Когда появился первый школьный дневник

Обновлено: 03.07.2024

Актуальность вопроса усиливается ещё и тем, что сегодня школьный дневник превращается в модный аксессуар. Современная печатная индустрия предлагает на выбор разные форматы дневников, с красочными обложками, с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы и т.п.

Цель : изучить историю школьного дневника.

Объект исследования: школьный дневник.

Предмет исследования: история школьного дневника в жизни современного школьника.

провести теоретический анализ исторических изменений дневника в процессе его эволюции;

узнать, чем являлся дневник для школьников прошлых лет;

сформулировать современный статус школьного дневника на основе практических результатов.

изучение справочной литературы и документальных материалов, информации из Интернет-ресурсов;

проведение опроса и анализ его результатов;

обобщение полученной информации и выводы.

Гипотеза: школьный бумажный дневник способен сохранять статус документа, пока сильны традиции предшествующих поколений.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ТЕРМЕНОЛОГИИИ И ТОЛКОВАНИЯ ОСНОВНОГО ПОНЯТИЯ ТЕМЫ

С целью изучения проблемы исследования, представляется важным разобраться в этимологии основного понятия темы.

Таким образом, анализ толкования основного понятия темы помогает раскрыть его сущность, увидеть разнообразие смыслов.

2. ИСТОРИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ДНЕВНИКА В ПРОЦЕССЕ ЕГО ЭВОЛЮЦИИ

2.1. Характеристики дневникового жанра

Анализ исследуемого понятия позволяет перейти к изучению истории эволюции дневника как жанра.

Появление первых дневниковых записей принято относить ко второй половины XVI века. Они оформлялись в виде повседневных хроник и путеводных записок Это тексты различных типов: “хождения”, путешествия, автобиографические записи, которые ещё трудно было отделить от публицистики и летописного повествования [ 13].

Появление дневников автобиографического характера, отражающих личность автора, связано с эпохой Реформации, с усилением потребности религиозного сознания в самоанализе и самодисциплине. В Англии и Германии такие записи велись с конца XVII века, во Франции – с середины XVIII в.

В России первые авторские дневники известны с конца XVII века (например, дневник Петра Андреевича Толстого - государственного деятеля и сподвижника Петра Великого).

Однако распространение личных дневников, в которых последовательно фиксировалось повседневное течение жизни, мысли и переживания автора наряду с впечатлениями от окружающего, началось во второй половине XVIII века.

Авторы личных дневников в большинстве своем принадлежали к высшему, аристократическому слою. Записи велись в тетрадях и записных книжках, достаточно разнообразных по виду: в кожаных и картонных переплетах, иногда обтянутых тканью, шелком, сафьяном. В таком дневнике вырисовывается личность автора, его взгляды, мировоззрение. И дневник в данном случае выступал как форма художественного повествования[13].

Личными дневниками увлекались многие писатели, в том числе: Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.Блок, И.Бунин и многие другие[1,2].

В целом дневники XVIII–XIX вв. тяготели к книжному оформлению, что являлось общеевропейской тенденцией: дневник часто начинали так, как если бы это была книга, с любовью оформляли титульный лист, ставили свое имя, подпись, заглавие, даты, украшали виньетками. Дневники обычно считались закрытым, камерным жанром, но иногда потребность высказаться заставляла людей делать записи общественного значения.

В советские годы на страницах дневников находили отражение факты, противоречившие взглядам и идеям, пропагандируемым со страниц газет, жизненные реалии, настроения и взаимоотношения в обществе [15,16].

Дневниковые записи тех, кто пережил страшные испытания в годы Великой Отечественной войны, были отнесены к жанру мемориальной литературы. Маленькая записная книжка Тани Савичевой, в которой она заполнила всего девять страниц, стала блокадным дневником. По силе эмоционального воздействия этот документ и по сей день не оставляет равнодушным никого [5, с.45].

Анализ характеристик дневникового жанра позволил сделать вывод:

в ходе эволюции дневники как формы различных записей, их цели, мотивы ведения, видоизменялись. Но одно оставалось неизменным: потребность в ведении дневника. Отсюда можно сделать вывод, что дневник продолжает оставаться неотъемлемой часть письменной культуры.

2.2. По страницам истории школьного дневника

Что же касается истории ведения школьного дневника, то эта традиция уходит своими корнями в самое начало XX века. В этот период дневники печатались только в самых известных типографиях, которым было доверено издание всей учебной литературы .

В Петербурге и Москве школьные дневники печатали в известных в то время типографиях, в прочных переплетах с кожаными коленкоровыми корешками по цене 15 копеек [14,15].

Дневники содержали страницы запретов, где указывалось: до какого времени

можно находиться на катке, в каком платье (форме) приходить в школу, какие места занимать в театре, что нельзя посещать рестораны, клубы, танцевальные вечера, что нельзя собираться и ходить по улицам группами.

Учебный год в дневнике делился на четверти ( начинался с 16 августа, а заканчивался 20 апреля). Результаты четвертных оценок отражались в аттестационном листке на последних страницах. Там же выводились и годовые результаты. Месяцы в дневнике были прописаны по гражданскому и церковному календарю : сентябрь - зарень, апрель – цветень, октябрь - златень, май – май, ноябрь - листопад, июнь - красень, декабрь – снежень, июль – липец, январь – ледень, август – серпень, февраль – лютый, март – марец.

В 30-е годы по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее образование, а в городах и рабочих поселках — обязательное семилетнее обучение. Кроме того, в системе народного образования произошли и другие заметные изменения, среди них: начало обучения с 7-ми летнего возраста и утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны новые учебные планы, программы, соответствовавшие идеологии СССР, учебники по каждому предмету. Был изменен формат всех школьных принадлежностей, в том числе и школьного дневника.

Дневник Советского времени являлся регламентированным документом учащегося, и ведение его было обязательным. Всё было в нем предельно строго, чётко и лаконично.

– Предметы и ФИО преподавателей

– Расписание факультативных занятий

– Расписание внеклассных и внешкольных занятий.

После этого шли всем знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывалось расписание и домашние задания, выставлялись текущие оценки. Схема недели была расположены по стандартному образцу. В конце дневника шли страницы:

– Заметки классного руководителя

– Трудовая практика и общественно полезный труд

– Сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика.

Прошли десятилетия, но назначение и идейная составляющая дневника осталась та же. Однако, изменился статус дневника. Теперь дневник — это не только показатель успеваемости, но и важный предмет имиджа ученика, отражающий вкусы и предпочтения владельца[14,15].

Отличительная черта современного дневника — индивидуальность. Современный дневник — это художественно оформленное изделие. Производители предлагают школьникам множество его вариантов, отличающихся дизайнами, обложкой, внутренним наполнением и украшенных разно­образными спецэффектами.

Стремление выделиться было у некоторых учащихся еще в те времена, когда дневники были серыми и невзрачными. Школьники тогда использовали любые доступные способы для самовыражения. На страницы дневников помещали картинки из разных красочных журналов и газет, разнообразные рисунки, посвященные государственным праздникам. Требования к дневнику менялись не только в зависимости от политической обстановки в стране, моды и эпохи. Взрослея, ученики начинали относиться к этому предмету не настолько бережно, как в начальных классах, а сухо и прагматично.

Таким образом, изменения внешнего вида и содержания школьного дневника в процессе его эволюции было исторически обусловлено. По нему можно было проследить все этапы развития отечественного образования в рамках исторических эпох.

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ВОПРОСА

В наше время - время цифровых технологий, мы все чаще и чаще начинаем пользоваться электронным дневником. И на современном этапе учения у нас к этому учебному инструменту далеко неоднозначное отношение.

Анкета содержала 3 вопроса:

1.Чем для Вас является школьный дневник (документом, справочником, тетрадью для записей и т.д.?

2.Зачем школьнику дневник?

3.Нужен ли школьнику дневник в век современных технологий?

4.Всегда ли вовремя Вы заполняйте свой дневник и записывайте домашние задания?

Результаты оказались следующими:

1.80 % опрошенных школьников и педагогов считают дневник - документом.

Можно сделать вывод, что мнения учащихся и учителей о необходимости ведения дневника, позволяют говорить о его сохраняющимся высоком статусе, как школьном документе.

Выяснился также и отрицательный момент – не все ребята записывают ежедневно домашние задания в дневник.

По результатам проведенного опроса, была составлена инструкция – памятка:

1.Знай! Дневник- это твой документ, а не альбом для рисования!

3.Дневник позволяет тебе достигать поставленных целей. Вовремя записать в дневник домашнее задание – это твоя цель. Любая цель должна быть записана. Незаписанная цель может просто вылететь из головы. Записанная же цель обретает силу и гарантирует успех.

4.Ведение дневника увеличивает уровень твоей осознанности и самодисциплины.

5.Каждый раз, заполняя свой дневник, ты получаешь возможность взглянуть на себя со стороны.

7.Ведение дневника повышает самодисциплину. Когда в дневнике ты записываешь домашнее задание, вероятность того, что ты всё выполнишь, намного больше, чем если бы ты все держал в своей голове.

8.Ведение дневника позволяет укрепить уверенность в себе. Посмотри на все те результаты, которые у тебя уже есть, чего ты уже достиг. Это придаст тебе заряд энергии и позитива.

Таким образом, экспериментальная часть вопроса на основе практических результатов позволила подтвердить сохранившийся статус школьного дневника, который уже на протяжении веков, не имея законодательной основы, на фоне современных реалий, продолжает оставаться главным показателем успеваемости ученика.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод:

и увидеть разнообразие смыслов;

исследования характеристик дневникового жанра помогли проследить

ход эволюции дневника: проанализировать цели, мотивы его ведения, видоизменения, сделать вывод: дневник как форма записи продолжает оставаться неотъемлемой частью письменной культуры;

изучение истории школьного дневника позволило отследить этапы

развития отечественного образования в рамках исторических эпох, придти к пониманию: школьный дневник традиционно продолжает оставаться основным документом ученика;

заключительная экспериментальная часть, на основе практических выводов

дала возможность подтвердить сохраняющийся статус школьного дневника, который на протяжении веков, не имея законодательной основы, на фоне современных реалий, продолжает оставаться главным показателем успеваемости ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

1. Блок А. Дневники Т.7.- М., 1993г.

2. Достоевский Ф .М Дневник писателя. СП., 1986

4. Жуковский В.А. Дневник СПб., 1903

6.Краткий этимологический словарь рус языка. - М.: Просвещение, 1971.-280с.

8.Ожегов С. Толковый словарь.- М.: СБ., 1994.- 938с.

9. Чехов А.П. Дневники Чехов А.П. ПСС и П: в 30 т. - М., 1987, т. 17

11.Ежедневник – это… Что такое ежедневник?

«ДЕСЯТЬ ПРИЧИН, ЧТОБЫ РЕГУЛЯРНО ЗАПИСЫВАТЬ

1.Знай! Дневник- это твой документ, а не альбом для рисования!

3.Дневник позволяет тебе достигать поставленных целей. Вовремя записать в дневник домашнее задание – это твоя цель. Любая цель должна быть записана. Незаписанная цель может просто вылететь из головы. Записанная же цель обретает силу и гарантирует успех.

4.Ведение дневника увеличивает уровень твоей осознанности и самодисциплины.

5.Каждый раз, заполняя свой дневник, ты получаешь возможность взглянуть на себя со стороны.

7.Ведение дневника повышает самодисциплину. Когда в дневнике ты записываешь домашнее задание, вероятность того, что ты всё выполнишь, намного больше, чем если бы ты все держал в своей голове.

8.Ведение дневника позволяет укрепить уверенность в себе. Посмотри на все те результаты, которые у тебя уже есть, чего ты уже достиг. Это придаст тебе заряд энергии и позитива.

Школьный дневник: от истоков до наших дней

Желаем творческих удач и профессионального роста учителям и преподавателям, которые так беззаветно преданны непростой и важной для всех нас профессии! Родителям — терпения и оптимизма, пусть Ваши дети радуют вас своими успехами!

Кроме того, Первое сентября — это и наш, канцелярщиков, праздник! Сегодня хочется пожелать всем нашим партнерам хороших клиентов, интересного ассортимента и новых перспектив в работе! Специально к Первому сентября мы подготовили интересный рассказ о главном школьном документе, без которого немыслимо успешное обучение.

Учебники, канцелярские принадлежности, школьная форма — все это неотъемлемая часть школьного процесса. Но самый главный предмет, который будет сопровождать ученика круглый год — школьный дневник. Школьный дневник – это не просто документ школьника, в котором он записывает домашние задания, а учитель выставляет оценки. Школьный дневник – это та череда событий, которыми насыщена школьная жизнь. А у кого в школьные годы не было именно такого дневника?! Несмотря на то, что в России нет закона, обязывающего учащегося вести школьный дневник, уже на протяжении веков этот документ остается главным показателем успеваемости ученика.

Школьный дневник: от истоков до наших дней

Школьный дневник: от истоков до наших дней
Школьный дневник: от истоков до наших дней

Школьный дневник: от истоков до наших дней

Со сменой политического режима, в начале 20 века, все образовательные институты трансформировались. В 30-е годы по всей стране было введено всеобщее обязательное четырехлетнее образование, а в городах и рабочих поселках — обязательное семилетнее обучение. Кроме того, в системе народного образования произошли и другие заметные изменения, среди них: начало обучения с 7-ми летнего возраста и утверждение пятибалльной системы оценки знаний учащихся. В этот период были разработаны новые учебные планы, программы, соответствовавшие идеологии СССР, учебники по каждому предмету, был изменен формат всех школьных принадлежностей, в том числе и важного школьного документа - дневника.

Назначение и идейная составляющая дневника сегодня та же, что и была десятки лет назад, но роль его значительно изменилась. На рынке бумажно-беловой продукции сейчас существует огромное разнообразие дневников, они отличаются по внутреннему наполнению, качеству бумаги, материалу обложки, дизайну. Теперь дневник — это не только показатель успеваемости ученика, но и важный имиджевый предмет, отражающий вкусы и предпочтения владельца.

Школьный дневник – это не просто документ школьника, в котором он записывает домашние задания, а учитель выставляет оценки. Школьный дневник – это та череда событий, которыми насыщена школьная жизнь. А у кого в школьные годы не было именно такого дневника?! Несмотря на то, что в России нет закона, обязывающего учащегося вести школьный дневник, уже на протяжении веков этот документ остается главным показателем успеваемости ученика.

Назначение и идейная составляющая дневника сегодня та же, что и была десятки лет назад, но роль его значительно изменилась. На рынке сейчас существует огромное разнообразие дневников, они отличаются по внутреннему наполнению, качеству бумаги, материалу обложки, дизайну. Теперь дневник — это не только показатель успеваемости ученика, но и важный имиджевый предмет, отражающий вкусы и предпочтения владельца.

Первый дневник увидел свет в 1789 году благодаря Рональду Кейрману.

В дореволюционной России на рубеже 19-20 веков он назывался "Спутникъ школы". Кроме оценок и списка домашних заданий из него можно было узнать размер обуви, номер очков, рост и любимого писателя учащегося. А также расписание дежурств по классу и на молитве, список членов императорской семьи и неприсутственных дней.

В 30-ые годы 20-го столетия был изменен формат школьного дневника, который фактически неизменным дошел до наших дней.

Читайте также: