Когда упал самолет на детский сад

Обновлено: 07.07.2024


Относительно не так давно я узнал о необычной трагедии - летчик на военном самолете протаранил пятиэтажку.

Оперативность немецкой радиостанции объясняется легко — на острове Борнхольм работали натовские станции радионаблюдения, которые и перехватили переговоры наших военных. А вот советские СМИ о происшествии молчали.

16 мая 1972 года около 12:30 самолёт Ан–24Т 263–го отдельного транспортного авиационного полка авиации Балтийского флота СССР, совершая полёт с целью облёта радиотехнической аппаратуры, потерпел крушение в сложных метеоусловиях, зацепив дерево. После столкновения с деревом повреждённый самолёт пролетел около 200 метров и рухнул на здание детского сада в Светлогорске. В катастрофе погибли 33 человека: все 8 членов экипажа самолёта, 22 ребёнка и 3 сотрудника детского сада.



Фото погибшей группы детсада. Справа — воспитательница Валентина Шабашова-Метелица (погибла), слева — заведующая Галина Клюхина (в тот день ее не было на работе). Фото из личного архива

На схеме до сантиметров зафиксировано падение самолета после столкновения с сосной на морском берегу.



Схема места авиационного происшествия, составленная очевидцем Валерой Роговым.

Почему же врал высотомер? Оказывается, накануне этого полета в ВВС ВМФ было принято, как теперь понятно, непродуманное решение заменить высотомеры с ИЛ–14 на АН–24. Проведенные впоследствии эксперименты показали, что высотомер, переставленный с Ил–14 на Ан–24, давал погрешность до 60–70 метров.


Одними из первых падающий самолёт увидели немногочисленные отдыхающие, оказавшиеся в тот день в парке, и школьники, у которых на городском стадионе заканчивался урок физкультуры. В следующее мгновение здание детского сада потряс чудовищной силы удар. Потерявший при падении обе плоскости и шасси, ополовиненный фюзеляж на высокой скорости протаранил второй этаж, похоронив под своими обломками всех. Авиационное топливо, вспыхнувшее от удара с новой силой, за считанные секунды поглотило в своем пламени все живое. Рядом с пылающими руинами детсада на дороге валялась кабина самолета. В ней, вцепившись в штурвал, сидел мертвый летчик. Второй пилот лежал на дороге. Ветер то сбивал с него пламя, то раздувал с новой силой. Почти одновременно к месту катастрофы прибыли милицейские наряды, пожарные, военнослужащие соседних воинских частей и моряки Балтфлота.

За считанные минуты было выставлено тройное оцепление. Вооруженные солдаты, крепко сцепившись за руки, едва сдерживали несчастных матерей, рвавшихся туда, где в страшном огне погибли их дети. Кое–как удалось оттеснить их на безопасное расстояние. Вдоль дороги, на почерневшем от копоти газоне, военные разложили белые простыни. Тут же спасатели на них стали укладывать извлеченные из–под руин останки детей. Многие, не выдерживая, закрывали глаза, отворачивались. Кто–то падал в обморок.


На 24 часа в курортном Светлогорске было введено чрезвычайное положение. Жителям запретили не только покидать город, но и даже выходить из домов. Отключили электричество и телефоны. Город замер, люди сидели в темных квартирах, словно в убежищах во время войны. С вечера на побережье дежурили наряды милиции и дружинники: было опасение, что кто–нибудь из родственников погибших решит утопиться. Работы по расчистке завалов и поиску тел погибших продолжались до глубокой ночи. Остатки руин, как потом выяснится, вывозили на свалку на окраине города. Еще долгое время в ее окрестностях будут находить обгоревшие детские книжки и игрушки, детали и предметы военной амуниции…

Как только последняя груженая машина покинула пределы города, место, где еще накануне стоял детский садик, разровняли, обложив дерном выжженную землю. Чтобы скрыть от посторонних глаз следы трагедии, было принято решение разбить на том месте большую клумбу.

— К утру садика будто и не было никогда — на его месте расцвела клумба! — вспоминает Андрей Дмитриев. — Многие родители тогда глазам своим не поверили. Выжженная земля срезана, уложен дерн, дорожки, посыпанные битым красным кирпичом. Обломанные и обгоревшие деревья спилены. И только резко пахло керосином. Запах держался еще недели две…

Работники сада Тамара Янковская, Антонина Романенко и случайно зашедшая проведать в тот день ее подруга Юлия Ворона с тяжелейшими ожогами были доставлены в военный госпиталь. Кроме родственников их в больнице ежедневно навещали сотрудники КГБ, готовые на любую помощь в обмен на молчание.

К сожалению, Романенко умерла быстро, не приходя в сознание, Янковская — через полгода, а Ворона выжила. Погибших детей и воспитателей похоронили в братской могиле на кладбище, недалеко от железнодорожной станции Светлогорск–1. В день похорон было ограничено движение по автодорогам, соединяющим областной центр со Светлогорском.


Одновременно с этим были отменены дизель–поезда, перевозившие пассажиров из Калининграда в курортный городок. Официальная версия — срочный ремонт подъездных путей, неофициальная — минимизация огласки всех обстоятельств авиакатастрофы. В день похорон погибших детей на кладбище в Светлогорске собрались более 7000 человек.

Санкции и фрик-шоу в прямом эфире: как Джо Байден России угрожал

Санкции и фрик-шоу в прямом эфире: как Джо Байден России угрожал

Почему тигры оранжевые? Яркий окрас не помеха для охоты

Почему тигры оранжевые? Яркий окрас не помеха для охоты

В Питере из-за аварии на теплотрассе машина с водителем провалилась в яму с кипятком

В Питере из-за аварии на теплотрассе машина с водителем провалилась в яму с кипятком

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

Недетский буллинг: третьеклассники избили свою одноклассницу до потери сознания

Недетский буллинг: третьеклассники избили свою одноклассницу до потери сознания

Как ЛНР и ДНР обрели независимость

15 человек, на которых неожиданно свалился ворох проблем

15 человек, на которых неожиданно свалился ворох проблем

Однако, неожиданно: какие вещи обнаруживают в номерах постояльцы отелей?

Однако, неожиданно: какие вещи обнаруживают в номерах постояльцы отелей?

Александр Тихонов сравнил Большунова с Пушкиным

Музейные вандалы: истории порчи экспонатов работниками музеев

Музейные вандалы: истории порчи экспонатов работниками музеев

45 любопытных изображений, которые вызывают легкое чувство неловкости

45 любопытных изображений, которые вызывают легкое чувство неловкости

Впечатляющая игровая комната

Автобус, который мог заменить аэропорт

Илон Маск одобряет пиратский контент

Киргизы жалуются на несправедливость из-за помощи, которую Россия оказывает беженцам из Донбасса

Киргизы жалуются на несправедливость из-за помощи, которую Россия оказывает беженцам из Донбасса

Уйди, противная: что такое депривация и необычные способы борьбы с ней

Уйди, противная: что такое депривация и необычные способы борьбы с ней

Ужасающая разница между двумя мирами

Палочки для еды за 100 тысяч: интересные вариации столовых приборов

Палочки для еды за 100 тысяч: интересные вариации столовых приборов

Трейлер фильма Авантюристки (2020)

20+ интересных снимков с разных точек планеты

Сноуборд с электроприводом

Опять ты: обезьяна помешала отдыху кота

Как в старые времена проверяли девственность

В рязанском выпуске

В рязанском выпуске "Вестей" показали QR-код с надписью "Ты п**ор"

Владимир Вангович: как Жириновский всё предсказал

Объясните, как вас зовут, не называя своего имени

В Совбезе признали, что мигранты массово получают гражданство благодаря фиктивным бракам

В Совбезе признали, что мигранты массово получают гражданство благодаря фиктивным бракам

Московский священник увидел, что его попугай молится

Московский священник увидел, что его попугай молится

18 непривычных для глаза, но очень полезных предметов

18 непривычных для глаза, но очень полезных предметов

Канцлер ФРГ Шольц ответил на детский вопрос про Путина

Канцлер ФРГ Шольц ответил на детский вопрос про Путина

15 человек, которые пожалели, что не заказали экспертизу дома перед переездом

15 человек, которые пожалели, что не заказали экспертизу дома перед переездом

Шторм в Англии разрушил коллекцию винтажных авто


"А какой у тебя телефон?": один вопрос и такие разные ответы

20 фото занятных вещиц и явлений, которые не каждый день увидишь

20 фото занятных вещиц и явлений, которые не каждый день увидишь

Праздничная, но не про защитников подборка каламбуров и лингвошуток

Праздничная, но не про защитников подборка каламбуров и лингвошуток

Оливье, Лодер и Пилатес: кто все эти люди, и почему их фамилиями называют вещи

Оливье, Лодер и Пилатес: кто все эти люди, и почему их фамилиями называют вещи

20 фильмов прошлого столетия, чьи сценарии были признаны лучшими по версии Гильдии сценаристов США

20 фильмов прошлого столетия, чьи сценарии были признаны лучшими по версии Гильдии сценаристов США

35 вещей с неожиданными и классными деталями

Без вины виноватые: как Екатерина II поступила с женами Пугачёва и его малолетними детьми

Без вины виноватые: как Екатерина II поступила с женами Пугачёва и его малолетними детьми

Немного о

Немного о "Чужом": несколько видов ксеноморфов, о которых вы могли не знать

Как звали отца Александра Сергеевича Пушкина?

Устройства и приспособления, которые делают жизнь проще

Устройства и приспособления, которые делают жизнь проще

Новый VR шлем от Sony: новые технологии и возможный выход эксклюзивов на ПК

Новый VR шлем от Sony: новые технологии и возможный выход эксклюзивов на ПК

Российские женщины перечислили отрасли, в которых работают особенно привлекательные мужчины

Российские женщины перечислили отрасли, в которых работают особенно привлекательные мужчины

Космический аппарат Solar Orbiter запечатлел грандиозное извержение на Солнце

Космический аппарат Solar Orbiter запечатлел грандиозное извержение на Солнце

Маленькая пивная трагедия

Интересные карты, которые демонстрируют мир под иным углом

Интересные карты, которые демонстрируют мир под иным углом

Эффектное приземление самолета


"Вечер в хату!": министр юстиции Украины "заботал по фене"

Трейлер фильма Волк и лев (2021)

Убийца-гений: убил десяток женщин, и в заключении читал книги слепым. История Эда Кемпера

Убийца-гений: убил десяток женщин, и в заключении читал книги слепым. История Эда Кемпера








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Ан-10 с регистрационным номером СССР-11215, разбившийся под Харьковом

18 мая 1972 года, всего три дня спустя после падения самолета Ан-24 на детский сад в Калининградской области, в СССР произошла еще одна авиакатастрофа с большим количеством жертв. В череде множества авиационных происшествий того времени это событие оказалось знаковым как для авиапромышленности в целом, так и в судьбе целой линейки самолетов –

после трагедии было принято решение о прекращении эксплуатации почти всех Ан-10.

К моменту его появления на авиалиниях СССР господствовали самолеты с поршневыми двигателями. В ОКБ Туполева в середине 1950-х годов быстрыми темпами шло создание реактивного Ту-104, однако в стране было лишь несколько аэродромов, способных принять такую машину. Поэтому остро стояла необходимость создания среднемагистрального пассажирского самолета, способного садиться на аэродромы низкого класса.

В появлении Ан-10 сыграл немалую роль приезд Никиты Хрущева в ОКБ Антонова, когда главный конструктор Олег Антонов увлек его идеей создания двух самолетов — пассажирского и транспортного, близких по конструкции и отличающихся лишь хвостовыми частями, — это позволяло удешевить оба проекта.

Испытания показали высокую тяговооруженность самолета. Так, в июле 1960 года летчику Курлину впервые в мире удалось пролететь на этом самолете лишь с одним из четырех работающих двигателей.

Самолет производился всего три года на авиазаводе в Воронеже — было выпущено 108 машин. По тем временам самолет отличался высокой экономичностью, стоимость перевозки одного пассажира была значительно ниже, чем на реактивном Ту-104.

Однако в 1959 году произошло два крушения Ан-10, причиной которых, как показали испытания, стали отказы управления в момент обледенения стабилизатора. Самолет пришлось дорабатывать, а пилотам выдали дополнительные инструкции.

Однако самолета стали бояться, пассажиры порой сдавали купленные билеты,

так что Антонову пришлось провести годичную пиар-акцию, включающую съемку рекламного фильма и полеты журналистов на самолете.

В этот день, 18 мая 1972 года, Ан-10А (регистрационный номер СССР-11215) вылетел из Внуково в Харьков, однако не долетел до места назначения всего 22 километра.

При снижении оба крыла самолета неожиданно сложились над фюзеляжем и полностью отвалились.

Первым к месту крушения добрался лесник, который рассказал, что от людей практически ничего не осталось. Целым было найдено лишь одно тело — младенца.

Позднее следствие доказало, что крыло разрушилось самопроизвольно из-за сниженной прочности стрингеров, в которых образовались усталостные трещины.

Прокуратура силилась найти виновного среди конструкторов, однако главный конструктор Олег Антонов повторял, что главная вина лежит на нем. По итогам расследования были выявлены конструктивные недоработки самолета, проявляющиеся в виде трещин по истечении большого срока эксплуатации.

В 1973 году прокуратура закрыла дело, на защиту самого конструктора Олега Антонова встал председатель Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный. Он настоял на том, что нельзя винить только конструктора, а необходимо в целом разобраться в работе многих предприятий.

Судьба транспортного Ан-12 сложилась более успешно — он по сей день стоит на вооружении ВКС, используется в ряде стран мира. Несмотря на то что этих машин осталось не так много, их все еще можно увидеть взлетающими с военных аэродромов.

Читайте также: