Колено клер краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Главный герой фильма, французский дипломат Жером Моншарвен, ненадолго вернувшись во Францию, встречает там старую подругу, писательницу Аврору, которая приглашает его в гости на виллу одного благовоспитанного семействав – в чьем доме и сама на данный момент проживает. Жером знакомится там с мадам Вальтер и ее шестнадцатилетней дочерью Лорой – которая при первом же знакомстве начинает проявлять к нему заметный интерес. Виллы Вальтеров и Жерома расположены по соседству – и он, пользуясь тремя свободными неделями перед предстоящей женитьбой, начинает посещать их каждый день, приплывая из виллы на собственном катере. Кругом же роскошные и протянувшиеся на многие километры во все стороны хребты Французских Альп, раскинувшиеся у их подножия небольшие альпийские деревушки, девственные леса и луга, одичавшие и заросшие непокорной травой сады, гордая спокойная река, чьи волны блестят и переливаются под душным и жарким июльским солнцем – пейзаж настолько великолепен, что независимо от всех событий и действий персонажей, можно с умиротворенным наслаждением довольствоваться только им одним на протяжении всего фильма. К этому располагает и вся атмосфера легкомысленного аристократического безделья, царящего на вилле Вальтеров, где и разворачиваются основные события.


Своеобразная манера режиссера фиксировать временную протяженность истории в виде закадрового дневника еще более говорит о его желании быть лишь максимально объективным рассказчиком событий, свидетелем которых он мог бы случайно оказаться, не имея при этом никакой симпатии и личных привязанностей к лицам, о которых рассказывает. В то же время она дает более полное представление о течение времени, которое для режиссера со всей определенностью влияет даже на незначительные изменения в отношениях между героями. Можно сказать, например, что обещание Жерома пробыть на вилле всего три недели оказалось обманчивым – и, увлекшись местной жизнью и людьми, которые здесь обитают, он задержался, в итоге, почти на месяц. Но это – не более, чем догадка, которую можно списать и на позволительную со стороны режиссера неточность. Более явно можно говорить о немалом промежутке времени (около десяти дней), который герои проводят на вилле до появления Клер и ее дружка.

Это событие сразу же вносит массу изменений в жизненный уклад персонажей. Жером охладевает к Лоре – и то же наблюдается и с ее стороны, ведь теперь она больше внимания уделяет Винсенту – своему однокласснику и другу, который так кстати объявился на вилле. Фантазия Авроры также перестает работать с прежней, увлекавшей ее силой, так как Жером ведет себя слишком целомудренно и не демонстрирует своим поведением ничего оригинального. Он становится для Авроры героем ординарным и непримечательным. Доминирующая же роль в их диалогах переходит уже к Жерому, поскольку внезапно его охватывает знакомое чувство – в виде непреодолимой тяге к Клер. Он отчаянно старается разобраться в нем и облечь в безопасную для себя форму, которая могла бы удовлетворить его желание, но в то же время – и не заставить окунуться в него с головой, в особенности – перед предстоящей свадьбой. Со временем приходит понимание и выход. Жером убеждает себя в том, что ему хочется коснуться лишь ее изящного колена, становящегося магнитным полюсом его желания и сосредоточением всей накопившейся страсти.

Оба этих персонажа постоянно держатся в стороне от деятельной и неугомонной жизни молодежи – и неторопливо, с иронией и знанием дела, рассуждают о своих чувствах и причинах тех или иных поступков. Правда, такая роль все больше начинает подходить Жерому. Аврора же от природной хитрости все меньше говорит – и все больше слушает по мере развития истории. Молодому поколению уделено внимание не меньшее – и свои характеры эти персонажи особенно ярко проявляют во взаимоотношениях с Жеромом. Лора – не по годам умная, как и все девушки. Она старается казаться взрослой и опытной, из-за чего откровенно признается Жерому, что любит общество мужчин, годящихся ей в отцы – что, вероятно, вызвано нехваткой отцовской любви. Своих же сверстников она считает инфантильными и не годящимися в любовники, разве что – в друзья. И, как поначалу Жером забавляется откровенностью и живостью эмоций Лоры, так же невольно он потешается и над Винсентом, категоричным и нервным тоном излагающим свои взгляды на отношения с девушками, в том числе – и с Лорой. Хотя, на самом деле, со стороны Жерома нельзя разглядеть явной насмешки над неопытным и категоричным юношей. Ее создают сами разговоры, сама ситуация и даже контраст между поколениями и, в частности – между солидным Жеромом и неуравновешенным, истеричным и чувствительным пареньком, который выглядит, как настоящий принц – с белокурыми волосами и благородными манерами, отчего кажется еще менее мужественным – и еще более несерьезным.


Наконец, вторая молодая пара – Клер и Жиль, тоже представляет немалый интерес. Если Лору и Винсента, сидящих рядом друг с другом за книгой и болтающих о всякой чепухе, никак нельзя назвать влюбленными, то в случае с Жилем и Клер это, несомненно, так. С самой первой встречи с нею Жером отмечает, что, хотя парочка эта и любит друг друга, отношения их довольно вульгарные и грубоватые, по крайней мере – со стороны Жиля. Жерома раздражает, что тот абсолютно не ценит Клер и пользуется ею, как вещью, притом что беспрестанно грубит и самоутверждается как за счет ее – так и за счет окружающих. Он – просто поверхностный, неотесанный и самоуверенный болван. И такие, как он, непременно достаются таким, как Клер. Она же, скорее всего – тоже довольно глупа и ординарна. А, кроме того, кажется скромной, неуверенной и забитой – и как будто бы даже не сознающей свое очевидное преимущество. Все это проявляется в некоторых характерных деталях. Достаточно вспомнить ее выжидающий, просящий и испуганный взгляд дикого зверька, с которым она несколько раз смотрит и на Жерома, а также – и на Жиля. Ее слабость и неуверенность подчеркиваются и внешностью тонкой, хрупкой блондинки. Самое же любопытное заключается в том, что Клер даже не выглядит особенной красавицей со своим загоревшим лицом и не слишком-то пышными соломенными волосами. Жером почти сразу признается Авроре, что с таким типом женщин ему ужасно сложно наладить контакт, что он всегда робеет – и что ему не о чем с ними говорить. Однако признает, что Клер прекрасно сложена во всех отношениях – и в качестве своего физического идеала из глины он вылепил бы именно ее.

— В любом случае, всё то хорошее, что есть в дружбе, я хотел бы видеть в любви. А именно — уважение к свободе другого, и без всякого обладания.

Режиссер: Эрик Ромер
Страна: Франция
Год: 1970

Получив глубокие познания в областях филологии, искусствоведения и истории, являясь стойким приверженцем теории классицизма (единство места, времени и действия, приоритет разума над чувствами, соблюдение законов правдоподобия, гармонизация действительности), режиссёр считал, что фильм — последнее прибежище поэзии.

Действительно, шестая полнометражная постановка Ромера является подтверждением слов мастера. В ленте разворачивается история приехавшего на отдых в предместье Французских Альп дипломате средних лет Жероме (Жан-Клод Бриали). Там он встречает свою давнюю подругу, писательницу Аврору (Аврора Корну). Она сводит мужчину с юными Лорой (Беатрис Роман) и Клер (Лоуренс Де Монахэн). Постепенно Жеромом овладевают странные чувства, апогеем которых становится неодолимое желание — дотронуться до колена Клер.



Завораживающие виды курортной Франции в совокупности с отличной работой художников-постановщиков, отразивших на экране моду того времени — очаровательные соломенные шляпки, белоснежные гольфы, расклешенные брюки, соблазнительные бикини, мини-платья в стили Твигги и характерные для конца шестидесятых объёмные мужские причёски — придали истории законченный вид. И если внешне безукоризненная картинка и неспешность повествования как нельзя лучше способствуют созданию расслабленной атмосферы, то происходящие в судьбах персонажей пертурбации, со стороны, впрочем, кажущиеся малозначительными, накаляют градус интриги.

Когда Жером оказывается на месте отдыха, летнее, сонливое настроение очень быстро завладевает им и другими героями. И жеманно флиртующий с девушками дипломат, и наблюдающая за потугами своего друга со стороны Аврора, и восхищающий твердостью характера кавалер Клер Жиль, не идут на конфликт даже тогда, когда это, казалось бы, уже неизбежно. Ненароком можно даже заподозрить их в отсутствии заинтересованности процессом. Это, разумеется, не так. Мягкость, с которой действуют персонажи не должна вводить в заблуждение — аритмия их эмоционального состояния проявляется во вроде бы малозначительных поступках: в выразительной мимике, многозначительных взглядах и скупых телодвижениях.

А философские диспуты Жерома с Авророй, в которых, однако, улавливается ещё не изживший себя из двух взрослых людей дух ребячества, дают дополнительную пищу для размышлений. Дипломат в своей жизни никогда не совершал необдуманных поступков, а любовь для него полностью исключает импульсивные поступки. Ведь, как полагает мужчина, огонь неизъяснимого влечения рано или поздно потухнет, а сохранить долговременные отношения можно лишь с помощью трезвого расчета и умелого планирования.


Профессия протагониста выбрана неслучайно. Жером — не только высококвалифицированный специалист, имеющий неприкосновенность личности, жилища и собственности, но и полиглот, а также психолог. Он разговаривает на языке чувств, играет с людьми, пускается во всевозможные авантюры, но сам остаётся при этом практически бесстрастным.

Среди других прекрасных фильмов Ромера этому повезло немного больше - по крайней мере о нем иногда вспоминают, а я "Колено Клер" впервые увидел еще подростком, но все равно сейчас другими совсем глазами его пересматривал. Ромер - настоящий, великий художник. - не настаивает на подтекстах, не тычет в харю формальными находками; приемы визуальной и любой иной кинематографической выразительности у него сведены к минимуму, если не к нулю: практически нет закадровой музыки (кроме той, которая звучит по сюжету, к примеру, на танцплощадке - герои пляшут под "Насвистывая на холме" Джо Дассена), мало панорам, а на средних планах герои сидят в статичных мизансценах и говорят, говорят. почти никаких действий при этом не совершая, и даже (взять для сравнения Годара с его "Мужское-женское" или "Две или три вещи, которые я знаю о ней") не провозглашая ничего, претендующего на фундаментальность высказывания!

Смотрится "Колено Клер" между тем захватывающе - наверное, Эрик Ромер и комедиям Мариво наследует, и подхватывает открытия интеллектуальной французской драматургии 20го века, но все равно его индивидуальность нельзя описать через ассоциации, параллели. Сюжеты завязываются как бы на пустом месте и вроде никуда не ведут, ни к трагическому исходу, ни подавно к хэппи-энду - "Колено Клер" не исключение: дипломат Жером, собравшийся через несколько недель жениться после шести лет встреч и разлук с невестой, тоже сотрудницей международных гуманитарных организаций, приезжает пообщаться с давней подругой Авророй, писательницей, снимающей апартаменты на вилле возле озера среди французских Альп у женщины с двумя подрастающими дочерьми.

Лоре 14, у нее есть дружок-одноклассник Винсент (это юный Фабрис Лукини, позднее работавший у Ромера не раз и сыгравший, в частности, Парсифаля!), но она бойко толкует о любви к зрелым мужчинам, то ли невинно и наивно, то ли с намеком и вызовом. Клер чуть постарше, тоже гуляет с мальчиком, спортивного телосложения и не шибко башковитым Жилем, который Жерома отчего-то смутно раздражает, при том что ничего особо криминального молодежь себе не позволяет - ну играют в бадминтон, ну, может, слишком близко от кемпинга на катере по озеру прокатятся. Хотя вопреки манипуляциям и подначкам Авроры герой, подозревая, что подруга-писательница видит в нем лишь объект эксперимента и, на перспективу, материал для сюжета будущей книги, якобы не испытывает к девушке влечения, максимум, что он допускает - мечтать о ее колене, наблюдая, как за него держится Жиль, и представляя, что он сам прикасается к ноге Клер.

Поблизости Женевское озеро, где как раз в момент съемок фильма уже проживал создатель "Лолиты", однако неправильно, да и невозможно сводить содержание "Колена Клер" к вынужденно тайному и якобы "порочному" интересу взрослого интеллектуала-бородача (Жан-Клод Бриали здесь, в сущности, еще довольно молод, его побрить - так Жером на вид немногим старее Жиля и Винсента окажется!) к девочке-подростку. Тем более что, коль на то пошло, скороспелка Лора (совершенно как и Лолита на Гумберта!) чуть ли не сама на дядечку вешается - правда, дальше поцелуйчиков во время прогулки не заходит, да и Жером как бы "предпочитает" тоже малолетку, но все-таки старшую из сестер (в действительности они не родные сестры, Клер - дочь бывшего мужа матери Лоры).

Ромер - пускай юные персонажи вовсю разгуливают в плавках и бикини, а тела что у девчонок, что у парней как на подбор! - не нагнетает эротическое напряжение, наоборот, уходит от чувственного начала в рациональный (даже не психологический, но философский) аспект. И все-таки Жером очевидно "ревнует" Клер к Жилю, старается их разлучить - доносит Клер, что Жиль, вопреки обещанию, не поехал к матери в Гренобль, а общался в Анси с другой девицей, и на какой-то момент вызвать неудовольствие Клер парнем ему удается. Но не отменять же намеченную свадьбу - и довольный Жером уезжает, а быстро успокоившаяся Клер мирится с Жилем, да, в общем-то, и не думала по-настоящему ссориться, было бы ради чего. и ради кого.

Клер принимает объяснения Жиля (в сущности, дурацкие, неубедительные, путаные - дескать, опоздал, задержался, встретил приятельницу, а она, ты знаешь, ну такая зануда. ага!) - и неважно, врет ли он, верит ли она. Характерный, практически инвариантный для Ромера сюжетный мотив о фиктивности выбора и надуманности любых трагедий тут (в отличие, например, от "Выгодной партии". ) подается еще и на фоне "райских", идиллических, восхитительных до тошноты (мало того, что они предъявлены наглядно - персонажи про них еще и говорят постоянно, обсуждают, какой вид на гору лучше, с того берега или с этого!) приозерных альпийских пейзажей. Зато невеста Жерома, почти мифическая Люсинда, во плоти так и не появляется: колено - реальность, а Люсинда - фантом, но именно к фантому временно устремляется герой "Колена Клер", как это в принципе свойственно всем персонажам Ромера в любой его картине.

Колено Клер информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Эрик Ромер

Эрик Ромер

Пьер Коттрелл , Барбе Шрёдер

Жан-Клод Бриали , Беатрис Роман , Фабрис Лукини , Мишель Монтель , Жерар Фальконетти

Жером, 35-летний дипломат, проводит отпуск на озере Аннеси, где встречает старую знакомую, писательницу Аврору. Она хочет познакомить его с Лорой, кокетливой домовладелицей, но Жером влюбляется в ее сестру, девочку-подростка Клэр. Его самое большое и неутолимое желание - коснуться ее колена.

последнее обновление информации: 08.10.10

дополнительная информация >>

обсуждение >>

Фильм снят красиво, но показался мне бессодержательным, ни о чём. Взрослый бородатый и скучающий мужик ведёт долгие и бессодержательные разговоры с приятельницей и попутно заигрывает с двумя юными девицами. читать далее>>

Нашел в Сети: роль Клер исполнила актриса Laurence de Monaghan (1954 г.р.) - то есть ей было 15-16 лет на съемках фильма. Снялась всего в нескольких фидьмах, потом стала юристом и владеет юридической. читать далее>>

Вспомнилось печенье мадлен и долгая дорога по направлению к Свану, под сенью девушек в цвету. )) читать далее>>

Содержание

Сюжет

Интересные факты

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Колено Клер (фильм)" в других словарях:

Колено Клер — Le Genou De Claire Жанр … Википедия

Премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке — одна из премий Национального совета кинокритиков США. Содержание 1 Победители 2 1930 е 3 1940 е 4 1950 е … Википедия

Песнь о Роланде (фильм) — La Chanson de Roland 1978 год актёры: Клаус Кински, Ален Кюни, Серж Мерлен, Жан Пьер Кальфон, Пьер Клеманти, Доминик Санда, Ласло Сабо, Жан Клод Бриали Содержание 1 Сюжет 2 Музыка 3 Исполнители … Википедия

Франция — (France) Французская Республика, физико географическая характеристика Франции, история Французской республики Символика Франции, государственно политическое устройство Франции, вооружённые силы и полиция Франции, деятельность Франции в НАТО,… … Энциклопедия инвестора

Бриали — Бриали, Жан Клод Жан Клод Бриали Jean Claude Brialy Жан Клод Бриали в 1992 году Дата рождения: 30 марта 1933 … Википедия

РОМЕР Эрик — (Rohmer, наст. Жан Морис Шерер) (р. 04 апреля 1920), французский кинорежиссер. С юности Ромер выступал в различных журналах по вопросам кино. В 1957 году он издал вместе с Клодом Шабролем книгу об Альфреде Хичкоке. После смерти Андре Базена… … Энциклопедия кино

Бриали, Жан-Клод — Жан Клод Бриали Jean Claude Brialy Жан Клод Бриали в 1992 … Википедия

Кинофестиваль в Сан-Себастьяне — Международный кинофестиваль в Сан Себастьяне Festival Internacional de Cine de Donostia San Sebastián … Википедия

Читайте также: