Когда появился термин приходская школа

Обновлено: 05.07.2024

учебно-воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель - нравственно-религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов (назывались также школами хористов и певческими школами). В П.ш. обучали также основам грамотности. В период позднего Средневековья в некоторых гор. П.ш. могли изучаться предметы тривиума (см.Семь свободных искусств). Обучение, как правило, бесплатное. С развитием светских школ П.ш. постепенно утрачивали свое значение низшей ступени в образовании, их функция свелась в осн. к религиозному воспитанию (в т.ч. в воскресных школах) и подготовке церковнослужителей. В России П.ш. открывались с 11 в., распространились после Стоглавого собора 1551. Как часть общерос. системы образования действовали в 1803-64 под названием приходских училищ. После реорганизации до 1917 именовались начальными народными училищами - министерскими, земскими и др. Особую группу составляли церковно-приходские школы. См. также Церковно-приходские школы

Воз­ник­ли в Западной Ев­ро­пе в пе­ри­од ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья.

Рас­про­стра­не­нию приходских школ спо­соб­ст­во­ва­ли ука­зы Кар­ла I Ве­ли­ко­го, по­ста­нов­ле­ния цер­ков­ных Со­бо­ров 529, 1179, 1215 годов, а так­же под­держ­ка отдельных цер­ков­ных дея­те­лей (канц­ле­ра со­бо­ра Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри Жа­на Жер­со­на, 1363-1429 годов, и других).

Главная цель - нрав­ст­вен­но-ре­лигиозное вос­пи­та­ние, под­го­тов­ка кли­ри­ков, хо­ри­стов (на­зы­ва­лись так­же шко­ла­ми хо­ри­стов и певческими шко­ла­ми). В приходские школы обу­ча­ли так­же ос­но­вам гра­мот­но­сти. Основное со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния - за­учи­ва­ние мо­литв (как пра­ви­ло, с го­ло­са), цер­ков­ное пе­ние, изу­че­ние латинской аз­бу­ки, чте­ние и пись­мо, ред­ко - счёт.

В пе­ри­од позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья в не­ко­то­рых городские приходские школы мог­ли изу­чать­ся пред­ме­ты три­виу­ма (латинская грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ри­то­ри­ка).

С раз­ви­ти­ем свет­ских школ приходские школы по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ли своё зна­че­ние низ­шей сту­пе­ни в об­ра­зо­ва­нии, их функ­ция све­лась в основном к ре­лигиозному вос­пи­та­нию и под­го­тов­ке свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

В Рос­сии приходские школы от­кры­ва­лись с века, рас­про­стра­ни­лись по­сле Сто­гла­во­го со­бо­ра. Как часть об­ще­российской сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния дей­ст­во­ва­ли с 1804 года под названием при­ход­ских учи­лищ.

Церковно-приходские школы еще в первой половине XIX века согласно уставу 1804 года являлись низшим звеном системы народного просвещения. В их курс одногодичного обучения включались, кроме закона Божьего, чтение гражданской и церковной печати и элементарные сведения по арифметике. Существовавшие в основном за счет средств прихода школы, эти в большинстве случаев влачили жалкое существование; этому способствовали малограмотность учителей, теснота или непригодность помещений, так как школы нередко помещались в церковных сторожках или заброшенных избах, отсутствие книг и учебных пособий.

В силу этих причин к концу 50-х годов церковноприходские школы были не в состоянии обеспечить начальное образование, и, по всей вероятности, позднее уступили бы место земским и министерским школам, если бы не покровительственное отношение правительства и лично императора. В 1858 году, узнав из отчета одного губернатора о существовании сельских школ, организованных священниками, Александр II распорядился обратить внимание епархиальных властей на эти факты и ежемесячно доносить ему об организации подобных школ.

С этого момента развитие церковно-приходских школ стало происходить форсированными темпами. Их открывали и священники, и дьяконы, и псаломщики в своих домах и в церковных помещениях. По данным официальной статистики, в 1861 году их было 9283 с 159 000 учащихся, а в 1865 году насчитывалось уже 21 420 с 413 524 учащимися.[317]

В 1891 году к числу школ духовного ведомства были причислены крестьянские школы грамоты, несмотря на то, что духовенство не имело к ним никакого отношения, так как созданы они были по почину и на средства местного населения.

Так церковно-приходская школа с помощью государственной власти становится воинствующей соперницей земской школы.

Количественный рост церковно-приходских школ потребовал соответствующего аппарата управления. Постепенно был создан огромный штаб наблюдателей и сложная система организации управления этими школами. Как следствие этого, непомерно росли расходы, а вместе с ними и государственные ассигнования на церковноприходскую школу.

Первоначально, по отзывам современников, население относилось достаточно позитивно к открытию церковно-приходских школ, так как они открывались в селах, где не было ни земских, ни министерских школ. Но по мере распространения церковных училищ появилась возможность сравнивать их со светскими, и сравнение это по большей части было не в пользу первых. К тому же церковные школы обходились крестьянам дороже земских.

Черты церковно-византийского права

Черты церковно-византийского права V. Разбирая дополнительные статьи церковно-византийского происхождения, замечаем некоторую внутреннюю связь между ними и нашей Правдой: некоторые постановления последней как будто составлены при содействии первых. Например, в

О церковно-славянском и латинском языках

О церковно-славянском и латинском языках В начале XII века в результате Первого крестового похода и распространения римской=греческой веры (христианства) по всему континенту, границы Римской=Византийской империи резко расширились. Империя стала многонациональной

Церковно-славянский, греческий и латинский языки

Церковно-славянский, греческий и латинский языки Многие подлинные официальные документы Западной Европы XVI века, исходящие от лица царя (императора) или его приближенных, были написаны, как выясняется, на церковно-славянском языке. И многие книги, печатавшиеся в Западной

5. Церковно-общественное движение

Церковно-политические цели миссии Адальберта

Церковно-политические цели миссии Адальберта История миссии Адальберта хорошо вписывается в обозначенную выше канву церковно-политической деятельности Ольги. Великая княгиня, разумеется, не могла удовольствоваться одним своим личным крещением — по сути

БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ И ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА VI–VIII вв

БОГОСЛОВСКИЕ СПОРЫ И ЦЕРКОВНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА VI–VIII вв При первом же взгляде на собственно религиозную жизнь эпохи раннего средневековья обращает на себя внимание интенсивность борьбы вокруг отдельных догматических мнений и оттенков этих мнений. Непрестанно

§ 13. Церковно-историческая наука в XIX столетии

§ 13. Церковно-историческая наука в XIX столетии Рубеж XVIII и XIX веков был эпохой пробуждения национального самосознания и углубления интереса к отечественной истории. Уже в конце XVIII столетия в Духовных школах больше внимания стало уделяться исторической науке. Наиболее

Действующие приходские кладбища на территории Москвы

Действующие приходские кладбища на территории Москвы Прошло уже три века после того, как началось государственное наступление на Божии нивы — приходские кладбища в черте города. Сколько их всего уничтожено было в столице, наверное, и подсчитать невозможно, — сотни!

Приходские попечительства

Приходские попечительства Помочь миссионерам в просветительской и воспитательной работе были призваны приходские попечительства, которые стали создаваться в отделениях по инициативе миссионеров. Этой работе предшествовали некоторые официальные церковные решения. В

Учителями в церковно-приходских школах в основном становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Многие преподаватели церковно-приходских школ следовали педагогической системе С.А. Рачинского. Церковно-приходские школы состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством (казной). Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в основном купцов).

Правила о церковно-приходских школах (1884 г.)

§ 1. Церковно-приходскими школами именуются начальные училища, открываемые православным духовенством. Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания.
§ 2. Церковно-приходские школы открываются приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а равно и казны.
§ 3. Об открытии церковно-приходской школы приходские священники доносят через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения.
Примечание. О вновь открываемых церковно-приходских школах священники сообщают чрез благочинных для сведения уездным училищным советам, а где их нет — должностным лицам учебного ведомства, заведывающим народными школами.
§ 4. Закрытие церковно-приходских школ, а равно и передача их в другое ведомство происходят не иначе, как с разрешения епархиального архиерея.
§ 5. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются: 1) закон божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории церкви и отечества.
Примечание. Объем преподавания сих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливаются особыми программами с утверждения святейшего синода. При сем наблюдается, что в одно-классных школах состав учебных предметов был не менее определенного в положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 г.
§ 6. Ведению и наблюдению духовного начальства подлежат и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности.
§ 7. По мере надобности и средств дозволяется открывать, с разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах: а) дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; б) ежедневные уроки для взрослых; в) особые ремесленные отделения и рукодельные классы и г) воскресные школы для лиц, не имеющих возможности пользоваться ученьем ежедневно.
Примечание. Уроки для взрослых и воскресные школы могут быть открываемы священниками и там, где нет церковно-приходской школы.
§ 8. Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производится по руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составляются учительские и ученические библиотеки.
§ 9. Приходские школы нераздельно с церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыкам и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные учебные занятия начинаются и оканчиваются молитвою.
§ 10. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника.
§ 11. Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относится к прямой обязанности священника. Если в составе причта есть дьякон, то преподавание закона божия может быть предоставлено и ему. В особливых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия может быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.
§ 12. Учительские должности в церковно-приходских школах замещаются преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства.
§ 13. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющие звание учителя начального народного училища, пользуются всеми правами, сему званию предоставленными.
§ 14. Испытания оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производятся на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.
§ 15. Лицо, учредившее церковно-приходскую школу на собственные средства, может быть утверждено епархиальным архиереем в звании попечителя сей школы.
§ 16. Лица, обнаружившие особую ревность о распространении народного образования в духе православной церкви, утверждаются святейшим синодом в звании почетных попечителей церковно-приходских школ одного или нескольких благочиннических округов.
§ 17. Почетные попечители церковно-приходских школ оказывают всеми возможными для них способами поддержку благим начинаниям местного духовенства в деле церковно-православного просвещения народа. По званию своему они состоят членами епархиального совета церковно-приходских школ и, кроме того, имеют право непосредственна ходатайствовать о нуждах вверенных их попечению церковно-приходских школ как пред местным епархиальным начальством, так и в высшем духовном управлении.
§ 18. Почетные попечители, представители учреждений, от коих церковно-приходские школы пользуются пособиями, и частные благотворители, жертвующие на их содержание, а также предводители дворянства и члены учебной инспекции могут посещать сии школы, не делая, однако, от себя никаких распоряжений или внушений во время, их осмотра. О своих наблюдениях они сообщают руководящему школою лицу, а в случае надобности представляют епархиальному архиерею.
§ 19. Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами (см. § 7) возлагается на приходских священников или же на те лица, кои, в исключительных случаях, будут назначены для сего епархиальным архиереем, коему принадлежит общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве.
§ 20. К обязанностям епархиального архиерея относится:
а) утверждение в должности и увольнение законоучителей, учителей и учительниц церковно-приходских школ;
б) поощрение наиболее ревностных священников и учителей;
в) посещение школ при обозрении епархий и
г) представление святейшему синоду ежегодно отчета о состоянии церковно-приходских школ епархии.
§ 21. Для ближайшего руководства церковно-приходскими школами епархиальные архиереи назначают, по личному выбору, из наиболее способных и благонадежных священников-наблюдателей, обязанных ежегодно представлять преосвященным отчет о числе и состоянии школ вверенного их руководству училищного округа. Сведения из сих отчетов печатаются в местных епархиальных ведомостях.
§ 22. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждается епархиальный училищный совет. Председатель и члены совета избираются епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения. К заседаниям сего совета приглашается на правах члена местный директор народных училищ. Училищный совет рассматривает отчеты священников-наблюдателей и представляет епархиальному архиерею свои соображения о мерах, кои могут способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
Примечание. В тех епархиях, где существует епархиальное церковное братство, заведывающее церковно-приходскими школами, совету такового братства могут быть, по усмотрению местного архиерея, предоставлены права епархиального училищного совета.
§ 23. Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежит святейшему синоду, который, в развитие настоящих правил, имеет издавать особые постановления. (Источник: Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты, 1894 г. "Хрестоматия по истории педагогики". Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936 г. Публикуется с небольшими сокращениями).

Вот в такую церковно-приходскую школу города Оренбурга был принят в июне 1900 года на казённый счёт, содержание и по направлению епископа Екатеринбургского и Ирбитского Иринея 13-летний алтарник Василий Никитович Максимов.

Читайте также: