Когда появилась первая школа в украине

Обновлено: 07.07.2024


Побачимо, як Харків будеть мовить на украинский лад…

— Застукали нас гайдамаки! — говорят теперь харьковцы и запасаются украинскими книгами.

— Паляниться — поправляется харьковец…

В харьковской прессе стали появляться подобные объявления:

А причина в том, что начальник отчитал этого Гринченко по-русски.

При гетмане Павле Скоропадском украинский был объявлен государственным языком, на нём было предписано проводить все официальное общение в воинских частях, только им было разрешено пользоваться работникам связи в служебное время. В августе — сентябре 1918 года киевские власти предписали обязательно изучать украинский язык и литературу, историю и географию Украины во всех средних общеобразовательных и профессиональных школах, духовных и учительских семинариях и институтах. В сентябре 1918 университеты св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский, Екатеринославский горный, Харьковский технологический и ветеринарный, Киевский политехнический институты были объявлены украинскими государственными вузами.

В 1918 году на украинском языке вышло уже 212 периодических изданий и 1084 наименования книг. Появились кафедры украиноведения и стационарные украинские театры. Население восточных и южных губерний было в ужасе. В прессе опубликованы материалы, касающиеся попытки украинизации школ в Волчанском уезде Харьковской губернии, совершенной в ноябре 1918 г. Практически все школы высказались тогда против украинизации. Были приведены наиболее характерные ответы в анкетах:

Заметьте, это опрашивались сельские школы!

Однако украинизация оказалась заразной болячкой и таки проникла в Красную армию.

В общем, советская власть украинизацию притормозила на время, но не свернула совсем. Зато это попытались сделать белые.

— Господа, Харьков взят Добровольческой армией! Пожалуйста, продолжайте спектакль, — улыбнулся он. — Все в порядке!

Антракт несколько задержался, но потом все же начался третий акт и пьесу доиграли до конца. Чувствовалось волнение, но никто не расходился. Ждали, когда по улицам пойдут бойцы Добрармии. Публика, вышедшая из театра, сопровождала их, бросала цветы, многие плакали.

16 августа 1919 года главноначальствующий генерал Май-Маевский подписал указ № 22, в котором говорилось следующее:

2. В соответствии с законами и правилами 1 июня 1914 года, преподавание на малороссийском языке дозволяется только в частных учебных заведениях.

Но 12 декабря 1919 года красные вернулись в Харьков, и этот указ, понятное дело, был аннулирован.

Населению готовились новые сюрпризы. Большевики, прогнав белых и петлюровцев, взялись за дело быстро. Чтобы обыватель не роптал, свою деятельность они начали не с украинизации и даже не с массового террора (решили не повторять свою практику начала 1919 года), а с вещей куда более приземлённых.

Шокированные жители УССР вскоре почувствовали новый удар по своим головам — преобразование школы.

Все начальные и средние государственные, общественные и частные школы Украины реорганизовывались в единую общеобразовательную трудовую семилетнюю школу, которая имела две ступени: 1-4 классы и 5-7 классы. После окончания семилетки выпускники могли продолжать обучение в средних профессионально-технических школах. Творцом этой системы был тогдашний народный комиссар просвещения УССР Григорий Фёдорович Гринько. Производимая им схема образования рассматривалась Всеукраинской совещанием заведующих губернскими отделов народного образования 25 марта 1920, а в августе 1920 г. его схема была принята Всеукраинской совещанием в деле образования.

Считалось, что семья (родители, вообще старшее поколение) сама подлежала перевоспитанию, а социальные воспитательные институты стали играть главную роль в воспитании детей и молодежи. Родители, как носители традиционных ценностей, не могли дать детям социального воспитания в духе интернационализма, коллективизма, социализма, коммунизма и атеизма.

Тогда в школах УССР не было единого учебного плана, утвержденного Наркомпросом. В разных группах (классах) учащиеся изучали разные предметы: украинский язык и украинская литература, русский язык и русская литература, всеобщая история, история Украины, политграмота, обществоведение, Советская Конституция, всеобщая география, география Украины, математика, физика, химия, черчение, естествознание, иностранный язык, ручной труд, рисование, пение, музыка, физические упражнения и др.

В те годы в школах еще не было и новых учебных программ, по указанию Наркомпроса УССР местные органы народного образования, при большой активности учителей, пересматривали и переделывали старые учебные программы, составляли проекты новых учебных программ, при этом исходили из программно-методических документов Наркомпросов УССР и РСФСР.

И вот 21 сентября 1920 года изучение украинского языка становится обязательным.

Следующие пункты для улучшения - наиболее частые случаи. Подробности рассматриваемых вопросов могут быть указаны на странице обсуждения .

Для получения подробной справки см. Справка: Викификация .

Если вы считаете, что эти вопросы были решены, вы можете удалить этот баннер и улучшить форматирование другого элемента .

Содержание трудно понять из-за ошибок перевода, которые могут быть связаны с использованием программного обеспечения для машинного перевода. Обсудите области для улучшения на странице обсуждения или отредактируйте статью .


Система украинского образования находится в ведении Министерства образования и науки Украины ( Міністерство освіти і науки УКРАИНЫ ); он принимает около 10 миллионов учеников и студентов и занимает четвертое место по количеству выпускников университетов в Европе .

Доступ к образованию гарантируется конституцией, и обязательное и бесплатное образование требуется в базовом начальном и среднем образовании . Практически все начальное и среднее образование является государственным . Украина имеет уровень грамотности составляет 99,4%.

Украинская система образования состоит из пяти уровней: дошкольное, начальное, основное среднее (средняя школа), полное среднее (старшая школа) и высшее.

Резюме

Начальное и среднее образование

Класс Возраст Уровень школы
1 6/7 начальный Уровень I
2 7/8
3 8/9
4 9/10
5 10/11 среднее (колледж) Уровень II
6 11/12
7 13 декабря
8 13/14
9 14/15
10 15/16 гимназия (старшая школа) Уровень III
11 16/17
12 17/18

В настоящее время в Украине школа предназначена для детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Есть несколько типов общеобразовательных учреждений. В частные учебные заведения обучается около 1% студентов в возрасте от 15 до 17 лет и около 7% студентов в высшие учебные заведения. С 2018 года начальное и среднее образование длится более 12 лет по сравнению с 11 годами ранее.

Начальное и среднее образование разделено на три уровня аккредитации от I до III. Уровень аккредитации включает уровни с 1 по 4. Уровни с 5 по 9 обычно считаются уровнем аккредитации II или основным средним образованием, а уровни с 10 по 12 - уровнем III. Несмотря на эти наименования, учащиеся обычно учатся в одной школе на протяжении всего начального и среднего образования.

Большинство учебных заведений фактически имеют три уровня одобрения для общего образования. Некоторые удаленные школы могут быть двухклассными, что является минимальным требованием для учебного заведения.

Программ

Аттестат об окончании средней школы - ZNO ( Зовнішнє незалежне оцінювання ).


Класс в первый день школы, форма, вычыванки и воздушные шары. Днепр , 2019.



В начале года студенты готовятся писать под диктовку, держа ручку.


Урок математики. Златовцово, 2013.


Урок. Златовцово, 2013.


Система оценок


В украинских школах и университетах используется пятибалльная шкала, унаследованная от советских времен: 5 - лучшая, 1 - худшая. Примечание 1 практически не используется.

Примечание Имея в виду
05 Отлично
04 Хорошо
03 Удовлетворительно
02 Неудовлетворительный
01 -

Подготовка учителей и учителей

Подготовка учителей осуществляется в 12 университетах, 2 педагогических университетах, 27 педагогических институтах, 4 колледжах, 48 педагогических школах и 5 индустриально-технических педагогических институтах.

Международные школы

Международные школы были созданы после 1991 года.

  • Киевская международная школа (1992)
  • Французский лицей Анны де Киев (1994)
  • Международная школа Меридиан, Киев (2001)
  • Британская международная школа, Украина (1997 и 2011)
  • Pechersk School International, Киев
  • Немецкая школа, Киев (2008)

Они получают одобрение Министерства образования Украины, но изучается отдельный статус, так как они не готовятся к украинскому бакалавриату (ЗНО).

Высшее образование

Университетский уровень


Есть два диплома украинских вузов: бакалавриат (4 года) и магистр (5-6 курс). Эти дипломы вводятся в соответствии с Болонским процессом , в котором участвует Украина. Исторически сложилось так, что всегда выдается диплом специалиста (обычно 5 лет); это был единственный диплом, выданный университетами в советское время. Почти все крупные университеты расположены в областных центрах.

Аспирантура


После получения степени магистра или специалиста студент может поступить в университет или научный институт для обучения в аспирантуре. Первый уровень высшего образования - аспирантура, которая обычно завершается получением степени Кандыдат Наук ( кандидата наук ). Кандидаты должны сдать три или более квалификационных экзамена (один или несколько по специальности, один по иностранному языку по своему выбору и один по философии), опубликовать не менее пяти статей в рецензируемых журналах, написать диссертацию и защитить ее.

Международные обмены

Украина - популярное направление для получения образования среди азиатских и африканских студентов. Сейчас в университете обучается более 63 000 студентов из 130 стран мира. В 2018 году иностранные студенты в Украине в основном прибыли из Туркменистана (10 000), Азербайджана (9700), Индии (4800), Нигерии (3200), Марокко, Ирака, Иордании и Узбекистана (около 2000). Украинцы, в свою очередь, учились за границей в основном в Польше (29 000), России (22 000), Германии (6 000), Чехии и Италии (около 2 500).

История

XVII - го - XVIII - го века: модель иезуит

В иезуитах принесли свою модель элитного образования в Малороссию . Создано несколько колледжей. В Киеве казачья власть находится под его влиянием; Могилянская академия будет принимать в течение структуры (Latin, риторика и т.д.), избегая при этом трюм католицизма над ними. Академия обучила украинскую элиту, политическую и интеллектуальную в XVII - го и XVIII - го века, и была признана во всей Восточной Европе со студентами из Польши , России , Беларуси , Молдовы , Сербии , Болгарии и Греции . Прием был открыт для всех социальных слоев. Благодаря исключительному качеству изучения языка, его студенты часто продолжали обучение за границей: многие из них перешли из православия в католицизм. Однако по возвращении они вернулись к своим православным корням и заняли важные должности в духовенстве или в университете. Таким образом, Академия сыграла важную роль в передаче идей Возрождения из Западной Европы в Украину и Россию.






Здания Могилянской академии 17 века, символы национальной гордости. Оборотная сторона банкноты номиналом 500 гривен " Григорий Сковорода " , крупнейшего номинала в обращении в 2000 и 2010 годах.

XIX - го века: создание университетов и централизованная система




XX - го века: советская система образования

Советская система предусматривает структуру курсов и текущее обучение. Большинство школьных зданий относятся к периоду массового образования.


Школы сталинской эпохи, памятники классики очень распространены в Киеве .


Школы сталинской эпохи, памятники классики в новом индустриальном городе Днепр .


Школа 189 в Киеве : здания 1970-х и 1980-х годов, интегрированные в хрущевки в советском градостроительстве.



Одно и тоже. Киевская школа 60 .


Сельская школа. Златовцово, 2013.

С 1990 года: медленное сближение с международной системой образования и вопрос русского языка.

Закон о языке в образовании 2017 г.

В 2000/2001 учебном году 70% учеников посещали украиноязычные школы (где украинский язык является основным языком обучения), а 29% учились в русскоязычных школах . В районах проживания этих групп есть школы, в которых преподают румынский , крымскотатарский , венгерский и польский языки . Исторически сложилось так, что язык обучения в Украине часто менялся. Когда Украина была частью Российской империи , украинский язык был вне закона, и русский язык преобладал среди элиты, имевшей доступ к школам. Первоначальная политика большевиков отдавала предпочтение местным языкам, и было открыто множество школ с украинским языком обучения с долгосрочной целью избавиться от неграмотности. С середины 1930-х до середины 1980-х годов политика советского правительства благоприятствовала русификации . В 1970-х и 1980-х годах количество школ с русским языком обучения неуклонно росло за счет школ с украинским языком обучения. После обретения Украиной независимости тенденция изменилась. Однако повторное введение официального исследования на украинском языке заняло больше времени, чем ожидалось. В некоторых школах, которые пытались перейти на украинский язык, часть или большая часть образования все еще ведется на русском языке. В университетах тенденции аналогичны. По данным Центра Разумкова , в 1991–1992 учебном году 49% учащихся средних школ получали образование на украинском языке, а 50% - на русском.

В 2015-2020 годах образование отмечено усилением украинской идентичности в ответ на дестабилизацию, вызванную аннексией Крыма Россией и ее поддержкой сепаратистов Донбасса во имя защиты русскоязычных меньшинств. В сентябрь 2015 , подписан закон, согласно которому украинский язык является исключительным языком обучения с пятого уровня. Исключение составляет использование английского или другого официального языка Европейского Союза.

Срок реализации закона, первоначально запланированный на 2020 год, перенесен на 2023 год.

Внешние обзоры и обзоры

В 2013 году треть украинцев заявили, что давали взятки за обучение. Эта практика широко распространена в университетских исследованиях.

События в образовании за последние 29 лет независимости Украины

За 29 лет несколько поколений учеников и учителей ощутили на себе огромные изменения в сфере образования. Так, были проведены десятки реформ и приняты законы. Поэтому сейчас обучение происходит несколько по-другому. Какой путь прошло украинское образование за годы независимости – читайте в материале.

За это время сменили друг друга 11 министров образования, появились сотни частных школ и вузов, а также приняли множество законодательных изменений, передает Освитория.

Важнейшие события в образовании за последние 29 лет независимости Украины

1991 год

Появился первый украинский закон "Об образовании"

В мае 1991 года приняли первый в независимой Украине закон "Об образовании". Это становится базой для реформ последующих лет. В первый год независимости в Украине действуют более 20 тысяч школ. Хотя сейчас их менее 17 тысяч.

Печатают первые школьные учебники

Тогдашний министр образования Петр Таланчук лично контролировал содержание всех новых учебников. В его кабинете стоял стенд, куда напрямую приносили все новые экземпляры. Учебники изобиловали шовинизмом, поэтому количество правок было огромным. Поэтому их приходилось редактировать и печатать заново.

Появляются первые частные школы

Старейшая частная школа Украины — лицей "Гранд" заработала еще в советское время, в 1988 году. Уже в независимой Украине появилось еще одно частное заведение – Киевский лицей бизнеса. А по состоянию на 2018 год в нашей стране работают почти 230 частных школ.

1993–1994

Стране не хватает учителей и учебников

В течение двух независимых лет Украина переживает масштабный учительский кадровый голод – не хватает около 5 тысяч педагогов. Издательства также не успевают вовремя поставлять учебники школам, поэтому на 1 сентября школы остаются без 25% нужных книг.

1997–1998

В высшем образовании увеличиваются реформы

В Украине начинают внедрение двухступенчатого образования, вводят новый перечень направлений и специальностей. Происходит переход на новые профессиональные программы подготовки специалистов с высшим образованием.

1998–1999

Долги государства перед учителями и плохое питание учеников

Конец 1990-х запомнился учителям школ длительными периодами невыплаты зарплат. Из-за недофинансированности критически ухудшается питание в школах-интернатах и детских садах. Интересно, что за год из-за нехватки финансирования закрывается более 700 детсадов.

Также в классах нет элементарных вещей: мела, раздаточных материалов, электролампочек, дезинфицирующих средств и тому подобное.

Новая система оценки

Ранее оценивание учебных достижений учащихся проводилось по 5-балльной шкале. Поэтому уже в 2000-м году школы получили свободу использовать другие системы оценивания. Так, школьники начали получать 12-ки на уроках.

Школьникам "подарили" дополнительный год в школе

Впервые 12-летнюю систему обучения внедрили в 2002 году по инициативе министра образования Василия Кремня. Ученикам пообещали снижение нагрузки и дополнительное время на усвоение сложных программ. Оценки по 12-балльной системе начиналось только с 4-го класса.

Украина присоединилась к Болонской системе образования

Благодаря Болонской системе Украина получила разделение высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Первый – это общее высшее образование, которое длилось от трех лет. Второе – высшее специализированное образование.

Ученики начали официально сдавать ВНО

Независимое оценивание в школах хотели ввести еще в 1993 году – именно тогда сделали первую попытку создать тестирование в школах. Однако на официальном уровне ВНО ввели только в 2006 году под руководством министра образования Ивана Вакарчука.

Тогда же заработал Украинский центр оценивания качества образования.

Школы вернулись к 11-летней системе обучения

Тогда учеников мотивировали тем, что 12-летняя система не оправдала себя, а ее финансирование слишком затратное. Правительство Януковича хотело даже ввести 10-летнюю систему, но в МОН не разрешили.

В обучении можно использовать электронные учебники

До этого в Украине действовало понятие печатного учебного издания. Однако цифровая эра диктует свои правила и с 2012 года учебным изданием на официальном уровне можно использовать е-учебники, е-справочники, е-словари.

Образование для детей из аннексированного Крыма и оккупированных районов Донбасса

После Революции Достоинства, аннексии Крыма и оккупации отдельных районов Донбасса страна сталкивается с необходимостью предоставлять образование более чем 145 тысячам детей-переселенцев.

Ведь люди переезжали и образование получать дети должны были, поэтому этих учеников оперативно включали в учебный процесс.

Реформируют высшее образование

Вузы получили право внедрять собственные образовательные и научные программы, начали открывать собственные счета, брать кредиты, распоряжаться имуществом. А главное – учебные заведения начали свободно распоряжаться собственными доходами.

Отменили степень специалиста

Отныне в Украине пять образовательно-квалификационных уровней: младший бакалавр, бакалавр, магистр, доктор философии, доктор наук.

Принят новый Закон Украины "Об образовании"

Этот закон существенно повышает заработную плату учителям, расширяет автономию школ, меняет правила аттестации и повышения квалификации педагогами, декларирует поступления образовательных субвенций во все школы.

Переходим на 12-летнее обучение

Один из самых главных постулатов нового образовательного закона – 12-летний срок обучения в школах. Так, среднее образование разделили на три уровня: начальное образование длительностью четыре года, базовое среднее образование длительностью пять лет и профильное среднее образование продолжительностью три года.

Рождается новая украинская школа

Школы перешли на новый государственный стандарт начального образования.

Принят закон об инклюзивном образовании

Учебные заведения получили право на образование детей с особыми потребностями. Это дает им возможность учиться во всех учебных заведениях. Впервые определены понятия "лицо с особыми образовательными потребностями", "инклюзивное обучение".

Начали добровольное ВНО для учителей

С этого времени учителя могут пройти трехэтапную сертификацию по собственному желанию. Успешное составление такого ВНО с оценкой теоретических и практических умений дает учителям прибавку 20% к зарплате.

В школах впервые учат дистанционно

12 марта все школы закрыли на карантин, поэтому пришлось ввести дистанционное обучение. Учителя начали углубляться в тонкости онлайн-образования, испытывали образовательные платформы, новые методы, проводили уроки в ZOOM.

Всеукраинская школа онлайн транслирует телеуроки

Уже в апреле стартовал первый и самый масштабный национальный проект по дистанционному обучению в Украине. Более 100 учителей приняли участие в фильме телеуроков, которые транслировались на телевидении. Добавим, что проект получил продолжение и в 2020-2021 учебном году.

Дети с временно оккупированных территорий могут поступать в вузы без ВНО

Приняли закон, что дети из ОРДЛО и временно оккупированного Крыма могут поступать в учреждения высшего образования без сдачи ВНО и получают возможность поступить во все вузы Украины.

Все школы переходят на государственный язык

Школы, где еще преподают предметы на русском или другом языке, с сентября будут учить детей только на украинском языке. Язык нацменьшинств будут преподавать на соответствующих уроках.

Ученики смогут самостоятельно выбирать предметы

Эти новации приняты вместе с законом "О полном общем среднем образовании". Ученики и учителя получат свободу в выборе предметов. Школьники смогут по собственному желанию выбрать курс или предмет, дети с инвалидностью – создавать индивидуальный учебный план и тому подобное. А педагоги наконец смогут сами создавать программы, собственные системы оценивания.


§ 1 6 . Развитие образования и науки на украинских землях в первой половине XIX в.

Вспомните : 1. Что было характерно для национально-культурной политики Российской и Австрийской империй по Украинский? 2. Как развивалась образование и наука в Украине в XVIII века?

1. Особенности развития украинской культуры

Основным содержанием процессов, в культуре этого периода, было становление современной украинской культуры. Этот процесс соотносился с украинским национальным возрождением. Отсутствие собственной государственности, национальное угнетение, имперские границы, игнорировали этническую украинскую территорию, имели негативное влияние на развитие культуры.

Культурные взаимоотношения между Украиной и Российской империей в XIX в. приобрели иной характер, чем в предыдущие времена. Выше по уровню развития украинских культура XVI-XVIII вв. положительно влияла на Российское государство и способствовала ее европеизации. Вследствие этого высшие по культурно-образовательному уровню украинские деятели осознавали себя представителями другой национальности, и в Российском государстве такими их считали. В XIX веке, с потерей своей государственности, Украина лишилась и своего культурного превосходства над Россией. Вследствие того, что империя целенаправленно превращала Приднепровье на заурядную провинцию, немало талантливых украинский чувствовали невозможность проявить свои способности на Родине и вынуждены были искать лучших возможностей в имперских столицах. Многих украинских культурных деятелей имперские идеологи совершенно безосновательно отнесли к представителям русской культуры. Однако большинство из них, даже вдали от родной земли оставалась представителями своего народа, продолжала своими трудом и творчеством служить Украине. Поэтому их достижения, хотя и осуществлены за пределами Родины, принадлежат к украинской культуре.

Пребывание под имперской властью повлекло изменения в содержании украинской культуры. Большинство достижений архитектуры, скульптуры, изобразительного искусства потеряли национальные черты и отныне так или иначе помогали превозносить имперскую власть.

В очень тяжелых условиях развивалась культура на западноукраинских землях, подчиненных Габсбургам, где украинский страдали от онемечивания, которое сочеталось с полонизацией в Галиции, венгризация в Закарпатье и румынизацию на Буковине.

Австрийская империя рассматривала западноукраинские земли как отсталые провинции и целенаправленно хранила их второстепенное положение по отношению к центру. Вследствие этого западноукраинские культурные деятели, как и их братья-надднепрянцы, вынуждены были искать возможности проявления своих способностей за пределами родного края.

2. Развитие образования в Приднепровской Украине

Переход украинских земель под власть Российской империи значительно ухудшил образовательный уровень украинский. Во времена Гетманщины одна школа приходилась в среднем на 700-800 жителей. Воздерживались они счет местного населения. Под имперской властью школы массово закрывались, потому крестьяне-кри ­ паки совсем обнищали, а правительство ими не занимался.

Развитие школьного образования в Приднепровской Украины по правительственным данным за 1856

Школ всех типов (высших, средних, низших)

Количество слушателей и учащихся

Учащихся на 100 душ населения

Посудите : Проанализируйте приведенные цифры. Сделайте выводы, как повлияло имперское господство на положение в сфере образования. (На территории семи полков Гетманщины в 17401747 годах было 866 школ)

Среднее образование давали гимназии, обучение в которых было платным. По окончании четырех классов гимназии выпускники получали право на поступление в университет или на государственной службе. Специальным имперским распоряжением было запрещено принимать в гимназии и вузов выходцев из крепостных крестьян. В течение первой половины XIX в. в Приднепровье было открыто 19 гимназий с 4 тыс. учеников.

Особый характер имела система образования на Правобережье. Остерегаясь недовольство шляхты, имперский правительство не вмешивался в деятельность местных польских школ. Образованием украинских крестьян поляки вообще не интересовались. Обучение в школах осуществлялось в пропольской патриотическом духе. Ситуация в крае изменилась после подавления польского восстания 1831 г. Русификация системы образования стала составной приведения Правобережья в соответствии с других губерний империи.

В начале XIX в. в Приднепровской Украины появились первые профессиональные школы - ремесленные училища, фельдшерские школы, училища торгового мореплавания, садоводства, виноделия, пчеловодства и т.д. Появление их было вызвано потребностями экономического развития, но в целом их не хватало.

Единственным высшим внесословной учебным заведением на украинских землях в начале XIX в. оставалась Киево-Могилянская академия. Имперское правительство в 1817 г. специальным решением ликвидировал ее и создал вместо нее Духовную академию, где получали исключительно богословское образование дети духовенства.

Представители украинской элиты протяжении длительного времени вели борьбу за открытие в Приднепровье университета. В 1805 г., как уже отмечалось, в Харькове был открыт университет, состоявший из словесного (историко-филологического), юридического, математического и медицинского факультетов. В течение 1805-1851 гг в нем получили высшее образование 2800 человек.

В 1834 г. было открыто Киевский университет, имевший философский и юридический. Контингент студентов университета постепенно менялся: сначала преобладала польская шляхта, затем - украинское и российское дворянство, а с 60-х гг - украинским молодежь из разных социальных слоев.

Промежуточное звено между средними и вузами составляли лицеи, которые в своем девятилетнем курсе сочетали гимназическое и университетское программы: Волынский лицей в Кременце (1805 г.), Ришельевский лицей в Одессе (1818 г.), гимназия высших наук в Нежине (1820 г.). Создаваемые с разрешения российского правительства в Приднепровье средние и высшие учебные заведения готовили по его замыслу кадры для пополнения имперской администрации разного уровня. Возможность получить образование зависела от состоятельности человека, а потому она была доступна выходцам из привилегированных сословий. Украинский язык использовать в учебных заведениях было запрещено.

3. Образование на западноукраинских землях

Изменения в системе образования произошли в период реформ Марии-Терезии. В 1774 г. был принят закон об обязательной начальное образование для детей 5-12 лет. Спустя несколько времени появился закон о введение новой школьной системы. За ним общеобразовательные учебные заведения разделялись на:

· четырехклассные главные и нормальные школы создавались в крупных городах;

· гимназии с двумя годы обучения. Окончания гимназии давало возможность поступления в высшие учебные заведений - академий и университетов.

На Буковине румынская верхушка не желала способствовать получению образования украинским крестьянством. Украинский язык в школах не допускалась, происходила румынизация системы образования. Подчинение системы школ римско-католической церкви вызвало то, что обучение стало вестись, наряду с румынским, немецким и польским языками.

Борьба греко-католического духовенства за образование закарпатских русинов благодарила существования в крае добыч среди всех украинских земель системы народного начального образования. В конце XVIII - начале XIX в. в Закарпатье существовало около 300 начальных школ с народным языком обучения, удерживаемых церковными общинами. Во всех других учебных заведениях Закарпатья обязательным было изучение венгерского языка. Несмотря на сопротивление и постоянные протесты греко-католического духовенства, венгерское правительство последовательно проводило мадьяризации Закарпатье. Шагом к окончательной ликвидации русинских начальных школ стал закон 1844 г., по которому во всех видах школ утверждалась венгерский язык.

Обязательное обучение (которое, Кстати, так и не было введено) отменили 1812 Нищенское крестьянство было просто не в состоянии содержать школы. Главная заслуга в том, что русинские начальные школы вообще не исчезли, принадлежала греко-католической церкви. В 1847 в Галиции насчитывалось 741 русинский и 459 русино-польских школ.

Полное среднее образование давали гимназии. В 40-50-х гг в Восточной Галиции существовало восемь гимназий, в Северной Буковине - одна, в Закарпатье - девять.

Вузами на западноукраинских землях были основан 1661 Львовский университет, реальная (торго ­ ные) академия (1817 г.), техническая академия (1844 г.). Украинский язык в эти учебные заведения не допускалась.

4. Развитие науки

В конце XVIII - первой половине XIX в. в всегда богатой на таланты Украины появилось немало ученых мирового уровня. Начало украинского национального возрождения повлек рост интереса к истории и народной культуры. Следовательно появилось много исторических, языковедческих, этнографических трудов. Кроме своего значения как устоев украинская нации, они также стали толчком к дальнейшим научных исследований.

Развитие науки нуждался создание центров, которые организовывали бы исследовательскую деятельность, способствовали воплощению достижений ученых в жизни и популяризации их идей.

Первым научным центром Приднепровской Украине стало основанное В. Каразиным на Харьковщине Филотехничне общество (1811-1818 гг.) Несмотря на ограниченные за отсутствия каких-либо правительственной поддержки возможности, общество сделало достаточно много. Его члены популяризировали передовые методы ведения сельского хозяйства, новую технику, способствовали созданию предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. Деятельность Филотехничного общества инициировала появление других обществ.

Значительную роль в развитии научных исследований играло Общество наук при Харьковском университете (1812-1829 гг.) Популяризации взглядов его членов способствовало издание специальных периодических сборников. Однако притеснения местной администрации заставили общество прекратить свою деятельность.

Исследования археологических и исторических памятников Северного Причерноморья и Крыма проводило созданное 1839 в Одессе Общество истории и древностей. Его члены организовывали археологические раскопки античных городов, древних крепостей и курганов. Благодаря связям членов общества с учеными из других стран знания о давней историю украинских земель стали известными в научных центрах Европы.

Наибольшей культурно-образовательной учреждением на западноукраинских землях был основан 1817 поляками Оссолинеум (Народный заведение им. Оссолинских). В его состав входили библиотека, музей и типография. В Оссолинеуме хранились многочисленные архивы польских магнатов, коллекции археологических памятников, оружия, картин, скульптур т.д. Содержались в его собраниях уникальные документы по истории Украины, в частности архивы украинских городов, оригиналы универсалов украинских гетманов и другие документы. Изучая эти материалы, историки узнавали о малоизвестных страницах прошлого Украины.

5. Научные открытия

Первая половина XIX в. стала периодом весомых достижений украинских ученых в естественных науках. Повлекли это как потребности развития общества, так и отсутствие помех со стороны имперских чиновников, которые не видели опасности в деятельности ученых.

За неполные полтора года своего ректорства ученый сумел многое сделать для организации обучения. Однако деятельность Максимовича вызвала недовольство имперских чиновников, и над ученым установили мелочную опеку. Это заставило Максимовича отказаться от должности ректора.

Следующие десятилетия своей жизни ученый посвятил культуре и истории украинского народа. Именно он был инициатором создания Временной комиссии для разбора древних актов и подготовил ее устав. Максимович выступал против намерений российских чиновников предоставить деятельности комиссии проимперского характера и использовать собранные материалы для оправдания национального угнетения украинский империей.

Не оставлял этой позиции Максимович и во время преследований украинского языка в 60-70-х гг Он решительно выступал против тех, кто отрицал существование украинского языка. Свою любовь к Родины Максимович выразил в поэтических строках: «Не оставлю, пока сгиба, мою Украина! "Этой клятвы выдающийся украинский ученый не нарушил. Умер Максимович 1873 в Киеве. За свою жизнь ученый написал и опубликовал более 260 работ и произведений. Достойным чествованием памяти подвижника украинской науки стало издание его поклонниками произведений Максимовича в трех томах.

По инициативе Каразина течение 1812-1830 гг первые метеорологические станции был открыт в Харькове, Киеве, Николаеве, Полтаве. По данным их наблюдений он считал возможным предусматривать похолодание, бури, засухи и т.д.

Значительную роль в развитии ботаники, садоводства и агрономии играла научно-исследовательская работа в ботанических садах. Учреждались ботанические сады при высших учебных заведениях. В 1804 был заложен старейший ботанический сад Харьковского университета. Кроме университетских садов, большую работу проводил основан 1812 в с.Никита вблизи Ялты Никитский ботанический сад. На западноукраинских землях ботанический сад существовал при Львовском университете. В садах исследовались растения, решались практические задачи по их акклиматизации, выведение новых сортов и т.д.

Успешно развивалась медицинская наука. Основателем украинской хирургической офтальмологии стал профессор Киевского университета, один из основателей его медицинского факультета В. Караваев (1811-1892). Профессор Харьковского университета Н. Еллинський написал двухтомный учебник по основам хирургии, по которым длительное время учились студенты университетов и медицинских академий всей Российской империи.

6. Вклад закарпатских ученых в развитие культуры

Национально-культурное возрождение, которое началось в Закарпатье в конце XVIII века, стало мощным толчком к раскрытию талантов карпатских русинов. В то время многие украинский-русинов получили возможность получить образование. Результат этого появилась группа высокообразованных интеллектуалов, которые благодаря своим способностям и трудолюбию получили образование в западноевропейских университетах. Однако возможностей для научной деятельности на Родине, где тогда еще не было ни одного высшего учебного заведения, не хватало, поэтому им приходилось искать труда на чужбине. Благодаря научным способностям и основательной образованности каждый из ученых-закарпатцев смог внести весомый вклад в развитие страны, где работал. Работая на чужбине, они никогда не забывали родного края и были своеобразными культурными посланцами Закарпатье далеко за его пределами.

Большая заслуга в установлении контактов между талантливым закарпатской молодежью и западноевропейским ученым миром принадлежала Ивану Форгаши(1786-1834). После получения богословского образования в Ужгороде он переехал в Вену, где стал священником церкви св. Варвары. Здесь он примкнул к кружку сторонников идей славянского национального возрождения. Форгаши работал над изучением истории Закарпатья и народного языка. Одновременно он прилагал усилия для организации обучения и научно-педагогической работе закарпатцев в европейских странах. Благодаря его ходатайству, например, получил приглашение работать в Италии ученый-языковед историк М. Лучкай.

Научная деятельность закарпатца Ивана Земанчик, выдающегося физика и математика, была связана с Львовским и Краковским университетами. Он был профессором, деканом и ректором Львовского университета; в Русском институте при университете преподавал народным языком студентам-украинский физику и математику.

Многие ученые-закарпатцев поехали работать в Российской империи. Первым сюда прибыл Иван Орлай. В Российской империи Орлай занимал высокие должности, немало сделал для улучшения системы медицинского образования. Когда там начали реформировать систему образования и искать преподавателей для работы во вновь учебных заведениях, Орлай посоветовал пригласить молодых закарпатских ученых.

Приглашение работать в Российской империи получили три закарпатские профессора: Михаил Балудянский (1769–1847), Петр Лодий (1764–1829), Василий Кукольник (1765-1821). Все они сыграли значительную роль в культурной жизни империи. Избран директором главного педагогического института в Петербурге, Кукольник читал курсы права, физики, химии, сельского хозяйства. Его лекции слушали и в других учебных заведениях Петербурга. Совмещал преподавание логики, моральной философии и права с директорства в Петербургском коммерческом училище П. Лодий. Преподавал политические науки первый ректор основанного в 1819 г. Петербургского университета М. Балудянский. Новые западноевропейские идеи, которые распространяли закарпатские ученые в имперских учебных заведениях, ощутимо влияли на формирование взглядов молодых россиян.


М . Балудянский

Закарпатцы принесли в Российской империи идеи, которые вдохновляли лучшие умы тогдашнего западноевропейского общества. Они старались придерживаться свободного обучения, обмена мнениями, научной творчества в то время, когда малообразованный, грубая имперская бюрократия всячески подавляла то, что могло ослабить ее власть. Вследствие этого эти люди европейской культуры пришли в противоречие с имперской действительностью. Но это не умаляет значение деятельности закарпатских ученых для распространения европейских идей в России.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте особенности развития украинской культуры в первой половине XIX в.

2. Составьте сравнительную таблицу развития образования в Приднепровской Украине и на западноукраинских землях. Критерии сравнения определите самостоятельно.

3. Как новые центры влияли на развитие научных исследований?

4. Охарактеризуйте открытия Украинский ученых первой половины XIX в.

5. Сделайте обобщающую характеристика влияния имперского господства на развитие образования и науки на украинский землях в первой половине XIX в.

Система образования в Украине

Если вы хотите получить образование за границей, но не собираетесь уезжать в Европу или Америку, советуем присмотреться к соседним государствам. А чтобы вам было легче сделать выбор, расскажем об украинской системе образования.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Узнать больше об учёбе за рубежом или в РФ можно с помощью нашего информационного телеграм-канала. А в специальной группе вы всегда найдёте скидки и выгодные предложения.

Система образования в Украине: кратко

Учёба в Украине, как и во многих других странах, состоит из нескольких ступеней:

  • дошкольное образование (ясли и детские садики);
  • среднее школьное образование (школы, лицеи, гимназии, коллегиумы);
  • профессионально-техническое образование (училища, техникумы, колледжи);
  • высшее образование (институты, академии, университеты);
  • последипломное образование (аспирантура, докторантура).

Расскажем подробнее о каждом уровне образования в Украине.

Дошкольное образование в Украине

Этот этап не является обязательным: родители могут не отдавать ребёнка в детский сад, а заниматься его воспитанием и развитием дома. Но если оба родителя работают и не могут рассчитывать на помощь бабушек и дедушек, место в садике ребёнку гарантировано.

Для того, чтобы получить это место необходимо заранее записаться в электронную очередь: если в выбранном родителям ДОУ не окажется свободных мест, им предложат другие варианты.

При наличии в детском саду свободных мест, иностранные граждане также могут воспользоваться его услугами. Обучение в государственных садах бесплатное, в частных — в среднем составляет от 100 000 рублей за год.

В ясли ребёнка можно отдать уже с двух месяцев, если возникла такая необходимость. Право на пребывание в ДОУ гарантировано детям до 6 лет, после этого родители могут отдать их в школу или, по желанию, оставить в садике ещё на 1 год.

Среднее образование в Украине

Как и в большинстве стран СНГ, школьное обучение в Украине имеет 3 ступени:

  • начальная школа;
  • средняя школа;
  • старшая школа.

Украинское образование на уровне школы предусматривает 12-бальную оценку знаний.

Начальное образование в Украине

Основная школа в Украине

Следующий этап — получение базы знаний, необходимых каждому. Набор предметов может незначительно отличаться в зависимости от учебной программы школ, но в любом случае дети изучают:

  1. Украинский язык и литературу.
  2. Иностранный язык (чаще всего английский, иногда его дополняют немецким или французским).
  3. Историю Украины и всемирную историю.
  4. Зарубежную литературу.
  5. Алгебру и геометрию.
  6. Биологию.
  7. Физику.
  8. Географию.
  9. Химию.
  10. Изобразительное искусство, музыку и технологии (труд).
  11. ОБЖД и физическую культуру.

Русский язык в Украине изучают факультативно: если большинство родителей напишут соответствующие заявления и будут оплачивать работу педагога. Чаще всего этой возможностью пользуются в школах Юго-Востока страны.

Старшая школа

Во многих учебных заведениях старшие классы являются профильными и их расписание отличается: где-то делают упор на математику и физику, где-то — на иностранные языки, где-то — на естественные науки. Это позволяет ученикам сфокусироваться на тех предметах, которые нужны им для поступления.

Инклюзивное образование в Украине

Закон Украины о среднем образовании гарантирует детям с особенностями здоровья право на инклюзивное обучение. При зачислении таких детей в класс к ним прикрепляется тьютор, который помогает школьникам получать знания в полном объёме, курирует их.

Домашнее обучение в Украине

Если родители считают, что могут обеспечить ребёнку качественное обучение в домашних условиях, они также имеют на это право. Это дистанционная форма обучения, при которой ребёнок не посещает школу, а занимается либо с родителями, либо со специально прикреплёнными педагогами.

При этом ученик ежегодно сдаёт аттестацию, по итогам которой комиссия принимает решение о его переводе в следующий класс. Члены комиссии также могут рекомендовать продолжить обучение в домашнем формате или сменить его очный.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессионально-техническое образование

Если после 9-го класса ученик уже определился с будущей профессией, он может поступить в колледж или техникум. Туда принимают на основе вступительных экзаменов, также учитывают средний балл аттестата.

В большинстве этих учебных заведений есть дневная и заочная формы обучения. Те, кто не смог поступить на бюджетное место, могут учиться на контракте. Стоимость обучение в колледже в Украине начинается в среднем от 50 000 рублей.

Ответим на самые популярные вопросы об этом уровне образования.

Техникум — это какое образование в Украине

До 2020-го года техникумы и колледжи выпускали младших специалистов. После реформы украинского образования из этих учебных заведений будут выходить младшие бакалавры (уровень профессионального предвысшего образования).

Диплом младшего специалиста в Украине: какое это образование

Младший специалист считался уровнем высшего образования. Этот диплом получали выпускники средних специальных учебных заведений, последний выпуск с квалификацией младших специалистов пройдёт в 2023 году.


Учиться в Украине можно и дистанционно, но тогда вы мало что узнаете об этой стране

Высшее образование в Украине

Выпускники 11-х классов могут продолжить обучение в вузах Украины. Поступление туда проходит на рейтинговой основе, позиция абитуриента в списке зависит от результатов внешнего независимого оценивания (ВНО, аналог российского ЕГЭ). Несколько последних лет заявление на поступление подаётся только в онлайн-режиме, исключение составляют льготные категории — они подают заявление в бумажном виде вместе с документами, подтверждающие льготы.

Закон Украины о высшем образовании устанавливает 2 его уровня:

  • бакалавр (4 года обучения);
  • магистр (1.5-2 года обучения).

Заочное обучение в Украине широко распространено: такая форма есть во многих вузах. Активно развивается цифровизация образования в Украине: карантин 2020-2021 гг. заставил многие вузы работать дистанционно, с использованием электронных платформ и сервисов.

Медицинское образование в Украине — одно из самых популярных среди иностранных граждан. Их привлекает относительно невысокая стоимость обучения.

Сколько стоит высшее образование в Украине

Стоимость контрактного обучения зависит от конкретного вуза и специальности. Самые дорогие — вузы Киева, Харькова и Львова. Что касается направлений, дороже всего стоят те, которые популярны среди абитуриентов:

  1. Стоматология.
  2. Международные отношения.
  3. Экономика.
  4. Маркетинг.
  5. Финансы.
  6. Политология.
  7. Иностранная филология.
  8. Дизайн.
  9. Туризм.
  10. Журналистика.

Обучение на них стоит от 100 000 рублей за учебный год, средняя же цена для других образовательных программ — 50 000.

Обучение в Украине для русских

Сложно составить конкретный список вузов Украины с обучением на русском языке. Официально язык образования Украины — украинский, но в некоторых учебных заведениях существуют отдельные группы для иностранных граждан, которым преподают на русском, английском или других иностранных языках.

Те, кто решил получить второе образование в Украине, могут сделать это на основе диплома бакалавра или магистра российских вузов.

Последипломное образование в Украине

Те, кто хотят заниматься научной деятельностью, могут продолжить обучение.

Аспирантура

Студенты, которые чувствуют в себе способности к научной деятельности, после окончания магистратуры поступают в аспирантуру. В Украине она действует в 3-х формах:

Докторантура

Следующая ступень в научном мире — доктор наук. Чтобы получить эту степень, доктор философии выбирает себе научного консультанта, поступает в докторантуру и приступает к подготовке докторской. Срок обучения в докторантуре — 2 года. Большинство докторантов совмещают работу над диссертацией с преподавательской деятельностью.

На каком месте Украина по образованию

ООН и ЮНЕСКО уже больше 40 лет ежегодно составляют рейтинг стран мира по индексу уровня образования. По последним данным, Украина занимает в этом рейтинге 83-е место (Россия — 57-е). Возглавляют список Норвегия, Австралия и Швейцария.

В целом система обучения в Украине имеет много общего с российской, кардинальные отличия стали появляться только в последние годы. Учёба в Украине для россиян будет удобной: во многих вузах есть группы с русским языком обучения, а в бытовом общении русский понимают все, языковой барьер отсутствует. При этом стоимость обучения в Украине ниже, чем в России, поэтому это хороший вариант для тех, кто хочет сэкономить средства.

А учиться на отлично в вузе любой страны поможет студенческий сервис. Там работают эксперты из разных стран, которые хорошо справляются с любыми учебными работами: от лабораторной до диссертации.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: