Когда появились школы для девочек

Обновлено: 08.07.2024

Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов.
Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.

Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].

Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.

Женское обучение в Средние века

Принцесса Елизавета с книгами

"The Good House-wife"

Правильное образование для девушки

'My Wife is a Woman of Mind'

St Michael's School, Tettenhall in the 1920's - senior girls.

Источники:
Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней.
Европейская педагогика от античности до нового времени.

Сис­тем­ное Ж. о. на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся в 18 в. в свя­зи с транс­фор­ма­ци­ей тра­диц. об­ще­ст­ва в ин­ду­ст­ри­аль­ное. При этом вплоть до нач. 20 в. до­ми­ни­рую­щей фор­мой Ж. о. ос­та­ва­лось до­маш­нее обу­че­ние. В 21 в. в боль­шин­ст­ве стран Зап. Ев­ро­пы су­ще­ст­ву­ют плат­ные (за­кры­тые) ча­ст­ные шко­лы для де­во­чек из со­стоя­тель­ных се­мей. Спец. учеб­ные за­ве­де­ния для де­во­чек со­хра­ни­лись в Ав­ст­ра­лии, Из­раи­ле, Но­вой Зе­лан­дии, Шве­ции, Швей­ца­рии, му­суль­ман­ских стра­нах. Жен­ское уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние в США ста­ло до­с­туп­ным в 1860-х гг., в стра­нах Зап. Ев­ро­пы – в по­след­ней тре­ти 19 в. (в Швей­ца­рии – 1867, Фран­ции, Шве­ции, Италии, Анг­лии, Да­нии – 1870-е гг., Нор­ве­гии – 1884, Гер­ма­нии – 1890-е гг.).

В Рос­сии пер­вые шко­лы для де­во­чек от­кры­ва­лись при мо­на­сты­рях (11 в., Ки­ев); су­ще­ст­во­ва­ли не­дол­го. Хо­тя об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ли пре­им. де­воч­ки из знат­ных и бо­га­тых се­мей, най­ден­ные при нов­го­род­ских рас­коп­ках бе­ре­стя­ные гра­мо­ты (12–14 вв.) сви­де­тель­ст­ву­ют, что гра­мо­той вла­де­ли и де­воч­ки из низ­ших со­сло­вий.

Де­воч­ки из по­дат­ных со­сло­вий в ека­те­ри­нин­скую эпо­ху име­ли воз­мож­ность учить­ся в гу­берн­ских глав­ных на­род­ных учи­ли­щах или уезд­ных ма­лых на­род­ных учи­ли­щах, от­кры­тых для уче­ни­ков обое­го по­ла. В 1854 уч­ре­ж­де­но Ве­дом­ст­во уч­ре­ж­де­ний им­пе­рат­ри­цы Ма­рии (ВУИМ), которому был подчи­нён ком­плекс учеб­ных и бла­го­тво­рит. за­ве­де­ний для всех со­сло­вий, ко­то­рые за вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния (до 1917) ос­та­ва­лись в чис­ле луч­ших и наи­бо­лее пре­стиж­ных учеб­ных за­ве­де­ний Рос­сии. От­кры­ты учеб­ные за­ве­де­ния для низ­ших со­сло­вий: учи­ли­ща для до­че­рей сол­дат, мо­ря­ков, До­ма тру­до­лю­бия (С.-Пе­тер­бург, 1808; Сим­бирск, 1820, и др.) и т. д.

Ши­ро­кое гу­ма­ни­тар­ное об­ра­зо­ва­ние де­воч­кам да­ва­ли ин­сти­ту­ты бла­го­род­ных де­виц, где пре­по­да­ва­ли вы­пу­ск­ни­ки уни­вер­си­те­тов, уни­вер­си­тет­ские про­фес­со­ра. Ин­сти­тут­ки сла­ви­лись от­лич­ным зна­ни­ем рус. и франц. язы­ков, им при­ви­ва­лись при­выч­ки к по­сто­ян­но­му чте­нию, тру­ду, ги­гие­не. Вос­пи­та­ние в ин­сти­ту­тах от­ли­ча­лось жё­ст­кой дис­ци­п­ли­ной, не­укос­ни­тель­ным со­блю­де­ни­ем пра­вил. Важ­ней­шим на­прав­ле­ни­ем Ж. о. бы­ла под­го­тов­ка к пе­да­го­гич. дея­тель­но­сти. В 1803 в ин­сти­ту­тах бла­го­род­ных де­виц был от­крыт стар­ший пе­пиньер­ский класс (пе­пинь­ер, франц. – рас­сад­ник), где го­то­ви­ли учи­тель­ниц, гу­вер­нан­ток, класс­ных дам. В 1-й тре­ти 19 в. сфор­ми­ро­ва­лась сеть об­ра­зо­ва­тель­но-вос­пи­тат. уч­ре­ж­де­ний, ох­ва­тив­ших центр. рай­оны Рос. им­пе­рии. От­кры­ты ин­сти­ту­ты бла­го­род­ных де­виц в Харь­ко­ве (1812), Одес­се (1828), Бе­ло­сто­ке (1837), Тиф­ли­се (1840), Ка­за­ни (1842) и др. круп­ных го­ро­дах, ко­то­рые со­дер­жа­лись в осн. за счёт ме­ст­ных дво­рян­ских об­ществ. Прак­ти­че­ски во все про­вин­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты до­пус­кал­ся при­ём до­че­рей куп­цов 1-й и 2-й гиль­дий. В гу­берн­ских го­ро­дах ос­но­вы­ва­лись жен­ские учи­ли­ща, со­ци­аль­ный со­став ко­торых был бо­лее пё­ст­рым: здесь учи­лись де­ти дво­рян, ме­щан, свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Ин­сти­тут­ское Ж. о. яв­ля­лось пер­вым и дол­гое вре­мя един­ст­вен­ным сис­тем­ным об­ра­зо­ва­ни­ем в Рос­сии, ока­зав не­по­средств. влия­ние на воз­ник­шие поз­днее епар­хи­аль­ные учи­ли­ща и жен­ские гим­на­зии.

К 1824 в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Рос­сии обу­ча­лось ок. 12 тыс. де­ву­шек. По-преж­не­му зна­чит. часть де­во­чек по­лу­ча­ла до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние; дру­гие учи­лись в ча­ст­ных пан­сио­нах, от­ли­чав­ших­ся са­мым раз­ным уров­нем пре­по­да­ва­ния, не­смот­ря на кон­троль Мин-ва нар. про­све­ще­ния (МНП).

С 1843 соз­да­ва­лись жен­ские ду­хов­ные учеб­ные за­ве­де­ния: Ма­ри­ин­ские и епар­хи­аль­ные учи­ли­ща. К кон. 19 в. на­счи­ты­ва­лось бо­лее 60 учи­лищ (13 тыс. уче­ниц).

В 1845 уч­ре­ж­дён Гл. со­вет жен­ских учеб­ных за­ве­де­ний под пред­се­да­тель­ством прин­ца П. Г. Оль­ден­бург­ско­го (в 1873 объ­е­ди­нён с С.-Пе­терб. и Моск. опе­кун­ски­ми со­ве­та­ми под об­щим назв. Опе­кун­ско­го со­ве­та ВУИМ), ко­то­рый про­вёл ряд ре­форм (в т. ч. рас­ши­ре­ние учеб­ной про­грам­мы, вве­де­ние гим­на­сти­ки и т. п.). В 1856 из­дан Ус­тав жен­ских учеб­ных за­ве­де­ний ВУИМ; с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми дей­ство­вал до 1917.

Де­воч­ки из кре­сть­ян­ских се­мей с 1828 мог­ли учить­ся в жен­ских от­де­ле­ни­ях при­ход­ских учи­лищ, с 1844 – в 3-лет­них во­ло­ст­ных шко­лах, обу­чав­ших эле­мен­тар­ной гра­мо­те и ру­ко­де­лию. В 1863 в низ­ших учеб­ных за­ве­де­ни­ях обу­ча­лось ок. 160 тыс. де­во­чек.

Во 2-й пол. 19 в. ста­ли от­кры­вать­ся спец. жен­ские учеб­ные за­ве­де­ния: кур­сы Фре­бе­лев­ско­го об-ва, учительские се­минарии, ри­со­валь­ные, те­ле­граф­ные и ре­месл. шко­лы, кур­сы сте­но­гра­фии, прак­тич. кур­сы бух­гал­те­рии и сче­то­вод­ст­ва, фельд­шер­ские, аку­шер­ские и др. кур­сы. Од­на из ста­рей­ших ре­месл. школ для де­во­чек ос­но­ва­на Т. В. Про­хо­ро­вым при Трёх­гор­ной ма­ну­фак­ту­ре (1830), в нач. 1840-х гг. при фаб­ри­ке соз­да­на жен­ская проф. шко­ла. В 1840–50-х гг. в Моск. губ. при фаб­ри­ках и за­во­дах на­счи­ты­ва­лось 34 шко­лы, где про­хо­ди­ли обу­че­ние де­воч­ки.

В 1850-х гг. под рук. К. Д. Ушин­ско­го бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма ин­сти­ту­тов бла­го­род­ных де­виц: рас­ши­ре­ны учеб­ные про­грам­мы, уси­ле­но пре­по­да­ва­ние ес­те­ст­вен­но-на­уч­ных дис­ци­п­лин.

В по­ре­фор­мен­ное вре­мя рас­про­стра­ня­ет­ся дви­же­ние за выс­шее Ж. о. Пер­вые Выс­шие жен­ские кур­сы (1869 – Лу­бян­ские в Мо­ск­ве и Алар­чин­ские в С.-Пе­тер­бур­ге) бы­ли ос­но­ва­ны при под­держ­ке про­фес­со­ров Моск. и С.-Пе­терб. ун-тов. В 1870 от­кры­ты Вла­ди­мир­ские кур­сы для лиц обое­го по­ла в С.-Пе­тер­бур­ге, в 1872 – Ге­рье кур­сы в Мо­ск­ве, в 1878 – Бес­ту­жев­ские кур­сы в С.-Пе­тер­бур­ге. Впо­след­ст­вии по­доб­ные кур­сы от­кры­ва­лись по­все­ме­ст­но: в Кие­ве (1878), Ка­за­ни, Одес­се (1879), Том­ске (1908) и др. Жен­ские кур­сы учё­ных аку­ше­рок уч­ре­ж­де­ны в 1872 при С.-Пе­терб. ме­ди­ко-хи­рур­гич. ака­де­мии (с 1876 Жен­ские вра­чеб­ные кур­сы). Поль­зо­вав­шие­ся под­держ­кой Д. А. Ми­лю­ти­на, кур­сы по­лу­ча­ли суб­си­дии от Во­ен. мин-ва. В С.-Пе­тер­бур­ге бы­ли от­кры­ты: Жен­ский мед. ин-т (1897), при­рав­нен­ный в 1904 к мед. ф-там уни­вер­си­те­тов, со­дер­жав­ший­ся за счёт каз­ны; по­лу­чен­ный здесь ди­плом вра­ча да­вал жен­щи­нам, за не­ко­то­ры­ми ис­клю­че­ния­ми, пра­ва, рав­ные пра­вам вра­чей-муж­чин; Жен­ский пе­да­го­гич. ин-т (1903) с уни­вер­си­тет­ским кур­сом.

По­ли­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва в от­но­ше­нии Выс­ших жен­ских кур­сов бы­ла про­ти­во­ре­чи­вой: кур­сы то по­лу­ча­ли раз­ре­ше­ние на от­кры­тие и рас­ши­ре­ние, то под­вер­га­лись за­пре­ту и на го­ды за­кры­ва­лись. Это не­ус­той­чи­вое по­ло­же­ние при­во­ди­ло к то­му, что мн. жен­щи­ны, стре­мив­шие­ся к выс­ше­му об­ра­зо­ва­нию, уез­жа­ли учить­ся за ру­беж, пре­ж­де все­го в Цю­рих­ский ун-т (Швей­ца­рия) и Сор­бон­ну (Фран­ция).

В кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. от­крыва­лись спе­циа­ли­зи­ров. Выс­шие жен­ские кур­сы: Кур­сы ру­ко­во­ди­тель­ниц фи­зич. вос­пи­та­ния П. Ф. Лес­гаф­та (1896), Сте­бу­тов­ские с.-х. кур­сы (1904), ар­хит. (1905), юри­дич. (1906), по­ли­тех­нич. (1906) и др. К 1912 на Выс­ших жен­ских кур­сах обу­ча­лось ок. 25 тыс. слу­ша­тель­ниц.

Со­глас­но все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, в 1897 в го­ро­дах Ев­роп. Рос­сии до­ля гра­мот­ных жен­щин со­став­ля­ла 38,3%, об­щее сред­нее об­ра­зо­ва­ние по­лу­чи­ло 0,8% жен­щин, спец. и выс­шее тех­ни­че­ское – 0,001%.

В нач. 20 в. воз­ник­ли ча­ст­ные выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния для лиц обое­го по­ла: Ша­няв­ско­го уни­вер­си­тет в Мо­ск­ве, Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-т им. В. М. Бех­те­ре­ва (1908) в С.-Пе­тер­бур­ге и др. Пра­во на уни­вер­си­тет­ское об­ра­зо­ва­ние жен­щи­ны по­лу­чи­ли по­сле 1917. К 1950-м гг. уро­вень Ж. о. в СССР фак­ти­че­ски срав­нял­ся с уров­нем об­ра­зо­ва­ния муж­чин. Од­на­ко и в 21 в. в РФ функ­цио­ни­ру­ют разл. учеб­ные за­ве­де­ния для де­во­чек – от за­кры­тых школ (в т. ч. мо­на­стыр­ских) до гим­на­зий, учи­лищ (в т. ч. во­ен­ных) и пр.


Судьба XXI в. - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. История женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

Историю женского образования в России принято начинать с 1764 г., когда Императрица Екатерина II учредила Воспитательное Общество благородных девиц и этим положила официальное начало образованию русской женщины. Но до этого времени женщины тоже учились и обучали в частных пансионах, в семьях, еще ранее в монастырях и теремах.

По вопросу самостоятельности женщин до Византийского на Русь давления, в славянских обычаях и праве женщина была лицом юридически самостоятельным. Она имела право сама действовать в судах. Мстить за свои обиды женщине допускалось даже на Новгородское Вече: Польское Право и Чешское Законодательство давало женщинам юридические права и льготы. До Византийского влияния на Руси не было женского затворничества и женщины играли видную роль: владели волостями, набирали дружину, советовали князьям о делах. Даже в XV в. во время господства Домостройных Правил русские княжны и вдовы в боярском и посадском быту хотя жили в удалении от света, но влияли на дела и обладали властью [4, с.4 ] .

В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные государи князья [3, с.9]. Кроме того, девушки княжеского рода выдавались замуж за иностранных князей. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе, а три его дочери были выданы: Елизавета - за норвежского короля Геральда, который до женитьбы служил несколько лет у Ярослава; Анна – за французского короля Генриха I и Анастасия - за венгерского короля Андрея I . Сыновья и внуки Ярослава также женились на иностранных принцессах, которые оставались с мужьями в России. Таким образом, изучение иностранных языков в княжеской семье совершалось легко. Образование, дававшееся детям при дворе Владимира и Ярослава распространялось и на женщин [4, с.3].

В начале XIII в. в Суздале было женское училище, основанное Ефросиньей, дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, которая также сама учила в нем грамоте, письму и пению.

Ефросиньею Суздальской (ум. около 1250 г.) заканчивается ряд известий дошедших до нашего времени об образованных женщин в домонгольский период. Духовенство и при монголах продолжало учиться в школах при церквях, были и грамотные женщины. Известно о жене князя Андрея Константиновича княгине Василисе, которая в ранней молодости выучилась божественному писанию, изучила Ветхий и Новый Завет. Василиса вела монашеский образ жизни и после 13 лет брака, после смерти своего мужа постриглась в основанный ею монастырь, а свое имущество раздала нищим. В монастыре она жила кормясь рукоделием, проводила жизнь в молитве и чтении священных книг [4, с.24].

С течением времени обычай удаляться в монастырь усиливался. Но вместе с тем установился и другой – насильно постригать людей, от которых царь или другие влиятельные лица хотели избавиться. Этот обычай часто применялся при царе Иване Грозном. Насильственное пострижение применялось к женщинам, даже к царевнам. Их заключали в монастыри часто в политических целях, но иногда с целью оградить от опасностей и обид. В монастыре женщины должны были заполнять свой день. Женские монастыри были большей частью общинножительными, в них были одни и те же правила и уставы, включавшие чтение книг в кельях. Обычай затворничества женщин просуществовал до Петра I . В XVII в. он был делом приличия для женщин высших кругов [3, с. 26].

Софья, дочь царя Алексея Михайловича, кроме церковной начитанности, которую она, как и ее сестры, приобрела в тереме, имела возможность развить свой ум под руководством Симеона Полоцкого, которого в 1664 г. пригласили учить царевича Алексея и его брата Федора. Он учил их таким наукам, как латинский язык, риторика. Софья читала по-польски, говорила речи народу, занималась литературой, перевела комедию Мольера. В то время при дворе Бориса Годунова было много поляков, у которых можно было выучиться и французскому языку [4, с.31].

Просвещение женщин не шло в уровень с просвещением мужчин, получение образования имело специальную цель. Женщины не могли быть священниками, подьячими, приказными. Какой бы малочисленной ни была категория грамотных и образованных людей допетровского времени, и на каком бы уровне ни стояло тогда общее просвещение, женщины находились в таких же условиях, как и мужчины. Для них существовали те же способы приобретения и расширения знаний, какие находились у всего русского народа.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, монастырь, Россия, книга, воспитание детей, женское образование, женское училище, Русь, X-XI, божественное писание.

Когда женщины в России начали получать образование?

Одним из основных требований женского движения во второй половине XIX - начале XX века стало право женщин на образование, равное с мужчинами, поскольку женщин тогда не принимали в университеты, а школы для девочек были редкостью, или программа в них оказывалась сокращенной и ограничивалась "женскими" обязанностями. Тем не менее, утверждать, что женщина была необразованной или не имела доступа к образованию, было бы неверно.

Начиная с древнейших времен до конца XVIII века образование являлось достоянием правящей элиты, то есть нескольких процентов населения. Однако в древности были женщины, которые должны были быть хорошо образованы - это гетеры (были и другие названия, например, гейши), которые обучались музыке, поэзии, литературе, философии, были в курсе политических событий, чтобы поддержать разговор с мужчинами на должном уровне.

Самым блестящим примером может являться Аспазия, гетера, оказывавшая большое влияние на политические дела Афин. Обыкновенная же женщина, гражданка, получала только необходимые образовательные навыки: чтение, письмо и счет, иногда физическое воспитание, плюс необходимые навыки ведения домашнего хозяйства. В Спарте, однако, женщины посещали гимнасии наравне с мужчинами.

В Средние века монополией на образование обладала церковь. Для женщины из привилегированных слоев уже считалось необходимым владеть чтением, письмом, разбираться в поэзии и искусстве, уметь поддерживать беседу. Девушек из дворянских семей часто посылали в женские монастыри, где они проходили курс обучения и заодно получали религиозное воспитание.

Многие женщины воспитывались дома приходящим священником. Парадокс заключался в том, что женщина из привилегированного слоя часто была лучше образована, нежели мужчина, который часто не умел писать и читать. В Средние века появляются и первые учебные заведения для девочек, в XIV веке во Флоренции были специальные школы, в чьи задачи входило воспитание дочерей ремесленников и обучение их ремеслу. В городской ремесленной среде женщина часто получает образование наравне c мужчиной, потому что дочь и жена мастера принимают участие в работе мастерской.

Женское образование в России

Первым в истории России женским привилегированным среднеобразовательным учебным заведением стало Императорское воспитательное общество, или Смольный институт. Он был открыт 5 мая 1764 года по указанию Екатерины II и находился в полном ее ведении. Только она могла назначать начальниц.

Первой из них стала княгиня Наталья Долгорукая, а всего за 153 года существования института их сменилось девять. В него принимались девочки только благородного происхождения, и находились там с 6 до 18 лет.

Что изучали воспитанницы:

  • Гуманитарные и естественные науки
  • Игру на музыкальных инструментах
  • вышивку
  • кулинарное искусство

Воспитывались девицы в строгости: спали на жестких кроватях, по утрам после гимнастики обливались холодной водой. В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостных), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.

Вплоть до ноября 1917 года, когда это учебное заведение прекратило свое существование, оно располагалось в стенах Смольного института, построенного Джакомо Кваренги в 1808 году.

Читайте также: