Компенсаторные возможности ребенка с тнр в доу

Обновлено: 08.07.2024

Поступая в детский сад, ребенок проходит процесс адаптации. Изменение социальной среды сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Педагоги в силах сделать этот процесс максимум безболезненным. Одни дети входят в новые условия легко, а другие – тяжело. Важно организовать общение детей друг с другом. С этой целью хорошо организовывать подвижные и хороводные игры, которые в первый месяц превалируют над занятиями. Именно в играх можно лучше познакомиться с детьми. Поскольку детям предоставляется свобода действий, педагоги могут проводить наблюдения за детьми: уединяется ли ребенок, или группируется с другими детьми. Также в хороводах дети соединяются и знакомятся друг с другом. Среди детей, как правило, выявляется лидер, с которым все стремятся играть. А лидер зачастую начинает проявлять корысть (буду играть, если что-нибудь дашь или принесешь). В этом случае нужен обязательный контроль над лидером. Именно начиная с игр, учим детей правилам поведения. Дети должны приходить в группу и не бегать сломя голову, а самостоятельно придумывать игру, которой они займутся. Если в игре педагог использует волшебство, то нужно обязательно возвратить детей обратно в их образ, так как бывают очень впечатлительные дети, которые не могут выйти из предложенного состояния. Таким образом, организованные подвижные и хороводные игры помогают педагогам на первых неделях пребывания детей в речевой группе рассмотреть индивидуальности.

Утренний отрезок времени очень важен в речевой группе. Осуществляется постепенный приход детей в группу. Организуется дежурство детей по уголку природы, дежурство по подготовке к завтраку, используются различные поручения. Все это воспитатель должен хорошо использовать для активизации и развития словарного запаса детей логопатов, для развития грамматически правильной речи. Далее подходит время зарядки, как одной из форм работы по физическому воспитанию. На зарядке формируется стереотип в результате многократно повторяющихся действий, который благотворно воздействует на нервную систему речевых детей. Все упражнения в утренней гимнастике должны носить игровой характер. Обязательно в процессе зарядки нужно корригировать физиологическое дыхание (сила и продолжительность выдоха), а также и речевое дыхание (в сопровождении с речью). Если дети заторможенные, то используется быстрый темп движений и речи, а если же возбудимые, то медленный темп. Зарядка проводится с целью того, чтобы дети почувствовали себя бодрыми и могли успешно трудиться во всех видах деятельности. После зарядки дети посещают умывальную комнату. Умывание является благотворной почвой, на которой воспитатель развивает словарный запас детей, грамматический строй и фонетическую сторону речи. Все режимные моменты необходимо использовать для оздоровления речи. Следующий такой режимный момент – это прием пищи, используемый тоже для развития речи. Дети должны все видеть обязательно наглядно (пар, кастрюлю…). Опираясь на конкретные вкусовые качества, формируется словарный запас детей.

Далее следуют занятия, точнее сказать организованная деятельность. Обязательное условие занятий – насыщенность игровыми, занимательными приемами. Если на занятиях используется дидактическая кукла или другие игрушки, то необходимо дать детям эти игрушки потрогать и помунипулировать с ними. Проговаривание будет механическим, впустую, так как ребенок будет занят мыслями: дадут ли ему эту игрушку потрогать (поиграть) или нет. Занятия нужно проводить в едином сюжете – это непреложное требование для речевых детей. Контроль над правильностью речи детей должен быть постоянным: на всех занятиях и вне занятий, в свободной деятельности детей, а то у детей вырабатывается условный рефлекс на логопеда – будут говорить правильно в присутствии логопеда, а в других ситуациях, вне кабинета, будут говорить неправильно. Сформированные на занятия подгруппы детей непостоянны, варьируются. Поначалу подгруппы можно сформировать по принципу общего уровня развития детей. Или как вариант, в котором у одной подгруппы больше нарушена грамматика, а у другой лексика. Если в группе присутствуют очень сложные дети, то их можно вообще не брать ни в какую подгруппу, а позаниматься с ними в индивидуальной форме. Впоследствии если такие дети дойдут до соответствующего уровня развития, то их можно будет определить в одну из подгрупп. Время занятий подгрупп также постоянно меняется в целях эффективности усвоения речевого материала. Воспитатель для обозначения разных подгрупп может использовать карточки разного цвета. В зависимости от того какого цвета он поднимает карточку, такая подгруппа и идет к логопеду на занятие. Индивидуальная работа логопедом проводится ежедневно до обеда. Теперь о подборе учебного материала. Комплексной образовательной программой ДОУ заложен возрастной принцип подачи материала. Но для речевых детей он никак не подходит. В начале года, как бы хорошо не были подготовлены дети, занятия проводятся на облегченном материале. Учебный материал растягивается по времени. Если в массовой группе какая-либо тема изучается неделю, то в речевой группе срок изучения темы может быть продлен. Учебный материал распределяется по сложности во времени: на более сложный материал отводится больше времени. Изучение материала обязательно должно соответствовать уровню детей: если подгруппа слабая, значит, изучение растягивается во времени, а если сильная, то проходится более быстрыми темпами. Проведение занятий педагог осуществляет в основном сидя. Стоя можно проводить занятия лишь в том случае, если есть хотя бы небольшое расстояние между педагогом и столами, за которыми сидят дети. Проводить педагогу занятия сидя более эффективно, поскольку дети усваивают речь по подражанию на 80%.

Остановлюсь на использовании наглядности при проведении занятий. Лучше, конечно же, чтобы наглядность была естественной (натуральные объекты), чтобы у ребенка была возможность объекты пощупать, потрогать. Если нет возможности показывать натуральные объекты, то можно использовать предметные и сюжетные картинки, которые максимально приближены к норме, а в противном случае у детей будут неправильно сформированы представления. Стилизованные картинки можно использовать как загадки, сюрпризные моменты только в том случае, если есть уверенность, что у ребенка сформированы правильные представления о том или ином объекте. Если на занятии используются игрушки, то в них должно быть как можно больше изображения натуральных предметов (розовый мишка и синее яблоко не подойдут). Размер наглядных пособий для массовых групп определяется возрастом детей: чем младше ребенок, тем крупнее пособие, а чем старше, тем и пособие меньше. Что же касается занятий с речевыми детьми, то все пособия должны быть крупными для любой работы: будь то подгрупповая или индивидуальная. Маленькие картинки могут использоваться для автоматизации звуков, если они приклеены на карточки одинакового размера. Наглядность в речевой группе должна быть максимальной, в отличие от массовых групп, где занятия могут быть и без наглядности, поскольку у детей с нарушениями речи снижена работоспособность и неустойчивое внимание, а наглядность помогает их поддерживать. Очень хорошо помогает поддерживать интерес детей использование на занятиях сюрпризных приемов (например, Незнайка вам прислал письмо и т. д.). Педагогам, работающим на речевых группах, нужно стараться использовать как можно больше волшебства на занятиях (например, на ковре – самолете мы сейчас доберемся до Африки и т. д.). Это также поддерживает интерес детей. Среди наглядности важное место занимают поделки, сделанные собственными руками детей. Помимо наглядности большое значение имеет использование на занятиях технических средств обучения (ТСО). Хорошо записывать на магнитофон речь детей, чтобы они могли послушать свою речь со стороны. Можно использовать диапроекторы. Самое современное средство ТСО – это компьютер, возможности которого не имеют границ. Говоря о занятиях, хочется обозначить их продолжительность: в старшей группе она составляет 25 минут, в подготовительной – 30 минут, а в целом исходя из возможностей детей. В конце коррекционного курса полезно проводить занятия неформально, с большим количеством игровых приемов. Такие занятия детям не в тягость, а наоборот. Логопед выступает в качестве наблюдателя, слыша спонтанную речь детей, может сделать выводы о недоделках в своей работе. Речевая нагрузка на занятиях разная. Бывает, что педагог на занятиях говорит больше детей. Все слова педагога входят у детей в пассивный словарь, и им легче будет впоследствии воспользоваться ими. Задавать детям вопросы на занятиях нужно лаконично, точно, четко. Для удержания внимания и работоспособности на занятиях помимо наглядности необходимо использовать физкультминутки, физпаузы. Назвать их четкое количество сложно. Проводить физпауз нужно столько, сколько понадобится для снятия у детей напряжения, отвлечения, то есть исходя из нужд детей. Физкультминутки проводятся не только для удержания внимания и работоспособности, снятия у детей напряжения, но и для коррекции общей и мелкой моторики, а также для активизации мыслительных процессов, в случае если занятие не очень насыщенно мыслительной деятельностью (скажу овощ – вы присядьте, а если фрукт – вы поднимитесь и т. д.). Минимальное количество физкультминуток – две: первая проводится после первой части занятия, а вторая после основной части занятия перед закреплением. Любая физкультминутка обязательно должна вписываться в сюжет занятия.

На занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, обучение всегда должно быть проблемным. Перед детьми ставится задача, а они должны ее решить. Логопед для себя тоже должен знать – что нового дает занятие по сравнению с предыдущим. Цель работы с речевыми детьми и на занятиях и в жизни – активизировать и обогатить словарный запас, поэтому все новые понятия используются не только на занятиях, но и в играх (например, в игре “Магазин” баклажан в овощном отделе.). Постоянно нужно стараться создавать ситуации, приближенные к жизни, а в игре это наиболее эффективно. Весь педагогический процесс в речевой группе и логопедическая работа должны быть в единстве.

Если говорить о прогулке в речевой группе, то она, по возможности, должна быть длинной и каждодневной, так как на детей ложится большая нагрузка. Логопед совместно с воспитателем планирует прогулку. На любом этапе работы с детьми необходимо, чтобы прогулка соответствовала периоду коррекционной работы. На прогулке обязательно должны быть подвижные игры, которые воспитатель планирует совместно с логопедом, особенно на первом этапе, так как нужно учитывать моторные возможности детей. Необходимо сплачивать детский коллектив и разряжать обстановку. Для сплочения детского коллектива на первом начальном этапе нужно проводить безречевые игры, далее переходить к речевым играм. Обязательно на прогулке проводятся две подвижные игры: одна вначале, другая в конце. В конце прогулки подвижная игра должна быть спокойной, чтобы дети смогли плавно перейти к последующим режимным моментам: обеду и сну. Прогулка в речевой группе должна иметь познавательный момент: дети вместе с воспитателем наблюдают за изменениями в природе. На прогулке также ведется работа над звукопроизношением (создание образов звуков: шуршат листочки под ногами ш-ш-ш-ш…). Можно отменить одно занятие в группе, тем самым увеличив прогулку, и провести, например, экскурсию. Педагогам обязательно нужно знать цели экскурсии. Учитывая особенности внимания и восприятия речевых детей, на экскурсии должен быть только один объект. Большая часть прогулки – это свободная деятельность детей. На прогулке можно использовать различные игрушки, но они обязательно должны стимулировать речь детей, активизировать словарь. Прогулка в речевой группе, как и в массовой, несет оздоровительный момент. Одежда детей должна давать им возможность свободно двигаться, не стеснять их движений. Нельзя кутать детей на прогулку, одежда должна быть легкой, тем самым взрослые осуществляют закаливание детей, что особенно важно в речевой группе. Закаленные дети меньше болеют, следовательно, меньше пропускают занятий и имеют больше шансов в положительной коррекционной динамике. Моменты одевания на прогулку и раздевания с прогулки педагоги могут использовать для автоматизации звуков, для совершенствования грамматического строя, а также для активизации и обогащения словарного запаса.

В заключении хочется остановиться на особенностях игры в группе для детей с ТНР. В речевой группе игровых уголков должен быть максимум по всем лексическим темам программы. Эти уголки должны быть максимально развернутые, с крупными размерами атрибутов. Педагоги изучают на занятиях какую-либо тему, а затем уже вводится игровой уголок в деятельность детей (например, тема “Профессии”, а игровые уголки “Больница”, “Магазин” и т.д.). Речевые дети не умеют играть, этому их нужно научить. На первом этапе педагог-зачинщик, организатор берет на себя главную роль в игре, помогает детям выполнять их роли. Если игра проводится в группе, то она с игрушками и муляжами. Если же игра проводится в кабинете логопеда, тогда на уровне картинок. На втором этапе педагог берет на себя второстепенную роль, но по-прежнему руководит, “дирижирует” игрой. И наконец, на третьем этапе педагог полностью отстраняется от игры, принимая роль наблюдателя. Оценивается то, как дети играли, а не как говорили.

Особым образом организованный педагогический процесс – это самое главное в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.

Каждый законный представитель желает, чтобы его ребенок был здоровым, счастливым, имел порядочных и верных друзей, был по-детски любознателен и успешно обучаем. Но зачастую, в силу своей занятости или по ряду других сложившихся причин, родители не уделяют должного внимания развитию, воспитанию и обучению своего ребёнка в дошкольном детстве. А ведь именно в этот период и закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка. То, что основы человеческой личности вкладываются именно в первые 5-6 лет жизни, признают большинство педагогов и психологов. Богатейшие возможности воспитания дошкольника воплощаются в комплексной программе работы детского сада - по развитию и обучению ребенка.

Важным принципом работы с воспитанниками группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) является комплексность коррекционного и психолого-педагогического воздействия, что и предполагает установление сотрудничества всех специалистов. Поэтому в общую коррекционную работу включается совместное сотрудничество учителя-логопеда со всеми педагогами дошкольной организации, законными представителями воспитанников и на протяжении всего учебного года применяется комплексный подход в коррекции речи детей.

Воспитанники, имеющие заключения общего недоразвития речи, в нашем саду занимаются по примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) под редакцией Н. В. Нищевой. Эта программа направлена на всестороннее развитие детей с ОНР с применением коррекционного обучения. За два учебных года, воспитанники,находящиеся в группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР) получают следующую логопедическую коррекционную помощь: исправляется звукопроизношение, т. е. ставятся и закрепляются в связной речи отсутствующие звуки; проводится коррекция и развитие физиологического и речевого дыхания; развивается общая, мелкая и артикуляционная моторики; развиваются фонематический слух и фонематическое восприятие, правильное представление о зрении, интонационная сторона речи, а также ведется работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова; пополняется и активизируется словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; расширяется представление о предметах, явлениях и событиях, не имевших места в собственном опыте детей. Помимо формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, большое внимание уделяется предпосылкам обучения грамоте, которым предшествует комплексная диагностика речевого и познавательного развития. Воспитанникам предоставляется возможность активного экспериментирования со словом, при этом тактично подсказывается общепринятый образец слова; развиваются навыки словоизменения (согласно принятым нормам); дети знакомятся с разными способами словообразования. У воспитанников вырабатываются навыки осознанного и уместного употребления слов, формируется элементарное представление о предложении. Ведется работа над развитием речевого анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога и звука; формируются графо-моторные навыки. С учетом полученных результатов логопедической диагностики осуществляется планирование дальнейшей коррекционной работы, отбираются наиболее эффективные методы и формы для работы с детьми с общим недоразвитием речи. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития воспитанников в дошкольной организации : развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Помимо этого, существенное место отводится развитию логического мышления, зрительного и слухового внимания, памяти, воображения, формированию пространственного восприятия, развитию творческих способностей детей с ОНР и формированию у них положительных личностных качеств.

Следует отметить, что для наиболее эффективной работы в нашем саду широко используются вспомогательные наглядные средства: информационные стенды в уголке учителя-логопеда и уголках для родителей, где демонстрируется информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье и т. д.

Группа компенсирующей направленности (для детей с ТНР) дает детям дальнейшую возможность полностью реализовать свой потенциал в коллективе класса. Ребенок будет испытывать ощущение психологического комфорта, что он не отстающий, желание посещать школу, получать и усваивать новые знания.

Таким образом, благодаря специальной программе, усилию всех педагогов и плотному взаимодействию с законными представителями, дети, выходящие из группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) идут подготовленными к школьному обучению, имея уже определенную базу знаний, в чем и заключается главная цель данной работы.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Тяжелое нарушение речи у детей

Дети с ТНР (тяжелое нарушение речи ) – это отдельно выделенная категория малышей с нормальным развитием слухового аппарата и с ненарушенным базовым интеллектом, однако с внушительными отклонениями речи. Такие дефекты способны негативно сказываться на психике. В логопедии определяют, что это отклонение приводит к невозможности усвоения ребенком школьной программы. Часть таких детей с трудом говорят. У них сильно ограничен запас слов. Существуют тяжелые случаи, когда ребенок совсем не может связать пары слов. Может показаться, что это напрямую связано с пониженным интеллектуальным развитием, но проблема заключается в отставании психического развития . В будущем это проявится в трудностях с арифметикой и грамотой.

В крайней форме ТНР можно проследить лексическое и грамматическое недоразвитие, трудности со связной речью. Из этого следует заторможенное мышление, сложности в чтении и при письме.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Классификация тяжелых нарушений речи

Врачи логопеды выделяют на данное время два варианта классификаций трудности речевого развития у детей дошкольного возраста. На основе патологий сформирована такая клиническая картина:

  • проблема с произношением звуков (заикание, дизартрия);
  • проблема с тембром речи (брадилалия, тахилалия);
  • проблема с голосом (афония, дисфония);
  • проблема с чтением и письмом.

Исходя из поставленного диагноза, специалисты определяют индивидуальные методы лечения для каждого ребенка.

В Российской Федерации создана другая классификация речевых дефектов у детей. Ее называют психолого-педагогической:

  • общие, фонетические и фонематические трудности с развитием речи;
  • заикание.

Для полной и правильной диагностики следует рассмотреть нарушения речи по обеим классификациям. В таком случае получится верно выбрать курс лечения.

Причины развития патологии

  • повреждение головы ребенка во время родов или в первые годы жизни;
  • проблемы со здоровьем во время беременности. Различные инфекционные заболевания будущей матери;
  • гипоксия плода;
  • плохая атмосфера в семье. Грубое отношение к ребенку;
  • излишняя строгость в воспитании;
  • распространенные заболевания у малышей (рахит, ДЦП, синдром Дауна, астения).

Ребенок может плохо развивать свою речь, если у него глухие родители. Наиболее опасными периодами для срыва речевого развития являются 1-2 года и 5-6 лет.

Важно: в некоторых случаях нарушенное развитие речи может быть из-за перенесенных вирусных и бактериальных инфекций.

Обучение детей с ТНР в детских садах

Дети с диагнозом ТНР способны обучаться в специализированных дошкольных учреждениях или в обычных садах, в которых работает врач-логопед. Такое заведение обязано разрабатывать АООП (адаптированную основную общеобразовательную программу) для детей с ТНР в ДОУ . Подобная программа создается индивидуально в каждом детском саду .

В такой разработке должны быть рассмотрены аспекты психофизического и речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. В ней учитываются возможности малыша, план коррекции и адаптации его в социальной сфере. Это означает, что детский сад применяет государственную программу для детей с ТНР, но при этом вносит корректировки с учетом на особенности личности каждого ребенка. Утверждение подобного документа осуществляется заведующей и советом управления.

В каждом дошкольном заведении способны работать сразу несколько подобных директив. Обязательными пунктами должны быть:

  • система оценивания успехов и достижений детей;
  • список предметов и действий для достижения поставленных целей;
  • разработанная программа внеучебного развития;
  • ожидаемые итоги и результаты выполнения проведенной работы .

Важно: детей с ТНР желательно отдавать в дошкольное учреждение, где до этого уже обучались похожие малыши. Воспитатели и учителя уже имеют немалый опыт в общении с такими ребятами. Им будет намного проще найти общий язык с ребенком.

Также подобным детям полезно будет находиться в обществе с обычными детьми. Они смогут многому научиться и не будут чувствовать себя в изолированными от общества.

Речь у детей

Проблемы при обучении детей с ТНР в школах

При таком диагнозе ученикам свойственно замедление восприятия информации. Работоспособность у них находится на пониженном уровне. Ассоциативные связи между слуховой, зрительной и речевой способностями нарушены. Происходят сложности в организации произвольной деятельности. Также в расшифровке диагноза ТНР проявляется ухудшение памяти, отклонения в пространственной ориентировке. Ученики плохо себя контролируют. Заметны нарушения в мелкой моторике, зрительной и слуховой координациях.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Из-за возникших проблем с речью проявляются сложности в понимании и усвоении материала по русскому языку. Вследствие этого возникают затруднения с письмом.

При неспособности ребенка к усвоению учебного материала снижается его мотивация к преодолению препятствий. У детей с ТНР понижена самооценка и желание к дальнейшему обучению. Все это приводит к неспособности адаптироваться в школьной среде.

Если не оказывать квалифицированную логопедическую и медико-психологическую помощь, дети не смогут получить качественное обучение.

Развитие ребенка

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР .

Образование детей с особыми потребностями

Под эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

В качестве компенсаторных функций у детей с ТНР выступают сенсорные системы:

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Заключение

Самым главным аспектом в решении проблем с речью у ребенка является понимание родителей важности сложившейся ситуации. Речь активирует огромное количество процессов в головном мозге человека. Способность правильно выражать свои мысли определяет место ребенка в социуме и влияет на психологическое здоровье.

Только близкие люди могут заметить отставания в разговоре малыша на ранних стадиях развития. Именно в этот момент желательно как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду. Но не стоит возлагать на специалистов львиную долю работы. Важную роль в исправлении дефектов играет родительское внимание и опека. Взрослые должны проявлять терпение и ни в коем случае не осуждать ребенка за отклонения от нормы.

Пригодилась информация? Поделитесь в соцсетях: Размещено: 2 октября 2018 в 9:08 | Прочитано: 3339 раз (а)

Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.

Речь является одной из сложных высших психических функций человека, обеспечиваемой деятельностью головного мозга. Избирательные нарушения речевой системы, тяжелые нарушения речи развиваются в связи с органическими поражениями мозга.

К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия.


Диагнозы, которые относятся к ОНР

ТНР – это не какой-то один диагноз, а собирательный термин, который включает в себя различные нарушения. Соответственно, коррекция должна основываться на конкретном дефекте, который выявлен у ребенка.

К тяжелым нарушениям речи относятся:

Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическим поражением речевых центров мозга. При этом нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.

Афазия – частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон мозга. Этот диагноз ставится только детям старше 3-4 лет (т.е. речь должна быть уже сформирована).

Заикание (логоневроз)– речевое нарушение, которое в большинстве случаев возникает в раннем возрасте. Представляет собой нарушение темпо-ритмической стороны речи, для которого характерно повторение слогов, слов, частые запинки и т.д.

ОНР (общее недоразвитие речи). К тяжелым нарушениям речи относится первая и вторая степень ОНР. Для первой степени характерно полное отсутствие речи, поэтому ребенок изъясняется только жестами, мимикой и т.д. При второй степени ОНР речь находится в зачаточном состоянии. Ребенок использует искаженные слова, он может строить лепетные предложения.

В некоторых источниках к ТНР относят и другие нарушения:

Дисфония (нарушение высоты, силы и тембра голоса).

Тахилалия (патологически ускоренный темп речи) и брадилалия (замедленная речь).

Каждое из этих нарушений может быть разной степени тяжести. В ряде случаев расстройство настолько тяжелое, что ребенок признается комиссией ограниченным в своих возможностях. Это уже является поводом к назначению группы инвалидности.

Читайте также: