Когда отменили труды в школе

Обновлено: 07.07.2024

Какая ваша первая ассоциация с советской школой? Наверняка строгая дисциплина и твёрдые знания. Единые для всей страны, а потому тщательно выверенные и непогрешимые учебники, бессменная школьная форма и строгий, но справедливый учитель — преисполненная достоинства женщина средних лет, которой побаиваются и родители учеников.

Спустя десятилетия советская школа предстаёт в коллективной памяти как нечто единообразное, как система с очень точными и практически неизменными характеристиками. Но и реформы сверху, и личные нововведения педагогов позволяют оценить школьную систему Советского Союза как поле непрекращающихся экспериментов.

История советской школы началась с экспериментального послереволюционного десятилетия. Первое решение советской власти о реформах образовательной сферы прозвучало в декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви. Вскоре вся образовательная отрасль оказалась в острой ситуации, которая покажется знакомой педагогам 1990-х. Прежняя идеология отвергнута, а значит, старые учебники непригодны; все правила — от приёма учеников до снабжения школ — меняются.

И в городах, и в селах двадцатых годов школы, особенно небольшие, нередко жили за счёт родителей учеников: они обеспечивали отопление, необходимые материалы для классов и большую часть жалования учителя.

image_image

Железнодорожная школа – семилетка № 2. Ученики за работой в столярной мастерской. Конец 1920-х гг. – начало 1930-х гг.

image_image

Портрет советской школы 1920-х выглядит реализацией самых смелых утопических предложений. Следовать не учебнику, а реальности, давать проектные задания, стимулировать командную работу — чем не программа какого-нибудь кванториума? Реформы в практической педагогике сопровождались научным бумом, хотя не всё, что успели создать психологи и педологи, дошло до школ. Уже в начале 1930-х гг. эксперименты стали сворачиваться.

Но причины поворота школьной политики в консервативное русло были отчасти и экономическими. Новые методы требовали весомого финансового обеспечения как на уровне школ, так и в педагогическом образовании. Потому наркомат просвещения пошёл по более простому пути: единообразная система подготовки педагогов, единые программы и учебники для всей страны, единоначалие в школе, дисциплина в классе. Установив над просвещением максимально жесткий контроль, власть смогла за короткий срок подготовить армию молодых педагогов и ввести всеобщее начальное обучение.

Модель советской школы в сталинский период сильно напоминала дореволюционную гимназию, где коммунистическая идеология заменила Закон Божий. Сходство усилилось, когда старшие классы стали платными (с 1940 г.) и было введено раздельное обучение девочек и мальчиков (с 1943 по 1954 гг. только в городах). Но уже во второй половине 1940-х гг. в школе начались перемены.

Попытки реформировать школу были вызваны реальными проблемами послевоенного общества: школа утратила свою роль и значение. У немногих подростков во время войны была возможность посещать школу, и уже в 1946 г. вузы столкнулись с недобором: им некого было зачислять на первый курс.

Кроме того, дисциплина в классах стала заметно хуже, ученики реже посещали занятия, а в деревнях и в небольших городах родители снова перестали отпускать детей в школу, потому что их труд был нужен дома — или просто потому, что у ребят не было ни одежды, ни обуви.

image_image

image_image

На практике основные усилия министерства просвещения были связаны с материальным обеспечением работы школ, подготовкой большого числа новых учителей и ликвидацией отставания от требований программы. Как это отразилось на учителях?

image_image

Восьмилетнее среднее образование стало обязательным, как и трудовой стаж в 1−2 года на производстве для всех выпускников средней школы. Без этого нельзя было поступить в вуз, и выпускники школ часто отправлялись на предприятие только для того, чтобы наработать необходимый срок. Они не были заинтересованы в своей работе и без сожаления увольнялись.

Как отмечают современные исследователи, главной проблемой реформы стало отсутствие чётких требований к уровню знаний выпускника школы. Школьник должен был иметь профессию или освоить навыки, необходимые для низкоквалифицированной работы? Учеников нужно было готовить к практической деятельности, но к какой, никто не знал.

image_image

В перестройку главные требования и предложения по обновлению школы раздавались из уст самих учителей: педагогов-новаторов, которые доказали действенность своих методик за несколько предыдущих десятилетий. Но неправильно было бы думать, что развитие новаторских педагогических идей в 1960—1970-е гг. шло только силами нескольких одиночек-практиков в разных частях страны. К этому времени внутри Академии педагогических наук СССР сформировалось несколько исследовательских институтов: теории и истории педагогики, методов обучения, психологии и дефектологии. Идеи психологизации педагогических подходов и практик, раннего выявления способностей, ранней профессионализацией развивались во взаимодействии ученых и практиков.

image_image

Какие идеи провозглашал манифест? Прежде всего, он был не прекраснодушной фантазией. Его выводы шли из десятилетий работы педагогов-новаторов в разных школах страны. Перемены, вызванные всеобщим обязательным средним образованием, а затем — фактическим отказом от второгодничества, поставили учителей в условия, когда слабые ученики перестали отсеиваться из школы. Как в послевоенное время, учителя всего СССР увидели, что стандартные методики не работают для всего класса. Педагоги-новаторы проявили себя не в закрытых матшколах, собиравших лучших, а работая со всеми, кто пришел в класс.

Главным принципом педагогики сотрудничества было вселение в каждого ученика уверенности, что он добьётся успеха и разберется с самой сложной темой. Задача учителя — организовать работу с учениками разных способностей, не разделяя при этом их на группы, не вызывая у отстающих чувства второсортности. Каждый из педагогов-новаторов пришёл при этом к идее опорной схемы, которая поможет ученику при ответе вспомнить и изложить основную идею темы. Наиболее известна система опорных сигналов В. Ф. Шаталова.

Соблюдению ключевого принципа педагогики сотрудничества способствовало учение без принуждения — особенно для маленьких детей в начальной школе, где строгость и плохие отметки только отбивают охоту когда-либо учиться. Никто не ставил двоек, некоторые совсем отказались от оценок в младшей школе. Другими важными идеями были деление материала на крупные блоки, обучение с опережением (самые сложные темы появлялись за 50 или 100 уроков до того, как до них доходила программа), соответствие формы урока содержанию и свобода выбора для учеников, иногда даже в выборе домашнего задания. Каждый из педагогов-новаторов применял ту или иную форму оценки учениками работ друг друга, но ни у кого дети не выставляли друг другу отметок — они учились анализировать и обсуждать, а не просто присуждать баллы.

image_image

эх. загубили такое образование на корню. сцуки. нормальная ведь школа у нас была. и программы крепкие. основательные. экспериментаторы хреновы.

Где-то в начале 2000х. Ну как отменили? Трудом это уже назвать было нельзя.

Не помню. Но зря отменили! Также как и автодело, НВП, домоводство для девочек.

Ну так просто стали называть технологией. А так то же самое делают, что и мы на уроках труда.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Кто и почему решил, что этот предмет сегодня не нужен. Много ли достижений будет у страны, в которой половину населения составляют белоручки?

Предмет "Домоводство" устарел или стал сегодня ещё более актуален?

Во Введении к предмету написаны очень правильные слова. Разве Вы не согласитесь?

Говоря словами поэта: меньше бы "семейных лодок разбилось о быт. ".

I. Уход за жилищем.
§ 1. Значение жилища для человека
§ 2. Гигиена жилого помещения. Ежедневная уборка
§ 3. Оборудование жилища
§ 4. Еженедельная уборка помещения
§ 5. Утепление и отопление жилища
§ 6. Украшение жилища
§ 7. Комнатные растения и уход за ними
§ 8. Генеральная уборка жилища. Электрические приборы для уборки помещения
§ 9. Бережное отношение к коммунальному хозяйству
§ 10. Упорядочение двора

Немного об организации уроков труда

Чтобы у противников СССР не возникало ассоциации уроков труда только применительно к советскому образованию, сразу скажу, что программы дореволюционных гимназий также указывали на их необходимость:

". цель обучения рукоделиям в средней общеобразовательной школе состоит в том, чтобы дать учащимся общую подготовку для разного рода женских работ и научить их изготовлять для себя и семьи предметы, необходимые в обыкновенном быту: чулки, простое бельё, простое платье".

Как проходил урок домоводства?

Помню, что мы, изучая основы кулинарии, узнавали о полезных качествах пищевых продуктов, учились резать овощи, готовили бутерброды, салаты, винегрет, картофельное пюре. На продукты для готовки сами скидывались, и самостоятельно закупали их в магазинах или приносили из дома.

Помню, что, изучая раздел "Шитьё" мы знакомились с устройством швейных машин ( у нас были ножные машины), учились шить на них элементарные вещи: косынку, фартук, ночную рубашку, юбку и платье. В каком именно классе что именно мы шили – это я уже запамятовала.

Незаменимая польза от уроков труда и домоводства

Красноречивее об этом расскажут комментарии к другой моей статье:

Вот комментарии тех, кто изучал "Домоводство" в школе:

Благодаря тому,что в магазинах не было нарядных вещей,мы все умели шить,вязать,вышивать! Сейчас этому почему-то не учат,а зря! …Всему этому учили нас в школах:кулинарии,этике поведения,как накрывать стол,как правильно ходить. Сейчас учителя заняты совсем другим.

Да, и шили, и вязали. Я в институт поступала в юбке, сшитой своими руками из дешёвого голубого ситца. И на первом курсе носила "самошвейные" юбку и блузку… Причём шить я научилась в школе на уроках обслуживающего труда, а вязать - в бесплатном кружке домоводства в доме пионеров.

Я, помню,сама шила в 9-10 классе модные юбки-годе,солнце,брюки шила.А дочери мои иголку не знают как держать в руках,не смогла я их научить,не хотят,говорят:"а зачем?"Сама я сейчас шью кукол,и внучка глядя на меня просит,чтобы научила ее))Бальзам на сердце

Когда мне было 13 , я сама села за швейную машину. Отсутствие чего-либо развило фантазию, вкус, и научило много делать самой.

Сама себе в 8 классе куртку сшила, комбинированную, из 2-х пальто б/у. Сама себе в 9-м блузочку связала, из "распущенных" ниток.

Почти все умели шить. Да, ассортимент в магазинах был куцый и скудный, увы легкая промышленность восстанавливалась по остаточному принципу, даже в 70 ассортимент был не очень. Шили всё: от трусов до пальто. Выкройки были в журналах "Работница", "Крестьянка", специальные журналы с выкройками издавались.

Как сегодня школы обходятся без предмета "Домоводство"?

Сегодня уроки домоводства и труда исчезли из школьных программ, остались только кое-где в виде факультативов. появился предмет "Технология" так и непонятный многим по содержанию: это и изучение компьютерных программ, и "Черчение", и что-то ещё. Непонятно, как всё это сочетается в одном предмете? Как справляется с таким предметом учитель?

В поисках в Интернете хотя бы одного отзыва о предмете "Технология" нашла отзыв (не на моём канале) учителя:

Я учитель технологии. В школе больше двадцати лет. С ностальгией вспоминаю прежние времена. Нашла недавно свою старую тетрадь с поурочными планами для 8 класса, три часа в неделю (мальчики налево, девочки направо). Перелистываю, читаю: материаловедение, свойства тканей, ручные швейные работы, построение выкроек, правила раскроя, работа на швейной машине, вязание, вышивка, лоскутное шитье и так далее. Открываю современный учебник (мальчики и девочки вместе) один час в неделю: семейная экономика (ну это куда ни шло), дом в котором я живу(ремонт оконных и дверных блоков, врезной замок, ручные инструменты), электротехнические работы(физика в чистом виде), художественная обработка материалов - 10 часов на теоретическое изучение семи видов вышивки. Напоминаю, что класс не делится. В 5-7 классах ситуация мало чем оптимистичнее. А потом наши дети ни пуговицу пришить, ни обед сварить.

А ведь мы потеряли главное: сами добровольно отказались от ещё одного мощнейшего рычага формирования личности человека, каковым являлось трудовое воспитание.

Любовь к труду раньше прививалась с детства, а трудолюбие было одним из важнейших положительных качеств человека.

А сегодня уже и окна в классе помыть, и пол, - запрещено?! "Не царское это дело. " ))) Как стало такое возможно?

Труд в советской школе: заводы и колхозы

В середине 1950-х годов Академия педагогических наук СССР начала эксперимент по дифференцированному обучению и введению производственного труда в школах. По данным Главархива Москвы, в 1958 году на педагогических чтениях академии докладывали об опыте экспериментальной школы № 204.

В учебном заведении оборудовали столярные и слесарные мастерские с верстаками, тисками и инструментами, а также кабинеты машиностроения, электротехники и черчения, мастерские с токарными, фрезеровочными и сверлильными станками. Школьники стали выполнять заводские заказы и соревноваться друг с другом.

Например, ученики 5–7-х классов мастерили на дополнительных занятиях в том числе ящики для аккумуляторов, подносы для раздаточного материала, подставки для приборов и ручки для лопат и многое другое.

Школа 204 входила в 500 учебных заведений, где старшеклассники шли на практику на заводы — по шесть часов в день в течение месяца. Восьмиклассники, как правило, проходили практику в колхозах. В документе упоминаются 93 ученика из 9-х классов, которые ходили на промышленную и сельскохозяйственную выставки, а потом получили квалификацию токарей-универсалов или слесарей-ремонтников на заводе.

Ученик 204-й школы Борис Горячкин — о производственной практике

В выпускных, 10-х классах ученики экспериментальной школы чередовали обучение и труд на заводе. На уроках они изучали темы, связанные с производством, проводили практические работы. Также старшеклассники ходили на тематические выставки, а с третьей четверти самостоятельно работали по выбранной специальности.


Их труд оплачивался. Ученическая ставка составляла 330 рублей, что по тем временам было приличной суммой для школьника. Например, средняя зарплата молодого учителя в 1958 году равнялась приблизительно 400 рублям. Десятиклассники получали полставки, девятиклассники — треть. В докладе говорится, что большинство из школьников сдавали экзамены по теории на хорошо и отлично.

В середине 70-х годов школьников вместе со студентами стали приглашать в колхозы, а в учебных заведениях начали оборудовать учебно-производственные комбинаты. Старшеклассники могли получить начальную профессиональную трудовую подготовку прямо в школьной мастерской или на стройках и заводах.


Девочки получали специальность прядильщицы, ровничницы, ткачихи, а мальчики учились у наладчиков оборудования и рабочих печатных станков.

Педагог отмечает, что не во всех школах были швейные машины, по правилам они должны были быть с механическим приводом. В школе № 2 девочек учили на машинках с электроприводом по инициативе учителей.


90-е годы: компьютеры и авторские программы

В это время появилась возможность менять содержание программ, рассказывает Наталья Набока. Например, если школа не может закупить машинки, шитьё разрешали заменить вышиванием, вязанием крючком или на спицах.

По словам Натальи, занятия у мальчиков вёл штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная — со всеми станками.

Параллельно стали вводиться занятия на компьютерах. Компьютерный класс в школе оборудовали американцы из Ричмонда — благодаря личным связям директора с Министерством иностранных дел. Это были первые компьютеры во всём городе — БК 4 с защитными экранами.

Когда информатика стала востребованной, завучу нужно было найти дополнительные часы на её углублённое изучение. Тогда ученики 8–9-х классов стали работать на компьютерах на уроках труда — для этого появилась новая программа предмета.

Уроки технологии: зачем они нужны


К традиционному содержанию программы предмета относятся производственные технологии, например, металлообработка и древообработка, швейное дело и кулинария.

Официальная позиция экспертов образования — дети, обладающие навыками ручного труда, будут востребованы на рынке. Но довольны ли сами школьники тем, что они изучают на уроках технологии? А что говорят по этому поводу их родители? Скоро поговорим и об этом — продолжение следует.

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Алину Абрамову.

Читайте также: