Когда появились первые детские сады в белоруссии
Обновлено: 05.07.2024
История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялось в семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьми окружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций, существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхождения
Беларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольных учреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территории Беларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшого количества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Был открыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 – воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание в форме призрения, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили более широкую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия. Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларуси связано с деятельностью известного педагога В.Ф. Одоевского.
программа, детские сады начали строиться по типовым проектам, проводились научные исследования по совершенствованию содержания, форм и методов воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
Совершенствование системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими и социально-экономическими изменениями в стране был выявлен ряд существенных противоречий в системе общественного дошкольного воспитания. Эти противоречия сводились к следующему:
- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семью как примат воспитательно-образовательного процесса;
-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической и методической базы (единая Программа воспитания и обучения в детском саду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно-
дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главным критерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы). Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольного
воспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующей системе дошкольного воспитания, ориентации на положительный зарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, общества были определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в
1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышение престижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статуса приоритетной для общества сферы образования;
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
2) создание условий для развития многообразных типов дошкольных учреждений, ориентированных на максимальное удовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.
Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразования дошкольного воспитания стали:
- переход на новое содержание и технологии образования дошкольников;
- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога с детьми и переход на личностно-ориентированную модель;
- дифференциация сети дошкольных учреждений с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;
- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов для оказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организация дополнительных групп в вечернее время и др.);
- определение комплекса услуг по оказанию помощи в воспитании и обучении детей на дому;
- преобразование дошкольного учреждения в психолого- педагогический, научно-методический, культурный центр по работе с семьей.
Краткий экскурс в прошлое
1802 год. Прототип детского сада был создан в Нью-Ланарка (Шотландия). Роль первопроходца взял на себя социалист-утопист Роберт Оуэн – он создал место для отдыха детей сотрудников своего предприятия. Учреждение проработало недолго – два года.
1819 год. Второй детский сад появился в Лондоне, Великобритания. Он был предназначен для детей рабочего класса: крестьян и ремесленников.
1837 год. Название детскому саду дали позже – в 1837 году, исходя из соображения, что дети – это цветы жизни, которые нуждаются в уходе со стороны садовниц.
1839 год. Следующая попытка была предпринята в Германии, город Бад-Бланкенбург. Там было создано специальное заведение для игр и занятий детей дошкольного возраста. Из-за нехватки финансирования оно просуществовало всего 7 лет, а затем закрылось.
1855 год. В этом году детский сад был открыт в США, штат Висконсин. Его создали ученики Фридриха Фребеля, которые мигрировали на другой континент.
1911 год. Этот год становится революционным – Клара Цеткин предлагает план реформ системы образования, который включает создание единой бесплатной школы: начиная от обучения в детском саду и заканчивая высшим учебным заведением.
1954 год. Данный этап характеризуется появлением яслей, как новой формой образования. Оставлять детей там правительство разрешило от 2 месяцев до 7 лет.
История развития детских садов в России и Беларуси
Детские сады в России начали появляться во 2 пол. XIX ст., в частности:
- в Москве – 1866 год, пансионат девиц Герке;
- в Санкт-Петербурге – 1863 год, с помощью С.А. Люгедиль.
Их стоимость была высокой, поэтому для обычных людей они были недоступны.
В период 1870-1880 гг. детские сады были открыты в Воронеже и Смоленске. Уже в 1893 году в Москве на базе благотворительного фонда начал работать первый бесплатный детский сад для мальчиков и девочек. Туда принимали детей до 7 лет – с ними работали педагоги, их кормили трижды в день, играли в активные и развивающие игры, обучали рисованию, кройке и шитью. Через несколько лет система образования уже включала в себя детские сады, которые отдельно посещали сироты, рабочие и богатые прихожане.
История развития детского сада в Беларуси берет свое начало в XIX ст. В 1802 году в Могилеве открыли первое учреждение такого типа, оно было рассчитано на 28 мест и больше напоминало детский приют, чем дом воспитания для малюток. Второй детский сад появился в 1804 году в Гродно, третий в 1808 году – в Витебске. После этого в стране начинают активно развиваться традиции педагогики. Как самостоятельный вид дошкольного образования, детский сад в Беларуси приобрел популярность лишь через 35-40 лет. Была сформирована система работы и созданы нормативно-правовые акты, актуальные до сих пор.
Внимание! 20.11.1917 года был принят официальный документ – Декларация по дошкольному воспитанию. Согласно ему, дети независимо от социального статуса могли получить бесплатное образование, а также воспитание.
Детский сад в современном мире
Сегодня система образования в Беларуси продолжает развиваться.
Она включает в себя ясли, детские сады, группы для детей, центры дошкольного образования и т.д. По закону, родители могут воспользоваться помощью воспитателей при достижении ребенком 2 месяцев и до 8 лет. По информации Министерства образования Беларуси, по состоянию на 2021 год охват детскими садами малышей до 4 лет составляет 37%, от 4 до 6 лет – 97%. Родители отдают предпочтение частным детским садам из-за высокого сервиса, небольших по численности групп, дополнительных занятий, а также индивидуального отношения к ребенку.
1. История создания общественного дошкольного воспитания вБеларуси.
2. Совершенствование системы общественного дошкольноговоспитания в Беларуси.
3. Характеристика современной системы дошкольного образования.
4. Перспективы развития системы дошкольного образования вРеспублике Беларусь.
Ключевые слова: общественное воспитание детей дошкольноговозраста, система дошкольного образования, учреждение дошкольногообразования, перспективы развития дошкольного образования.
1. История создания общественного дошкольного воспитания в Беларуси
Воспитание малолетних детей в период средневековья осуществлялосьв семье и было подчинено требованиям своего времени. Познание детьмиокружающего мира происходило на основе изучения Библии, традиций,существующих в семье, на народной педагогике. К моменту вхожденияБеларуси в состав Российской империи в стране не было дошкольныхучреждений, хотя потребность в них была велика. Это обусловливалось наличием большого числа детей-подкидышей, сирот, беспризорных и безнадзорных детей вследствие частых войн, проходивших на территорииБеларуси. Государство вынуждено было пойти на открытие небольшогоколичества детских приютов и воспитательных домов. Так, в 1802 г. Былоткрыт детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 г. – в Гродно, в 1808 –воспитательный дом для незаконнорожденных детей в Витебске. С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольноевоспитание в форме призрения, создаваться свои национальныепедагогические традиции. Однако детские приюты и дома получили болееширокую известность только в 30 – 40-х годах XIX столетия.
Распространение общественного дошкольного воспитания в Беларусисвязано с деятельностью известного педагога В. Ф. Одоевского. По неполным данным, всего в дореволюционной Беларусинасчитывалось примерно 40 дошкольных учреждений разных типов, средикоторых были народные детские дома, приюты, ясли-приюты, очаги, сады и дошкольные группы при школах. В них содержалось свыше 3 тысяч детей. В среднем дошкольное учреждение имело по 2–3 возрастные группы. В каждойиз них находилось по 30, а в некоторых даже по 50–60 детей.
В ноябре 1917 г. Совнарком издал декрет об организации Госкомиссиипо просвещению. Этим декретом дошкольное воспитание было включено вединую систему народного образования. В нем указывалось, чтообщественное воспитание детей должно быть бесплатным и неразрывносвязанным со школой.
Процесс создания общественных дошкольных учреждений в Беларусибыл прерван иностранной интервенцией, которая длилась до 1918 г. В периодоккупации все созданные сады прекратили свое существование.
20-е годы XX в. для Беларуси характеризовались определеннымподъемом в развитии общественного дошкольного воспитания : открывалисьдошкольные учреждения разных типов, обучение в них проводилось на родном языке, начала создаваться своя методическая литература, развиваласьсеть детских садов, как в городах, так и в сельской местности.
Наряду с ассигнованиями из союзного и республиканского бюджетовна развитие сети дошкольных учреждений значительные средства выделяливедомства и предприятия.
Созданная в довоенные годы сеть садов, детских домов и площадокбыла полностью разрушена в годы Великой Отечественной войны. Всего вБелоруссии было полностью уничтожено 2188 дошкольных учреждений ичастично – 463.
2. Совершенствование системы общественного дошкольноговоспитания в Беларуси
В конце 80-х годов XX в. в связи с кардинальными политическими исоциально-экономическими изменениями в стране был выявлен рядсущественных противоречий в системе общественного дошкольноговоспитания. Эти противоречия сводились к следующему:
- детский сад стал главным социальным институтом, заменив семьюкак примат воспитательно-образовательного процесса;
-жестко заданная система общественного дошкольного воспитания была построена в основном на использовании единой методологической иметодической базы (единая Программа воспитания и обучения в детскомсаду, фронтальные формы работы с детьми, в основе которых лежала учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагогов с детьми; главнымкритерием успешности педагогической работы с детьми были ЗУНы).
Необходимо было предпринимать меры по устранению указанных недостатков и совершенствованию системы общественного дошкольноговоспитания. На основе всего того ценного, что имелось в существующейсистеме дошкольного воспитания, ориентации на положительныйзарубежный опыт, а также на социальный заказ семьи, школы, обществабыли определены основные цели преобразования дошкольного воспитания в Беларуси :
1) выведение государственной системы общественного дошкольного воспитания на уровень современных требований, повышениепрестижа дошкольного воспитания, реальное закрепление за ним статусаприоритетной для общества сферы образования;
2) создание условий для развития многообразных типовдошкольных учреждений, ориентированных на максимальноеудовлетворение запросов родителей в обучении и воспитании детей.
Исходя из этих целей, важнейшими направлениями преобразованиядошкольного воспитания стали :
- переход на новое содержание и технологии образованиядошкольников;
- отказ от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога сдетьми и переход на личностно-ориентированную модель;
- дифференциация сети дошкольных учреждений с цельюмаксимального удовлетворения запросов и потребностей родителей и детей;
- развертывание самостоятельной финансово-хозяйственнойдеятельности в детских садах (приглашение по договорам специалистов дляоказания платных образовательных и оздоровительных услуг, организациядополнительных групп в вечернее время и др.);
3. Характеристика современной системы дошкольного образования
Система дошкольного образования включает в себя :
участников образовательного процесса;
образовательную программу;
учреждения дошкольного образования;
органы государственного управления.
Дошкольное учреждение рассматривается как организация, призванная удовлетворить основные запросы семьи, общества и государства на разностороннее воспитание, обучение и развитие детей дошкольноговозраста, в соответствии с их возрастными возможностями ииндивидуальными особенностями.
• обеспечение дошкольного образования воспитанникам всоответствии с образовательными стандартами дошкольного образования;
• приобщение воспитанников к общечеловеческим инациональным ценностям;
• выявление и развитие индивидуальных склонностей иинтеллектуально-творческого потенциала воспитанников;
• обеспечение преемственности дошкольного и первой ступениобщего среднего образования;
• формирование культуры семейных отношений, ценностногоотношения к семье;
• создание специальных условий для получения образования воспитанниками с особенностями психофизического развития и оказание имкоррекционно-педагогической помощи;
• охрана здоровья воспитанников, формирование основ здоровогообраза жизни.
Учреждения дошкольного образования могут быть следующих видов:
дошкольный центр развития ребенка.
Сеть учреждений дошкольного образования в 2014 году :
3972 учреждения, из них: 2783 общего назначения, 89 санаторных, 124 дошкольных центра развития ребенка, 47 специальных дошкольных учреждений, 929 учебно-педагогических комплексов. Общий охват детей — 410,5 тыс. детей
Перспективы развития системы дошкольного образования вБеларуси
Согласно Программе развитиясистемы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014годы цельюразвития системы дошкольного образования – дальнейшееразвитие доступного и качественного дошкольного образования всоответствии с социальным заказом общества и государства,обеспечивающего гармоничное, разностороннее, адекватное возрастнымособенностям и возможностям развитие детей дошкольного возраста.
В настоящее время стратегическими направлениями развития системыдошкольного образования являются :
а) оптимизация сети учреждений дошкольного образования;
б) создание адаптивной здоровьесберегающей среды в учреждениидошкольного образования;
в) развитие высокотехнологичного образовательного процесса в учреждении дошкольного образования;
г) повышение социального статуса работников системы дошкольногообразования.
На ближайшее время выделяются следующие актуальные направления дальнейшего развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь(2015-2020)
1. Обеспечение доступности дошкольного образования (Обеспечение строительства новых учреждений дошкольного образования в соответствии с установленными требованиями, Увеличение числа групп кратковременного пребывания, в том числе на платной основе, Экспериментальная апробация разных форм организации дошкольного образования в условиях семейного воспитания).
2. Совершенствование качества образовательного процесса с учетом принципа преемственности уровней основного образования (разработка концептуальной модели преемственности дошкольного и общего среднего образования, увеличение числа групп по подготовке детей пятилетнего возраста к обучению на I ступени общего среднего образования, обеспечение учреждений дошкольного образования учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания; повышение профессиональной компетентности педагогических работников, реализующих образовательную программу дошкольного образования на белорусском языке, посредством курсовой подготовки).
3. Обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях дошкольного образования (принятие мер по повышению ответственности руководителей учреждений дошкольного образования за обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования, внедрение в учреждения дошкольного образования компьютерных программ для составления ежедневного меню, меню-требования, анализа выполнения норм питания воспитанников в учреждениях дошкольного образования).
4. Развитие экономической самостоятельности учреждений дошкольного образования (проработка вопроса о переходк нормативному планированию бюджетных средств на дошкольное образование, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе, закрепление в законодательстве норм, устанавливающих возможность получения дошкольного образования на платной основе).
5. Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования (Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, Обеспечение учреждений дошкольного образования квалифицированными кадрами и повышение социального статуса работников учреждений дошкольного образования, совершенствование системы материального (гранты, конкурсы) и морального стимулирования труда педагогических работников учреждений дошкольного образования).
ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.
День работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.
Первые прототипы детского сада стали появляется в Европе в начале 19 столетия.
В 1802 году создан первый прототип детского сада в шотландском городке Нью-Ланарка. Садик был создан фабрикантом Робертом Оуэном для детей рабочих своей фабрики.
Мария Монтессори
Также в этом же году Овидом Декроли в Брюсселе была открыта школа для детей от 3 до 18 лет.
В Беларуси первые шаги по открытию учреждений общественного дошкольного воспитания относятся к началу XIX века. Оно было представлено детскими приютами и воспитательными домами малюток. В 1802 г. был открыт воспитательный детский дом на 28 мест в Могилеве, в 1804 - в Гродно, в 1808 - для незаконнорожденных воспитательный дом в Витебске.
С этого времени в Беларуси и начинает зарождаться общественное дошкольное воспитание, создаваться свои национальные педагогические традиции. Однако детские приюты и дома, как тип дошкольного учреждения, получили более широкую известность только в 3О-х - 40-х годах XIX столетия.
Читайте также: