Кокша богатырь марийская сказка краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Данное занятие посвящено празнику "День национального героя" (Талешке кече).

1. Прививать интерес к истории родного края;

2. Расширить знания о марийских богатырях, марийских легендах;

3. Помочь осмыслить идею и содержание новой сказки, сказки о победе добра над злом;

4. Развивать память, мышление, интонационную выразительность речи.

ВложениеРазмер
kompleksnoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc 34 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 1. Прививать интерес к истории родного края;

2. Расширить знания о марийских богатырях, марийских легендах;

3. Помочь осмыслить идею и содержание новой сказки, сказки о

победе добра над злом;

4. Развивать память, мышление, интонационную выразительность

Бортник — человек, который занимается добычей меда диких пчел.

Розги — срезанная тонкая ветка, прут как орудие наказания.

Вековое дерево — столетнее дерево.

Ристалище — площадь для конных и других состязаний.

Кандалы — железные кольца с цепями, надеваемые на руки и ноги плененных. Сажень —2,13 метра.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну - наш общий дом.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется наша большая Родина?
  2. Россия (Слайд)
  3. Россия - страна, в которой мы живем. Она занимает 1 -е место по территории среди всех стран мира. В России проживают разные народы. Когда мы говорим “Россия”, то представляем бескрайние просторы полей, полноводные реки, белые березы. (Слайд)

слова Н. Соловьевой, музыка Г. Струве

Как называется республика, в котором мы живем?

Как называется столица нашей республики?

Красив наш город, особенно летом. Любят горожане отдыхать, загорать на берегу реки, протекающей в черте города. Как называется эта река?

А вы знаете, почему она так называется?

В давние-давние времена наша река была названа Кокшагой. Уже забыто, почему и кто ее так назвал, но до нас дошли легенды, сказки, предания об этом. Часто названия городам, рекам давали в честь богатырей. Мы живем на марийской земле, и у марийского народа есть свои богатыри. Вспомните их. (Чоткар, Акпарс, Онар, Акпатыр. ) (Слайд)

слова Г.Матюковского, музыка Э. Сапаева

- А еще есть богатырь Кокша, в его честь, говорят, и названа речка Кокшагой. Хотите послушать сказку о Кокше - богатыре?

  1. часть. Чтение сказки.
  2. часть. Беседа по содержанию.

- Почему же нашу реку назвали Кокшагой?

В одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик, его назвали. Кокшей.

В первую же ночь около колыбели появился богатырь. Кугурак. Он склонился над ребенком и сказал:

- Возьми, Кокша, мою силу, а смелости научит тебя отец.

На вторую ночь над колыбелью склонился богатырь. Чоткар:

- Бери, Кокша, мою ловкость, а доброту ты получишь от своей матери.

На третью ночь к избе явился. Акпарс:

- Я отдают тебе мудрость, Кокша, а любить нашу землю тебя научит народ.

В сказках богатыри обычно растут быстро, так и в этой Кокша стал расти. не по дням, а по часам.

- Каким, ребята, вы себе представляете Кокшу-богатыря? (Прием устного рисования.) (Слайд)

- Итак, подарили ему богатыри силу, ловкость и мудрость. Чем сумел воспользоваться Кокша? Как это было?

- И бросили Кокшу в сорокасаженный колодец. Вот так Кокша был наказан за свое легкомыслие, за то, что не послушал вещего голоса мудрости.

- Какой, ребята, конец у сказки? Счастливый или несчастливый? Добрые или злые силы победили?

- Расскажите, как был спасен Кокша-патыр.

- Чему учит эта сказка? (Прежде чем что-то сделать — подумай! Один в поле не воин!)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию во второй младшей группе "Волшебная водичка"

Знакомство детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть); уточнение значения её для всего живого; развитие любознательности, мышления и речи детей; введение в активный словарь детей слова: ж.

Комплексное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, социальному развитию и ознакомлению с окружающим для детей со сложным дефектом подготовительной к школе группе на тему "Одежда"
Индивидуальное комплексное занятие по развитию речи, подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений и ознакомлению с окружающим для детей со сложным дефектом в подготовительной к школе группе.


Комплексное занятие по развитию речи с элементами вырезывания для детей подготовительной группы с задержкой психического развития.

Программное содержание:1. Закреплять знания детей об овощах, об особенностях их произрастания, о способах их использования, о строении, о их полезных качествах.2. Учить детей делать логические выводы .



В конспекте находится доступный материал для малышей по ознакомлению со свойствами воды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

муниципальное общеобразовательное учреждение

Звениговский район Республика Марий Эл

ЛЕГЕНДА О КОКШЕ-БОГАТЫРЕ

КАК ПАМЯТНИК,

СОЗДАННЫЙ ПРЕДКАМИ

Мочалова Карина Андреевна,

ученица 3 класса МОУ

Семенова Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

МОУ «Шимшургинская основная

Список литературы и приложений…………………………………………8

Задачи видите на слайде.

Гипотеза: Я предположила, если есть легенда о Кокше-богатыре, значит река Кокшага связана с именем Кокша, и нужно создать красивый и оригинальный образ богатыря.

Основная часть

- И расскажу я вам, почему нашу речку Кокшагой зовут.

Было это давно. На этой самой реке жил тогда злой-презлой владыка Вараш. Охотники помышляли для него пушную дичь. Кто его воле не подчинялся, пороли розгами.

Долго так жили люди, но вот в одном доме родился мальчик. Назвали его Кокша. Отец сплёл ему лыковую колыбельку и повесил к очагу.

В первую ночь пришел к Кокше богатырь Кугурак и сказал:

- Возьми, Кокша, мою силу, а смелость получишь от отца.

На вторую ночь подошел Чоткар:

- Бери, Кокша, мою силу, а доброту получишь от матери.

В третью ночь пришел Акпатыр:

- Даю тебе мудрость, любить свою землю тебя научит твой народ.

Стал Кокша быстро расти, вскоре превратился в богатыря.

Но Вараш со своими слугами теснили народ, хотели завоевать землю, людей взять в плен. Народ набрал большое войско, во главе которого и встал смелый Кокша-богатырь. Вскоре ими был свергнут Вараш, а лесную реку назвали в честь своего богатыря-освободителя Кокшагой.

Я Вам рассказала легенду о происхождении названия реки Кокшага. А в действительности, что такое Кокшага? Что означает само это слово? Ответить на эти вопросы очень трудно. Названия рек гораздо древнее многих других названий. Есть много версий. Профессор Илья Саввич Галкин подчёркивал, что собственное имя Кокша вполне может быть одного происхождения с названием реки Кокшага. А учёный-филолог, педагог Пётр Лазаревич Маштаков, объяснял значение слова кокша – это река с корягами. Есть теперь две реки: Большая Кокшага и Малая Кокшага.

Я считаю, что мне удалось достигнуть поставленных целей и задач. Я представила легенду про речку Кокшага, а также открыла тайны происхождения названия реки, которую можно использовать на классных часах, на уроках ИКН, марийского языка. Я думаю, что моя работа имеет значение не только для меня, но и моих сверстников. Если мы с детских лет будем интересоваться названиями происхождения рек и знать историю своего села, то мы будем передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьет интерес к истории своего родного края и любви к нему. Я рассказала другим о происхождении речки Кокшага, и данный материал был интересен не только детям, но и взрослым. Выдвинутая гипотеза подтвердилась: река названа в честь имени Кокша, но узнала и вторую версию, что кокша – это река с корягами. В целом, мне очень понравилось данная тема. В следующем году я продолжу эту работу для того, чтобы узнать происхождение названий других объектов. Например: Почему наша деревня названа Ялпай?

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - есть родина своя.

А там, где мы родились, где радостно живём.

Края свои родные…мы Марий Эл зовём.

Список используемой литературы

Марийский фольклор, мифы, легенды, предания. Марийское книжное издательство, Йошкар-Ола, 1991 год (стр.5-22)

Энциклопедия Республики Марий Эл, Йошкар-Ола, 2009 год (с.252, с.497)

16 февраля. События. в 1979 году во Фрунзе состоялась премьера художественного фильма .

16 февраля. События. в 1951 году вступает в строй Лисичанский химический комбинат в Лу.

16 февраля. События. в 1936 году финский астроном Ирьё Вяйсяля (финское имя — Yr.

16 февраля. События. в 63 году землетрясение в Помпеях (описано Сенекой), за 16 лет до ги.

16 февраля родились. в 1968 году состоялось открытие памятника Герою Советского Союза М.

-Метки

-Рубрики

-Видео

Как зарабатывать в SurfEarner ? 12.02.2016 --> Смотрели: 7 (3) В Новый Год с Фотошоп 2 17.12.2010 --> Смотрели: 12 (0) В Новый Год с Фотошоп 17.12.2010 --> Смотрели: 12 (1) Что такое " Киберсант-вебмастер ?" 06.11.2010 --> Смотрели: 1 (0) Зачем нужен вебмастеринг ? 06.11.2010 --> Смотрели: 1 (0)

-Ссылки

-Приложения

-Фотоальбом

Коллаж 23:30 25.08.2015 Фотографий: 7 Я - художник 23:14 25.08.2015 Фотографий: 7 Моя визитка 02:04 09.02.2011 Фотографий: 1

-Стена

-Я - фотограф

ДЖеревенская идиллия 1.

-Всегда под рукой

-Шутливый гороскоп блоггера

Лучшим решением на сегодня будет обратить больше внимания в оффлайн, нежели в дневник. Но если сильно потянет в Интернет, можно повнимательнее вчитаться в записи Vlad_Topalov. Яндекс в пятом такте. Что непременно влечет за собой стремление побольше комментировать prazini. Имеется вероятность ссоры с ПЧ дневника video_world. Вероятно, будет полезным знакомство с Vertex.

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Трансляции

-Статистика

 (300x246, 101Kb)



СКАЗАНИЕ О КОКШЕ-ПАТЫРЕ .

Марийская народная сказка .


Image27-1-1 (700x549, 337Kb)

- А расскажу я вам , дети , почему эту речку нашу Кокшагой зовут .
Было это в давние времена . На этой самой реке жил злой-презлой владыка Вараш , а послал его сюда сам царь :
- Иди , Вараш , на берега лесной реки и ставь крепость . Леса там неоглядные , зверем пушным богатые , а люди вокруг живут своевольные . Ты призови их ко смирению .

Поехал Вараш на берега лесной реки , срубил крепость , поставил на её башнях пушки и отдал приказ всем местным людям промышлять белку , лису , горностая и привозить ему драгоценную пушнину .
А тех , кто воле его не подчинялся , слуги Вараша хватали , пороли розгами , а особенно строптивых бросали в колодец сорока саженей глубины .

Застонали лесные люди под пятой Вараша , но никто не мог воспротивиться жестокой силе .

Долго ли , коротко ли жили так , но вот в одном лесном илеме у бедных родителей появился на свет мальчик . Назвали его Кокша .

Отец сплёл ему лыковую колыбельку и подвесил в правом углу избушки , поближе к очагу .

В первую же ночь около колыбельки появился богатырь Кугурак .
Он склонился над ребёнком и сказал :
- Возьми , Кокша , мою силу , а смелости научит тебя отец .

На вторую ночь к люльке склонился богатырь Чоткар :
- Бери , Кокша , мою ловкость , а доброту ты получишь от своей матери .

На третью ночь к зыбке явился богатырь Акпатыр :
- Я отдаю тебе свою мудрость , Кокша , а любить нашу землю тебя научит народ .

С этой поры Кокша стал расти не по дням , а по часам .
За двенадцать суток он превратился в высокого , широкоплечего парня - в настоящего богатыря .
Отец дал ему лук и стрелы , велел идти на охоту .
Кокша натянул тетиву и пустил стрелу вверх .
Со звоном лопнула тетива , а стрела улетела выше облаков и не вернулась на землю .

Пошёл Кокша в кузницу и отковал наконечник для стрелы весом в полтора пуда .
На обратном пути он вырвал молодой дубок и сделал из него лук .
А из жил убитого им лося свил тетиву .
Приладив наконечник к стреле , Кокша решил испытать лук .
Он натянул тетиву и выстрелил в вековое дерево .
Стрела прошила дерево насквозь , и оно раскололось .

Не прошло и недели , как слуги донесли Варашу о чудо-богатыре .
Понял владыка , что Кокша не простит ему и поднимет народ .
- Надо отнять у него силу богатырей ,- сказал он слугам и научил их , как это сделать .

Однажды Кокша ушёл на охоту далеко от илема .
Подручные Вараша в том месте , где Кокша переходил лесную реку , сделали прорубь , а когда мороз затянул её тонким ледком , засыпали снегом .
Возвращаясь с охоты , Кокша провалился в прорубь .
Тяжёлые стрелы потянули его на дно .

Но вдруг он услышал голос :
- Вспомни о силе Кутурака . Встань на дно и оттолкнись .

И вдруг подручные воеводы в страхе увидели , как вспучился лёд , раскололся на несколько льдин , и Кокша вышел на берег .
"Всё равно ему конец ,- подумали подручные .- Кокше негде обсушиться , и сильный мороз доконает его ".

Понял и Кокша , что конец приходит ему . Одежда сразу обледенела . Но тут он снова услышал голос :
- Вспомни о ловкости Чоткара . Вставай на лыжи и беги . Кокша надел лыжи и во весь дух помчался к дому . На бегу он вспомнил предание о том , как Чоткар , пока жена кипятила воду для ухи , успевал на лыжах сбегать на озеро в сорока верстах от дому наловить рыбы и вернуться обратно . Кокша бежал так быстро , что добыча сварилась и пригодилась на ужин .

Разгневался Кокша , когда узнал о коварном замысле Вараша .

Он пришёл к крепости и крикнул :
- Если ты , Вараш , не трус , выходи биться со мной один на один !

- Если ты не трус , то заходи в крепость .- ответил Вараш .- Мы сразимся здесь .

Кокша вошёл в крепость .
Он не знал , что силу Кутурака он израсходовал подо льдом , а ловкость Чоткара - в беге на лыжах .

Как только закрылись ворота крепости , на Кокшу накинулась стража .
Схватка была долгой и яростной , но врагов было много ,
и Кокшу заковали в цепи , на ноги надели кандалы .

- Бросьте его в сорокасаженный колодец !- приказал Вараш .

Долго ли , коротко ли просидел Кокша , но однажды на край сруба села Сорока-белобока . Обрадовался Кокша , просит сороку :

- Сорока-белобока ! Передай моим родным , что я у Вараша в колодце . Пусть они выручат меня .

- Глупых я не выручаю ,- ответила легкомысленная Сорока . - Ты сам зашёл в логово зверя .

Много ли , мало ли прошло дней , сел на край сруба Коршун .

- Коршун ! Коршун ! Передай отцу-матери , что я в цепях и брошен в колодец .

- С какой стати ? - ответил Коршун . - Я дружу с Варашем и кормлюсь теми , кто брошен в колодец . Скоро придёт и твой черёд .

А время идёт и идёт .
Всё больше и больше слабеет Кокша .
И уж когда казалось , что нет надежды на спасение , сел на сруб белый Гусь .

- Друг , выручи меня ,- простонал Кокша .- Передай .

- Знаю , чего ты хочешь , Кокша . Глупая тараторка Сорока всем болтает , что ты у Вараша в яме , но ты же знаешь , что ей никто никогда не верил . Не поверили и твои родители . Разве ты не знаешь , что прошло больше пяти лет ?

- Всё равно скажи , тебе поверят .

Гусь спустился в колодец , вырвал из своего крыла перо и подал Кокше .
Тот смочил перо в кровавой ране от кандалов и написал на белоснежном крыле птицы своё имя .

И тогда о страданиях богатыря узнали во всех лесных илемах . Самые старые и самые мудрые собрались на совет и стали думать , как помочь Кокше-патыру .

Однажды у Вараша был какой-то праздник . Вдруг перед воротами крепости появилось стадо быков .

- Прими наш праздничный дар , владыка ,- сказали старейшины .- Мы хотим заколоть этих быков и угостить твоих храбрых воинов .

- Ладно ,- сказал жадный Вараш ,- половину быков заколите и сварите в котлах на дворе , а остальных загоните в мои хлева .

Старейшины разожгли костры , забили быков , сняли шкуры и положили около колодца .
Подручные воеводы до отвала наелись варёного мяса и завалились спать .
Ночью , когда все в крепости спали , старейшины разрезали бычьи шкуры , связали их в один длинный прочный ремень и спустили в колодец .
Кокша обвязался концом сыромятного ремня , и его вытащили .

Под покровом ночи старейшины вывели Кокшу из крепости .
Пока богатырь поправлялся и набирался сил , кузнецы сковали из цепей и кандалов мечи и наконечники для стрел .
Собрались воины со всех илемов , а во главе ратного войска встал Кокша .

Вскоре злой Вараш и его приспешники были изгнаны , и народ объявил Кокшу своим вождём .


Участникам войн ХХ-го века посвящается.


Более 60-и изделий из капа и сувеля


Встречаемся в музее


Несколько строк из биографии волжского поэта Льва Липеца.

Контакты

425000 РМЭ

г. Волжск

ул. Коммунистическая, д.2

Проезд автобусами

до остановки "Площадка"

Режим работы с посетителями:

вторник - пятница - с 08.00 до 17.00

суббота - с 9.00 до 16.00

Обед с 12.00 до 13.00

воскресенье, понедельник - выходной

Запись на экскурсии и

музейные мероприятия


Полезные ссылки:

Форма обратной связи

Мы тех, кто смело в бой идет,

В лицо своих героев знаем;

Отважных любит весь народ

В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI столетия поражала современников, а позднее историков.

Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные моления. Марийские князья - лужавуи - организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю. В начале их действия носили хорошо организованный характер, и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.



Марийский князь Болтуш Болтушина гора


Гибель князя Болтуша

Потомки князя живы до сих пор, знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

Легенду о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.

У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас, у

марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.

АКПАРС


Акпарс – сотенный князь горных марийцев

Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки. В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города – сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
Акпарсу посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

На Коркатовском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева.


Памятник Акпарсу в Горномарийском районе



Акпатыр - национальный марийский герой XVI в., народный заступник и целитель

ЧУМБЫЛАТ


Чумбылат – князь-воин

В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. При нем сложилось традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своейсмерти.
Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратило своей актуальности и в наши дни. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Он представляет собой ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки.


Гора Чумбылата (Кировская область)


Из года в год марийское население молятся и устраивают жертвоприношения марийскому богатырю и великому князю Чумбылату

ЧОТКАР-ПАТЫР


Чоткар — легендарный марийский герой

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника.


ОНАР


Онар – мифологический герой народа мари


В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы .

КОКША


Кокша-богатырь – марийский национальный герой

Читайте также: