Колдоговор в школе обязателен

Обновлено: 05.07.2024

ТК РФ Статья 40. Коллективный договор

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 40 ТК РФ

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с частью первой статьи 33 настоящего Кодекса. При этом правом представлять интересы работников наделяется представитель работников этого подразделения, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными для ведения коллективных переговоров в организации в целом (части вторая - пятая статьи 37 настоящего Кодекса).







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.1; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/31.0.1623.0 Safari/537.36

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должен ли быть в муниципальном казенном учреждении коллективный договор? В случае, если сторонами вопрос о заключении коллективного договора не рассматривался, будет ли привлечен к ответственности руководитель за его отсутствие?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение коллективного договора казенным учреждением является обязательным только в том случае, если от работников или работодателя поступило предложение по проведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора. Если ни одна из сторон не проявляет инициативы по проведению коллективных переговоров и заключению коллективного договора, наличие такого правового акта не является обязательным для учреждения.

20 февраля 2021 г.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


Коллективный договор - один из главных документов образовательного учреждения. О его значимости говорит уже тот факт, что коллективный договор должен быть опубликован на официальном сайте школы и находиться в открытом доступе для контролирующих органов, например Государственной инспекции труда, наделенной полномочиями по проверке соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Разумеется, документ на сайтах школ есть. А вот коллективного договора нет. Попробуем разобраться, почему.

Былое и думы

Коллеги, не один десяток лет проработавшие в школе, еще помнят блага, которые даровала школа своим работникам согласно коллективным договорам: и краткосрочный отпуск с сохранением заработной платы для неотложных нужд, и отгулы за работу без больничного листа, и свободные дни для самообразования…

Примерно в одно и то же время, в начале двухтысячных, эти пункты начали исчезать из документов школ разных регионов, причем без всякого обсуждения с коллективом. Очевидно, что согласованность действий директоров из разных регионов – следствие указки сверху и одно из свидетельств начала широкомасштабного наступления на трудовые права педагогов.

Учителя, не очень осведомленные в области трудового законодательства, смиренно разводили руками, когда вдруг выяснялось, что дни для похорон близкого родственника уже не оплачиваются, а отчеты придется писать за счет своего личного времени. И уж тем более мало кто выяснял, куда деваются деньги, сэкономленные администрацией на бедах и болезнях учителей: фонды для выплат стимулирующего и компенсационного характера – тайна за семью печатями.

Откровенная ложь в этом вопросе рассчитана, с одной стороны, на правовую безграмотность учителей, с другой – на выученную беспомощность коллектива, легко поддающегося психологическому давлению.

Исключения из правил

Может быть, когда-нибудь мы доживем до таких времен, когда в приоритете у общества будет строительство правового государства. Тогда договоры-пустышки одномоментно исчезнут с сайтов всех школ, показывать их будет не только стыдно, но и наказуемо. А сегодня массовые школы открыто являют миру постыдное однообразие документов коллективного бесправия.

Однако есть и исключения. Не выродились еще такие коллективы и руководители, которые сумели наладить конструктивный диалог в русле правовых отношений и в коллективном договоре прописать, например, обязанность администрации рационально использовать рабочее время учителей в составлении расписания уроков, оплачивать проверку ВПР, пробных ОГЭ и ЕГЭ, итоговых сочинений, олимпиад, доплачивать за работу в классах, где больше 25 учеников, и т. д. Человечность по отношению к учителям, работающим на 1,5-2 ставки, присутствует в редких договорах даже в пределах одного региона – от маленькой сельской школы до большой столичной, поскольку порядочность администрации и степень самоуважения педагогов не зависят от местонахождения учреждения.

– согласование с коллективом всех локальных актов, информирование педагогического коллектива и профсоюза по всем вопросам, касающимся их социально-трудовых прав;

– распределение стимулирующих только с согласования с представителями трудового коллектива и прозрачность их начисления;

– необязательное присутствие работника в учреждении в каникулярное время;

– порядок начисления заработной платы в случае замены одним работником другого (очень часто эта цифра необоснованно занижается) и др.

Не приходится сомневаться, что в этих школах учителя пользуются безусловным доверием как у детей, так и их родителей.

Подведем итоги

Таким образом, коллективный договор – единственный цивилизованный способ урегулировать трудовые отношения, выработать стратегию развития школы, определить приоритетные задачи, на которые будут направляться ресурсы учреждения. Наличие нормального переговорного процесса в принятии договора – показатель, во-первых, профессионализма руководителя, который стремится наладить работу в правовом русле, не боится честного диалога с коллективом.

Во-вторых, показатель наличия коллектива в профессиональном смысле: учителя не только знают свой предмет, но и владеют метапредметными навыками, могут быть примером для своих учеников: способны решать профессиональные проблемы, объединяться для решения общезначимых задач, отстаивать свою позицию в целях улучшения качества работы. Можно надеяться, что это тот самый коллектив, который не будет стоять с протянутой рукой в ожидании уважения от общества, потому как у него есть самоуважение и профессиональное достоинство.

И, наконец (что очень важно знать и родителям), это признак настоящих воспитательных возможностей школы, которые определяются в первую очередь не новомодными программами и инновационными проектами, а уважительным отношением к человеку и, стало быть, честностью в трудовых отношениях. Без этого нереализуемы никакие правовые и гуманистические принципы воспитания подрастающего поколения.

Комментарий юриста

– Коллективный договор по праву можно считать самым главным документом образовательного учреждения, ибо он касается трудовых отношений между коллективом и работодателем. Руководителю и работникам предоставляется значительная свобода в устройстве внутренней жизни школы, так как многие вопросы организации образовательной среды оставлены в законодательстве на внутреннее усмотрение школы. Коллективный договор заключается по итогам переговоров между администрацией и работниками, в ходе которых представители коллектива должны добиваться как можно больших прав и гарантий для трудящихся.

– Почему не существует единого коллективного договора для всех школ?

– Есть ли какие-либо нормативно-правовые документы разных уровней (муниципального, регионального, федерального), которые ограничивают нормы коллективного договора?

– Коллективный договор не может ухудшать условия труда работников, установленные в вышестоящих нормативных актах (муниципальные, региональные и федеральные приказы и постановления, а также законы). Однако это не мешает без каких-либо ограничений улучшать условия труда, регулировать вопросы, которые в законодательной базе не урегулированы. Следует отметить, что коллективный договор не должен в обязательном порядке соответствовать многочисленным рекомендациям любых органов власти, а также каким-либо внутришкольным документам, за исключением устава.

– В чем суть существующей сегодня оплаты труда в образовательных учреждениях и как она может зависеть от коллективного договора?

Источник: "Учительская газета", №33 от 17 августа 2021

Читайте также: