Компетенции worldskills для начальной школы

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Щербакова Ирина Алексеевна

Организация: ГПОАУ ЯО Рыбинский профессионально-педагогический колледж

Населенный пункт: г. Рыбинск, Ярославской области

В последние годы наша страна присоединилась к мировому движению WorldSkills. WorldSkills International представляет собой международную некоммерческую ассоциацию, цель которой – повышение статуса различных специальностей, престижа рабочих профессий, совершенствование стандартов профессиональной подготовки [1].

Основное направление деятельности WorldSkills International – организация и проведение профессиональных соревнований различного уровня для молодых людей в возрасте до 22 лет по всему миру. Данный возраст характерен для учащейся молодёжи, в том числе студентов педагогических колледжей.

С каждым годом перечень компетенций, участвующих в чемпиоанатах различного уровней, расширяется.

- подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования;

- разработка и проведение внеурочного занятия по общеинтеллектуальному направлению с использованием интерактивного оборудования и робототехники;

- подготовка и проведение обучающего интерактива для родителей по решению ситуативной педагогической задачи;

- подготовка и размещение материала для персонального сайта учителя.

Для достижения наивысшего результата участником чемпионата каждому преподавателю педагогического колледжа необходимо изменить подходы к системе обучения студентов.

Рассмотрим процесс подготовки участника регионального чемпионата WorldSkillsRussia к конкурсному модулю А – подготовка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из учебных предметов с использованием интерактивного оборудования [3].

Во-вторых, корректируются учебные планы: уменьшается количество лекционных занятий и увеличивается количество практических работ.

В-третьих, изменяется образовательный процесс с целью максимального приближения заданий, выполняемые студентами на учебных занятиях, к типовым конкурсным заданиям региональных чемпионатов.

В-четвертых, совершенствуются условия прохождения практики для предоставления студенту колледжа возможности демонстрации элементов современных образовательных технологий и владения интерактивным оборудованием на различных этапах урока (мотивационный, постановка учебной задачи, учебное действие, действии контроля, самоконтроля, оценки и самооценки).

В-пятых, уточняются требования к ведению документации, а именно технологической карты урока в плане расширения разделов, касающихся образовательных задач этапа урока, методов и приемов работы учителя, используемых средств обучения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Богомягкова Анастасия Петровна

Преподаватель дисциплин профессионального цикла

В наши дни качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится весьма актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определяется степенью его конкурентоспособности на рынке труда.

Одной из наиболее важных проблем в профобразовании является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не успевают адаптироваться к изменениям в обществе, не используют новые образовательные технологии, не могут в полной мере проанализировать свою профессиональную деятельность. Причиной этой проблемы является отсутствие интереса к профессии и учебной деятельности. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как повысить уровень мотивации к образовательной и, в частности, самостоятельной, творческой деятельности студентов [2].

Сегодня стандарты Worldskills становятся стандартами подготовки профессиональных кадров. Важным средством повышения качества образовательного процесса является умелое владение и активное использование преподавателями современных образовательных технологий. По мнению А. А. Климова, главной целью изменений является то, что будущие педагоги дошкольного и начального общего образования должны быть подготовлены к работе не только теоретически, но и практически [3].

Повышение качества подготовки учителей начальных классов в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей является одной из важнейших задач системы профессионального образования. Педагог XXI века – это, прежде всего, компетентная, творчески развитая, конкурентоспособная личность, свободно и активно мыслящий профессионал, прогнозирующий результаты своей деятельности и умело моделирующий образовательный процесс. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, а также профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих реализацию современных целей образования.

Участие в движении WorldSkills Russia – это важнейший инструмент в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования. Использование принципов и стандартов WorldSkills Russia можно рассматривать не только как инструмент независимой оценки качества подготовки педагогов, но и как средство повышения качества всего педагогического образования.

Система формирования и развития конкурсов профессионального мастерства в соответствии со стандартами WorldSkills Russia призвана организовать разработку новых образовательных программ, использовать эффективные методики и технологии не столько для подготовки обучающихся к участию в национальных и международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia , сколько для развития системы среднего педагогического образования, коррелирующей с существующими требованиями, предъявленными современным обществом к уровню профессиональной подготовки педагогических кадров.

Современному руководителю образовательной организации нужны специалисты, способные практически решать встающие перед ними профессиональные проблемы, успешное решение которых напрямую зависит от сформированности общих и профессиональных компетенций - качественных образований, основанных на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретаются в процессе профессиональной подготовки [3].

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills.

Практические занятия - важная составляющая программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики в образовательных организациях.

Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры, викторины, презентации и т.д. Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность студентов, повысить субъектную позиции обучающихся, создать условия для развития у них интереса к проблемам начального общего образования, формировать навыки работы в команде и многое другое.

В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать: изучение нормативных документов и материалов, анализ производственной документации, планов работы, конспектов, работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами, практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией образовательной работы в учреждениях образования, непосредственно в процессе учебной практики или видеозаписи, анализ производственных, психолого-педагогических ситуаций, изучение индивидуальных достижений воспитанников и проведение диагностики учащихся, внесение предложений по организации педагогической работы, проектирование и конструирование образовательного процесса (уроков, занятий, внеклассных мероприятий и т.д.) с заданной целью, решение задач различного вида, проведение разного рода упражнений, направленных на отработку навыков и т.д.

При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение педагогических задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных педагогических задач в процессе имитации педагогической деятельности. Через ролевую игру происходит активное освоение профессиональных действий, необходимых педагогу. На практическом занятии обучающиеся также могут знакомится с педагогической ситуацией, анализировать ее и высказывать свои идеи и решения, обосновывая позицию теоретическими исследованиями, а также успешным собственным опытом или опытом старших коллег.

Использование данных интерактивных технологий и форм обучения на практических занятиях обеспечивает взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Именно такой подход позволяет сделать практический урок эффективным, направленным на успешное овладение студентами необходимыми компетенциями для выполнения разных видов педагогической деятельности, предусмотренных профессиональным стандартом педагога [4].

Активное внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляет основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, используя идеологию движения WorldSkills Russia в образовательном процессе, происходит не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО, но и повышается качество профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, развивается профессиональное и креативное мышление студентов, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, растёт престиж педагогической профессии.

Список литературы

Юниорское движение - движение учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в возрасте 16 лет и моложе. Юниоры - мотивированные школьники и студенты первых курсов колледжей, через движение получающие возможность раннего профессионального погружения в профессии по компетенциям Ворлдскиллс.

Основная миссия юниорского движения WorldSkills Russia - дать подросткам возможность осознанно выбрать профессию в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и в будущем без проблем найти свое место на рынке труда. Участвуя в движении, юниоры получают возможность не только быть частью российского и мирового движения WorldSkills, но и сделать первые шаги к формированию и выбору профессиональной карьеры и траектории.

Особой ценностью движения является возможность получения не только hard skills, обучаясь в школе, но также и soft skills, что имеет большое значение в дальнейшей учебе и построении карьеры. Неотъемлемой частью Юниорского движения является взаимодействие со специалистами в своих областях, представителями реального сектора экономики.

Юниоры являются участниками Региональных чемпионатов, которые проходят по всей стране и предполагают отбор на Финал Национального чемпионата “Молодые профессионалы” (Ворлскиллс Россия) и члены сборных команд субъектов РФ.

Участники в возрасте 16 лет и моложе могут также присоединиться к Национальной сборной Ворлдскиллс Россия и принять участие в Мировых и Европейских чемпионатах по стандартам Ворлдскиллс.

Юниоры принимают участие в корпоративных чемпионатах, победители которых затем участвуют в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech. Не менее интересным для участников юниорского движения являются вузовские чемпионаты WorldSkills, победа в которых дает возможность представить свою образовательную организацию на Финале межвузовского Национального чемпионата “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”.

Читайте также: