Колдун игнат и люди краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

В. О. Пелевин соединяет в одном тексте различные литературные жанры: фантастика, мистика, детектив, боевик и даже киберпанк. Но излюбленным жанром писателя является философская сказка: "Для Пелевина философская сказка - это подходящая форма говорить о серьезных вещах без излишнего морализаторства, пафоса и патетики. Здесь уместны фантазия и юмор, а духовные проблемы и философские вопросы представлены образно и ненавязчиво" [1].

Началом литературного творчества писателя стало произведение, написанное в том же жанре, - "Колдун Игнат и люди", опубликованное в 1989 году. Интересно, что сам Пелевин определил жанр своего произведения как "сказочка".

В произведении Пелевин использует известный приём - говорящие имена. Имя главного героя - Игнат (от лат. - "огненный"), это имя священномученика Игнатия Богоносца. Вторым действующим лицом является протоиерей Арсеникум, который приходит к колдуну в гости. Арсеникум - это латинское название мышьяка, вредного для организма человека.

Арсеникум приходит к Игнатию не с пустыми руками, он приносит папку "красного картона" (символ крови) и говорит Игнату: "Глянь-ка чего я понаписал". Из этой фразы мы понимаем, что то, что принес протоиерей не имееи для него литературной ценности и предназначено только самому Игнату, потому что то спрашивает: "Вслух читать?". "Что ты! - испуганно зашипел протоиерей,- Про себя!"

Далее мы видим три небольших отрывка: "Откровение св. Феоктиста", "Как Михаил Иваныч сошел с ума и умер", "Рассказ о таракане Жу". По названиям мы видим нисходящую градацию от святого к низшему насекомому. Если разобрать их содержание, то можно заметить, что Арсеникум говорит Игнату о смерти.

Интересны внутренние монологи Игната, отличающиеся от его комментариев. Он думает на протяжении прочтения отрывков: "Неспроста это", "Нет, точно неспроста это", "Нет, что-то он определенно крутит". А сам не подавая вида смеется и говорит: "Интересно", "А есть ещё?".Выходит, что протоиерей пытается намекнуть Игнату на цель своего визита - он пришел его уничтожить. В свою очередь колдун это понимает, но вида не подает. Почему? Дальше мы видим, что к колдуну пришли мужики с "ржавыми топорами" (ржачина - символ запустения, мужики не головорезы, топоры их не для убийства). Стесняясь и переминаясь с ноги на ногу они говорят: "Убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает". Эти слова говорят о миропонимании этих людей. Но тут колдун "растворяется в воздухе" без суеты и страха смерти, которую ему так упрямо навязывает Арсеникум. Пелевин лишь озвучивает нам последние мысли колдуна: "Мир, мир. Мир сам давно убит своими собственными колдунами". Именно тут автор доказывает читателю относительность восприятия человеком мира, невозможность объективности, которая выворачивает любое предположение наизнанку. В этом и состоит смысл философской сказки Пелевина.

Если пространство сказки условно, это дом Игната, то время конкретно, это дата 4 мая 1912 года. Дело в том, что 4 мая - Проклов день, когда принято проклинать нечистую силу. Неслучайно мужики пришли убить колдуна, неслучайно пришел и протоиерей, который видимо был нередким гостем у Игната. ("Дверь отпер. Понятно. То-то я думал - долго ты раздеваешься") Сразу убить колдуна Арсеникум не мог. И мужики не успели этого сделать. "Мир завсегда колдунов убивает", - говорят они. Мир в произведении - это простые люди и протоиерей тоже относится к ним. Но они против колдуна, который как символ ассоциируется с нечистой силой. Почему же тогда сказка называется "Колдун Игнат и люди", ведь и - соединительный союз. Весь смысл в последней мысли колдуна. "Мир давно убит своими собственными колдунами". Поэтому Игнат не противопоставлен людям. Убийство мира уже совершено давно и Игнату нечего бояться. Убийство это метафорическое и рассматривать его можно со всех сторон. Это может быть слепой конфликт людей и религии, которая навязывает мужикам/миру/людям убивать колдунов. А кто колдун, а кто нет решает церковь и здесь её представитель Арсеникум - мышьяк, поражающий разум людей/мира/мужиков. Это может быть конфликт самих людей и их верований. В любом случае Пелевин заставляет задуматься над этим, в этом и состоит задача его философской сказки. Читатель должен решить: что есть зло? Автор помогает ему говорящими именами, отрывками Арсеникума, символами (это прилагательные, которых всего три). И что же в конце? Игнат исчезает. Арсеникум плюёт и крестится, что говорит об остатках язычества. "Опять не вышло", - сетует он. И это подтверждение того, что не первый раз пытаются уничтожить колдуна. Но "миру, уничтоженного своими собственными колдунами", это не под силу. Раздосадованные мужики предполагают: "Так-то разве убьёшь, - икону надоть". Нечистая сила противопоставлена святыне. Выходит, что бороться с помощью зла со злом бесполезно. "Икону надоть", а не ржавые топоры, слова о неминуемой смерти. вот и получается, что мир, убитый своими собственными колдунами пытается убивать словом, оружием зло, безосновательно считающееся злом, ведь ни одного упоминания о плохих деяниях колдуна Игната нет. Именно поэтому сказка названа "Колдун Игнат и люди"

4 мая 1912 года к колдуну Игнату пришел в гости протоиерей Арсеникум. Пока Игнат хлопотал с самоваром и доставал пряники, гость сморкался у вешалки, долго снимал калоши, крестился и вздыхал. Потом он сел на краешек табурета, достал из-под рясы папку красного картона, раскрыл и развязно сказал Игнату:

– Глянь-ка, чего я понаписал!

– Интересно, – сказал Игнат, беря первый лист, – вслух читать?

– Что ты! – испуганно зашипел протоиерей. – Про себя!

Игнат стал читать:

Откровение Св. Феоктиста

– А есть еще? – спросил он вместо этого.

Протоиерей дал Игнату новый листок и тот прочел:

Как Михаил Иваныч с ума сошел и умер

– Интересно. Только не очень понятна главная мысль.

– Очень просто, – ответил протоиерей, нахально подмигивая, – дело в том, что смерти предшествует короткое помешательство. Ведь идея смерти непереносима.

– А вот еще, – весело сказал протоиерей, и Игнат прочел:

Рассказ о таракане Жу

Таракан Жу несгибаемо движется навстречу смерти. Вот лежит яд. Нужно остановиться и повернуть в сторону.

Вот льется кипяток. Нужно увернуться и убежать под стол.

Вот в небе появляется каблук и, вырастая, несется к земле. Увернуться уже нельзя.

Игнат поднял голову. Вошли какие-то мужики в овчинах, пряча за спины ржавые большие топоры.

– Дверь отпер… Понятно. То-то я думал – долго ты раздеваешься, – сказал Игнат.

Протоиерей с достоинством расправил бороду.

– Чего вам надо, а? – строго спросил Игнат мужиков.

– Вот, – стесняясь и переминаясь с ноги на ногу, отвечали мужики, – убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает.

– Тьфу ты, – сплюнул протоиерей и перекрестился. – Опять не вышло…

– Так-то разве убьешь, – сказал кто-то из мужиков, сморкаясь в рукав. – Икону надоть.

4 мая 1912 года к колдуну Игнату пришел в гости протоиерей Арсеникум. Пока Игнат хлопотал с самоваром, доставал пряники, гость сморкался у вешалки, долго снимал калоши, крестился и вздыхал. Потом сел на краешек табурета, достал из-под рясы папку красного картона, раскрыл и развязно сказал Игнату:

— Глянь-ка, чего я понаписал!

— Интересно, — сказал Игнат, беря первый лист, — вслух читать?

— Что ты! — испугано зашипел протоиерей. — Про себя!

Игнат стал читать:

— А есть еще? — спросил он вместо этого.

— Ага! — протоиерей дал Игнату новый листок и тот прочел:

— Интересно. Только не очень понятна главная мысль.

— Очень просто, — ответил протоиерей, нахально подмигивая, — дело в том, что смерти предшествует короткое помешательство. Ведь идея смерти непереносима.

— А вот еще, — весело сказал протоиерей, и Игнат прочел:

Таракан Жу несгибаемо движется навстречу смерти. Вот лежит яд. Нужно остановиться и повернуть в сторону.

Вот льется кипяток. Нужно увернуться и убежать под стол.

Вот в небе появляется каблук и, вырастая, несется к земле. Увернуться уже нельзя.

Игнат поднял голову. Вошли какие-то мужики в овчинах, пряча за спины ржавые большие топоры.

— Дверь отпер Понятно. То-то я думал — долго ты раздеваешься, — сказал Игнат.

Протоиерей с достоинством расправил бороду.

— Чего вам надо, а? — строго спросил Игнат мужиков.

— Вот, — стесняясь и переминаясь с ноги на ногу, отвечали мужики, — убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает.

— Тьфу ты, — сплюнул протоиерей и перекрестился. — Опять не вышло

— Так-то разве убьешь, — сказал кто-то из мужиков, сморкаясь в рукав. — Икону надоть.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Колдун Игнат и люди: краткое содержание, описание и аннотация

Виктор Пелевин: другие книги автора

Кто написал Колдун Игнат и люди? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Виктор Пелевин: EMPIRE V

EMPIRE V

Виктор Пелевин: Числа

Числа

Виктор Пелевин: iPhuck 10

iPhuck 10

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Виктор Пелевин: S.N.U.F.F.

S.N.U.F.F.

Виктор Пелевин: Чапаев и Пустота

Чапаев и Пустота

Виктор Пелевин: Колдун Игнат и люди (сборник)

Колдун Игнат и люди (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Виктор Пелевин: Все рассказы (Сборник)

Все рассказы (Сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Колдун Игнат и люди — читать онлайн ознакомительный отрывок

Колдун Игнат и люди

4 мая 1912 года к колдуну Игнату пришел в гости протоиерей Арсеникум. Пока Игнат хлопотал с самоваром, доставал пряники, гость сморкался у вешалки, долго снимал калоши, крестился и вздыхал. Потом сел на краешек табурета, достал из-под рясы папку красного картона, раскрыл и развязно сказал Игнату:

– Глянь-ка, чего я понаписал!

– Интересно, – сказал Игнат, беря первый лист, – вслух читать?

– Что ты! – испугано зашипел протоиерей. – Про себя!

Игнат стал читать:

– А есть еще? – спросил он вместо этого.

– Ага! – протоиерей дал Игнату новый листок и тот прочел:

– Интересно. Только не очень понятна главная мысль.

– Очень просто, – ответил протоиерей, нахально подмигивая, – дело в том, что смерти предшествует короткое помешательство. Ведь идея смерти непереносима.

– А вот еще, – весело сказал протоиерей, и Игнат прочел:

Таракан Жу несгибаемо движется навстречу смерти. Вот лежит яд. Нужно остановиться и повернуть в сторону.

Вот льется кипяток. Нужно увернуться и убежать под стол.

Вот в небе появляется каблук и, вырастая, несется к земле. Увернуться уже нельзя.

Игнат поднял голову. Вошли какие-то мужики в овчинах, пряча за спины ржавые большие топоры.

– Дверь отпер… Понятно. То-то я думал – долго ты раздеваешься, – сказал Игнат.

Протоиерей с достоинством расправил бороду.

– Чего вам надо, а? – строго спросил Игнат мужиков.

– Вот, – стесняясь и переминаясь с ноги на ногу, отвечали мужики, – убить тебя думаем. Всем миром решили. Мир завсегда колдунов убивает.

– Тьфу ты, – сплюнул протоиерей и перекрестился. – Опять не вышло…

– Так-то разве убьешь, – сказал кто-то из мужиков, сморкаясь в рукав. – Икону надоть.

Читайте также: