Когда субботу сделали выходным днем в школах

Обновлено: 05.07.2024

С 2 января 1929 г. по 1 октября 1933 г., в соответствии с постановлением Центрального исполнительного комитета и СНК, был осуществлен постепенный переход на 7-часовой рабочий день. Рабочая неделя составляла 42 часа.

26 августа 1929 г. постановлением СНК СССР "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" был введен новый табельный календарь, в котором неделя состояла из пяти дней: четыре рабочих дня по 7 часов, пятый - выходной.

В ноябре 1931 г. СНК СССР принял постановление, в котором разрешил наркоматам и другим учреждениям переходить к шестидневной календарной неделе, в которой 6, 12, 18, 24 и 30 число каждого месяца, а также 1 марта были нерабочими.

26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ "О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время", в соответствии с которым вводились обязательные сверхурочные работы от 1 до 3 часов в день и отменялись отпуска. Эти меры военного времени были отменены указом Президиума Верховного Совета СССР 30 июня 1945 г.

По окончании послевоенного восстановительного периода в 1956-1960 гг. рабочий день в СССР постепенно (по отраслям народного хозяйства) был вновь сокращен до 7 часов при шестидневной рабочей неделе (воскресенье - выходной), а рабочая неделя - до 42 часов.

9 декабря 1971 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Кодекс законов о труде (КЗОТ), согласно которому продолжительность рабочего времени не могла превышать 41 час. Принятая 7 октября 1977 г. Конституция СССР (статья 41) узаконила эту норму.

В России закон от 19 апреля 1991 г. "О повышении социальных гарантий для трудящихся" сократил продолжительность рабочего времени до 40 часов в неделю. 25 сентября 1992 г. эта норма была закреплена в КЗОТ РФ. В таком виде рабочая неделя существует в России до сих пор.

У трудящихся Советского Союза долгое время был только один выходной - воскресенье. Но мы ведь с вами привыкли, что выходных всегда два! Отчего так вышло и когда изменилось более щадящее отношение к выходным дням?

Давайте начнем с того, когда вообще появились официальные выходные. Долгое время этот вопрос был в ведении религии, так как именно религия управляла повседневным укладом верующих. У мусульман выходным считается пятница, у евреев - суббота, а у всего христианского мира, согласно постановлению Первого Никейского Собора - в воскресенье. Почему именно в воскресенье? Ответ на этот вопрос я не нашел.

Но религиозные мыслители положили нам один выходной в неделю. В воскресенье крестьянин шел в церковь, а потом в трактир или занимался своими делами. Во все прочие дни народ должен усердно был трудиться не покладая рук. Так оно и было многие века. И лишь приход Советской власти стал менять в России в лучшую сторону время отдыха трудящегося.

Но Советская власть долго экспериментировала с рабочей неделей трудящихся. С одной стороны требовалось ударно ударить трудом для вечных трудовых подвигов. С другой стороны Советская власть ставила себе в заслугу уменьшение рабочего дня до 8 часов ( при позднем Самодержавии (закон от 1897 года) рабочий день для рабочих был установлен в 11,5 часов для мужчин и 10 часов для женщин ). И маятник качался, то в сторону либерального подхода, то власть закручивала гаечки.

В 1929 году Советы уменьшили рабочее время трудящихся до 7 часов в сутки, а рабочую неделю ( шестидневную ) до 47 часов. Чуть позже рабочую неделю сделали пятидневной — четыре рабочих дня и один выходной. При таком распорядке выходные "плавали" и пришлось создавать специальные календари, чтобы трудящиеся не запутались в рабочих сменах и выходных днях.

С 1931 года наркоматы и государственные организации работали 6 дней и один день отдыхали. В 1940 году рабочий день в СССРснова увеличили до 8 часов, повысили норму выработки и снизили расценки (оплату).

В Великую Отечественную войны вообще все выходные и праздники были отменены. И лишь 5 марта 1944 года вышла поблажка для подростков младше 16 лет, в виде постановления о предоставления им еженедельного дня отдыха ( а также отпусков ).

И лишь 7 марта 1967 года ЦК КПСС, Совмин СССР, а также ВЦСПС ( Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ) приняли совместное постановление "О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями". А через неделю вышел соответствующий Указ Президиума ВС СССР, законодательно закрепляющий подобное положение дел.

Пятидневка в школах России 2022: новый закон


В последние годы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и некоторых других городах школы перешли на новый 5-дневный график добровольно (или по решению местных властей), но в большинстве городов дети по-прежнему учатся 6 дней в неделю, не имея достаточно времени на отдых, занятия творчеством, подвижные игры, полноценный сон и общение с родителями.


6 дней в неделю в три смены работает около 11 000 школ в России:

  • Первая смена: с 8:00 до 12:00;
  • Вторая смена: с 13:00 до 16:30;
  • Третья смена: с 17:00 до 20:00;

СВЫШЕ 90% ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ НАШЕГО САЙТА ВЫСТУПАЮТ ЗА ПЯТИДНЕВКУ В ШКОЛАХ РОССИИ!


С приходом нового Министра образования Сергея Кравцова проблема остается в прежнем статусе. С 1 сентября 2022 никакого единого закона принимать не планируют, хотя политики, родители и учителя продолжают настаивать на введении 5-дневного графика. Никак не высказывается за нововведение и Путин, хотя в России неоднократно собирали подписи за данную реформу.

Что поменялось законодательно?

"Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5 дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности."

"Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену"

Таким образом, пятидневка в обязательном порядке предусмотрена только для первоклассников и детей-инвалидов. Начиная со второго класса, школы могут использовать 6-дневную неделю обучения.

Больше того, главный санитарный врач запретил нулевые уроки, что создало новые сложности при переходе на 5-дневное обучение. А в 2022 году вышли рекомендации министра образования по переходу на 6-дневку в связи с пандемией коронавируса.

СОВЕСТИ НЕТ : многие школы под давлением родителей и городских администраций перешли на 5 дней, но используют принудительные " развивающие субботы ", заставляя детей приходить в учебное заведение.

Растят рабов, а не ученых

Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных средних учреждений, например, православных гимназий, технических, кадетских школ, где у детей вообще нет выходных.


Ребят не только лишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.

Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новое поколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могут развиваться.

В художественных и музыкальных школах пустые классы - дети не выдерживают дополнительной нагрузки.

Недостатки шестидневки в школах России:

Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.

Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет.

Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.

По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе.

Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.

Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.

Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.

Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.

Недостаток №5: Экономические факторы.

Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги.

Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, низкому уровню грамотности. Российские выпускники не знают ни одного иностранного языка, что вызывает лютое удивление даже в ближнем зарубежье.


Школа в Швеции

В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникам вычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов. То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другие предметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чем российские абитуриенты. Потом 3 года в университете – и человек обретает высшее профильное образование, а если хочет учиться дальше – может получить диплом магистра.


В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству - налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят - стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность - сделали бы и воскресение учебным днем.

Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю.

Продление образования на 1-2 года и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решило бы эту проблему. И у детей было бы больше времени выбрать специальность, подумать о дальнейшей жизни более зрелым разумом.


И снова урок в европейской школе.

Правительству необходимы военные, полицейские и простые работяги, чтобы строить себе дворцы и обеспечивать свою безопасность. Тогда как экономика страны испытывает жесткую нехватку ученых, программистов, агрономов, электронщиков и инженеров.

Зима 2022. В Хабаровске родители бьются за введение пятидневки. Свыше 66% жителей города выступают за 5-дневное обучение, однако, администрации школ и городской администрации не идут навстречу горожанам. А в Нижнем Новгороде 1-7 классы переводят на сокращенную неделю.

Осень 2020. В Иваново школьники будут учиться 5 дней в неделю. Правда, пока это коснется только средних и младших классов, у старшеклассников сохранится шестидневка. Из-за ситуации с коронавирусом российские школы рассматривают переход на альтернативный график обучения - "две недели через две".

Весна 2020. В Башкирии переход на пятидневку показал успешные результаты. Глава региона Радий Хабиров отметил, что школьники начали высыпаться, больше заниматься спортом.

Зима 2020. Депутат Гордумы города Екатеринбурга рассказал о показателях перехода на пятидневку. По его словам, в школах при переходе на 5-дневный режим поднимается успеваемость. А родители, прошедшие анкетирование, в 93-95% хотят перехода на данный график, чтобы видеть своих деток по выходным.

Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции. Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.

Июль 2019. Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.

Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике "возможно углубленное изучение предметов". Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше.

Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа - процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки.

Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась - ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку.

Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе.

Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые голосования по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.


Сегодня рабочая неделя в России и многих других странах регулируется трудовым законом, который устанавливает ее продолжительность. В большинстве цивилизованных стран она составляет около 40 часов в неделю.

Но так было не всегда. На территории России привычная пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями появилась только 50 лет назад.

Спустя неделю Президиум Верховного Совета СССР издал соответствующий указ.

После отмены крепостного права, положившей начало капиталистической формации в стране, крестьяне работали по найму, занимаясь всем подряд, от плетения лаптей и извоза до гончарного дела и обработки льна. Ни о каких нормах рабочего времени тогда и речи не шло. Зимой крестьяне почти не работали, летом же вставали на самой заре и работали, пока солнце не сядет. Крестьянское население было большей частью занято на полях, в рабочую пору ходили в поле и по воскресеньям — от жары пшеница могла осыпаться. Обычно же воскресенье было выходным днем, когда крестьяне посещали церковь, а затем расходились — кто по домам, кто по трактирам.

Серьезные изменения произошли после Октябрьской революции 1917 года.

Тогда Совет народных комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что рабочее время не должно превышать 8 часов в сутки и 48 часов в неделю.

Сама же рабочая неделя осталась шестидневной.


Когда началась Великая Отечественная война, то все выходные и праздничные дни, разумеется, были отменены. Люди работали семь дней в неделю, и только 5 марта 1944 года вышло постановление о предоставлении подросткам младше 16 лет еженедельного дня отдыха и отпусков.

Рабочая неделя снова вернулась к семичасовой шестидневке лишь к 1960 году.

И еще семь лет понадобилось на то, чтобы решить дать гражданам еще один выходной день.

К 1960-м годам идея 40-часовой рабочей недели была реализована и в большинстве европейских стран. Этому процессу в большой степени способствовало развитие экономики и техники, увеличение доли женщин, получающих зарплату, а не занимающихся только домашним трудом, снижение рождаемости, сократившее расходы на детей и, конечно, борьба профсоюзов и рабочих партий за улучшения условий труда — чего только стоила Морозовская стачка в 1885 году, в которой приняло участие около 8 тыс. рабочих.

В 1930 году английский экономист Джон Кейнс предсказывал, что в будущем рабочее время составит 15 часов в неделю.

К сожалению, его прогнозы пока что не оправдались — самая короткая рабочая неделя сейчас в Нидерландах, где граждане отрабатывают в среднем 29 часов за четыре рабочих дня, а оставшиеся три отдыхают. А самые трудолюбивые — японцы и корейцы, проводящие на работе до 55 часов в неделю.

В 2010 году миллиардер Михаил Прохоров предложил ввести 60-часовую рабочую неделю, но это вызвало резко негативную реакцию со стороны профсоюзов, а заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Государственной думы Олег Шеин назвал такие поправки антиконституционными. Позже, правда, Прохоров объяснил, что имел в виду лишь возможность человека работать дополнительно 20 часов по совместительству. Но такое предложение, по сути, позволившее бы предпринимателям не оплачивать сверхурочные, особого интереса не вызвало.

Читайте также: