальные компетентности, которые определяются как способность ученика выполнять сложные полифункциональные виды деятельности, эффективно решая проблемы и специальные (предметные) - их ученик приобретает в процессе изучения того или иного предмета. Комплекс данных компетенций является центральным в системе компетентностного подхода, а так же конечным результатом начального обучения. Главная особенность компетентности как педагогического явления – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые ученику.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми. Поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Независимо от продуктивных методик и технологий, которые использует учитель, он должен помнить правила:

1.Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.

9.Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение знаний.

10.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.

13.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

14.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Ученик должен обладать способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у ученика компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Компетенции/компетентности которыми должны обладать ученики

1. Способность к анализу и синтезу.

2. Способность применить знания на практике.

3. Способность к организации и планированию.

4. Базовые общие знания в области изучаемых наук.

5. Способность применить базовые знания на практике.

6. Способность общаться устно и письменно. 7.Элементарные компьютерные навыки.

(способность извлекать информацию из различных источников и анализировать ее).

11.Способность к критике и самокритике.

12.Способность адаптироваться к новым ситуациям.

13.Способность к генерированию новых идей(творчеству).

14.Способность решать проблемы.

15.Способность принимать решение.

16. Способность работать в коллективе.

18.Способность к лидерству.

и реализовать проекты.

20.Желание добиться успеха.

1.Ценностно-смысловые компетентности. Компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависят индивидуальная образовательная траектория ученика.

2.Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции бытовой и культуро-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, обще-учебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами решения учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

4.Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации и информационными технологиями. Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

5.Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию и др.

6.Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. В данные компетенции входят, например, умения анализировать различные ситуации, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.

7.Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Читайте также: