Компетенции по русскому языку в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов приобретает первостепенную роль.

Актуальность исследования. У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:

- неумение контактировать друг с другом;

- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.

Данные проблемы вызывают в детях неуверенность и тревогу. Ученики испытывают затруднения при ответе с места и у доски. Кроме того несформированные компетенции в обучении – это и слабые контакты с ребятами, живущими во дворе, иногда и с родителями. Все эти проблемы ставят во главу угла педагогической деятельности – формирование коммуникативных компетенций. Следовательно: коммуникативные компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни.

Компетентный человек – это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях ее реализации. Компетенция включает компетенцию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности.

Расшифруем ключевые слова в характеристике компетенций применительно к системе начального образования:

1. Искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя; получать информацию;

2. Думать: устанавливать взаимосвязи между прошлым и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; уметь оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой; оценивать произведения искусства и литературы;

3. Сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

4. Включаться в работу: нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу; пользоваться вычислительными моделирующими приборами;

5. Адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Цель: выявить эффективность приемов формирования коммуникативных компетенций, используемых на уроках и во внеклассной деятельности в начальной школе.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • диагностика исходных данных коммуникативных умений учащихся 1 класса;
  • выбор методов, технологий и техник развития коммуникативных компетенций;
  • разработка учебно-методического пособия игр и упражнений (для развития коммуникативных компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка).

1. Введение нетрадиционных форм урока

Урок-исследование – это одна из нетрадиционных форм, когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, учится работать в группе, вступает в коммуникацию со своими сверстниками. На уроках русского языка дети исследуют слово со всех сторон науки о языке. Дают характеристику изученным буквам и звукам, их обозначающим, соотносят написание и произношение слов, показывают при помощи букв разрезной азбуки, как обозначат на письме ту или иную букву, собирают из букв слово-ответ, объясняют правописание. (Так мною был проведен ряд уроков, на которых ученики исследовали написание слов с сочетанием Жи-Ши.)

2. Использование различных форм организации урока

Гармонично сочетаю на уроке различные формы работы с учащимися – самостоятельную, индивидуальную, коллективную, работу в парах, группах, коллективное творческое дело.

3. Внедрение интерактивных технологий

Для формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка большую роль играет внедрение интерактивных технологий:

4. Использование разнообразных видов деятельности и приемов на уроках русского языка

5. Коммуникативно-ориентированные задания

1. Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

2. Составьте из слов предложения о зиме, используя предлагаемые слова.

… снежинки
… на тропинке
… у реки
… уголки
… дома
… зима.

3. В каких словах растет ель?

Например: картофель, учитель, понедельник.

4. Преврати одно предложение в целый рассказ.

5. Закончи рассказ, сказку.

6. Творческое сочинение по картинке.

7. Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

8. Свободное сочинение.

Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

9. Сочинения на темы художественных произведений

Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

10. Вставь пропущенные слова в предложение, так, чтобы получилась законченная мысль.

11. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст:

- Вдруг поплавок запрыгал в воде и утонул;

- Хороша будет ушица!

- Плавники у окуня красные, а спинка тёмно-зелёная;

- Дёрнул рыбак удочку и вытащил окунька;

- Закинул рыболов в речку удочку и ждёт;

Выводы

1. Методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

2. Исследование показало эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

3. Данная работа имеет практическую значимость, так как может использоваться педагогами других школ.

6. Диагностика эффективности педагогического проекта

6.1. Качество знаний.

Об эффективности применения рассмотренных здесь методов, прежде всего, свидетельствует рост качества знаний по предмету, формирование положительной Я-концепции учащихся, положительная динамика роста отношения к окружающим и процессу обучения. Но кроме этого, хочется выделить следующие моменты работы:

6.2. Анкетирование.

В октябре 2012 года были проведены диагностические исследования по методикам:

- анкетирование родителей для исследования мотивации к обучению в школе.

6.3. Экспертная оценка.

Кроме того, мои ученики неоднократно участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, различных праздниках и открытых мероприятиях, но самое главное - благодаря активному использованию методов и способов реализации коммуникативной компетенции мои ученики пошли по пути самопознания и самореализации.

Для определения сформированности коммуникативных компетенций использую следующие методы исследования: анкетирование родителей, наблюдение, создание педагогических ситуаций, мониторинг.

Выводы.

1. Методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции

  • способствуют формированию устойчивых коммуникативных компетенций;
  • затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
  • позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств;
  • повышают мотивацию к учению;
  • развивают познавательную активность;
  • вызывают интерес к предмету;
  • дают возможность освоить и использовать современные технологии, ориентироваться в информационном пространстве;
  • способствуют повышению качества знаний.

2. Исследование показало эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.

Формирование же ключевых компетенций учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника.

Формирование ключевых компетенций учащихся начальных классов на уроках русского языка

М. Ноулз

В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Начальная школа – органическая часть, первая ступень средней школы. Именно в ней закладывается фундамент для последующих этапов образования. Реформа предусмотрела для начальных классов предельно четкие образовательные цели и задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков счета, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения.

Формирование же ключевых компетенций учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, т.к. они являются источником деятельности и выполняют функцию развития личностных компетенций младшего школьника.

Решению этой проблемы призван помочь компетентностный подход к обучению.

Рассмотрим понятия “компетенция” и “компетентность”, которые почти синонимичны.

Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию;

думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Таким образом, стандарты нового поколения предусматривают формирование активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

Динамика формирования компетенций младших школьников зависит от организации процесса обучения. На уроках русского языка младшие школьники часто сталкиваются с проблемой непонимания сложных научных названий изучаемых орфограмм и лингвистических понятий. Это обстоятельство затрудняет изучение программного материала и не даёт возможности формированию ключевых компетенций на уроках русского языка.

Для того, чтобы изменить отношение младшего школьника к предмету, необходимо помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом. Если мы поможем ему это осознать, то, может быть, положим начало изменению его отношения не только к языку, но и к самому себе как личности.

Русский язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта.

Для того чтобы быть успешным в современном обществе человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Важной составляющей информационной компетентности учеников является преобразование информации из одной формы в другую и выбор наиболее удобной для себя формы. Это могут быть тексты, таблицы, схемы, иллюстрации, алгоритмы, кластеры.(Приложение 4-5)

Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, “с высоты птичьего полёта”. Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Представление информации учащимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания. Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.

Работу по составлению кластеров ученики воспринимают положительно и демонстрируют более высокий уровень усвоения учебного материала.

Слово “кластер” в переводе с английского – гроздь, груда, рой, скопление. Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д. Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации. Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность.

Важно и то, что построение кластеров позволяет выявить систему ключевых слов, которые могут быть использованы для поиска информации в интернете, а также для определения основных направлений исследований учащихся, выбора тем учебных проектов.

Построение кластеров воспринимается учащимися как творческая работа, где возможна реализация собственного видения проблемы, собственного подхода, вариативности, как средство самореализации, самоутверждения. Возможность индивидуальной, парной, групповой и коллективной работы создаёт психологический комфорт в учебном процессе. Включение каждого ученика в три вида деятельности (думаю, пишу, проговариваю) обеспечивает внутреннюю обработку информации. Эти факторы способствуют усвоению нового материала на уровне понимания и осмысления, развитию учебно-познавательной мотивации и активности (особенно у тех, кто плохо вписывается в систему традиционного, иллюстративно-объяснительного обучения). И самое главное – учащиеся практически осваивают способ самостоятельного приобретения нового знания, самостоятельного обучения на основе текстов, который могут применять в дальнейшем, и с удовольствием учиться в течение всей жизни. У них формируется функциональная грамотность, информационно-коммуникативная компетенция.

Вышеописанная технология обучения на основе творческой переработки текста позволяет учить интересно, быстро, качественно и даёт учащимся чувство удовлетворения. Приводим как пример:

Пользуясь кластером, расскажите о формах глаголов (Приложение 6)

Система работы над формированием интеллектуальной компетенции предусматривает определенные изменения в содержании и организации процесса обучения русскому языку.

Изменение содержания методики преподавания русского языка осуществляются за счет:

-введения дополнительной лексики во время проведения словарно – орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;

-увеличения масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока;

-расширения объема работы с понятиями;

-включения в содержание уроков различных текстов воспитательно – познавательного характера.

При организации учебного процесса большая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно. Ориентиром в этой работе им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала.

В плане развития и активизации интеллектуальной деятельности я использую традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов урока :минутки чистописания, словарно – орфографической работы, физкультминутки и т.д.

Актуализация знаний уч-ся

Специфика проведения минутки чистописания

1На доске: лампа, ветка, отлетел. (Приложение 7)

Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)

Особенности словарно-орфографической работы

1.Первый прием – поиск предназначенного для ознакомления слова, связанного с работой по фонетике и повторением учебного материала.

Например, на доске- пфбктхешсрчешзца.(Приложение 9) Мысленно уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке (береза)

2.Второй прием состоит в полном отсутствии указаний учителя. Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся (завтрак и обед) Приложение 10.

3.Третий прием предусматривает определение слова из словаря выявлением закономерности его образования. (Приложение 11-12)

ракета, ботинки, тарелка-работа

овес, сирень, назад-? (осина)

4.Четвертый прием связывает искомое слово с изучаемыми темами русского языка. (Приложение 13)

Например, на доске: т..желый, про…ка, со..нце, с..лонка, то…, б..лезнь

Соедините последовательно буквы, являющиеся орфограммами в данных словах, вы узнаете новое словарное слово (яблоко).

Организованная, продуманная, систематическая словарно-орфографическая работа является эффективным средством развития интеллектуальной компетенции для успешного проведения последующих этапов работы.

Специфика этапа открытия нового знания.

Изучение нового материала происходит с помощью применения проблемно-поискового метода.

1.Первый вид - обобщение изученного по заранее составленному учителем плану. При ознакомлении учащихся со сложными словами может быть использован следующий план:

1.Определи способ образования слов: подосиновик, осиновый, яблочко, яблочный.

2.Может ли слово быть без корня? без приставки? без суффикса?

3.Может ли в слове быть два корня. Как называются такие слова? Как называется такой способ словообразования?

4.Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учимся писать слова с двумя корнями).

Род имен существительных

муж.род жен. род сред.род

он, мой она, моя оно, мое

Подобный подход повышает роль уч-ся в организации учебной деятельности и выводит их мышление на новый уровень.

Специфика этапа применения нового знания.

На данном этапе урока русского языка находят широкое применение лексико-орфографические упражнения, совершенствующие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и др.

2.Составь сложные слова и запиши их в два столбика: с соединительной гласной -о, с соединительной гласной -е.( Приложение 16)

Таким образом, в процессе применения нового знания у учащихся активизируется речевая деятельность и формируется речь доказательная, аргументированная, логичная. Вместе с ней развиваются важнейшие интеллектуальные аспекты.

Физкультминутка

Физкультминутки не исключение в интеллектуальном развитии уч-ся. Они представляют собой универсальное упражнение, в котором физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью. Учителем подбирается 10-12 языковых единиц по изучаемой теме. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируются внимание и наблюдательность уч-ся. Необходимая разрядка осуществляется за счет высокого эмоционального подъема детей, который неизбежно возникает во время движения, выполнения физических упражнений.

В заключение хочу сказать, что систематическая работа в данном направлении гарантирует достижение стандартов обучения русскому языку и способствует формированию активной, творческой, интеллектуально развитой личности, владеющей универсальными учебными действиями, умеющей и желающей учиться.

1. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.: ООО Мир книги, 2001.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании : авторская версия.-

[М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.]

3. Леднев В.С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика/ В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков — М., 2002.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.- 2003.-№ 5.

5. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике/Полонский В.М.-М.,2000.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов – М., Русский язык, 1989.

7. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство/ А.С. Белкин.- Челябинск, 2004.

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам; уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризует новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции.

Введение этих понятий в лингводидактику не случайно. Это находится в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования.

Кратко охарактеризую содержание компетенции каждого типа.

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Лингвистическая компетенция представляет собой результат осмысления речевого акта учащимися. Она включает в себя знание основ науки о русском языке, предполагает усвоение комплекса лингвистических понятий, усвоение тех сведений о роли языка в жизни общества и человека, благодаря которым воспитывается устойчивый и постоянный интерес к предмету, чувство уважения и любви к русскому языку. Наконец, лингвистическая компетенция включает в себя и элементы истории науки о русском языке, о ее выдающихся представителях.

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения. Она включает в себя знание основных речеведческих понятий: стили и типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т.д.; умения и навыки анализа текста. Однако охарактеризованные знания и умения еще не обеспечивают общения, адекватного коммуникативной ситуации.

Современный период развития методики преподавания языков характеризует обостренный интерес к кумулятивной функции языка, к обучению языку как средству приобщения к мировой и национальной культуре. Изучение языка должно развивать культуроведческую компетенцию , которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, постижение национальной культуры своего народа, познание ее самобытности, формирование одной из важнейших ценностных ориентаций – осознание значимости родного языка в жизни народа, развитие духовно - нравственного мира школьника, его национального самосознания.

Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения родному языку, поскольку языковая компетенция – это способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности.

Последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.

Отсюда следует, что формирование языковой компетенции - необходимость при обучении русскому языку. Языковая компетенция - умение школьников употреблять разнообразные слова, варьировать ими, строить предложения в соответствии с нормами русского языка, активно применять в своей речи различные стилистические средства, - всё это и является умением владеть богатством родного языка. Представление человека о языковой системе и основных правилах речевого поведения в широком смысле слова составляют языковую компетенцию.

Как и современный русский язык в целом, словарный состав нашего языка в том виде, в каком он существует в настоящее время, представляет собой результат длительного развития. Среди слов, которыми пользуются сейчас говорящие на русском языке, наблюдаются самые различные по времени возникновения и по происхождению слова.

Рядом с исконно русскими словами (вода, говорить, смазчик, чтобы, мастерская и др.) в нем есть слова, пришедшие к нам из других языков (мастер — из немецкого, баста — из итальянского, тетрадь — из греческого, аквариум — из латинского, солидный — из французского, митинг — из английского, веер — из немецкого и т. п.).

Ученые обращают внимание на то, что основным пластом словарного материала современного русского языка, как и русского языка на всем протяжении его развития, являются исконно русские слова. Они составляют подавляющее большинство слов, употребляющихся в настоящее время в нашем языке, и образуют, по словам Н.М.Шанского, основную часть его богатства, определяющую самобытность русской речи, ее глубоко национальное своеобразие. Таким образом, это не только самая важная часть слов современной русской лексики в количественном отношении, но и слова, определяющие специфику нашего словарного состава, особенности его системы и путей развития и обогащения (Шанский, 2009, с.169)

Исконно русские слова — это слова, представляющие исконную принадлежность лексики нашего языка, слова, не являющиеся в своем происхождении ему сторонними, а возникшие в нем самом или унаследованные им из более древнего языкового источника. Исконно русскими словами, следовательно, являются не только слова собственно славянского происхождения или на их основе возникшие в разные периоды развития русского языка, но и слова, появившиеся в нашей речи на базе заимствованных основ: корней или целых слов. Как слова определенного значения и словообразовательно-грамматической структуры, они — творение и факт нашей речи и в другом языке были бы заимствованиями из русского языка. Выделяют: индоевропейский пласт, общеславянский, восточнославянский и собственно русский.

Актуальность моей работы связана с попыткой решения проблем расширения лексического запаса младшего школьника, в частности, с овладением значения исконно русских и заимствованных слов.

Анализ учебников в курсе русского языка С.В.Иванова, А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой позволяет сделать вывод о том, что работа с исконно русскими словами занимает небольшое по объему место. Поэтому при проведении уроков, я дополняла задания учебника русского языка заданиями, направленными на формирование социокультурной и коммуникативной компетенции младшего школьника, в частности, овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В качестве исконно русских слов авторы приводят такие слова, как

огород, молоко,корова,борозда, веретено , бабушка, дедушка, мать, отец, брат,сестра.

Следует отметить, что в курсе русского языка работа с терминами " исконно русские слова" не проводится ни на этапе знакомства, ни на последующих уроках во втором классе.

Для того чтобы ученики овладели данным понятием, учителю необходимо обращать внимание на рубрику "Лексика", рубрику

"Устаревшие слова", рубрику "Путешествие в прошлое",

рубрику "Давай подумаем"и самостоятельно разработать задания.

На мой взгляд, можно предложить детям в ходе выполнения упражнения воспользоваться не только толковым, но и этимологическим словарем для определения происхождения исконно русских слов:

аршин, вершок, седмица , а также подобрать к этим словам однокоренные слова.

Подобного рода сведения могут вызвать интерес у детей к изучаемым исконно русским словам.

Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа. Иронию, горечь, любовь, насмешку, радость, удивление, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить гораздо ёмче, точнее, эмоциональнее, если использовать фразеологизм. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания “фразесами”, “российскими пословиями”, предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи, традиции. Появление фразеологизмов исконно русского характера тесно связано с жизнью народа, его историей, бытом, верованиями, традициями, обычаями, общим развитием нации.

Например, на уроке 129 (2 класс, 2 ч.) авторы предлагают работу с фразеологизмами.

На уроке 133 работа по этой теме продолжается.

К заданиям из учебника я подобрала задание, где детям необходимо выбрать подходящее по смыслу слово, однако можно дополнить это задание, связав его с вопросом о происхождении этих слов, обратить внимание на исконно русские слова.

(Медвежья, собачья, волчья) услуга;

Знает (лиса, кошка, собака), чьё мясо съела;

Работать как ( бык, осёл, лошадь);

( синиц, воробьев, ворон) считать;

Вертеться как ( лиса, белка, лягушка) в колесе.

В процесс анализа слов, представленных в скобках, ученики могут воспользоваться этимологическим словарем и познакомиться с их этимологией.

Данная работа также будет способствовать обогащению словарного запаса, повышению культуры речи и формированию языковой компетенции ребенка. Учащимся необходимо больше времени уделять чтению художественной литературы с целью правильного и уместного использования фразеологизмов, которые придают речи особую выразительность, яркость, эмоциональность, меткость, образность.

Кроме слов исконно русского происхождения, в лексике современного русского литературного языка немало и элементов, заимствованных, пришедших в русский язык из других языков. Заимствование – переход элементов одного языка в другой в результате языковых контактов, взаимодействия языков.

Нет на земле такого языка, который был бы совершенно свободен от иноязычных влияний, так как ни один народ, как правило, не живет совершенно изолированной, обособленной жизнью.

По мнению ученых, этот процесс освоения русским языком некоторых заимствованных слов и выражений не был явлением отрицательным: напротив, он обогащал наш родной язык, делал его еще более емким, выразительным и развитым. Естественно, что все взятое извне перерабатывалось в русском языке, подчиняясь законам русской фонетики и грамматики, правилам русского словопроизводства и семантической системы.

Среди лексических заимствований из славянских языков особое место занимают старославянизмы, слова, пришедшие из старославянского языка. Причины появления и укрепления в русской лексике слов старославянского происхождения объясняются историей русского литературного языка, сильным влиянием старославянского языка после принятия Русью христианства, а также тем, что этот язык в течение очень долгого времени имел определяющее значение для формирования целого ряда разновидностей письменного языка древней Руси (Шанский, 2009, с.184).

В цирке, над кассой,

Всего лишь одно

Арены мира покорил

В справке указано, что слова цирк , касса , арена , лев – латинские, а слово трюк – французское.

После проделанной работы обучающиеся знакомятся с определением, содержащим указание на то, что слова, пришедшие в наш язык из других языков, называются заимствованными.

С их помощью стали образовываться новые слова:

библио (греческое) – книга: библиотека ;

аква (латинское)- вода: аквариум .

В упр.1 (урок № 116, с.71) учащимся предлагается задание, связанное с объяснением значения слов и выделением в них корней:

фотография ( от греческих фото-свет и графо-писать);

микроскоп ( от греческих микро-малый и скоп - смотрю);

телеграмма ( от греческих теле - далеко и грамм - запись, буква);

астронавт ( от греческого астро – звезда);

агроном ( от греческого агро - поле).

В упр.1 к заимствованным словам первой группы требуется подобрать слова, близкие по значению слова или сочетания слов из второй группы, которые будут объяснять значение.

1) ветеран, вираж, легенда, пират

2)народное поверье, морской разбойник, крутой поворот, старый воин

В упр.3 обучающимся предлагается поработать с толковым словарем, определив значения заимствованных слов, а также выписать словарную статью к слову, значение которого было неизвестно им ранее.

Выполняя упр.4, учащиеся подходят к осознанию того, что в современном русском языке существует много предметов и явлений, названия которых были заимствованы из других языков. Заканчивая помещенные в упражнение предложения, ученики подбирают подходящие по смыслу слова, которые относятся к заимствованной лексике: афиша, театр, актёр, партер .

Таким образом, на этом уроке учащиеся наблюдают за заимствованными частями слова (морфемами), отыскивают иноязычные слова в упражнениях, анализируют значения этих слов.

В упр. 2 (2 класс 2 ч. стр.85) дети встречаются с выделенными в тексте словами, с помощью контекста им необходимо определить значение этих слов.

В этом случае, дети могут предположить, что слово заимствовано из французского языка, т.к. также, как в слове дирижёр, содержит суффикс -ёр-.

В конце каждого учебника со второго по четвертый класс располагается толковый словарь. В процессе выполнения упражнений, учащиеся могут обратиться к нему. Учителю важно помочь детям научиться работать со словарем, а также познакомить с этимологическими словарями, например, со Школьным этимологическим словарем Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой. Знание словарей, умение пользоваться ими помогут детям выполнять различного рода задания, в том числе и связанные с этимологией слова, а также окажут положительное влияние на формирование языковой компетенции учеников.

Очень нравится детям работа по составлению предложения, используя в своей речи названия разных видов костюмов.

Учителю целесообразно, на мой взгляд, не только работать с запоминанием словарного слова, но и подобрать дополнительные задания, предполагающие работу с иноязычными словами.

При работе с заимствованными словами необходимо обратить внимание детей на то, что нужно правильно употреблять эти слова в устной и письменной речи. Такие выводы можно сделать, выполняя упр.2 (с.78).

Детям предлагается письмо, в котором сообщается о том, что одна из подруг – Настя – занимается в музыкальной школе, она играет на фортепиано.

Её подруга Аня музыкой не увлекается. Детям предлагается поразмышлять над тем, о чем забыла Настя, когда писала письмо Ане. Следует текст письма:

Я так по тебе соскучилась! Спасибо за письмо. Я его читала и перечитывала. Ты пишешь очень интересно. Я тоже расскажу тебе, чем я занимаюсь. Сейчас я уже во втором классе музыкальной школы. Выучила арпеджио, только иногда ошибаюсь в бемолях. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность. Я выучила фугу. Буду играть на концерте.

Мне купили новое платье. В нем я буду выступать.

До свидания. Пиши. Настя.

Авторы обращают внимание обучающихся на то, могут ли быть известны девочке, которая не занимается музыкой, слова арпеджио, сольфеджио, бемоль, тональность, фуга . Учителю следует выяснить, знают ли учащиеся значения этих слов. Если в классе окажутся дети, занимающиеся в музыкальной школе, можно предложить им раскрыть значение этих слов.

В случае возникновения затруднения необходимо обратиться к толковому словарю или словарю иностранных слов.

На этом уроке можно составить предложения, используя эти слова, поскольку именно работа со словом помогает включить его в активный словарь.

Пальто , метро , шоссе , эскимо – неизменяемые слова. Есть возможность дополнить это задание учебника, предложив ученикам подумать, почему слова являются неизменяемыми. Учащиеся должны прийти к выводу о том, что эти слова относятся к заимствованной лексике и сохраняют в русском языке особенности своего функционирования в языке-источнике. Можно предложить вспомнить другие неизменяемые слова и определить их происхождение по этимологическому словарю или словарю иностранных слов.


В последнее время прослеживается тенденция активного внедрения неологизмов, изменения норм употребления слов и т. д. По мнению некоторых лингвистов, происходит гибель русского языка.

Значимым предметом в школе является русский язык, именно при изучении данного предмета происходит формирование такой компетенции, как лингвистическая, которая является одной из самых важных при изучении русского языка.

Речь младших школьников далека от совершенства. Они высказываются чаще всего односложными предложениями или даже просто отдельными словами.

В связи с этим встает проблема: пересмотреть подходы к преподаванию русского языка в школе. Содержание современных программ и учебников по русскому языку ориентировано на развитие личности ребенка, что, безусловно, невозможно без совершенствования его речи, а значит необходимо полагать, что это должно быть не только на уроках и только под руководством учителя. Большую роль в этом вопросе, на наш взгляд, будет играть исследование подходов формирования лингвистических компетенций.

Самостоятельная работа на всех этапах исторического развития школы всегда являлась неотъемлемой частью процесса обучения, но различны были ее характер, место в учебном процессе, организация и руководство ею со стороны учителя. Развитие лингвистической компетенции происходит в большей мере через самостоятельную работу учащихся.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.

М. А. Чошанов считает, что компетентность — это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях [17, с. 4].

В зависимости от уровня своей компетентности, выполняя задания, ученик развивает и совершенствует в себе целый комплекс знаний, умений, навыков, которые позволяют формировать компетентность младшего школьника.

− научиться осознавать язык как основное средство человеческого общения;

− получить возможность не только в устном общении, но и в письменном общении, удовлетворить потребность в творческом самовыражении;

− научиться использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий [14].

Выпускники начальной школы должны получить первоначальные представления о системе и структуре русского языка, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных учебных действий с основными языковыми единицами.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что сущность формирования лингвистической компетенции заключается в развитии навыков, связанных с различными аспектами языка. В связи с этим, соглашаясь с Гальсковой Н. Д., назовем конкретные цели лингвистической компетенции в каждом виде речевой деятельности:

− в говорении: умение сообщить, объявить, информировать, рассказать;

− в письме: умение достаточно быстро фиксировать свои высказывания и высказывания других;

− в чтении: умение быстро читать про себя;

− в аудировании: умение понимать речь в нормальном темпе при живом общении [2, с. 163].

Элементы лингвистической компетенции

Предметные (лингвистические) знания и умения:

Метапредметные (знания о знаниях, приемах и средствах восприятия и смысловой переработки информации) учебные действия:

- понятие о русском языке как общественном явлении и развивающей системе;

— система лингвистических и формируемых на основе знаний о системе языка;

— система учебно-языковых умений, навыков и способов познавательной деятельности, связанных с опознаванием языкового материала, его анализом и группировкой (классификацией).

- уметь соотносить эмпирические знания, накопленные учащимися в жизненной практике, и знания, усвоенные ими в школе;

— уметь ориентироваться в структуре учебного задания; выделять главное (вторичное, неизвестное);

— уметь группировать материал по разным основаниям.

Таким образом, в начальной школе важно формировать лингвистическую компетенцию, как языковую способность, т. е. как потенциальное знание языка. Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки, а также формирование лингвистической рефлексии как процесса осознания школьником своей речевой деятельности. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что учащийся обладает лингвистической компетенцией лишь при условии, если он имеет представление о системе изучаемого языка и может пользоваться этой системой на практике, то есть самостоятельно.

− «наличие задания учителя;

− наличие времени для выполнения;

− наличие результата в виде устных, письменных работ;

Виды самостоятельной работы

Признаки классификации

Виды, характеристика

1) Самостоятельная работа с целью актуализации знаний);

2) Самостоятельная работа с целью освоения новых знаний);

3) Самостоятельная работа с целью закрепления и повторения знаний и развития умений;

Читайте также: