Кодирование информации в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Способствует развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

ВложениеРазмер
urok_po_informatike_2_klass.docx 28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: комбинированный.

Валентина Николаевна Горячкина

учитель начальных классов

Образовательная: Познакомить с кодированием информации.

Воспитательная: Способствовать воспитанию информационной культуры учащихся, аккуратности, настойчивости в достижении поставленной цели, умения работать в группе, интереса к предмету информатика.

Развивающая: Способствовать развитию логического мышления, познавательных процессов: памяти, мышления, восприятия.

Методы: беседа, поисковый.

Оборудование и материалы:

- Учебник для второго класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова

- Рабочая тетрадь для второго класса. Н. Матвеева, Е.Челак, Н.Конопатова, Л.Панкратова

- Карточки (с числами и буквами).

- Приложение (план урока, презентация, тест)

Форма подведения итогов урока: Каждый оцениваемый параметр обозначен определенным цветом, их всего семь:

Прозвенел, друзья, звонок

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Проверка домашнего задания *

Послушайте отрывки из сказок и мультфильмов и определите, какие носители информации используется героями.

- «Скачет как-то Илья Муромец на коне и видит на развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нем написано:

- Однажды дядя Федор, Кот и Шарик пошли в лес грибы собирать. Дома, кроме Галчонка, никого не было. Тут почтальон Печкин пришел, в дверь постучал и слышит:

Актуализация опорных знаний. *

Работа с тестом (Приложение 1)

Дети самостоятельно заколдовывают слова и превращают их в ребусы

Постановка темы урока.

(детям даю карточки с одной стороны числа, а с другой буквы)

Что бы узнать тему нашего урока вы должны поставить числа в порядке увеличения.

1слово 80, 7, 70, 12, 59, 19, 50, 22, 39, 30, 35 (кодирование) *

2 слово 95, 10, 90, 16, 81, 25, 77, 31, 64, 42 (информации)

Сегодня на уроке мы будем учиться кодировать информацию.

Закодированная информация – это данные. Например, текст – это текстовые данные, рисунок – это графические данные, число – это числовые данные.

Рассмотрим таблицу, в которой показано, как можно разными способами закодировать одну и ту же информацию о пяти шариках.

Графические данные о шариках

Текстовые данные о шариках

Числовые данные о шариках

Ветер дует нам в лицо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Работа с учебником и рабочей тетрадью *

Учащиеся читают в учебнике параграф 7 стр. 52-58

Цель урока: познакомиться с понятиями “кодирование” и “декодирование” информации.

образовательные – знакомство учащихся с понятиями “кодирование” и “декодирование”;

развивающие – формирование приемов логического и алгоритмического мышления; развитие познавательного интереса к предмету “Информатика”; развитие умения планировать свою деятельность;

воспитательные – воспитание аккуратности, точности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок-игра.

За каждое быстро и правильно выполненное задание ученик получает балл, который заносит в свой бортовой журнал. В конце урока он подсчитывает количество набранных баллов и выставляет себе оценку.

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

2. Основная часть урока. Путешествие на корабле.

Учитель. Ребята, вчера почтальон принес мне странное письмо. Вот оно… (слайд 1).

Я не смогла его прочитать. Как вы думаете почему?

Так вот, чтобы можно было прочитать зашифрованные письма, сегодня изучим такое действие, как “Кодирование информации” (слайд 2)

    Что такое кодирование и декодирование.
  1. Что такое кодировочная таблица.
  2. Способы кодирования.
    Кодировать и декодировать информацию.
  1. Работать с кодировочной таблицей.
  2. Кодировать информацию различными способами

Как вы думаете для чего нам нужно кодировать информацию? (Слайд 3)

Давайте расшифруем письмо. (Задание № 1)

12 13 01 05

15 01

16 19 20 18 16 03 06

05 06 19 33 20 10

17 01 13 30 14

У вас на партах лежат письма, придвиньте их к себе и с помощью кодировочной таблицы прочитайте письмо. (Слайд 5)

Путешественники ведут дневник, в который записывают все свои наблюдения.

У вас на столах лежит “Дневник путешественника” (слайыд 6-7).

Давайте его достанем и подпишем.

В дневнике мы будем выполнять задания. Проверьте, верно, ли вы расшифровали письмо. Если вы выполнили без ошибок, то поставьте 2 балла, если допустили ошибку – 1 балл, если не выполнили – 0 баллов.

При помощи какого вида транспорта путешествуют по морям и океанам? (Корабль, теплоход)

А где стоят корабли и теплоходы? (Впорту)

Закроем глаза и представим, что мы в порту. (Песня, слайд 8 с видами порта)

Вот наш корабль. (Картинка на слайде 9)

– Как говорил капитан Врунгель, “как вы яхту назовете, так она и поплывет”. Наш корабль называется “Умный”.

Умный семафорная азбука. (Слайд 10)

Все путешественники берут в дорогу какие-то предметы. Какой предмет возьмем мы, узнаем, выполнив задание “Предмет в дорогу”. (Диктант по клеточкам)

Что получилось? (Слайд 11)

Как вы думаете от чего этот ключ? (От сундука с сокровищем)

Заносим в дневник наблюдателя баллы за задание: у кого получился рисунок без ошибок – 2 балла, с ошибками или неточно – 1 балл, не получилось – 0 баллов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока - игры можно использовать при повторении изученного материала по главе №2 "Кодирование информации" (УМК Н.В. Матвеевой "Информатика" 2 класс) Категории в игре "Ответьте на вопросы", "Закодируй слова", "Декодируй пословуцу", "Ой, что это?!", "Декодируй героев мультфильмов по голосу", "Декодируй слова".

Цели урока:
- формирование умения формулировать цель урока;
- формирование понятия: кодирование информации;
- актуализация сведений из личного опыта;
- актуализация сведений из истории;
- развитие логического мышления;
- развитие навыков управления компьютерными объектами.

Данная разработка входит в авторский комплекс методических разработок по информатике 2 класса (Рабочая программа + КТП + 32 урока) УМК Матвеевой Н.В. ФГОС второго поколения. Перейти к списку.



Читайте также: