Когда появились школы для девочек
Обновлено: 08.07.2024
Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов.
Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.
Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].
Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.
Женское обучение в Средние века
Принцесса Елизавета с книгами
"The Good House-wife"
Правильное образование для девушки
'My Wife is a Woman of Mind'
St Michael's School, Tettenhall in the 1920's - senior girls.
Источники:
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней.
Европейская педагогика от античности до нового времени.
Системное Ж. о. начинает складываться в 18 в. в связи с трансформацией традиц. общества в индустриальное. При этом вплоть до нач. 20 в. доминирующей формой Ж. о. оставалось домашнее обучение. В 21 в. в большинстве стран Зап. Европы существуют платные (закрытые) частные школы для девочек из состоятельных семей. Спец. учебные заведения для девочек сохранились в Австралии, Израиле, Новой Зеландии, Швеции, Швейцарии, мусульманских странах. Женское университетское образование в США стало доступным в 1860-х гг., в странах Зап. Европы – в последней трети 19 в. (в Швейцарии – 1867, Франции, Швеции, Италии, Англии, Дании – 1870-е гг., Норвегии – 1884, Германии – 1890-е гг.).
В России первые школы для девочек открывались при монастырях (11 в., Киев); существовали недолго. Хотя образование получали преим. девочки из знатных и богатых семей, найденные при новгородских раскопках берестяные грамоты (12–14 вв.) свидетельствуют, что грамотой владели и девочки из низших сословий.
Девочки из податных сословий в екатерининскую эпоху имели возможность учиться в губернских главных народных училищах или уездных малых народных училищах, открытых для учеников обоего пола. В 1854 учреждено Ведомство учреждений императрицы Марии (ВУИМ), которому был подчинён комплекс учебных и благотворит. заведений для всех сословий, которые за время существования (до 1917) оставались в числе лучших и наиболее престижных учебных заведений России. Открыты учебные заведения для низших сословий: училища для дочерей солдат, моряков, Дома трудолюбия (С.-Петербург, 1808; Симбирск, 1820, и др.) и т. д.
Широкое гуманитарное образование девочкам давали институты благородных девиц, где преподавали выпускники университетов, университетские профессора. Институтки славились отличным знанием рус. и франц. языков, им прививались привычки к постоянному чтению, труду, гигиене. Воспитание в институтах отличалось жёсткой дисциплиной, неукоснительным соблюдением правил. Важнейшим направлением Ж. о. была подготовка к педагогич. деятельности. В 1803 в институтах благородных девиц был открыт старший пепиньерский класс (пепиньер, франц. – рассадник), где готовили учительниц, гувернанток, классных дам. В 1-й трети 19 в. сформировалась сеть образовательно-воспитат. учреждений, охвативших центр. районы Рос. империи. Открыты институты благородных девиц в Харькове (1812), Одессе (1828), Белостоке (1837), Тифлисе (1840), Казани (1842) и др. крупных городах, которые содержались в осн. за счёт местных дворянских обществ. Практически во все провинциальные институты допускался приём дочерей купцов 1-й и 2-й гильдий. В губернских городах основывались женские училища, социальный состав которых был более пёстрым: здесь учились дети дворян, мещан, священнослужителей. Институтское Ж. о. являлось первым и долгое время единственным системным образованием в России, оказав непосредств. влияние на возникшие позднее епархиальные училища и женские гимназии.
К 1824 в учебных заведениях России обучалось ок. 12 тыс. девушек. По-прежнему значит. часть девочек получала домашнее образование; другие учились в частных пансионах, отличавшихся самым разным уровнем преподавания, несмотря на контроль Мин-ва нар. просвещения (МНП).
С 1843 создавались женские духовные учебные заведения: Мариинские и епархиальные училища. К кон. 19 в. насчитывалось более 60 училищ (13 тыс. учениц).
В 1845 учреждён Гл. совет женских учебных заведений под председательством принца П. Г. Ольденбургского (в 1873 объединён с С.-Петерб. и Моск. опекунскими советами под общим назв. Опекунского совета ВУИМ), который провёл ряд реформ (в т. ч. расширение учебной программы, введение гимнастики и т. п.). В 1856 издан Устав женских учебных заведений ВУИМ; с некоторыми изменениями и дополнениями действовал до 1917.
Девочки из крестьянских семей с 1828 могли учиться в женских отделениях приходских училищ, с 1844 – в 3-летних волостных школах, обучавших элементарной грамоте и рукоделию. В 1863 в низших учебных заведениях обучалось ок. 160 тыс. девочек.
Во 2-й пол. 19 в. стали открываться спец. женские учебные заведения: курсы Фребелевского об-ва, учительские семинарии, рисовальные, телеграфные и ремесл. школы, курсы стенографии, практич. курсы бухгалтерии и счетоводства, фельдшерские, акушерские и др. курсы. Одна из старейших ремесл. школ для девочек основана Т. В. Прохоровым при Трёхгорной мануфактуре (1830), в нач. 1840-х гг. при фабрике создана женская проф. школа. В 1840–50-х гг. в Моск. губ. при фабриках и заводах насчитывалось 34 школы, где проходили обучение девочки.
В 1850-х гг. под рук. К. Д. Ушинского была проведена реформа институтов благородных девиц: расширены учебные программы, усилено преподавание естественно-научных дисциплин.
В пореформенное время распространяется движение за высшее Ж. о. Первые Высшие женские курсы (1869 – Лубянские в Москве и Аларчинские в С.-Петербурге) были основаны при поддержке профессоров Моск. и С.-Петерб. ун-тов. В 1870 открыты Владимирские курсы для лиц обоего пола в С.-Петербурге, в 1872 – Герье курсы в Москве, в 1878 – Бестужевские курсы в С.-Петербурге. Впоследствии подобные курсы открывались повсеместно: в Киеве (1878), Казани, Одессе (1879), Томске (1908) и др. Женские курсы учёных акушерок учреждены в 1872 при С.-Петерб. медико-хирургич. академии (с 1876 Женские врачебные курсы). Пользовавшиеся поддержкой Д. А. Милютина, курсы получали субсидии от Воен. мин-ва. В С.-Петербурге были открыты: Женский мед. ин-т (1897), приравненный в 1904 к мед. ф-там университетов, содержавшийся за счёт казны; полученный здесь диплом врача давал женщинам, за некоторыми исключениями, права, равные правам врачей-мужчин; Женский педагогич. ин-т (1903) с университетским курсом.
Политика правительства в отношении Высших женских курсов была противоречивой: курсы то получали разрешение на открытие и расширение, то подвергались запрету и на годы закрывались. Это неустойчивое положение приводило к тому, что мн. женщины, стремившиеся к высшему образованию, уезжали учиться за рубеж, прежде всего в Цюрихский ун-т (Швейцария) и Сорбонну (Франция).
В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. открывались специализиров. Высшие женские курсы: Курсы руководительниц физич. воспитания П. Ф. Лесгафта (1896), Стебутовские с.-х. курсы (1904), архит. (1905), юридич. (1906), политехнич. (1906) и др. К 1912 на Высших женских курсах обучалось ок. 25 тыс. слушательниц.
Согласно всеобщей переписи населения, в 1897 в городах Европ. России доля грамотных женщин составляла 38,3%, общее среднее образование получило 0,8% женщин, спец. и высшее техническое – 0,001%.
В нач. 20 в. возникли частные высшие учебные заведения для лиц обоего пола: Шанявского университет в Москве, Психоневрологич. ин-т им. В. М. Бехтерева (1908) в С.-Петербурге и др. Право на университетское образование женщины получили после 1917. К 1950-м гг. уровень Ж. о. в СССР фактически сравнялся с уровнем образования мужчин. Однако и в 21 в. в РФ функционируют разл. учебные заведения для девочек – от закрытых школ (в т. ч. монастырских) до гимназий, училищ (в т. ч. военных) и пр.
Судьба XXI в. - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.
Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже учились и обучали в частных пансионах, в семьях, еще ранее в монастырях и теремах.
По вопросу самостоятельности женщин до Византийского на Русь давления, в славянских обычаях и праве женщина была лицом юридически самостоятельным. Она имела право сама действовать в судах. Мстить за свои обиды женщине допускалось даже на Новгородское Вече: Польское Право и Чешское Законодательство давало женщинам юридические права и льготы. До Византийского влияния на Руси не было женского затворничества и женщины играли видную роль: владели волостями, набирали дружину, советовали князьям о делах. Даже в XV в. во время господства Домостройных Правил русские княжны и вдовы в боярском и посадском быту хотя жили в удалении от света, но влияли на дела и обладали властью [4, с.4 ] .
В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные государи князья [3, с.9]. Кроме того, девушки княжеского рода выдавались замуж за иностранных князей. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а три его дочери были выданы: Елизавета - за норвежского короля Геральда, который до женитьбы служил несколько лет у Ярослава; Анна – за французского короля Генриха I и Анастасия - за венгерского короля Андрея I . Сыновья и внуки Ярослава также женились на иностранных принцессах, которые оставались с мужьями в России. Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко. Образование, дававшееся детям при дворе Владимира и Ярослава распространялось и на женщин [4, с.3].
В начале XIII в. в Суздале было женское училище, основанное Ефросиньей, дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, которая также сама учила в нем грамоте, письму и пению.
Ефросиньею Суздальской (ум. около 1250 г.) заканчивается ряд известий дошедших до нашего времени об образованных женщин в домонгольский период. Духовенство и при монголах продолжало учиться в школах при церквях, были и грамотные женщины. Известно о жене князя Андрея Константиновича княгине Василисе, которая в ранней молодости выучилась божественному писанию, изучила Ветхий и Новый Завет. Василиса вела монашеский образ жизни и после 13 лет брака, после смерти своего мужа постриглась в основанный ею монастырь, а свое имущество раздала нищим. В монастыре она жила кормясь рукоделием, проводила жизнь в молитве и чтении священных книг [4, с.24].
С течением времени обычай удаляться в монастырь усиливался. Но вместе с тем установился и другой – насильно постригать людей, от которых царь или другие влиятельные лица хотели избавиться. Этот обычай часто применялся при царе Иване Грозном. Насильственное пострижение применялось к женщинам, даже к царевнам. Их заключали в монастыри часто в политических целях, но иногда с целью оградить от опасностей и обид. В монастыре женщины должны были заполнять свой день. Женские монастыри были большей частью общинножительными, в них были одни и те же правила и уставы, включавшие чтение книг в кельях. Обычай затворничества женщин просуществовал до Петра I . В XVII в. он был делом приличия для женщин высших кругов [3, с. 26].
Софья, дочь царя Алексея Михайловича, кроме церковной начитанности, которую она, как и ее сестры, приобрела в тереме, имела возможность развить свой ум под руководством Симеона Полоцкого, которого в 1664 г. пригласили учить царевича Алексея и его брата Федора. Он учил их таким наукам, как латинский язык, риторика. Софья читала по-польски, говорила речи народу, занималась литературой, перевела комедию Мольера. В то время при дворе Бориса Годунова было много поляков, у которых можно было выучиться и французскому языку [4, с.31].
Просвещение женщин не шло в уровень с просвещением мужчин, получение образования имело специальную цель. Женщины не могли быть священниками, подьячими, приказными. Какой бы малочисленной ни была категория грамотных и образованных людей допетровского времени, и на каком бы уровне ни стояло тогда общее просвещение, женщины находились в таких же условиях, как и мужчины. Для них существовали те же способы приобретения и расширения знаний, какие находились у всего русского народа.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, монастырь, Россия, книга, воспитание детей, женское образование, женское училище, Русь, X-XI, божественное писание.
Одним из основных требований женского движения во второй половине XIX - начале XX века стало право женщин на образование, равное с мужчинами, поскольку женщин тогда не принимали в университеты, а школы для девочек были редкостью, или программа в них оказывалась сокращенной и ограничивалась "женскими" обязанностями. Тем не менее, утверждать, что женщина была необразованной или не имела доступа к образованию, было бы неверно.
Начиная с древнейших времен до конца XVIII века образование являлось достоянием правящей элиты, то есть нескольких процентов населения. Однако в древности были женщины, которые должны были быть хорошо образованы - это гетеры (были и другие названия, например, гейши), которые обучались музыке, поэзии, литературе, философии, были в курсе политических событий, чтобы поддержать разговор с мужчинами на должном уровне.
Самым блестящим примером может являться Аспазия, гетера, оказывавшая большое влияние на политические дела Афин. Обыкновенная же женщина, гражданка, получала только необходимые образовательные навыки: чтение, письмо и счет, иногда физическое воспитание, плюс необходимые навыки ведения домашнего хозяйства. В Спарте, однако, женщины посещали гимнасии наравне с мужчинами.
В Средние века монополией на образование обладала церковь. Для женщины из привилегированных слоев уже считалось необходимым владеть чтением, письмом, разбираться в поэзии и искусстве, уметь поддерживать беседу. Девушек из дворянских семей часто посылали в женские монастыри, где они проходили курс обучения и заодно получали религиозное воспитание.
Многие женщины воспитывались дома приходящим священником. Парадокс заключался в том, что женщина из привилегированного слоя часто была лучше образована, нежели мужчина, который часто не умел писать и читать. В Средние века появляются и первые учебные заведения для девочек, в XIV веке во Флоренции были специальные школы, в чьи задачи входило воспитание дочерей ремесленников и обучение их ремеслу. В городской ремесленной среде женщина часто получает образование наравне c мужчиной, потому что дочь и жена мастера принимают участие в работе мастерской.
Женское образование в России
Первым в истории России женским привилегированным среднеобразовательным учебным заведением стало Императорское воспитательное общество, или Смольный институт. Он был открыт 5 мая 1764 года по указанию Екатерины II и находился в полном ее ведении. Только она могла назначать начальниц.
Первой из них стала княгиня Наталья Долгорукая, а всего за 153 года существования института их сменилось девять. В него принимались девочки только благородного происхождения, и находились там с 6 до 18 лет.
Что изучали воспитанницы:
- Гуманитарные и естественные науки
- Игру на музыкальных инструментах
- вышивку
- кулинарное искусство
Воспитывались девицы в строгости: спали на жестких кроватях, по утрам после гимнастики обливались холодной водой. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.
Вплоть до ноября 1917 года, когда это учебное заведение прекратило свое существование, оно располагалось в стенах Смольного института, построенного Джакомо Кваренги в 1808 году.
Читайте также: